Губная изба была призвана заниматься. Губные избы и губные учреждения. Земские и губные избы

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ

Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В XVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа XVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов - одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Губные старосты Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе: это - наше губернское правление. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением - губной староста, сидевший в губной избе; в иных уездах их было двое и даже

автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу - высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин - боярский - царь жаловал

Из книги Михаил Федорович автора Козляков Вячеслав Николаевич

Глава девятая «Государевы дела и земские» Писцовые описания. - Торговые люди. - Смета русского войскаПосле прекращения деятельности земских соборов в 1622 году «государевы дела и земские», ранее решаемые царем Михаилом Федоровичем вместе со «всей землею», стали

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка - прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

Избы в Потсдаме Еще одна линия русского присутствия в Германии прослеживается в традиции устройства православных приходов для русских великих княгинь, выходивших замуж за немецких монархов. Достаточно себе представить, что каждое из 38 немецких государств того времени

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ Польские интервенты, поддерживающие Лжедмитриев, не теряли надежды сами захватить русский престол. Тогда правительство стоявшего в то время у власти В. Шуйского, понимая, что не сможет противостоять натиску поляков, обратиться за

Из книги Теория бань автора Хошев Юрий Михайлович

6.3. Мытные землянки и избы Первые типы оседлых рукотворных жилищ (вместо нор и пещер) создавались в Северной Европе на базе концепции землянок. Перекрытия землянок выполнялись из древесных материалов. Поэтому потолки в курных землянках, омываемые дымовыми газами, были

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна

Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Городе, в котором сосредоточивалось все губное управление. При введении воеводского управления губные избы стали называться съезжими или приказными избами .

Постройка и починка губной избы - повинность посадских и уездных людей губы ; они же обязаны были доставлять деньгами или натурою все необходимое для губной избы, как то: дрова, свечи, бумагу, чернила, перья и пр.

В деревнях и селах новгородских пятин , где не было уездных городов, губной староста располагался в губном стане. Пребывание губного стана в селе или деревне новгородских пятин Русского государства было большим обременением для местных жителей, так как от них требовалось в его пользу множество мелких личных и натуральных повинностей.

Напишите отзыв о статье "Губная изба"

Литература

Отрывок, характеризующий Губная изба

– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».

Органы местного самоуправления

Воеводы

В XVI в. произошла реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Претенденты на место воевод обращались к царю с челобитной, в которой просили назначить их на должность «покормиться». Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы исчислялся в один-три года, за службу он получал вотчину и поместный денежный оклад.

Воевода возглавлял приказную, или съезжую, избу, в которой решались дела по управлению вверенным ему городом или уездом. Делопроизводство в избе вел дьяк, ее штат составляли приставы, надельщики и др. Контроль за деятельностью воеводы осуществлял приказ, в ведении которого находилась данная территория. В приказе готовился наказ воеводе, в котором определялся круг полномочий последнего.

Воеводы осуществляли контроль за работой выборных должностных лиц (старост, целовальников, голов), собиравших с населения прямые и косвенные налоги, полицейский надзор за населением, надзор за судом губных и земских старост, набирали на службу служилых людей (дворян и детей боярских).

Земские и губные избы

В XVII в. на местах продолжали функционировать земские и губные избы. Судопроизводство по губным делам проводилось дьяком и подьячим, избой ведал губной староста. В их ведении находились тюрьмы, палачи и выборные от населения сотские и десятские. Губной староста выбирался населением из дворян и детей боярских, целовальники - из черносошных крестьян и посадских. В ведении губных изб фактически находились все уголовные дела. Деятельность губных изб контролировал воевода.

Земские органы избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей среди населения и осуществляли некоторые полицейские функции.

На местах действовали другие выборные органы: таможенные головы, целовальники, таможенные избы, кружечные дворы, ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники. Контроль за ними также был возложен на воеводу.

Государственная централизация потребовала проведения реформ в административной, финансовой и военной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Исаев И.А.: История отечественного государства и права. - стр. 130 - 131

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены 3 главных вопроса:

Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее социальная база и особенности; Высшие органы власти и управления; Система местного управления. На их основе можно сделать следующие выводы.

Сословно-представительная монархия - это такая форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с функционированием сословно-представительных собраний, центральных и местных. К середине XVI в. в следствие различных предпосылок сформировались основные институты сословно-представительной монархии. При Иване IV глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую думу, носившую совещательный характер, но по существу, Дума была высшим консультативным и законосовещательным органом Московского государства. Основным противоречием политической системы являлась борьба боярской аристократии и самодержавия. Эта линия находит отражение в социальном составе Избранной рады, политических группировках в Думе, боярских заговорах, опричнине. Спецификой Земских соборов в России являлась полная зависимость выборных представителей от государства и незначительная роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов). В результате земские соборы в силу отсутствия у выборных представителей настоящего сословного сознания явились орудием укрепления, а не ограничения самодержавия. В XVI в. произошла реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель курсовой работы достигнута.

Введение. 2
1. Губные избы.. 3
2. Губное управление. 6
Вывод. 11
Список литературы.. 12

Введение В правление Елены Глинской был проведен ряд реформ, в целом продолжавших политику прежних великих князей. К этому времени относится начало важнейшей реформы местного управления – губной реформы. Если деятельность городовых приказчиков, появившихся на рубеже XV?XVI вв., затрагивала в основном военно?административную сферу, то губные старосты становились судебными исполнителями (им передавались изымавшиеся от наместников дела о разбоях и воровстве). Губные старосты также были выборными лицами из местных дворян. В помощь им избирались старосты, сотские и «лучшие люди» из крестьян и посадских людей. Это было еще одним ударом по институту центральной власти: назначавшимся кормленщикам – наместникам и волостелям, и в то же время усилением «снизу» формирующегося сословно?представительного государства. Через два десятилетия наместничье управление будет ликвидировано полностью.
Губные избы - органы местного самоуправления XVI-XVII вв. в России, расследовавшие особо опасные уголовные преступления. Возглавлялись губными старостами. Губным избам были подчинены территориальные округа - губы, первоначально совпадавшие с волостью или городом. С середины XVI в. губа включала 1-2 уезда. Губные учреждения практиковали повальный обыск - опрос жителей для выявления "лихих людей", часто применяли пытки, а в отношении виновных смертную казнь и членовредительство. С введением в начале XVII в. воеводского управления губные учреждения постепенно переходили под контроль воевод. В 1702 г. были окончательно ликвидированы.
Губное учреждение – это сословный орган местного самоуправления, созданный на основании губной грамоты и в целях руководства уездом и осуществления в его пределах судебно-полицейских функций.

1. Губные избы Название “губное” происходит от “губа” – административно-территориальное образование в московском государстве в XVI в. Развитие и создание губных учреждений относится к 30-м гг. XVI в. в результате реформы местного самоуправления (начало ее в 1539 г.).
Причины, послужившие толчком к проведению реформы местного самоуправления:
1) ранее существовавшая система кормления на местах тормозила дальнейшую централизацию государственного аппарата;
2) постоянные городские волнения в 40-х гг. XVI в.;
3) произвол местной власти;
4) недовольство существующей системой управления всего населения городов и волостей, включая поместное дворянство.
Реформа местного самоуправления связана с указом Ивана IV “Приговор царский о кормлениях и о службах” (1555–1556 гг.). Этот указ отменил систему кормлений и повсеместно вводил новую систему местного самоуправления: губные и земские учреждения.
Губные учреждения организовывались на основании губных грамот.
Губная грамота - акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Губные грамоты, вводившие в области Губного института, давались по челобитью самого населения и носили характер пожалования; этот характер пожалования не утратился и после издания Судебника, вводившего Губной институт.
Губные грамоты обращались ко всем общественным классам области и заключали в себе разрешение местному обществу ведать в области Губное дело, «свестяся меж самих себя», а также определение порядка избрания должностных лиц губного управления, его состав, права и обязанности и многие подробности в области материального уголовного права.
До нас дошло всего до 10 губных грамот; древнейшая из них - Белоозерская 1539 года; все, кроме одной 1614 года, напечатаны в «Актах археографической экспедиции» (т. I, №№ 187, 192, 194, 224, 281 и 330) и в Дополнениях к ним (т. I, № 31). Губные грамоты представляют очень ценный первоисточник для изучения древнерусского уголовного права, еще не достаточно тщательно исследованный.
Губные учреждения первоначально выполняли в основном судебные функции: они рассматривали наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.
Губные учреждения первоначально формировались в каждой провинции из уже имеющихся учреждений местного самоуправления.
Губные учреждения даже в период своего расцвета не получили распространения на всей территории Московского государства, например они не были учреждены в северных провинциях.
С развитием системы губных учреждений были сформированы губные округа в каждом уезде. Губным округом управляли губные ведомства.Губные ведомства были сословными органами самоуправления и назывались губными избами.
В состав губных изб входили:
1) губной староста (он избирался из бояр или детей боярских на общем съезде уезда);
2) старосты, десятские, лучшие люди-целовальники (они находились при губном старосте и осуществляли текущие полномочия; они избирались соцкими на съезде уезда);
3) дьяк (он находился при старостах, десятских и лучших людях; он избирался всеми присутствующими на съезде всех классов уезда).
Перечисленные лица вначале избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем съезде уезда.Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме служилых людей, после чего принимали присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов составлялся протокол выборов, который утверждался в Москве в соответствующем приказе.
Компетенция губных изб:
1) уголовно-полицейские функции: поимка преступников, суд над разбойниками, убийцами, поджигателями;
2) управление губным округом;
3) финансово-административные вопросы округа;
4) в некоторых городах – управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).
Иногда губные вопросы решались на съездах представителей всех классов уезда: князей, детей боярских, духовных лиц и крестьян. Эти съезды были вправе решать вопросы формирования(избрания) губных властей.
Губной староста - должность в Московском государстве. Введены вместо Вирников, собиравших Виру. Губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные, а по Уложению Губные старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках Губных старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных.
По-прежнему они выбираются исключительно из грамотных дворян и детей боярских (преимущественно отставных) всеми людьми уезда, по-прежнему главная цель их деятельности - борьба с «лихим» элементом в области; но самые выборы их и устроение всего Губного управления на земские средства и за земскою ответственностью становится мало-помалу не привилегией, а повинностью населения; правительство все более и более видит в Губных старостах исполнителей самых разнообразных поручений в интересах государства, рассматривая их нередко как приказных людей.

2. Губное управление Уголовно-полицейский округ, в котором преследование лихих людей предоставлялось самому обществу, назывался губой. Первоначально губное окружное деление совпадало с мелким административным. Так, по губным грамотам 1539 г., белозерской и каргопольской, самым ранним актам этого рода, до нас дошедшим, обыватели всех классов, «свестясь меж собя все за один», для поимки и казни разбойников выбирали в каждой волости тех уездов голов из детей боярских, человека по 3 или по 4 на волость, а им в помощь - старост, десятских и лучших людей, которые выбирались из тяглого населения. Так в губном деле устанавливалась совместная деятельность служилого и тяглого общества с подчинением последнего первому. Но при этом из сел крупных привилегированных землевладельцев составлялись особые губы, независимые от волостных, со своими губными головами и целовальниками. Так, из 5 сел Кириллова монастыря в Белозерском уезде образована была в 1549 г. особая губа с 2 губными старостами, «выборными головами» из служилых людей и с целовальниками из крестьян тех же сел. Но эти монастырские губные головы по важным губным делам должны были съезжаться с волостными и становыми губными головами в г. Белозерске, где и вершили такие дела все вместе. Эти съезды, естественно, вели к объединению мелких губных единиц, к установлению всеуездной губной власти. Во второй половине XVI в. такая власть и явилась в виде всеуездных губных старост, по одному или по два на весь уезд, который теперь образовал одну цельную губу. Над белозерскими волостными и становыми губными головами, установленными в 1539 г., грамота 1571 г. поставила двух всеуездных губных старост. Подобное объединение губных учреждений происходило и в вотчинах крупных частных землевладельцев. В многочисленных селах Троицкого Сергиева монастыря, рассеянных по 22 центральным уездам, было несколько своих монастырских губ с выборными губными приказчиками и целовальниками, с губными избами, т.е. правлениями, и с тюрьмами при них для татей и разбойников - все на монастырском содержании. В 1586 г. над всеми этими монастырскими губами поставлен был общий губной староста из монастырских служилых людей.
Став всеуездным, губное управление образовало сложную сеть руководящих и подчиненных полицейских органов, раскинувшуюся по всему уезду. Во главе их стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде, но только из служилых людей, по одному или по два на уезд. Они вели дела вместе с губными целовальниками, которых выбирали из своей среды одни тяглые люди, посадские и сельские, в прежних мелких губных округах, посадах, волостях, станах и селах. Старостам подчинены были сотские, пятидесятские и десятские, выбиравшиеся по сотням, полусотням и десяткам, полицейским участкам, на которые делились по числу дворов губные округа.
В губных учреждениях сказался рост сознания государственных задач: они были плодом мысли, что преступление не есть частное дело, а касается всего общества, затрагивает общее благо, а потому я преследование его есть обязанность государства и требует особых органов и приемов управления. Развитие этой мысли вело к постепенному расширению губного ведомства, захватывавшего все больший круг уголовных деяний. По второму Судебнику и по первым губным грамотам, этому ведомству из всех лихих дел предоставлен был только разбой, к которому потом были прибавлены татьба, а в XVII в. - душегубство, поджог, оскорбление родителей и другие. Для губных дел установлен был особый порядок делопроизводства. Кормленщики вели судные дела обвинительным или состязательным процессом, который, собственно, и назывался судом. Дело возбуждалось частным иском или обвинением и решалось признанием ответчика, свидетельскими показаниями, полем, присягой, письменными документами. Губной староста вел дела розыскным или следственным порядком. Дело возбуждалось и без частного иска - поимкой татя с поличным, повальным обыском - опросом обывателей о прежнем поведении обвиняемого, об его общественной благонадежности и оговором - указанием преступника с пытки на соучастников преступления. Эти улики имели силу судебных доказательств сами по себе, без сравнительной судебной оценки каждой из них. Частное обвинение в разбое, не поддержанное ни оговором, ни прямыми уликами, вело к повальному обыску, а облихованный к обыску, хотя бы бездоказательно, все-таки подвергался пытке и, если не сознавался в преступлении, «по обыску» осуждался на пожизненное тюремное заключение, а из имущества его вознаграждался истец. Цель губного процесса строго полицейская - предупреждение и пресечение «лиха», искоренение лихих людей. Губная грамота грозила губным властям: «А сыщутся лихие люди мимо их, и на них исцовы иски велеть имати без суда, да им же от нас (государя) быти кажненым». Потому губного старосту заботило не восстановление права в каждом случае его нарушения, а обеспечение общественной безопасности. Вступая в должность, он обязан был созвать в уездный город на съезд уездных жителей из всех классов общества: из духовенства белого и черного, из дворянства, городского и сельского населения - и опросить их под присягой, кто у них в губе лихие люди, тати и разбойники или их укрыватели, и, кого в этом общем предварительном обыске называли лихими людьми, тех брали и ставили перед губным старостой, а их имущество, переписав, берегли до окончания дела. Так начиналась сложная и шумная губная процедура по всему уезду с арестами, пыточными оговорами, очными ставками, «исцовыми исками», повторительными повальными обысками и пытками, конфискациями, виселицами.
В этой громоздкой организации и ее хлопотливой деятельности настойчиво проводилась двоякая тенденция. Во-первых, все классы общества призывались содействовать выборным губным властям, ловить и уличать лихих людей; это была общая мобилизация местных миров для охраны общественной безопасности, составлявшей общий интерес всех сословий. Во-вторых, преследование лихих людей, которое сначала предоставлялось отдельным городским и волостным мирам как право по их челобитью, потом, с превращением губного дела в повсеместное и всеуездное учреждение, стало для них ответственной повинностью. Такой характер учреждения обнаруживался, с одной стороны, в том, что всесословным выбором губного старосты уездное общество ручалось за своего избранника и это было обязательное ручательство, требовавшееся и для старосты, которого иногда назначало само правительство, обязывая избирателей отвечать и за его деятельность, расплачиваться за неисправность назначенного, как и избранного; с другой стороны, общим предварительным обыском обыватели губного округа ручались перед правительством и друг за друга в том, что они не допустят лихих людей в своей среде, под угрозой в противном случае платить пени и иски потерпевших от не предотвращенного ими лихого дела «без суда вдвое». Так в основу губного управления положено было начало государственной ответственности, выражавшееся в двойной обязательной поруке местных миров - за своих выборных и за самих себя, за каждого из своих членов.
Это было новое начало в московском государственном строе, еще покоившемся на удельном смешении частного права с государственным. Но здесь возникают два вопроса. Охрана общественной безопасности - дело не местное, а общегосударственное: почему же это дело нашли нужным поручить выборным представителям местных обществ, а не прямым органам центральной власти? Далее, общество в Московском государстве XVI в. разбито было на множество экономических состояний, различавшихся родом занятий, родом, размерами и отчасти принадлежностью капитала. Это были неустойчивые, подвижные состояния: лица могли переходить из одного разряда в другой и менять или соединять занятия. Государство едва начинало налагать на эти классы сословный отпечаток, распределяя свои службы и повинности между ними по их экономическим различиям. В этой социально-политической дифференциации стали обозначаться три основных состояния, в которых по роду повинностей смыкались дробные общественные классы: то были служилые землевладельцы, обязанные ратной службой, тяглые посадские обыватели, торгово-промышленные люди, тянувшие тягло «по животам (имуществу) и промыслам», и тяглые уездные, сельские пахотные люди, тянувшие поземельное тягло по пашне. Не говорим о духовенстве, которое издавна было обособленно своим церковным служением. Был ли всесословный характер губного управления признаком, что в государстве или народе чувствовалась потребность поддержать или укрепить совместную деятельность зарождавшихся сословий в управлении? Ответ на эти вопросы находим в происхождении и устройстве земских учреждений царя Ивана IV.
При введении губного управления, по-видимому, еще не предполагалось ни отменять кормления, ни даже ограничивать права кормленщиков. Законодательство старалось точно разграничить оба ведомства, губное и кормовое, и безобидно определить их взаимные отношения. Судебник 1550 г. заботливо ограждает компетенцию кормленщиков от вмешательства губных старост, которым предоставляет ведать только дела о разбое, дела же о татьбе предписывает судить по губным грамотам, которые то отдают татинные дела вместе с разбойными в ведение губных старост, то предписывают последним судить эти дела совместно с кормленщиками, причем участие тех и других в таком суде строго разграничивается: кормленщики правили на осужденном свои «продажи», взыскания, а губные удовлетворяли истцов из его имущества и подвергали его уголовной каре, кнуту и т.д. Но в обществе поняли нововведение как меру, направленную прямо против кормленщиков. С чувством глубокого внутреннего удовлетворения рассказывает об этом псковский летописец под 1541 г. Он пишет, что государь показал милость своей отчине, начал давать городам и волостям грамоты - лихих людей обыскивать меж себя самим крестьянам по крестному целованию и казнить их смертью, не водя к наместникам и их тиунам, и «была наместникам нелюбка велика на христиан».

Вывод Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Большое значение имела реорганизация местного самоуправления. Губная реформа, начатая еще в 1539 г., была завершена в основном в 1555 – 1556 гг. В результате суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостелей и передан губным старостам, которые выбирались (обычно по уездам) из провинциальных детей боярских. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу.
Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом – в Смутное время.

Список литературы 1. Абрамович Г.В., Поместная система и поместное хозяйство в России в последней четверти XV и в XVI в. - Л., 1975.
2. Беляев И.Д. История русского законодательства: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / МВД России. - СПб.: Университет Санкт-Петербурга; Лань, 1999.
3. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII века. - Л., 1986-1987.
4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрист, 1996.
5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юрист, 2003.
6. История отечественного государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М., 2004.
7. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрист, 2003. - Ч. 1.

Местными сословно-представительными органами с сер. ХVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. ХVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в ХVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В ХVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа ХVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.