Мао цзэдун и культурная революция в китае. Синьхайская революция в китае Подготовка и перевороту

Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.


Источник: wikipedia.org

В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.


Источник: wikipedia.org

Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.


Источник: wikipedia.org

Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.


Источник: wikipedia.org

Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.

Компартия Китая. Борьба за власть


Мао Цзэдун и Лю Шаоци, 1966 год. (wikipedia.org)

На XI пленуме ЦК КПК разбиралось письмо Лю Шаоци, после чего он был отстранен от работы до тех пор, «пока Компартия Китая будет определять характер его ошибок». Это была обычная практика для Китая того времени. В таком положении член партии, официально не лишенный своего поста, но фактически отстраненный от работы и находящийся под домашним арестом, мог находиться сколь угодно долго.


Лю Шаоци с семьей. (wikipedia.org)

В итоге отстраненный Лю Шаоци и его семья подвергались многочисленным допросам, возле их дома собирались демонстрации в поддержку Мао. В конечном итоге Лю Шаоци был заключен в тюрьму, где умер там в 1968 году.


Источник: wikipedia.org

«Постановление о великой пролетарской культурной революции», 8 августа 1966 года: «Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

Демонтированные статуи из буддистского храма. (wikipedia.org)

Выдержка из пропагандистской газеты, 1 июня 1966 года: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущевского толка!»


Источник: wikipedia.org

Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление ощущали на себе бывшие феодалы, духовенство и интеллигенция. Бороться же с врагами стали молодые «бунтари» — хунвейбины (школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие).


«Танец верности». (wikipedia.org)

Они формировали банды и искали «ревизионистов», которыми зачастую становились их преподаватели, слабые местные власти и так далее. Пойманных «бунтари» наряжали в шутовские колпаки, раскрашивали им лица и подвергали всяческим издевательствам.


Источник: wikipedia.org

Маршал КНР, считавшийся правой рукой и наследником Мао Цзэдуна, Линь Бяо: «Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны. Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».


Источник: wikipedia.org

Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось.

Агитация. (wikipedia.org)

Выдержка из письма одного из студентов университета города Сямынь в провинции Фуцзянь: «Некоторые (преподаватели) не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии. Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».


Источник: wikipedia.org

Бесчинствам хунвейбинов не то что не мешали, а скорее способствовали. Так, Министерство транспорта КНР выделило «бойцам с врагами пролетариата» бесплатные поезда для поездок по стране с целью «обмена опытом». Фактически остановилась культурная жизнь страны.


Источник: wikipedia.org

Закрывались книжные магазины, запрещалось продавать любые книги, кроме цитатника Мао, который стал средством не только идеологической, но и физической борьбы. Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твердой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание».

Мао Цзэдун и Цзян Цин. (wikipedia.org)

Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы. Сжигались монастыри и храмы, была снесена часть Великой китайской стены. Последнее было объяснено нехваткой кирпичей для «более необходимых» свинарников.


История Китая всегда была наполнена жестокими и кровопролитными событиями. В 1966 году, в ходе противостояния Мао Цзэдуна и Лю Шаоци, начался жестокий и неприятный процесс, прозванный историками как «Культурная революция в Китае». Она стала результатом накопившегося за долгие годы общественного недовольства и накалом отношений с соседними странами.

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

На их место должны были стать новые ценности, привнесенные Мао. По сути, людей насильно перевоспитывали.

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Второй этап революции

Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.

В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.

Ввысь в горы, вниз в села

Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Так завершилась «Великая китайская революция». Тем, кто прекратил беспорядки, и жестокие репрессии был маршал Цзяньин. Именно он, во главе войска, арестовал четырех новых жестоких правителей.

Результаты и жертвы

Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.

Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.


Большие потери китайская культура понесла от рук хунвейбинцев, которые уничтожали памятники культуры и грабили храмы и музеи. Множество бесценных полотен и предметов древности было уничтожено, переплавлено и продано на черном рынке. Были сожжены старейшие монастыри на Тибете, и в некоторых местах разбита Великая Китайская стена.

Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.

Почему культурная революция не удалась

Идеи Мао были с самого начала обречены на провал, по мнению историков. Слишком большой объем изменений, и большое количество репрессий были слишком тягостным бременем для населения страны. Политика тотального контроля, после смерти великого вождя была уничтожена.

Положительное влияние событий на страну

К положительным событиям и результатом можно отнести только реформу образования, которая была введена для обучения молодых специалистов. А все остальное было направлено только на устрашение неверных. Поэтому о положительных сторонах события историки умалчивают, на фоне кровопролития они незаметны.

Заключение

«Великая культурная революция» вовсе не является положительным событием в истории Китая. Число репрессированных и убитых человек составляет более 100 миллионов. Это наиболее кровавое событие за всю историю человечества. Самый большой урон был нанесен обычным гражданам и рабочим людям. Они после десятков лет тяжелой работы стали подвергаться гонениям и нападениям со стороны не добропорядочных элементов и власти.

В 1966 году ведущими политиками того периода был запущен кровавый и сложный процесс, который историки позже назвали «культурной революцией». Эта ситуация в стране возникла из-за противостояния двух политических партий и их председателей. Проблемы политического курса и внешних связей Китая сильно обострились на фоне борьбы двух лидеров: Мао Цзэдуна и Лю Шаоци.

Гонения и репрессии. Этап первый

Болезнь лидера коммунистической партии Мао Цзэдуна ослабила его позиции на мировой и внутренней аренах страны. Оппозиционные партии, считавшие коммунизм неверным режимом, начали бурно критиковать власть в различных литературных произведениях, пьесах и статьях. Мао не хотел допускать подобного положения вещей. И оправившись от своего недуга, развернул большую компанию по борьбе с недовольными оппозиционерами. В итоге принятые им меры привели к следующим последствиям:

  • Май и апрель 1966 года. Начались гонения на традиционалистов. Банды хунвэйбинов нещадно расправлялись с «врагами режима», вместо того, чтобы просто выявлять их, следя за общественной и культурной жизнью Китая. В этих объединениях «красногвардейцев» состояли школьники и молодежь. Также туда входили молодые специалисты и преподаватели. Они разжигали массовые междоусобицы, издевались над людьми. Имели право потребовать у любого проходящего гражданина Китая цитатник Мао. Количество жертв этих банд исчислялось миллионами людей. Многих намеренно доводили до самоубийства;
  • Май (1969) – сентябрь (1971). По всей стране после указа Мао создавались «Школы кадров». В них чиновники обучались своим профессиям, впитывали идеологию коммунизма и занимались физическим трудом. Всех несогласных ссылали в далекие деревни. Общее число ссыльных студентов и интеллигенции составило 10 миллионов.

Помимо этих внутриполитических ходов, страну захлестнула волна каннибализма, которая поддерживалась правящим аппаратом «сверху». Чженг И в своей работе приводит более 100 реальных случаев отвратительного каннибализма. Так называемые «банкеты плоти» проводились лидерами — коммунистами. На них они призывали убивать межклассовых врагов и недругов страны, а затем съедать их сырые или приготовленные почки, печень, сердца и иные части. В этой книге собраны многочисленные интервью с угнетенными подобными бесчинствами и их родными.

Конфликт между СССР и КНР обострял ситуацию не только между странами, но и влиял на внутренние процессы Китая. Мао Цзэдун стремился абсолютизировать свою власть любыми способами. Помимо репрессий, в ходе которых врагом могли признать любого: от крестьянина до научного сотрудника, Мао обратил свой пристальный взгляд на культуру Китая.

После антипартийной публикации коммунисты (XI пленум ЦК КПК) постановили, что в стране началась «Великая пролетарская культурная революция». Деятельность науки и культурная жизнь общества были, как будто поставлены на паузу. Антикварные и книжные магазины Китая закрылись, получили распространение особые танцы, символизировавшие абсолютную верность председателю Мао.

Многие дома в городах и деревнях подверглись обыскам. Проверялось наличие запрещенных книг и ценностей. Все найденное изымалось. С женщин срывалась красивая одежда, им также обрезали окрашенные волосы. Ценности, похищенные у народа, не только не доходили до государственной казны, но и исчезали без следа, присваивались, переплавлялись.

Банды «красных» начали враждовать между собой, разделившись на выходцев из интеллигентных семей и бедняков. Мао уже слабо контролировал действия взращенной им армии, но по-прежнему держал под контролем остальные процессы.

Стычки между бандами хунвэйбинов особенно ожесточенно проходили в деревнях и на окраинах городов. В некоторых из них применяли артиллерийские установки.

В апреле 1969 года очередной съезд партии окончательно провозгласил главенство маоистской идеологии. Осудили политиков-оппозиционеров Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

Школы идейных кадров и насаждение идеи. Этап второй

Помимо вышеприведенных «Школ кадров» в Китае второй этап революции ознаменовался внутрипартийными разногласиями. В марте 1970 года Цзэдун принял единоличное решение о пересмотре конституции страны. Суть его претензий сводилась к тому, что пост председателя должен быть упразднен. Но Линь Бяо и Чэнь Бода были против такой инициативы. За что и поплатились в дальнейшем своими жизнями. Эти партийные деятели решили устроить переворот. Но восстание было подавлено Мао Цзэдуном в сентябре 1971 года.

В марте 1973 было решено восстановить в должности генерального секретаря Дэн Сяопина. В стране активно насаждались личные идеи Мао. Теперь и армия Китая подверглась чисткам и репрессиям.

Также было восстановлено некоторое количество профсоюзов, женских и молодежных движений. Прошла волна реабилитаций партийных работников.

Все выходящее за рамки первого этапа революции многие исследователи называют ее следствием. Но все же стоит выделить и третий этап этого процесса, чтобы составить полную картину происходящего в 60-е и 70-е в Китае.

Смерть Мао и «группа четырех». Этап третий

В октябре 1976 года скончался лидер коммунистического режима Мао Цзэдун. После его смерти к власти пришла «группа четырех». Цзян Цин (жена Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь были особо приближенными соратниками Мао Цзэдуна. И после его кончины предприняли попытки управления страной в прежнем режиме.

Вскоре все участники этой «банды» были арестованы по приказу нового правительства. Их объявили опасными контрреволюционерами, переложили на них ответственность за репрессии и ошибки в экономике.

Культурная революция формально окончилась в 1976 году. Но ее кровавые и разрушительные отголоски витали над Китаем долгие годы. Инициатива ареста «банды четырех» исходила от маршала Цзяньина. Так была поставлена точка в реальной летописи расправы над китайским народом.

Страшные итоги «культурной революции»

26 октября 1979 года газета «Жэньминь жибао» сделала попытку обнародовать примерное число жертв кровавой революции в Китае. Более 100 миллионов потерпевших жертв значится и во многих других источниках.

Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито больше 5 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.

«Хунвэйбины» смогли ликвидировать большую часть культурного наследия КНР. Пострадали реликвии и других народов. Тысячи древних и значимых памятников, бессчетное множество картин, других предметов искусства и книг – вот те потери, которые понесла культура Китая в ходе этой революции. Также были разгромлены и храмы в Тибете, стерты с лица земли многие монастыри. Была разрушена часть Китайской стены.

Миллионы обученных специалистов сгинули в деревнях и горных поселках. Маоизм привел лишь к массовым расправам, репрессиям и войнам классов.

Общее разрушительное влияние на страну отразилось во многих ее областях упадком экономики, бездействием полиции, внутриполитическими проблемами и озлобленностью народа.

«Культурная революция» нанесла большой урон и театральному развитию в стране. На протяжении нескольких лет на подмостках театров ставились только те пьесы, которые написала жена Мао, а другие из-за цензуры были под запретом.

Современники считают, что урон от «кровавой революции» нанесен не только самому Китаю, но и культурному мировому наследию. Так как утраченные культурные ценности и предметы искусства имели мировое значение.

Личные мотивы Мао Цзэдуна

Начиная данную революцию, Мао поставил цель по созданию «нового человека». Этот человек, по его мнению, должен был быть бескорыстным элементом в свободном от господства социуме. Чтобы прийти к цели, Цзэдун призывал искоренить четыре аспекта:

  • Старые идеи;
  • Прежнюю культуру;
  • Старинные обычаи;
  • И устоявшиеся привычки.

На их место Мао выдвинул собственные идеи, которые были сполна отражены в его цитатнике. Также политик желал уничтожить любую оппозицию. Поэтому второй целью революции можно назвать борьбу за власть. Причем власть единоличную, и не терпящую здоровой конкуренции.

Постоянная классовая борьба и равенство вдохновляли Мао больше, чем обогащение и различия. Эти постулаты относятся и к охлаждениям в отношениях между СССР и КНР после окончания правления Сталина. Ведь новый лидер Хрущев раскритиковал действия прошлого вождя, чем сильно разозлил поддерживающего его идеологию Мао.

Удалось ли Мао искоренить старое? Возможно, у него это получилось сделать лишь на определенный срок. В своих попытках насаждать новые идеи силой лидер потерпел поражение.

Позитивные веяния этих процессов

Были ли среди междоусобиц, убийств и репрессий хоть какие-то положительные моменты? Действительно были, но их количество на фоне общего хаоса многим может показаться просто смехотворным. Например, была введена недоразвитая система здравоохранения. Да и реформа образования для крестьян и пролетариев сыграла позитивную роль.

Почему «культурная революция» не удалась?

Согласно анализу исторических фактов подобные изменения внутри страны были обречены на провал из-за содержащихся в них противоречий. Мао пытался перевернуть все с ног на голову, и при этом сохранить тотальный контроль.

Жестокая борьба внутри самой партии вынудила Цзэдуна прибегнуть к помощи военных. Так его идеи были похоронены под обломками бюрократии и строгой иерархии. И ему пришлось сосредоточиться только на тотальном контроле народе.

«Культурная революция» и Китай сегодня

На сегодняшний день в Китае официально оценивают действия Мао, как правые на 70% и провальные на 30%. Идеи Мао не прижились в современном мире. Сегодня в Китае существует одна партия, которая заботится о стабильности в стране.

Смутное для Китая время «культурной революции» давно окончено. Но ее события вызывают больше вопросов, чем ответов. Ясно одно, что данный процесс имел ужасные последствия для всех сфер жизни людей. А хунвэйбины до сих пор считаются потерянным поколением.

Мао Цзэдун против конфуцианства

Мао был хитрым и дальновидным политиком. Он желал создать в КНР культ собственной личности. Но ему мешала сама идеология Китая. Культ поклонения предков тогда был главенствующим направлениям, благодаря которому сохранялись традиции и обычаи. А конфуцианство содержало в себе такие постулаты, которые противоречили идеям Мао.

Поэтому опальный друг Цзэдуна Линь Бяо, ранее бывший министром обороны, обвинялся в том, что он приверженец учения Конфуция. А во время щепетильного обыска в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Великого Китайского Учителя.

Как Мао боролся с конфуцианством? Для его искоренения он применил следующие шаги:

  • Наладил выпуск брошюр с критикой основных тезисов учения;
  • Привлек к высмеиванию Линь Бяо и конфуцианства все газеты и журналы в стране;
  • Организовал во всех главных учебных заведениях курсы острой критики конфуцианства и освоения марксизма для рабочих и крестьян;
  • Завербовал выдающегося деятеля Фэн Юланя, заставив его отказаться от прежних неоконфуцианских взглядов публично. Этот шаг для общества имел эффект «разорвавшейся бомбы»;
  • Обвинил видных политиков того времени в буржуазном происхождении.

Для критики конфуцианства привлекались школьники, студенты, учителя, преподаватели и рабочие. Мао считал, что образование – это пустая трата времени для большинства, что все проблемы легко решаются насилием. Он был убежден, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность опускают его на самый низкий уровень. В последствие Мао некоторое время лояльно относился к интеллигенции и буржуазии, но делал это лишь для собственной выгоды и удержания контроля. Однозначную оценку событиям пятидесятилетней давности затрудняются дать не только сами китайцы, но и историки других стран. Так как слишком много противоречивых процессов происходило в то время.

До появления в XIX веке парового торгового и пассажирского флота Китай не имел широких контактов с Западом. История Китайской империи, насчитывавшая по меньшей мере два тысячелетия, ничем не нарушалась практически вплоть до начала XX века. И хотя правительственные круги предпринимали некоторые шаги по модернизации общества, большая часть Китая до самого кануна революции 1949 года вела традиционный образ жизни, утвердившийся с незапамятных времен.

Несмотря на то, что Китай был слишком велик для его колонизации какой-либо западной державой, бурно развивавшаяся в XIX веке торговля с европейскими государствами нарушила традиционную экономику. Вследствие невыгодных условий торговли, навязанных Китаю, имперское правительство оказалось на грани банкротства. Будучи неспособным выплачивать долги европейским кредиторам, правительство увеличило налоги с крестьянства. Вследствие этого в среде крестьян участились выступления и бунты. Во многих частях огромной страны, особенно там, где центральное правительство всегда занимало слабые позиции, местные чиновники и бандитские шайки получили практически бесконтрольную власть.

Несмотря на глубокую убежденность китайцев в превосходстве своей цивилизации над всеми остальными, они неоднократно становились объектом унижения, которым их подвергали и европейцы, и японцы. Китай лишился многих зон влияния в центральной и южной Азии и потерпел поражение в военных столкновениях с британскими, французскими и японскими войсками.

В 1911 году крупномасштабное восстание вынудило императора отречься от престола. Хотя события 1911-1912 годов иногда называют “революцией”, они не дали стране правительство, способное объединить страну, и не привели к эффективным реформам. Несмотря на провозглашение единой Китайской Республики, местные военные лидеры образовывали собственные царства, а некоторые провинции заявили о своей независимости. В течение многих лет в стране шла гражданская война, во время которой население страдало ничуть не меньше тех, кто принимал непосредственное участие в военных действиях.

Затем последовал период относительной стабильности, поскольку одному из военных лидеров -- Чан Кай-ши -- удалось захватить контроль над большей частью страны. Утвердив свои позиции. Чан Кай-ши начал повсеместно выслеживать и уничтожать членов коммунистической партии. В результате карательных акций коммунисты, ранее обосновавшиеся в городах, переместились в удаленные сельские районы. Мао Цзе-дун, ставший во главе уцелевших остатков коммунистического движения, попытался приспособить к китайской ситуации идеи Маркса. Ведущей революционной силой Мао считал крестьянство. Возглавленное им движение имело сильную националистическую окраску, своей целью оно ставило реорганизацию китайского общества в противовес западному и японскому влиянию.

В годы Второй мировой войны коммунисты становятся основной силой, противостоявшей японскому вторжению, используя преимущественно тактику партизанской войны. Японская оккупация отбросила страну назад к состоянию практически полного распада. После войны возобновились бои между коммунистами и сторонниками Чан Кай-ши, закончившиеся в 1949 году победой Маоистской Красной Армии. Остаткам сторонников Чан Кай-ши удалось при поддержке американцев отступить на остров Формоза, ныне Тайвань.

В момент прихода к власти в 1949 году нового правительства Китай нельзя было считать единым в политическом отношении. Если бы коммунисты потерпели поражение в деле восстановления национального единства, “Китая” в современном смысле скорее всего не существовало бы. Страна, возможно, распалась бы на несколько независимых государств, как это обычно и происходило с империями прошлого. Например, на месте бывшей Оттоманской империи сегодня существует ряд стран Северной Африки и Ближнего Востока. Коммунистическое правительство смогло обеспечить себе широкую поддержку, умело сочетая обращения к национальным чувствам и широкие преобразования сельского хозяйства. Уже через три года после революции 45% сельскохозяйственных угодий было изъято из-под контроля прежних владельцев и распределено среди 300 миллионов крестьян.

Движение "4 мая", вспыхнувшее в 1919 г., считается духовным источником многих важных событий в современной истории Китая. Непосредственной причиной зарождения движения стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после 1-й мировой войны. Сильный дух патриотизма побудил студентов поднять движение, которое в итоге вылилось в общенациональный протест. Одновременно в Китай проникли различные новые веяния, в частности большое общественное внимание привлекло распространение марксизма-ленинизма в Китае. В 1921 г. Мао Цзэдун и другие деятели, в общей сложности 12 делегатов, представлявших коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае свой первый всекитайский съезд, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В ходе новодемократической революции КПК возглавила упорную борьбу китайского народа, которая включала 4 исторических этапа: Северный поход (1924 - 1927 гг.), Аграрную революционную войну (1927 - 1937 гг.), войну Сопротивления японским захватчикам (1937 - 1945 гг.) и Освободительную войну (1945 - 1949 гг.). В период войны против японских захватчиков под общим руководством КПК и Гоминьдана был дан отпор агрессорам и одержана победа в войне Сопротивления. Но в 1945 г. Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК возглавила трехлетнюю Освободительную войну, в результате в 1949 г. гоминьдановское правительство было свергнуто.

96.Народно-демократическая революция в Северном Вьетнаме, ее государственно-правовое развитие.

После вступления СССР в войну против империалистической Японии конференция компартии Индокитая, состоявшаяся 13-15 августа 1945 г., единогласно приняла решение о начале всеобщего восстания во Вьетнаме для завоевания полной независимости и установления народной власти во всей стране. Решение конференции было одобрено общенациональным конгрессом Вьет-Миня, открывшимся 16 августа 1945 г. Был создан Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, выполнявший функции временного правительства Вьетнама. 19 августа произошло народное восстание в Ханое, в результате которого власть в столице Вьетнама перешла в руки революционного народа. 23 августа восстание вспыхнуло также в императорской столице Хюэ, 24 августа по требованию Лиги Вьет-Минь император Бао Дай отрекся от престола. 25 августа в Сайгоне власть также перешла в руки Вьет-Миня. Таким образом, в течение 10 дней революция победила на территории всей страны. Разгром Советской Армией основных сил милитаристской Японии и последовавшая затем ее быстрая капитуляция неизмеримо облегчили вьетнамскому народу завоевание власти. Деморализованные известием о капитуляции, японские войска во Вьетнаме не оказали серьезного сопротивления вьетнамской революции, а всенародный характер движения парализовал на время и силы внутренней реакции. 2 сентября 1945 г. созданное в ходе революции Временное правительство Вьетнама провозгласило декларацию независимости Вьетнама и образование демократической Республики Вьетнам. Августовская революция осуществлялась под руководством вьетнамского рабочего класса и его Коммунистической партии. Она носила характер национальной, народно-демократической революции. Победа Августовской революции во Вьетнаме открыла вьетнамскому народу путь некапиталистического развития, в этом ее огромное историческое значение.

97. Народно-демократическая революция в Северной Корее, их государственно-правовое развитие.

98. Лаос и Камбоджа.

Камбоджа.была признана независимым государством по условиям Женевского соглашения 1954 г. Поначалу страну возглавлял король Н. Сианук, который затем отрекся от престола и остался во главе страны в качестве ее президента. В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришло правительство Лон Нола, что вызвало реакцию со стороны коммунистического подполья. Захватив в 1975 г. власть в стране, коммунистические отряды красных кхмеров под водительством Пол Пота превратили свою небольшую страну (сегодня в ней ок. 8 млн. населения) в полигон для страшного социального эксперимента, перед которым отходят на задний план даже те, что осуществляли Ким Ир Сен в КНДР или Мао в Китае. Кровавый эксперимент Пол Пота привел к уничтожению всех камбоджийских городов с их промышленностью и развитой инфраструктурой, к физической ликвидации миллионов людей, прежде всего образованных и специалистов, к превращению страны в огромный концлагерь, где безнаказанно распоряжались красные кхмеры. Для полпотовцев, ориентированных на ценности марксистского социализма, жизнь человека ничего не стоила: чтобы не тратить пули, людей убивали лопатами и иными подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах. Стоит заметить в этой связи, что попытки коммунистов ряда стран, прежде всего советских, отмежеваться от этих преступлений и не увидеть в них родственные всем коммунистическим диктатурам репрессии малоубедительны. Конечно, кхмерский красный террор может восприниматься как карикатурный, но если присмотреться и сравнить его с тем, что стало известно, скажем, о нашем собственном красном терроре за последние годы открытых публикаций и разоблачений, то сомнений в родстве не будет. Источник убеждений красных кхмеров, равно как и их бесцеремонности и неуважения к жизни людей, все тот же - марксистская теория диктатуры пролетариата, идея уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции, к которым, как известно, можно отнести любого, кто сам не убивает лопатой (а при случае и его самого тоже).

В начале 1979 г. в результате сложной борьбы политических сил (кхмеров поддерживал Китай, Вьетнам склонялся к тесному союзу с СССР) вьетнамская арми вошла в Камбоджу, после чего остатки полпотовцев вынуждены были уйти в пограничные с Таиландом горные районы, а власть в стране оказалась в руках немногих случайно оставшихся в живых образованных камбоджийцев, проком-мунистически настроенная часть которых объединилась в Единый фронт национального спасения. Была создана народная республика, гарантом независимости которой стал Вьетнам.

Одно время, в 70 - 80-х годах, страна именовалась Кампучией.

Освобожденная от полпотовцев Камбоджа лежала в руинах. Все следовало воссоздавать заново, причем в первую очередь с помощью Вьетнама, который тем самым взял на себя ответственность за все камбоджийские дела. Это вызвало, как известно, международные осложнения: новое правительство Хун Сена не было признано в ООН. Сианук и Китай активно выступали против его признания, видя в нем марионетку Вьетнама. Началась длительная эпоха переговоров и поисков компромисса, в которые были вовлечены многие страны мира, как соседние с Камбоджей, так и весьма далекие от нее. На рубеже 80 - 90-х годов наметились контуры решения проблемы. Были выведены из Камбоджи вьетнамские войска, и на специальных конференциях и встречах заинтересованных сторон выработано решение, суть которого сводилась к тому, что представители всех сторон возвратятся в Пномпень и получат свое определенное место в коллегиальном органе, призванном временно управлять страной и подготовить намеченные на 1993 год выборы. Во главе страны вновь стал Сианук.

Конец 1991 г., когда этот план начал реализовываться, был отмечен в Пномпене и всей Камбодже серией энергичных реформ, направленных на развитие страны по рыночно-капиталистической модели. Были приватизированы предприятия, открыт путь для иностранных инвестиций и приглашены вернуться в страну покинувшие ее в свое время бизнесмены как кхмерского, так и китайского происхождения (китайцы всегда имели прочные экономические позиции в хозяйстве Камбоджи). Словом, был открыт путь для возрождения Камбоджи. 1992 год принес, однако, немало разочарований и был отмечен усилением в стране позиций красных кхмеров. Политическая обстановка в год выборов (1993) заметно накалилась.

В Лаосе, добившемся, как и Камбоджа, независимости по условиям Женевских соглашений 1954 г., уже в 60-х годах создалась обстановка острой политической нестабильности. Борьба враждующих группировок в этой небольшой (ок. 4 млн. чел.) и отсталой стране вела к расколу и гражданской войне. Тот самый 1975 год, который был годом падения сайгонского режима и триумфа в Камбодже красных кхмеров, сыграл роковую роль и в судьбах Лаоса - стоит напомнить в этой связи о так называемой теории домино, которая часто поминалась политиками в то время и смысл которой сводился к тому, что падение южновьетнамского режима неизбежно повлечет за собой крушение нестабильных режимов в соседних странах (примерно так, как упавшая костяшка домино, когда несколько из них стоят на ребре рядом друг с другом, приведет к падению всех остальных. Это-предсказание, как известно, сбылось, во всяком случае в том, что касается Камбоджи и Лаоса.

В 1975 г. коммунистически настроенные повстанцы одержали победу над всеми своими соперниками и провозгласили Лаос народно-демократической республикой. Ведущим сектором экономики стал государственный, были национализированы банки, поставлена под строгий контроль мелкая частная собственность и декларировано движение к социализму марксистского толка. Лаос счастливо избежал катастрофы, подобной той, что принесли в Камбоджу красные кхмеры. Но отсталая его экономика пришла в результате марксистско-социалистического эксперимента в еще более убогое состояние. Дух реформ конца 80-х годов способствовал тому, что к такого рода реформам приступили и в Лаосе, благодаря чему тяжелое экономическое положение стало понемногу выправляться.

99. Развитие политических систем латиноамериканских государств после первой мировой войны.

Государства Латинской Америки в XIX–XX вв.

Колониальный период исторического развития Латинской Америки. Борьба за независимость и образование независимых латиноамериканских государств. Первые конституции. Каудилизм и диктаторские режимы. Конституционное развитие Аргентины, Мексики и Бразилии. Развитие политических систем латиноамериканских государств после Первой мировой войны. Авторитарные и демократические режимы. Борьба сторонников консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития. Новые тенденции в развитии латиноамериканских государств в конце ХХ – начале XXI вв.

Мексика

К началу XX века в Мексике, как и в большинстве стран Латинской Америки обострились региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства. Одновременно с развитием капитализма возникает рабочее движение, расширяется забастовочная и стачечная борьба трудящихся, распространяются идеи социальной солидарности. Особое внимание следует уделить Мексиканской революции 1910–1917 гг., оказавшей решающее влияние на государственно-политическое развитие латиноамериканского региона. Итогом революции стало свержение диктатуры Диаса, политического государства помещичье – буржуазной олигархии, принятие Конституции 5 февраля 1917 г. Необходимо более подробно остановиться на последующем законодательстве, отстаивающем национальные интересы и развитие демократии.

Куба Характерными чертами государственно-политического развития Кубы в первой половине ХХ века стали засилье иностранного капитала, особенно США, диктаторские режимы (Мачадо, а затем Батисты), антиимпериалистическая борьба прогрессивных сил. При рассмотрении вопроса революционной борьбы кубинского народа необходимо отразить предпосылки и этапы революции, роль лидера «Движения 26 июля» Ф. Кастро, международное значение Кубинской революции. Следует также проанализировать ход радикальных перемен, решение социальных проблем, особенности конституционного развития. Оставаясь страной альтернативного капитализму общества, Куба продолжала курс упорядочения государственного управления экономикой, сильной социальной политики, но в 80–90 гг. под влиянием политических перемен в Европе оказалась в условиях экономической блокады и нарастания трудностей во всех сферах общественно – политической жизни. В 1990 году на Кубе провозглашается «особый период в мирное время». Следует подчеркнуть, что на современном этапе отстаивается вариант обновления экономики, развития торговых отношений, сохранения оригинальной самобытности.

Чили Государственно-правовая история Чили в XX веке насыщена борьбой революционно-демократических и консервативных сил. Президентские режимы сменялись диктаторскими. Вслед за массовыми выступлениями и забастовочной борьбой трудящихся в начале 20-х годов развивается революционный кризис в Чили. На волне провозглашенной в 1932 г. «социалистической республики» в Чили складывается влиятельное социалистическое движение, а позднее, в 1936 г., образуется Народный фронт. В данном аспекте следует отразить позитивный характер программы и деятельности правительства Народного фронта. Одновременно с этим, необходимо подчеркнуть, что в 40-е годы в политической жизни Чили преобладала тенденция широкого единства левых и демократических сил; в сфере экономики складываются промышленно-финансовые монополии, проводится «импортзамещающая индустриализация». Следует рассмотреть также период военно-террористической диктатуры Пиночета с 1973 по 1990 гг. и реакционный вариант модернизации страны. После поражения на плебисците власть от военной хунты перешла конституционному правительству. Государственное регулирование важных сфер экономики, поддержка национального предпринимательства, развитие инфраструктуры, участие в интеграционных региональных процессах, – все это составляет важные компоненты современного развития Чили.

100 .Основной закон Кубинской Республики 1959 г. Характеристика конституции 1976 г.

7 февраля 1959 Революционное правительство, которому налезала законодательная власть, принял Основной закон Республики. В нем декларировались основные демократические положения Конституции 1940 года. Куба провозглашалась независимым и суверенным государством, организованной в форме унитарной и демократической республики. Возобновлялись демократические права и свободы. При этом, в конституции было узаконено незаконную конфискацию имущества местной и иностранной буржуазии, отчуждение земельных наделов, национализации предприятий, которые были собственностью США. Закреплялось объединения законодательной и исполнительной власти в руках правительства. Президент выполнял в основном представительские функции. Правительство имело право вносить изменения в Основной закон и выдавать конституционные законы.

В 1975 году партийно-правительственная комиссия подготовила проект новой конституции. Который после одобрения на Пленуме ЦК Компартии Кубы был вынесен на всенародное обсуждение. 24 февраля 1976 новая Конституция, после проведенного референдума в силу. В референдуме приняло участие 98% зарегистрированных избирателей из них 97,7% проголосовали за принятие новой конституции табы Фернандо Альварес Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. - М.: Прогресс, 1986. - С. 331. (!).

Конституция республики Куба состоит из преамбулы и 141 статьи, расположенных в 12 разделах. Характерной для конституции Кубы, как и всех социалистических конституций, есть тенденция к расширению границ конституционного регулирования, Основной закон Кубы охватывает своими регламентациями все сферы жизни кубинского общества. Конституция определяла не только политические, но и социальные, экономические принципы развития государства, принципы развития образования, культуры, устройство семьи. Иными словами, проникновение государства во все сферы общественной жизни было тотальным.

Несмотря на декларирование большого количества прав и свобод которые мы можем встретить в конститиции, все они были декларативными. Наряду с этим закрепляется руководящая и направляющая роль коммунистической партии - "Коммунистическая партия Кубы - ... - является высшей руководящей силой общества и государства (Статья 5)"

Таким образом, на Кубе было конституционно закреплено основы тоталитарного общества которое продолжает существовать и поныне.

101. Подъем национально-освободительного движения в Индии после первой мировой войны.

Обострение внутреннего экономического и политического положения в стране

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни.

Сокращение экспорта важнейших видов сельскохозяйственного сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей, тяжело ударило по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян - непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911-1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-рос-товщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы.

Наряду с крестьянством в наиболее тяжелом положении оказались ремесленники и их семьи. Происшедшее накануне н во время мировой войны сокращение производства в ряде отраслей ремесла и кустарной промышленности (в особенности в хлопкоткачестве) вызвало значительное снижение доходов миллионов ремесленников, кустарей и связанных с ними мелких торговцев.

Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась.

Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918-1919 и 1920-1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).

Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни.

К началу 20-х годов в Индии произошло обострение двух групп противоречий: между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами внутри страны; между основными классами и социальными слоями индийского общества и английским империализмом, который продолжал опираться на феодально-помещичий класс, князей, компрадорскую буржуазию и связанный с этими группами торгово-ростовщический капитал.

Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства. На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы (несколько организаций рабочих и служащих профсоюзного типа, созданных в Индии в начале XX в., к концу первой мировой войны полностью распались). Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков.

Нарастанию революционных настроений в стране способствовали сведения о революции в России, которые стали постепенно проникать в Индию.

102. Обретение политической независимости Бирмы.

Бирмаобреланезависимость4 января 1948, но онаникогдаполностьюне покорялась иноземцам.Партизанскаяборьбапродолжалась до 1890, в 1900-х годах развернулось движение буддистов, в 1920-х происходили студенческие бунты и демонстрации; в 1930-1932 вспыхнуловосстание. Критическаяобстановкасложилась вовремяВтороймировойвойны. В 1941 японскиевойскавторглись на территорию Бирмы и к маю 1942 захватили бльшуючастьстраны. Во главе националистов, выступивших на стороне японцев, стояли "тридцать товарищей",срединих Аун Сан,которыйк концу войны выступилпротивяпонцев, а в 1945 сталлидером Антифашистской лиги народного освобождения (АЛНО). Аун Сан началпереговорыс колониальными властями о предоставлении Бирме независимости, но был убит в июле 1947.Странаобрела независимость в 1948, уже при У Ну.

По конституции 1947, Бирма провозглашалась федеративной республикой, в которой пяти национальным меньшинствам (шанам, качинам, кая, каренам и чинам) гарантировался полуавтономный статус.Конституцияпредусматривалаформированиедвухпалатного законодательногооргана, в которомпалатадепутатовизбиралась на основе прямых всеобщих выборов, а палата национальностей отражалаэтническийсоставнаселения.

В периодпосле завоевания независимости на политической арене доминировала АЛНО (переименованная вСоюзную партию в 1960), лидер которой У Ну возглавлялправительствов 1947-1956, 1957-1958 и 1960-1962. У Ну был политиком умеренно-левого толка и, стремясьдостичьнационального согласия, объявилбуддизмгосударственной религией в 1961. При нембыларазработана восьмилетняяпрограммаразвития и проведены переговоры с Японией о репарациях.Упорделался на восстановлении разрушенных войной и находившихся в упадке транспорта, средствсвязи, электроэнергетики, портов и судоходства, атакжена совершенствовании ирригационных систем, строительстве дешевого жилья и создании ключевых отраслей промышленности.

103. Национально-освободительные революции на Арабском Востоке.

104. Образование Демократической Республики Афганистан.

Вооруженное восстание (1973 г.) и свержение монархии. Режим Дауда. Апрельская (1978 г.) революция и образование ДРА. Программа Тараки о переустройстве экономики. Конституция 1987 г. Государственные перевороты. Гражданская война с вооруженной оппозицией.

105. Национальная революция в Египте.

106. Национально-освободительная война в Алжире.

1945-47 гг. Определение статуса и устройства послевоенного Алжира1946г.- переход инициативы к радикально настроенным националистическим силам. В ноябре 1954 г. Алжирская коммунистическая партия, Ассоциация Улемов, Демократический союз Алжирии и т.п.- образовывают ФНО (Фронт Национального Освобождения), поднимают антиколониальное вооруженное восстание, целями которого были поставлены: национальная независимость, демократическая социальная Республика, ликвидация феодальных пережитков и колониальных структур в экономике страны. Конечный успех восьмилетней кровопролитной войны алжирского народа против колонизаторов был обусловлен сочетанием ряда объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов: - На начальном этапе войны Армия Национального Освобождения (АНО) ФНО базировалась в труднодоступных горных районах, в т. ч. в Кабилии, и вела борьбу против неподготовленных к антипартизанской войне французских войск (обученные этому подразделения еще не вернулись из Вьетнама) - Переход к вооруженной борьбе стимулировал объединительные процессы в НОД. Так, в 1955 г. между ФНО и АКП было подписано соглашение о вступлении боевых групп АКП в АНО "при условии отказа их от организационно-политических связей с АКП" до конца войны (из 8 членов ЦК АКП, влившихся в АНО, 4 погибли) - Удалось сохранить единое военно-политическое руководство революцией, несмотря на попытки французской и американской спецслужб противопоставить алжирских политиков и военных, ФНО и АНО, ФНО - АКП, внешнюю АНО внутренней АНО. США, стремясь создать на будущее социально-политическую опору в алжирском обществе, сумели одно время столкнуть радикалов ФНО и умеренных националистов "мессалистов" (только на территории Франции в ходе столкновений ФНО с мессалистами погибло 900 чел. и 1,5 тыс. чел. были ранены). - АНО одерживала победы, поскольку она была народной по социальному составу Армией (преимущественно крестьянская беднота и с/х рабочие). "Внешняя" АНО (50 тыс. бойцов, базируется на территории Марокко и Туниса) постоянно пополнялась и возрождалась после поражений за счет сотен тысяч алжирских беженцев на территориях указанных стран и подпитки вооружением из арабских и социалистических государств (с 1957 г. на ее вооружении уже была артиллерия). "Внутренняя" АНО численностью 25 тыс. бойцов была менее оснащена военно-технически, но чрезвычайно мобильна в сравнении с французскими войсками. - Наряду с партизанской тактикой АНО практиковала разрушение экономических объектов и инфраструктуры, что крайне удорожало ведение войны для Франции- Успеху борьбы алжирских патриотов способствовала интернациональная военно-техническая и дипломатическая поддержка развивающихся и социалистических стран. Так, в 1955 г. СССР поставил в ООН вопрос о "международном характере" алжирской войны и праве Алжира считаться "воюющей стороной", а не взбунтовавшейся частью Франции. Хотя ФНО опирался на общенародную поддержку населения страны и широкую международную солидарность, война за независимость затянулась на 8 лет из-за упорного противодействия Франции. Поколения евроалжирцев и населения метрополии выросли в убеждении, что Алжир столь же неотъемлемая часть Франции, как Бретань или Корсика. Поэтому попытка освобождения этой страны привела к оживлению реакционных правоэкстремистских сил, перешедших в открытое наступление против демократии во Франции. Для французских ультраколониалистов удержание Алжира стало своего рода "делом чести". К тому же, обнаруженные в 50 гг. в Сахаре нефть и газ считались в экономических кругах Парижа средством превращения Франции в великую энергетическую державу. Поэтому французское правительство с самого начала квалифицировало алжирскую войну как исключительно внутрифранцузское дело, как мятеж "кучки религиозных фанатиков", оторванных от основной массы алжирского народа, с которыми возможен "только один вид переговоров - война". В сер. 50 гг. шовинистическому угару во Франции не поддалась только ФКП. К к. 50 гг. шовинистические настроения во французском обществе пошли на спад. Общие расходы на войну за 1954-57 гг. составили половину всех расходов на 8-летнюю войну во Вьетнаме. Война заставила Францию держать под ружьем 6% самодеятельного населения, однако почти полумиллионного контингента в Алжире едва хватало на осуществление оккупационных функций. Экономическое положение Франции становилось угрожающим. Произошла поляризация сил в обществе по вопросу о продолжении войны. Ультраправые даже американскую идею создания Средиземноморского Пакта на манер Багдадского расценили как намерение "полной ликвидации" французских позиций в Северной Африке и требовали сказать "нет унижениям и капитуляциям". Военно-колониалистский путч 1958 г. положил конец IV Республике. Пришедший к власти генерал Де Голль полагал необходимым предоставить Алжиру независимость и обеспечить тем самым за Францией в независимом Алжире преимущественные военно-политические, экономические и культурные позиции. К этому времени даже союзники Парижа по НАТО и ЕЭС выражали свое недовольство "дорогостоящим упрямством" Франции в продолжении войны. Впервые генерал сказал о "самоопределении" Алжира в октябре 1959 г., однако противодействие Армии, "черноногих" и правобуржуазных партий затянуло процесс выхода Франции из войны до марта 1962 г. На переговорах с ФНО Париж добивался реализации планов отторжения нефтегазоносной Сахары и сохранения привилегий евроалжирцев. Сам факт ведения переговоров был расценен последними как предательство их интересов. Созданная ультраколониалистами секретная террористическая организация ОАС вела борьбу не только с ФНО, но и с официальной Францией. Де Голль с одной стороны подавлял ОАС, а с другой стороны рассчитывал воспользоваться плодами ее деятельности для ослабления позиций ФНО на переговорах. В марте 1962 г. были подписаны Эвианские Соглашения. ФНО и его власть в зонах контроля АНО были легализованы. Франция обязалась освободить политзаключенных, содействовать возвращению беженцев и оказать содействие в восстановлении экономики Алжира. Предусматривалось проведение референдума о независимости страны. Несогласные с Эвианскими Соглашениями оасовцы терроризировали французскую администрацию и алжирцев побережья, добиваясь создания чисто французской приморской зоны. Встретив противодействие официальных французских властей и АНО, ОАС перешла к тактике выжженной земли и поощрению бегства "черноногих" во Францию, но тем самым ультра подорвали собственнную социальную базу. На проведенном в июне 1962 г. общеалжирском референдуме 99% нас. высказались за независимость. 3 июля 1962 г. Алжир стал независимым.