Упражнения по теме число имен существительных. Множественное число существительных. Упражнения. Оценка за всё задание

Цели урока :

  • определять род имён существительных путём тренировочных упражнений;
  • развивать умение распознавать род имён существительных в форме единственного и множественного числа;
  • ознакомление с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление; внимание; память; речь;

Оборудование:

  • Схемы-опоры “Части речи”, “Род имён существительных”;
  • Таблица с группой словарных слов;
  • Карточки со словами для работы с деформированным текстом;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Перфокарты;
  • Словарь.
  • Картинки кораблика;

Ход урока

1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке будем соревноваться между рядами. Этот корабль будет первого ряда, этот замечательный кораблик будет 2 ряда, а этот 3 ряда. Чей экипаж корабля будет работать на уроке организованно, активно и дисциплинированно, тот кораблик приплывет быстрее на этот берег. Этот ряд и победит.

2. Минутка чистописания

Корабль, кораблекрушение, кораблик.

Что общего в этих словах? Какой частью речи эти слова являются?

Что вы знаете об имени существительном?

Вывод: Этот ряд больше назвал признаков имен существительном, поэтому они поплыли.

3. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, послушайте стихотворение и узнаете тему нашего урока.

Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно - моё”.
Это правило - твоё!
4. Повторение изученного.

Упражнение в определении рода имён существительных.

  • Какого рода бывает имя существительное?
  • Как определить род имени существительного?

Схема-опора

Прочитайте слова.

Море, волна, небо, якорь, палуба, облако, капитан, моряк, компас, рыба, дно, вода.

Как можно разделить слова на 3 группы? (По родам)

Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Проверка:

5. Физ. минутка.(на внимание)
Учитель называет существительные, если оно
М.р. - 1 команда хлопают.
Ж.р. - 2 хлопают.
Ср.р.- 3 хлопают.
Словарные слова показ картинок…

Слова (Верёвка, бензин, сердце, колесо, крокодил, обезьяна, животное, палка, зеркало, лев, яблочко, кормушка.)

  • 1 команда - образуйте и напишите имена существительные женского рода с помощью суффикса - инк -
  • 2 команда - имена существительные мужского рода с помощью cуффикса - ик -
  • 3 команда - имена существительные среднего рода с помощью суффикса - ышк -

Прочитайте слова: солома, куст, трава, солнце, роса, мост, крыло, мяч, гнездо.

Напишите слова парами, выделите суффикс.

в 3 Г классе

«Упражнение в изменении имён существительных по числам

и определении рода»

МОАУ СОШ № 2

Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Задачи: обучающие: вспомнить приёмы распознавания рода имён существительных; тренировать умение изменять имена существительные по числам, познакомить с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе .

развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные и творческие способности;

воспитательные: воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование : карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний.

· Запись числа.

Откройте тетради и запишите число. Сегодня 19 февраля . Классная работа.

Слайдфевраля. Классная работа.

· Настрой на урок.

А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (зима)

Слайд 3. Картинка зима.

Слайд 4. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

· Актуализация знаний

З…ма – ? Сн…гирь - п с…сна - д за…ц – з

Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5. (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево, поэтому стоит буква д, заяц - это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года - поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

· Проверка

Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима - зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна - сосны.

Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

Какое слово лишнее? Почему? (заяц - словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

Чем похожи все слова? (это имена существительные)

3 .Физкультминутка. Игра «Да – нет»

Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи ? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Придумайте свой вопрос к игре.

1. Сообщение темы урока.

Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

2. Работа по теме урока.

· Игра «Ассоциации»

Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т. е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 1 ряд - мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т. е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода . Запишите их в строчку через запятую.(

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 ряд - женский род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т. е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 ряд - средний род.

· Проверка.

Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Слайд 9. Снеговик. Большой ком.

Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка, )

Слайд 9. Снеговик. Средний ком.

Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство )

Слайд 9. Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

Слайд 10. Зрительная физминутка «Снеговик»

Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

· Обобщение.

Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

· Распределительный диктант.

Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.

Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

А медведи и ежи?

· Проверка.

Какие слова записали в 1 столбик?

Во 2 столбик?

В 3 столбик?

Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.

· Проблемный вопрос

Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

Слайд 13. Слово «Салазки»

· Сообщение сведений о языке.

Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.

Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

· Синоним к слову «салазки» - сани, санки

· Мера времени, равная 24 часам - сутки

Слайд 14. Слово «Сутки»

· Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы

Слайд 15. Слово «Ножницы»

· Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки

Слайд 16. Слово «Брюки»

· Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз - очки

Слайд 17. Слово «Очки»

Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)

Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа.

Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? (если обозначает несколько предметов)

· Проблемная ситуация.

Зимой, как правило, нам не хватает витаминов . Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

· Проверка

Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа

Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)

Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

3. Физминутка «Как живёшь?»

4. Игра «Снежки»

Слайд 21. Игра «Брось снежок»

Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

· Проверка

Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку (учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

В какие слова снежок не попал? (малина, морковь, аллея, обед)

Что это за слова? Чем они похожи? (словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

Устно определите род у них (по цепочке)

Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? (пальто)

5. Игра на внимание.

Слайд 22. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

· Игра на внимание «Пальто».

Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Составление и запись предложений.

А теперь придумайте предложения со словом «пальто». (дети придумывают и говорят вслух)

Замечательные предложения!

А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» . Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.
Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Б. Заходер настолько точно, близко к оригиналу перевёл это произведение, что его считали автором этого произведения. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс.

· Работа с предложением.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания с вопросами.

· Проверка.

Назовите грамматическую основу этого предложения.

Сколько словосочетаний вы выписали?

Назовите их.

Определите род у имён существительных.
6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными.

На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 23 февраля . Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст.

А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)

Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.

-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки , молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами

· Проверка

Прочитайте, какой текст у вас получился.

Слайд 23. Текст «Сюрприз»

Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа. Назовите их. (соль, молоко, мука, сахар)

Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.

Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.

А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? (имеют форму и единственного и множественного числа)

7. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? (имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ , на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 24. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 000 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9. Рефлексия.

У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок . Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности - средний рисунок . А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

Урок окончен, спасибо!

Род имен существительных

Задание 1.Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Задание 2.Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь , медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь , пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.

Задание 3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Задание 4.Прочитайте слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род

Задание 5.К данным существительным подбери близкие по значению существительные. Напиши, укажи род имен существительных.

Перстень - …, зной - …, укрепление - …, граница - …, мрак - …, залив - …, удача - …, занавес - …, обязанность - …, безмолвие - … .

С л о в а д л я с п р а в о к: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

Задание 6.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 9.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 10.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 11.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 12.Запиши слова в три столбика по родам.

Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.

Задание 13.Распредели слова в три столбика по родам.

Задание 14.Распредели слова в три столбика по родам.

Рояль, кино, радость, кенгуру, скорость, пианино, костюм, пальто, одежда.

Задание 15.*

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок русского языка в 3 классе на тему

Составила учитель

русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

Тема урока:

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока : урок закрепления и систематизации знаний.

Форма урока : урок-тренинг

Цель :совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

Содействовать совершенствованию умения распознавать род, изменять существительные по числам,; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся;

Развивать мыслительную и творческую деятельность; обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах, прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование : Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», смайлики для рефлексии.

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Надеюсь, что урок принесёт вам радость общения друг с другом.

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

II . Целеполагание

Запись числа.

Откройте тетради и запишите число.

Отгадайте загадку

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я...(существительное).

2.Музыкальный диктант . (Звучит «Песенка об овощах»)

Прослушай песню и скажи, о чём она? Какие овощи упоминаются в этой песне?

Капуста, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла .

Что объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

Все эти слова - имена существительные.

Какой темой можно объединить эти слова?

Какое слово лишнее? Почему?

На какие 3 группы можно распределить все имена существительные

Мужской, женский, средний род.

Сформулируйте тему урока.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род им. существительных, а так же поговорим о продуктах, которые наиболее полезны для детского организма, а какие продукты питания лучше всего не употреблять в пищу, и почему.

III . Повторение и закрепление

1. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем соединение буквы о

2. Повторение знаний об имени существительном.

Работу начнем с повторения того, что вы знаете об имени существительном.

Предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное - это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Имена существительные изменяются по числам?(да)

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными?(да)

Имена существительные изменяются по родам?(нет)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными ? (Да!)

3. Словарный диктант

Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы.

Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека - в один столбик, что вредно - во 2 столбик.

(Презентация: иллюстрации- картинки - отгадки)

1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)

3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)

4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)

8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)

9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)

10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)

11) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)

12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)

13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)

Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты) Овощи и фрукты помогают быть здоровыми и бодрыми. Они богаты витаминами Открыл витамины русский доктор Н.И.Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами»- от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)

Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.

Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что? обозначают предмет)

- Определите род этих существительных. Но сначала вспомним:

Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

4.Проверка (слайды)

Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО:яблоко

IV . Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (потянулись, руки вверх)

А на ветке яблочко висит. (поднялись на цыпочки)

Сильно ветку я потряс- (руки вниз, потрясли)

Вот уж яблочко у нас. (вытянули руки вперед)

В сладко яблочко вопьюсь, (поднесли руки ко рту)

Ах, какой приятный вкус! (покачали головой)

В древние времена люди говорили, что если съедать по яблоку в день, то не понадобится вызывать врача. На Кавказе можно услышать пословицу: "Если каждый день ты будешь съедать по одному яблоку, врач никогда не узнает порог твоего дома".

V . Упражнения в определении рода и числа имен существительных

1. Беседа о витаминах.

Какое сейчас время года? (Зима)

Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ - остро-респираторных заболеваний).

А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (В них много витаминов)

2. Вставьте нужное по смыслу слово.

Ягоды очень ………. В них много …….. . На зиму ягоды ……., …………., варят ……. . Ягоды - источник витаминов.

Слова для справок: полезны, витаминов, сушат, замораживают, варенье.

Какие ягоды вы любите?

Запишите текст в тетрадь. Выполните звуко-буквенный разбор слова ягоды

3. - Прочитайте несколько советов, найдите существительные названия продуктов в единственном и множественном числе. (устно)

Определите род этих им. существительных

А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Всем без исключения -

В этом нет сомнения.

4.- Вот какие полезные овощи, ягоды и фрукты. Про них даже пословицы придумали.

«Т.жёлую б.лезнь х.рошая пищ. лечит.»

З а д а н и е:

1. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Перепишите эту пословицу в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.

3. Существительное болезнь разберите как часть речи.

Физминутка

«Полезно - неполезно».

Если называю полезный продукт, то стоим на месте, если не полезный, то приседаем.

Яблоко, чипсы, апельсин, кока-кола, мороженое, банан, огурец, лимонад, сок.

VI . Игра - сказка

Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. Послушайте:

« Здравствуйте, рибята! Я пишу вам из бальницы. У меня ухудшилось здаровье, болит галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обет: торт с лимонадом, чипсы, воренье, кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здороф».

Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?(потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? (написано с ошибками)

Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен, найдем имена существительные, определим род.

Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания. Что бы вы еще добавили в меню для Карлсона? Предложите.

VII . Давайте запишем с комментированием, может нам тоже пригодится.

Овощи, фрукты, молоко, мясо, сок, кефир, хлеб, яйца, рыба…

Слова, какой части речи мы записали? (существительные)

Почему вы так думаете? (они отвечают на вопрос ЧТО?)

Укажите род. Как мы определяем род имени существительного?

Ребята, а может, мы зря это сделали? Посмотрите, сколько продуктов выбросили в корзину.

(дети объясняют, почему они так поступили)

VIII . Итог урока (Рефлексия)

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

Что бы вы взяли для себя с этого урока?

У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности-средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, тонижний рисунок.

Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

IX . Домашнее задание

Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Я предлагаю задание на выбор.

1. стр.51, упр. 5

2. Составить кроссворд. Для кроссворда возьмите названия полезных продуктов. Самый интересный кроссворд мы предложим отгадать 3а классу.

Урок завершен, до встречи на следующем уроке.

Вывод урока.

(Дети читают строчки (плакат на доске).

1.Ешьте больше витаминов -
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!

2.Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов
Ты забудешь: “Будь здоров!”.

Упражнение 79. Образуйте разные формы множественного числа данных существительных, определите разницу в их значении.

Лагерь, орден, пропуск, учитель, цвет.

Упражнение 80. Образуйте форму множественного числа данных существительных, охарактеризуйте стилистические особенности возможных вариантов окончаний.

Ревизор, договор, выбор, инспектор, выговор, лектор, прожектор, корректор, профессор, директор, бухгалтер, фельдшер, тренер, контейнер, бампер, пахарь, слесарь, аптекарь, торт, порт, фронт, суп, почерк, вымя.

Упражнение 81. Определите, чем отличаются в значении разные формы числа существительных.

Масло – масла; красота – красоты; шум – шумы.

Упражнение 82. Определите ошибку в употреблении форм числа существительного.

1. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 2. Сейчас поздняя осень, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора. 3. Трава, говоря языком экономиста, – основа животноводств в республике. 4. Своим творчеством известный писатель помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 5. Птице от горожан ничего не надо, кроме доброго отношения.

Имя прилагательное

Упражнение 83. Образуйте краткую форму (там, где это возможно) данных прилагательных. Обратите внимание на стилистические особенности вариантов форм.

Молодой, теплый, черный, голубой, карий, вороной, лесной, искусственный, нравственный, бессмысленный, невежественный, явственный, естественный.

Упражнение 84. Определите, в чем ошибочность употребления форм прилагательных в приведенных ниже предложениях.

А.) 1. Что может быть более проще? 2. Итоги проверки более лучшие, чем в прошлом году. 3. Продано по самой выгоднейшей цене. 4. К деревне это была наиболее кратчайшая дорога.

Б.) 1. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. 2. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 3. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах.

Имя числительное

Упражнение 85. Просклоняйте по падежам числительное 6 478.

Упражнение 86. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной грамматической форме.

    К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. Предложение принято 7 895 (голос) против 251 (голос). 4. Изборск находится в 4 163 (километр) от Москвы. 5. После индексации расходы ПФ выросли до 543 (биллион) рублей в месяц, а доходы в лучшем случае были 342 (биллион). 6. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 (декабрь). 7. К 9 (апрель) 20011 (год) Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна.

Упражнение 87. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

1.На слушании не было обоих сестер. 2. На обеих берегах реки раскинулись поля. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Четверо кошек играли на полу. 5. К нам обратилось трое девочек-школьниц. 6. Это засвидетельствовали четыре академиков. 7. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 8. Дом располагается в полторах километрах от дороги. 9. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 10. Щёточка с тысячью щетинок сделает ваши ресницы неповторимыми.