Государственная экологическая экспертиза должна проводиться. Нужна ли государственная экологическая экспертиза проектной документации? ФЗ об экологической экспертизе

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Н.Д. Сорокин, кандидат физико-математических наук, ООО «Фирма "Интеграл"»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Добрый день, уважаемые экологи и читатели Блога-Инженера.РФ, сегодня предлагаем окунуться в тему государственной экологической экспертизы. Расскажем о самой процедуре и для чего она необходима.

Что такое государственная экологическая экспертиза?

В последние годы во всём цивилизованном обществе вопросы эффективности экологического контроля и управления занимают одну из основополагающих позиций. Главную роль здесь играет не только соблюдение предписанных норм и принципов по охране окружающей среды на каждой из стадий реализации того или иного объекта, но и выявление возможных негативных воздействий на человека.

Экологическая экспертиза — это проверка соответствия документации, на основании которой будет производиться хозяйственная деятельность, установленным законодательством требованиям. В ходе экспертизы определяют, допустима ли реализация объекта. Цель такой проверки — предотвращение негативного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Данное понятые полностью раскрывает основной НПА по этой теме — Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Также существует понятие общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности, которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды. Является частью государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы

Все объекты экологической экспертизы делятся на:

  • Объекты федерального значения;
  • Объекты регионального значения.

Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», включает следующие стадии:

а) В соответствии со ст. 14 государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 и 12 Закона, в объёме, определённом в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае её проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов;

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после её оплаты и приёмки комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Новости в области государственной экологической экспертизы

C 1 января 2018 г. вступают в силу нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к 1 категории — крупных предприятий, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду.

В настоящее время в Правительство РФ внесены поправки в законодательство, которым предусматривается сокращение срока проведения государственной экологической экспертизы по всем объектам с 3-х до 2-х месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика.

Кроме того, устанавливаются переходные положения в части проведения государственной экологической экспертизы для объектов I категории. Указанные положения не применяются к данным объектам, если до 1 января 2018 г. они были введены в эксплуатацию или получили разрешение на строительство, или до 1 января 2018 г. предоставили на градостроительную экспертизу проектную документацию на строительство и реконструкцию, а также к проектной документации объектов капитального строительства недропользователей, предусмотренных утверждёнными до 1 января 2018 г. техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.

Из объектов государственной экологической экспертизы предлагается исключить отдельную проектную документацию буровых скважин, оставив экологическую экспертизу для проекта обустройства месторождения в целом, что снимает излишние административные барьеры без ущерба для окружающей среды.

Соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об экологической экспертизе» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации разработан во исполнение поручения Президента России Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета.

Поправки в законодательство призваны снять неопределенности для хозяйствующих субъектов в переходный период, а также излишние административные барьеры, в том числе максимально сократить сроки проведения экологической экспертизы.

В настоящее время в Правительство РФ внесён также проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и в иные законодательные акты, которым на основе гармонизации с положениями международного права комплексно решаются задачи по развитию национальных институтов экологической оценки планируемой деятельности.

Законопроектом предусматривается стратегическая экологическая оценка документов стратегического и территориального планирования. Объектом государственной экологической экспертизы определяются материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация), что позволит проводить экологическую экспертизу на ранней стадии планирования хозяйственной деятельности до окончательного выбора места размещения объекта. Расширяется и уточняется перечень объектов государственной экологической экспертизы на основе положений международной Конвенции Эспо (1991).

Процедура ОВОС, включающая общественные обсуждения, регламентируется на законодательном уровне, что позволит усилить её роль при принятии решений о реализации намечаемой деятельности.

Напомним, что ряд задач по совершенствованию процедуры государственной экологической экспертизы был решён Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы и в 2 раза сокращены сроки процедур её организации и проведения.

Заметку подготовила моя помощница по развитию тематической рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Российская Федерация

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 08.09.2014

Государственная экологическая экспертиза проектной документации

Следует отметить, что в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, Законом об экологической экспертизе устанавливается особый порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий

I. Представление проектной документации для проведения государственной экологической экспертизы

Проектная документация представляется заявителями (заказчиками, застройщиками или уполномоченными кем-либо из них лицами) для проведения градостроительной экспертизы и экологической экспертизы в уполномоченные органы исполнительной власти непосредственно или направляется по почте с описью вложения.

Состав, содержание и оформление разделов проектной документации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и об экологической экспертизе, в том числе Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 , и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698 .

Проектная документация для проведения градостроительной экспертизы и экологической экспертизы представляется:

В Министерство регионального развития Российской Федерации

В отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением объектов, градостроительная экспертиза которых отнесена в соответствии с указами Президента Российской Федерации к полномочиям иных федеральных органов исполнительной власти.

В Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации

В отношении объектов, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, и иными объектами обороны и безопасности, которые находятся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти и градостроительная экспертиза которых отнесена в соответствии с указами Президента Российской Федерации к полномочиям этих органов

В орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации

В отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением объектов градостроительная экспертиза которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти

Министерство регионального развития Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты поступления проектной документации направляет ее:

а) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для проведения экологической экспертизы;

б) в государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации, для проведения градостроительной экспертизы.

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты поступления проектной документации направляют ее для проведения экологической экспертизы:

а) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" ;

б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, - в отношении объектов, указанных в подпункте 4_1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" .

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации , уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение 3 дней с даты поступления проектной документации направляет ее:

а) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, для проведения экологической экспертизы;

б) в подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации, для проведения градостроительной экспертизы (при наличии такого учреждения).

II. Состав материалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу

III. Срок проведения государственной экологической экспертизы

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, устанавливается не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям законодательства.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать три месяца.

Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    Юридические лица

    Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    За предоставление государственной услуги взимается плата в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 404 "Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 205 "Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы". Размер платы за проведение ГЭЭ не является фиксированной величиной и расчитывается в соответствии с указаниями распорядительных документов Правительства Российской Федерации. Одним из компонентов расчета размера платы является утверждаемое количество экспертов, принимающих участие в работе комиссии ГЭЭ.


  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются для объектов государственной экологической экспертизы - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

    Материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется для объектов государственной экологической экспертизы - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  • Сроки предоставления услуги

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Заключение ГЭЭ объектов регионального уровня, приказ Департамента о его утверждении и уведомление о завершении ГЭЭ (оригинал, 1 шт.)
  • Формы получения

    Через законного представителя

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", административным Регламентом.

    Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    2. Требования от заявителя:

    2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия

    2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    2.4. Документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

    3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    4. Отказа заявителю:

    4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

    Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    1.При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    2.Почтовым отправлением.

    3.С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Жалоба должна содержать:

    1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    7. Требования заявителя.

    8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    9. Дату составления жалобы.

    Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность. Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    1. Отказа в приеме документов.

    2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    Решение должно содержать:

    1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11. Информацию о действиях, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организацией, предоставляющими государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

    12. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

    13. Порядок обжалования решения.

    14. Подпись уполномоченного должностного лица.

    Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    4. Наличия:

    4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 административного Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.

Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.

То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).

Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?

Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит) похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.

Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.

Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.

С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.

174 ФЗ об экологической экспертизе

В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.

Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Виды экологической экспертизы: общественная и государственная

Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:

  • общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
  • государственная (организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.

Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.

Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.

Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.

Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:

1) наименование исполнителя;

2) описание объекта экспертизы;

3) данные о регистрации соответствующего заявления;

4) сроки проведения;

5) состав экспертной комиссии;

6) техническое задание;

7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.

Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?

В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:

1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;

2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.

Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.

Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.

К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.

Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.

После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение объекта экспертизы в части на буровые скважины.

IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.

Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня , они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.

Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).

Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:

1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;

2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;

3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;

4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;

5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;

6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;

7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:

    проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;

8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).

Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:

    проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

    проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;

    материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;

    объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;

    материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

    проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.

Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:

1) подрядчик;

2) заказчик;

3) потребитель.

Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.

Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Виды и цели экологического аудита в России

Экологический аудита и порядок его проведения

В РФ предусматривается проведение:

    добровольного экологического аудита;

    обязательного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;

2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;

3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;

4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;

6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.

Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.

Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.

Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.

Виды экологического аудита

Есть инициативный и обязательный экологический аудит . В этих рамках могут быть следующие его виды:

1) оценка опасности отходов;

2) оценка экономического ущерба от загрязнений;

3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;

4) оценка эффективности системы экоменеджмента;

5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;

7) определение рациональности природопользования на определённой территории;

8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;

9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;

11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Цели экологического аудита

1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.

3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.

4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.

5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.

6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.