В какой статье раскрывается сущность прокурорского надзора. Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора. Сущность и значение прокурорского надзора

Сущность прокурорского надзора:

а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры ;
б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации ;
в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов , действующих на территории РФ;
г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений , восстановление нарушенной законности , привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина , а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм , регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:

а) обеспечение верховенства закона;
б) обеспечение единства и укрепления законности;
в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств

  1. прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности ;
  2. общественного и государственного строя РФ.

Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.

Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Из сказанного вытекают следующие принципиально важные для усвоения материала учебника положения.

Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

В учебнике нами рассматривается только первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.

Основные понятия прокурорского надзора

Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» – собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работаютпрокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующихнатерритории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.

Прокурорский надзор какотрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор какучебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц определенв п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждогоиз них, когда объект называют субъектом и – наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов вст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

В учебнике проанализированы сущность, содержание и значение прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности органов прокуратуры с учетом последних изменений в действующем законодательстве. Рассмотрены вопросы истории развития прокуратуры с момента ее учреждения и до наших дней, основные направления деятельности прокуратуры на сегодняшний день, принципы организации прокурорского надзора, система органов прокуратуры и их правовой статус, особенности службы в органах и учреждениях прокуратуры и правовой статус работников прокуратуры, тактика и методика прокурорской деятельности. Он содержит подробный анализ отраслей прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, может быть полезен практическим работникам правоохранительных органов.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности: понятие, сущность

§ 3.1. Сущность и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом . Согласно ст. 21 Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием «законность», поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, является прокуратура, для чего она была создана, и в этом состоит ее главная задача.

Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но выявление готовящихся правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых правоотношений прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские дела и производство об административных правонарушениях. По материалам прокуратуры преступившие закон работодатели привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности.

В сфере защиты нарушенных жилищных прав граждан прокуроры направляют в суд иски, вносят протесты на незаконные правовые акты, принятые по вопросам жилищного законодательства.

Незащищенной категорией населения продолжают оставаться пенсионеры. Результаты проверок свидетельствуют о том, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Распространены случаи непредоставления им жилья, бесплатных лекарств, гарантированного перечня медицинских услуг. В связи с указанными нарушениями прокуратурой рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан, чьи права нарушены.

Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения прав несовершеннолетних. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, по материалам прокуратуры, к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются должностные лица, возбуждаются уголовные дела.

Активизирована надзорная деятельность прокуратуры в сфере административной юстиции. Прокуроры уделяют особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. В целях устранения допущенных нарушений законов прокуратура вносит представления, привлекает виновных должностных лиц к административной ответственности, осуществляет иные полномочия по устранению нарушений законности.

Большое значение прокурорский надзор имеет и в сфере гражданского судопроизводства. Весомым аргументом в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения тесного взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель – всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина .

В то же время, исходя из положений Федерального закона «О прокуратуре РФ», можно говорить о прокурорском надзоре в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Узкое понимание словосочетания «прокурорский надзор» проистекает из положений раздела III Федерального закона «О прокуратуре РФ», в который включены лишь отдельные направления деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

§ 3.2. Основные направления деятельности прокуратуры. Краткая характеристика

Рассматривая прокурорский надзор в качестве вида государственной деятельности, представляющий собой, как это следует из буквального толкования ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основную функцию органов прокуратуры , термин «функция» (от лат. funktio ) означает круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности. Следовательно, функция есть не что иное, как определенное направление деятельности. Подобной точки зрения придерживаются и авторы учебной литературы по прокурорскому надзору, определяя функцию прокуратуры как вид деятельности прокуратуры, который предопределяется ее социальным предназначением, выражается в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, а также направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.Таким образом, основной функцией прокуратуры выступает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор, как основная, определяющая функция прокуратуры, реализуется в конкретных направлениях деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые в научной правовой литературе именуются как «подфункции» функции надзора за исполнением законов.

Учитывая изложенное, исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основными направлениями деятельности или подфункциями прокуратуры выступают:

во-первых, надзор за исполнением законов , включая:

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данные подвиды, подфункции деятельности по надзору принято называть отраслями прокурорского надзора ;

во-вторых, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

в-третьих, участие прокуроров в рассмотрении дел судами ;

в-четвертых, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью ;

в-пятых, участие в правотворческой деятельности ;

в-шестых, выпуск специальных изданий .

Все перечисленные направления деятельности прокуратуры (подфункции) тесно связаны между собой и служат единой цели – обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в своей совокупности образуя особый, специфический вид государственной деятельности – прокурорский надзор.

Основным направлением деятельности российской прокуратуры является надзор за исполнением законов , а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.) надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности. Содержание подфункции прокурорского надзора предполагает наблюдение за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также принятие мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда. Ввиду этого прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Подфункцией или направлением деятельности прокуратуры является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Согласно ст. 21, 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор должен принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. При этом требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Кроме того, после возбуждения уголовного дела прокурор вправе заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Конец ознакомительного фрагмента.

Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации - это еди­ная федеральная централизованная система органов, осущес­твляющих от имени государства надзор за соблюдением Конс­титуции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. В то же время, как заявил Пре­зидент Российской Федерации на Всероссийском совещании прокуроров 21 января 2005 г., «прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства, является одним из самых мощ­ных и влиятельных звеньев правоохранительной системы».

Прокурорский надзор - основная форма государственного надзора.

Предметом курса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие задачи, функции, направления, принци­пы организации и деятельности прокуратуры, ее место в систе­ме государственных органов, систему и структуру органов про­куратуры, права и обязанности прокуроров, правовые средства и методы осуществления прокурорского надзора.

Курс условно подразделяется на две части: Общую и Особен­ную. В Общей части рассматриваются: предмет и задачи проку­рорского надзора, принципы и общие положения его организа­ции. Предметом Особенной части являются отдельные отрасли и направления деятельности прокуратуры.

При изучении курса рекомендуется обратить внимание прежде всего на Федеральный закон «О прокуратуре Россий­ской Федерации» от 17 января 1992 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (далее - Закон о прокуратуре), и на комментарии к этому закону, а также на приказы и указания Генерального про­курора РФ, касающиеся сферы деятельности прокуратуры.

Для более глубокого усвоения учебного материала следует ознакомиться с ведомственными правовыми актами, отражаю­щими деятельность прокуратуры, постановлениями Пленумов Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации и другими документами, раскрывающими сущность прокурорско­го надзора.

Основная цель, стоящая перед прокуратурой, определена Законом о прокуратуре - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этом - сущность прокурорского надзора.

При рассмотрении данного вопроса следует иметь четкое представление о таких понятиях, как «верховенство закона», «единство», «законность», о роли прокурорского надзора в ук­реплении законности. Особо следует обратить внимание на важ­нейшую функцию прокуратуры, ставшую приоритетной в ее де­ятельности, - защиту прав и свобод человека и гражданина.

При изучении темы 1.1. следует уяснить также содержание кон­цепции прокурорского надзора на современном этапе государ­ственного строительства, которая включает определение:

Места и роли органов прокуратуры в системе государствен­но-правовых институтов, обеспечивающих законность и пра­вопорядок, целостность государства;

Характера и содержания полномочий прокуратуры на совре­менной стадии демократического преобразования государства;

Характеристики системы органов прокуратуры;

Системы кадрового обеспечения прокуратуры и порядка прохождения службы в органах прокуратуры;

Гарантий эффективности деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени госу­дарства на основе единства, централизации и независимости от какого бы то ни было влияния деятельность Генерального про­курора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, направленная на соблюдение Конституции РФ и обеспечение законности в различных сферах государственного и социально-экономического развития путем выявления нарушений законов, принятия мер к их устранению и привлечению к ответственнос­ти нарушителей.

Прокурорский надзор распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, в том числе обладающие юридической силой законов. В этом состоит специфика прокурорского над­зора, отличающая его от иных видов надзора, осуществляемого другими государственными органами надзора и контроля - ад­министративного, экологического, санитарного, эпидемиологи­ческого, санитарного и т.д. В то же время полномочия прокура­туры по надзору не распространяются на деятельность высших органов законодательной и исполнительной власти и соответ­ственно - высших должностных лиц государства. Из объектов прокурорского надзора исключены также все суды, в том чис­ле Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбит­ражные суды. Данное требование, однако, не распространяется на так называемые квазисуды, т.е. на структуры в названии ко­торых употребляется слово «суд» (третейский суд, суд чести, то­варищеский суд и т.д.).

Место, занимаемое прокуратурой в государственном механиз­ме России, обусловлено реализуемыми ею функциями. В лите­ратуре отмечается, что функции прокуратуры составляют ключе­вую правовую категорию. Они раскрывают содержание, структу­ру и пределы деятельности прокуратуры. По существу функции прокуратуры представляют собой основные направления дея­тельности, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий. Про­курорский надзор не подменяет ведомственный или государ­ственный контроль и не вмешивается в экономическую деятель­ность предприятий и учреждений. Он призван защищать права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы об­щества и государства.

К функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов (главная функция); уголовное преследование за совер­шение преступлений, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; учас­тие в уголовном и гражданском судопроизводстве, поддержание государственного обвинения, обжалование противоречащих за­кону решений, приговоров, определений и постановлений су­дов; участие в правотворческой деятельности.

Надзорная функция прокуратуры, кроме того, подразделяет­ся, детализируется и конкретизируется в ряде подфункций. К их числу относятся:

Надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за со­ответствием законам издаваемых ими нормативных актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани­на министерствами, ведомствами, представительными (зако­нодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лицами, ор­ганами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих наз­начаемые судом меры принудительного характера, админи­страциями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Поддержание государственного обвинения, обжалование про­тиворечащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Таким образом, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни и деятельности человека, общества и государ­ства, урегулированные законом. Уголовное преследование явля­ется лишь одним из средств выполнения правозащитной функ­ции. Как показывает практика, наибольшее количество право­нарушений допускается в социальной, трудовой, экономической и экологической сферах, на их устранение и нацелен прокурор­ский надзор.

На протяжении истории перечень функций прокуратуры не оставался неизменным. Его постоянное видоизменение напря­мую связано с социальными и правовыми условиями развития общества и государства.

Обозначая функции прокуратуры, законодатель тем самым устанавливает предмет, пределы и правовые средства прокурор­ского надзора. Для рассмотрения предмета прокурорского над­зора необходимо обратиться к ст. 21, 26, 29, 32 разд. III «Про­курорский надзор» Закона о прокуратуре.

Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорные функ­ции прокуроров в соответствующих сферах правовых отноше­ний, содержатся в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном кодексах Рос­сийской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе, Кодек­се Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и ряде других нормативных актах. Например, особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регла­ментируются Таможенным кодексом РФ, в частности ст. 248, 227, 228, где предусмотрено регулирование прокурорского над­зора при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психот­ропных веществ.

Придавая особое значение охране прав и интересов граждан и в целом общества при осуществлении тех или иных видов де­ятельности, законодатель счел необходимым специально указать в ряде законов о возложении на прокуратуру надзора за их ис­полнением. К таким законам относятся, например, Федеральные законы: «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., в ред. от 7 марта 2005 г. (ст. 51), «Об оперативно-розыскной деятельнос­ти» от 12 августа 1995 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (ст. 21), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г., в ред. от 7 ноября 2000 г. (ст. 25), Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., в ред. от 9 марта 2001 г. (ст. 38).

При изучении темы 1.1. следует также иметь в виду, что в со­ответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российс­кой Федерации. Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и де­ятельности прокуратуры в случае их противоречия или несоот­ветствия закону недействительны и не подлежат применению.

Правовые основы деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» и другими федеральными законами, действующими на территории России, а также указами Прези­дента России, обязательными для исполнения на всей террито­рии Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются, помимо Конс­титуции РФ и федеральных законов, также международными договорами Российской Федерации, в частности договорами об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам.

Закон о прокуратуре возлагает на Генеральную прокуратуру осуществление в пределах ее компетенции прямых связей с со­ответствующими органами других государств и международны­ми организациями, сотрудничества с ними путем заключения межведомственных соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке меж­дународных договоров Российской Федерации (ст. 2). Сотрудни­чество с органами прокуратуры государств ближнего и дальнего зарубежья - одно из важнейших направлений деятельности ор­ганов прокуратуры Российской Федерации. Оно осуществляет­ся в целях взаимодействия, объединения усилий в сдерживании и преодолении организованной, транснациональной преступнос­ти, преступлений террористического характера, иных правона­рушений в сфере экономики, экологии, затрагивающих интере­сы не только России, но и всего мирового сообщества.

Прокуратура Российской Федерации, сообразно специфике ее деятельности, исполняет поручения компетентных органов стран, с которыми Россия состоит в договорных отношениях, осуществляет в соответствии с нормами российского законо­дательства и принципами международного права уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории запрашивающего го­сударства.

К другим законодательным актам, регулирующим правоот­ношения в сфере прокурорского надзора и определяющим его предмет, следует отнести законы о безопасности, о государ­ственной границе, об оперативно-розыскной деятельности, о го­сударственной тайне, о чрезвычайном положении и целый ряд иных нормативных актов, в которых в качестве самостоятель­ных норм и правил содержатся правообразующие положения:

О надзоре за законностью деятельности органов государствен­ной власти и управления, осуществляемом Генеральным про­курором РФ и подчиненными ему прокурорами;

О необходимости согласования тех или иных правил, соот­ветствующих положений, принимаемых компетентными ор­ганами, с Генеральной прокуратурой;

О производстве отдельных следственных действий только с согласия и санкции прокурора;

О надзоре прокурора за законностью принимаемых решений.

Составной частью Закона о прокуратуре являются нормы, рег­ламентирующие процессуальную деятельность прокуроров, осу­ществляющих надзор за исполнением законов в уголовном, граж­данском и арбитражном судопроизводстве. При этом Закон о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокуроров, участ­вующих в судебном рассмотрении дел, определяются процессу­альным законодательством Российской Федерации (УПК, ГПК, АПК), и, таким образом, соответствующие нормы этих кодексов также включаются в общую систему законодательства, регламен­тирующего деятельность прокуратуры. Например, уголовно-про­цессуальное законодательство устанавливает, что прокурор на всех стадиях уголовного судопроизводства обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.

В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный про­курор наделен правом издавать приказы, распоряжения, поло­жения и инструкции, давать указания, обязательные для всех органов прокуратуры. Указания Генерального прокурора по вопросам следственной работы обязательны для исполнения всеми следственными органами независимо от их ведомствен­ной принадлежности. Он правомочен единолично принимать решения об отмене или изменении незаконного или необос­нованного решения, принятого нижестоящим прокурором. Ак­ты прокурорского реагирования на нарушения закона подле­жат обязательному исполнению должностными лицами, в чей адрес они направлены.

При изучении правовых основ деятельности прокуратуры следует иметь в виду, что на прокуратуру не может быть возло­жено выполнение функций, не предусмотренных федеральны­ми законами (ст. 3 Закона о прокуратуре). Тем самым подчер­кивается федеральный характер прокуратуры как целостной го­сударственно-правовой структуры.

Равным образом из предмета ведения прокуратуры никаки­ми иными законами или подзаконными нормативно-правовы­ми актами не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не может быть сужена сфера правовых отношений, в которых осуществляется прокурорский надзор.

Чтобы уяснить сущность прокурорского надзора на совре­менном этапе, рекомендуется проанализировать деятельность (место) прокуратуры в системе государственных органов и пра­вовых институтов на различных этапах ее развития: в дорево­люционной России (1722 г. - Указ Петра I, 1864 г. - Судебная реформа); в послеоктябрьский (1917 г.) период; в период мир­ного строительства (1922-1933 гг.), в период принятия Консти­туций СССР (1936 г. и 1977 г.); в постсоветский период разви­тия Российской Федерации, особенно после принятия Консти­туции РФ всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема «Сущность прокурорского надзора»

Понятие отрасли прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора – это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:

1. Надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради­ционно данная отрасль именовалась «общим надзором».

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За­кона о прокуратуре и включает в себя следующее:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления, органами военного управле­ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, из­даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Как известно, на территории Российской Федерации дей­ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти­туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне­нием всех ли законов, действующих на территории Россий­ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво­ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде­ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде­рального Собрания РФ - Государственной Думой и Сове­том Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами, выражается в том, что ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую­щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто­ящим перед обществом и государством на определенных эта­пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над­зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за­щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе­мых законом интересов общества и государства.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов состоят:

В обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

Наиболее полном использовании возможностей проку­рорского надзора за исполнением законов в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

Активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

Более активном проведении в жизнь принципа неотвра­тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

Доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

Выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

Повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро­приятий.

В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:

Надзор за исполнением: законодательства о политичес­ких правах и свободах граждан; законодательства о граж­данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере­селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи­лищного законодательства; законодательства о приватиза­ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по­требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода­тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани­ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель­ства об обращениях граждан (социальная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о собствен­ности; законодательства о предпринимательстве; законода­тельства о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе­мельного) законодательства; инвестиционного законода­тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт­ного законодательства (экономическая сфера);

Надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе­нии (оборонная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко­номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);

Надзор за законностью: привлечения физических, дол­жностных и юридических лиц к административной ответ­ственности; применения мер административного пресече­ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако­нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью пра­вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле­ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае­мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини­стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга­низациями; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за ис­полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен­ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.