Принципы и методы изучения иогп. Методы научного познанания иогп. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права

История отечественного государства и права (история государства права России) принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации. Ее задача - сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

При изучении истории отечественного государства и права применяются различные научные методы, особенно широко - метод историко-сравнительного анализа. В сочетании с конкретно-историческим подходом, столь же для нее характерным, этот метод позволяет:

проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;

выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;

объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.

История государства и права России использует и метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Этот метод применительно к изучению государства был сформулирован В. И. Лениным в лекции "О государстве". Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследования истории государства и права.

Применяя исторический способ, изучают государство и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их развития. Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта, т. е. государство и право рассматриваются во всех их существенных, закономерных связях и отношениях. В последние годы вновь широко стал применяться в науке истории государства и права России сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран.

Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим. Возможны и другие варианты применения этого метода при изучении истории государства и права России.

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.

Главная методологическая предпосылка курса историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы.

Говоря о методе истории государства и права России, отвечаем на вопрос, как изучается история государства и права России.

На развитие государства и права также оказывают воздействие внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции и т. д.

История государства и права России использует и метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям.

Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследования истории государства и права. Применяя исторический способ, изучают государство и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их развития. Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта, т. е. государство и право во всех их существенных, закономерных связях и отношениях.

В последние годы вновь широко стал применяться в науке истории государства и права России сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Так, например, сопоставляются абсолютная монархия в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии и т. д. Выявляются как их общие черты, так и различия, обусловленные особенностями развития. Могут сравниваться отдельные институты права одной страны в их развитии. Например, понятие "преступление", "наказание", "цели и виды наказаний" в Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, в Соборном уложении1649 года, Воинских артикулах 1715 года. В результате такого сравнения можно проследить изменения этих понятий и их причины. Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим. Возможны и другие варианты применения этого метода при изучении истории государства и права России.

Еще по теме Методология истории отечественного государства и права.:

  1. Наука финансового права в Ярославском Демидовском лицее
  2. Методология науки истории государства и права зарубежных стран.
  3. Методология истории отечественного государства и права.
  4. Соотношение права и нравственности в учении Н.М. Коркунова: разграничение юридических и нравственных норм
  5. Церковно-государственные отношения на Востоке и наЗападе. Церковное право как первая общеевропейская правовая система.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

При исследовании юридических фактов, в которых представлена история права, используются разнообразные методы.

Под методом истории отечественного государства и права понимается то, как мы ее изучаем – то есть совокупность различных научных приемов.

Методы, применяемые при изучении истории права и государства России могут быть как общими, так и частными.

Среди общенаучных методов необходимо отметить сохраняющий свое основополагающее значение метод диалектического подхода к рассматриваемым явлениям, требующий изучать и анализировать факты во всеобщей связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов материалистической диалектики. Применим этот метод при анализе не только природы, но и общества.

Важнейшим инструментом овладения нашей наукой является метод историзма.

Метод историзма требует подходить к праву и государству как к изменяющимся во времени, развивающимся явление. При этом ни в коем случае нельзя забывать основной исторической связи, смотреть на каждое явление с точки зрения того, как и когда оно возникло, какие главнее этапы в своем развитии это явление проходило и чем это явление стало теперь.

К другим, более частным методам можно отнести: системный метод, метод анализа и синтеза, социологический метод, сравнительно-исторический (сравнительно-правовой) метод.

Особое место среди них занимает сравнительно-исторический метод исследования , который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран, учете национальных особенностей развития правовых институтов.

Многообразные события и явления, которыми представлена история разных народов, должны быть осмыслены в сравнении и во взаимосвязи. При этом, применяя принцип аналогии, можно выявить неизвестное (в силу разных при­чин) у одних народов на основе известного у других. Этот метод помогает обнаружить общие закономерности в развитии государственных и правовых институтов у разных народов, на разных территориях и в разные историче­ские периоды.

К примеру, можно сопоставлять абсолютную монархию в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии и других стран. При этом выявляются как их общие черты, так и различия, обусловленные особенностями развития. Могут сравниваться отдельные институты права одной страны в их развитии. В результате такого сравнения можно проследить изменения этих понятий и их причины. Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим. Сравнительный метод дает возможность применять его при изучении и других государственно-правовых институтов России.


В числе самых важных учёные называют метод соблюдения исторической преемственности в развитии институтов государства и права. Необходимо иметь в виду, что все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Существует тесная «связь времён», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Даже революционные потрясения, нередко прерывавшие эту связь и свергавшие ранее существовавшие системы политических, правовых, экономических, религиозных и других общественных институтов и ценностей в пользу неких новых, нередко надуманных, систем, не смогли уничтожить эту преемственность.

Не удались и все попытки отменить старые законы и ввести новую прочную систему революционного права. В конце концов, все революции, в том числе и в России, смирялись с дореволюционным правом и восстанавливали многие его элементы путем их включения в новую систему. Правда, в России этот возврат к прежним правовым нормам осложнён необходимостью коренных изменений формы собственности, поскольку русская революция установила единственную её форму – «социалистическую» собственность.

Необходимо иметь в виду, что государственность и право в нашей стране возникли, развивались и развиваются на основе общих закономерностей, присущих всему человеческому обществу. Наличие национальных, географических, религиозных и иных особенностей вовсе не означает необходимости и возможности идти своим особым путем, на поиски которого потрачено почти целое столетие.

Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предшествовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памятников. Историк права, изучая более поздние законодательные памятники и обычаи, нормы семейного, наследственного или вещного права, восстанавливает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» – судебный поединок, одна из форм судебного процесса, которая впервые упоминается только и законодательных памятниках XIV–XV вв., но которая, восходя к нормам обычного права, явно существовала и в более ранние времена.

Нельзя не назвать также метод научной абстракции, с помощью которого историк права как бы дорисовывает в своём сознании некоторые затенённые стороны прежней жизни парода, слабо освещённые в дошедших до нас источниках. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе воображения гипотез и предположений. Хрестоматийный пример применения этого метода – интерпретация В.Б. Кобриным краткого известия Ипатьевской летописи о приёме в апреле 1147 г. в Москве князем Юрием Владимировичем (Долгоруким) своего союзника по междоусобной борьбе, чернигово-северского князя Святослава Ольговича. В честь гостя был устроен «обед силён». Поскольку середина апреля – это ещё довольно холодное время года, то можно предположить, что обед проходил не в палатках (шатрах), а в деревянных палатах, где можно было разместить себя и гостей (с дружинами). Очевидно, достаточными были съестные припасы для обеда, в том числе виноградные вина, доставлявшиеся из Крыма и Византии, фрукты с юга, собственное мясо, птица, рыба, молоко и овощи. Стало быть, Москва в этом году её первого летописного упоминания являлась уже крупным населённым пунктом, с налаженным княжеским хозяйством, где было немало скота и птицы, существовали многочисленные кладовые с припасами и т.д.

При изучении истории права и государства России могут быть использованы и другие научные методы познания.

Этот процесс рассматривается в данном курсе в определенных хронологических рамках и территориальных пределах. Он подразделяется на два периода: 1) IX в. — октябрь 1917 г.; 2) октябрь 1917 г. — начало XXI в. Такое хронологическое деление учебной дисциплины на две части обусловлено тем, что в октябре 1917 г. был установлен большевистский режим, повлекший за собой кардинальные изменения в государственно-политической, социально-экономической и правовой сферах.

Территориальные рамки охватывают земли, на которых располагалось Российское государство на протяжении более чем тысячелетнего периода его истории.

Центральное место в этом курсе отводится развитию российской государственности. Формы государства и права других стран, на определенных этапах истории России находившихся в ее составе, затрагиваются лишь в незначительной мере. Это обусловлено, прежде всего необходимостью выявить степень влияния и особенности развития отечественной государственно-правовой системы.

В процессе изучения истории Российского государства предполагается рассмотрение отдельных фактов и закономерностей исторического развития, обоснование основных причин и следствий таких явлений, как возникновение, расцвет и распад государственных систем и учреждений. Главное внимание уделяется при этом изучению центральных и местных органов власти и управления , принципов судоустройства и судопроизводства .

В изучении истории права важное место отводится вопросам возникновения и развития правовых систем, осуществления кодификаций, а также анализу отдельных правовых актов, формы которых на протяжении прошедших столетий были разнообразными (грамоты, манифесты, постановления, указы, уставы и др.). Особое внимание уделяется также возникновению различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного, процессуального и т.д.), а также анализу содержания и структуры наиболее значимых юридических норм.

Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права

Для изучения особенностей развития государства и права России применяются следующие научные методы познания общественных явлений: методы анализа и синтеза, системно-структурный, статистический, формально-юридический, историко-правовой и другие методы. Необходимость сравнения многочисленных фактов и событий из истории разных народов обуславливает использование сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить общие закономерности развития государственно-правовых систем, на различных территориях и в конкретные исторические эпохи. Для нашего многонационального государства эта проблема была всегда актуальной, таковой она остается и на современном этапе развития.

Важной методологической предпосылкой курса является историческая преемственность в развитии государства и права , заключающаяся в том, что все государственные и правовые явления зарождаются на основе предшествующих и преобразуются затем эволюционным или революционным путем в новые формы.

Методология познания историко-правовых явлений основывается на принципах историзма, объективности, системности, развития и плюрализма.

Принцип историзма способствует выявлению характера закономерностей возникновения и развития отечественного государства и права, а также перехода от одного исторического этапа к следующему с учетом особенностей данной трансформации.

Принцип объективности предполагает, что процесс освоения знаний не будет зависеть от предвзятости мировоззренческих суждений исследователя, принадлежащего к той или иной социальной прослойки общества , а также от конъюнктурных политических пристрастий.

Принцип системности основан на целостном представлении о государстве и праве России в их единстве и развитии, обеспечивая при этом изучение данной учебной дисциплины и ее составных частей как единого целого, как системы.

Важное значение имеет методологический принцип развития, ориентирующий историко-правовое познание на осмысление процесса становления государства и права, а также их эволюции от простых форм организации к более сложным и разнообразным. Данный принцип тесно связан с принципом историзма.

Принцип плюрализма базируется на многогранности в познании историко-правовых явлений, учитывающей не только все факторы, способствовавшие становлению и развитию государства и права, но и различные воззрения исследователей об их происхождении, сути и перспективах развития.

Периодизация истории отечественного государства и права

Советского государства (1918, 1924, 1936 и 1977 гг.), Конституцию Российской Федерации 1993 г., федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ и др.

Историография отечественного государства и права возникла только в XVIII в. после учреждения в России в 1725 г. Академии наук и в 1755 г.

Московского университета. В первых исследованиях общеисторического характера уделялось значительное внимание историко-правовым темам. Так, материалы по истории становления и развития отечественного государства и права содержались в работах П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1700 г. имел» (1717 г.), Ф. Прокоповича «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), А.И. Манкиева «Ядро Российской истории» (1784 г.). Большой вклад в историографию данного курса в XVIII в. внес В.Н. Татищев в пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен» (1768 г.).

Первой концепцией, возникшей в отечественной историографии, стала норманнская теория, создателями которой были сотрудники Российской академии наук Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер. Основные ее направления были изложены в научном докладе Г.Ф. Миллера «Происхождение народа и имени Российского» (1749 г.), в соответствии с которым государство возникло под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран (норманнов, варягов).

Данная концепция вызвала протест со стороны русского ученого М. В. Ломоносова, который подверг резкой критике основные ее положения в своих исторических работах — «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя Российская история» (1766 г.). В 1767 г. первым русским профессором юридического факультета Московского университета стал С.Е. Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности , семьи , судоустройства, разделения власти и другие историко-правовые темы. Свои предложения, значительно опережавшие время, он предлагал в 1767—1768 гг. использовать Уложенной комиссии, которая так и не смогла выполнить работу по кодификации законодательства.

Значительный вклад в развитие историографии отечественного государства и права XVIII в. внесли также работы следующих авторов : Ф. Прокопович — «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент»; Н.И. Новиков — «Древняя российская вифлиофика» (в 10 кн.); И.Н. Болтин — первый издатель Пространной редакции «Русской правды», «Примечания на Историю древния и нынешния России г. Леклерка»; М.М. Щербатов — «О повреждении нравов в России», «История Российская с древнейших времен» (в 7 т.) и др.

Во второй половине XIX в. формируются научные направления, среди которых важное место занимает государственная или «юридическая» школа. Ее представители (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В. И. Сергеевич, А.Д. Градовский и др.) считали, что государство является главной движущей силой исторического процесса и все изменения в социальной сфере в значительной мере зависят непосредственно от государства. При этом они подчеркивали, что эти особенности были характерны для развития русской государственности.

В историко-правовой науке конца XIX — начала XX в. нашли отражения труды по основным формам русского права, по истории кодификаций и методам исследований. Этим проблемам посвящены произведения В.Н. Латкина, А. Н. Филиппова, В. О. Ключевского, П.Н. Милюкова, М.М. Ковалевского, Н.П. Павлова-Сильванского и др.

Особое место в историко-правовых исследованиях занимало евразийское течение, оформившееся в 20-е годы XX в. в среде русской эмиграции. Больший вклад в развитие данного направления внесли К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, Г.В. Флоровский и др. Представители евразийства рассматривали Россию как особый материк «Евразия» с присущими ему специфическими чертами государственности и права, которые были обусловлены географическими, этнографическими и религиозными особенностями.

Марксистское направление в историко-правовой науке сложилось в начале XX в. Основные его положения нашли отражение в работах М.Н. Покровского и Н.А. Рожкова. Первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен в конце 30-х годов С. В. Юшковым.

Основные проблемы курса исследовались также в работах историков Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Б.В. Виленского, П.А. Зайончковского и др.

Исследование политической истории России необходимо отнести к современным направлениям, получившим освещение в работах И.И. Смирнова, А.М. Сахарова, А.А. Зимина, А.Я. Авреха и др.

В XX в. большое внимание уделялось также проблемам преобразования в системе органов государственной власти и управления, судебных учреждений (Н.М. Дружинин, П.А. Зайончковский, Л.Г. Захарова, Н.П. Ерошкин, Ю.П. Титов и др.); основным изменениям в сфере права (И.Д. Мартысевич, О. И. Чистяков, С. И. Штамм, Е.А. Скрипилев, Н.Н. Ефремова, И.А. Исаев и др.).

К основным функциям науки истории отечественного государства и права относятся: теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая, методологическая, прикладная, мировоззренческая, воспитательная.

В теоретико-познавательном плане мы имеем дело, прежде всего, с выяснением основных закономерностей развития государственно-правовых институтов па всем протяжении существования Российского государства. На первый взгляд может показаться странным, что исторической науке свойственна эвристическая функция. Между тем скрупулезное исследование исторических фактов и ставших доступными документов позволяет реконструировать многие процессы прошлого, по-новому с позиций сегодняшнего дня их переосмыслить, произвести переоценку ценностей, лучше понять настоящее и выработать взвешенные подходы к планированию будущего. В этом заключается тесно связанная с эвристикой прогностическая функция. Она заключается в конструировании научных гипотез государственно-правового развития, концептуальных схем, построенных на анализе достижений и просчетов, в том числе и в государственно-правовой сфере. Методологическая функция изучаемой нами науки заключается в том, что с помощью ее достижений мы продуцируем новые знания, новые подходы к исследуемым процессам. С данной функцией тесно связана и прикладная функция. Она очень многообразна. Знание истории, постижение ее смысла не только расширяет общекультурный кругозор юриста, но и помогает лучше понять связь времен, разрыв (распад) которой чреват, по словам великого Шекспира, серьезными проблемами. Очень важную роль играет эта функция в оценке исторических фактов и деятельности исторических личностей с позиции права и морали. Достаточно важной является мировоззренческая функция. Не следует сводить к идеологической, которая предполагает определенную идейно-политическую ангажированность и односторонность подходов к оценке социальной действительности. Мы это хорошо знаем из собственной истории и из практики ряда других государств. Мировоззренческая функция тесно кореллирует с воспитательной функцией. Знание отечественной истории государства и права важно для каждого культурного человека. Оно формирует, прежде всего, гражданскую позицию, способствует воспитанию патриотизма, умения критически подходить к оценке исторических процессов и исторических личностей.

Изучение истории отечественного государства и права базируется на различных методах научного познания. Среди них следует выделить общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования, метод комплексного подхода, статистический, метод системного анализа. Эти методы универсальные и применимы ко всем наукам. К специально-юридическим методам относятся: формально-юридический, нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и др.

Так, использование индуктивного метода позволяет смоделировать процессы прошлого, а дедуктивного глубже заглянуть в сущность изучаемых явлений и процессов, сделать их более понятными и доступными для понимания нашими современниками.

Исключительно важен формально-правовой метод, который имеет и другие названия: формально-догматический, юридический, аналитический. Этот метод предполагает оценку исторических событий и юридических фактов под углом зрения юридических понятий, терминов, юридических конструкций. Благодаря такому подходу можно дать взвешенную правовую оценку многим историческим процессам, дать более точную и порой нелицеприятную оценку деятельности той или иной личности, избегая часто прочно укоренившейся в сознании людей идеологической ангажированности.

Метод системного анализа предполагает установление органической связи права и государства, права и государственной политики. Это положение нашло отражение в известной ленинской формуле, гласящей что "закон есть мера политическая, есть политика" . Все элементы государственно-правовой системы должны работать на ее укрепление. Данный метод в сочетании с синергетическим, а также с формально-юридическим подходом открывает широкие возможности для объяснения деструктивных процессов в обществе и государстве, приводящих нередко к глубоким социальным противоречиям вплоть до распада государств.

История отечественного государства и нрава является неотъемлемой составной частью Всеобщей истории государства и права.

Для сопоставления государственно-правовых систем различных государств на определенных временных отрезках для выявления в них общего и особенного с целью обобщения и формулирования общих закономерностей применяется сравнительно-правовой метод. Это может быть полезно с точки зрения изучения зарубежного опыта как положительного в плане использования, так и отрицательного с целью избежания повторения ошибок других государств. Сравнительно-правовой подход может быть использован и для анализа национальной правовой системы.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99.

Является составной частью исторической и юридической наук.

В отличие от общей истории , которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права , предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

Предметом истории отечественного государства и права является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах.

История отечественного государства и права изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.

В истории отечественного государства и права выделяются два блока исследования:

  1. история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
  2. история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).

История отечественного государства и права , изучая отдельные факты и правовые акты, исследует также причины, условия и закономерности, следствием которых являются изменения, происходящие в государстве и праве.

Метод истории отечественного государства и права - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении истории отечественного государства и права.

Выделяют следующую систему методов истории отечественного государства и права :

  1. общие методы;
  2. специальные методы.

К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод. Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки.

Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

К специальным методам относят: сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные институты государства и права на разных стадиях развития - общественного развития; статистический, математический, социологический методы.