Сущность прокурорского надзора:
а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры ;
б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации ;
в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов , действующих на территории РФ;
г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений , восстановление нарушенной законности , привлечение виновных к установленной законом ответственности.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина , а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм , регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.
Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:
а) обеспечение верховенства закона;
б) обеспечение единства и укрепления законности;
в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств
- прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности ;
- общественного и государственного строя РФ.
Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.
Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.
Из сказанного вытекают следующие принципиально важные для усвоения материала учебника положения.
Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.
В учебнике нами рассматривается только первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.
Основные понятия прокурорского надзора
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.
Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» – собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.
Помимо прокуроров в системе прокуратуры работаютпрокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.
Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующихнатерритории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.
Прокурорский надзор какотрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.
Прокурорский надзор какучебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.
Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Перечень этих лиц определенв п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.
Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждогоиз них, когда объект называют субъектом и – наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).
Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов вст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.
Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.
Акт прокурорского реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.
Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.
В учебнике проанализированы сущность, содержание и значение прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности органов прокуратуры с учетом последних изменений в действующем законодательстве. Рассмотрены вопросы истории развития прокуратуры с момента ее учреждения и до наших дней, основные направления деятельности прокуратуры на сегодняшний день, принципы организации прокурорского надзора, система органов прокуратуры и их правовой статус, особенности службы в органах и учреждениях прокуратуры и правовой статус работников прокуратуры, тактика и методика прокурорской деятельности. Он содержит подробный анализ отраслей прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, может быть полезен практическим работникам правоохранительных органов.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности: понятие, сущность
§ 3.1. Сущность и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом . Согласно ст. 21 Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием «законность», поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, является прокуратура, для чего она была создана, и в этом состоит ее главная задача.
Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но выявление готовящихся правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых правоотношений прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские дела и производство об административных правонарушениях. По материалам прокуратуры преступившие закон работодатели привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности.
В сфере защиты нарушенных жилищных прав граждан прокуроры направляют в суд иски, вносят протесты на незаконные правовые акты, принятые по вопросам жилищного законодательства.
Незащищенной категорией населения продолжают оставаться пенсионеры. Результаты проверок свидетельствуют о том, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Распространены случаи непредоставления им жилья, бесплатных лекарств, гарантированного перечня медицинских услуг. В связи с указанными нарушениями прокуратурой рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан, чьи права нарушены.
Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения прав несовершеннолетних. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, по материалам прокуратуры, к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются должностные лица, возбуждаются уголовные дела.
Активизирована надзорная деятельность прокуратуры в сфере административной юстиции. Прокуроры уделяют особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. В целях устранения допущенных нарушений законов прокуратура вносит представления, привлекает виновных должностных лиц к административной ответственности, осуществляет иные полномочия по устранению нарушений законности.
Большое значение прокурорский надзор имеет и в сфере гражданского судопроизводства. Весомым аргументом в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения тесного взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.
Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель – всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина .
В то же время, исходя из положений Федерального закона «О прокуратуре РФ», можно говорить о прокурорском надзоре в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Узкое понимание словосочетания «прокурорский надзор» проистекает из положений раздела III Федерального закона «О прокуратуре РФ», в который включены лишь отдельные направления деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
§ 3.2. Основные направления деятельности прокуратуры. Краткая характеристика
Рассматривая прокурорский надзор в качестве вида государственной деятельности, представляющий собой, как это следует из буквального толкования ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основную функцию органов прокуратуры , термин «функция» (от лат. funktio ) означает круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности. Следовательно, функция есть не что иное, как определенное направление деятельности. Подобной точки зрения придерживаются и авторы учебной литературы по прокурорскому надзору, определяя функцию прокуратуры как вид деятельности прокуратуры, который предопределяется ее социальным предназначением, выражается в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, а также направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.Таким образом, основной функцией прокуратуры выступает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Прокурорский надзор, как основная, определяющая функция прокуратуры, реализуется в конкретных направлениях деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые в научной правовой литературе именуются как «подфункции» функции надзора за исполнением законов.
Учитывая изложенное, исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основными направлениями деятельности или подфункциями прокуратуры выступают:
во-первых, надзор за исполнением законов , включая:
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данные подвиды, подфункции деятельности по надзору принято называть отраслями прокурорского надзора ;
во-вторых, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
в-третьих, участие прокуроров в рассмотрении дел судами ;
в-четвертых, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью ;
в-пятых, участие в правотворческой деятельности ;
в-шестых, выпуск специальных изданий .
Все перечисленные направления деятельности прокуратуры (подфункции) тесно связаны между собой и служат единой цели – обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в своей совокупности образуя особый, специфический вид государственной деятельности – прокурорский надзор.
Основным направлением деятельности российской прокуратуры является надзор за исполнением законов , а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.) надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности. Содержание подфункции прокурорского надзора предполагает наблюдение за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также принятие мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда. Ввиду этого прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция.
Подфункцией или направлением деятельности прокуратуры является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Согласно ст. 21, 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор должен принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. При этом требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Кроме того, после возбуждения уголовного дела прокурор вправе заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. В то же время, как заявил Президент Российской Федерации на Всероссийском совещании прокуроров 21 января 2005 г., «прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства, является одним из самых мощных и влиятельных звеньев правоохранительной системы».
Прокурорский надзор - основная форма государственного надзора.
Предметом курса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие задачи, функции, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее место в системе государственных органов, систему и структуру органов прокуратуры, права и обязанности прокуроров, правовые средства и методы осуществления прокурорского надзора.
Курс условно подразделяется на две части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются: предмет и задачи прокурорского надзора, принципы и общие положения его организации. Предметом Особенной части являются отдельные отрасли и направления деятельности прокуратуры.
При изучении курса рекомендуется обратить внимание прежде всего на Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (далее - Закон о прокуратуре), и на комментарии к этому закону, а также на приказы и указания Генерального прокурора РФ, касающиеся сферы деятельности прокуратуры.
Для более глубокого усвоения учебного материала следует ознакомиться с ведомственными правовыми актами, отражающими деятельность прокуратуры, постановлениями Пленумов Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации и другими документами, раскрывающими сущность прокурорского надзора.
Основная цель, стоящая перед прокуратурой, определена Законом о прокуратуре - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этом - сущность прокурорского надзора.
При рассмотрении данного вопроса следует иметь четкое представление о таких понятиях, как «верховенство закона», «единство», «законность», о роли прокурорского надзора в укреплении законности. Особо следует обратить внимание на важнейшую функцию прокуратуры, ставшую приоритетной в ее деятельности, - защиту прав и свобод человека и гражданина.
При изучении темы 1.1. следует уяснить также содержание концепции прокурорского надзора на современном этапе государственного строительства, которая включает определение:
Места и роли органов прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, обеспечивающих законность и правопорядок, целостность государства;
Характера и содержания полномочий прокуратуры на современной стадии демократического преобразования государства;
Характеристики системы органов прокуратуры;
Системы кадрового обеспечения прокуратуры и порядка прохождения службы в органах прокуратуры;
Гарантий эффективности деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства на основе единства, централизации и независимости от какого бы то ни было влияния деятельность Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, направленная на соблюдение Конституции РФ и обеспечение законности в различных сферах государственного и социально-экономического развития путем выявления нарушений законов, принятия мер к их устранению и привлечению к ответственности нарушителей.
Прокурорский надзор распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, в том числе обладающие юридической силой законов. В этом состоит специфика прокурорского надзора, отличающая его от иных видов надзора, осуществляемого другими государственными органами надзора и контроля - административного, экологического, санитарного, эпидемиологического, санитарного и т.д. В то же время полномочия прокуратуры по надзору не распространяются на деятельность высших органов законодательной и исполнительной власти и соответственно - высших должностных лиц государства. Из объектов прокурорского надзора исключены также все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Данное требование, однако, не распространяется на так называемые квазисуды, т.е. на структуры в названии которых употребляется слово «суд» (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т.д.).
Место, занимаемое прокуратурой в государственном механизме России, обусловлено реализуемыми ею функциями. В литературе отмечается, что функции прокуратуры составляют ключевую правовую категорию. Они раскрывают содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. По существу функции прокуратуры представляют собой основные направления деятельности, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий. Прокурорский надзор не подменяет ведомственный или государственный контроль и не вмешивается в экономическую деятельность предприятий и учреждений. Он призван защищать права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
К функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов (главная функция); уголовное преследование за совершение преступлений, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в уголовном и гражданском судопроизводстве, поддержание государственного обвинения, обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов; участие в правотворческой деятельности.
Надзорная функция прокуратуры, кроме того, подразделяется, детализируется и конкретизируется в ряде подфункций. К их числу относятся:
Надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных актов;
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами, ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Поддержание государственного обвинения, обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
Надзор за исполнением законов судебными приставами.
Таким образом, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни и деятельности человека, общества и государства, урегулированные законом. Уголовное преследование является лишь одним из средств выполнения правозащитной функции. Как показывает практика, наибольшее количество правонарушений допускается в социальной, трудовой, экономической и экологической сферах, на их устранение и нацелен прокурорский надзор.
На протяжении истории перечень функций прокуратуры не оставался неизменным. Его постоянное видоизменение напрямую связано с социальными и правовыми условиями развития общества и государства.
Обозначая функции прокуратуры, законодатель тем самым устанавливает предмет, пределы и правовые средства прокурорского надзора. Для рассмотрения предмета прокурорского надзора необходимо обратиться к ст. 21, 26, 29, 32 разд. III «Прокурорский надзор» Закона о прокуратуре.
Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорные функции прокуроров в соответствующих сферах правовых отношений, содержатся в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и ряде других нормативных актах. Например, особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом РФ, в частности ст. 248, 227, 228, где предусмотрено регулирование прокурорского надзора при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ.
Придавая особое значение охране прав и интересов граждан и в целом общества при осуществлении тех или иных видов деятельности, законодатель счел необходимым специально указать в ряде законов о возложении на прокуратуру надзора за их исполнением. К таким законам относятся, например, Федеральные законы: «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., в ред. от 7 марта 2005 г. (ст. 51), «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (ст. 21), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г., в ред. от 7 ноября 2000 г. (ст. 25), Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., в ред. от 9 марта 2001 г. (ст. 38).
При изучении темы 1.1. следует также иметь в виду, что в соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры в случае их противоречия или несоответствия закону недействительны и не подлежат применению.
Правовые основы деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, действующими на территории России, а также указами Президента России, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются, помимо Конституции РФ и федеральных законов, также международными договорами Российской Федерации, в частности договорами об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Закон о прокуратуре возлагает на Генеральную прокуратуру осуществление в пределах ее компетенции прямых связей с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними путем заключения межведомственных соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров Российской Федерации (ст. 2). Сотрудничество с органами прокуратуры государств ближнего и дальнего зарубежья - одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Оно осуществляется в целях взаимодействия, объединения усилий в сдерживании и преодолении организованной, транснациональной преступности, преступлений террористического характера, иных правонарушений в сфере экономики, экологии, затрагивающих интересы не только России, но и всего мирового сообщества.
Прокуратура Российской Федерации, сообразно специфике ее деятельности, исполняет поручения компетентных органов стран, с которыми Россия состоит в договорных отношениях, осуществляет в соответствии с нормами российского законодательства и принципами международного права уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства.
К другим законодательным актам, регулирующим правоотношения в сфере прокурорского надзора и определяющим его предмет, следует отнести законы о безопасности, о государственной границе, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной тайне, о чрезвычайном положении и целый ряд иных нормативных актов, в которых в качестве самостоятельных норм и правил содержатся правообразующие положения:
О надзоре за законностью деятельности органов государственной власти и управления, осуществляемом Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами;
О необходимости согласования тех или иных правил, соответствующих положений, принимаемых компетентными органами, с Генеральной прокуратурой;
О производстве отдельных следственных действий только с согласия и санкции прокурора;
О надзоре прокурора за законностью принимаемых решений.
Составной частью Закона о прокуратуре являются нормы, регламентирующие процессуальную деятельность прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. При этом Закон о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокуроров, участвующих в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (УПК, ГПК, АПК), и, таким образом, соответствующие нормы этих кодексов также включаются в общую систему законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры. Например, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор на всех стадиях уголовного судопроизводства обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.
В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор наделен правом издавать приказы, распоряжения, положения и инструкции, давать указания, обязательные для всех органов прокуратуры. Указания Генерального прокурора по вопросам следственной работы обязательны для исполнения всеми следственными органами независимо от их ведомственной принадлежности. Он правомочен единолично принимать решения об отмене или изменении незаконного или необоснованного решения, принятого нижестоящим прокурором. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона подлежат обязательному исполнению должностными лицами, в чей адрес они направлены.
При изучении правовых основ деятельности прокуратуры следует иметь в виду, что на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре). Тем самым подчеркивается федеральный характер прокуратуры как целостной государственно-правовой структуры.
Равным образом из предмета ведения прокуратуры никакими иными законами или подзаконными нормативно-правовыми актами не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не может быть сужена сфера правовых отношений, в которых осуществляется прокурорский надзор.
Чтобы уяснить сущность прокурорского надзора на современном этапе, рекомендуется проанализировать деятельность (место) прокуратуры в системе государственных органов и правовых институтов на различных этапах ее развития: в дореволюционной России (1722 г. - Указ Петра I, 1864 г. - Судебная реформа); в послеоктябрьский (1917 г.) период; в период мирного строительства (1922-1933 гг.), в период принятия Конституций СССР (1936 г. и 1977 г.); в постсоветский период развития Российской Федерации, особенно после принятия Конституции РФ всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
по дисциплине «Прокурорский надзор»
тема «Сущность прокурорского надзора»
Понятие отрасли прокурорского надзора
Отрасль прокурорского надзора – это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.
Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:
1. Надзор за исполнением законов
Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором».
Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя следующее:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.
Как известно, на территории Российской Федерации действуют федеральные законы, законы субъектов РФ (конституции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполнением всех ли законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выводу, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).
В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации.
Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением двусторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законодательство должно соответствовать международному законодательству.
Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.
В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные судом. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.
Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, применительно к задачам, стоящим перед обществом и государством на определенных этапах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
В обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
Наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
Активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
Более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
Доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
Выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
Повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:
Надзор за исполнением: законодательства о политических правах и свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного законодательства; законодательства о приватизации жилищного фонда; законодательства о защите прав потребителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законодательства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершеннолетних; законодательства об обращениях граждан (социальная сфера);
Надзор за исполнением: законодательства о собственности; законодательства о предпринимательстве; законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (земельного) законодательства; инвестиционного законодательства; законодательства об аренде; дорожно-транспортного законодательства (экономическая сфера);
Надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положении (оборонная сфера);
Надзор за исполнением: законодательства о внешнеэкономической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);
Надзор за законностью: привлечения физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности; применения мер административного пресечения и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).
Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением законов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.
Что касается прокурорского надзора за законностью правовых актов, то здесь необходимо выделить такие направления, как надзор за законностью правовых актов, издаваемых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; министерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, организациями; общественными организациями.
Выделение направлений прокурорского надзора за исполнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявленных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.