Обработка RAW: как выжать максимум из фотографий. Из грязи в князи: чем обрабатывать RAW-файлы

По итогам мастеркласса по студийной фотосъемке у вас имеется набор фотографий модели (работавшей по контракту TFCD) в формате RAW.

От вас не убудет, если модель получит диск со всеми кадрами съемки до их обработки вне зависимости от художественной ценности снимков. Для вас такие кадры не должны считаться собственно результатом съемки — это лишь сырье, из которого только предстоит получить окончательный продукт. Поэтому не будем томить модель месяцами в ожидании заслуженного вознаграждения и ждать вдохновения для обработки фоток «под продакшн», а приложим все усилия к тому, чтобы приготовить из «равов» пригодные для повседневного использования «джпеги». Копирайты на такие фотки лично я не ставлю (и вам не рекомендую) — модель и так не обладает правом на публикацию этих фотографий кроме как для личного пользования (вы же оформили model release, и модель ведь подписала его, правда?), а демонстрировать свой автограф сотням друзей модели на фото, в качестве которых вы совершенно не уверены, на мой взгляд не разумно.

Итак, нам нужно получить энное количество фотографий в формате jpg(jpeg) для передачи их модели. А ведь это хороший повод, чтобы вглядеться в результат съемки в первом приближении!

Я снимаю на камеры фирмы Canon и для обработки RAW (в данном случае это файлы с расширением CR2) использую предлагаемую производителям бесплатно программу Digital Photo Professional. Даже 7 лет назад, когда я готовил снимки к печати в глянцевом журнале, эта программа уже обгоняла по своим возможностям встроенные плагины конвертеров в графических редакторах. Сейчас же DPP — это мощный инструмент, который с задачей первичной подготовки изображений справляется отлично.

Модели, работающие по контракту TFCD (от английского «Time For CD» — Время за CD (с фотографиями)»), как правило работают из любви к искусству. А искусство предполагает черно-белые снимки. Поэтому даже если идея вашей съемки и не предполагала чб-вариант фотографий, лучше будет подготовить для модели джпеги как в цветном, так и в чернобелом варианте.

Пакетная обработка цветных фотографий

Рисунок 1. По привычке во всех графических редакторах я использую английский язык в качестве языка рабочего пространства — в нем корректнее детерминировано большинство понятий и возникает меньше путаницы. Если выполнять настройки именно в том порядке, что я их описываю ниже, у вас все должно получиться хорошо.

  1. Выбираем «на глаз» кадр с наиболее общими для всей съемки характеристиками цвета, контрастности, яркости. Открываем его RAW для редактирования настроек (DoubleClick по миниатюре в DPP), и настраиваем. (Рисунок 1.)
  2. Очень важно определиться с тем, какой баланс белого будет больше соответствовать условиям съемки. Если съемка проходила в студии с использованием моноблоков импульсного света, то скорее всего для баланса белого можно будет оставить автоматические настройки. Если же вас они не удовлетворяют, то рекомендую попробовать выставить числовое значение температуры света. Для наиболее распространенных моноблоков эта температура составляет 5600 °K — от этого значения и начинайте настройку, постепенно смещаясь к значениям, дающим оттенки, лучше соответствующие вашим ожиданиям. Если же и это не помогает, то можно взять пипеткой нейтральный цвет с кадра (только не очень светлый и не очень темный).
    Даннаяя съемка проводилась на сером фоне, поэтому использовать участки этого фона для выбора точки серого логично. Именно поэтому я использовал Click white balance.
  3. Здесь корректируем экспозицию в диапазоне значений от -2 до +2 (очень похоже на хардверные настройкам +/-2EV, не правда ли?). Кликая справа или слева от ползунка мы сдвигаем его на 1 шаг. Всего в каждую сторону по 12 шагов, в данном случае я оставил экспозицию без изменений.
  4. В подавляющем большинстве случаев я использую стиль Standart . Не буду здесь объяснять почему, выбор профиля — тема для отдельного разговора.
    • Contrast (Контрастность). По умолчанию у меня на камере установлена контрастность -1, но на этом снимке я прибавил ее до нуля, чтобы сделать снимок более ярким.
    • Highligt (Светлые тона) . Эта настройка позволяет приглушить или усилить пересветы. Я пользуюсь ей крайне редко, и в данном случае не использовал.
    • Shadow (Тени) . Эта настройка приподнимает или углубляет тени. Как видно, я приподнял тени на 1 шаг, чтобы улучшить детализацию волос, потрадавшию в результате повышения контрастности.
    • Color tone (Цветовой оттенок) . Позволяет делать цветокоррекцию снимка — движение ползунка вправо делает снимок более «зеленым», влево — более «пурпурным». Предпочитаю не использовать это, так как и зеленая и пурпурная кожа мне обычно не нужна.
    • Color saturation (Насыщенность цвета) . Говорит само за себя. Можно как усилить насыщенность, так и понизить ее. Я в данном случае ничего не трогал.
    • Sharpness (Резкость) . Название тоже говорит само за себя. Я люблю резкость (возможно сильнее, чем нужно), поэтому ставлю обычно достаточно высокие значения (здесь — 8). Однако если оптика, применявшаяся при съемке, сама по себе дает «звенящую резкость», лучше ставить значение пониже — в районе 4. Если же ваше стеклышко «подмыливает», можно и все 10 поставить.
  5. Возвращаемся к настройкам яркости. Возможно после коррекции стиля изображения вам необходимо будет понизить или повысить яркость.
  6. Чтобы перенести только что выполненные настройки с одного кадра на все остальные, нужно скопировать рецепт (RightClick на миниатюре настроенного файла, Copy recipe to clipboard); выбрать все кадры съемки (Ctrl + A); и применить скопированный рецепт ко всем выбранным файлам (RightClick на миниатюре любого из выбранных файлов, Paste recipe to selected image — вы должны будете подтвердить во всплывающем окне, что действительно хотите применить настройки ко всем выбранным изображениям). Не отменяя выделения всех файлов (или воспользуйтесь снова комбинацией Ctrl + A, если выделение нечаянно отменилось), сохраняем все файлы сразу (Ctrl + S).
  7. Поочередно открываем в DPP каждый файл съемки. Во-первых, это нужно для проверки экспозиции — маловероятно, чтобы настройки яркости подошли для всех кадров. Во-вторых, и это гораздо важнее, просматривая кадры вы сможете для себя отметить те, что заслуживают внимания для дальнейшей обработки. Кстати, Digital Photo Professional позволяет отмечать понравившиеся кадры цифровыми метками, и это позволит в последствии быстро найти их.
  8. Пакетная обработка (Batch process). Снова выбираем все файлы (Ctrl + A) и вызываем диалоговое окно пакетной обработки (Ctrl + B). В диплоговом окне пакетной обработки (Рисунок 2.) обращаем внимание на следующие поля:
    • Save folder. Путь к папке , в которую будут сохраняться готовые файлы при пакетной обработке.
    • File format. Формат файла. В нашем случае должен стоять Exif-JPEG с качеством 8)
    • File name. Имя файла. Программа позволяет задать произвольное имя для всей серии, но я настоятельно рекомендую сохранить текущее имя файла — это сэкономит вам кучу времени, когда возникнет необходимость (а она наверняка возникнет) найти исходный raw-файл, соответствующий какому-либо джпегу. Если же вам хочется как-то особо отметить имя серии в именах файлов, то используйте поле String — вписанное туда выражение добавиться к каждому файлу в виде суффикса.
    • Кнопка Execute запускает процесс пакетной обработки, и на выходе спустя несколько минут в указанной папке вы получите все кадры съемки в виде файлов в пригодном для передачи модели формате.jpg

Рисунок 2.

Пакетная обработка чернобелых фотографий

  1. Возвращаемся к тому же самому кадру, что использовали для настройки цветного изображения.
    Рисунок 3.
  2. White balance adjustment (Настройка баланса белого). Ничего не меняем относительно того, что было на цветном фото.
  3. Brightness adjustment (Настройка яркости). Тоже ничего не меняем.
  4. Picture Style (Стиль изображения). Заменяем стиль Standart на стиль Monochrome — обращаем внимание, что настройки стиля частично «сбросились», а частично заменились на совсем другие, которых не было в стиле Стандарт.
    • Contrast (Контрастность). У черно-белого изображения в 65 тысяч раз меньше возможностей для передачи разницы между двумя соседними точками, чем у цветного. Поэтому для придания фотографии большей глубины увеличиваем контрастность — я увеличил ее на 2 шага.
    • Highligt (Светлые тона). Без изменений.
    • Shadow (Тени). Несмотря на ушедшие в темноту из-за повышения контрастности волосы, ничего не меняю и здесь. Волосы не являются значимым объектом снимка, поэтому для пакетной обработки их детализацией можно пренебречь.
    • Вместо Color tone, ползунок которого мы видели при работе с цветным изображением, появился Filter effect (Эффект фильтра). Когда черно-белая фотография господствовала в фотосъемке, для придания большей глубины снимкам использовались цветные фильтры, задерживавшие свет соответствующей части спектра. При этом детализация не страдала, а скорее даже улучшалась. Если использовался красный фильтр, красные предметы на фотографии становились существенно светлее, если зеленый — зеленые. Именно поэтому использование желтого фильтра в настройках (yellow ) осветлило кожу, выравняло ее тон и придало полутонам еще большую контрастность и глубину — кожа ведь имеет желтоватый оттенок.
    • Toning effect (Тонирование). Еще одна эксклюзивная настройка для монохрома. Позволяет подкрашивать чернобелое монохромное изображение в сепию, голубой или пурпурный тона. В нашем случае это лишнее.
    • Sharpness (Резкость). Оставляем как было.
  5. Сохраняем настроенный RAW-файл (Ctrl + S) и закрываем его.
  6. Копируем рецепт и переносим на все остальные файлы (как это делается читайте в инструкции по подготовке цветных фотографий для предпросмотра).
  7. Поочередно открываем в DPP каждый файл съемки для корректировки экспозиции. Как и в случае с цветными фотографиями, отмечайте те кадры, которые покажутся вам перспективными для дальнейшей обработки.
  8. Используйте пакетную обработку для сохранения получившегося результата (как это делается читайте в инструкции по подготовке цветных фотографий для предпросмотра).

Рисунок 3. Основные инструменты настройки черно-белого варианта точно такие же, как и для цветного фото, но есть и свои — особенные инструменты

В модуле Adobe Camera Raw предусмотрена возможность одновременной обработки нескольких файлов, которая иначе называется пакетной обработкой.

Для чего это нужно:

Пакетная обработка значительно сокращает затраты времени

Для получения одинаковых изображений в пределах одной серии.

Что значит одинаковых?

Дело в том, что если мы будем обрабатывать каждое изображение серии отдельно (под серией подразумеваются изображения, снятые в одинаковых условиях в пределах одной съемки), то можем получить и разный результат обработки, что будет выглядеть непрофессионально. Вся серия должна выглядеть одинаково по цвету и тональной плотности.

Как этого достичь?

Существуют несколько способов для пакетной обработки. Я познакомлю вас с двумя из них.

Первый способ

Для того, чтобы одновременно изменять параметры нескольких файлов, сначала откройте их в Camera Raw. Проще всего сделать это из модуля Adobe Bridge.

Выберите нужные файлы – это делается точно также, как в Проводнике, то есть, для выбора нескольких файлов подряд нужно кликнуть на первом, затем, удерживая клавишу SHIFT, на последнем.

Для выбора нескольких файлов с произвольным расположением нужно удерживать клавишу CTRL. Затем откройте файлы в Camera Raw, нажав на ее пиктограмму (отмечена красным прямоугольником).

Можно сделать это, нажав комбинацию клавиш CTRL+R.

Выбранные изображения откроются в модуле Adobe Camera Raw

Следующим действием нужно выделить все изображения. Для этого можно нажать кнопку Выбрать все либо комбинацию клавиш CTRL+A. Подсветка вокруг миниатюр изображений сигнализирует о том, что они выделены

Теперь, если вы будете передвигать регуляторы, корректируя изображение, то эта коррекция будет применяться ко всем изображениям одновременно.

При этом на миниатюрах изображений в правом нижнем углу появляется пиктограмма, указывающая, что изображение подвергалось коррекции

Выполнив все необходимые операции во вкладках, необходимо нажать кнопку Готово, чтобы сохранить результат без открытия файлов в Adobe Photoshop.

Camera Raw при этом закрывается, а в модуле Bridge появляются обновленные миниатюры изображений.

Второй способ

Точно также выбираем изображения в модуле Bridge и открываем в Camera Raw.

Затем выполняем обработку одного изображения.

Теперь выбираем все изображения, нажав кнопку Выбрать все или комбинацию клавиш CTRL+A.

Нажимаем кнопку Синхронизировать.

При этом появится диалоговое окно с выбором параметров, которые будут синхронизироваться в выбранных изображениях. Здесь можно отмечать или снимать отметки в чекбоксах параметров, таким образом гибко настраивая синхронизацию по определенным настройкам (допустим, вы захотите синхронизировать только баланс белого, в этом случае нужно оставить отметки только напротив этого параметра).

Но, в нашем случае нужно применить все параметры обработки к остальным изображениям, поэтому мы ничего изменять не будем, а сразу нажмем ОК

Параметры обработки применятся ко всем изображениям, соответственно изменится и вид миниатюр

Если ваш фотоаппарат снимает в RAW - поздравляем. Вы сможете выжать из своих снимков гораздо больше, чем владельцы компактных камер, способных снимать только в JPEG.

Данная статья не претендует на полноценное руководство по обработке RAW, однако, на наш взгляд, окажется полезной для тех, кто пока не придавал значения потенциалу работы с RAW.

RAW и JPEG, что лучше?

Конечно, важно понимать, что RAW и JPEG изначально создавались для решения разных задач, поэтому утверждать, что RAW лучше, чем JPEG, нельзя.

Формат изображений JPEG был создан для того, чтобы демонстрировать максимально качественную картинку с минимальными затратами памяти. При съемке в JPEG у вас сразу получается готовая картинка, которую можно тут же отправить на форум, сайт, в социальную сеть, а может и в печать. JPEG-файлы занимают относительно мало места и являются негласным стандартом хранения изображений в пользовательских альбомах.

Цвета на ваших фотографиях будут именно такими, какими их видит система обработки изображений вашего фотоаппарата. В случае с RAW вам придется или прибегать к помощи родного RAW-конвертера, или использовать правильные профили в специально предназначенном для этого ПО. Если профилей не будет (такое возможно в краткосрочной перспективе, к примеру если ваша камера новая, а компания - производитель софта еще не успела подготовить правильные профили), параметры изображения нужно будет настраивать самостоятельно.

Важно знать, что в RAW снимают абсолютно все фотоаппараты. Просто сохранение в RAW у них заблокировано, и камера самостоятельно конвертирует сигнал в JPEG по собственному, известному только разработчикам алгоритму. Таким образом, JPEG - конечный результат обработки снимка фотоаппаратом, данный процесс протекает в несколько последовательных этапов. Этим занимается система обработки изображения - именно так производители называют сейчас связку из специального процессора, дополнительных микросхем и программных алгоритмов.

Зная любовь фотографов к съемке в JPEG, разработчики оснащают почти все современные камеры, включая зеркальные и гибридные модели, расширенными параметрами обработки JPEG. В зеркальных фотоаппаратах Canon это функция Picture Style, в зеркалках Nikon - Picture Control, в зеркалках Sony - стили изображения. Кроме нескольких часто используемых предустановок есть возможность настроить все параметры самостоятельно.

Конечно, вычислительная мощность и интеллектуальность систем обработки постоянно эволюционируют. К примеру, новая система обработки в камерах Lumix, именуемая Venus Engine VHD, и система обработки изображений в камерах Casio оснащаются трехъядерными процессорами; интегральная микросхема Canon DIGIC IV укомплектована быстрой памятью и обеспечивает многоканальное считывание с сенсора. Установка двух этих процессоров в фотоаппарат Canon EOS 7D позволила добиться скорости считывания данных в 144 Мп/с.

Трехъядерный процессор обработки Venus Engine FHD

Программная часть также важна, и она зачастую базируется на обширной базе типовых сюжетов съемки. Камера сравнивает яркостную композицию кадра с базой данных, в которую уже занесено несколько тысяч типовых сюжетов, и использует оптимальные настройки съемки. При распознавании определенного цвета в кадре, например голубого неба, фотоаппараты повышают насыщенность именно голубого цвета. Доходит до того, что камеры учитывают часовой пояс, а также дату и время съемки. Таким образом, ваш фотоаппарат может, к примеру, при съемке закатов автоматически поднимать насыщенность красных и желтых оттенков, делая кадр более «вкусным», а владельца камеры - более радостным.

К сожалению, часто автоматические программы дают сбои либо обеспечивают нежелательные эффекты, сильно завышая/занижая контрастность или насыщенность снимка.

Есть много ситуаций, в которых съемка в JPEG более приемлема. В этом формате имеет смысл снимать в том случае, если вы уверены, что фотографиям не нужна существенная обработка, при съемке больших серий (большим буфером для RAW обычно обладают не самые дешевые зеркальные модели, а у компактных фотоаппаратов и бюджетных зеркальных камер буфер для RAW традиционно не более 10 кадров в серии), а также тогда, когда карта памяти близка к заполнению.

Как протекает путь от момента съемки до сохранения изображения на карту памяти?

Сигнал, полученный с сенсора, интерполируется в RGB, процессор проводит цветокоррекцию в соответствии с установками баланса белого, а затем применяет цветокоррекцию, исходя из установок насыщенности, контраста и других настроек цвета.

После этого система обработки изображения применяет один из спецэффектов, если они были выбраны пользователем, например эффект миниатюры, имитации работы tilt-shift-оптики, искажений объектива типа «рыбий глаз». Если спецэффекты не задействованы, то, наоборот, проводится программная коррекция виньетирования, хроматических аберраций и оптических искажений.

Кстати, именно эти программные методы позволили уменьшить стоимость и размеры таких популярных фотоаппаратов, как Canon S90 и Lumix LX-3 . Чтобы снизить цену устройств и их габариты, компании-производители решили отказаться от сложной оптической схемы объективов, минимизирующей нежелательные искажения.

Малые габариты и высокое качество снимков в Canon S90
стали возможны благодаря программной коррекции искажений объектива

Наконец, камера применяет заданные пользователем настройки шарпинга (повышения резкости) или размытия, параметры шумоподавления на длинных выдержках или высоком ISO и только после этого конвертирует результат в 8-битное изображение, т. е. JPEG.

Самый печальный момент заключается в том, что каждая стадия преобразований приводит к необратимой потере информации в фотографии. И если снимки для вас представляют определенную ценность, то очень глупо отдавать все эти стадии на обработку фотоаппаратом.

Съемка в формате RAW позволяет редактировать изображение в недоступных для формата JPEG рамках. Исправить экспозицию, настройки баланса белого, повысить резкость и удалить шум на изображении можно после. Грубо говоря, все, что вам нужно при съемке в RAW, это получить технически удовлетворительный снимок. Остальное можно доработать.

RAW - это специфический формат, в котором хранится информация о сигнале, снятом напрямую со светоулавливающего сенсора без дальнейшей обработки камерой. Данные в RAW-контейнере могут быть как несжатыми, так и сжатыми, с потерями или без. Однако даже в самом худшем случае сжатия с потерями RAW-файл содержит существенно больше информации по сравнению с JPEG-изображением максимального качества: 12- или 14-битные RAW-файлы гораздо более лояльны к пользовательской обработке, чем сильно сжатые 8-битные JPEG.

Почти все производители имеют собственные форматы RAW: у Canon это *.acr и *.cr2, у Sony - *.arw, *.srf, *.sr2, у Nikon - *.nef, *.nrw, у Pentax - *.ptx и *.pef, а у Samsung - *.srw. Во многих новых моделях используется разработанный Adobe открытый формат DNG (Digital Negative, цифровой негатив).

RAW - это своеобразный непроявленный цифровой снимок. Он хоть и распознается многими современными программами просмотра (со специальными плагинами или без), однако непригоден для печати, а сам файл разными редакторами может быть интерпретирован по-разному. К примеру, один и тот же RAW при просмотре в ACDSee и Picasa существенно отличается.

Формат RAW дает обширные возможности постобработки в некоторых пределах без потери качества. Все те операции, которые процессор фотоаппарата делает самостоятельно, нужно будет проводить вручную. Награда здесь одна - значительно более качественные и эффектные фотографии.

Однако RAW-файлы занимают значительно больше места, они в 3-6 раз крупнее, чем аналогичные JPEG-файлы, а для конвертации необходимы некоторые знания и время на обработку. К счастью, процесс этот достаточно увлекателен, и если у вас в исходнике хороший RAW, вы определенно порадуетесь конечному результату.

RAW-конвертация на примере Adobe Lightroom

Мы рассмотрим RAW-конвертацию на примере Adobe Lightroom версии 3.2. Эта программа заслуживает внимания по нескольким причинам: она достаточно проста в работе, регулярно обновляется и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Приложение хорошо интегрировано с семейством Photoshop и очень функционально, оно одинаково удобно при работе как с отдельными фотографиями, так и с большим числом изображений.

Из недостатков Lightroom стоит отметить требовательность к вычислительным ресурсам компьютера и необходимость ее покупки. Отсутствие русскоязычного интерфейса также зачастую отпугивает начинающих фотографов. Скачать программу можно на официальном сайте Adobe.

Несмотря на достаточно большое число программ такого типа, из которых мы бы отметили бесплатную RawTherapee, Apple Aperture, Phase One Capture One и Bibble Pro, приложение Lightroom, на наш взгляд, является золотой серединой.

Все эти программы заслуживают внимания, так как более сильны в определенных моментах. К примеру, Aperture очень проста в использовании, а Capture One дает лучшие возможности контроля цвета.

В вольном переводе слово lightroom трактуется как место для проявки снимков. В принципе, так оно и есть - это удобный и мощный интерфейс для проявки RAW-изображений и даже работы с JPEG. Приложение Lightroom представляет собой недеструктивный алгоритм обработки изображений. До момента конвертации внесенные в программу снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр эффектов и настроек доступен из кэша приложения. Каждому файлу назначается документ с подробными пользовательскими изменениями, которые записаны в инструкции и затем исполняются при конвертации изображений из RAW.

Такой подход достаточно удобен, и благодаря ему реализована бесконечная история действий со снимком или снимками.

Программа Lightroom позволяет сихронизировать выбранные настройки для группы фотографий, что очень удобно, к примеру, если вы сделали много однотипных кадров и хотите перенести правку сразу на несколько снимков.

В модуле Library заключается особенность программы для каталогизации изображений. Мы не будем заострять на ней внимание. Отметим лишь, что кадры можно сортировать по времени создания, заголовку, координатам съемки, объективу, фокусному расстоянию и т. д. Есть возможность создавать динамические коллекции, автоматически пополняемые по выбранным критериям, и многое другое.

Модуль Library очень мощный и удобный, так же как и модули подготовки к печати (Print), создания слайд-шоу (Slide-show) и публикации в интернете (Web). Их описания хватило бы на еще одну статью, поэтому мы уделим внимание самому важному модулю - модулю обработки (Develop).

В самом верху находится гистограмма изображения по цветам и информация о съемке. Гистограмму можно двигать мышкой, ее определенные участки отвечают за контроль экспозиции, темных и светлых участков кадра. Гистограмма достаточно наглядна и позволяет провести быструю коррекцию кадров, которые изначально были не очень удачными.

Следует отметить, что все настройки следуют в логическом порядке, и если вы не совсем представляете, что желаете улучшить в снимке, можно двигаться по настройкам сверху вниз.

Панель Basic

White Balance (баланс белого). В данном окошке пользователь может выбрать одну из предустановок баланса белого, доступных в вашей камере, или же доверить выбор оптимальных настроек автоматике, обеспечивающей на удивление весьма качественный результат. Если вас не устроили вышеописанные настройки, можно воспользоваться ползунками Temperature (цветовая температура) и Tint.

Самый простой и удобный способ правильно задать баланс белого - это использовать инструмент White Balance Selector (пипетка), которым можно указать нейтральный тон на снимке, например белый или серый участок. При этом показывается сильно увеличенная область под пипеткой, чтобы можно было точнее выбрать правильный нейтральный участок на неоднородных текстурах.

Exposure - один из важнейших инструментов в конвертации. Именно с его помощью производится первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных снимков.

Параметр устанавливает общую яркость снимка и его белую точку. Если во время работы зажать Alt, подсветятся участки кадра, которые выбиты в света, т. е. в них не будет никакой информации, кроме чистого или почти чистого белого цвета. Если в этом нет художественной задумки, потерянные в светах детали стоит попробовать вернуть. Это применимо и к яркому белому свадебному платью, и к текстуре облаков на небе.

Инструмент Recovery призван нам в этом помочь. Он убирает пересветы именно в нужных местах, почти не затрагивая остальные участки фотографии. Если же вы до этого проводили цветокоррекцию, после применения Recovery на снимке может появиться легкая серая вуаль или могут немного измениться цвета.

Инструмент Fill Light (заполняющий свет), наоборот, увеличивает яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки.

Если Recovery почти всегда можно выкручивать до максимума, то с Fill Light стоит проявлять аккуратность - неестественная яркость темных участков может придать даже хорошему снимку плоский и неестественный вид. Оба инструмента помогают попасть в гистограмму, а их разумное применение можно считать легкой вариацией HDR, изображений с расширенным динамическим диапазоном.

Параметр Blacks устанавливает черную точку изображения.

Параметр Brightness очень многие считают клоном инструмента Fill Light, однако это не так - он изменяет яркость для всего тонального диапазона вашего снимка.

Параметр Contrast отвечает за контрастность фотографии. Понижение контрастности делает тоновые переходы более мягкими, а повышение - более резкими.

Три интересных инструмента находятся в подблоке Presence (внешний вид), а их изменение очень сильно меняет саму фотографию.

Инструмент Clarity влияет на микроконтрастность снимка, а именно - на плавность контрастных переходов, таких как грани, контуры объектов. Повышение значения этого параметра создает ощущение резкого кадра, а понижение - эффект мягкого, почти расфокусированного изображения.

Инструмент Vibrance - это, пожалуй, один из самых эффектных, простых и любимых инструментов Lightroom. После его успеха Adobe внедрила аналогичный инструмент в Photoshop CS4. Vibrance - это умная функция повышения насыщенности. Она не затрагивает уже насыщенные цвета, а выборочно и не линейно повышает насыщенность тусклых оттенков. Такой подход позволяет избежать перенасыщения, потери оттенков и различных артефактов на изображении. Кроме того, Vibrance избирательно повышает насыщенность телесных тонов и не дает коже людей превратиться в желто-бежевую субстанцию.

Инструмент Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу. Легкое повышение насыщенности вместе с применением Vibrance позволит получать еще более сочные и яркие цвета. Однако пользоваться Saturation стоит осторожно, выкручивать значение параметра на максимум не следует.

Следующий блок - кривые . Тональная кривая в Lightroom нужна для настройки контрастности в каком-то определенном диапазоне тонов. Несмотря на то, что это очень мощный инструмент в плане улучшения изображения, мы пока не будем его рассматривать, так как для начинающих он достаточно сложен, а лучший способ его изучить - это просто экспериментировать.

Блок цветокоррекции

Данный блок предназначается для коррекции оттенка, насыщенности и яркости (светимости) отдельных цветов. Цвета изначально разбиты на несколько оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, аква, голубой, фиолетовый, пурпурный.

На каждой вкладке параметров Hue (тон), Saturation (насыщенность), Luminance (яркость) имеется список с ползунками для контроля каждого цвета. Однако наиболее удобным способом избирательной цветокоррекции будет использование инструмента-точки. Все, что вам нужно, - переместить ее на необходимый цвет в кадре, к примеру на небо, и с зажатой клавишей мыши подвигать вверх-вниз. Результат применения сразу отображается на фотографии, а такой подход делает очень удобным метод работы на глаз.

В режиме Grayscale все цвета на снимке также можно варьировать и пользоваться инструментом-точкой.

Блок Split Toning

Этот блок будет интересен для людей, желающих добиться творческой обработки, сопоставимой с такими эффектами, как сепия или имитация пленочных цветов. Здесь доступно раздельное тонирование определенным цветом светлых и темных участков изображения. Предлагаем вам поэкспериментировать с блоком самостоятельно.

Блок Details (детализация) включает два весьма важных пункта - Sharpening и Noise Reduction.

Инструмент Sharpening ответственен за повышение резкости снимка. Он работает по тому же принципу, что и инструмент Unsharp Mask в Adobe Photoshop. В этой вкладке находится фрагмент изображения в масштабе 1:1 и параметры настройки алгоритма - Amount, Radius, Detail, Masking.

Параметр Amount отвечает за интенсивность работы алгоритма повышения резкости.

Параметр Radius отвечает за толщину области на границах объектов, в которых будет работать алгоритм. Для современных зеркальных камер с разрешением выше 10 Мп рекомендуемые значения - 0,8-1.

Практически вся фототехника на данный момент умеет делать снимки в RAW-формате (формат с минимальной обработкой фотографии самой камерой. Такая система позволяет фотографу использовать больше возможностей и эффектов при последующей обработке изображения). Возможно RAW и не так популярен, как JPEG, но при съемке лучше использовать именно его.

Всё-таки как бы не был хорош JPEG, это всё-таки формат, использующий сжатие, а любое сжатие, как известно, отражается на качестве итогового изображения. Именно по этой причине большинство профессиональных фотграфов отдают предпочтение RAW, позволяющему «вытащить» со снимка как можно больше информации. Кроме того, этот формат, как бы странно сейчас это ни звучало, очень удобен: вам не надо думать о настройке баланса белого, можно слегка недоэкспонировать кадр и так далее.

Итак, вот вы сделали множество снимков в формате RAW, подключили оборудование к компьютеру, перебросили файлы… А что дальше-то делать? Для всей последующей работы со снимками вам понадобится специальная программа – конвертер. Подобное обеспечение выпускают и производители фототехники, и сторонние компании. К выбору (достаточно широкому, Интернет буквально кишит всевозможными вариантами) не стоит подходить наобум. Разные программы, разные алгоритмы – разный эффект. Специально для вашего удобства мы составили небольшой путеводитель по миру лучших программ для обработки фотографий.

Представлять фирму Adobe не нужно никому. Её продукция всем известна: они выпускают одни из лучших программ для работы с музыкой, видео, фотографиями. В данном случае это специально созданное обеспечение, направленное на редактирование снимков, сделанных в RAW-формате. Помимо этого, программа запросто может работать и с JPEG, и с TIFF. Это, что называется, обеспечение «полного цикла». Другими словами, после работы с данной программой, вы уже сможете распечатать готовое изображение.


Программный движок предоставляет вам возможность корректировки шумов, цветовую коррекцию, повышение/снижение яркости или контраста. В любой момент можно отменить последние действия и вернуться к первоначальному изображению, за это отвечает специальный служебный файл, предназначенный для неразрушающего редактирования. Работать можно абсолютно не опасаясь потерять первоначальный снимок. Измененный вариант можно просто сохранить отдельным файлом. Кроме того, программа привлекательна мощной системой каталогизации, впечатляющим набором инструментов и возможностью интеграции с графическим редактором Adobe Photoshop.

И раз мы уж упомянули эту программу давайте поподробнее её рассмотрим. Многим она известна как одна из лучших программ для обработки фото. Это признанный лидер рынка в области коммерческих средств редактирования изображений растрового вида. Программа обладает внушительным набором инструментов для коррекции фотографий и поддерживает следующие цветовые схемы: RGB, CMYK, LAB, Grayscale, Bitmap, Duotone, Indexed, Multichanne. Это настоящая фотолаборатория с неограниченными возможностями.

Многофункциональный RAW-редактор с поддержкой целого ряда модельных камер. Он представляет все возможности как для одиночной, так и для пакетной обработки файлов, корректировки баланса белого, настройки резкости, контраста, цветовой температуры, удаления цифрового шума и многое другое. Данный пакет инструментов делает Phase One Captur One одной из лучших программ для обработки фотографий. Здесь можно найти даже выбор сюжетных программ, характерных для фотоаппаратов.


Специально для каждой модели камеры разработан свой, особый ICC профиль, обеспечивающий наилучшее качество для редактирования. Здесь присутствует возможность править хроматические аберрации, дисторсию, виньетирование и прочие дефекты снимка. По возможностям программа если и не превосходит Lightroom, то, пожалуй, находится с ним на одном уровне, однако только при условии, что вы обладаете определенными знаниями и навыками, а также готовы индивидуально работать с каждой сделанной фотографией.

Это весьма популярный, родной для моделей фирмы Nikon редактор, предназначенный для работы с RAW. Программа обеспечивает пошаговое воспроизводство всего процесса обработки изображения в формате NEF, с возможностью в любой момент отменить изменения или сохранить промежуточные результаты. Весь интерфейс программы базируется на особых «контрольных точках», в каждой из которых сохраняются индивидуально подобранные настройки, обеспечивающие лучшую коррекцию цвета. Степень изменения всех данных контролируется специальными слайдерами, не только вносящими, но и отслеживающими все происходящие изменения. Кроме того, в наличии имеются полноценные инструменты для всевозможной коррекции дефектов. Это по праву одна из лучших программ для обработки фото.

Одним из важнейших преимуществ этого RAW конвертера является полноценная работа с «плавающими точками», что благотворно влияет на передаче и воспроизводстве более натурального цвета. Кроме того, в многочисленном инструментарии по редактированию цвета, резкости, яркости, устранению шумов и прочего имеются снятые с настоящих пленок профили. Конечно, программа не проста и требует определенных навыков работы.


Вот такой небольшой список программ, которые помогут вам добиться наибольшего эффекта от сделанных фотографий, показать всю красоту окружающего мира и отразить самые незабываемые моменты. Какую из них выбрать – решайте сами, они все достойны внимания даже профессиональных фотографов. Многие из этих программ платные, но чаще всего они стоят тех денег, что за них просят, учитывая тот результат, который они позволяют вам получить.

Другие материалы:
Как работать в Lightroom? (видео)
Как научиться хорошо фотографировать?
Фотоаппарат для начинающих