К дипломатическому персоналу относятся. Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств. Какие существуют дипломатические классы

Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.

Существуют два типа дипломатического представительства:

1) посольства;

2) миссии.

Особых различий между посольствами и миссиями нет, хотя большинство развитых государств предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами – посольствами. Считается, что посольства – представительства первого, высшего класса, а миссии – представительства второго класса. В последнее время количество посольств увеличивается, а количество миссий уменьшается. Дипломатические представительства образуются в соответствии с соглашениями между государствами. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей определяются в соответствии с законодательством государства, его образующего.

В большинстве государств имеются дипломатические ранги – служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они так же, как и дипломатические должности, определяются законодательством государств, их учреждающих.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на собственно дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся:

2) посланники;

3) советники;

4) торговые представители и их заместители;

5) специальные атташе (военный, военно-воздушный и т. д.) и их заместители;

6) первые, вторые, третьи секретари;

7) атташе.

К административно-техническому персоналу относятся:

1) заведующие канцеляриями;

2) бухгалтеры;

3) переводчики;

4) делопроизводители и т. д.

К обслуживающему персоналу относятся:

1) шоферы;

2) курьеры;

3) швейцары;

4) лифтеры;

5) дворники;

6) другие лица, которые непосредственно занимаются обслуживанием дипломатического представительства.

Дипломатическое представительство имеет в стране пребывания своего главу. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных органов страны пребывания агреман, т. е. согласие на назначение конкретного лица главой представительства. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос влечет за собой препятствие в назначении этого лица главой представительства. При этом отказывающее государство может не мотивировать свой отказ. По получению агремана лицо назначается главой представительства и ему выдается верительная грамота, адресованная властям страны пребывания, в которой просят верить, что данное лицо будет представлять интересы этого аккредитующего государства.

Дипломатическое представительство выполняет следующие функции:

1) представительство государства в стране пребывания;

2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

3) ведение переговоров с правительством страны пребывания;

4) выяснение всеми законными способами условий и событий в стране пребывания;

5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;

6) информирование своего правительства о стране пребывания.

Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.

Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция -- представителя Ватикана), а миссию -- дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция -- представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя -- посла (или посланника).

Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.

Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.

К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.

Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.

Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней.

Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации, протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.


2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги

Понятие "дипломатический корпус" используется в двух значениях:

· дипкорпус в узком смысле -- это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;

· дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей (жен, несовершеннолетних детей и незамужних дочерей). Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе (по экономическим вопросам, культуре, сельскому хозяйству и т.д.), а также члены их семей.

Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или иного органа, основанного на нормах международного права. Признано, что дипломатический корпус не обладает юридическими правами, не может выступать в качестве политической силы.

Дипломатический корпус в государстве пребывания позволяет более оперативно решать некоторые протокольные и церемониальные вопросы, касающиеся всех дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране, способствует обеспечению их своевременной информацией о тех или иных аспектах политического курса этой страны, позволяет осуществлять постоянные контакты с официальными кругами и между представительствами.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен (старшина). Им становится глава дипломатического представительства, который ранее других своих коллег вступил в должность. Время вступления в должность определяется моментом вручения главой дипломатического представительства своих верительных грамот. Дуайеном может быть только дипломатический представитель высшего класса -- посол (папский нунций). В некоторых странах, обычно католических, в соответствии с установившимся обычаем, папский нунций становится дуайеном независимо от времени его аккредитования.

Дуайен -- должность почетная, но каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса он не имеет. Указания, исходящие лично от него, не являются обязательными, и каждый дипломатический представитель вправе отнестись к высказываниям дуайена исходя из собственных соображений или имеющихся инструкций от своего правительства. Дуайен выполняет некоторые протокольные и организационные функции. В целях выработки общей позиции в дипкорпусе он периодически организует с главами дипломатических представительств консультативные совещания, которые носят неофициальный характер и проводятся во время завтрака или обеда. Дуайен от имени дипкорпуса устраивает приемы по случаю отъезда или приезда одного из его членов. Все эти мероприятия проводятся за счет взносов диппредставительств. Кроме того, собираемые средства расходуются на некоторые другие цели, например на приобретение подарков для отбывающего дипломата -- главы представительства или венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, избираемый из числа глав представительств. Периодически он отчитывается перед дипкорпусом по вопросам расходования средств.

От имени дипкорпуса дуайен часто выступает на торжественных церемониях в стране пребывания, делает поздравления или выражает соболезнования официальным лицам. В случае необходимости дуайен вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса или его членов, если, например, усмотрит в действиях местного протокола ущемление их привилегий или нарушение норм и правил дипломатического этикета.

Дипломатические ранги -- это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.

Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.

Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов как в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не претерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.

Выше говорилось об основных привилегиях и иммунитетах сотрудников дипломатических представительств, которые зафиксированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Тем не менее ряд важных вопросов, касающихся персонала дипломатического представительства, остался за рамками изложения и требует разъяснения. Поэтому в целях более глубокого понимания условий, в которых трудятся сотрудники дипломатических представительств за рубежом, важно осветить некоторые дополнительные моменты, раскрывающие эту тему. Итак, помимо посла, возглавляющего дипломатическое представительство, в составе посольства работает большая группа сотрудников, отнесенных Венской конвенцией 1961 г. к трем разным категориям: дипломатическому персоналу, административно-техническому персоналу и обслуживающему персоналу представительства.

К категории дипломатического персонала относятся члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Административно-технический персонал - это сотрудники, которые осуществляют административно-техническое обслуживание представительства, они не имеют дипломатического ранга. К категории обслуживающего персонала относятся сотрудники представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию дипломатического представительства. Помимо этого, имеется еще одна категория сотрудников, которая квалифицируется как частные домашние работники. К ней относятся лица, работающие у сотрудника представительства и не являющиеся служащими аккредитующего государства (это могут быть повар, садовник, горничная, личный шофер и т. п.).

Помимо дипломатов, являющихся сотрудниками министерства иностранных дел, к дипломатическому персоналу относятся также военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники. Кроме того, к дипломатическому персоналу могут быть отнесены лица, командируемые в посольство по линии других государственных ведомств в целях изучения опыта и налаживания сотрудничества со страной пребывания в таких конкретных областях, как культура, наука, образование, сельское хозяйство, морское судоходство, спорт и т. п. Как правило, эти сотрудники входят в штат дипломатического представительства, занимают соответствующие дипломатические должности и относятся к дипломатическому персоналу.

Что касается административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, то его представители не являются дипломатическими служащими. Однако, как и дипломатические работники, они, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, подбираются кадровой службой внешнеполитического ведомства аккредитующего государства и командируются за границу на временную работу в дипломатическое представительство. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. допускает, что членами дипломатического персонала могут быть также граждане государства пребывания, но это возможно только с согласия этого государства. Причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Точно так же государство пребывания может оговорить за собой аналогичное право в отношении граждан третьих стран, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства.

В соответствии со сложившейся дипломатической практикой принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания о прибытии и об окончательном отъезде сотрудников дипломатического представительства, направляя ему вербальную ноту. Дипломатическая практика также предусматривает рассылку циркулярной ноты с извещением о прибытии на работу в посольство новых дипломатических сотрудников. Члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала прибывают на работу в дипломатическое представительство в стране аккредитации после получения ими соответствующей дипломатической или служебной визы.

В некоторых случаях, однако, между государствами заключаются соглашения о безвизовом въезде для сотрудников дипломатических представительств. Тем не менее все прибывающие на работу в дипломатическое представительство сотрудники обязаны получить в министерстве иностранных дел страны пребывания дипломатическую или служебную карточку, которая подтверждает аккредитацию этого сотрудника в стране пребывания. Такая карточка является документом, удостоверяющим личность дипломатического или административнотехнического сотрудника, и предъявляется по запросу представителей официальных властей страны пребывания. После завершения командировки сотрудника дипломатического, административно-технического или обслуживающего персонала и его отъезда из страны пребывания его дипломатическая или служебная карточка возвращается с нотой в министерство иностранных дел страны пребывания.

Государство пребывания может в любое время, не мотивируя своего решения, уведомить аккредитующее государство о том, что глава дипломатического представительства, любой из членов дипломатического, административно-технического или обслуживающего персонала представительства является персоной нон грата. В таком случае аккредитующее государство должно отозвать данное лицо из страны или прекратить его работу в представительстве. Причем следует иметь в виду, что то или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата еще до его прибытия на территорию государства аккредитации. В случае если аккредитующее государство откажется выполнять или не выполнит в течение разумного срока указанные выше обязательства об откомандировании или увольнении лица, объявленного персоной нон грата, государство пребывания имеет право отказаться признавать данное лицо в качестве сотрудника представительства.

По Венской конвенции 1961 г. дипломатическое представительство должно уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания о назначении сотрудников представительства, их прибытии и окончательном отбытии или прекращении их функций в представительстве; о прибытии и окончательном отбытии членов семей сотрудников; о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у сотрудников представительства, а также о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников представительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.

В Венской конвенции 1961 г. дается определение понятия «дипломатический агент», под которым понимается как глава представительства, так и член дипломатического персонала представительства. По аналогии с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств, о которых говорилось выше. Венская конвенция 1961 г. устанавливает привилегии и иммунитеты для дипломатических агентов. В частности, Конвенция указывает, что личность дипломатического агента является неприкосновенной, он не может быть арестован или задержан. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Бумаги, корреспонденция и имущество дипломатического агента пользуются неприкосновенностью.

По Венской конвенции 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции, за исключением следующих случаев: вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания; иски, касающиеся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо; иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. В отношении его не могут приниматься никакие исполнительные меры, за исключением случаев, указанных выше. Но и в этих случаях соответствующие меры могут применяться только таким образом, чтобы не произошло нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Вместе с тем надо помнить, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Иными словами, в случае совершения дипломатическим агентом уголовного преступления он должен быть передан властям своей страны, которые и подвергнут его суду.

Хотелось бы в связи с этим напомнить одну особенность, о которой говорилось выше: дипломатический агент или лицо, пользующееся иммунитетом, не может само, т. е. произвольно, отказаться от этого иммунитета, это может сделать только аккредитующее его государство. При этом такой отказ должен быть определенно выраженным. Возбуждение дела дипломатическим агентом лишает его права ссылаться на свой иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Как упоминалось выше, дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. Исключение составляют косвенные налоги, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания, сборы и налоги на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, а также налог на наследство и пошлина на наследование, взимаемые государством пребывания. Кроме того, дипломатический агент не может быть освобожден от сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческое предприятие в государстве пребывания. Платит он и сборы, взимаемые за конкретные виды обслуживания (водоснабжение, электричество, вывоз мусора и т. п.), а также регистрационные, судебные и реестровые пошлины, ипотечные и гербовые сборы в отношении недвижимого имущества. Дипломатический агент согласно Венской конвенции 1961 г. не должен заниматься в стране пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях получения личной выгоды.

Если глава дипломатического представительства в соответствии с установившимися правилами прибывает в страну назначения только после отъезда своего предшественника, то другие сотрудники обычно приезжают туда до отъезда тех лиц, которых они заменяют. В течение 5-10 дней осуществляется передача дел от завершающего свою заграничную командировку сотрудника приехавшему ему на замену коллеге. Такая практика позволяет вновь приехавшему работнику ознакомиться с кругом своих новых обязанностей и теми проблемами, которыми ему предстоит заниматься. Кроме того, в этот период отъезжающий сотрудник имеет возможность передать прибывшему на замену коллеге свои деловые связи, познакомить с людьми, помогавшими ему в осуществлении служебных функций. Для облегчения процесса вхождения нового дипломатического сотрудника в должность, а также чтобы дать отъезжающему дипломату возможность попрощаться со своими знакомыми, друзьями и коллегами по дипломатическому корпусу, посол, как правило, устраивает прием в честь отъезжающего сотрудника и его преемника.

Особую категорию дипломатических сотрудников составляют ак- кредитуемые при посольстве военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе. Они являются официальными представителями военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. При этом военные атташе, помимо своих прямых функций, заключающихся в поддержании регулярных контактов с соответствующими оборонными ведомствами страны пребывания, исполняют и очень важные функции советников посла по военным и военно-политическим вопросам. В зависимости от имеющейся необходимости и по договоренности с властями страны пребывания в одном государстве могут быть аккредитованы одновременно военный атташе, военно-морской атташе и военно-воздушный атташе. Однако нередко в целях экономии средств министерство обороны направляет одного военного атташе, который одновременно представляет в стране пребывания все три рода войск. Военные атташе и их помощники пользуются теми же дипломатическими иммунитетами и привилегиями, что и остальные дипломатические сотрудники посольств и миссий. В российских посольствах военные атташе включаются в список дипломатического персонала, причем военный атташе следует в нем после советника посольства перед первым секретарем, а его помощник - перед вторым секретарем посольства.

Порядок аккредитования военных атташе регулируется ст. 7 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая, в частности, предусматривает, что государство пребывания может предложить, чтобы имена военных атташе, готовящихся въехать на работу в это государство, были сообщены заранее. На практике во избежание проблем аккредитующее государство обычно по собственной инициативе сообщает сведения о военных атташе, направляемых на работу в загранучреждение, без запроса со стороны государства аккредитования.

Все дипломатические представительства по запросу министерства иностранных дел страны пребывания составляют полный список своих дипломатических сотрудников, расставляя их в протокольном порядке, т. е. по протокольному старшинству. В посольствах Российской Федерации такой список выглядит примерно следующим образом. Возглавляет его Чрезвычайный и Полномочный Посол. Далее идет старший дипломат, который остается временным поверенным в делах на период отсутствия в стране посла: в крупных посольствах это советник-посланник, в небольших - советник. Затем идут другие советники, военный атташе, первые секретари, помощники военного атташе, вторые секретари, третьи секретари и атташе. Атташе по отраслям, представляющие различные ведомства (по науке и технике, культуре, сельскому хозяйству и др.), могут размещаться в конце списка после атташе, либо, если они занимают более высокую должность, например советника, первого или второго секретаря, их ставят на соответствующее более высокое место. В тех странах, где сохраняются торговые представительства России, их руководители (торговые представители - торгпреды) обычно заносятся в дипломатический список посольства после советника-посланника или, если такового в посольстве нет, после советника, который в отсутствие посла выполняет функции временного поверенного в делах. В некоторых случаях после должности внесенного в список дипломата указываются его функциональные обязанности (например, консульские, политические, экономические или иные). В списке также указывается имя супруги или супруга дипломата. Дипломаты, имеющие одинаковые должности, располагаются в списке в соответствии со временем своего прибытия на работу в посольство.

В практике дипломатической службы некоторых стран второй по положению дипломат посольства имеет должность полномочного министра. Если их в посольстве несколько, то старший по положению полномочный министр может также быть представлен как заместитель главы миссии. Вместе с тем надо иметь в виду, что не существует такой должности, как заместитель посла.

Как правило, один раз в год протокольный отдел министерства иностранных дел страны пребывания запрашивает у дипломатических миссий полные списки всех их дипломатических сотрудников и публикует затем список членов дипломатического корпуса в виде брошюры. В этой брошюре помимо имени и должности указываются также контактные телефоны и адрес проживания. Вместе с тем в последние годы, опасаясь террористических актов против своих сотрудников, посольства ряда стран возражают против публикации домашних адресов своих дипломатов.

Какие существуют дипломатические классы.

Чем дипломатический класс отличается от дипломатического ранга.

Венским протоколом закреплены классы дипломатических представителей. 3 класса:
1. Класс послов и нунциев (послы Папы Римского).
2. Класс посланников и интернунциев.
3. Поверенные в делах - постоянные и временные. Зависит от характера отношений между государствами. Если отношения стабильные то постоянные, если неустойчивые то временные.
В венском протоколе закреплено, что различие между классами дип представителей заключается не в различие их правового положения, а только различие в отношении старшинства (в случае его несоблюдения последует демарш).
Классы - это международно-правовой институт.
Ранги - внутригосударственный институт - регулируется национальным правом. Рангов значительно больше чем классов.
Снизу вверх:
3-ий секретарь посольства,
2-ой и
1-ый., атташе (если объем отношений с государством большой бывает несколько - военный,морской и тд.),
Советники
3 го класса
2-го класса
1-го класса
Совет посланник,
чрезвычайный полномочный посланник
чрезвычайный полномочный посол (присваивается указом главы государства, остальные ранги присваиваются министром иностранных дел).

Различают классы и ранги дипломатов. Классы относятся только к главам дипломатических представительств

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ классы, звания (наименования) дипломатических представителей. В международном праве Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 закреплены 3 Дипломатических класса: послы и нунции (дипломатический представитель папы римского); посланники и интернунции; поверенные в делах. Дипломаты 1-го и 2-го классов аккредитуются обычно при главе государства, поверенные в делах - при министерстве иностранных дел. Дипломатические классы присваиваются главой государства.

Дипломатические классы - термин дипломатического права, означающий звания, присваиваемые главам дипломатических представительств за границей. Установлены следующие дипломатические классы: 1) Чрезвычайный и Полномочный Посол; 2) Чрезвычайный и Полномочный Посланник; 3) Поверенный в делах.



Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг - личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку. Ранги дипломатов - компетенция национального, а не международного права. Каждое государство самостоятельно определяет их название и количество.
К административно-техническому персоналу относятся: заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики и другие сотрудники представительства, которые исполняют административные и технические функции.
К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, дворники и другие лица, которые обслуживают дипломатические представительства.

Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.

Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция -- представителя Ватикана), а миссию -- дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция -- представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя -- посла (или посланника).

Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.

Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.

К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.

Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.

Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации, протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.

ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Штатный состав сотрудников дипломатических представительств. Он состоит из трёх категорий сотрудников:

1) официального, т. е. собственно дипломатического, штата, включающего помимо главы представительства также и всех остальных работников, обладающих дипломатическим качеством, т. е. советников, секретарей, атташе (военных, морских, авиационных и прочих специальных атташе). В практике многих стран, отражённой и в международном праве, принято причислять к дипломатическому штату священников и врачей представительств, несмотря на явно не дипломатический характер их функций, а на Востоке - драгоманов (переводчиков);

2) канцелярского (технического) персонала, в который входят заведующие канцеляриями, архивисты, секретари консульских отделов, личные секретари, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством и т. д.;

3) обслуживающего персонала: швейцаров, курьеров, шофёров, лифтёров, дворников, садовников, поваров, камердинеров, домашней прислуги и т. п.

Персонал дипломатического представительства -

  • дипломатический персонал (дипломаты);
  • административно-технический персонал: делопроизводители, машинистки, переводчики и т. п.; и
  • обслуживающий персонал.

Административно-технический и обслуживающий персонал дипломатического представительства частично подбирается из числа граждан государства пребывания.

К дипломатическому персоналу относят послов, посланников их заместителей, военных атташе. Последние выполняют консультативные функции представляют вооруженные силы своей страны.могут быть атташе по культурным и разнообразным экономическим вопросам. Административно-технически персонал составляют переводчики, заведующие канцелярией, машинистки. Обслуживающий персонал это шоферы, курьеры, коменданты, садовники.