Конституционные акты. Конституция и конституционные акты. Иркутский государственный технический университет

Реакционная политика короля вызвала новое недовольство буржуазии. Парламент снова стал ареной борьбы между его реакционной частью, представлявшей интересы аристократии, и радикальной, представлявшей интересы буржуазии и нового дворянства. Таким образом, постепенно сложились и оформились две новые политические партии Англии.

Сторонники короля - представители землевладельческой аристократии и английского духовенства - составляли реакционную партию тори. Сторонники оппозиции образовали партию, получившую название вигов. Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, безуспешно пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это им удалось сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

Новый закон назывался Habeas Corpus Amendment Act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточений за морями). Этот акт являлся важнейшим конституционным документом, закреплявшим гарантии неприкосновенности личности. Согласно ему:

  • - любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать письменный приказ Habeas Corpus от судьи;
  • - арестованный имел право требовать предъявления ему обвинения в течение суток, в противном случае он подлежал освобождению;
  • - в приказе Habeas Corpus содержалось предписание для должностных лиц (шерифа, тюремщика, надзирателя и т.д.) под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения - увольнения от должности, в течение грех дней по предъявлении приказа доставить задержанного в суд для проверки оснований его ареста;
  • - королевский суд выносил решение либо об освобождении арестованного под залог до суда, который будет рассматривать дело по существу, либо об оставлении под арестом, либо о полном освобождении;
  • - лицо, освобожденное на основании приказа Habeas Coipus, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, иод страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста.

Однако данный акт носил ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа Habeas Corpus нс мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении, кроме того он не распространялся на должников. Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме этого, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны в случае народных волнений или военных действий. Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний, до сих пор рассматривается английскими юристами как краеугольный камень свободы личности в Англии.

Приказ Habeas Corpus был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола его младшим братом Яковом II (1685-1689 гг.). Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, вся история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

Новый король Англии, возведенный на престол в 1689 г., штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1689-1702 гг.) подписал Декларацию о праве, взятую за основу Билля о правах. Основными положениями этого документа были следующие:

Король не мог приостанавливать действие законов или делать из них изъятия;

всякий закон и всякий налог должны были исходить только от парламента;

  • - никто, кроме парламента, не мог освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;
  • - узаконивались свобода прений в парламенте, свобода подачи петиций, гарантировался частый и регулярный созыв палат;
  • - парламент определял состав и численность армии на каждый год и выделял на это средства.

Билль о правах определял лидирующее положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, проводил границу, хотя и не очень четкую, между законодательной и исполнительной властью. Король все же участвовал в законодательной деятельности, ему принадлежало абсолютное вето. Кроме этого, у короля оставалась значительная исполнительная и судебная власть.

В 1701 г. был принят еще один конституционный закон Англии - Акт об устроении , или Закон о престолонаследии , в соответствии с которым английский престол переходил к Анне, младшей дочери Якова II, а затем к боковой линии Стюартов - ганноверской династии. Важное место в этом законе занимал вопрос о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кроме того, закон содержал следующие пункты:

  • - подтверждение ограничения королевской власти в пользу парламента;
  • - принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, считались действительными только при наличии подписи того члена Тайного совета, который докладывал законопроект;
  • - принцип несменяемости судей;
  • - отрицание права короля на помилование политических преступников, дело против которых было возбуждено самой палатой общин.

Акт об устроении содержал ряд требований к лицу, вступавшему в обладание английской короной:

  • - обязательную принадлежность к англиканской церкви;
  • - запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Принятие в конце XVII - начале XVIII в. конституционных актов привело к ограничению полномочий королевской власти, частично поставив ее под контроль парламента, и тем самым окончательно закрепили установление в Англии конституционной монархии.

Конфедерация США очень скоро обнаружила свою нежизнеспособность. Начался развал "вечного союза", усилился чудовищный партикуляризм (стремление отдельных штатов к обособлению в ущерб интересам конфедерации), экономический хаос, угроза гражданской войны, которые требовали создания единого государства на базе 13 практически независимых государств, принятия конституции.

В феврале 1787 г. был созван Филадельфийский Конвент из 55 делегатов из числа состоятельных и политически подкованных людей. Они ясно сознавали необходимость остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать право собственников. Конвент принял конституцию, вступившую в силу 4 марта 1789 г. В конституции нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре, которые раньше содержались в Декларации независимости, в конституциях некоторых штатов.

Конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимоотношений высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье с учетом своего собственного опыта. Учредители конституции никогда не помышляли о создании трех не зависимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной из ветвей власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которые покоятся на следующих основополагающих началах:

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, Сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и Сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года, Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свою должность пожизненно.

Такой порядок обеспечивал самостоятельность каждой ветви властей, устойчивость и преемственность верхнего эшелона федеральной госмашины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим Конгресс получил право, как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей Сената. Конгресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности, как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Конституция заложила основу федеративной формы государственного устройства. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. Она положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза и штатов. В ст. VI конституции был установлен принцип верховенства федерального права, который является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, что вызвало возмущение демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Поэтому, по предложению Д. Мэдисона, первый конгресс, созванный на основе конституции, принял 10 поправок, ратифицированных штатами в 1891 году. Поправки, составлявшие Билль о правах, определили правовой статус американского гражданина. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, слова, печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, о запрете цензуры. Первая поправка, провозглашающая права и свободы граждан - наиболее сильная в юридическом смысле, 2-я и 3-я поправки дают народу право формировать свое ополчение (милицию) и право носить оружие. 4-я поправка говорит о неприкосновенности личности, жилища, бумаг, имущества, запрещает аресты, розыски и захваты без официальных приказов. 5-я - ввела суд присяжных, процессуальные гарантии, запрещала безвозмездное изъятие частной собственности. Поправки 6-я, 7-я и 8-я были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, определению круга уголовных и гражданских дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. 9-я - устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан прямо не упомянутых конституцией. В 10-й поправке говорилось, что права, не отнятые федеральной конституцией у штатов, "принадлежат штатам или народу".

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение и означало победу демократических сил. Он закрепил широкие к тому времени буржуазно-демократические права и свободы американских граждан. Но он не отменил рабства, царившего на Юге страны.

Изменение общественно-политического и государственного строя США на рубеже XIX-XX вв.

После вступления конституции в силу и вступления в должность первого президента США Дж. Вашингтона спешно создается аппарат исполнительной власти. Учреждаются первые три департамента - государственный, военный и финансовый, должность генерального атторнея (прокурора). В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

По закону 1789 г. о судоустройстве Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (с 1869 г. численность неизменна - 9 судей). В ходе применения этого закона был сформулирован принцип "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.

Конгрессом принимались и другие законы, закладывавшие основы статутного права федерации: закон о натурализации, законы об иностранцах и враждебных иностранцах, закон о мятеже и др. Были приняты также две поправки: 11-я (1795 г.) об установлении иммунитета штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев, 12-я (1804 г.) - о раздельном голосовании за кандидатов в президенты и вице-президенты.

В американском политическом мире тогда еще не существовала партийная система. Она не упоминалась и в конституции. До середины XIX в. возникали и реорганизовывались различные партии федералистов и республиканцев, демократов и виги, которые еще организационно не оформились. Но в 60-е гг. складываются Демократическая и Республиканская партии, оказавшие влияние на президентские выборы и формирование правительства.

В период от принятия конституции и начала гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии, положившей начало имперской геополитики мирового господства. Аляска была продана США царем Александром III в 1867 г. за ничтожную сумму - 7, 2 млн. дол.

Социально-экономические и политические противоречия между промышленным Севером и рабовладельческим Югом привели к гражданской войне 1861 - 1865 гг., закончившейся победой капиталистического Севера. Гражданская война одновременно привела к серьезным изменениям в политической и правовой системе США. В 1865 г. Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции об отмене рабства на всей территории США. В 1866 г. принимается 14-я поправка, наделившая негров гражданскими правами. Всякий, кто родился или натурализован в США, признавался гражданином страны и штата, где он проживал. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. Основанием привлечения к уголовной ответственности могло быть только участие в мятеже или преступление.

Однако и после победы Севера и отмены рабства в США действовали расовые законы, запрещавшие барки между белыми и черными, за что лишали свободы от 2 до 7 лет, играть неграм с белыми в шашки и домино, стричь белых женщин, пользоваться общественным транспортом, учиться, работать на производстве, жить в одном месте и т. д. Политические права, право на землю оставались на бумаге, для негров создавались специальные кварталы - гетто в городах.

Более того, в 1865 г. самые твердолобые плантаторы-реакционеры создали замаскированную организацию - Ку-Клукс-Клан - орган террора против негров, против демократических институтов, вводимых центральным правительством.

В 1870 г. принята 15-я поправка, запретившая дискриминацию на выборах по признакам расы, цвета кожи или прежней судимости. Однако постановления этой поправки были в течение века мертвой буквой для бывших рабов.

После победы Севера в течение тридцати лет республиканская партия оказалась у руля управления государством. Произошли гигантские изменения во всех областях общественной жизни. Из аграрной республики она превратилась в индустриальную державу. Капиталистические отношения побеждают в масштабе всей страны, происходит углубление классовой поляризации общества, создаются: Социалистическая рабочая партия, Американская федерация труда антирабочего толка, рабочие профорганизации, принимаются антитрестовские законы.

На рубеже XIX-XX вв. США превращаются в мировую империалистическую державу, обладающую собственной колониальной империей и системой центральных органов с расширенной функцией. В это время принимаются две поправки, ратифицированные в 1913 г. 16-я поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса, устанавливаемые по ним подоходные налоги с тех пор составляют основную часть бюджетных поступлений. 17-я поправка отменила прежний порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы, что значительно демократизировало процедуру формирования Сената, существенно повысив его престиж и значение.

В то же время спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов, и был упрощен порядок прохождения биллей и резолюций, что повысило эффективность работы Конгресса. С другой стороны, с приходом Т. Рузвельта президентом эра конгрессного правления кончилась, начался период усиленного президентского правления. Рузвельт известен как "создатель Панамского канала" и политики "большой дубинки". Он создавал Департамент труда и коммерции, активно вмешивался в экономику и выступал как защитник интересов совокупного капитализма, обуздал отдельных зарвавшихся монополий, поддерживая иногда рабочих. При нем были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог. Проводимый им "справедливый курс" вообще соответствовал интересам труда и капитала. Он не только теоретически, но и практически доказал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, ее подотчетность не Конгрессу, а непосредственно народу.

1. История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в XVII! веке промышленный подъем, рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию экономической активности буржуазии колоний. В течение шести десятилетий, предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост административного, экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции объединения.

В 70-е гг. XVIII в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.

К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.

Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты.

Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности".

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т. Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность.

Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого государства прошло ряд этапов.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые "Статьи конфедерации". В Статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был, лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент , состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом его 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих главных положениях и поныне.

Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, через систему "сдержек и противовесов" призванных не допустить узурпации власти одной из них.

Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах.

Депутаты палаты представителей избираются сроком на 2 года непосредственно народом (избирателями). Сенат избирается из выборных легислатурами (законодательными собраниями) штатов. Срок полномочия сената - 6 лет, каждые 2 года 1/3 сенаторов должна переизбираться.

Исполнительную власть осуществляет президент , который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений.

Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов.

Важнейшим средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента .

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента.

Такой порядок формирования и сроков полномочий деятельности высших органов власти должен был обеспечить каждую из ветвей власти самостоятельностью по отношению к другим, не допустить их одновременного обновления и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешнюю политику, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, регулировать денежную систему страны, устанавливать единую систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими.

Особо подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов, в том числе и положение, что судья штата должен отдавать предпочтение федеральному праву в случае коллизии законов.

Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс Соединенных Штатов по настоянию демократической общественности и предложению Д.Мэдисона внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый "Билль о правах ", принципиальной основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан.

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых Конституцией. А поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу".

После принятия Конституции 1787 г. начинается процесс строительства федеральных органов власти. В 1789 г. начинает работу конгресс Соединенных Штатов, в этом же году проходят выборы президента.

Первым президентом стал Дж. Вашингтон. Под его руководством создается аппарат исполнительной власти: учреждаются первые департаменты - военный, финансовый и иностранных дел, создается должность генерального атторнея и атторнейская служба. Унифицируется структура органов власти и управления в штатах (законодательное собрание и губернатор - выборный глава исполнительной власти). В феврале 1789 г. собирается на свое первое собрание Верховный суд. Организуется система местных судебных органов.

Важнейшим моментом в этот период был процесс расширения территории Соединенных Штатов путем захвата и освоения земель у коренного населения, захвата части соседних государств (Мексика) и покупки североамериканских колоний у европейских государств (Франция, Россия). Расширение территории сопровождалось образованием новых штатов. К началу XX века их насчитывалось 48.

Другим событием, имевшим глубокие последствия для развития Соединенных Штатов, была гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.). Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи. Принятая в 1868 г. XIV поправка к Конституции устанавливала равенство всех (кроме индейцев) граждан США перед законом. А в соответствии с XV поправкой (1870 г.) избирательные права были предоставлены всем мужчинам независимо от цвета кожи. Однако это не означало возможности воспользоваться ими реально.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Образование США. Декларация независимости.
  • 2. Статьи конфедерации.

Конституция 1787 г. и ее основные принципы. Билль о правах 1791 г.

Политическое развитие США в первой половине XIX в.

Гражданская война между Севером и Югом, отражение ее итогов в американском праве.

Практические задания:

oСоставьте конспект на темы: "Борьба между югом и севером США".

oНапишите реферат на тему: "Историческое значение Конституции США".

oСоставьте сравнительную таблицу образования государств в новое время.

Конституционный акт 1982 г.

Королева ЕЛИЗАВЕТА, Жан КРЕТЬЕН - министр юстиции Канады

Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры,

Всем, к кому могут иметь какое-либо отношение настоящие положения, Привет.

Прокламация

учитывая, что по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства в прошлом изменял некоторые положения Конституции Канады;

что вследствие своей принадлежности к суверенному государству канадцы обладают всей полнотой власти изменять Конституцию Канады;

что было бы желательным внести в Конституцию Канады признание некоторого числа основных прав и свобод и произвести другие изменения Конституции;

что Парламент Соединенного королевства по просьбе и с согласия Канады принял вследствие этого Акт о Канаде, который предусматривает патриацию Канадской конституции и ее изменений;

что статья 58, содержащаяся в приложении «В» Конституционного акта 1982 г., предусматривает, что с соблюдением положений статьи 59 Конституционный акт 1982 г. вступит в силу в день, установленный Прокламацией, заверенной большой печатью Канады.

Мы настоящей нашей Прокламацией заявляем по совету нашего Тайного совета для Канады, что Конституционный акт 1982 г. вступает в силу с соблюдением положений вышеупомянутой статьи 59 в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова.

Мы просим Наших верных подданных и всех, к кому настоящие положения имеют отношение, принять их к сведению и руководствоваться ими.

В удостоверение чего Мы передали настоящее патентное письмо и к нему будет приложена большая печать Канады.

Совершено в Нашем городе Оттаве в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова и в тридцать первый год Нашего царствования.

По поручению Ее Величества Андре Уеллет,

Генеральный регистратор Канады Пьер Трюдо,

Премьер-министр Канады

БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЕВУ!

Резолюция о Конституции Канады, принятая Парламентом Канады в декабре 1981 г.

Учитывая, что в прошлом Парламент Соединенного королевства вносил некоторые поправки в Конституцию Канады по просьбе и с согласия последней;

что статус независимого государства Канады узаконивает все полномочия канадцев по внесению изменений в их Конституцию;

и что желательно предусмотреть в Конституции Канады признание некоторых основных прав и свобод и внести другие изменения в Конституцию,

Почтительно представляется Ее Величеству Королеве адрес, содержание которого следует:

Ее Превосходнейшему Величеству Королеве Милостивейшему Монарху:

Мы, члены Палаты общин Канады, собравшиеся в Парламент, верные подданные Вашего Величества, почтительно просим Ваше Милостивейшее Величество соблаговолить внести в Парламент Соединенного королевства следующий законопроект:

Приложение «А»

Предлагаемый Акт по просьбе Сената и Палаты общин Канады

Ее Превосходнейшее Величество Королева, учитывая, что: по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства приглашен принять Акт с тем, чтобы ввести в действие нормы, указанные ниже, и что Сенат и Палата общин Канады, собравшиеся в Парламент, представили обращение, испрашивающее у Ее Милостивейшего Величества позволение внести в Парламент Соединенного королевства законопроект с этой целью,

по совету и с согласия духовных и светских лордов и Общин, собравшихся в Парламент, и властью последнего предписываем:

1. Принимается содержащийся в Приложении «В» Конституционный акт 1982 г., изданный для Канады и имеющий в ней законную силу и вступающий в силу в соответствии с его положениями.

2. Ни один акт Парламента Соединенного королевства, изданный после вступления в силу Конституционного акта 1982 г., не будет являться частью права Канады.

3. Редакция настоящего Акта на английском языке", которая содержится в Приложении «А», имеет такую же силу закона в Канаде, как и под тем же названием соответствующая редакция на французском языке.

4. Настоящий акт может цитироваться как Акт о Канаде 1982 г.

Приложение «В»

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционного права безусловно доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Наряду с законом в формальным смысле слова используется и понятие закона в материальном смысле. Речь в данном случае идет о нормативном правовом акте, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же важное значение, как и закон в формальном смысле слова. Кроме того, в целом ряде стран существует практика делегированного законодательства, при которой парламент передает исполнительной власти свои полномочия по изданию закона, устанавливая обычно специальные условия применения таких актов. Наконец, в некоторых странах право издания актов, имеющих силу закона, может принадлежать главе государства или иному органу, не являющемуся номинально органом законодательной власти, но осуществляющему соответствующее полномочие по ограниченному кругу вопросов в рамках специальной процедуры.

Законодательные акты различаются по своему статусу и юридическому режиму. Они образуют своего рода иерархическую структуру, местом в которой определяется юридическая сила данного закона.

Конституция

Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, и затем текущее или обычное законодательство.

Конституция как основной источник конституционного права. В подавляющем большинстве государств конституция представляет собой главный законодательный акт государства. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции -- ее верховенство. В случае коллизии нормы конституции и нормы любого иного законодательного акта преимущественную силу всегда имеет норма конституции.

Так как конституция является «основным законом» государства, следует отметить, что:

1. По структуре конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическому характеру различают инструментальные (регулирующие структуру государства) и социальные конституции (содержащие положения, касающиеся социальной сферы). Большинство действующих конституций являются социальными.

2. В зависимости от способа изменения конституции подразделяются на «гибкие» и «жёсткие». Изменения в «гибкие» конституции могут быть внесены в обычном для законов порядке. Изменить же положения «жёстких» конституций возможно только при выполнении определённых условий, в частности, утверждение на референдуме, квалифицированное большинство голосов. Многие современные конституции являются смешанными: некоторые их статьи изменению не подлежат, другие же изменяются в обычном порядке.

3. По форме конституции делятся на писаные и неписаные. Писаной конституцией является официально провозглашённый основным законом акт. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов и обычаев, формально не провозглашённых в качестве основных законов (например, в Новой Зеландии). Данное различие со временем стирается; даже неписаная Конституция Великобритании имеет в своём составе писаные акты.

4. По периоду действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянной считается конституция, в которой не указаны сроки действия и события, при наступлении которых она прекратит своё действие. Во временной конституции установлены хронологические сроки её действия и оговорены условия, при которых она должна быть заменена постоянной (например, временная конституция ЮАР 1994 года). Временные конституции провозглашаются главой государства без участия учредительного собрания.

Конституция -- это основной закон государства. Обусловлено это не только верховенством данного нормативно-правового акта в общей системе правовых источников, это связано также с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы,- принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции находят свое отражение и закрепление те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют (или должны определять) общественное и государственное развитие. В конституции фиксируются, таким образом, те начала и принципы, коим обязаны следовать в своей повседневной практической деятельности все субъекты конституционного права, начиная от индивида и заканчивая государством (или наоборот - начиная с государства и заканчивая индивидом). Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих ее отраслей.

В ряде новейших конституций наблюдается еще одна интересная тенденция, весьма важная для характеристики конституции как источника права - установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста выделяются те положения, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более усложненная процедура, чем для других статей или разделов конституции.

Обычно такой повышенной защитой пользуются конституционные положения, в которых находят свое закрепление основные принципы построения общества, государства и государственной власти, а также постановления, которые формулируют основные права и свободы человека. В некоторых конституциях такой повышенной защитой пользуются отдельные главы или разделы, в других - отдельные статьи. Например, французская Конституция устанавливает, что республиканская форма правления не подлежит пересмотру. В конституциях большинства государств говорится о том, что любое территориальное изменение может иметь место только на основе волеизъявления граждан или с согласия населения данной территории и т. п.

Порядок изменения и пересмотра конституции устанавливается самой конституцией. Как правило, в писаной конституции регулируется и вопрос о соотношении национального и международного права. Практика различных государств в этой области неодинакова.

В ряде государств общепризнанные принципы и нормы международного права образуют составную часть национального права. При этом, конечно, важно иметь в виду то, что международный договор в случае его инкорпорации в национальную правовую систему все равно занимает в этой системе особое место, он не подлежит пересмотру в одностороннем порядке и последующие нормативные акты не могут отменять или приостанавливать действие международного договора только в силу того, что они хронологически являются актами более позднего периода. Таким образом, все последующее законодательство не должно находиться в противоречии с подписанным и вступившим в силу международным договором.

Вопрос о соотношении норм международного договора и конституции, представляется гораздо более сложным, чем соотношение последней с обычным законом. Для того чтобы исключить возможные правовые коллизии в этой весьма тонкой и чувствительной сфере политических взаимоотношений между государствами, применяется порядок, при котором конституция устанавливает особую процедуру ратификации международных договоров. Особо важные из них ратифицируются, как правило, на основе закона, причем такого рода закон о ратификации может и должен быть принят только в том случае, если подписанный международный договор не противоречит действующей конституции страны.

В случае, если парламент или орган конституционного контроля констатируют наличие такого противоречия, то сама по себе ратификация может состояться только в случае пересмотра конституции. Так, ратификации Маастрихтского договора о создании Европейского Союза, подписанного в 1992 г., предшествовали пересмотры конституций во Франции, ФРГ, Ирландии и целом ряде других государств - членов ЕС. В ходе процесса ратификации Амстердамского договора о Европейском Союзе, подписанного в 1997 г., во многих странах органы конституционного контроля также указали на противоречие договорных постановлений конституционным нормам, в соответствии с чем была начата процедура пересмотра конституций.

Такого рода пересмотр может привести к определенному изменению некоторых статей конституции, а иногда, как это было, например, во Франции в 1992 г., к появлению даже новой XIV главы, посвященной Европейским Сообществам и Европейскому Союзу.

О республике

1. Французская республика едина и неделима.

О верховенстве народа

7. Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан.

8. Народ непосредственно избирает представителей.

9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, обществен­ных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских.

10. Народ обсуждает и постановляет законы.

О первичных собраниях

11. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяца в данном кантоне.

12. Первичные собрания образуются в составе не менее 200 и не свыше 600 граждан, призванных участвовать в голосовании…

О народном представительстве

23. Каждое первичное собрание, объединяющее население от 39000 до 41000 человек, выбирает непосредственно по одному представителю.

24. Избрание производится абсолютным большинством голосов.

28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики.

29. Каждый представитель принадлежит (является представителем) всей нации в целом… ...

О законодательном корпусе

39. Законодательный корпус един, неделим и действует постоянно.

43. Представители ни в каком случае не могут подвергнуться преследованию, обвинению или суду замненияв пределах законодательного корпуса.

44. При совершении преступления они могут быть задержанына месте преступления, но приказ о задержании и приказ о приводе могут быть вы­даны против них не иначе, как с утверждения законодательного корпуса.

О ведении заседаний законодательного корпуса

45. Заседания Национального собрания публичны.

46. Протоколы его заседаний печатаются.

51. Национальное Собрание имеетправо контроля над поведением сво­их членов.

О функциях законодательного корпуса

53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты. ...

Об исполнительном совете

62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати четырех чле­нов.

63. Собрание выборщиков каждого департамента выбирает одного кандидата. Законодательный корпус выбирает членов совета по общему списку.

64. Исполнительный совет обновляется наполовину в последние месяцы сессии каждого законодательного периода.

65. На исполнительный совет возлагается руководство общим управле­нием и наблюдение за ним; он может действовать лишь во исполнение за­конов и декретов законодательного корпуса.

71. В случае совершения преступления по должности обвинение против членов исполнительного совета возбуждается законодательным корпусом…

Об административных органах управления и муниципальных собраниях

78. В каждой коммуне республики имеется муниципальное управление, в каждом дистрикте – промежуточное управление, в каждом департаменте – центральное управление.


79. Муниципальные должностные лица избираются коммунальными собраниями.

80. Члены местных управлений (администраторы) назначаются собра­ниями выборщиков департамента и дистрикта.

84. Заседания муниципальных собраний и местных управлений пуб­личны.

О гражданском правосудии

86. Граждане не могут быть лишены права передавать свои споры на разрешение выбранных ими третейских судей.

88. Мировые судьи избираются гражданами округов, определяемых законом.

89. Мировые судьи производят примирительное и судебное разбира­тельство без взыскания судебных пошлин.

95. Мировые судьи и общественные третейские судьи избираются ежегодно.

Об уголовном правосудии

96.В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, сформулированному присяжными или декретирован­ному законодательным корпусом. Обвиняемые имеют защитников, изби­раемых ими самими или назначаемых им. Следствие ведется публично. Фактический состав деяния и виновность устанавливаются присяжными. Наказание определяется уголовным трибуналом.

97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниями выборщиков.

О кассационном суде

98. Для всей республики имеется единый кассационный суд.

99. Кассационный суд не разбирает дел по существу. Он выносит реше­ния лишь по вопросам о нарушении форм судопроизводства и о явных нарушениях закона.

100. Члены кассационного суда назначаются ежегодно собраниями выборщиков.

О гарантии прав

122. Конституция гарантирует каждому французу равенство, свободу, безопасность, собственность…, свободное отправление религиозных обрядов, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченную свободу печати, право петиций, право объединения в народные общества, пользование всеми правами человека.