Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование. Проблемы выявления и раскрытия подразделениями эб и пк преступлений коррупционной направленности. Проблемы борьбы с коррупцией привлекают в последнее время к себе пристальное внимание, являяс

520. К коррупции относится:

· любое нарушение государственным служащим требований к служебному поведению

· использование государственным служащим своего должностного положения в целях приобретения выгоды для своих близких родственников

· разглашение государственным служащим информации, ставшей ему известной в ходе исполнения должностных обязанностей

521. Антикоррупционный стандарт устанавливает:

· последовательность предприятия управленческих решений в части профилактики коррупционного поведения

· перечень возможных действий гражданского служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными

· нравственные основы служебного поведения гражданских служащих

· единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности

522. Примерами коррупции являются:

· получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

· использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего

· дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе

· небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей в результате конфликтов с непосредственным руководством

523. Выберите все верные утверждения из перечисленных:

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

524. К последствиям коррупции относится:

· финансовые потери, вызванные закупкой государственными органами товаров и услуг по завышенным ценам

· рост численности государственных служащих

· ущерб репутации государственных органов

525. Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть:

· юридические лица

· граждане Российской Федерации

· иностранные граждане

· все вышеперечисленные варианты ответов

526. К специальным мерам противодействия коррупции относится:

· установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью

· регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих

· применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа

· введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия

527. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

· не имело особого значения, поскольку все основные антикоррупционные механизмы уже были предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми ранее

· позволило установить единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации

· имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления

· позволило ввести законодательно установленное определение коррупции

528. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

· только правоохранительных органов

· только государственных органов

· только государственных органов и иных государственных организаций

· как государственных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих)

529. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция:

· ограничивается дачей и получением взятки

· возможна только в государственном секторе экономики

· связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды

· не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей)

530. Российская Федерация сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

· установления местонахождения лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений

· предотвращения привлечения российских граждан к ответственности за коррупционные правонарушения за рубежом

· выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений

· Данный вопрос законодательством Российской Федерации не регламентирован

531. Правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации:

· включает только Федеральный закон «О противодействии коррупции»

· включает нормативные правовые акты только федерльного уровня управления

· включает как общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, так и различные виды нормативных правовых актов Российской Федерации

· включает нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но не включает муниципальные правовые акты

532. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации НЕ относится принцип:

· Законности

· Конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений

· Неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений

· Приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

· Сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами

533. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:

· утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя

· утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему

· утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа

· утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к государственному гражданскому служащему

534. Порядок применения к государственным гражданским служащим дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений установлен:

· Федеральным законом «О противодействии коррупции»

· Трудовым кодексом Российской Федерации

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Указом Президента Российской Федерации «Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений»

535. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений НЕ несут:

· Уголовную ответственность

· Административную ответственность

· Материальную ответственность

· Гражданско-правовую ответственность

· Дисциплинарную ответственность

536. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:

· Советом Безопасности Российской Федерации

· Федеральным Собранием Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

537. Укажите государственные органы (должностных лиц), которые закон «О противодействии коррупции» наделяет специальными функциями и полномочиями в сфере противодействии коррупции в Российской Федерации:

· Президент Российской Федерации

· Министерство экономического развития Российской Федерации

· Федеральная служба по труду и занятости

· Министерство финансов Российской Федерации

· Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры

538. В целях координации на высшем уровне управления деятельности по противодействию коррупции был создан:

· Генеральный комитет подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений

· Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

· Комиссия Администрации Президента Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе

· Такой орган не создан

539. Выберите верное утверждение:

· Координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции возложена на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров

· Основные полномочия по координации и контролю в сфере противодействия коррупции возложены на Федеральное антикоррупционное агентство

· Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации

· Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить Счетная палата Российской Федерации

540. К числу основных мер профилактики коррупции НЕ относятся:

· Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

· Освобождение от уголовной ответственности взяткодателей, добровольно сообщивших о факте коррупции и активно способствующих раскрытию преступления

· Проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующим на замещение должностей государственной или муниципальной службы

· Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

541. Укажите вариант ответа, который НЕ относится к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:

· Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции

· Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью

· Унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

· Расширение дискретных полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, вызванное спецификой их работы

542. К сферам повышенного коррупционного риска в деятельности государственного органа относится:

· управление государственным имуществом

· ведение делопроизводства

· проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций

· реализация функции по разъяснению положений действующего законодательства в регулируемой сфере деятельности

1)Администрация Президента Российской Федерации

2)Председатель Правительства Российской Федерации 3)Генеральный прокурор Российской Федерации

4)Счетная палата Российской Федерации

165. Нанимателем федерального государственного служащего является:

· федеральный государственный орган Российская Федерация

· работодатель

· Правительство Российской Федерации

166. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность,
либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия
нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, - это:

представитель нанимателя

· уполномоченный работодатель

· уполномоченный наниматель

■ представитель работодателя

167. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:

■ к трудовым спорам

■ к административно-правовым спорам

к индивидуальным служебным спорам

К коллективным служебным спорам

IV. Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

168. К коррупции относится:

Любое нарушение государственным служащим требований к служебному поведению

использование государственным служащим своего должностного положения в целях приобретения выгоды для своих близких родственников

■ разглашение государственным служащим информации, ставшей ему известной в ходе исполнения должностных обязанностей

169. Примерами коррупции являются:

■ получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего

· дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе

· небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей в результате конфликтов с непосредственным руководством

170. Выберите все верные утверждения из перечисленных:

■ выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

■ коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики



■ коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

171. К сферам повышенного коррупционного риска в деятельности государственного органа
относится:

1)управление государственным имуществом

2)ведение делопроизводства

3)проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций

4)реализация функции по разъяснению положений действующего законодательства в регулируемой сфере деятельности

172. Конфликт интересов на государственной службе - это ситуация, когда:

1)личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

2)государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

3)государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

4)государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

173. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе
является:

1)выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

2)установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

3)предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

174. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе
относятся:

1)запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу



2)ограничения на работу по совместительству

3)ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

4)требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

175. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести:

· только физические лица

· только юридические лица

как физические, так и юридические лица

176. К последствиям коррупции относится:

финансовые потери, вызванные закупкой государственными органами товаров и услуг по завышенным ценам

Рост численности государственных служащих ущерб репутации государственных органов

177. Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден:

Федеральным законом

указом Президента Российской Федерации

· нормативным правовым актом уполномоченного федерального государственного органа

178. Антикоррупционные ограничения, требования и запреты для гражданских служащих установлены:

Отдельным федеральным законом

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

■ Кодексом поведения государственных гражданских служащих Российской Федерации

179. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

·только правоохранительных органов

·только государственных органов

■ только государственных органов и иных государственных организаций

как государственных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих)

180. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского
служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных
обязанностей, понимается:

1) возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

2)возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

3)возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

181. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

· влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

· является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

· влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

182. При поступлении на гражданскую службу и при ее прохождении гражданин, обязанный представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляет сведения:

о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга)

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей

· о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих детей, находящихся на его иждивении

· о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих родителей.

183. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны
представлять:

■ все гражданские служащие

Гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители» и «специалисты»

■ гражданские служащие, замещающие должности высшей, главной и ведущей группы должностей гражданские служащие, замещающие должности, включенные в специальный перечень

184. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
представляются гражданами, обязанными представлять такие сведения:

при поступлении на гражданскую службу

· ежегодно при прохождении гражданской службы

· в течение недели после изменения имущественного положения гражданского служащего и/или члена его семьи

при увольнении с гражданской службы

185. Укажите, какие из перечисленных ниже вопросов регулируются Федеральным законом «О
государственной гражданской службе Российской Федерации»:

представление гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Порядок размещения представленных гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в сети «Интернет»

установление для гражданских служащих требований к служебному поведению

■ применение мер ответственности за получение и дачу взятки

186. Гражданский служащий:

Имеет право выполнять любую иную оплачиваемую работу

не имеет права заниматься оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной и иной творческой

имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

■ не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу

187. Гражданскому служащему запрещено:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

■ участвовать на платной основе в деятельности органа управления любой некоммерческой организацией

осуществлять предпринимательскую деятельность

■ замещать любую оплачиваемую должность в органах политических партий

188. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в
связи с протокольным мероприятием:

■ в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

189. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя
нанимателя:

Принимать почетные научные звания иностранных государств

заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств

■ вступать в члены международных организаций

190. Гражданский служащий обязан уведомлять:

О всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений

о всех фактах склонения любых гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений

■ обо всех замеченных им коррупционных правонарушениях

191. К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в
целях противодействия коррупции, относятся:

замечание

выговор

■ строгий выговор

· сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

· понижение в должности

предупреждение о неполном должностном соответствии

192. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание за коррупционное правонарушение:

■ в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов

в комиссию государственного органа по служебным спорам

в суд

193. При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представить сведения:

о предпринимательской деятельности, выполняемой с начала трудовой деятельности

о доходах

О принадлежности к политическим партиям - об отношении к религии

194. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
федеральный гражданский служащий представляет:

■ непосредственному руководителю

в кадровую службу федерального государственного органа

· в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· в налоговые органы

195. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным
мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

· Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданским кодексом Российской Федерации

■ указом Президента Российской Федерации

· постановлением Правительства Российской Федерации

· нормативным правовым актом конкретного государственного органа

196. Ответственность при исполнении гражданским служащим неправомерного поручения
несет:

· только давший поручение руководитель

· только выполнивший поручение гражданский служащий

· руководитель государственного органа

давший поручение руководитель и выполнивший поручение гражданский служащий

197. Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при
поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

· отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

· применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

Применение к гражданину мер уголовной ответственности

198. Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

Сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

■ сумма сделки превышает один миллион рублей

199. Гражданский служащий:

обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

■ обязан сообщать представителю нанимателя только об уже возникшем и требующем урегулирования конфликте интересов

Не обязан сообщать ни о личной заинтересованности, ни об уже имеющемся конфликте интересов

200. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

в связи с исполнением должностных обязанностей

· в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

· в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

201. Гражданскому служащему запрещено:

Вступать в политические партии

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

■ участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

публично выражать отношение к политическим партиям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности

202. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может
привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

· обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

· продать принадлежащие ему ценные бумаги

203. Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с
гражданской службы составляет:

1 год после увольнения

2 года после увольнения

■ 5 лет после увольнения

204. Ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы:

· распространяется только на работу по трудовому договору распространяется на работу по трудовому и гражданско-правовому договору

· предусматривает дачу согласия на трудоустройство руководителем государственного органа

предусматривает дачу согласия на трудоустройство комиссией государственного органа по урегулированию конфликта интересов

205. Укажите, какие из перечисленных ниже антикоррупционных конвенций ратифицированы
Российской Федерацией:

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

■ Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

206. Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

устанавливает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими

207. Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:

■ на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации

На Министерство юстиции Российской Федерации

на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

208. Основные правила служебного поведения государственных служащих закреплены:

Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

■ Кодексом поведения государственных и муниципальных служащих, утвержденным указом Президента Российской Федерации

общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными указом Президента Российской Федерации

Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации

209. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения
о следующих видах доходов:

пенсии, пособия

доходы, полученные от продажи, сдачи в аренду недвижимого имущества

доходы от создания литературного произведения

· возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками

· сумма социального и имущественного налогового вычета

государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

210. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах транспортных средств:

о транспортных средствах, находящихся в угоне

o транспортных средствах, негодных к эксплуатации

■ о транспортных средствах, предоставляемых федеральному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей

О транспортных средствах, находящихся в пользовании федерального гражданского служащего (при наличии документов, подтверждающих право пользования)

■ о транспортных средствах, находящихся в фактическом пользовании федерального гражданского служащего

о транспортных средствах, снятых с регистрационного учета

■ о транспортных средствах, за которые федеральным гражданским служащим в отчетном периоде была оформлена предоплата, но при этом право собственности на федерального гражданского служащего оформлено не было

211. В случае, если федеральный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение (?) месяца (месяцев) после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году.

1

■3 ■2 0,5

212. В сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданскими служащими:

■ не размещаются, поскольку являются сведениями конфиденциального характера

размещаются в отношении гражданских служащих, замещающих должности, включенные в специальный перечень

Размещаются в отношении гражданских служащих, давших свое письменное согласие на опубликование сведений

Размещаются в отношении всех гражданских служащих, представляющих указанные сведения

213. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданскому служащему, являющемуся:

его отцом

■ его супругом (супругой)

супругой его сына

■ его дядей

214. К гражданскому служащему, сообщившему о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности в течение одного года после сообщения:

■ применяются только по согласованию с профсоюзным органом

Применяются только по согласованию с общественным советом при федеральном государственном

применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по

урегулированию конфликта интересов

· применяются только по согласованию с комиссией по служебным спорам

· не применяются

215. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

■ рассмотрение обращений граждан о даче согласия на трудоустройство после службы

■ рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

Рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

Рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

216. Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

■ Аппарата Правительства Российской Федерации

Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральной службы по труду и занятости

217. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:

выявления коррупциогенных факторов для их последующего устранения

Выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам

обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов

218. В соответствии с законом уголовная ответственность предусмотрена:

задачу взятки

за получение взятки

за коммерческий подкуп

за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

■ за не принятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе

219. Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции:

Следственного комитета Российской Федерации

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

·Счетной палаты Российской Федерации

·Генеральной прокуратуры Российской Федерации

220. Укажите, какие из перечисленных ниже положений устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Срок, в течение которого должны быть приняты меры по урегулированию конфликта интересов

особенности применения к юридическим лицам мер уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

право Администрации Президента Российской Федерации осуществлять проверки достоверности и полноты сведений о доходах любых государственных служащих

221. Укажите, какие из перечисленных ниже положений установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения

запрет на приобретение гражданским служащим в установленных федеральным законом случаях ценных бумаг, по которым может быть получен доход

Обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

■ обязанность государственных служащих проходить регулярное повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции

222. В случае, если выявлено несоответствие расходов государственного служащего и членов его семьи их доходам:

Органы прокуратуры обращаются в суд с иском о применении к государственному служащему мер уголовной ответственности

органы прокуратуры обращаются в суд с иском об изъятии в доход государства имущества, законность приобретения которого государственный служащий не может обосновать

* государственный служащий незамедлительно увольняется с государственной службы

223. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается
получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей:

От физических и юридических лиц

- от физических и юридических лиц, за исключением подарков, врученных в связи с протокольными мероприятиями

· от физических лиц

· от юридических лиц

224. Гражданский служащий обязан уведомить:

\ о факте обращения к нему представителей юридического лица в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

о факте обращения к нему гражданских служащих, замещающих должности в том же государственном органе, в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

О совершении гражданским служащим, замещающим должность в том же государственном органе, коррупционного правонарушения

■ об имеющихся у него сведениях о подготовке другими гражданскими служащими коррупционного правонарушения

225. В состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в обязательном порядке входят:

■ представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

представители научных или образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой

■ представители профсоюзной организации, действующей в государственном органе

226. В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации предметом взятки
могут являться:

деньги

имущество

ценные бумаги

услуги имущественного характера

неимущественная выгода

227. В соответствии с российским законодательством не могут быть квалифицированы как
получение взятки следующие ситуации:

получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений

за совершение должностным лицом действий по службе имущество передается, не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду

■ получение должностным лицом вознаграждения до совершения им действий по службе в пользу лица, передавшего вознаграждение

Получение должностным лицом вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе

228. Гражданин, совершивший коррупционное правонарушение, может быть лишен права
занимать определенные должности государственной службы:

По решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· по решению представителя нанимателя государственного органа, где гражданин замещал должность государственной службы

· при включении гражданина в реестр граждан, совершивших коррупционные правонарушения

■ по решению Президента Российской Федерации

по решению суда

229. Государственный служащий замещает должность в федеральном агентстве, а также работает по совместительству в техническом институте.

Федеральное агентство планирует осуществить государственную закупку услуг по осуществлению научно-исследовательских работ. В силу своих должностных обязанностей государственный служащий должен принять участие в разработке технического задания на эту работу.

Ему известно, что технический институт заинтересован в выполнении работ по планируемому государственному заказу и собирается принять участие в конкурсе.

В данной ситуации:

■ имеется конфликт интересов, поскольку в случае победы в конкурсе технического института увеличится рабочая нагрузка государственного служащего в техническом институте, а это в свою очередь может повлиять на качество и объем выполнения должностных обязанностей по месту прохождения государственной службы в федеральном агентстве

имеется конфликт интересов, поскольку государственный служащий может повлиять на содержание технического задания и обеспечить преимущество организации, от которой получает доход

Конфликт интересов отсутствует, поскольку нет информации, свидетельствующей о возможности извлечения материальной выгоды от принятого решения государственным служащим или членами его семьи

Конфликт интересов отсутствует, поскольку по сравнению с остальными потенциальными участниками конкурса технический институт может выполнить работы наиболее качественно и по разумной цене

Конфликт интересов отсутствует, поскольку не имеется обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий намерен злоупотребить своим должностным положением

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, посколь

Коррупция - термин, что будет "больным" для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с "технической" точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности - общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие "коррупция" в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений - получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура - органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная - коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ - денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.

А теперь - статистика.

Самые распространенные виды правонарушений

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

  • Взяточничество.
  • Мошенничество.
  • Служебный подлог.
  • Превышение собственных должностных полномочий.
  • Злоупотребление своим служебным статусом.

Классификация по ФЗ "Об антикоррупционной политике"

Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

  • Деяния, что совершались с целью подкупа, - 10 наименований.
  • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, - 22 наименования.
  • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, - 4 наименования.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

Правонарушения подкупной формы

Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением - статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение

Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).

Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа

309
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
Собственно, дача взятки 291
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой - масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление

210, часть 3

290, части 2, 3, 4

291, часть 2

309, часть 4

Коммерческий подкуп должностного лица - публичного или непубличного 204
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было "вознаграждено" взяткой 183
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.

Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт "в"
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт "в"
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт "в"
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего - извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ "Об

Правонарушения, связанные с коррупционными

Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт "б"
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт "б"
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3

Коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).

Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.

Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть).

210, 316

А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

Классификация всей деятельности

За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

Разберем классификацию попунктно.

Административный тип

  • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
  • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

Гражданско-правовой тип

  • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
  • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

Уголовный тип

А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

  • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
  • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
  • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение - уголовная. Для каждого из видов преступлений - своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

Задачи по выявлению и качественной организации предварительного следствия по преступлениям коррупционной направленности, наряду с борьбой с экстремистскими и террористическими проявлениями, соблюдением законодательства при реализации национальных проектов, в сфере трудовых правоотношений являются одними из самых приоритетных задач, которые стоят перед сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками других правоохранительных органов и силовых структур.

На вопрос, который автор задает самому себе: «почему?», есть ответ - коррупция существует не сама по себе, а выступает как средство обеспечения эффективной преступной деятельности и, в первую очередь, в сфере экономики. Таким образом, коррупционные проявления подрывают экономическую безопасность нашего общества, государства и абсолютно правильно обращается столь пристальное внимание к этой проблеме. Автор отмечает, как законодатель ужесточает санкции за совершение подобных преступлений, вопрос коррупции регулярно поднимается средствами массовой информации, да и в принципе отмечать коррупционные проявления в настоящее время модно.

Со своей стороны, как профессионал, сотрудник Следственного комитета Российской Федерации, автор отмечает, что все выглядит красиво, когда зритель видит кадры по телевидению или Интернету в тот момент, когда очередного взяточника, взяткодателя или как модно в настоящее время подчеркивать - «коррупционера» задерживают, надевают на него наручники, ведущий, комментатор или диктор сообщает, какой срок лишения свободы предусмотрен за преступление, которое ему инкриминируется. Обыватель, просмотрев хронику криминальных новостей доволен, все счастливы, борьба ведется, «вор в тюрьме».

На самом деле, зритель видит некий промежуточный итог большой предварительной работы, направленной на выявление, собирание и закрепление доказательственной базы совершенного преступления. Самый же главный результат - реализация конституционного принципа неотвратимости наказания, будет достигнут лишь при направлении уголовного дела в суд, после чего должен быть вынесен справедливый приговор и как следствие - отбытие наказания виновным.

Со своей стороны автор отмечает, поскольку расследовал, довел до суда ряд громких и резонансных уголовных дел коррупционной направленности, что, как правило, это кропотливая, напряженная деятельность не только следователя, но и целого ряда оперативных структур, а затем - прокурора и суда.

Автор останавливается на проблемах, которые возникают при выявлении и расследовании указанной категории уголовных дел, а они, безусловно, возникают, причем уже на стадии выявления преступления, так как проведение органом дознания на высоком профессиональном уровне комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление признаков преступления, всех лиц, участвующих в его подготовке, предотвращении наступления вредных последствий имеет важнейшее значение, от которого зависит, сможем ли установить все обстоятельства преступления, уличить виновного в содеянном. Именно от результатов указанных мероприятий в подавляющем большинстве зависит решение о возбуждении уголовного дела и успех последующего расследования. Поэтому следствием, а в последующем и судом обращается особое внимание проверке законности и обоснованности производства оперативно-розыскных мероприятий, правильности составления документов об их результатах. При этом следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовном процессе не являются и могут стать таковыми после того, как следователь проведет необходимые следственные действия и даст оценку полученным доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Здесь возникают проблемы уже на стадии предоставления материалов оперативно-розыскной деятельности следователю. Не редки случаи, когда указаны названия проведенных оперативно-розыскных мероприятий, не соответствующих исчерпывающему перечню, указанному в ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, в законе отсутствуют названия таких мероприятий, как добровольная выдача либо изъятие предметов, поэтому протоколы добровольной выдачи или изъятия предметов, оформленные результатом оперативно-розыскных мероприятий, могут быть признаны как полученные с нарушением законодательства. В некоторых случаях оперативные сотрудники проведение оперативного эксперимента оформляют как наблюдение, хотя это два совершенно разных мероприятия, различны и условия их производства. Проведение оперативного эксперимента возможно только по постановлению, утвержденному руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления средней тяжести. Наблюдение же может проводиться без каких-либо ограничительных условий и разрешающих организационно-распорядительных документов.

Проблемы возникают на стадии квалификации коррупционных преступлений, когда из органов дознания уже поступил материал проверки. Вроде бы со стороны все просто: требуется вынести постановление о возбуждении уголовного дела, задержать преступника и спокойно выполнять следственные действия.

Однако, перед тем, как квалифицировать действия заподозренного лица, нужно знать и понимать закон, особенно там где речь идет о должностных преступлениях, большая часть которых и относится к категории коррупционных преступлений (ст.ст. 285-293 УК РФ), когда преступления совершаются сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками полиции, прокуратуры, суда, государственных и муниципальных предприятий. Ведь каждый состав должностного преступления имеет свои особенности, и проблемы возникают уже на стадии определения и соотнесения лица, заподозренного в совершении преступления с понятием субъекта. Законодатель достаточно четко дает нам формулировку, что следует понимать под субъектом должностного преступления и какие функции он должен выполнять. Однако, на практике не редки случаи, когда определить полномочия заподозренного лица очень сложно. Это связано с тем, что с одной стороны на многих предприятиях достаточно «хитро» с правовой точки зрения составляются инструкции и устав, с другой стороны бывает сложно определить, выполняло ли лицо административно-хозяйственные и организационно-распорядительные полномочия либо выполняло непосредственно свои профессиональные или технические обязанности. При квалификации преступного деяния возникает целый комплекс вопросов, подлежащих разрешению, в частности, каким образом квалифицировать действия, скажем, оперативного сотрудника, который взял взятку от доставленного к нему лица за не возбуждение в отношении него уголовного дела, когда эти действия не отнесены к его непосредственным полномочиям и служебным обязанностям. Всегда остается открытым вопрос о провокации взятки. При квалификации действий преступника очень важно не ошибиться, в противном случае, в последующем будет вынесен оправдательный приговор и работу предварительного следствия назовут браком, а как известно, что хорошее дело, браком не назовут.

После возбуждения уголовного дела также возникают многочисленные проблемы. Здесь следует отметить, что при производстве следственных действий прежде всего должен соблюдаться закон, уголовно-процессуальное законодательство, все права, подозреваемого, обвиняемого, участвующих в ходе следственных действий лиц должны соблюдаться в полном объеме. Если вы в ходе обыска по месту жительства обвиняемого, где был изъят предмет взятки - деньги, не разъяснили ему право на возможность приглашения защитника или проводили обыск без участия понятых, в последующем придется прекращать уголовное дело, поскольку протокол обыска будет признан недопустимым доказательством. В коррупционных делах редки прямые доказательства виновности преступников, особенно если речь идет о «высоких чинах в погонах», которых не так часто удается взять с поличным, и которые практически никогда добровольно не выдают предмет взятки - помеченные купюры. В основном обвинение базируется на системе косвенных доказательств, представляющих собой неразрывную цепь фактов, указывающих на совершение преступления конкретными лицами. В связи с этим большое значение приобретают свидетельские показания и умение следователя «находить» свидетелей, могущих подтвердить косвенные факты. При этом свидетельские показания максимально детализируются и проверяются. Здесь следует отметить проблему, которая может возникнуть на данной стадии следствия. Свидетель может не договаривать, умышленно скрывать или умалчивать имеющие для следствия значимые факты. Если важный свидетель не допрошен незамедлительно, это даст возможность обвиняемому склонить его к даче показаний в свою пользу. Подробная же детализация показаний допрашиваемых позволяет всестороннее и объективно проверить и проанализировать полученные данные, расширить круг потенциальных свидетелей по делу, а также препятствует в дальнейшем возможному отказу допрашиваемых от данных ими показаний. Допрос же обвиняемого и подозреваемого вообще не возможен без предварительного планирования. При даче показаний обвиняемым или подозреваемым можно легко попасть в ситуацию, когда от места поставленной запятой зависит итог следственного действия (казнить нельзя, помиловать или казнить, нельзя помиловать). Поэтому даже при получении признательных показаний, когда лицо идет на сотрудничество со следствием, важно обращать внимание на детали и выяснять все вопросы углубленно, как можно более конкретно, чтобы у преступника не было впоследствии возможности избежать уголовной ответственности и отказаться от своих показаний с аргументацией - «меня не правильно поняли».

Таким образом, проблемы при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности, возникают. Однако, несмотря на это борьба с коррупцией продолжается только в нарастающем режиме и, думается, что совсем скоро не чистому на руку чиновнику будет очень тяжело. Автор также внесен скромный вклад в эту борьбу и только в этом году мной лично закончены и направлены в суд несколько уголовных дел коррупционной направленности по 28 эпизодам совершенных преступлений в отношении 5 лиц.

Для начального этапа расследования преступления коррупционной направленности наиболее типичными являются две ситуации:

  • 1) когда дело возбуждено по заявлению о предстоящей даче взятки или вскоре после ее передачи и заподозренным неизвестно об этом. Первичная информация о фактах взяточничества может содержаться в следующих документах: заявление должностного лица о предложении взятки; заявления потерпевших, свидетелей и других лиц о совершенном или совершающемся преступлении; информация о взяточничестве, полученная из оперативных источников или из материалов расследования другого уголовного дела;
  • 2) когда с момента дачи взятки прошло продолжительное время. Расследование в первой ситуации начинается неожиданно для взяточников и успех оперативно-тактической операции определяется неотложностью производства оперативных мероприятий и следственных действий. Их задачей является обнаружение и изъятие предмета взятки и других доказательств и изобличение преступников. Москвин Е.О. Противодействие предварительному расследованию: понятие и классификация //Воронежские криминалистические чтения. - Воронеж, ? №5, 2012. - С. 75

В рамках этой оперативно-тактической операции производятся следующие следственные действия: допрос заявителей, задержание преступников с поличным, личный обыск задержанных и обыски на их рабочих местах и по месту жительства, осмотр предмета взятки, допрос подозреваемых, осмотр и изъятие документов, допрос свидетелей.

В ситуации, когда с момента дачи-получения взятки прошло продолжительное время, задачей расследования является собирание и исследование доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о цели и мотивах преступления, обстоятельствах его совершения и причастных к нему лицах.

В этой ситуации производятся допрос заявителя и свидетелей, обыск, осмотр и выемка документов, документальные ревизии, осмотр места происшествия, наложение ареста на корреспонденцию, криминалистические экспертизы, оперативно-розыскные мероприятия, допрос заподозренных во взяточничестве и иных заинтересованных лиц.

Тактические особенности первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании взяточничества определяются характером следственной ситуации и содержанием собранной криминалистически значимой информации.

Допрос заявителя . В процессе допроса заявителя выясняются подробные сведения о событиях преступления и связанных с ним предшествующих и последующих обстоятельствах, а также устанавливается:

  • -- кому, когда, где, кем, каким образом будет передана взятка или уже дана взятка;
  • -- что является предметом взятки, его индивидуальные признаки и место нахождения;
  • -- за совершение каких действий дана взятка.

При вымогательстве взятки устанавливается:

  • -- форма вымогательства;
  • -- сумма или предмет взятки;
  • -- характер угроз и их последствия;
  • -- причина обращения с заявлением в правоохранительные органы, кто осведомлен о намерении заявить о происшедшем в правоохранительные органы, и другие факты взяточничества.

При появлении сомнений в объективности заявления и наличии оснований для выдвижения версии об оговоре должностного лица необходимо провести срочную оперативно-розыскную проверку достоверности сделанного заявления.

Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Данные, полученные в ходе розыскных и проверочных мероприятий, должны быть проанализированы и если они подтверждаются, то безотлагательно приступают к планированию и проведению тактической операции «Задержание с поличным».

В ходе подготовки задержания с поличным тщательно и детально изучаются:

  • -- место предполагаемой взятки;
  • -- пути подхода к названому месту и пути отхода от него;
  • -- топографические детали местности;
  • -- структура и детали обстановки.

Составляется план местности или помещения, на котором отмечается положение всех участников операции. Каждый из участников подробно инструктируется о последовательности выполнения порученных ему действий в предполагаемых вариантах развития ситуации. Подготавливается фото-, аудио- и видеотехника, и инструктируются специалисты, которые должны ее использовать.

Обязательно с соблюдением мер конспирации готовится к участию в операции заявитель и подготавливается к передаче передаваемый объект, который обрабатывается специальным красящим бесцветным химическим составом. Эти действия отражаются в специально составленном рапорте. Кроме того, за обоими участниками встречи с начала подготовительных мероприятий до передачи предмета взятки устанавливается оперативное наблюдение, которое также оформляется рапортом. Зорин Г.А. Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам. ? М., 2002. - С. 49

Затем производится непосредственное проведение операции по задержанию с поличным. После ее успешного проведения производится обыск задержанного, составляется протокол осмотра обнаруженных у него объектов, и проводится осмотр места происшествия. Если задержанному удается освободиться от предмета взятки, то самым тщательным образом выявляются следы рук на предмете взятки или на его упаковке, а также обязательно приобщаются к протоколу осмотра фотоснимки и видеозаписи хода передачи взятки и освобождения взяткополучателя от объекта взятки.

О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фотоснимки, аудио- и видеозаписи), составленные и изготовленные с соблюдением требований ч. 4 ст. 84 УПК РФ.

При проведении тактической операции по задержанию с поличным только сотрудниками органов дознания (без следователя) это мероприятие закрепляется в протоколе оперативного эксперимента.

Осмотр предмета взятки. Обнаруженные у взяточников в ходе задержания и обыска предметы, денежные суммы и документы осматриваются и описываются. При описании предмета взятки указываются групповые и частные (индивидуальные) признаки, а у денежных купюр -- номера и серии, которые были предварительно зафиксированы при подготовке задержания взяточников с поличным. Такое совпадение -- неоспоримая улика совершения преступления.

Результаты успешно проведенной операции по задержанию с поличным является основанием для возбуждения уголовного дела о коррупционном преступлении.

Выезжая на осмотр места происшествия по должностному преступлению, необходимо уяснить, какую информацию необходимо получить в процессе осмотра, и учитывать, что местом происшествия, как правило, являются учреждения государственной, местной муниципальной власти, работа которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому следователь, специалисты, оперативные работники и понятые должны иметь соответствующий допуск к секретным и служебным документам, а вооруженная охрана объекта может помешать своевременно попасть на место происшествия. Следователь и орган дознания должны прогнозировать такую ситуацию и еще на подготовительном этапе до выезда на место происшествия подготовиться к преодолению незаконного сопротивления, чтобы своевременно попасть на место происшествия. Халиков А.Н. Тактические аспекты расследования коррупционных преступлений // Российский следователь. ? №. 21. ? М., 2008. - С. 91

В целях поиска материальных следов преступления, кроме осмотра проводится обыск и выемка .

Основанием обыска является наличие достаточных данных (в том числе и оперативно-розыскного характера) о том, что искомые предметы находятся в конкретном месте. Обыски в отношении дел о получении взяток могут быть: по месту жительства подозреваемых и членов их семей, по месту работы соучастников получения взятки, по месту службы (работы) взяткополучателей и в других местах в зависимости от информации, полученной от достоверных источников.

Обыски производятся в целях обнаружения и изъятия: предмета взятки, упаковки предмета взятки; документов, подтверждающих или опровергающих взятку; дневников, записей, квитанций, записок, писем; служебных и иных документов, подтверждающих или опровергающих причастность к решению вопросов, связанных с выполнением конкретных служебных действий в интересах взяткодателя.

Кроме того, изымается: личная документация (переписка, адреса и номера телефонов, мобильные телефоны с записями адресов, номеров телефонов и иной информацией); дарственные предметы и книги с дарственными надписями, последние могут служить основанием о знакомстве участников преступления.

Целью обыска у взяткополучателей также являются: определение материального достатка (путем изъятия и изучения банковских сберегательных книжек, исследования доходов и расходов членов семьи), выявление фактов денежных трат и фактов приобретения дорогостоящих предметов и ценностей. По окончании обыска у взяткополучателя следователь должен наложить арест на имущество. Гавло В.К. Обстановка преступлений как структурный компонент криминалистической характеристики преступлений // совершенствование расследования преступлений. - Иркутск, ? № 3, 2012. - С. 47

Обыски у взяткодателей производятся в целях получения фактических данных об источниках получения средств для дачи взятки, а также в целях обнаружения в обыскиваемом объекте криминалистически важных материальных следов соучастников преступления, а именно: следов рук, почерка, подаренных, забытых или оставленных на сохранение предметов и т.д. По окончании обысков у взяткодателей следует наложить арест на имущество.

Выемка . При расследовании должностных преступлений выемка производится в случае поступления по уголовному делу криминалистически важных сведений, не подлежащих сомнению, о наличии определенных документов или предметов в конкретном помещении или на конкретном объекте, где работает, живет или бывает должностное лицо.

В протоколах осмотра, обыска и выемки необходимо подробно отражать весь процесс процессуального действия и используемую в процессе следственных действий криминалистическую технику.

Подробно описывать общие и индивидуальные признаки обнаруженных и изымаемых предметов и документов. Обязательно использовать дополнительные средства фиксации: фотосъемку, видеосъемку, зарисовку. Упаковка обнаруженных предметов производится в присутствии понятых и по криминалистическим правилам, чтобы не допустить их повреждения, подмены или утраты.

Допрос задержанного с поличным. Главными условиями успешного допроса подозреваемого являются:

  • 1) предварительная тщательная подготовка к допросу, которая складывается из изучения личности подозреваемого (ознакомление с автобиографией и прошлой деятельностью, определения круга знакомых, друзей и покровителей); ознакомления с функциональными служебными обязанностями, а при необходимости и получение консультаций у специалистов как по вопросам служебной деятельности, так и по назначению и содержанию конкретных документов;
  • 2) немедленный допрос подозреваемого после проведения оперативно-тактической операции по задержанию с поличным. Подозреваемый допрашивается по поводу обнаружения у него денежных сумм (предмета взятки), обстоятельств и источника их получения, функциональных обязанностей его служебной деятельности, характера произведенных им действий по причине его задержания, взаимоотношений с соучастниками преступления и т.п.

Если подозреваемый не признает получения взятки и ссылается на свидетелей и конкретные документы, которые якобы оправдывают его действие, то в этой ситуации целесообразно: осмотреть документы, на которые ссылается подозреваемый, а при необходимости их изъять; немедленно произвести целенаправленные допросы лиц, на которые ссылается подозреваемый, а также допросить родных и близких подозреваемого по вопросу принадлежности ему денежных сумм или предмета взятки. Баев О.Я. О состязательности в досудебном производстве по уголовному делу // Воронежские криминалистические чтения. -Воронеж, ? № 6, 2010. - С. 76

В целях воспрепятствования сговору подозреваемого с родственниками, друзьями, коллегами, а также с лицами, на которых он ссылается, немедленно после допроса этих лиц и при наличии существенных противоречий провести очные ставки между этими лицами и подозреваемым. Такая срочность необходима для воспрепятствования сговора подозреваемого с этими лицами и между собой.

Допрос свидетелей . Тактика допроса свидетелей определяется отношением свидетеля к фактам расследуемого события, к участникам преступления и его заинтересованностью в исходе уголовного дела.

Перед допросом личность свидетеля обязательно изучается. Изучение личности необходимо для проведения целенаправленного допроса и определения очередности допроса свидетелей.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное оформление. Выясняется: принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов и законность выполнения должностным лицом служебных действий; вызвали ли у допрашиваемого определенные подозрения действия подозреваемого; если вызвали, то в чем они выражались; каковы отношения свидетеля с подозреваемым и т.п.

Наложение ареста на корреспонденцию проводится в целях установления всех участников преступления, их связи между собой и другими лицами, оказавшими им содействие в подготовке, осуществлении и сокрытии преступления. Необходимость проведения этого следственного действия объясняется тем, что соучастники преступления могут находиться в разных населенных пунктах и даже в разных странах. Поэтому наложение ареста на корреспонденцию должно проводиться в тесном взаимодействии с оперативно-розыскными подразделениями.

Оперативно-розыскные мероприятия по расследованию и раскрытию данного вида преступлений осуществляются подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономической и с организованной преступностью и иными правоохранительными органами, имеющими подразделения по борьбе с коррупцией.

К розыскным действиям относятся:

  • -- выявления лиц (соучастников), причастных к преступлению; свидетелей, располагающих криминалистически важными сведениями об обстоятельствах преступления;
  • -- сбор сведений о материальном достатке взяточников и взяткодателей, связях;
  • -- проверка законности справок; документов, послуживших основанием для незаконного удовлетворения интересов взяткодателей и т.д. и т.п.

Производство экспертиз. При выявлении в процессе ревизии или осмотра подделок (подлогов) в служебных документах или фиктивных документов могут назначаться и проводиться судебно-почерковедческие или судебно-технические экспертизы документов. Стоимость предмета взятки определяется судебно-товароведческой экспертизой. Для установления принадлежности участников преступления, следов рук, обнаруженных на объектах взятки, производится дактилоскопическая экспертиза, а для определения химического состава, которым обработан предмет взятки, производится химическая экспертиза. Колчевский И.Б., Данилова С.И., Крашенинников C.B. Особенности квалификации и предварительного расследования по уголовным делам о взяточничестве. ?М., 2010. - С. 37