Кто проводит экспертизу промышленной безопасности. Объекты, подлежащие экспертизе промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

ЭПБ, экспертиза промышленной безопасности - это исследование объекта на соответствие требованиям и нормам эксплуатации, закрепленным в федеральных нормативах, законах РФ по промбезопасности.

Существуют такие основные виды экспертиз промышленной безопасности:

Экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
. промбезопасности технических устройств;
. промбезопасности проектной документации;
. обоснования безопасности опасных производственных объектов;
. экспертиза декларации промышленной безопасности и пр.

Какие предприятия и когда должны проводить экспертизу

Экспертизу промбезопасности проходят все предприятия, относящиеся к опасным производствам I-IV класса опасности (от чрезвычайно высокой до низкой) и предназначенные для проведения технологических процессов, складирования (хранения) сырья и продукции, перемещения людей, грузов, пр.

Класс опасности присваивается объекту при его госрегистрации. Данное положение закреплено в Федеральном законе N116 (21.07.97) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными нормативами промбезопасности. Они распространяются на все объекты (здания, сооружения), вошедшие в состав опасного производственного объекта.

Нормативные документы детально описывают, когда необходимо проводить экспертизу промбезопасности объектов (зданий и сооружений на опасном производственном объекте). Она проводится:

По истечению сроков эксплуатации;
. при отсутствии проектной документации (или при наличии документации без указания сроков эксплуатации);
. при авариях на объекте, повлекших изменения в несущих конструкциях;
. при обнаружении деформаций зданий (сооружений), превышающих норматив, и пр.

Экспертиза технических устройств проводится:

До применения на опасном промобъекте;
. при превышении нагрузки, по истечению срока службы технического устройства (указанных производителем);
. при отсутствии техдокументации о сроке службы;
. при изменении конструкции, после восстановительного ремонта технических устройств и пр.

Особое внимание уделяется таким моментам, как авария, техническое производственное перевооружение объекта, выявление разного рода изъянов оборудования и конструкций, превышение сроков эксплуатации, установленных нормативом, и др.
Для проведения экспертизы привлекаются только лицензированные Ростехнадзором организации, не являющиеся аффилиатом/структурным подразделением компании, эксплуатирующей опасный объект. Правила проведения экспертизы утверждены приказом Ростехнадзора в 2013 году и административным регламентом в 2014 году.
В зоне повышенного внимания Ростехнадзора всегда находятся такие предприятия:

Пожаро- и взрывоопасные объекты;
. предприятия химической отрасли;
. предприятия газовой и нефтяной промышленности;
. газораспределительные системы/объекты, газопотреблящие объекты;
. металлургические и коксохимические предприятия;
. горнорудные комбинаты, угольные шахты;
. компании, допущенные к транспортировке опасных веществ;
. производства, оборудование которых работает под избыточным давлением;
. подъемно-транспортные сооружения;
. предприятия по хранению/переработке растительного сырья и другие.

Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности

1 этап — подготовка к ЭПБ.
Подписывается приказ о проведении ЭПБ, формируется экспертная комиссия. Эксперты запрашивают необходимую им техдокументацию об исследуемом объекте (проектно-конструкторскую, эксплуатационно-ремонтную), производственные сертификаты и регламенты, другую информацию. Только на основании документов можно осуществлять ЭПБ.

2 этап — проведение ЭПБ.
Эксперты определяют достоверность, исчерпывающий объем полученной информации, ее соответствие нормативам промбезопасности. Объекты и оборудование осматриваются на месте, эксперты наблюдают за технологическим процессом, проводят разные виды неразрушающего контроля. Экспертные испытания могут проводиться по согласованным с заказчиком методикам. Также в ходе ЭПБ выявляется компетентность персонала и руководителя объекта, пригодность оборудования и помещения для работы, соответствующая маркировка, наличие и исполнение инструкций, предписаний, нормативно-технических документов, правильность и своевременность подготовки и предоставления отчетных документов и пр.

3 этап — подготовка и написание заключения ЭПБ.
Эксперты разрабатывают проект заключения, делают свои выводы об объекте (здании, сооружении, техническом устройстве) — соответствует он или не соответствует требованиям безопасной эксплуатации, определяют сроки дальнейшей эксплуатации. Проект заключения в двухнедельный срок предоставляется заказчику, его предложения и замечания могут быть рассмотрены экспертной комиссией. В окончательный вариант документа при необходимости вносятся изменения и дополнения. На бланке заключения пишется полное наименование организации, основания и цели проведения ЭПБ, данные об экспертной комиссии, номер соответствующей лицензии на проведение ЭПБ. Результаты ЭПБ излагаются в виде обоснованных выводов. В качестве дополнения могут быть приложены акты испытаний, использованные методические документы.

4 этап — передача результатов ЭПБ в соответствующий орган Ростехнадзора.
Эксперты пишут заявление о внесении данных в реестр, готовят электронную копию ЭПБ на компакт-диске, которые затем вместе с положительным заключением передаются в орган Ростехнадзора по месту работы предприятия/организации. Таким образом, в течение трех месяцев от момента начала ЭПБ в местный орган поступает готовое заключение по объекту. Заключение регистрируется, ему присваивается номер. Только после этого ЭПБ считается завершенной, а эксплуатация объекта может быть возобновлена.

Решение экспертной комиссии обязательно к исполнению!

Заказчик экспертизы получает решение комиссии и принимает его к обязательному исполнению. Существует три варианта решений о соответствии/не соответствии зданий, сооружений, техустройств требованиям промышленной безопасности.
. Объект соответствует требованиям. Это значит, что в данный момент объект может безопасно эксплуатироваться, он полностью соответствует требованиям промышленной безопасности, претензий к правилам его безопасной эксплуатации нет.
. Объект соответствует требованиям не в полной мере. Это значит, что данному объекту требуется выполнить определенные условия, исключить недостатки, устранить нарушения правил эксплуатации, выявленные экспертами, только после этого он может быть признан безопасным и пригодным для дальнейшей эксплуатации.
. Объект не соответствует требованиям. Такое заключение выносится в том случае, если экспертами выявляются самые серьезные нарушения в ходе эксплуатации, недостатки, устранение которых невозможно, и дальнейшая эксплуатация объекта крайне опасна.

Заключение экспертов всегда содержит оценку технических и проектных решений, благодаря которым обеспечивается промышленная безопасность и антиаварийная устойчивость исследуемого объекта.

Информация подготовлена в ознакомительных целях, не является нормативным документом.

Общий порядок выполнения работ в рамках экспертизы промышленной безопасности установлен ст. 13 федерального закона 116-ФЗ . Она определяет, что такая экспертиза осуществляется в отношении опасных производственных объектов. Общий перечень предприятий, которые принадлежат к этой категории, приведен в приложении № 1 к указанному нормативному документу. При этом в зависимости от задач и планов по стратегическому развитию компании на настоящий момент проведение экспертизы может потребоваться для:

  • проектной документации, необходимой для перевода производственных мощностей на новый этап жизненного цикла - например, осуществление техперевооружения;
  • иной документации, предусмотренной положениями 116-ФЗ в качестве обязательной, - например, декларации промышленной безопасности;
  • сооружений, конструкций и зданий, задействованных в реализации технологического процесса на предприятии;
  • оборудования и техники, участвующей в производственном процессе.

Основная цель экспертизы промышленной безопасности

Чтобы понять, какова цель проведения экспертизы промышленной безопасности, следует обратиться к положениям приказа Ростехнадзора № 538. 116-ФЗ указывает, что этот нормативный документ применяется в целях установления порядка и требований к процессу проведения экспертизы промбезопасности. В п. 13 данного приказа уточняется, что основной целью экспертизы промышленной безопасности является проверка соблюдения требований действующего законодательства. В сфере промбезопасности эти требования конкретизируются в следующих сферах:

  • выполнение нормативов обеспечения безопасности производственного процесса;
  • своевременное проведение обучения персонала в области промбезопасности;
  • регулярный контроль работы производственных мощностей;
  • выполнение плановых ремонтов и профилактики;
  • наличие планов действий в случае возникновения аварийной ситуации;
  • другие требования, установленные действующим законодательством.

Конкретный перечень условий, применяемых для данной ситуации, определяется характером объекта, в отношении которого проводится экспертиза.

Принципы экспертизы промбезопасности

В том же п.13 приказа № 538 приводится исчерпывающий перечень принципов, на применении которых основывается осуществление процедуры экспертизы. В этот список входят:

  • независимый характер экспертизы;
  • полнота обследования;
  • объективность анализа;
  • использование надежных и релевантных средств и методов измерений;
  • применение современной техники для выполнения экспертиз.

Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом .

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ), как и многие виды промышленных экспертиз, имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», экспертизе промбезопасности подлежат :

  • Проектная документация на консервацию, ликвидацию ОПО.
  • Проектная документация на техническое перевооружение ОПО.
  • Технические устройства, применяемые на ОПО.
  • Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Декларация промышленной безопасности.
  • Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.

Зачем и кому нужно проведение ЭПБ

Экспертиза промбезопасности проводится в отношении предприятий, которые имеют в своем составе опасные производственные объекты любого класса опасности. Например, нужно проводить ЭПБ кранов, которые отслужили нормативный срок безопасной эксплуатации, сосудов под давлением, технологического оборудования, которое применяется на ОПО.

Нужно проводить ЭПБ здания котельной, если в нем произошла авария (или закончился нормативный срок его безопасной эксплуатации). Аналогичных примеров можно привести множество. Информацию об объектах ЭПБ смотрите в первой части статьи (ст. 13 ФЗ № 116).

Проведение экспертизы промышленной безопасности - обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.).

Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО , а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как проводится экспертиза промбезопасности

ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:

1. Подготовка к проведению ЭПБ - на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)

2. Собственно проведение ЭПБ - эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах , зданий и сооружений.

3. Оформление заключения ЭПБ - на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.