Нарушение пункта 1.3 пдд штраф. Лишение прав за выезд на встречную полосу в спорных ситуациях. За какие нарушения при выезде на встречную водитель может быть лишен прав

п 3.1 ПДД . Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

п 3.2 ПДД . При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

п 3.3 ПДД . Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

п 3.4 ПДД . Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;

перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;

сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;

сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;

организованная перевозка группы детей.

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

п 3.5 ПДД . Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

п 3.6 ПДД . Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

Комментарий к Разделу 3 Правил дорожного движения РФ

Водители транспортных средств, имеющих нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения *(57).

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах ГИБДД МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

Как известно, в последние годы в стране появилось много "крутых" автомобилей, особенно легковых, на которых противоправно установлены специальные сигналы, а иногда и особые государственные регистрационные знаки. В целях упорядочения отношений, связанных с использованием транспортных средств со специальными сигналами, и во избежание незаконного использования особых государственных регистрационных знаков Правительство РФ вынуждено было издать следующие Постановления: от 4 января 2000 г. N 2 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" и от 23 января 2002 г. N 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах", в которых утвержден перечень оперативных служб, федеральных органов исполнительной власти и организаций, должностных лиц органов государственной власти и организаций, на транспортные средства которых разрешена установка специальных световых и звуковых сигналов.

Вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ утвержден перечень оперативных служб, федеральных органов исполнительной власти и организаций, должностных лиц органов государственной власти и организаций, на транспортные средства которых разрешена установка специальных световых и звуковых сигналов.

К оперативным службам, на транспортные средства которых только при наличии на наружных поверхностях специальных цветографических схем могут быть установлены проблесковые маячки синего цвета и специальные звуковые сигналы, относятся скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, Военная автомобильная инспекция, службы специальных перевозок Банка России, служба специальной связи, прокуратура, Главное управление исполнения наказаний Минюста России (ныне - Федеральная служба исполнения наказаний) и аварийно - спасательные службы. Транспортные средства, из числа установленных Правительством РФ и используемых при осуществлении оперативно-розыскных или следственных мероприятий, также могут быть оборудованы проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом при отсутствии специальных цветографических схем, но их перечень ограничен.

В дополнение к синему проблесковому маячку только на транспортных средствах ГИБДД, ВАИ и Федеральной службы охраны РФ могут быть установлены проблесковые маячки красного цвета, наличие которых указывает на принадлежность этих транспортных средств к названным службам.

Требования к цветографическим схемам транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования", который введен в действие с 1 января 2004 г.

Водители транспортных средств с включенным проблесковым синим маячком при выполнении неотложного служебного задания (характер задания зависит от назначения транспортного средства и определяется ведомственными нормативными актами) согласно данному пункту могут отступать от ряда требований Правил при условии обеспечения безопасности движения.

Вместе с тем, если водители транспортных средств оперативных служб хотят воспользоваться приоритетом, что требует от других участников движения уступить дорогу, они должны включить одновременно с проблесковым маячком синего цвета и специальный звуковой сигнал. Только в этом случае у других участников движения возникает такая обязанность.

Водители транспортных средств оперативных служб могут воспользоваться приоритетом, лишь убедившись, что подаваемые ими сигналы восприняты другими участниками движения и им уступают дорогу.

Те же требования относятся и к водителям транспортных средств, сопровождаемых автомобилями с включенными маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" для автомобилей организаций федеральной почтовой связи установлена определенная цветографическая схема (белая наклонная полоса на синем фоне", при наличии которой водители этих транспортных средств могут отступать от некоторых положений Правил.

При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) *(58).

Синий маячок, работающий сам по себе, во включенном режиме или вместе с красным, дает преимущество в движении и разрешает отступать от ряда положений Правил. Однако, как и сказано уже выше, использовать преимущества маячков можно только при включении специального звукового сигнала (сирены) и только убедившись в безопасности дорожного движения.

В зависимости от направления движения транспортных средств с включенными специальными сигналами другие водители, уступая дорогу, должны освободить полосу движения (проезжую часть), воздержаться от дальнейшего движения, снизить скорость или принять иные меры, адекватные складывающейся ситуации (например, прижаться к обочине).

В соответствии с пунктом 3.3. Правил, приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

Если автомобиль или мотоцикл с включенным проблесковым маячком синего цвета остановился на дороге, то для других водителей это должно служить сигналом повысить внимание и быть готовым к остановке.

Транспортное средство с включенным маячком может находиться в месте ДТП, в зоне производства аварийных работ на дороге, в месте пропуска колонны (транспортной, пешей) через дорогу и в других местах, представляющих повышенную опасность для движения. Поэтому Правила требуют от водителей снизить скорость и быть готовыми остановиться по первому сигналу сотрудников милиции либо других лиц, уполномоченных регулировать движение (регулировщиков).

Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные , а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, и в случаях, установленных специальными правилами, - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета, как это определено пунктом 14 статьи 32 Конвенции о дорожном движении, предназначен для обозначения транспортных средств, движение или присутствие которых на дороге представляет опасность или создает помехи для других участников дорожного движения. Исчерпывающий перечень транспортных средств, на которые устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета, определен пунктом 16 Основных положений. В основном такими сигналами оборудованы: уборочные машины, бензовозы, машины инкассации, автомобили - эвакуаторы и т.п.

Главное назначение желтого или оранжевого маячка - обеспечить возможность для всех участников движения на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, чтобы принять соответствующие меры.

Однако водителям транспортных средств с включенным маячком желтого или оранжевого цвета необходимо помнить, что они не имеют никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения, хотя и могут согласно пункту 3.5 Правил отступать от некоторых положений Правил, требований ряда дорожных знаков и разметки. Следует иметь в виду, что установка специальных звуковых сигналов на транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не предусмотрена *(59).

Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также и при условии обеспечения безопасности движения.

Водители транспортных средств, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные пунктом 23.5 ПДД, транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, и транспортных средств, сопровождающих такие перевозки, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки и пункта 9.7 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения.

В связи с технологическими особенностями работ, выполняемых при строительстве, ремонте или содержании дорог, занятые на этих работах транспортные средства вынуждены отступать от целого ряда требований Правил, дорожных знаков и разметки (например, при уборке проезжей части от снега - пересекать сплошную линию разметки, двигаться по крайней левой полосе, разворачиваться в разрывах разделительной полосы на автомагистралях и т.п.). Правила допускают такие отступления, кроме оговоренных в этом пункте случаев, при условии, что будет обеспечена безопасность для других участников движения и на транспортных средствах, занятых на этих работах, включены проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета.

Движение крупногабаритных транспортных средств, как и перевозка крупногабаритных грузов, осуществляется в соответствии со специальными правилами, нередко предусматривающими определенный порядок расположения на проезжей части.

Из-за большой длины и ширины для таких транспортных средств затруднено маневрирование, в силу чего они вынуждены пересекать сплошные линии разметки и заезжать на обозначенные разметкой 1.16.1-1.16.3 островки на проезжей части. Поэтому данный пункт Правил допускает для этих транспортных средств возможность отступления от требований разметки при условии обеспечения безопасности движения.

Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц во время ограбления, например.

Обучение в автошколе всегда начинается с изучения теории. На первых теоретических занятиях будущих водителей знакомят с общими положениями и основными принципами ПДД. Именно на этих принципах в дальнейшем и выстраивается обучение азам вождения.

Правила дорожного движения России – настольная книга курсантов на период их обучения, которая подробно регламентирует поведение водителей в тех или иных ситуациях и условиях. В ПДД можно найти всю необходимую информацию о том, когда и какие полосы занимать водителю, как осуществлять маневры, как и где правильно останавливать транспортное средство, в какой последовательности проезжать перекрестки и т. д.

Однако самый первый раздел – «Общие положения» – не содержит конкретных указаний и деталировки действий.

В него включены самые фундаментальные принципы функционирования правил.

Тем не менее, знание этих принципов может помочь участникам движения на дорогах избежать чрезвычайных ситуаций и, когда это необходимо, – защитить свои права. Это своего рода этикет поведения, как на дорогах, так и на тротуарах.

Несмотря на то, что раздел с общими положениями правил является по своей сути информационным, его следует знать и соблюдать абсолютно всем, ведь каждый день и каждый час на российских дорогах гибнут и страдают люди.

Общие положения – основа правовой базы

В пункте 1.3 ПДД России говорится о том, что все участники движения на дорогах обязаны знать и выполнять относящиеся к ним требования правил движения, светофорных сигналов, дорожных знаков и разметки. Кроме того, данный пункт обязывает их выполнять указания регулировщиков, которые действуют в пределах предоставленной им компетенции на вверенных участках дорог. Это означает, что распоряжения регулировщиков, которые выходят за пределы их компетенции, выполнять не обязательно.

Действие данного пункта касается граждан РФ, лиц без гражданства и всех, кто передвигается по отечественным дорогам.

Понятие участников дорожного движения в данном случае является собирательным. К ним относятся не только водители, управляющие транспортными средствами, но и пассажиры, находящиеся в них, а также пешеходы.

В дальнейших разделах правил пункт 1.3 детализируется.

То есть, отдельно прописываются права и обязанности пешеходов, велосипедистов, водителей и пассажиров различных транспортных средств. Детально прописываются обозначения светофорных сигналов, дорожных знаков и разметки.

Наказывают ли за нарушение пункта 1.3 ПДД

Все участники движения на дорогах вправе рассчитывать на взаимную вежливость и на то, что другие водители, пассажиры и пешеходы также ознакомлены с требованиями ПДД. К сожалению, в жизни это не всегда так.

Именно поэтому важно перед совершением какого-либо действия убедиться в том, что оно правильно понято другими. Также важно верно трактовать и действия других. Нарушение правил зачастую чревато серьезными последствиями: пострадать от халатности на дороге могут не только сами виновники, но и люди, окружающие их.

Что касается пункта 1.3 рассматриваемых правил, квалификация его нарушения достаточно размыта. Поскольку данный пункт не содержит конкретики, а только в общем обязывает автомобилистов, пассажиров и пешеходов соблюдать установленные нормы, требования знаков, разметки и сигналов светофора, привлечь кого-либо к ответственности за его нарушение достаточно сложно.

Тем не менее, юридическая практика свидетельствует о том, что в протоколах часто ссылаются на нарушение пункта 1.3 ПДД РФ. Это происходит, к примеру, при фиксации нарушений, связанных с выездом на встречную полосу движения (нарушение правил разметки). Причем со ссылкой на данный пункт участников дорожного движения могут не только оштрафовать, но и лишить прав (статья 12.15.4 КоАП РФ).

Сам по себе пункт 1.3 ПДД не запрещает выезд на встречку – соответствующий запрет содержится в прочих разделах правил. Поэтому в протоколе о нарушении, кроме данного пункта, должны содержаться ссылки и на другие разделы ПДД, которые были нарушены (подтверждающие состав нарушения).

Чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, и водители, и пассажиры, и пешеходы должны быть взаимно вежливыми и всегда помнить о том, что в случае с ПДД правила придуманы не для того, чтобы их нарушать.

Дело № 12-158/2015

Решение

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Хальчицкий А.С. (680011, г. Хабаровск, ул. Знаменщикова, д. 12),

с участием:

Лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наделяева С.С.,

Защитника интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наделяева С.С. Гладунова С.В.,

рассмотрев единолично жалобу на постановление мирового судьи судебного района «» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. РФ, в отношении Наделяева С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, проживающего по адресу: ,

УСТАНОВИЛ:

Защитник Наделяева С.С. Жданов А.Ю. обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. РФ, которым Наделяев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения и, которым ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.

Жалоба мотивирована следующим.

С вынесенным Постановлением Наделяев С.С. и его защитник не согласны, считают его подлежащим отмене, по следующим основаниям.

В протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не указан квалифицирующий признак ПДД РФ, за нарушение которого наступает ответственность по ст. ч.5 КоАП РФ.

Так, пунктами 9.7 и 1.3 ПДД РФ установлено:

Пункт 1.3 ПДД РФ: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами».

Пункт 9.7 ПДД РФ: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении».

Подобное описание события правонарушения не отвечает требованиям закона: пункт 1.3 ПДД содержит общие требования, не устанавливает каких-либо запретов выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, а пункт 9.7 ПДД не содержат каких-либо запретов выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абз. 2 п. 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абз. 6 п. 11.5 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абз. 8 п. 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.

Как видно из вышеперечисленного, Верховный Суд РФ в качестве основы, позволяющей квалифицировать то или иное нарушение по ч. 4 ст. РФ (и, соответственно, по ч. 5 ст. РФ) выдвигает непосредственное нарушение ПДД РФ, чего в рассматриваемом случае не было, и нарушение, совершенное Наделяевым С.С., не подпадает ни под один пункт из перечисленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Наделяевым С.С. не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ в он управлял транспортным средством

В ходе рассмотрения дела Наделяев С.С. пояснил, что сплошная линия разметки «то имелась, то не имелась», так как в том месте велись дорожные работы, о чем имеется указание в Постановлении.

Пояснения Наделяева С.С. подтвердил свидетель ФИО5, допрошенный в судебном заседании, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. он ехал в одном автомобиле с Наделяевым С.С. из, находился на заднем пассажирском сидении, линии сплошной разметки на дороге видно не было - в том месте шел ямочный ремонт дороги с обеих сторон. Предупреждающих о ремонтных работах знаков не было. Дорога была двухполосная.

Также показания Наделяева С.С. подтверждены свидетелем ФИО6 который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. он ехал в одном автомобиле с Наделяевым С.С., находился на переднем пассажирском сидении, велись дорожные работы, разделительной полосы не было.

В Постановлении указано: «Доводы Наделяева С.С. и его представителя Жданова А.Ю. о том, что на указанном участке дороги, где зафиксировано нарушение, полностью отсутствовала дорожная разметка и обгоняемое транспортное средство являлось тихоходным, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами».

Однако, в ходе судебного разбирательства ни Наделяев С.С., ни защитник не ссылались на полное отсутствие разметки в связи с дорожными работами, а указывали на ее частичное отсутствие, что подтвердили и свидетели.

Наделяев С.С. просит отменить постановление мирового судьи судебного района «» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. РФ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наделяев С.С. требования жалобы своего защитника поддержал, по указанным в жалобе основаниям.

В судебном заседании защитник интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наделяева С.С. Гладунов С.В. требования жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, инспектор ДПС СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. О причинах неявки не сообщил.

Судья полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностных лиц ГИБДД.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наделяева С.С., защитника интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Наделяева С.С. Гладунова С.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, судья полагает необходимым постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу защитника Наделяева С.С. Жданова А.Ю. без удовлетворения по следующим основаниям.

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 "Круговое движение".

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения N 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи РФ.

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении, постановлению по делу об административном правонарушении Наделяеву С.С. вменяется выезд ДД.ММ.ГГГГ в на сторону дороги встречного движения транспортного средства при обгоне другого транспортного средства, при этом пересек сплошную линию дорожной разметки 1.1, разделяющую противоположные транспортные потоки, нарушение совершено повторно, ПДД п.9.7, 1.3.

Так в соответствии с п. 9.7. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами (п. 1.3. Правил дорожного движения).

В соответствии с п. 1 приложения № к Правилам дорожного движения горизонтальная разметка 1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Таким образом, само по себе нарушение линии 1.1. дорожной разметки при выезде на полосу встречного движения образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. РФ. Сведений о том, что обгоняемое Наделяевым С.С. транспортное средство являлось конструктивно тихоходным, в материалах дела не имеется. Обгон Наделяев С.С. совершал не в зоне действия знака 3.20, разрешающего обгон конструктивно тихоходных транспортных средств.

В материалах дела имеется протокол по делу об административном правонарушении, в котором Наделяев С.С. указывает свои объяснения: растерялся, схема нарушения, подписанная должностным лицом, а также Наделяевым С.С. без замечаний.

Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Наделяев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере. Постановление вступило в законную силу.

Настоящее дело рассмотрено мировым судьей и Наделяев С.С. привлечен к административной ответственности в установленные сроки. Наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом обстоятельств дела.

Наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. и РФ, не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями , России, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного района «» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. РФ, которым Наделяев С.С., гражданин РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец, зарегистрированный и проживающий по адресу: , признан виновным в совершении административного правонарушения и, которым ему назначено административное наказание в виде, оставить без изменения, а жалобу защитника Наделяева С.С. Жданова А.Ю., без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья А.С. Хальчицкий

Суд:

Хабаровский районный суд (Хабаровский край)

Иные лица:

Наделяев С.С.

Судьи дела:

Хальчицкий Андрей Сергеевич (судья)

Судебная практика по:

По лишению прав за обгон, "встречку"

Судебная практика по применению нормы ст. 12.15 КОАП РФ

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Тут, к слову, кроется очень важный аспект безопасного дорожного движения. Ведь, многие согласятся, что до начала обучения в автошколе пешеходы знают ПДД, которые их касаются (в частности, 4 раздел), - очень поверхностно. В большинстве случаев - это информация, которую рассказывают на уроках ОБЖ еще в школе. Именно поэтому пешеходы порой ведут себя на дорогах не совсем корректно, а порой - провокационно, при этом считая, что они имеют на это полное право.

То же касается и водителей, и пассажиров. Только обоюдное соблюдение Правил всеми участниками движения, а не только водителями, способно значительно снизить уровень аварийности и количество пострадавших людей на дорогах

Фото: Евгений Емельдинов

В Правилах дорожного движения есть один пункт, за нарушение которого не предусмотрено даже штрафа. Но сформулирован он настолько искусно, что является самым популярным поводом для обвинения автомобилистов в тяжёлых ДТП. В проекте « » мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы. В конце - традиционный тест.

Итак, мы говорим о пункте 10.1 ПДД, который относится к разделу «Скорость движения». Его точную формулировку вы найдёте в конце. Первая часть этого пункта совсем безобидна: дескать, водитель должен соблюдать скоростной режим, что, в общем, и так понятно.

Но дальше - больше: при возникновении опасности водитель обязан принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки. В переводе на русский язык это означает: заметив опасность, в первую очередь нужно экстренно тормозить.

Всё это звучит как набор плакатных советов вроде «Мойте руки перед едой». Проблема в том, что иллюзорная мягкость пункта 10.1 ПДД при разборе ДТП обретает железобетонную твёрдость. Он лишь кажется рекомендательным.

Скажем, разбились два автомобиля, и один из водителей пеняет на состояние дороги: мол, скользкая, неровная, с колеёй. Но если эти условия известны заранее, и дорога была таковой на всём протяжении, водитель должен был выбирать безопасную скорость. Вот почему так сложно судиться с коммунальщиками из-за плохо очищенных дорог .

После ДТП многие озабочены тем, чтобы их скорость вписывалась в лимиты. В объяснительных автомобилист пишет, что двигался 55–58 км/час в населённом пункте, но это не избавляет от ответственности, если скорость не соответствовала условиям. Не получится сослаться на плохую видимость, неважные шины, «внезапность» смены сигнала светофора и так далее. Если снижение скорости позволяло избежать аварии, то водителя могут обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД.

Не менее коварна и вторая часть этого пункта, которая требует вдохновенно тормозить, если возникла опасность.

Пусть этого и не прописано в явном виде, бить по тормозам нужно как можно быстрее. Насколько быстро? При разборе ДТП учитывается время реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов, но если, например, водитель мялся и размышлял секунды три после обнаружения опасности, его могут признать виновным в нарушении пункта 10.1 ПДД. Среднее время реакции водителя принимается равным секунде, хотя оно зависит от условий.

Много споров вызывают ситуации, в которых вместо (или вместе) с торможением водитель маневрировал. В явном виде пункт 10.1 ПДД этого не запрещает, но если манёвры повлекли другие разрушения, ответственность за них, скорее всего, возложат на маневрировавшего водителя.

Например, со второстепенной дороги под вас выезжает автомобиль. Вы рефлекторно отворачиваете и бьёте стоящие на обочине машины или улетаете в кювет. Есть шанс, что крайним окажетесь именно вы, потому что правила и не требовали от вас маневрировать. Точнее, пункт 8.1 ПДД разрешал маневрирование, если оно не создаёт помех и опасности.

Психологически очень сложно тормозить по прямой, когда совершенно ясно, что торможение не спасёт. Поэтому логика здесь такая: если вы увернулись благополучно, победителей не судят. А вот если манёвр (кроме самого торможения) спровоцировал новое ДТП, вас могут посчитать его виновником.

Пункт 10.1 ПДД часто используется при наездах на пешеходов. Даже если пешеход неправ и выскочил на проезжую часть в неположенном месте, давить его хладнокровно правила не разрешают. Они требуют от водителя тормозить, и при разборе таких ДТП к вопросу подходят очень серьёзно. Определяется момент обнаружения опасности, например, когда пешеход ступил на проезжую часть. Далее выясняются действия водителя. Если торможение началось позже интервала, который отводится на реакцию и срабатывание тормозных механизмов, считается, что водитель сделал недостаточно. И это - даже если пешеход в корне неправ.

За нарушение пункта 10.1 ПДД нет даже штрафа, ведь пока не случилось ДТП, контролировать его соблюдение практически невозможно. Да и после аварии зачастую требуется автотехническая экспертиза. Самый популярный вопрос для неё: была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП?

А главное коварство пункта 10.1 ПДД в том, что иногда он делает виновным того, кто вроде бы не является провокатором аварии. Идёт ли речь о брошенном на дороге шлакоблоке или невменяемом пешеходе, водитель несёт отдельную ответственность за то, чтобы затормозить быстро и сильно.

А теперь - небольшой тест.

Что из перечисленного не обязан учитывать водитель при выборе скорости движения?

Обвинят ли водителя в наезде на нетрезвого пешехода, который лежал на проезжей части автомагистрали?

Сколько примерно проезжает автомобиль на скорости 60 км/час за время реакции среднего водителя?

Можно ли обогнуть выехавший с прилегающей территории автомобиль по встречной полосе?

При езде в условиях тумана нужно выбирать скорость...

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на

Выдержки из ПДД

Пункт 10.1 ПДД. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.