В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.
223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.
Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .
Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:
- Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
- Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
- Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
- Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.
Структура федерального закона № 223
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
- Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
- Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
- В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
- Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
- Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
- Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
- Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
- Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
- Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
- Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
- Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
- Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
- Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
- Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
- Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
- Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Закон 223-фз: кого это касается
Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:
Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.
Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.
Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.
Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:
- Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
- Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
- Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.
Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз
Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:
- Безотзывными.
- С определенным сроком действия.
- С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
- Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
- С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Размер гарантированных средств по 223-фз
Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.
В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.
Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.
Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.
Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ
Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:
- Оформление цифровой подписи.
- Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
- Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
- Составление положений о закупках.
- Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
- Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
- Предоставление документации всем задействованным сторонам.
- Проведение конкурса.
- Заключение контракта с победителем.
Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:
Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз
Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:
- необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
- предполагаемые порядки проведения торгов;
- способы отбора актуальных поставщиков;
- предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
- порядок подписания контракта между сторонами;
- особенности приема и оплаты предоставленных работ;
- возможные штрафные санкции;
- способы разрешения спорных ситуаций.
Исключения
Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:
- договор связан с государственной тайной;
- контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
- предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.
Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.
Сроки по 223-фз
Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:
Вид документации | Срок подачи | Соответствующая ссылка на закон | |
Статья | Часть | ||
Положение о предполагаемых покупках | До пятнадцати дней с момента подписания. | 4 | 1 |
Внесенные изменения в первоначальный документ. | До пятнадцати дней с даты утверждения. | 4 | 1 |
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. | В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. | 3 | 2 |
Скорректированное извещение. | С течение трех дней. | 4 | 11 |
Данные о необходимых покупках. | Подается вместе с извещением. | 3 | 2 |
Толкование особенностей договора. | В течение трех суток с момента запроса. | 4 | 11 |
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. | Не более трех суток после подписи. | 4 | 12 |
Конечный протокол. | На протяжении трех дней с момента его составления. | 4 | 12 |
Подписанный контракт. | Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. | 4.1 | 2 |
Изменения в договор. | До десяти дней с момента принятия решения. | 4.1 | 2 |
Отчет. | До десятого числа следующего за отчетным месяца | 4 | 19 |
Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.
Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:
- Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
- Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
- Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.
Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .
Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.
Информация, содержащаяся в реестре
После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:
- Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
- Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
- Идентификационный номер налогоплательщика.
- Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
- Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
- Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.
Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.
Выход из реестра
На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.
Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.
Итоги
Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.
Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.
Что нужно знать о закупках, чтобы успешно закупать или продавать в соответствии с законодательством?
ВАЖНО. Основные нормативно-правовые документы и источники информации о закупочной деятельности.
- Закон «О защите конкуренции» - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Закон «Об электронной подписи» - Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
- Закон «О размещении заказов» - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Закон «О контрактной системе» - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Закон № 223-ФЗ - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
- Закон «Об организованных торгах» - Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»
- Постановление Правительства РФ № 932 - Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»
- Постановление Правительства РФ № 616 - Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»
- ЕИС - единая информационная система в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru
- ЕГРЮЛ - единый государственный реестр юридических лиц
Что нужно знать о тендерах? Участником закупки (тендера) может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком услугам и условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Любой заказчик, объявляющий конкурс на поставку товаров или оказание услуг, желает заключить договор с надежным поставщиком, который своевременно и качественно выполнит все свои обязательства. Любой покупатель хочет получить качественный товар именно тогда, когда он ему нужен – у кого-то от этого зависит непрерывность производства, в других – исполнение обязательств перед другим лицом. Проще говоря, любые проблемы с исполнением договора поставщиком приводят к тому, что заказчик рискует не выполнить уже свои обязательства перед кем-то еще. Поэтому конкурсная документация к тендерам всегда содержит перечень основных требований к претендентам на победу в конкурсе. Что это за требования?
Требования к финансовому положению для участия в тендерах по 223-ФЗ и по 44-ФЗ
Потенциальный участник закупки должен иметь удовлетворительное финансовое положение, а лучше – хорошее или даже отличное. Неприемлемым положением считается:
- наличие процесса ликвидации;
- наличие решения Арбитражного суда о наложении ареста на имущество;
- наличие решения о признании компании банкротом;
- наличие решения о приостановлении деятельности в соответствии с КоАП РФ;
- наличие судимости или решения о лишении права заниматься определенной деятельностью у руководителя и главного бухгалтера.
Все эти случаи позволяют заказчику автоматически отклонить вашу заявку в конкурсе как несоответствующую требованиям документации. Отсутствие указанных решений суда и процесса ликвидации в письменной форме подтверждается участником, при необходимости проверить достоверность ваших данных также не составит труда. Финансовое положение участника должно быть как минимум удовлетворительным, для подтверждения этого факта к заявке требуется как минимум приложить бухгалтерскую отчетность за прошедший год и за последний период текущего года.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков
Информация о претенденте должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков. Реестр доступен всем на Портале закупок zakupki.gov, проверка осуществляется с помощью функции поиска.
На момент подачи заявки на тендер участник не должен иметь долгов по налогам и сборам , срок уплаты которых уже наступил (в крайнем случае, задолженность не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов поставщика). В зависимости от конкурса и заказчика это условие может меняться: может быть установлен и другой процент, а также указано исключительно полное отсутствие долгов перед бюджетом.
Потенциальный участник конкурса должен иметь возможность исполнения договора и опыт поставок аналогичного товара или выполнения аналогичных услуг. В зависимости от конкурса требование может распространяться на определенный период. Например, необходим опыт подобных поставок в течение последнего года, в течение последних трех лет и т.д. Для подтверждения этой информации необходимо заполнить определенные формы заявки, предоставить официальные отзывы от покупателей, копии исполненных договоров.
Рассматривая заявку конкретного участника, заказчик должен понять, что претендент может исполнить свои обязательства: что товар имеется на складе и находится в собственности поставщика – для посредников, что продукция будет произведена вовремя согласно представленному графику – для производителей и т.д.
Чтобы участник смог исполнить условия договора, он должен обладать необходимыми ресурсами , например:
- производственные мощности;
- оборудование и другие технические средства;
- собственное или арендованное помещение;
- трудовые ресурсы с соответствующей квалификацией;
- прочие ресурсы, необходимые для исполнения принятых на себя обязательств.
Оценка заявки участника начинается с проверки соответствия перечисленным требованиям. Потом оценивается само коммерческое предложение и приложения к нему. На что обращают внимание заказчики?
- Все ли перечисленные в конкурсной документации формы заполнены и предоставлены;
- Согласен ли участник с условиями проекта договора, предполагаемыми сроками его исполнения;
- Соответствует ли установленной документацией форме коммерческое предложение, а также соответствуют
ли требованиям:
- наименования продукции (работ, услуг)
- технические характеристики
- объемы продукции
- сроки поставки или исполнения
Отдельно рассматриваются предложения, где поставщик предлагает аналоги товаров или услуг.
- Проверяют, на все позиции лота дано коммерческое предложение или только на его часть;
- Проверяют, не превышает ли сумма коммерческого предложения общую лимитную сумму по конкурсу, а также попозиционные лимитные цены;
- Имеются ли в приложениях к коммерческому предложению копии паспортов, сертификатов и прочей технической документации на продукцию;
- Согласен ли поставщик выполнить все условия поставки товара в адрес заказчика;
- Все ли необходимые данные о компании предоставлены;
- Имеет ли компания опыт исполнения аналогичных договоров, в каких объемах и с каким результатом (примеры договоров, отзывы заказчиков);
- Участвовала ли компания в судебных разбирательствах, по какому поводу и на какую сумму, с каким результатом (выиграла/проиграла суд);
- Представлены ли в полном объеме учредительные документы, приложена ли к заявке копия выписки из ЕГРЮЛ;
- Представлена ли в полном объеме необходимая бухгалтерская отчетность;
- Имеются ли в составе заявки гарантийные письма производителей или их официальных представителей, копии дилерских соглашений или действующих договоров поставки между участником и его поставщиками;
- Привлекает ли участник для исполнения договора субпоставщиков, а также:
- относятся ли субподрядчики к МСП – если такое требование есть в документации;
- предоставил ли участник информацию по субподрядчикам, опыту их работы;
- предоставили ли субподрядчики в подтверждение своего приемлемого финансового положения необходимую бухгалтерскую отчетность.
Каждый заказчик может предъявлять к потенциальным участникам свои требования, не противоречащие действующему законодательству. Перед составлением заявки на конкурс документацию нужно очень внимательно прочитать и отметить, что именно от вас требует заказчик.
Участие в закупке разделяется для поставщика на два отдельных этапа: поиск закупки и направление заявки на участие в ней.
Поиск открытой закупки сегодня может быть реализован несколькими способами: с помощью ЕИС, с помощью поисковика электронной площадки, или с помощью «агрегаторов». ЕИС содержит данные о всех закупках, но лишь в отношении регулируемых заказчиков. На электронной площадке можно найти данные и о чисто коммерческих закупках, но круг заказчиков ограничен лишь пользователями данной площадки. Помимо возможностей активного поиска электронная площадка предоставляет поставщику возможность пассивного поиска: поставщик, выбравший профильную для себя отрасль в настройках рассылки, получает сообщения о всех закупках, объявленных в данной отрасли.
После того, как потенциально интересная закупка тем или иным способом найдена, надо тщательно изучить документацию этой закупки. Если после изучения закупочной документации интерес к закупке не пропал, необходимо составить заявку. Заявка составляется в строгом соответствии с той формой, которая указана в закупочной документации.
До направления заявки можно путем «переговоров» с заказчиком устранить из документации условия, которые необоснованно обременяют поставщика или создают риск ограничения конкуренции. Каждое условие закупочной документации в том виде, в каком она существует на момент отправки заявки, обязательно для поставщика.
Если закупка проводится в традиционной – т.е. «бумажной» - форме, то заявка как правило направляется заказчику в запечатанном конверте с указанием на нём реквизитов процедуры, но без указания наименования поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то заявка направляется исключительно в виде электронного документа через электронную торговую площадку. По мнению Антимонопольной службы, при проведении электронной закупки незаконно требовать от поставщика предоставить копию заявки ещё и в бумажном виде. Более того, если заявка на участие в электронной закупке представлена лишь в бумажном конверте без использования электронной подписи, то заказчика обязан такую заявку отклонить.
Закупочная деятельность регулируемой организации в обязательном порядке должна соответствовать всем принципам, закреплённым в Законе № 223-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)
Заказчик вправе установить ограничение по принадлежности к малому и среднему бизнесу, если это предусмотрено законодательно. Например, компании, долей которых владеет государство, обязаны производить часть закупок именно у субъектов МСП (субъект малого и среднего предпринимательства). Соответственно, заказчик заранее может указать это условие в конкурсной документации, и те, кто относится к крупному бизнесу, принять участие в нем уже не смогут.
ВАЖНО. Что не имеет права делать закупщик:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. (ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)
Кроме того, в рамках реализации принципа свободной конкуренции Закон № 223-ФЗ запрещает самому заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию между поставщиками. То есть всегда, когда это возможно, процедура закупки должна быть конкурентной (в том числе запрос цен, запрос предложений и иные упрощённые).
Иногда продукцию невозможно закупить на конкурентной основе или такая закупка будет неэффективна. Принцип свободной конкуренции не должен входить в противоречие с принципом экономической эффективности, а потому для обеспечения такой эффективности заказчик может провести свою закупку на неконкурентных началах. Однако каждый случай ограничения конкуренции (например, проведение т.н. «прямой закупки», т.е. закупки у единственного поставщика) должен быть обоснован в Положении о закупке - таким обоснованием могут быть обстоятельства форс-мажора, закупка продукции естественной монополии и т.п.
К ситуациям, в которой возможно нарушение равенства участников закупки, относится установление в закупочной документации неизмеряемых требований . Такими требованиями могут быть «Наличие достаточного опыта в выполнении аналогичных работ», «Положительная репутация на рынке», «Наличие производственных мощностей» и т.п. При проведении закупки по Закону № 223-ФЗ каждое требование к участнику закупки должно быть выражено в количественных показателях, например: «Опыт работы в данной сфере не менее 5 лет», «Наличие не менее 10 завершенных контрактов с аналогичным предметом договора» и т.п.
Федеральный Закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят 18 июля 2011 года. С тех пор более трехсот различных российских структур при возникновении необходимости в закупках имеют право организовывать торги по 223 ФЗ, имеющему рамочный и достаточно демократичный характер.
Специфика торгов по 223 ФЗ
Специфика данного законодательного акта состоит в наделении заказчиков куда большими полномочиями в отношении произведения закупок, по сравнению с уже упраздненным ФЗ-94, а также усовершенствованным и ныне действующим ФЗ-44.Если закон «О контрактной системе» полностью регламентирует все нюансы закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, начиная с этапа планирования и вплоть до жесткого контроля над исполнением заключенного контракта со стороны общества и властей, то ФЗ 223 дает некоторую свободу тем категориям заказчиков, которые под него «попадают». В число этих «отдельных видов юридических лиц входят: государственные компании и корпорации, унитарные предприятия, монополии естественного типа, организации, относящиеся к энерго-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и утилизации отходов бытовой деятельности, а также общества, часть уставного капитала которых принадлежит вышеназванным структурам.
Согласно 223 ФЗ, в обязанности заказчиков, принадлежащих к данным категориям, входит:
- Разработка и утверждение собственного внутреннего Положения «О закупках», регламентирующего все аспекты закупочной деятельности предприятия
- Размещение информации по тендерам на официальном портале закупок 223 ФЗ zakupki.gov.ru
- Составление и публикация отчетности по проведенным закупкам
Формы проведения торгов по 223 ФЗ
Формы проведения тендеров также регламентируются Положением, которое разрабатывает сам заказчик. Единственное предписание по Федеральному Закону №223 - необходимость включения в перечень форм аукциона и конкурса . Но, в то же время, Заказчик имеет право внести в него и «иные виды конкурентных закупок», в том числе:- запрос предложений;
- запрос ценовых котировок;
- конкурентные переговоры;
- двухэтапные и селективные конкурсы;
- тендеры с проведением процедур, выбранных заказчиком.
Остается еще один вопрос - где же найти тендеры, проводимые по 223-му Федеральному Закону, чтобы принять в них активное участие?
Сайт закупок по 223 ФЗ для вас - сайт
Только на сайт вы найдете самые актуальные и крупные тендеры от заказчиков, работающих по ФЗ 223. Данных вид аукционов и конкурсов имеет целый ряд преимуществ, главное из которых - отсутствие пристального контроля государства за мельчайшими аспектами проведения и реализации контракта. «Рамочный» характер данного нормативного акта дает заказчикам некоторую свободу в принятии решений, что отражается и в плане меньшей напряженности и сложности для участников.На нашем сайте закупок по 223 ФЗ и по ФЗ 44 представлены абсолютно все актуальные торги РФ на сегодняшний день. Воспользовавшись удобной навигацией и квалифицированной поддержкой наших специалистов, вы легко отыщете и выиграете любой тендер.
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур , которые прописывают в Положении о закупке ;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50% .
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50% . А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения - в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты , а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап . Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru .
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается , то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя . Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей . А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей . С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить - необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС . Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент - соблюдать все установленные сроки . Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение - 3 дня ;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения ;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней ;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня ;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней ;
- - не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год - до 1 февраля года, следующего за отчетным - заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
ФЗ 223 был принят в 2011 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.
На какие компании распространяется действие 223 ФЗ?
Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:
Важно помнить, что:
223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.
Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).
Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?
Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
закупки в соответствии с 44-ФЗ;
закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
международные договоры РФ;
договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу .
Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ
Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме - бумажной или электронной. Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации. Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.
Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:
в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
план закупки — не менее, чем на 1 год;
документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
изменения в договорах.
Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ
Средний срок плана закупок - 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет. Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:
Как провести закупку по 223 ФЗ?
Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:
у единственного поставщика (прямая);
торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
запрос котировок и предложений;
другие способы, обозначенные в положении о закупке.
Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.
Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за нарушение 223 ФЗ
За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.
Поводы для жалобы в ФАС:
неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.
После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ