Нужна ли лицензия в тсж. Состав и роль органов правления товарищества собственников жилья. Порядок переоформления и продления

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце...

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Создание ТСЖ

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение,...

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями....

20 Февраля 2015, 16:42, вопрос №734597 Дарья, г. Санкт-Петербург

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято...

Поскольку мошенники из ООО УК Моторостроитель всё ещё пытаются ввести жителей нашего дома в заблуждение разными сумасбродными листовками, то написал своим жителям краткое (ну условно краткое) пояснение, почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на право управления многоквартирным домом.

Выкладываю сюда запись из группы ТСН "ТСЖ Краснова" Вконтакте , чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой "инициативной группы" немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН "ТСЖ Краснова" лицензия не нужна:

"Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией."

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

"Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)."

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

"предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке."

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

"Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса."

"5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами."

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН "ТСЖ Краснова" не нужна.

Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых товариществ собственников жилья незаконными

До весны управдомам необходимо сдать экзамены и получить лицензию, без которой они не смогут работать в многоквартирных домах. Однако председателям товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов такие разрешения не нужны, из-за чего среди них зачастую могут попадаться мошенники.

"В этой сфере крутятся огромные денежные потоки, поэтому вполне очевидно, что зачастую за пост председателя идут жестокие бои. В домах появляются воинствующие группировки, происходят даже силовые нападения", — поясняет исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, отмечая, что зачастую жилищная инспекция не может решить тот или иной конфликт.

Как устранить проблему своими силами выяснила "Российская газета". Издание предлагает найти альтернативного председателя, договориться с соседями, провести общее собрание и переизбрать главу ТСЖ или ЖСК. Если же претензии более серьезные и без жилищной инспекции не обойтись, инспекторы придут с внеплановой проверкой и выдадут предписание об исправлении ошибок. А если и это не поможет, советует Светлана Разворотнева, то надо менять форму управления, например, заключить договор с управляющей компанией.

Кстати, уже в ближайшее время потенциальных мошенников в домах россиян станет меньше. С июля 2016 года ТСЖ, которые объединяют сразу несколько многоквартирных домов, должны либо реорганизоваться, либо ликвидироваться.

"С введением лицензирования в отношении предпринимательской деятельности управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся управлением дома, мы ни в коем случае не снижаем уровень контроля за ТСЖ", отмечает Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ. "Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых ТСЖ незаконными. Все полномочия госжилинспекций остаются в силе, поэтому если у вас есть проблемы с ТСЖ, государство в любом случае обязано на это реагировать. То же самое касается и ЖСК", — отметил он.

Проект закона предусматривает выдачу лицензий УК и ТСЖ с 1 сентября 2014 года, а запрет на управление домами без лицензии может вступить в силу с 1 мая 2015-го. По словам зампредседателя комитета ГД Павла Качкаева, новые правила затронут около 22 тысяч компаний. Поправки, в частности, предполагают введение коллегиального принципа (с участием профессионального сообщества) принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании. Также предусматривается возможность привлечения к административной ответственности УК только при наличии доказательств ее вины. Кроме того, предполагается появление в России должности главного жилищного инспектора для контроля региональных инспекций. Одновременно с этим законопроект вводит ужесточение административной ответственности УК за ненадлежащее управление жилищным фоном. Лицензия не нужна тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу.

Новосибирская область

ГЖИ Новосибирской области будет добиваться дисквалификации директоров управляющих компаний за нарушения. По ее данным, сейчас двенадцать УК игнорируют штрафы и предписания, наложенные прокуратурой и инспекцией. "В случае систематического невыполнения в установленный срок предписаний ГЖИ мы намерены ходатайствовать в суде о назначении дисквалификации руководителя УК", - отметил Игорь Лобарев. В Новосибирской области работает более 170 УК, жилой фонд многоквартирных домов составляет 43 миллиона квадратных метров.

До 1 мая 2015 года организации и ИП, которые управляют многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, должны будут получить лицензию органа государственного жилищного надзора на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии допускаться не будет. Применительно к этому необходимо учитывать, что заявление о предоставлении лицензии рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Правительством еще не утверждено положение о порядке лицензирования. Однако ЖК закрепляет, что для получения лицензии необходимо: свидетельство о государственной регистрации, квалификационный аттестат ; отсутствие у должностного лица судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие факта дисквалификации; отсутствие аннулированных лицензий, а также соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Для получения квалификационного аттестата необходимо будет сдать квалификационный экзамен. Порядок проведения такого экзамена, перечень вопросов, порядок определения результатов в данное время также не утверждены.

Лицензия выдается бессрочно, в то время как срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.

Первоначально законопроект предусматривал необходимость получения лицензии для ТСЖ, которые управляют двумя или более многоквартирными домами. Однако согласно редакции закона об изменении ЖК, которая была принята, лицензирование относится только к деятельности управляющих компаний. ТСЖ не будут подлежать лицензированию.

Тем не менее, для ТСЖ, созданных в нескольких многоквартирных домах, все же введены ограничения. Такие товарищества собственников должны быть реорганизованы до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами, в случае их несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, а именно: данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее - Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование?

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» - к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти - от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ , и даже до дня подписания его президентом .

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ . «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по , в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») - кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям - лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём - увидим»…

Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену

___________________________________________________________________

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО "АКАТО".
Следите за расписанием мероприятий на сайте "АКАТО".
___________________________________________________________________