Основные этапы волевого процесса. Нарушение осуществления волевого акта. Исполнительные этапы волевого действия

Осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и , которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция . В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.

Существует специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения “Я хочу исполнить свой долг”.

Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные для поведения человека, которые направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Они являются по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу. Волевые действия могут включать в себя отдельные звенья и движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свою актуальность, т.е. первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени. Так, мореплаватели, решившие отправится в кругосветное путешествие, начинают свою подготовку задолго до путешествия. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности возникнут потом, когда они начнут свое путешествие.

Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия , которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно поступить в определенный вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями . Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни. Доказательством этого могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.

По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.

Исполнительные этапы волевого действия

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру.

В строении волевых действий выделяют несколько этапов:

  • возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • обсуждение и борьба мотивов
  • принятие решения и окончательный выбор цели
  • исполнение и достижение результатов.

Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, служащему организации необходимо подготовить какой-либо пакет документов. Его интересует его работа, он намерен получить высокую заработную плату, и хочет, чтобы руководитель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую зарплату и престижный — имеют общую направленность, так что борьба между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно выполнить работу. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения сложного материала и для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так при большом интересе к своей работе человек равнодушен к тому, какую он получит зарплату. Или, например, возникает сильный мотив вообще вне трудовой деятельности, допустим, посмотреть интересный фильм. Человек начинает взвешивать все “за” и “против”, рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора. Этот этап в структуре волевого действия получил название обсуждение и борьба мотивов . Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор.

Принятие волевого решения в значительной мере опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. Этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л. С. Выготский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А. Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации. Он приводил очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить прыжок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это. Л. И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий. В. А. Иванников подчеркивал, что через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения и таким образом, достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все останавливал свой выбор на нем. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит. В. И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом должествования (“я должен”), который формируется у личности как особое личностное качество.

Чтобы волевые усилия оказывали положительное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют высокая активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их влияние на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

Сила воли

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются параметры, которые могу характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Волевое усилие

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие . В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность

Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность . Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.

Инициативность

Пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность , самостоятельность. Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут предпринять что-либо сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка

На этапе побуждения волевого действия надо отметить такое качество воли, как выдержка . Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного поведения в эмоционально напряженной обстановке. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли.

Решительность

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность наблюдается в отсутствии колебаний и может казаться, что такой человек легко и свободно выбирает.

Энергичность

Еще одной важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.

Намерение

Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении . Так, например, курящий человек может принять решение (намерение) отказаться от этой пагубной привычки со следующего года. Но только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.

Самоконтроль

Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка . В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется. Например, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты и вследствие этого потеряет веру в свои силы и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

Локус контроля

Американским психологом Д. Роттером введено понятие “локус контроля ” (от лат. locus — “место” и фр. controle — “проверка”). Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Когда люди приписывают причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (случаю, судьбе), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля . Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля , обычно, принимают ответственность за свои поступки на себя.

Поступок

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, наоборот, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо.

Негативизм

Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управлять так же легко, как и конформистами. Для этого достаточно только ставить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что в действительности надо сделать.

Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому себе.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих. Например, некоторые молодые люди, выбирая будущую профессию, выбирают вуз, отдавая дань в пользу модной, престижной профессии, а не следуют своим стремлениям.

Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других сложных видов деятельности. В ней проявляется одна из самых существенных способностей человека — овладение собственным поведением, выбор своего пути.

Формирование волевых качеств

Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.

Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания.

Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

Виды волевого воздействия.

Фазы волевого процесса.

Параметру волевой сферы.

Патология воли.

Вопрос 1. Определение воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности; умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

Вопрос 2. Функция воли.

а) Функция воли - сознательная регуляция, в основе которой лежит взаимодействие возбуждения и торможения нервной системы.

б) Виды функций воли:

Активизирующая,

Тормозящая.

Вопрос 3. Основа волевых действий.

а) Непроизвольные движения и действия:

- рефлекторные - связанные с движением и сокращением мышц (например, мигание, глотание);

- неосознанные - реакции, не подчиненные общей цели (например, шум за окном).

б) Сознательные действия направлены на достижение цели.

в) Преодоление препятствий разного рода.

Вопрос 4. История исследований воли.

Аристотель : установил, что действие есть результат логического мышления.

Средневековье : в эту эпоху считалось, что воля существует самостоятельно и ее

даже представляли в конкретных силах.

М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю - представители экзистенциализма, который определял свободу с точки зрения свободной воли, не обусловленной никакими внешними социальными условиями. Это привело к противопоставлению человека культуре.

И.П.Павлов : дал определение воли как “инстинкта свободы”, проявления жизнен-

ной активности.

Г.Л.Тульчинский : воля - инстинкт свободы, проявляющийся на всех уровнях психофизиологической целостности личности.

З.Фрейд: источник воли - биологическая энергия живого организма, превращенная в некую психическую форму.

К.Лоренц: представлял энергию воли как изначальную агрессивность человека.

А.Адлер, К.Г.Юнг: проследили взаимосвязь воли с социальными факторами.

К.Хорни, Э.Фром: определили волю как стремление личности к самореализации.

Вопрос 5. Материальная основа воли.

Деятельность пирамидных клеток, расположенных в области передней центральной извилины, производящих импульсы.

Структуры, проводящие и поддерживающие волевое действие.

Вторая сигнальная система отвечает за регуляцию человеческого поведения. Это

сигнал для волевого процесса.

Вопрос 6. Нарушение осуществления волевого акта.

Нарушение префронтальных участков коры головного мозга (лобная доля) вызывает аппраксию - нарушение произвольной регуляции движения и действий.

- Абулия (болезненное безволие) - отсутствие стимулов к деятельности, неспособность принять решение, осуществить действие.

Вопрос 7. Условнорефлекторная природа воли.

В коре головного мозга создается оптимальный очаг возбуждения - носитель цели

действия.

Ретикулярная формация энергетически снабжает кору головного мозга.

Вопрос 8. Виды волевого действия.

а) Простой волевой акт - в побуждении видна цель, переходящая в действие и не выходящая за рамки ситуации.

б) Сложный волевой акт - между импульсом и действием вклиниваются дополнительные звенья.

Вопрос 9. Фазы волевого процесса.

Возникновение побуждения и постановка цели.

Стадии обсуждения и борьба мотивов.

Принятие решения.

Исполнение.

а) I фаза - влечение и желание .

Влечение - переходящее явление, при котором потребность либо угасает, либо

переходит в конкретное желание.

Желание - осознанность потребности, переходящей в цель.

б) II фаза - борьба мотивов.

Мысленная оценка ситуации. Это основа волевого акта.

в) III фаза - принятие решения.

Типы решимости по У.Джеймсу.

Разумная решимость проявляется, когда борьба мотивов угасает и приходит

альтернативное решение.

Затянувшаяся борьба мотивов приводит к принятию неверного решения, что

ведет к нарушению психического равновесия.

Для лиц, стремящихся к активной деятельности характерно избегание неприятных

ощущений. И человек действует автоматически, стремясь к движению вперед.

Прекращение внутренних колебаний и изменение шкалы ценностей мотивов.

Усиление мотива с помощью воли, который сам не мог бы подчинить себе

остальные.

г) IV фаза - исполнительный этап.

Включает в себя: - намерение,

Планирование,

Волевое усилие.

Намерение - зафиксированная решением направленность на достижение цели.

Планирование - деятельность головного мозга, направленная на поиск наиболее

приемлемых способов для решения поставленной задачи.

Волевое усилие - одна из форм стресса, способная к мобилизации внутренних возможностей человека, способных привести к достижению цели.

Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия .

Мировоззрение,

Моральная устойчивость,

Общественная ценность целей,

Взгляды на деятельность,

Уровень самоорганизации личности.

д) V фаза - оценка исполнения.

Суждения, одобряющие или порицающие совершенные действия.

Вопрос 10. Параметры волевой среды.

а) Сила воли - проявление волевого акта на всех этапах, преодолевая препятствия

с помощью волевых действий.

б) Целеустремленность - сознательная направленная деятельность личности на достижение цели.

Виды целеустремленности:

- стратегическая - умение руководствоваться в любой ситуации установленными жизненными принципами;

- оперативная - умение четко определить цель и работать, не отключаясь от нее для достижения результата.

в) Инициативность - способность генерировать новые идеи и планы.

г) Самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей, не

поддаваясь их влиянию и самостоятельно принимать решения.

д) Выдержка - способность управлять действиями, чувствами, неадекватными

реакциями.

е) Решительность - умение принимать решение быстро и твердо.

ж) Энергичность - умение сконцентрировать все силы на достижение цели.

з) Настойчивость - умение длительное время преследовать достижение цели, не снижая своего энергетического потенциала.

и) Самоконтроль - умение контролировать свои поступки.

к) Самооценка - умение правильно оценивать себя и свои поступки.

л) “Локус контроль” - склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам.

Виды контроля :

- внешняя экстернальная локализация контроля - склонность приписывать причины своего поведения внешним факторам (случаю, судьбе);

- внутренняя интернальная локализация контроля - человек за свои поступки берет ответственность на себя.

Вопрос 11. Отрицательные волевые качества.

Инертность,

Импульсивность,

Нерешительность,

Ненастойчивость,

Отрицательная самооценка,

Завышенная самооценка,

Несдержанность,

Внушаемость,

Податливость,

Нецелеустремленность,

Упрямство.

Вопрос 12. Факторы формирования воли ребенка.

Правильное воспитание,

Личный пример,

Дисциплина ребенка,

Соблюдение режима,

Культура труда и отдыха,

Физическое воспитание,

Игровая деятельность,

Коллективизм,

Вопрос 13. Патология воли.

К нарушениям волевой деятельности относятся:

а) нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей;

б) Формирование патологических потребностей и мотивов. Данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям: анорексия, булемия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания, трихотилломания, онихофагия, арифмомания

Анорексия – отсутствие аппетита;

Булемия – патологическое желание часто и много есть;

Дромомания – патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству;

Пиромания – патологическое непреодолимое влечение к поджогам;

Клептомания - патологическое непреодолимое влечение воровать, ненужные данному человеку предметы;

Суицидальное поведение – немотивированное стремление к самоубийству;

Дипсомания - патологическое непреодолимое влечение к запоям;

Трихотилломания - патологическое непреодолимое влечение выдергивать волосы;

Онихофагия – грызть и поедать ногти;

Арифмомания – навязчивый счет.

в) Расстройство двигательно-волевой сферы:

Гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

Гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

Стереотепии – частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

Импульсивные действия – внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

Негативизм – проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействию извне в виде отказа, сопротивления, противодействия;

Эхолалия, эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии;

Каталепсии («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени;

г) Патологические признаки со стороны волевой сферы – аутизм. Он проявляется утратой больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости.

д) Психопатологические симптомы – автоматизмы. Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и не контролируемым осуществлением ряда функций вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

Выделяют: амбулаторный, сомнамбулический, ассоциативный, сенестопатический, кинестетический.

Более сложные и разнообразные автоматизмы встречаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Он является патогномоничным признаком шизофрении и проявляется тремя видами автоматизма:

Ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляется извне помимо его воли (клинически проявляется ментизмом и шперунгами);

Сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные, «сделанные»;

Кинестетическим, при котором утрачивается ощущение контролируемости собственных движений и действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее проблемы и методы. Курс лекций был написан на основе работ уже известных корифеев современной психологической науки Гиппенрейтер Ю.Б., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л. и, конечно же, Гальперина П.Я., лекции которого автор имела честь прослушать, будучи студенткой МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данный курс лекций был подготовлен и прочитан для студентов-психологов Донецкого института рынка и социальной политики. Материалы также были использованы в наших лекциях студентам-медикам Донецкого медицинского университета.

Учебное пособие написано в форме академических лекций и представляет собой структурно-логическую систему материала. Такая форма подачи теоретического материала была избрана исключительно с целью структурировать знания студентов по этому предмету и помочь им быстро подготовиться к экзаменам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Введение в практическую социальную психологию (Под ред. Ю.М.Жукова и др.). М., 1996

2.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4.Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. І.,- М., 1994

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – т.І – М., 1989

Предисловие......................................................................................................3

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................4

Лекция 2. Методы мышления в психологии...............................................12

Лекция 3. Естественнонаучные основы психологии..................................15

Лекция 4. Развитие психики в филогенезе...................................................19

Лекция 5. Сознание.......................................................................................25

Лекция 6. Деятельность.................................................................................30

Лекция 7. Ощущения....................................................................................36

Лекция 8. Восприятие..................................................................................41

Лекция 9. Внимание....................................................................................50

Лекция 10. Память.......................................................................................56

Лекция 11. Речь...........................................................................................63

Лекция 12. Мышление.................................................................................70

Лекция 13. Темперамент..............................................................................80

Лекция 14. Характер.....................................................................................86

Лекция 15. Мотивация...................................................................................95

Лекция 16. Способности...............................................................................102

Лекция 17. Эмоции.........................................................................................109

Лекция 18. Воля..............................................................................................116

Заключение......................................................................................................125

Литература.......................................................................................................126

35. ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным сознательным мыслительным процессом. Цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, она осуществляется при помощи привычных действий, которые производятся почти автоматически.

В сложном волевом акте между импульсом и действием находится опосредующий действие сложный сознательный процесс. Ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятия решения, возникновения намерения его осуществить, составление плана действий. Волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз.

Сложный волевой акт включает четыре стадии: 1)возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение.

Содержание первой фазы – возникновение побуждения и осознание цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном волевом действии различные фазы могут в зависимости от условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая. Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, который соединяет сознательный выбор и решение. Содержание второй фазы обусловлено потребностью в том, чтобы учесть последствия, которые влечет осуществление желания. Она превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное действие может в определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Перед действием необходимо произвести выбор. Выбор требует оценки. Когда человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Иногда решение вовсе не выделяется в сознании, и волевой акт совершается без особого решения. Иногда решение поступает как бы само собой, оно является полным разрешением конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Бывает и так, что и при самом принятии решения каждый из мотивов продолжает сохранять свою силу. Тогда решение в пользу одного из мотивов принимается потому, что осознана необходимость или целесообразность пренебречь другими и принести их в жертву.

Всякое волевое действие в качестве отправной точки предполагает состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы и которое характеризуется как состояние готовности, мобилизованности.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы подсознательному контролю и меняя окружающее в соответствии с замыслом.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воля Воля. – На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образом: первых оно хочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотеть или не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно,

Из книги Зернистые мысли наших политиков автора Душенко Константин Васильевич

Тюрьма и воля Потряси любого россиянина, так обязательно пять-шесть лет тюрьмы из него вытрясешь. Александр Лебедь («Коммерсантъ-Daily», 29 апр. 2002) Волгодонск – не бандитский, а обычный российский город. Он строился зэками, которые остались здесь жить. Виталий Шевченко,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Из книги Пословицы русского народа автора Даль Владимир Иванович

автора Автор неизвестен

ВОЛЯ - НЕВОЛЯ Надулся, да не отдулся. Из сил выбился.Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь.Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки).С него шапки не сымешь. С него взятки гладки.Лег верблюд, так приехали (верблюд

Из книги Энциклопедия состояний и качеств. А–Я автора Автор неизвестен

Воля Алексей Захаров.Воля - это структура, которая помогает человеку совершать определённые действия для достижения поставленной цели. Отсюда следует, что у человека должна быть цель. Чем больше цель совпадает с Божественным предназначением, тем больше стремление

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

Воля Алексей Захаров Воля – это структура, которая помогает человеку совершать определённые действия для достижения поставленной цели. Отсюда следует, что у человека должна быть цель. Чем больше цель совпадает с Божественным предназначением, тем больше стремление

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

25. Развитие воли у человека, волевые качества В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной

Стадии волевого процесса анализировались многими психологами. В их числе Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли. Схемы, которые предлагают данные исследователи, достаточно сильно похожи. Мы рассмотрим подробнее стадии волевого процесса, которые предложены С. Л. Рубинштейном в статье «Протекание волевого процесса» (хрестоматия).
Автор говорит о том, что волевое действие может реализоваться в более простых и в более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознаваемую цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; осуществление цели при этом достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только импульс дан.
Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составления плана его реализации. Т.е. возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Более того, вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать. Итак, считает автор, можно выделить четыре стадии:
. актуализация побуждения, постановка цели;
. обсуждение и борьба мотивов;
. решение;
. исполнение.
Основным содержанием первой фазы являются возникновение побуждения и осознание цели.
Внутренним содержанием второй фазы выступает борьба мотивов. Человек испытывает потребность в том, чтобы учесть последствия осуществления своего желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Задержка действия, к которой может привести борьба мотивов, также существенна для волевого акта, как и импульсация. Однако борьба мотивов, как считает автор, не является его центральной частью, его душой.
Далее, прежде чем действовать, человек принимает решение. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В этом случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта.
Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.
Итак, основными частями всякого волевого акта С. Л. Рубинштейн считает его начальную и завершающую стадии - ясное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. «Основа любого действия - целеустремленная, сознательная действенность», - пишет исследователь. Но это не означает умаления роли других фаз, которые, как уже было отмечено, в конкретных условиях деятельности могут также занимать лидирующее положение.
Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Волевой акт включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект, - пишет исследователь, - выступает в них под контролем интеллекта.

Этапы волевого процесса

Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.

Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта˸

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение решения.

Волевые качества личности ˸

1) инициативность;

2) самостоятельность, независимость;

3) решительность (в принятии решения);

4) настойчивость в исполнении решения;

5) самоконтроль, выдержка, самообладание;

6) последовательность и принципиальность.

Данные личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к ᴇᴦο осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.

Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.

Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объёме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В тоже самое время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит ᴇᴦο своеобразное ʼʼсужениеʼʼ. Наконец, существует ʼʼясное сознаниеʼʼ, т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.

Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

Этапы волевого процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы волевого процесса" 2015, 2017-2018.