Месть ако. Древний мир. Япония. История сорока семи ронинов, или Самураи Восточной столицы История о 47 ронинов

Пишет блогер Сергей Шведов:

Синагава - ныне большой токийский район и огромный железнодорожный узел. Здесь находится храм Сэнгакудзи, в котором похоронены 47 ронинов. Стал он всемирно известным благодаря нашумевшей в начале 18 века реальной истории - мести клана Ако за своего вероломно убитого князя (даймё) Асано Наганори. Храм находится в 15 минутах ходьбы от вокзала Синагавы. Несмотря на свою колоссальную известность, монастырь Сэнгакудзи - так он называется официально - популярен у японских посетителей, иностранцы там почти не появляются. Может быть, потому что надо приложить некоторые усилия, чтобы найти его в лабиринте переулков Синагавы, он не на виду и разыскать его трудно, специальных указателей у метро нигде нет.

Сам Сэнгакудзи имеет довольно древнюю историю, и ко времени всей истории с кланом Ако, в январе 1703, года был семейным кладбищем клана Ако, к которому принадлежал Асано.

Добавлю несколько деталей, которые проясняют эту весьма туманную для европейца историю, особенно непонятную в сфере дикой популярности этого происшествия в самой Японии вот уже более 300 лет.

Даймё Асано стал жертвой интриг крупного чиновника (фактически первого министра) при дворе сёгуна Токугава Цунаеси по имени Кира Ёсихиса. Кира унижениями и издевательствами при дворе вынудил Асано обнажить меч и напасть на него прямо во дворце сёгуна в Эдо. Это было равноценно покушению на жизнь самого сёгуна и государственной измене, в Эдо вообще был запрещен въезд людей с оружием в руках. Асано судили и приговорили к смертной казни, он совершил сэппуку (харакири), его имение и имущество конфисковали, а слуг и самураев выгнали. Они стали ронинами - самураями без господина. Ронины могли заниматься хозяйством, разбойничать, и вообще, вели асоциальный образ жизни, как бы сейчас сказали. Или наняться к другому господину. При этом надо помнить, что оскорбление клану Ако было нанесено у всех на глазах, и Кира, зная, что ему может угрожать месть самураев Ако, окружил себя армией телохранителей, а свой дом в Эдо превратил в настоящую крепость.

Кстати, у Асано было на службе более 300 самураев, он был очень высокопоставленным даймё. И только 47 из них решили отомстить Кире по кодексу бусидо за смерть своего господина. Остальные 250 ронинов Ако предпочли исчезнуть и раствориться в народе.


Заговорщиков возглавил главный советник Асано Оиси Кураносукэ. Чтобы не вызывать подозрений Киры, бывшего фактически хозяином Японии, заговорщики 2 года вели себя как обычные ронины, растворившись в низах общества. Сам Оиси развелся с женой, жил с любовницей и демонстративно пьянствовал. Когда Кира после 2 лет слежки убедился, что ронины Асано опасности не представляют, ослабил контроль над Ако, Оиси собрал всех заговорщиков и подготовил нападение на дом-крепость Киры.

Не буду вдаваться в подробности нападения, скажу лишь, что это была настоящая военная операция. Все случилось 30 января 1703 года. Ронины напали на поместье Киры, перебили охрану и телохранителей, но едва не упустили самого Киру, который спрятался в хорошо подготовленном тайнике. Шум и крики, доносившиеся из дома Киры, разбудил его соседей, и те прислали спросить, в чем дело и что происходит в поместье. В ответ Оиси учтиво раскланялся, сказал, что извиняется за беспокойство и что шум сейчас прекратиться. После этого он нашел тайный ход, по которому ронины (не понеся никаких потерь, кстати) проникли в тайник и вытащили оттуда Киру. Ему предложили покончить с собой, но он отказался, и тогда Оиси просто отрубил ему голову.


После этого все ронины под барабанный бой прошли в наш монастырь Сэнгакудзи и возложили голову убитого Киры на могилу Асано.

Правительство расценило это, как и должно было расценить, как мятеж в самой столице, Эдо, проникновение с оружием и убийство. И ронины были приговорены к смертной казни, им предложили почетную смерть - сэппуку (в противном случае им просто отрубили бы голову, как простолюдинам). 46 ронинов совершили сэппуку здесь, в Сенгакудзи 20 марта 1703 года, 47-ого, самого молодого, помиловали и отправили в Ако гонцом. В народе началось волнение, что казнь несправедлива, что ронины исполнили правосудие и долг по кодексу бусидо. Совершенное ронинами правосудие (подобное робингудовскому) над зловещим всемогущим Кирой всколыхнуло страну. Правительство сёгуна старалось этого не замечать, тем более не поощрять память о мятежниках. Но тут случилось непредвиденное, что изменило весь ход истории.


23 октября 1703 года, в 2 часа ночи произошло Великое землетрясение Гэнроку дайдзисин. Толчки разрушили до основания замок сёгуна в Эдо и многие городские кварталы. Это землетрясение было одним из трех крупнейших за всю эпоху Токугава, его мощность - 8,2 по шкале Рихтера. По Восточному побережью ударило цунами высотой до 10 метров. Толчки с небольшими промежутками сотрясали Эдо до мая 1704 года, не давая восстановить разрушенное. В замке сёгуна построили специальное укрытие от землетрясения, и многим казалось, что это бедствие не кончится никогда.

Бродячие проповедники в храмах открыто говорили, что это гнев богов за несправедливое наказание ронинов. В народе началось паломничество на могилы мужественных воинов, которые были явно противозаконно казнены.

Устрашенное непрекращающимся землетрясением правительство сёгуна, обеспокоенное паникой среди населения, выпустило указ о переименовании эпохи правления и отсчете нового периода истории Хоэй, что означало полный отказ от всех несправедливостей прошлого. 47 ронинов (46 казненных и 1 живой) были реабилитированы и прощены.


Собственно, после этого в народе начался настоящий культ ронинов Ако. Последний ронин был помилован императором, вернулся в Эдо, прожил 78 лет и был похоронен тут же, в Сенгакудзи, среди остальных товарищей.

Собственно говоря, тут же похоронен и сам Асано, и его предки, и потомки.


Могилы 47 ронинов находятся на отдельном участке, к которому ведут указатели.


Удивительно то, что все надгробия и памятники сохранились практически нетронутыми даже во Вторую мировую войну. К сожалению, не могу прочитать имена ронинов, как и не знаю истории каждого, хотя про любого из них написано все довольно подробно.


Во всяком случае, при необходимости их жизнеописания легко найти, но я такой цели не ставил.


Конечно, ходить среди этих захоронений, довольно однотипных по виду и содержанию, не очень впечатляет. Впрочем, другие захоронения видных вельмож или самих сёгунов Токугава и их родных, хотя и выглядят пышнее, но все равно строги и скромны по буддийским канонам.


В целом же это древнее место производит очень уютное впечатление. Странно, что тут вообще мало народу.

Возле самих могил я увидел только двух пожилых женщин, зажигавших свечи и ставивших их в божницу.

Еще была большая зона отдыха перед храмом, где сидели одни курильщики. Судя по количеству скамеек, в праздничные дни тут все-таки бывает полно народу.


Статуи архатов (апостолов Будды).

В целом храм производит впечатление своей древностью, особенно на фоне новоделов по всему Токио. До этого я такие старинные храмы видел в Осаке и Камакуре.

Ну а в целом это место, которое стоит хотя бы раз посетить.


Ни одна полная история самураев не может обойтись без истории "47 ронинов", обогатившей японскую культуру и ставшей известной во всем мире благодаря многочисленным книгам, пьесам, комиксам и их экранизациям. Однако многие из них, в том числе и недавно вышедший на экраны фильм Карла Ринша, весьма далеко ушли от того, что случилось на самом деле.


"47 ронинов": урок доблести и чести

Но сначала поясним сам термин: ронин — это самурай без хозяина. Возможно, отсюда его японское название "человек-волна", потому что он был отпущен в свободное плавание по воле волн. Ронином становились по разным причинам. Кого-то за разные проступки "увольняли" хозяева, ну, а кто-то рождался ронином.

Были и такие, о ком повествует и последняя экранизация истории 47 ронинов, — преданные слуги, взявшиеся за рискованное предприятие. Чтобы не бросить тень на доброе имя прежнего господина и его клан, они по доброй воле становились ронинами. Наибольшее количество ронинов пришлось на период сёгуната Токугава или Эдо бакуфу (1600-1868 годы).

На самом верху иерархической лестницы находился сёгун (первоначально воинское звание, ставшее впоследствии титулом военных правителей Японии), за ним следовали его подданные, военные феодалы — даймё. Их власть поддерживало многочисленное привилегированное сословие самураев. Внизу лестницы находились крестьяне, горожане, торговцы и парии. Какие-либо перемещения между сословиями были почти невозможны.

В 1651 году после смерти третьего сегуна — Токугава Иэмицу — к власти пришел его сын Иэцуна. Во время его правления произошли внешне практически не заметные, но исключительно важные для социального устройства страны изменения. За почти полвека мирного существования военное сословие страны претерпевало существенные изменения. Самураи становились государственными чиновниками, горожанами или крестьянами. В период Гэнроку (1688-1704 годы), который считается золотым веком Японии, появились ярчайшие примеры самурайской культуры. В это время были созданы классические воинские наставления "Будо сёсин сю" и "Хагакурэ", достигли небывалого расцвета многочисленные школы боевых искусств.

В правление капризного пятого сегуна Токугава Цунаёси (1646-1709 годы) был выпущен эдикт, запрещавший жестокое обращение и убийство всех живых существ: от лошадей, собак и кошек до комаров. Однако людей, нарушивших этот приказ, явно не признавали живыми существами и казнили.

"Даймио (дайме — территориальные владетельные князья средневековой Японии. — Ред. ) Азано Наганори во время аудиенции в императорском дворце был оскорблен придворным Кира Иошихиде и обнажил против него меч. За этот проступок против строгого придворного этикета он был приговорен к смерти и сам должен был лишить себя жизни. Чтобы отомстить за его смерть, 47 самураев добровольно вышли из касты воинов, то есть сделались отвергнутым странствующим народом (ронин ) и приготовлялись полные два года к тому, чтобы найти своего врага. Наконец, в декабре 1702 года они явились к Иошихиде в замок, одолели стражу замка и убили оскорбителя их господина, на могилу которого они возложили голову убитого. После этого они все совершили самоубийство. Еще сейчас в день поминовения мертвых их могилы украшаются цветами как памятник непоколебимой верности", — написано в изданной в Санкт-Петербурге в 1905 году книге "Историческое развитие Японии", принадлежащей перу Х. Ванденберга.

Добавим, что Кира Ёсинака был потомственным знатоком ритуалов высшего ранга и должен был повести Асано наряду с прочими на церемонию. Чтобы усыпить бдительность своей жертвы, 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ Ёсио сделали вид, что предались пьянству и бросились во все тяжкие. Их не должна была коснуться и тень подозрения. А тем временем заговорщики готовились привести в исполнение план мести за своего господина.

Вот как описана эта история у Хироаки Сато: "Ночью четырнадцатого дня двенадцатого месяца, а если быть более точным, перед рассветом пятнадцатого года Гэнроку (1702 год), сорок семь самураев ворвались в дом Кира Кодзукэносукэ Ёсинака в Эдо и убили хозяина и многих его слуг. О своем поступке они немедленно сообщили властям, представив список участников нападения, и объяснили причину: они убили Кира, чтобы отомстить за своего господина Асано Такуминоками Наганори".

Итак, 14 декабря 1702 года 47 ронинов ворвались в замок 61-летнего придворного, носившего титулы кодзукэносукэ ("губернатора Кодзукэ") и "младшего капитана Левого крыла стражи Внутреннего дворца". Этот акт должен был продемонстрировать верность самураев молодому 35-летнему даймио Наганори и следование воинскому кодексу чести поведения бусидо.

Тогдашним властям пришлось решать нелегкую дилемму: наградить ронинов за то, что они более, чем кто-либо за минувшее столетие, исполнили долг и повели себя как истинные самураи, или наказать их за убийство. Восторжествовал закон. Брата Асано Дайгаку, адъютанта сегуна, посадили под домашний арест и конфисковали замок Асано в Ако, провинция Харима.

Спустя 50 дней после убийства, 46 оставшихся после нападения на дом Ёсихиде ронинов (один якобы погиб во время штурма) получили приказ совершить сэппуку (покончить с собой). "О том, что случилось с сорок седьмым, Тэрасака Китиэмоном, до сих пор существуют самые разные мнения. Одни считают, что он испугался и сбежал перед тем, как воины ворвались в дом Кира, другие — что он получил особые указания от управляющего Оиси и покинул отряд уже после того, как акт мести был совершен. Мы следуем, — пишет Хироаки Сато, — более распространенной версии, согласно которой самураев было сорок семь".

"В то время существовал судебный порядок, известный как кэнка рёсэибаи : в столкновении признавались виновными обе стороны. Хотя бы поэтому решение властями дела Асано и Кира выглядело несправедливым, — свидетельствует Хироаки Сато. — Это впечатление усиливалось еще и тем, что Кира был известен как жадный взяточник и вымогатель, без тени смущения пользовавшийся своими знаниями и положением. Несколькими годами ранее другой дайме одного с Асано ранга серьезно намеревался убить его".

Решение правительства вызвало негодование в Японии. Через 12 дней после массового акта сэппуку на подмостках появился первый театральный спектакль, рассказывавший об этом событии.

По этому поводу достаточно ясно высказался 65-летний британский академик и специалист по военной истории Дальнего Востока Стивен Тёрнбулл (Stephen Turnbull), который, в частности, консультировал и только что вышедший на экран блокбастер с Киану Ривзом (Keanu Reeves) в главной роли: "Сомнительно, сделали ли 47 ронинов что-либо для современной Японии, кроме как предоставили сюжет для бесчисленных пьес и рассказов, продемонстрировав миру, насколько примитивной и отсталой порой может быть Япония". При этом историк не голословно критикует, а в своем известном труде "Самураи. Военная история" (The Samurai. A military history) упоминает о положительных примерах следования кодексу бусидо и модели самурайского поведения.

Впрочем, в данном вопросе уважаемый академик Тернбулл все-таки немножко заблуждается. История мести ронинов из Ако стала первым событием в Японии, которое, как сказали бы в наши дни, вызвало "широкий общественный резонанс". Больше года после того, как 46 отважных воинов совершили сэппуку, самые обитатели Страны восходящего солнца: ученые, поэты, самураи, фехтовальщики и даже крестьяне и торговцы, — обсуждали это событие, высказываясь как в поддержку героев, так и осуждая их поведение. Те же, кто владел искусством письма, писали трактаты, брошюры, письма и даже заметки в местные газеты (в Японии они уже тогда издавались), в которых высказывали свою точку зрения на данную историю.

Поводом для обсуждения была не столько сама история мести, сколько парадоксальность ситуации: вынося приговор ронинам, правительство сегуна как бы осуждало ту идеологию, которую перед этим активно насаждала в японском обществе, то есть шло само против себя. Дело в том, что такое правило бусидо, как верность вассала своему господину, стало широко распространено лишь с начала мирной эпохи Эдо бакуфу. В редшествующий ей период междоусобных войн Сэнгоку дзидай подобная верность была скорее исключением, чем правилом.

Тогда самураи в массе своей спокойно предавали своих господ (вообще, две трети великих битв этого периода было выиграно благодаря предательству), переходили от одного дайме к другому, соблазнившись более высокой платой — одним словом, вели себя примерно так же, как европейские наемники-ландскнехты того же времени. Ничего удивительного в этом не было, ведь на войне каждый заботится в первую очередь о том, чтобы выжить. Однако когда война закончилась, властям потребовалось сочинить что-то такое, что могло бы держать в узде огромное количество профессиональных головорезов, для которых война была основным смыслом жизни и чья лояльность правительству в любой момент могла исчезнуть. Таким образом и родились многие положения кодекса бусидо, в том числе и то, что обязывало самурая быть верным своему господину.

Собственно говоря, все 47 ронинов были представителями того самого поколения самураев, которые родились уже в мирное время и усваивали положения бусидо с самого раннего возраста — для них он был единственной идеологией. Не следует удивляться тому, что они поступили именно так, как и велел данный кодекс. Однако власти сочли их поступок преступлением, тем самым поставив самих себя в весьма неловкое положение. Именно на это и указывали авторы трактатов, которые воспевали подвиг 47 храбрецов. Их оппоненты возражали им, находя в поступке ронинов различные мелкие детали, которые, по их мнению, бросали тень на всю историю мести и свидетельствовали о том, что ронины сделали это лишь из соображений собственной выгоды (а раз так, то наказание было справедливым).

В очередной раз недавно посмотрел фильм «Ронин» заморского производства. Как уже отмечалось не раз на различных ресурсах: Ронин – это не фамилия бравого советского офицера КГБ. Ронинами в феодальной Японии называли самураев, которые по какой-либо причине потеряли своего хозяина.
Собственно фильм. О чем? О таких же ронинах, только в современности – наёмники всех сортов и мастей нанимаются на работу. Работа проста как апельсин – выкрасть чемоданчик довольно странного вида. Украсть, не считаясь с потерями людей, как охраняющих сей предмет, так и посторонних. Понятно, что всё пошло не по плану. Но история не про это…
История про то, о чём рассказывал один из героев картины. А рассказывал он о судьбе 47 ронинов. Я не буду углубляться в рассказ, который нам выдали с экрана. Лучше поведать ту версию, которая считается официальной.

Начало 18 века. Замок Сёгуна. И два знатных самурая, несущих службу в этом самом замке. Один – Кира Ёсихиса – Великий мастер церемоний. Второй – Асано Наганори – владелец замка Ако и наследник знатного рода. По уточнённым данным на службе у него состояло 300 самураев.

Так вот. Всё шло просто замечательно, пока Кира не увидел жену Асано, молодую и красивую женщину. И произошло то, что нам каждый день показывают с экранов телевизоров при демонстрации очередного шедевра тупизны российско-мексиканско-бразильского разлива: Кира влюбился. Однако жена Асано, как и положено нормальной жене, отвергла все непристойные намёки по поводу приятного времяпровождения в отсутствие мужа. И этот самый Кира решил выместить злобу. Но на ком? На женщине? «Мелко плаваем», – подумал Кира и выбрал объектом мести самого Асано Наганори. Однако как? Над Кирой Дамокловым мечом висел кодекс поведения воина – Бусидо. И просто так убить Асано он не мог, так как это поставило бы его вне закона. Однако случай представился.

В марте 1701 года Сёгун принимал у себя в резиденции трёх посланников Императора. На Асано возложили обязанность достойного приёма. Кира был в ярости. И поступил, как подсказал ему его подлый умишко. Он начал в открытую издеваться над Асано, оскорбляя его тем самым перед всем двором.

Асано был великим воином и потомственным самураем. И он знал и чтил кодекс Бусидо. Однако в данной ситуации кодекс был против него: зарубить наглеца – грубейшее нарушение, так как в доме хозяина под страхом смерти нельзя обнажать оружие. Однако и не ответить на оскорбление он не мог – прослыл бы трусом в глазах окружающих. Асано выхватил меч и ранил своего обидчика.

Приговор Сёгуна для Асано был готов сразу же – сэппуку. Так просто делались дела. Это не у нас, где выродка и нелюдя террориста, убивавшего детей в школе города Беслана, судят уже больше двух лет. Советую всем «правозащитникам» брать пример с древней Японии.
Асано вернулся в свой замок. И там после прощального стихотворения о своей жизни по всем правилам совершил харакири.

С этого самого момента все его 300 самураев стали ронинами. Смыть оскорбление, нанесенное всему клану воинов Асано Наганори, могла только кровь Киры. И 47 самых верных вассалов задумали мщение.

Кира знал, что ему будут мстить. Он увеличил охрану в замке и старался без лишней надобности не высовывать своего подлого носа из своей норы. Пробраться в замок с такой охраной не представлялось возможным. Однако предводитель ронинов Оиси Кураносукэ нашел способ ослабить внимание со стороны соглядатаев Киры.

Ронины разбрелись кто куда. Распускались слухи, что они забыли своего хозяина. Кто-то совершенствовался в Кен-дзюцу, кто-то ушел работать телохранителем. Сам Оиси пьянствовал и веселился в притонах Киото. Это поведение вызывало ненависть и презрение со стороны других самураев. Для них такое явное забвение своего хозяина было недопустимым. Однако это успокоило Киру, и он убрал охрану своего дома.

В декабре 1702 года все 47 ронинов собрались снова. Бесшумными тенями они прошли по замку и, разбудив Киру, отрезали ему голову.

Семья Асано была оповещена о возмездии. Сами ронины торжественно направились к замку Сэнгакудзи, где и возложили на могилу Асано Наганори голову Киры и кинжал, которым её отрезали. Затем они сдались властям. Сёгун выразил восхищение их верностью и отвагой. Однако, сказал он, согласно кодексу Бусидо, после смерти господина самурай должен последовать за ним. Все 47 воинов были приговорены к сэппуку.

4 февраля 1703 года ронины умерли достойно и были погребены со своим господином. Позор с семьи Асано был снят.

По материалам книги А.Горбылёва «Путь невидимых»

Если вам понравился пост, вы можете

Си Цзиньпинь, председатель Китайской народной республики, выступая на симпозиуме, приуроченном к 69-й годовщине победы над японскими захватчиками во время мировой войны, с призывом к Японии более ответственно подходить к оценке...

Японская легенда о 47 ронинах: сказка или быль?

Ронин – самурай, который остался без своего хозяина. В истории существует японская легенда о 47 ронинах, которая уже насчитывает более 300 лет.

Сказка или быль?

Японская легенда 47 ронинов, основана на реальных событиях, хотя со временем, конечно, стала обрастать дополнительными деталями, которые возможно были, а возможно и нет.

Литературный вариант был написан в 1748 году Такеда Изумо, 2-й — Намики Сенрю и Мийоси Соораку . 47 ронинов японская сказка, повествующая о верности самураев, до сих пор ставится в театре Кабуки. Первый показ пьесы состоялся разу после происшествия, которое повествуется в легенде.

Во времена правления пятого сегуна из рода Токугава, в городе Ако на берегах Внутреннего моря правила семья дайме Асано Наганори. Он стал дайме, когда ему было всего 9 лет от роду, получивший пост по наследству, от своего отца. В начале, провинция насчитывала более 300 самураев.

Главным из вассальных самураев был на то время Ооиси Кураносуке Ёсио. Его семья долгие годы служила верной семье Асано, помогая советами и усмиряя буйный нрав семейства. Оговаривалось, что кто-то из младших дочерей Асано был замужем за кем-то из предков Ооиси Ёсио.

С чего началась история

Ходили слухи, что именно Ооиси Кураносуке и был истинным правителем Ако. Именно в то время была усовершенствована добыча соли из морской воды. И по сей день считается лучшим местом добычи в Кансае. Юный правитель Ако увлекался поэзией и наслаждался жизнью.

Наганори изучал все возможные дисциплины, которыми должен был заниматься самурай и дайме, но как то особого увлечения у него к наукам не было. Говорилось, очень любил женскую половину населения и был любимцем с их стороны. Именно по этой причине, вассалов своих он ценил не за верность или способность управлять, а зато насколько красивую девушку, они готовы ему доставить.

Но женился он на Агури Мийоси, исключительно для продолжения династии. Семья Мийоси принадлежала дальними ветвями к роду Асано. Несмотря на женитьбу, красавица не препятствовала своему супругу продолжать связи с многочисленными любовницами. Это была традиция жен самураев, они не препятствовали увлечениям своих благородных мужей. Вот только детей за всю совместную жизнь у них не было, а по традициям тех времен такой дайме был совершенно немыслим.

Если дайме бездетный, то после смерти все имущество и владения его конфисковались в казну, а самураи принимали сан ронинов (самурай, который остался без хозяина). Во избежание этого, Асано усыновил своего младшего брата, Нагахиро.

Именно после официального оглашения брат стал следующим наследником семьи. Есть возможность того, что именно Ооиси Кураносуке дал совет Наганори о усыновлении, ведь на тот момент у главы самураев уже были дети и официальный приемник. А ведь именно его сын очень нуждался в правителе, что бы к своему взрослению не стать ронином, который не будет иметь пистонное место жительства и дохода.

Как официальный правитель Асано Наганори имел официальную работу сегуна, помимо веселья. Ведь, несмотря на то, что у дайме есть веленые провинции, он еще состоит на пожизненной офицерской службе у императора. Такуми-но-ками – название официально должности Асано Наганори.

Суть конфликта

Японская легенда о 47 ронинах гласит, что под новый год в 1701 году Асано был официально признан лицом, принимающим посла от правящего императора Хигасияма-тэнно (1674-1705). Несмотря на то, что император имел почет и огромное уважение в государстве, формальной власти в государстве он не имел.

Каждый сегун был формально вассалом императора и его официальным подданным, поэтому в каждый Новый Год присылали императору богатые подарки, а правитель, как и должен поступать вежливый правитель, отсылал послов к самым могущественным из своих подданных, с ответными дарами. Императорского посла необходимо было встретить нужным образом, со всеми присущими церемониями и почестями. В империи создана была даже специальная должность, которая соблюдала все предписания и церемонии, которые должны выполняться при приеме. Должность имела название мастер церемоний.

Правитель Ако, покинув свои владения, был вынужден поехать в холодный и ветреный Эдо, для выполнения порученного долга. По статусу он мог взять с собой ограниченное число вассальных самураев и законную жену. Глава самураев остался во главе в родовом замке.

Поселение Эдо славилось своей тоской и скукой. Правитель сёгун Цунаёси жестоко, но в быстром порядке выселил из города всех куртизанок, гейш, театральных актеров и убрал все развлечения. Скука заключалась в постоянном притворстве при проведении церемоний, придворного этикета и выдачи поклонов. Так как старик-наставник Кира Ёсинака раздавал поручения и советовал новым дайме как поступать, ему в благодарность прилагались дары и подарки.

Асано Наганори был молод, энергичен и заносчив, но не кому было объяснить правителю, что не стоит портить отношения с интриганами, которые были могущественнее его. Подарки здесь были больше как необходимость, и именно от правильного подбора подарков и их подаче могущественным людям, зависело дальнейшее развитие провинций и дальнейшая внешняя политика. Именно на этой встрече Кира Ёсинака возненавидел Наганори.

И впоследствии начались претензии в сторону правителя. Неправильно назначенное время приема, правила этикета; которые не правильно сообщают; не правильное уведомление прибытия важных и достопочтенных гостей – это лишь малый перечень упреков, которые предоставлял Ёсинака. Это приводило к личным упрекам в сторону Асано Наганори: деревенщина, неуч, который не соблюдает этикет и не уважает никого кроме себя.

Эта проблема была выдвинута на рассмотрение правительства сегунов и о судьбе Наганори решили уже через несколько часов. Было выдвинуто решение сегунов о взыскании всего имущества в пользу государственной казны. По законам империи, вообще, должны были наказать обе стороны конфликта, но сегуны, скорее всего, сочли Ёсинака очень известным и могущественным. После того как Асано Наганори узнал о решение сегунов, он совершил сэппуку, оставив весь клан личных самураев ронинами.

Такая вот грустная история о преданных самураях, которая стала народной легендой в Японии.

Видео: Выставка 47 ронинов

История 47 ронинов

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ , чиновнику при дворе сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов (по другим источникам их было более 50) во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио , титул 内蔵助, кураносукэ) , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развелся с женой и взял себе молодую наложницу . Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки). Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

14 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в городе Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Чиновник же успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Оиси, однако, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины - бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство , но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины, за исключением одного, самого молодого, отправленного на родину в Ако гонцом с радостной вестью, отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо , отомстив за своего сюзерена ; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако, им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.

Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года . Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.

«Сорок семь ронинов» в японском искусстве

Популярность этого предания породила множество пьес (для театров кабуки и бунраку), литературных и художественных произведений, написанных на тему Мести клана из Ако (первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов).

Изобразительное искусство

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро , Тоёкуни, Хокусай , Кунисада и Хиросигэ . Самой популярной признана серия работ Куниёси.

Театральные постановки

Среди множества театральных постановок на тему мести «сорока семи» наиболее известной является Канадэхон Тюсингура (в переводе «Зерцало преданных вассалов») или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть исторической достоверности, приобрела больший драматизм и зрелищность.

Написанная сначала для кукольного театра бунраку, пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.

В кинематографе

  • «Преданность в эпоху Гэнроку - 47 ронинов» - художественный фильм 1941 г.
  • «47 верных ронинов» - художественный фильм 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ.
  • «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» - художественный фильм 1962 г.
  • «Падение замка Ако» - художественный фильм 1978 г.
  • «47 ронинов » - художественный фильм 2013 г.

См. также

Литература

  • Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. - Калининград: Янтарный сказ, 1997. - 128 с. - ISBN 5-7406-0241-6

Ссылки

  • СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М .: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. - ISBN 978-5-94865-190-3

Wikimedia Foundation . 2010 .