Правовой режим арктики и антарктики. Международно-правовой режим арктики и антарктики Правовое положение арктики

арктика судоходство правовой экологический

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегаи острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы. Молодцов, С.В. Правовой режим морских вод: Международное право. /С.В. Молодцов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994С. 61.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, щирина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерпее, с сухопутной территорией Норвегии. Виноградов, С.С. Правовой режим Арктики. // Международное право/С.С. Виноградов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994 С.97.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается н иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением. Клименко, Б.М. Правовой режим Арктики.// Международное право/ Б.М. Клименко; под. ред. Благовой Н.Т. М.: 1987 С.495.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологаческому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Вылегжанин, А.Н. Международное морское право: пособие/ Гуреев С.А., Иванов Г.Г. М.: Юрист, 2003 С.243.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. Кулебякин, М.И. Международное морское право.: Правовой режим Арктики. Отв. ред. И.П. Блищенко. 2-е изд., стер. М.: Издательский Дом, 1988. С. 139.

Задача данной публикации - коснуться кратко правового режима Арктики и Антарктики. Данные территории отличаются от прочих частей земного шара уже в силу своего особого географического положения. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики - тема, освещаемая не слишком часто. Но, без сомнения, она будет интересна многим читателям.

Арктикой называют северную полярную область нашего земного шара. Ее пределы с юга ограничиваются географической параллелью северной широты 66⁰ 33′, известной под названием Северного Полярного круга. Сюда же относятся материков - Америки, Европы, Азии. И конечно же, большую часть Арктики составляет водное пространство океана - Северного Ледовитого совокупно с островными образованиями.

Международное право о правовом режиме Арктики

Подобные пространства обладают различным правовым положением и режимом пользования. В наши дни любое из известных (то есть открытых) сухопутных образований арктической территории находится под исключительным суверенитетом одного из государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Это США, Канада, Дания (остров Гренландия), Норвегия и Россия.

Отдельные нормативные акты касательно разграничения пространственной сферы и, соответственно, правового режима Арктики, приняты были лишь двумя странами - СССР и Канадой. Российская Федерация - продолжатель правомочий СССР относительно его арктического пространства - продолжила издание ряда актов, имеющих отношение к юридическому статусу данного пространства (его различных частей) и понятию правового режима Арктики. В число таких актов входит ряд законов федерального значения, касающихся государственной границы РФ, ее внутренних морских вод вместе с континентального шельфа и экономической зоны.

Первые попытки определения правового режима Арктики и законодательного закрепления собственных притязаний на пространство, прилегающее к основной государственной территории, сделала Канада. Следует упомянуть, что претензий на полную совокупность морских и сухопутных пространств упомянутого региона официальным порядком не было выдвинуто ни одним из приарктических государств. Вместе с тем в юридической практике касательно международно-правового режима Арктики достаточно долго поддерживалось мнение о распространении властных полномочий данных стран на площадь каждого из прилежащих к их побережьям арктических секторов, вершины которых сходятся в Северном полюсе.

О полярных секторах

Данный подход, получивший название "теории секторов", не получил должного официального подкрепления в национальных нормативных актах либо международных договорах. Подобные термины - "полярный сектор" либо "арктический сектор" не используются ни в одном официальном международно-правовом документе. Законодательные акты, принятые СССР и Канадой в сфере международно-правового режима Арктики, касаются закрепления правомочий этих стран лишь на те сухопутные образования (материковые и островные), что расположены на прилегающем пространстве. Даже закрепленный многосторонним международным договором особенный правовой статус, присвоенный архипелагу Шпицберген (фиксирующий признание суверенитета Норвегии), не затрагивает сопредельных морских пространств. В этом - главные особенности правового режима Арктики.

Если говорить о юридическом статусе северного морского пространства в целом, то он основан на принципах и нормах общего международного права, имеющих отношение к Мировому океану, которые закреплены в Женевских конвенциях 1958 года и в Конвенции ООН (принятой в 1982 году) по морскому праву. В свете данных международных соглашений относительно правового режима Арктики юрисдикция и суверенитет всех приполярных государств распространяется не на целую акваторию каждого соответствующего ее сектора, а лишь на часть океанских вод, примыкающих к одному из сухопутных образований данных стран либо омывающих их.

Речь идёт о континентальном шельфе, исключительной и прилежащей экономической зоне, территориальном море, международном районе морского дна или об имеющихся проливах, которые перекрываются территориальным морем прибрежных стран и не используются как международные морские коммуникации.

Об исторических водах

Положениями международного права приполярные государства наделены особенными полномочиями в части, касающейся управления разными видами морепользования (большей частью судоходными). На территории исключительных экономических зон в тех районах, что почти всегда покрыты льдом, Конвенция 1982 года своей 234-й статьей закрепила права прибрежного государства на принятие мер, обеспечивающих издаваемые им законы недискриминационного характера, касающиеся загрязнения судами морской среды (его предотвращения, сокращения и контролирования).

Причина - в реальной опасности в суровых условиях серьезной угрозы загрязнения окружающего пространства с нанесением непоправимого вреда природному равновесию вследствие возможных морских аварий. Данная статья оговаривает необходимость учитывать в издаваемых нормативных актах экологические интересы водной среды, используя самые достоверные из имеющихся научных данных. Определяя границы каждого такого района в рамках принятого правового режима Арктики, государства обязаны согласовывать собственные действия с компетентной международной организацией - ИМО (Международной морской организацией).

Таким образом, Конвенция 1982 года, наделяя каждое из прибрежных государств особыми правомочиями в районах экономической зоны, делает упор на возможности их осуществления (речь идёт, например, об инспекционном осмотре властями прибрежной страны иностранных судов). Предпринимаются они исключительно в интересах дела (статья 220 пункт 5-й). Проводящие инспекцию власти обязаны поставить в известность государство, под флагом которого выступает инспектированное судно, обо всех мерах, принятых к нему.

О юридическом статусе морских внутренних вод

Одна из важных составляющих юридического статуса Арктики - правовой режим Северного морского пути. Как известно, он представляет собой национальную транспортную коммуникацию России. Правовой статус его относительно территориального моря и внутренних вод России, как и ее экономической зоны, можно сравнить с правовым положением прибрежной судоходной магистрали Норвегии. Аналогично последней, проложен

Исключительно национальными усилиями. Его оборудование и освоение - заслуга России. Роль его в экономической жизни Крайнего Севера страны, как и всей отечественной экономики в целом, трудно переоценить.

В связи с чем факт использования Северного морского пути в эксклюзивном порядке российскими судами общепризнан и не вызывает никаких отрицательных реакций со стороны прочих прибрежных государств. По умолчанию его можно рассматривать молчаливым признанием приоритета нашей страны в использовании данной коммуникации.

Еще раз о Северном морском пути

В 1998 году был принят Федеральный закон под названием "Об исключительной экономической зоне РФ". Данным юридическим актом было объявлено установление вдоль северного побережья территории нашей страны исключительной зоны протяженностью 200 миль. Здесь же было закреплено право властей принимать обязательные меры, необходимые для борьбы с возможными загрязнениями от морских судов. Касалось это районов, статус которых соответствовал положениям 234-й статьи Конвенции 1982 года.

При попытках проходящих судов нарушить положений данного законодательства либо международных правил властям дано право осуществления нужных проверочных действий - требования произведения их досмотра или (при необходимости) возбуждения разбирательства с задержанием судна-нарушителя.

Сравнительные особенности правового режима Арктики и Антарктики

Открытие Антарктиды произошло в 1820 году русскими мореплавателями. Командование экспедицией осуществлялось Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Задача нашей статьи - рассмотреть отличия правового режима Арктики и Антарктики в международном праве.

Какой же статус занимает южный полярный регион в наши дни? Основа его - постулаты, принятые Договором об Антарктике, заключён который был в 1959 году (1 декабря) Вашингтонской конференцией с участием СССР, США, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Бельгии, Аргентины, Южно-Африканского Союза, Чили, Франции и Японии. Необходимость созыва подобной конференции с принятием и вводом в действие соответствующего международного соглашения (вступившего в силу в июле 1961 года) была обусловлена обострившимся противостоянием между притязавшими на отдельные части данной территории государствами и прочими странами, отвергавшими подобные действия в одностороннем порядке.

На Вашингтонской конференции удалось преодолеть территориальные проблемы, касающиеся государств-участников. Как итог процесса переговоров была принята статья IV Договора, текст которой закреплял принятые выводы и решения.

О чем удалось договориться?

Участниками было принято соглашение:

1. О непризнании суверенитета ни одного государства в любом из районов Антарктики, а также возможных претензий любой страны на утверждение территориального суверенитета упомянутого пространства. Уже здесь можно наблюдать отличия правового режима Арктики и Антарктики.

2. Об отсутствии требования к любой из числа договаривающихся стран отказаться от заявленных ранее ею претензий территориального характера на пространство Антарктики.

3. О том, что любое из положений договора не должно наносить ущерб позициям стран-контрагентов относительно признания либо непризнания заявленных претензий на суверенитет в пространстве Антарктики.

Другими словами, положения, закрепленные в статье IV, утвердили сложившуюся до этого в Антарктике ситуацию относительно заявленных ранее претензий либо прав на суверенитет, но без претворения таковых в реальность. Ими же было признано право государств в будущем выдвигать аналогичные претензии, опять же не ведущие к реальному их исполнению.

Таким образом, это соглашение можно расценить как придание Антарктике статуса территории, открытой для использования в беспрепятственном режиме любым из государств, включая тех, что не входят в число участников данного соглашения. Подобный статус позволяет относиться к Антарктике как международной территории, юридический статус которой аналогичен статусу открытого моря, воздушного или космического пространства. В этом - главное отличие правового режима Арктики и Антарктиды.

Вашингтонской конференцией было закреплено право государств осуществлять юрисдикции личного и территориального характера, связанные с возможными территориальными притязаниями. Главный результат Вашингтонской конференции - разработка с последующим закреплением в договоре основных принципов права, касающихся деятельности в данном районе:

  1. Мирное использование антарктической зоны. В Антарктике запрещено размещение контингентов войск, она не может служить в качестве театра военных действий либо базы для ведения их где бы то ни было. Не разрешается использовать территорию ее в качестве полигона для применения оружия (как обычного, так и ядерного).
  2. На пространстве Антарктики провозглашена свобода научных исследований и сотрудничества международного характера. Относится подобное положение к любому государству, имеющему, таким образом, равные права со странами-участниками договора.
  3. Обеспечение в регионе экологической безопасности. В данной части прослеживается сходство правового режима Арктики и Антарктики.

О территории региона

Та же самая IV статья Договора об Антарктике определяет территориальные границы его действия применительно к району, расположенному южнее шестидесятой параллели южной широты. Следовательно, к указанному в Конвенции региону относятся все пространства - водные, островные, материковые, которые с севера ограничиваются этой условной линией - географической параллелью 60⁰ южной широты. В пределах данного района права любого государства осуществляются согласно положениям договора международного права относительно открытого моря, что особенно оговаривается.

Подобное важное положение придает еще больше сходства юридическому статусу Антарктики и статусу любой территории с международным режимом. В этой связи побережье антарктического материка вместе с островными образованиями не располагает собственными внутренними морскими водами, исключительной и прилежащей экономическими зонами, территориальным морем, что имело бы место в случае попадания Антарктиды под суверенитет либо юрисдикцию определённого государства.

Договор об Антарктике создал фундамент, на котором строится дальнейшее международно-правовое регулирование в данном регионе. Положения его были развиты и дополнены рядом прочих подобных многосторонних соглашений. В 1972 году появился один из первых таких документов - Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Число добываемых видов их было существенно ограничено с установкой допустимого уровня вылова, лимитированием добычи по возрасту, полу и размеру. В частности, были определены районы как открытые, так и закрытые для охоты, установлен регламент относительно применения различных орудий лова. Деятельность по добыче тюленей в Антарктике инспектируется, что входит в число важнейших составных частей данной системы охраны.

О сохранности экосистемы

В 1980 году приняли конвенцию, касающуюся сохранения живых морских ресурсов Антарктики. Данный документ стал первым из числа международно-правовых актов, основанных на экосистемном подходе. Суть его - в понимании необходимости защиты биоресурсов морей Антарктики комплексного характера. В качестве объекта регулирования Конвенции выступило множество видов живых организмов (речь шла о популяциях моллюсков, плавниковых рыб, птиц и т. п.)

Причём действие Конвенции распространялось не только на пространства южнее 60-й параллели, но и на более протяженную зону, в которой наблюдается смешивание природных факторов сугубо антарктического характера с теми, что характерны для более северных территорий.

Благодаря данной Конвенции произошло учреждение комиссии, занятой сохранением живых морских ресурсов антарктической зоны. В ее правомочиях - выполнение всех контрольных, организационных, научно-прикладных и информационных функций. Все меры, принятые в целях сохранения экосистемы региона, обязательны к соблюдению любым из государств, входящих в число членов комиссии, не позже чем через 180 дней с даты уведомления.

О природных ископаемых ресурсах Антарктики

Порядок и условия их разработки регламентированы в положениях Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов региона, принятой в 1988 году. Основные принципы ее являются продолжением и детализацией главного принципа антарктического договора - обеспечения безопасной экологии в регионе. Правовой режим разработки любого природного ресурса в первую очередь учитывает необходимость защиты окружающей среды и предотвращения ущерба правам и интересам остальных пользователей антарктического пространства.

Реализовать положения Конвенции предназначено специально утверждённым органам - Комиссии и Консультативному комитету, наделенными достаточным числом правомочий по контролю за деятельностью стран-эксплуатантов.

Вступление в законную силу Конвенции 1988 года было отменено в связи с отрицательным отношением большей части государств международного сообщества, подписавшихся под резолюцией о недостаточной оценке особой уязвимости экологической системы данного региона. В результате государства-члены Конвенции в 1991 году подписали протокол в Мадриде, касающийся процесса регулирования действий по освоению минеральных ресурсов антарктического региона и охране окружающей среды.

В числе наиболее важных положений Протокола следует упомянуть установленный статьей номер 7 запрет относительно любой деятельности, касающейся минеральных ресурсов, кроме научно-исследовательской. Сроком на 50 лет было заморожено проведение любого вида геологоразведочных и эксплуатационных работ. Антарктида фактически получила статус международного заповедника.

Раздел 3. Объект и субъект геополитических споров в Арктическом регионе

Арктическая зона находится под воздействием внутренних и внешних факторов воздействия, определяющих её перспективное развитие. К первым следует отнести политические (система управления), социальные и экономические факторы. Ко вторым – геополитические условия.

По сколько международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует, возникают различные правовые и политические споры. И в будущем таких конфликтных ситуаций будет намного больше, из-за весомого геополитического значения региона.

На современном этапе, правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

Уже сейчас, основные арктические «игроки», такие как Россия, США, Канада и Норвегия, создают свои военно-политические стратегии по поводу дальнейшего освоения и развития своих секторов Арктики.

До последнего времени проблема милитаризации Арктики имела почти исключительно теоретическое значение по причинам природно-климатического характера. Из-за наличия в этом регионе постоянного ледового покрова в акватории Северного Ледовитого океана и крайне тяжелых природных условий на суше деятельность всех видов ВС в Арктике была либо крайне затруднена, либо вообще невозможна. Причем по окончании холодной войны даже те воинские контингенты, которые находились в Арктике, были либо сокращены, либо вообще ликвидированы.

Ситуация изменилась в последние годы в связи с начавшимся интенсивным таянием арктических льдов и одновременно открытием крупных месторождений углеводородов на арктическом шельфе. Возможное исчезновение ледового покрова создает условия для круглогодичного плавания торговых судов и боевых кораблей по Северному Морскому пути и Северо-Западному проходу и сезонного - в высоких широтах, а также для добычи углеводородов на шельфе.

Поэтому возникновение геополитических споров в данном регионе неизбежно и вопрос стоит лишь только во времени начала активных политических, а возможно и военных процессов.

Правовой режим Арктики

В настоящее время на законодательном уровне не определена территория и границы Арктики. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.


Первые попытки установить контроль над Арктикой и ее пространствами были предприняты в XIX веке. Арктические государства – Россия, Норвегия, Дания, Канада и США – начали переговоры по определению международно-правового режима арктических морей, предложив секторальный принцип. Основанием сектора служило арктическое побережье, а боковыми границами – меридианы, проходящие через крайние точки Северного побережья арктических стран. Вершиной каждого сектора является Северный полюс. Этот принцип отражал существующие столетиями представления о необходимости контроля над пространством.

Опираясь на устоявшиеся взгляды, арктические страны на первый план выдвигали военно-политические, экономические и транспортные факторы, связанные с доступом к прибрежным районам арктических морей и находящимися на них ресурсами.

Заключенные в XIX веке между арктическими странами международно-правовые договора существовали на протяжении десятилетий. Они фиксировали позиции сторон, для которых северное направление представляло важный, но не определяющий компонент внешней политики.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор. На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР. Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы.

Деление Арктики согласно секторальному подходу

Итогом политики арктических стран стал раздел арктических пространств на национальные сектора, при том, что отсутствовали международные договора. Соответственно можно говорить, что 1920-1930-е годы вошли в историю освоения Арктики приполярными странами (США, Канадой, СССР, Норвегией, Данией, Финляндией) как период ее международного раздела и начала закрепления за Советским Союзом арктических территорий.

Следует отметить, что в XX веке усилия арктических государств были направлены на развитие в первую очередь прибрежных территорий, их сырьевого потенциала. Большое внимание уделялось вопросам международно-правового статуса арктических пространств, которые рассматривались через призму реализации военно-стратегических интересов.

Арктические страны стремились через многосторонний переговорный процесс определить международно-правовой статус арктических пространств.

В 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву. Она подтвердила права государства на 12-мильную зону территориальных вод и установила, что государство имеет единоличное право распоряжаться континентальным шельфом на всем его протяжении. За пределами территориальных вод (12 морских миль) все страны имеют право свободного торгового и военного судоходства, а также имеют право ловить рыбу и заниматься другой хозяйственной деятельностью. Исключительная экономическая зона (200 морских миль) не входит в состав государственной территории. Здесь сохраняется свобода судоходства. Конвенция 1982 года ограничивает территориальные претензии 350 морскими милями в том случае, если континентальный шельф простирается за 200-мильную зону. В этом случае граница континентального шельфа устанавливается на основе решения комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Таким образом, конвенция 1982 года, установив ширину территориальных вод и исключительную экономическую зону, зафиксировала пределы территориальных притязаний арктических государств.

По мнению правоведов-международников, существует два способа разграничения прав арктических государств на дно Северного Ледовитого океана:

1) секторальный способ , согласно которому каждому арктическому государству принадлежит сектор Северного Ледовитого океана в виде треугольника, вершинами которого является Северный географический полюс, западные и восточные границы побережья государства. Данный способ основывается исключительно на обычных нормах международного права (то есть на практике действий и национальных законодательствах государств, не оспариваемых иными государствами);

2) конвенциальный способ, согласно которому к Северному Ледовитому океану необходимо применять общие правила разграничения прав на морские районы, установленные Конвенцией по морскому праву от 10.12.1982, которую подписали 119 стран мира (сейчас ее ратифицировали 148). Россия ратифицировала указанную Конвенцию в 1997 году.

Дискуссии о международно-правовом статусе Северного Ледовитого океана тесно связаны с проблемой последующего доступа к арктическим пространствам и ресурсам, которые там находятся. В этом контексте геополитическое соперничество происходит не столько за пространства, сколько, в первую очередь, за доступ к ресурсам и последующий над ними контроль.

Территории, на которые претендуют Арктические государства

Арктические страны, отстаивая различные подходы к определению международно-правового статуса арктических пространств, преследуют долгосрочные цели, которые базируются на экономических интересах. Например, заинтересованность США в интернационализации Арктики за пределами 200-мильной зоны определяется высоким уровнем развития технологий добычи, а также наличием опыта бурения на шельфе. Соответственно, в случае принятия данного принципа международно-правового статуса Арктики, американские нефтяные компании получат значительные преимущества в разработке углеводородных ресурсов.

От выбора принципа раздела Арктики (интернационализация, секторальный) во многом зависит и будущая военно-политическая ситуация в этом регионе мира. Например, США, исходя из своих военно-стратегических интересов, полагают, что реализация секторального принципа всеми арктическими государствами может существенно ограничить возможности их военно-морских сил в Арктике.

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г. Арктический совет - межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция)

Участники Арктического совета

В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект "Арктический плавучий университет", в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции).

В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

Приарктические государства сотрудничают и вне рамок Арктического совета. Так, с 1993 г., делегации из России, Канады, США, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также представители ЕС принимают участие в конференциях парламентариев Арктического региона; с 2005 г. проводится ежегодная Конференция по проблемам судоходства в Арктике (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, ФРГ, Канада, США); в 2008 и 2010 гг. состоялись встречи "Арктической пятерки" (главы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегии).

В апреле 2012 г. на канадской авиабазе Goose Bay прошла первая встреча министров обороны и начальников генштабов, в которой приняли участие представители Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии (Россию представлял начальник генштаба генерал армии Николай Макаров).

Подводя итоги, следует отметить, что Арктику вряд ли корректно сравнивать с Балтийским или же Средиземноморским регионом, в отношении которых Конвенция предусматривает необходимость регионального уровня регулирования. Однако справедливо ли отождествление Северного Ледовитого океана, например, с Индийским по таким параметрам, как площадь, глубины, экологическая уязвимость, наконец - история освоения и использования?

Как представляется, к Арктике должен быть применим особый формат управления, основанный на сочетании глобального и регионального подходов.

Учитывая тот факт, что в регионе тесно переплетаются экономические и политические интересы как России, так и других арктических государств – США, Канады, Дании, Норвегии, а также целого ряда стран Европейского союза и Тихоокеанского региона, их разрешение будет во многом определятся дальнейшей динамикой международного сотрудничества.

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)

После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.

В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.) сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере, которая содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. Российская Федерация поддержала Концепцию "северного измерения канадской внешней политики", выдвинутую Правительством Канады 8 июня 2000 г. В результате 18 декабря 2000 г. было подписано "Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере".

В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. В случае необходимости решено применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду "предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде" Арктики и решения по которой должны приниматься национальными органами.

В 1996 г. правительства семи арктических государств подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и зашиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Можно отметить декларации Совета, принятые на встречах 1998 г. в Икалуите и 2000 г. в Бэрроу.

В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Однако ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию ООН по континентальному шельфу. 20 декабря 2001 г. Секретариат ООП зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, па которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн кв. км.

Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, па который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

В 2007 г. МПР России была организована экспедицию в Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и хребта Менделеева с прилегающими шельфами. В конце 2007 г. была предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии 1999 г. и при положительном решении вопроса Россия увеличит площадь континентального шельфа, что означает начало осуществления суверенных прав в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники уже в скором времени будет возможна разработка ресурсов в этой зоне".

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.