Уголовно-правовая характеристика контрабанды по уголовному законодательству российской федерации. Ст.226.1 УК РФ тактика защиты Уголовный кодекс статья 226.1

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

  1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами—членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере—наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
    • а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    • б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль,—наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,—наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания:

  1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
СТАТЬИ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 923

ПЕРЕЧЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЬИ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ п/п Код ТН ВЭД ТС
I. Стратегически важные товары
1 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные < * > 2207
2 Драгоценные металлы < * > 7106—7112
3 Черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава < * > 7204, 7302, 7401 00 000 0 — 8113 00
4 Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, в соответствии со списками „A“ и „B“ раздела 1.1 и списками „C“, „E“ и „D“ раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами—членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 < ** > 2903, 3824, 3907, 3921, 8415, 8418, 8419, 8479
II. Стратегически важные ресурсы
5 Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина <*> 0201—0203, 0207
6 Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные < * > 0302 — 0303, 0306 — 0308
7 Мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб < * > 1604 19 971 0, 1604 20 901 0, 1604 31 000 0
8 Янтарь < *** > 2530 90 000 0
9 Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс < * > 2701—2704 00
10 Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты < * > 2709 00—2710
11 Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии < * > 2711
12 Пушнина < * > 4301 10 00, 4301 60 00, 4301 80, 4301 90 00, 4302
13 Лесоматериалы < * > 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403, 4404, 4407
14 Драгоценные и полудрагоценные камни < * > 7101—7104
III. Стратегически важные ресурсы флоры и фауны
15 Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации

< * > Для целей применения настоящего перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС. Наименование товаров приведено только для удобства пользования.
< ** > Для целей применения настоящего перечня товары определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными разделами 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами—членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Коды ТН ВЭД ТС приведены только для удобства пользования.
< *** > Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и данным наименованием.

радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 150-ФЗ)
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

  1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных –
    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 150-ФЗ)
    наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
    а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –
    наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
    наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
    Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
    2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
    3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.
    (п. 3 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 150-ФЗ)
    4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Комментарий к статье 226.1 УК РФ

1. Предметом преступления являются: а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы; г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.
Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в комментируемой статье (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком этого состава преступления.
Согласно примечанию комментируемой статьи перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ <1>; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.
——————————–
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 “Об утверждении перечня стратегических важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации” // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5133.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.
Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.
2. Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей” (в ред. от 06.12.2011) <1>, включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого Закона.
——————————–
<1> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.
Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 (в ред. от 21.07.2009) <1>.
——————————–
<1> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983; 2009. N 30. Ст. 3832.

3. Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС указанных предметов контрабанды.
Незаконное перемещение названных в статье предметов через таможенную границу заключается в их перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.
В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.
О понятии “Государственная граница РФ” см. коммент. к ст. 322.
4. По п. “б” ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
5. Понятие “организованная группа” (ч. 3 комментируемой статьи) раскрыто в коммент. к ст. 35.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 комментируемой статьи квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предметы за границей в целях их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали их незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом.
6. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Под должностным лицом в п. “а” ч. 2 комментируемой статьи следует понимать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ТК ТС от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.
Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, не подлежат ответственности по п. “а” ч. 2 комментируемой статьи.
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.
Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК и п. “а” ч. 2 комментируемой статьи.
Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям ст. ст. 33 и 226 <1> УК (в зависимости от вида соучастия и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям гл. 30 УК, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.
——————————–
<1> Ведомости ВС СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Осенью 2015 года ко мне обратился гражданин Х., который рассказал, что занимается пауэрлифтингом, и, чтобы тягать большие веса, решил заказать в Белоруссии анаболические стероиды.

Услышав такое, я ему сказал, что стероиды нужны только профессионалам, а в его возрасте достаточно заниматься с тренером, хорошо питаться и много спать. Из добавок принимать протеин, витамины, и то не факт, что они очень нужны.

На это он ответил, что проблема шире, поскольку ФСКН не оценила таких устремлений к спорту и возбудило в отношении него уголовное дело по , по контрабанде сильнодействующих веществ. Дома у Х. был проведен обыск, изъят ноутбук. Сам он дал явку с повинной, признательные показания, адвокат по назначению уже советовал особый порядок. Тем не менее, клиент спрашивал, можно ли что-нибудь сделать.

Адвокаты, долго и регулярно работающие по уголовному направлению, знают, что обычно в таких условиях работа серьезно затруднена. Доверитель уже на себя наговорил, всё это задокументировано в присутствии (часто фиктивном) адвоката – назначенца. Но я решил взяться, обговорив с Х., что если сделать будет ничего невозможно, скорее всего придется соглашаться на этот же особый порядок.

Надо сказать, не самая популярная, по сравнению с обычными и , всё-таки спортсменов как-то меньше чем наркоманов, да и стероиды нужны далеко не всем. Поэтому я углубился в чтение судебной практики и был немало удивлён.

Оказывается, 16 июля 2015 года Конституционный Суд РФ выпустил Постановление № 22-П , в котором была признана в некоторой части неконституционной. Если говорить упрощенно, то Конституционный Суд рассмотрел случай, когда люди въезжали в Россию, при этом при них находились стероиды. Поскольку порядок ввоза сильнодействующих веществ отсутствует, то необходимо руководствоваться законом о лекарственных средствах. А в нем прямо указано, что при въезде в РФ можно ввозить с собой лекарства, не внесенные в реестр лекарственных средств. Поэтому те, кто везет с собой стероиды, преступления не совершают.

Изучив это Постановление, я стал выяснять, почему же ФСКН возбудило уголовное дело. Как мне сказал следователь, их позиция в том, что гражданин Х. не вёз стероиды с собой из-за границы, а заказывал их по почте, находясь здесь, поэтому Постановление КС в данном случае не применимо.

Меня такой подход не устроил и мне стало интересно, что же по этому поводу думают наши суды по подобным белорусским заказам. Скажу, что результаты тоже были удивительные. Если брать Архангельскую область, то в период с лета по осень 2015 года было три приговора, всем дали по три года условно. При этом в приговорах про Постановление КС ни слова, как будто и не выпускалось. Однако в остальной стране ситуация иная, либо дела отправлялись обратно в прокуратуру, либо выносились оправдательные приговоры. Причем, подчеркну, речь шла именно о почтовых посылках из других стран.

Вооружившись некоторыми судебными актами, в декабре 2015 года я написал следователю ходатайство о прекращении уголовного дела. Свою позицию я мотивировал тем, что вроде случаи и кажутся разными, на самом деле, это не так. Действительно, люди сами не пересекают таможенную границу, а сидят дома, но все равно они подпадают под Постановление КС. Дело в том, что само сильнодействующее вещество пересекает границу, просто в одном случае в багаже у человека, а в другом случае в почтовой посылке. Но по сути, разницы нет, поэтому я просил дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Со следователем мы договорились о том, что он серьезно подумает над ходатайством, посоветуется с умными людьми и вынесет решение. При этом я сразу его предупредил, что буду продвигать свою позицию вплоть до Верховного Суда, если понадобится.

Прошел январь, февраль 2016 года, а следствие всё думало. Я узнавал, как там дела, но следователь говорил, что идут консультации, в том числе с нашими областными судьями. Поскольку смысла торопиться не было, то жалоб на следователя я не писал, и, как оказалось, был всё же прав.

18 марта 2016 года уголовное дело в отношении Х. было прекращено, ноутбук возвращен. Правда, стероиды не вернули, но Х. не расстроился, поскольку решил к ним не прикасаться вообще, что с моей стороны нашло полное одобрение.