Темное царство пьесе островского гроза. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза. Островский - тонкий знаток русской жизни

Темное царство. Царство тьмы (иноск.) невѣжество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

- (иноск.) невежество, отсталость …

Темное царство (царство тьмы) (иноск.) невежество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ЦАРСТВО - (1) kingdom; 2) reign) 1) государство во главе с царем; 2) время правления какого нибудь царя, царствования; 3) определенная область действительности, средоточия тех или иных предметов и явлений (например. Ц природы, темное Ц., сонное Ц.) … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

«Тёмное царство» - ТЁМНОЕ ЦАРСТВО выражение, получившее широкое распростр. после появления статей Н. А. Добролюбова Темное царство и Луч света в темном царстве (1859 60), посвященных раннему творчеству А. Н. Островского. Стало употребляться как обознач. самодурного … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху "великих реформ". Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… …

Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

ТЁМНЫЙ, тёмная, тёмное; тёмен, темна, темно (тёмна, тёмно прост.). 1. Лишенный света, погруженный в тьму, в мрак. «Лён стлала до темной ноченьки по росистым по лугам.» Некрасов. «В темной комнате горит одна свеча.» А.Тургенев. «(Волк) в темный… … Толковый словарь Ушакова

Добролюбов, Николай Александрович самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно… … Биографический словарь

- (Николай Александрович) самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно блестящая по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»

Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.

Н. А. Добролюбов

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права... И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.

Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,- думает она.

Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой - богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.

Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”

Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.

“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”

За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.

Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,- вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).

Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они... ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них... неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные...” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.

Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить... умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.

Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки...” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говоритнам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным... - читаем в статье “Луч света в темном царстве”, - ...в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.

Судьба Катерины - это трагедия человека, оказавшегося не в своей среде. Находясь среди чуждых ей людей, не проявлявших к ней ни капли понимания, она изо дня в день чувствует страшное, щемящее душу одиночество.

Эта история - одна из сотен, если не тысяч. Брак не по любви, родные мужа, которым так и не суждено будет стать родными для самой Катерины , и каждый новый день, как две капли воды похожий на предыдущий… Вряд ли с высоты нашего времени хоть один из нас мог бы в полной мере осознать, через что на самом деле пришлось пройти Катерине, через что приходилось проходить каждый день. Минута за минутой. Час за часом. День за днем.

«Темное царство» - это лишенные индивидуальности обезличенные люди, в окружении которых Катерина проводила свои дни. Мало ли было таких, как она, обреченных на одиночество и канувших в лету? Островский обессмертил её - и, пожалуй, благодаря ей мы вправе задуматься о том, сколько было таких «темных царств» и «лучей света». «Лучей света», которые с каждым новым днем гасли все больше и больше, тускнели, бледнели, чтобы в конце концов насовсем исчезнуть в этой затянувшейся петле времени. И им на смену тут же приходили другие…

Меньше всего понимания Катерина, безусловно, нашла в лице Кабанихи, своей собственно свекрови. Властный, почти деспотичный характер этой женщины, ее желание тотально контролировать жизнь собственного сына и невестки страшно унижают главную героиню. Та чувствует, что несмотря на свой статус жены, она по-прежнему не имеет права голоса в этой семье, с ней не считаются, на нее смотрят свысока и не желают считать своей.

Муж Катерины - в общем-то неплохой и добрый человек, который, однако, находится во власти собственной матери и не смеет ни слова сказать ей наперекор. Поэтому в его лице она не может найти то главное, что ей так необходимо - защиту от собственной свекрови, ласку и заботу, ощущение того, что она нужна и любима. Но ничего этого нет. Только и остается, что утешаться, разговаривая с Варварой - сестрой мужа Катерины.

Именно Варвара в итоге сподвигла Катерину на то, чтобы хоть ненадолго убежать из «Темного царства», к Борису, который кажется самой Катерине смутной, призрачной надеждой на светлое будущее. Она и сама понимает, насколько зыбкая эта надежда, но невозможно жить, питаясь одним лишь собственным светом в этой кромешной тьме. Порой так нужно еще немного света, другого света!.. Этим светом и стал для нее Борис, для которого она нашла место в своем сердце.

Понимала ли Катерина в глубине души, что не сможет вырваться из «Темного царства», что надеется на будущее, которому не суждено будет воплотиться в жизнь? Ведь при всей горячности своей натуры, она остается совестливым человеком. Это ее долг - жить с нелюбимым, не понимающим ее мужем, о чем ей постоянно напоминает собственная совесть.

У каждого, особенно самого отчаянного поступка есть и будут последствия. К сожалению, Катерина, все-таки поправ свой долг, не смогла справиться с муками совести. В глубине души она была готова к тому, чтобы на всю жизнь остаться в «Темном царстве», смирилась с этим.

Каким страшным палачом может стать надежда, которую ей так неосмотрительно подарил Борис! Не будь этой встречи, кто знает, может, Катерина жила бы так и дальше - ведомая долгом быть верной, уважать тех, кто не уважает ее, быть с теми, кто ей чужд. Увы, один раз поправ то, что она считала своей обязанностью, она уже не смогла с этим жить.

Едва поняв, что за пределами «Темного царства» есть жизнь, частью которой она никогда не сможет стать, Катерина не смогла уже пережить мысли о том, что ей предстоит вернуться туда, откуда ей случайно удалось хотя бы ненадолго вырваться.

Один раз познав вкус другой жизни, в которой могло бы счастье, которого Катерина никогда не знала, она должна была снова вернуться к той тоске, с которой жила годами. Не просто к тоске - к голосу своей совести, который никогда бы не дал ей больше жить спокойно. Был ли способ сбежать из «Темного царства»? Только один. Ей предстояло выбрать смерть. И свой выбор она сделала.

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза».

Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят». За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку - другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Действие пьесы Н.И. Островского разворачивается в приволжском городе Калинове. Название вымышленное, но это не значит, что такой город не существует. Это образ собирательный, усредненный. На месте авторского Калинова мог быть любой русский город.

В произведении описана российская действительность начала и середины 19 века. Тяжелая, угнетающая социальная атмосфера того времени. Поэтому место не имеет значения. В городе, как и в стране, правят богачи, самодуры, лжецы, невежды, озлобленные скукой, наживающиеся на тяжелейшем труде простых людей. Островский продолжает драматургию Гоголя, Фонвизина и Грибоедова. Со времен которых, мало что изменилось. Пустые и жестокие люди все богатеют, а простому народу не вырваться из кабалы. Все это современник автора и литературный критик Добролюбов окрестил «темным царством». Это определение оказалось настолько точным, что до сих пор не теряет своей актуальности и используется в литературе.

В широком смысле «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» – образная характеристика социально-политического состояния России в конце 18го и до середины 19го века. Вдумчивый читатель, знающий историю родного государства, хорошо понимает, о каком времени идет речь, какой была российская реальность в это время. Время, когда доминируют зажиточные купцы и властные помещики. Страна истощена морально и физически крепостным правом и, пожалуй, не оправится от него ещё несколько столетий.

Мещанин Кулигин сообщает, что в городе жестокие нравы. И ничего кроме грубости и беспросветной бедноты здесь не встретить. И, как понятно читателю, речь идет не только об одном городе. И никогда из этой паутины не вырваться. Честным трудом простому человеку не заработать больше куска «хлеба насущного». Беднота, которая беспрекословно подчиняется богатым самодурам, позволяет им унижать себя, использовать, принимая это как должное, тоже неотъемлемая часть темного царства.

И мещане, и даже простые мужики понимают, что «у кого деньги, тот старается бедного закабалить», чтобы его адским трудом, который почти не оплачивается, нажить себе еще больше денег, приумножить состояние. Ведь такие как Савелий Прокофьевич это даже не скрывают. Барин открыто говорит городничему, что из недоплаченных работникам денег у него тысячи складываются и ему от этого хорошо. Дикой полностью оправдывает свою фамилию. Он не просто пользуется тяжелым и дармовым трудом мужиков, но еще и издевается над ними. «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно», а все равно ничего не заплатит. Еще и сделает их в этом виноватыми. Или кинет копейку и заставляет радоваться и благодарить, ведь мог и этого не давать.

Не менее важным элементом темного царства является Кабаниха и душная, неприятная атмосфера в ее доме. Марфа Игнатьевна на показ добрая и щедрая, подает нищим, а те за нее молятся. А своих «домашних заела совсем». Ей нравится измываться над собственным сыном и его молодой супругой Катериной. Ей приятно, чтобы невестка боялась ее. Катерина же искренне любит мужа и даже свекровь, называет ее маменькой. Она не умеет притворяться и не стремится к этому, что совершенно не может понять свекровь. Эта черта в невестке вызывает злость и раздражение у хозяйки дома. Очень точно назвал Добролюбов Катерину лучом света в темном царстве. Но один луч не может осветить большие просторы и он гибнет, задавленный тьмой.

Доюролюбов в своей критической статье пишет, что невозможна «свобода личности, вера в любовь и счастье, святыня честного труда там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство». Не снимает он также ответственности и с тех, кто позволяет себя топтать. Критик верит, что темный мир, описанный Островским близок к краху. Что в пьесе представлены «шаткость и близкий конец самодурства». Ведь появляются уже редкие лучики, такие как Катерина, а значит над этим царством в скором времени взойдет солнце.

Вариант 2

Произведение "Гроза" А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи. В "Грозе" освещена купеческая среда, которая и олицетворяет в произведении "темное царство". Островский поселили в городе Калинове целый спектр отрицательных образов. На примере их читателю раскрываются такие характеристики необразованность, невежество и приверженность к старым устоям. Можно обозначить, все горожане заточены в кандалы старинного "домостроя". Самые яркие представители "темного царства" - Кабанова и Дикой, в них читатель может ясно увидеть господствующий класс того времени.

Подробнее рассмотрим описанные образы Марфы Кабановой и Дикого.

Дикой и Кабанова самые зажиточные купцы в Калинове, они - "верховная" власть, при помощи нее они считают, что могут давить и крепостных, но и тем более своих родственников, решая что они правы.

Островский открывает читателю мир купечества, со всеми его пороками, реалиями и правдивыми событиями и множеством ярких, показательных образов. Показывая, что там нет ничего человеческого, духовного, доброго. Нет веры в новое, лучшее будущее, любви и свободный труд.

Такие качества как самодурство, невежество, грубость, жестокость и жадность в этих образах присутствуют всегда. Не искоренить все это, так как воспитание и обстановка наложила свой отпечаток на личности Дикого и Кабановой. Такие образы притягиваются к друг другу, и не могут быть без друг друга, где появился один невежа, там и другой появится. Очень удобно скрывать свою глупость, и невежество под маской прогрессивных мыслей и образованности, такие образы найдутся везде. Считая себя "рукой власти" они угнетают окружающих, не переживая понести ответственность о содеянном. Кабанов и Дикой - это мир денег, зависти, жестокости и злобы. Они дичатся нововведения и прогрессивных мыслей.

Кабанова Марфа Игнатьевна очень деспотична и лицемерна, по ее мнение семейные взаимоотношения должны подчиняться страху. Она окончательно заела своих домовых и не очень крепко укоренила старинные устои и в доме и в свое голове.

Образ Дикого очень не однозначен и сложный. Он переживает свой внутренний протест, Дикой осознает как черства его натура и сердце, но ничего поделать с этим не может. Сначала бранит, на чем свет стоит, а потом прощения просит и каяться.

Главной идее пьесы "Гроза" Островского в разоблачении "темного царства", купеческой скупой среды, при помощи образов Дикого и Кабановой. Но они единственные символичные образы, они доносят до читателя мысли и рассуждения автора. Он указывал на пороки богатых людей, обличая их без духовность, подлость, жестокость. В финале пьесы очень ярко проходит мысль, что жизнь невыносима и ужасна в "темном царстве". К сожалению, мир самодуров, угнетает прогрессивного и нового человека, который мог бы побороть невежество, фальшь и подлость. В России того времени города и села были полны такими образами, как произведении "Гроза".

Темное царство в пьесе Островского Гроза

Пьеса «Гроза» вышла в свет за два года до введения Александром II своей великой реформы. В обществе нарастала жажда перемен, но рос и страх перед ними. В природе гроза страшна на вид и бьющейся в ней силой, но благотворна по своим последствиям. А.Н. Островский писал в атмосфере ожидаемых многими перемен, вытаскивая на свет «язвы общества».

Он вводит нас в гнетущую атмосферу купеческой среды, настоящего «домостроя». Показанное им «темное царство» находится в предгрозовой стадии, когда все затихает. Кажется, что даже воздуха для дыхания не хватает. Так угнетает эта атмосфера. Близкий конец своей власти над умами окружающих Кабаниха и Дикой еще не чувствуют. Пока они полновластные управители. Властная Марфа Кабанова изводит всех своей дотошностью, попреками и подозрительностью. Ее идеал - старинные порядки и обычаи. Дикой – самодур, пьяница и невежественный человек. Он гораздо примитивнее Кабановой, но сила денег и старинных обычаев ввела его в круг «отцов» города. Они подчинили себе практически всех. Сын Кабанихи Тихон ни в чем не перечит матери. Смирился с «духовным» рабством и племянник Дикого Борис. Живет как считает нужным только сестра Тихона. Но для этого Варвара имитирует подчинение, всех обманывает и ловчит. И так почти все. Кто-то боится власти денег, кто-то напора и наглости, кто-то напускного благолепия, а кто-то боится просто по привычке.

Но не все смирились. Деспотизму Дикого и Кабанихи противостоят Катерина и Кулигин. Катерина – чистая и светлая душа. Не выдержав неравной борьбы, она совершает самый страшный в христианской вере грех – самоубийство. Но этот протест против гнетущей атмосферы жизни в городе, если не рассеял тучи полностью, то дал возможность пробиться через них маленькому лучику света и надежды. Поднимается ропот и могут взойти ростки сопротивления «темному царству». И лидер сопротивления есть. Кулигин пока действует убеждением, пытается всем показать ужас происходящего. Откровенно скажем, что получается у него не очень удачно. Но он не сломался и продолжает борьбу за умы, пытаясь переломить настроение в обществе.

Мне очень нравится пьеса «Гроза» дотошностью перечисления пороков современного автору общества. Он специально сгущает краски и не допускает комических ситуаций, на описание которых он мастер. Думаю, что и пути решения проблемы он также не указывает нарочно. Как опытный человек, «инженер человеческих душ», как в следующем веке будут в нашей стране называть писателей, знает, что логические построения в реальной жизни не работают. Главное – показать проблему во всей ее «красе» и донести до людей, что отсутствие ее решения приведет к постепенной деградации общества. Я считаю, что этой цели А.Н. Островский добился, написав пьесу «Гроза».

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной)

    Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине

  • Анализ рассказа Бунина Темные аллеи 9 класс

    В одном из стихотворений Огарева Бунина «зацепила» фраза «…стояла тёмных лип аллея…» Далее воображение нарисовало осень, дождь, дорогу, и старого служаку в тарантасе. Это и легло в основу рассказа.

  • Моего папу зовут Аркадий. Он работает на хлебозаводе шофером. Каждое утро он развозит горячий хлеб и булочки по магазинам