Попал в яму на дороге. Что делать? Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы? Поймал яму на дороге что делать

Российские дороги понемногу превращаются из простых направлений в асфальтированные субстанции. Некоторые трассы и действительно стали хорошими, но назвать этим прекрасным словом совершенно все хайвэи нельзя. Ямы и неожиданные неприятности есть практически везде, так что ездить приходится осторожно, с оглядкой на все детали российской традиционной системы дорог. Иногда избежать наезда на препятствие просто невозможно. И в этом случае возможны самые неприятные последствия. Автомобили по-разному реагируют на большие неприятности дорожного покрытия. В одном авто можно сосчитать количество зубов при их контакте друг с другом, а в другом - не будет даже дискомфортных звуков. Но это не значит, что во второй машине с подвеской все будет нормально. На самом деле, чем мягче подвеска, тем больше шансов вывести ее из строя наездом на неожиданные препятствия.

Следует знать, какой комплекс диагностических работ важно проводить при наезде на яму. Понимание этих вопросов поможет предотвратить опасные и серьезные поломки, которые негативно влияют на безопасность поездки и серьезно ухудшают состояние вашей машины в целом. Снова нужно делать оглядку на тип ходовой части, возраст автомобиля и некоторые другие факторы. Среди самых опасных дорожных препятствий можно выделить неправильно сооруженные «лежачие полицейские», глубокие ямы с резким обрывом края, места ремонта или укладки нового асфальта, резкие обочины и другие места с большим перепадом уровня. В таких случаях машина вынуждена перепрыгнуть через препятствие и испытать серьезный удар по подвеске. Страдают не только элементы непосредственно рулевой части. Разрушения могут быть более серьезными и ощутимыми. Так что стоит понимать комплекс проверочных работ.

Первым делом стоит научиться избегать неровностей дороги. Сделать это можно несколькими способами. Самый простой - выбирать всегда знакомые маршруты. Конечно, и в этой ситуации вы не всегда застрахованы от неприятностей. Но в целом намного проще ехать по покрытию, по которому вы ездите несколько раз в день или неделю, чем исследовать незнакомый маршрут. Также можно выделить и другие дельные советы о том, как не попасть в неприятности в дороге:

  • читайте отзывы о трассе перед длительной поездкой - на различных сервисах и форумах водители постоянно делятся информацией о состоянии дорог, говорят об опасных местах;
  • выбирайте комфортный скоростной режим - по новой и неизведанной дороге стоит ехать не слишком быстро, чтобы успеть среагировать на любую неприятность на вашем пути;
  • тормозите даже перед небольшими неровностями дороги, так как на большой скорости сложно определить реальную опасность данных проблем с покрытием и оценить их масштабы;
  • всегда будьте на чеку, не стоит отвлекаться от управления автомобилем, следует помнить о необходимости полного внимания на дорогу и понимания всех опасностей отвлечения;
  • регулярно диагностируйте подвеску - полностью исправный автомобиль не подведет вас даже при наезде на очень неприятные неровности трассы, так что держите авто в порядке.

Зачастую при сильных ударах и других неприятностях автомобили демонстрируют свои давние проблемы, увеличивая их интенсивность. К примеру, у вас давно выл подшипник ступицы, но вы не меняли его. После удара подшипник разлетелся, колесо заклинило, произошли другие неприятности. Поэтому стоит содержать автомобиль в полном порядке, всегда во время ТО диагностировать состояние ходовой части и других важных деталей безопасности и комфорта поездки.

Резина и диски - оцениваем визуальный ущерб

Наезд на большие неровности первым делом сказывается на состоянии колес автомобиля. Не стоит продолжать движение, если вы въехали в глубокий кратер на дороге, не сбавив скорость. Лучше всего в такой ситуации остановиться, выйти из автомобиля и убедиться в том, что нет визуальных неприятных последствий вашего дорожного приключения. Внешне можно оценить состояние резины и металлических дисков. Убедитесь в том, что отсутствуют такие повреждения:

  • резина прорезана на месте удара, колесо спущено и выглядит так, что восстановить его уже невозможно, в этом случае нужно установить запаску и ехать за новой парой колес;
  • резина визуально целая, но на боковой части вылезла шишка - это довольно распространенное явление для покрышек со слабой боковиной и не самой лучше технологией производства;
  • резина визуально не повреждена, но колесо спущено и при накачивании не набирает давление - стоит съездит на шиномонтаж и попробовать восстановить колесо после повреждения;
  • диск погнут в месте удара - продолжат движение на таком колесе стоит осторожно, при возможности лучше заменить его на запаску и ехать на ближайший сервис монтажа колес;
  • металлическая часть диска треснула - в этом случае не стоит продолжать движение на данном колесе, иначе могут возникнуть неприятности с автомобилем, которые приведут к трагедии.

Шишки и порезы на колесах - проблемы российских дорог. Производители резины даже стали делать особые серии для российских условий эксплуатации. Это резина с усиленной боковиной, которая обладает меньшим комфортом, но при этом не образует шишки и другие проблемы. Диски также стоит выбирать осторожно. По плохим дорогам лучше ездить на штампованных колесах без дизайнерских изысков. А про дешевые китайские легкосплавные решения лучше и вовсе забыть.

Рулевое управление и углы установки колес

Также удар по глубокой яме может вызвать и другие неприятности в системах автомобиля. В частности, страдает рулевое управление. Наконечники могут потерять четкость крепления, тяги легко гнутся при сильных ударах, рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки, требуя их капитального ремонта или замены. Проверить после удара следует такие детали рулевого управления:

  • рулевые тяги и наконечники - их осмотр следует производить на сервисе, так как самостоятельно выяснить возможные проблемы будет очень сложно, а порой и невозможно;
  • крепления системы рулевого управления, которые нередко выбиваются из нормального состояния и оказываются подвержены негативным воздействиям даже минимальных неровностей;
  • рулевая рейка - просто покрутите рулем на заведенном авто и на заглушенном, почувствуйте стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которые должны отсутствовать;
  • стабилизационная система, которая также связана с рулевой, часто страдает в процессе ударов на дороге, так что ее тестирование обязательно потребуется при проблемах с наездом на яму;
  • места основных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной и даже с рулевым колесом, чтобы убедиться окончательно в отсутствии проблем и неприятных воздействий.

Такой комплекс диагностики рекомендуется на каждом ТО, даже если вы не помните наезда на серьезные препятствия. Проблема в том, что множество мелких неровностей также вызывают самые неожиданные проблемы с автомобилем. Поэтому очень важно проводить достойное тестирование, если вы эксплуатируете авто на потенциально неровной и неидеальной дороге. Хорошая проверка поможет избежать неприятных последствий.

Ходовая часть - что ломается чаще всего на ямах?

На российских ямах и горбах, которые по сей день украшают многие дороги, есть множество рисков для подвески. Ходовая часть каждого автомобиля устроена с определенными особенностями, так что важно учитывать качество и тип подвески. Традиционные варианты страдают довольно однотипно, так что на сервисе быстро могут посмотреть наличие или отсутствие негативных влияний. Осмотрите такие узлы вашего авто:

  • опоры стоек - именно на них приходится больше всего неприятностей в процессе эксплуатации, так что опоры диагностировать следует в первую очередь, а лучше менять при сомнении;
  • стойки и пружины - это еще один узел, на который происходит прямое влияние при наезде на яму, так что их осмотр и слежение за состоянием деталей нужны обязательно;
  • различные сайлентблоки, количество и тип которых зависит от конструкции подвески, но особенно обратите внимание на сайлентблоки передних рычагов в подвеске McPherson;
  • стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы, которые также легко выходят из строя при серьезных неровностях дороги и других возможных повреждениях;
  • полуси, шрусы и другие детали привода, которые также могут деформироваться, выходить из строя, выпадать и получать различные неприятности, которые делают поездку невозможной.

Но осмотреть все эти детали самостоятельно невозможно. Для этого нужно приехать, как минимум, в гараж и спуститься в яму, чтобы получит информацию о состоянии ходовой части автомобиля. Но в большинстве ситуаций это невозможно сделать прямо на месте неприятного происшествия. Проще заехать на ближайшее СТО и провести недорогую поверхностную диагностику ходовой части. Так вы убедитесь в том, что ехать дальше можно безопасно и без особых проблем.

Предлагаем посмотреть видео о самостоятельной диагностике ходовой части авто:

Подводим итоги

Как видите, вариантов повреждений и неприятностей в современных автомобилях более чем достаточно. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны контролировать качество дорожного покрытия, выбирать оптимальную скорость для передвижения и гарантировать безопасное прохождение тех или иных неприятностей. Такие возможности значительно улучшают качество эксплуатации автомобиля, увеличивают его долговечность и продлевают срок службы без проблем и лишних затрат. Кстати, контролировать дорогу и ее качество - это выгодно, так как вы не будете тратить тысячи рублей на восстановление дорогостоящих деталей авто.

Интересно, что качественные современные системы подвески очень быстро могут выходить из строя при наезде на препятствия. Так что возможны самые неприятные особенности повреждения, если яма оказалась неожиданной или незамеченной. Разбив подвеску ВАЗ, вы можете восстановить ее сами в гараже, купив запчасти любого уровня качества. Но вот после проблем с подвеской Lexus, к примеру, придется ехать на сервис и выкладывать десятки тысяч за более или менее качественный ремонт. Будьте внимательны на дорогах и не упускайте из виду очень важные и неприятные неровности. А вы когда-нибудь попадали в неприятные ямы или на незамеченные «лежачие полицейские».

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП. Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола). Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Что считается ямой на проезжей части дороги

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения. В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности. Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб. Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112. В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика. Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона. В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2, Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Для начала нужно разобраться, было ли ДТП. Не быть голословным поможет пп. 1.2. п. 1ПДД. О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно . Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства и причинении материального ущерба (а именно - пробито колесо, поврежден диск, подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП, то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п. 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Шаг № 1 . Соблюсти требования ПДД

Для начала вспомним, что от нас требуется, если есть пострадавшие:

  1. остановить автомобиль (не трогаться с места);
  2. включить аварийный сигнал;
  3. выставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов - не менее 30 метров от авто);
  4. не передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. оценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Если пострадавших нет и повреждено только имущество, то предпринять нужно все указанные действия, кроме пунктов 5–8.

Важно: не получится , поскольку в происшествии участвует один автомобиль . Нельзя уезжать на машине с места происшествия , потому что , уехав , доказать тот факт , что колесо было повреждено именно из-за попадания в конкретную яму, будет архисложно .

Шаг № 2. Начать сбор информации о происшествии

Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП .

  • Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем, возможно, она даст четкое представление о характере происшествия.
  • Поговорите с очевидцами, быть может, кто-то стал свидетелем ДТП, зафиксировал произошедшее. Запишите фамилии и адреса свидетелей.
  • Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
  • Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения, полученные автомобилем.
  • Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так, чтобы расположение самой ямы, вашего автомобиля и места, где случилось происшествие, были четко видны и не было никаких сомнений в том, что ДТП случилось именно с вашей машиной, на конкретном промежутке дороги и в определенной местности.
  • Обязательно измерьте яму. Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта), которые не помнутся, не сломаются, не поменяют форму, так, чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде.

Яму важно измерить, потому что существует ГОСТ Р 50597–93 , утвержденный еще в 1993 году. В пункте 3.1.2 в нем сказано, что «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см». Вот почему эти данные так важны.

Шаг № 3. Оформить ДТП

По приезду сотрудников Госавтоинспекции необходимо оформить ДТП и составить протокол .

  • Нужно подробно описать все обстоятельства произошедшего. Важно учитывать тот факт, что изначально вы должны выполнить правила пункта 10. 1 ПДД РФ, то есть соблюдать скоростной режим, реагировать на разметку и предупреждающие знаки. Если, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, опасность в виде ямы возникла для вас абсолютно внезапно, а избежать ДТП не было никакой объективной возможности, отметьте это в протоколе сразу. Укажите отдельно, что в округе не было предупреждающих знаков и ограждений, если это действительно так. Нужно это для того, чтобы исключить из ваших действий грубую неосторожность. Потому что при ее наличии размер возмещения будет уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ). А если в ваших действиях обнаружат умысел, то компенсации не будет вовсе (п. 1 ст. 1083 ГК РФ).
  • В протоколе должен быть указан факт наличия ямы и расписаны ее размеры (они станут важным аргументом в суде). Инспекторы измеряют ее вместе с вами и, если яма не соответствует ГОСТу, составляют « Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения». Именно этот документ - ваш аргумент при требовании выплаты компенсации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
  • С особой ответственностью подойдите к описанию повреждений вашей машины. В протоколе нужно подробно описать все повреждения - как видимые, так и скрытые (укажите на саму их возможность). Если есть течь технических жидкостей, обязательно отметьте этот факт.
  • Также составляется схема ДТП, в которой должны быть указаны параметры и расположение ямы по отношению к краю проезжей части или дороги, положение машины после происшествия, а также следы торможения, если таковые были, и тому подобное.

Шаг № 4. Определить ответчика

После оформления ДТП необходимо выяснить реквизиты организации , ответственной за содержание в надлежащем виде того участка дорог , где случилось происшествие . За помощью можно обратиться к инспектору ГИБДД , в отдел ГИБДД или в администрацию района , в котором случилось происшествие .

Шаг № 5. Договориться о досудебном урегулировании

Когда все вводные будут конкретизированы, нужно обратиться к организации с претензией о добровольном возмещении ущерба. Но сначала важно установить размер ущерба, д ля чего потребуется проведение независимой экспертизы. Н а экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика, направив на ее адрес заказное письмо с уведомлением. Нужно письменно зафиксировать, явился ли представитель на экспертизу, согласился ли с ее результатами.

Затем заказным письмом отправляйте претензию на адрес организации . Не забудьте приложить все копии имеющихся материалов по происшествию . Если претензия останется незамеченной либо не будет удовлетворена , то следующий шаг - суд .

Шаг № 6. Обратиться в суд

В суде необходимо доказать , что автомобиль попал в ДТП на том участке дороги , за которую несет ответственность ответчик, и что повреждения машины возникли именно в результате неудовлетворительного содержания улично-дорожной сети . Если ваших доказательств будет достаточно , чтобы подтвердить вину организации (ответчика ), то вы получите компенсацию .

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной .

Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:

Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте - поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.

Является ли попадание в яму ДТП?

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 :

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства , сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае , а сотрудников ГИБДД .

Оформление документов при попадании в яму

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД . Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля":

5.2 Покрытие проезжей части

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина - 15 см, глубина - 5 см, площадь 0,06 м 2 .

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м 2 , то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное - уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по "дырявому" покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать - гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? - Есть, конечно. Главное - защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге - 15 см;
  • ширина ямы - до 60 см;
  • глубина - до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки - 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем - за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб .

Сама процедура оформления ДТП стандартна - вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Учтите! Ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог - повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее - оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий - дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или , если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Итоги

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.