Социальные, экономические и культурные права человека и гражданина: определение, особенности и описание. Социально-экономические культурные права и свободы человека и гражданина в рф Социально экономические и культурные права граждан

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).
Особенности данных прав:
- единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
- нередко выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
- имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
- требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;
- одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции России 1993 года. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
- право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);
- право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);
2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
- право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);
- свобода преподавания (ч.1 ст.44);
- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);
- право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44);
3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7);
- право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37);
- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);
- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);
- право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
- право на отдых (ч.5 ст.37);
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42);
5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

Социально-экономические и культурные права и свободы составляют особую группу конституционных прав и свобод человека. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечивать социально значимые потребности личности.

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Рыночная экономика основана на свободе индивида и на соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как естественных, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Граждане могут самостоятельно определять сферу экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Экономическая деятельность может осуществляться и с применением наемного труда с соблюдением норм трудового законодательства. Статус индивидуального предпринимателя приобретается после государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет. На отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, необходимо получить специальное разрешение - лицензию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Содержание права частной собственности составляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Под владением понимается фактическое обладание принадлежащим собственнику имуществом. Пользование - извлечение из имущества его полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества. Распоряжение - возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в полной или частичной передаче прав на него другим лицам. Правомочия собственника подлежат защите от всякого, кто их нарушил или создает препятствия для их осуществления.

Все субъекты права собственности юридически равны перед законом. Каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Судебная практика

В Постановлении от 16 мая 2000 г. Конституционный Суд РФ отметил, что понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются не только вещи и вещные права, но и права требования, в том числе принадлежащие кредиторам.

Законом установлены некоторые ограничения права собственности в части изъятого из оборота имущества в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда только в предусмотренных законом случаях. Это возможно, в частности, в порядке конфискации в виде наказания либо в порядке реквизиции для государственных нужд. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

гЬ Судебная практика

В другом деле Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос, связанный с выплатой Сбербанком компенсаций по вкладам граждан, определил, что право граждан на восстановление и обеспечение сохранности их ценностей и денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство. Вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предва-

рительной компенсации) не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на восстановление и защиту сбережений граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 133-0).

Конституция РФ гарантирует право наследования.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Среди социально-экономических прав и свобод человека особое значение имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - право на труд. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Конституционное право на свободный труд означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии;
  • 3) запрещение принудительного труда.

Право на труд предполагает право на защиту от безработицы со стороны государства. Законодательство запрещает необоснованные увольнения. Право на защиту от безработицы регламентируется Законом РФ от

19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Свобода труда включает право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Справедливые и благоприятные условия труда предполагают право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Отдых является социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека, восстановления его сил после работы. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха.

На конституционном уровне признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора установлены Федеральным законом от

В Конституции РФ провозглашено право на защиту государством семьи, материнства и детства (ст. 38). В федеральном законодательстве предусматриваются материальные гарантии материнства и детства, которые включают в себя различного рода пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности». Система приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей предусмотрена Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р).

Полное и гармоничное развитие личности возможно только в семье, поэтому государство объявляет ее предметом своей заботы и защиты. Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагаются на родителей либо на лиц, их заменяющих. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

К социально-экономическому праву относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием этого права является гарантированная возможность получения государственных пенсий и социальных пособий. Основные виды социального обеспечения предоставляются в рамках и за счет средств государственного социального страхования. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии - Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения, например содержанием нуждающихся в этом несовершеннолетних в детских домах, социальным обслуживанием на дому и др.

Государством поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ закрепляет право на жилище (ст. 40), содержание которого составляют:

  • 1) защита жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;
  • 3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Важнейшим социальным правом является право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Под здоровьем понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Конституция РФ возлагает на государство обязанности по осуществлению мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также создание таких условий, когда каждый человек может выбрать виды и методы медицинской помощи. В охрану здоровья включаются меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

В Конституции закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Следующим социальным правом, гарантируемым Конституцией РФ, является право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42). Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимает совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Каждый имеет право на получение своевременной, правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

К основным принципам охраны окружающей среды, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов власти юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относятся:

  • 1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • 3) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • 4) ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • 5) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • 6) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством и др.

К числу социально-экономических прав относится право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права призвана дать возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В России устанавливаются следующие уровни образования : основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Право на образование может быть реализовано в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу творчества, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.

Для справки

Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности.

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Конституция РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества (ч. 5 ст. 29), а также беспрепятственное создание творческих союзов, свободу преподавания. Важное значение имеет создание эффективной системы охраны и защиты прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Право каждого на участие в культурной жизни предполагает:

  • 1) право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
  • 2) право на защиту государством культурной самобытности человека;
  • 3) право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • 4) право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством;
  • 5) право собственности в области культуры и др.

Право на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Экономические права и свободы. Они позволяют гражданам и их объединениям быть субъектами экономической деятельности. В этой группе прав появились новые права и уменьшена роль государства в их обеспечении. Особенностью данной группы прав является то, что экономические, социальные и культурные права принадлежат любому физическому лицу, независимо от наличия гражданства.

Право на свободу экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конституция гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 8). Реализация данного права возможна в условиях рыночной экономики, в то же время это право способствует ее развитию. Отношения между участниками гражданского оборота, в том числе между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулируется гражданским законодательством. Предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности, это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. По общему правилу заниматься предпринимательской деятельностью можно с 18 лет.

Граждане, реализуя свое право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять ее в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией РФ гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции.

Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Свобода экономической деятельности возможна только в условиях добросовестной конкуренции и при ограничении монополистической деятельности. Эти гарантии раскрываются в федеральных законах от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Право частной собственности (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36 Конституции РФ), охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Очень важно отметить, что по Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляя право собственности, конституционный законодатель гарантирует право наследования. Субъектом права частной собственности может быть любой человек. Право собственности раскрывается через владение (фактическое обладание объектом), пользование (получение пользы от объекта) и распоряжение (купля-продажа, дарение, сдача в аренду, иные сделки) имуществом. Очень важно, что Конституция РФ устанавливает гарантии права частной собственности, предусмотрев лишение имущества только по решению суда. Термин «лишение» означает принудительный характер прекращения права частной собственности и предполагает наличие правового спора, что в обязательном порядке требует судебного контроля. Решение данного вопроса через суд является гарантией принципа неприкосновенности собственности.

Гарантии права собственности предоставляются в отношении имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях. Право частной собственности, не являясь абсолютным, может быть ограничено законом, но сама возможность ограничений и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ.

Наследование как гарантия реализации права частной собственности имеет две формы: по завещанию и по закону. Право наследования, предусмотренное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных полномочий вытекает из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.

В качестве самостоятельного права граждан и их объединений Конституция РФ провозглашает право иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Учитывая значимость такого объекта собственности, как земля, следует отметить, что наравне с гражданами РФ правом иметь в частной собственности землю обладают и иностранные граждане, и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица. Это связано с тем, что в случае предоставления земли в частную собственность передается лишь земельный участок, а не часть государственной территории (что затрагивало бы вопросы обеспечения территориальной целостности России).

Социальные права и свободы. Они характеризуют наше государство как социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Конституция закрепляет совокупность трудовых прав. В частности, труд провозглашается свободным - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1). Таким образом, свобода труда выражается в договорном характере отношений.

Из конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не вытекает право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было такую работу или должность ему предоставить. Все перечисленные вопросы решаются в рамках договорных отношений, и именно в этом проявляется свобода труда в трудовых отношениях.

Положения ст. 37 Конституции РФ, обусловливая свободу трудового договора и право работника и работодателя устанавливать условия трудового договора и решать вопросы трудовых отношений, выступают и в качестве конституционно-правовой меры этой свободы, границы которой стороны не могут нарушать. Заключая трудовой договор, работодатель обязан обеспечить работнику условия труда в соответствии с указанными требованиями Конституции РФ, а работник - лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдая действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ). Принудительным трудом признаются любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях, работы, выполняемые под угрозой применения какого-либо наказания. Тем не менее при исполнении наказания по вступившему в законную силу приговору суда труд не является принудительным, как и в иных случаях, определенных международными актами. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Для реализации данного права принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в котором регламентированы вопросы постановки на учет лиц, не имеющих работы и заработка, в целях поиска работы и выплаты пособия по безработице. Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Важной конституционной гарантией является право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37). Все трудовые права, закрепленные в ст. 37 Конституции РФ, более детально регламентированы ТК РФ.

Право на защиту материнства, детства и семьи государством. Статья 38 Конституция РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1). Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2). Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3). Сегодня в России вводятся меры, поощряющие материнство, укрепляющие семью, гарантирующие ей социальную поддержку. Гарантии закрепляются в нормах СК РФ, ТК РФ, в иных законах, целевых программах, направленных на решение социальных и иных проблем.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Это право раскрывается через гарантию социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1). Конституцией предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2). При этом поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3). Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция РФ тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ст. 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Осуществляя пенсионное регулирование, федеральный законодатель вправе как определять общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц с соблюдением Конституции РФ, принципов равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина.

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления этого права (ч. 2). Таким образом, государство не обязано обеспечить каждого жилищем. Его можно приобрести, арендовать, построить и т. д. Однако малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Вопросы жилищной политики, роли органов публичной власти в обеспечении права на жилище раскрываются в ЖК РФ.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Прежде всего следует обратить внимание, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь адресовано каждому. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1). Соответственно негосударственными медицинскими учреждениями помощь оказывается на других условиях. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги за счет добровольного медицинского страхования, за счет средств своего работодателя или за счет личных средств.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Гарантией права на охрану здоровья является достоверная информация о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах. Даже в Законе РФ «О средствах массовой информации», где закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении информации, информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не может быть отнесена к таким основаниям. Поэтому Конституцией РФ предусмотрено, что сокрытие должностными лицами подобной информации, создающей угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность (ч. 3 ст. 41). Подобные меры ответственности предусмотрены в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Конституционной нормой предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принимать меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.

Гарантии защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья не только должны быть направлены на возмещение ущерба здоровью или имуществу, причиненного экологическим правонарушением, но могут включать и комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы такого возмещения .

Нормы об охране окружающей среды закреплены в ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, ВзК РФ, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных актах.

Культурные права, свободы. Культурные права напрямую связаны с обеспечением возможности человека полноценно участвовать не только в культурной жизни страны, но и в социально-экономической, политической деятельности.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Каждый имеет право на образование. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность получения образования в разных типах образовательных учреждений, в разном объеме, на разных условиях. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43). Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3). Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4). Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» допускается возможность получения образования и в частных учебных заведениях, более того, ребенок может не ходить в школу, а получать домашнее образование, сдавая в школе только экзамены. Согласно Конституции РФ для всех образовательных учреждений Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43). Таким образом, все основные образовательные стандарты, используемые разными учебными заведениями, должны соответствовать определенным требованиям.

Свобода творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Данная свобода проявляется в самых разных формах. Это может быть индивидуальное занятие творчеством. Возможно проявление этой свободы в коллективе, в рамках организации и деятельности творческих объединений. В соответствии со своими профессиональными и личными интересами каждый вправе заниматься любым видом творчества на профессиональной основе или без таковой. Таким образом, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Гарантией свободы творчества является запрет на вмешательство органов публичной власти в творческую деятельность граждан и их объединений, если только такая деятельность не ведет к пропаганде насилия, войны, разжиганию розни. Интеллектуальная собственность, т. е. материализованный результат любого вида творческой деятельности, охраняется законом, в частности ГК РФ.

Право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Поэтому государство обязано обеспечить пользование государственными библиотеками, театрами, музеями, архивами; создать основу для развития культурной самобытности; предоставить свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей и т. д. При этом на каждого возлагается обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), что также закрепляется в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П.