Правовые режимы в мчп. Правовые режимы в международном частном праве

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Особенности правового положения иностранных граждан по российскому законодательству

(проблемы международного частного права)

И.Ю.Юшкарев – кандидат юридических наук,

КлЮИ МВД России

В рамках данной статьи обращается внимание на некоторые актуальные теоретические аспекты правового положения иностранных граждан в России. Особо при этом нами выделяетсякатегория правового режима, предоставляемого иностранным гражданам, а так же вопросы установления изъятий из него. Традиционно они считаются основой правового положения иностранных граждан в международном частном праве. Участниками конференции уже обращалось внимание на проблемы обеспечения равенства прав иностранных граждан и граждан государства пребывания, в частности в Республики Беларусь и России . Вопросы соотношения прав иностранных граждан и граждан государства пребывания и раскрываются через категорию предоставляемого правового режима.

Характеристика правового режима, предоставляемого иностранным гражданам в России. Как известно, категория «правового режима» широко используется в теории международного частного права. Анализу отдельных аспектов правового режима, применительно к иностранным лицам, уделяется внимание различными учеными, однако мало кем из них замечается, что само понятие «правовой режим» в рассматриваемом значении практически не используется в отечественном законодательстве. Оно используется в иных значениях в Федеральном конституционном законе "О военном положении", Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении", Земельном кодексе Российской Федерации и некоторых других законах . Что же касается установления особенностей правового положения иностранных физических и юридических лиц, то в этом смысле понятие правового режима известно только законодательству об иностранных инвестициях, которое можно признать, с известными оговорками, одним из источников международного частного права .

На наш взгляд понятие правового режима, применительно к иностранным гражданам, или если говорить более обобщенно, иностранным физическим лицам весьма многоаспектно. Причем для международного частного права оно имеет ценность в связи с тем, какие виды правовых режимов предоставляются иностранным гражданам. Однако и по этому вопросу в науке МЧП не сложилось единого мнения. Наиболее часто учеными выделяются три вида правового режима: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим . Кроме этого, некоторыми представителями юридической науки выделяются и «привилегированный» , «дискриминационный» , «основной» или «общий» и «индивидуальный» режимы.

Под национальным режимом в теории МЧП понимается наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица . Под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление физическим и юридическим лицам одного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица любого другого иностранного государства . Специальный режим – это предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов.

Развитие российского законодательства демонстрирует нам последовательное установление так называемого национального правового режима для иностранных физических лиц. Его основы закрепляются в Конституции России. В ст.62 Конституции определяется, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Принцип национального режима, установленного в отношении иностранных граждан подтвержден и решениями Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура).

В действующем, как и в действовавшем ранее, гражданском законодательстве принцип национального режима, провозглашенного Конституцией России получает свое отраслевое развитие. Определяя отношения, регулируемые гражданским законодательством, ст.2 ГК России устанавливает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как отмечает О.Н.Садиков в абз.4 п.1 ст.2 ГК России содержится положение о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Это норма международного частного права, которая должна действовать с учетом более полного регулирования в данной области, установленного законами Российской Федерации, а также заключенными Россией международными договорами .

Итак, гражданское право России практически не делает различия между иностранными гражданами и российскими гражданами, когда они выступают субъектами регулируемых им отношений. И это не является новеллой цивилистики, а представляет собой, скорее, достаточно устоявшуюся традицию. Н.Л.Дювернуа подмечал достоверную тенденцию в соответствии с которой вместе с обособлением права частного от публичного, гражданская правоспособность расширяется на своих и чужих, безразлично. Понятие подданства, способы его установления и прекращения входят в дисциплину публичного права . Характеризуя гражданскую правоспособность иностранцев в соответствии с действовавшим законодательством он писал, что столь широкой постановки равноправности чужих и своих, введенной у нас в такую пору, когда для своих еще продолжали существовать многочисленные стеснения в правах гражданских, едва ли знает какое-либо из современных западных законодательств . Аналогичных взглядов придерживались и Д.И. Мейер , Г.Ф.Шершеневич .

Обозначенная традиция продолжается и современными цивилистами. С.М.Корнеев пишет, что иностранные граждане пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения .

Итак, принцип национального режима в отношении иностранных граждан, являющийся классическим в теории отечественного международного частного права, в полной мере применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям с участием иностранных лиц, т.е. отношениям, входящим в предмет гражданского права. Однако в отраслях публичного права мы наблюдаем столь значительные исключения из него для иностранных граждан, что появляются основания усомниться в его действии. При этом правовое положение иностранных граждан в публично-правовых отношениях, в первую очередь, административно-правовых оказывает непосредственное воздействие на их гражданскую правоспособность, т.е. и на сферу международного частного права. Далее мы попытаемся показать те группы общественных отношений, которые находятся в секторе соприкосновения предмета международного частного и публичного права.

Изъятия из принципа национального режима. Изъятия из принципа национального режима, представляющие собой установленные законом исключения из общего правила о приравнивании иностранных граждан к российским в их правах и обязанностях являются традиционным институтом международного частного права. Как мы уже отмечали такие изъятия органично достраивают институт национального режима. На возможность таких изъятий указывают представители дореволюционной доктрины гражданского и международного частного права.

Д.И. Мейер пишет, что главное правило относительно применения гражданских законов к лицам (в том числе и иностранным подданным – прим. авт)то, что законы должны быть применяемы ко всем одинаково, насколько сами законы не определяют различия . Ю.С.Гамбаров, рассматривая особенности гражданской правоспособности иностранцев писал, что прежде всего, лишенные политических прав, иностранцы не могли обладать и теми гражданскими правами, которые допускали последствия политического характера. Сюда принадлежали, главным образом, поземельная собственность и все связанные с ней права на землю: залог, аренда, рента и т. д.

Теория изъятия из принципа национального режима господствует и в современной доктрине международного частного права. Хотя следует заметить, что действующее законодательство такого термина как «изъятия» не содержит, как не содержит и термина «национальный режим».

Итак, подавляющее большинство ученых рассматривает изъятия из национального режима в рамках доктрины международного частного права. Однако правовую природу таких изъятий практически никто не исследует. Не смотря на сложность и дискуссионность вопросов о нормативном составе МЧП, его предмете и структуре мы считаем необходимым задаться вопросом о правовой природе изъятий из национального режима и выяснить в какой степени они относимы к системе международного частного илигражданского права. Собственно уже при первом взгляде на имеющиеся изъятия виден их публично-правовой характер. Но в какой мере публично-правовой элемент в них сочетается с частноправовым, какой из них преобладает. На наш взгляд, необходимо установить какие изъятия вообще принадлежат системе частного права, в первую очередь гражданского и международного частного, а какие публичного, конституционного и административного. Эти вопросы оказались совершенно не рассмотрены в доктрине отечественного международного частного права. Хотя учеными и делаются некоторые оговорки, свидетельствующие о том, что проблема существует, но пока остается без разрешения. Так у Л.А.Ануфриевой мы нашли утверждение о том, что в области международного частного права вопросы режима пребывания, гражданско-правового статуса физических лиц – иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными и образовывали его главную составляющую и соответственно сферу действия . Являются ли вопросы режима пребывания вообще предметом международного частного права? Ведь этот режим представляет собой, в первую очередь, совокупность сугубо административно-правовых правил, в частности регистрации на территории России. Эти правила во многом и отличают правовой статус иностранного гражданина от правового статуса российского гражданина, а соответственно, являются изъятиями из принципа национального режима. Но в какой мере их можно отнести к сфере международного частного права. Ведь правила режима пребывания практически невозможно отнести к области имущественных и личных неимущественных отношений, а соответственно и к предмету МЧП.

На первый взгляд, ограничение права собственности иностранных граждан можно было бы и признать характерным изъятием из принципа национального режима, носящим гражданско-правовой характер и лежащим в сфере международного частного права. Собственно вопросы ограничения права собственности на землю и земельные участки были предметом современных научных исследований .Однако в них не нашли отражения вопросы о принадлежноститаких ограничений к системе публичного или частного права.

Суть ограничений сводится к тому, что в соответствии с п.2 ст.5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами. Существующие ограничения в праве собственности на земельные участки сводятся к тому, что в соответствии с п.3 ст.15 иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ до установления Президентом Российской Федерации указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам . Так как такой перечень еще не разработан, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, являются одной из категорий земель, которые не могут находиться в собственности иностранных граждан.

Еще одной категорией земель являются земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды .

С точки зрения традиционной доктрины МЧП иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства являются субъектами права частной собственности на землю. При этом положения земельного законодательства, ограничивающие их права следует рассматривать как изъятия из принципа национального режима для иностранных граждан. Однако некоторыми учеными высказывается мнение прямо противоположное устоявшемуся. Рассмотренные ограничения рассматриваются имикак отказ законодательства в установлении для иностранных лиц и лиц без гражданства национального режима в части возможности нахождения у этих лиц в собственности земельных участков, как отмечается некоторыми учеными . Таким образом, они волей или неволей ставят под сомнение универсальность принципа национального режима для иностранных граждан.

Проблема ограничения права собственности иностранцев на земельные участки имеет и еще один актуальный для нас аспект. Не смотря на то, что ограничивается право собственности, как одно из центральных вещных прав системы гражданского права, мы замечаем, что сами ограничения лежат в сфере права публичного. Мы можем сделать такой вывод исходя из того, что особенностью системы правового регулирования земельных отношений, как в общем то вообще природоресурсных отношений, является сочетание норм и институтов отрасли гражданского права с нормами и институтами отрасли земельного права, которая и представляет собой отдельный вид земельного законодательства. ГК России, устанавливая основы оборотоспособности объектов гражданских прав в ст.129 закрепил правило о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Н.А.Сыродоев в этом отношении правильно замечает, что правовой режим земли и земельных участков, как и иных природных ресурсов кардинальным образом отличается от режима иных объектов гражданских прав, ограниченных в обороте .

Относительно соотношения отраслей гражданского права и специального законодательства (земельного) в регулировании земельных отношений идут споры уже более 15 лет . Однако анализ всех современных тенденций в исследованиях особенностей правового регулирования земельных отношений позволяет прийти к выводам о том, что ограничения оборотоспособности земли, в том числе и связанные с иностранным субъектом правоотношений, реализуются именно земельным законодательством – специальным (природоресурсным) по отношению к гражданскому. Оно и реализует в этих отношениях государственные, общественные интересы. Соответственно его следует относить к системе публичного права. Получается, что установленные земельным законодательством, в том числе принимаемыми во исполнениеЗемельного кодекса законами и подзаконными актами, ограничения оборота земельных участков устанавливаютсяв системе публичного права.

Рассматривая иные изъятия из принципа национального режима, которые, к сожалению, не могут быть изложены в рамках одной статьи, мы пришли к выводу, что наиболее значительны ограничения для иностранных граждан в системе публичного права, прежде всего конституционного и административного. Характерным для современного законодательства является то, что такие ограничения в значительной мере обуславливаются установленной и обозначенной категорией, к которой можно отнести иностранного гражданина, соответствием его установленным в законе признакам (например, постоянно проживающим, постоянно или временно пребывающим на территории России).

Наибольшее число изъятий содержится в отраслях публичного права, в первую очередь, конституционном и административном праве. Причем специфика их такова, что вообще заставляет усомниться в полноценной реализации принципа национального режима для иностранцев в российской системе публичного права.

Попытки предоставления иностранным гражданам полноценного национального режима имели место в истории отечественного государства и права. В 20-х гг. XX в. в политических кругах реализуется утопическая идея о наделении иностранцев политическими правами. Утверждается, что в противоположность праву капиталистических государств советское право именно в отношении политических прав, и в первую очередь, права избирать и быть избранным в советы провозглашает полное и безусловное приравнение иностранцев к гражданам союза . Закрепляя политические взгляды руководства коммунистической партии Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала, что исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства (ст.20).

Мы наблюдаем беспрецедентные попытки уровнять иностранных граждан с советскими в политических правах, которые традиционно как раз отличали правовой статус отечественного гражданина (подданного) от иностранного.

Рассматривая проблемы российского гражданства О.Е.Кутафин объясняет такие особенности государственной политики наличием в то время на советской территории больших масс иностранцев, попавших на нее во время войны и революции, вполне советски настроенных и принадлежащих к пролетариату и крестьянству. Многие из них сражались в рядах Красной армии, и было неестественно не предоставить им те права, которыми пользовались их товарищипо оружию .

В.Н.Дурденевский отмечал, что особенности этого этапа государственной политики проявлялись еще и в том, что каждая советская республика считала своими гражданами всех советских граждан, находившихся в ее пределах, и отличала граждан других республик от своих только в случае желания заинтересованного лица. В редких встречавшихся на практике случаях это выражалось в специальных отметках в удостоверяющих личность документах в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР 1921 г .

Исходя из столь широких прав, предоставляемых иностранцам в первые годы советской власти некоторые юристы полагали, что понятие «иностранец» вообще отживает. Так А.Сабанин писал, что советская власть в ст.20 Конституции РСФСР теоретически отменила понятие иностранца, признав у себя за всеми трудящимися, независимо от их подданства, политические права .

История показала утопичность таких идей. Имеет ли смысл дальше поддерживать взгляды о предоставлении иностранным гражданам национального режима во всех сферах их жизни и деятельности в России, или следует признать и гарантировать его (национальный режим) только в системе частного права. На это вопрос должна дать ответ современная юридическая наука.

Законодательством и международными договорами предусматриваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим Режим наибольшего благоприятствования Специальный режим Режим взаимности Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъектов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданамилюбого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом Договаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне сюридическими и физическими лицами Российской Федерации в силумеждународных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.Принцип национального режима применяется и к публичным правоотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящихиз иностранных государств, применяется национальный режим. В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,происходящим из иностранного государства, таким же образом, какимони применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преимуществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гражданства третьего государства.

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляетсярежим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятияиз национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа национального режима федеральными законами могут быть установленыизъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «Осредствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, аравно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителямителе-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностраннымучастием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,зона уверенного приема передач которых охватывает половину и болееполовины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметитьотсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государственной власти Российской Федерации, занимать определенные должности и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися наприграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г.N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капиталекоторых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только направе аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима называют режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенногорежима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств)такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию вРоссийской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляетиностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе принципа взаимности, за исключением отдельных ограничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под формальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицами лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуютсяграждане данного государства. Данное положение практически тождественно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставлениеиностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, которым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2п. 4 ст. 5 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском правеи смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срокдействия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в странепроисхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограничения для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личныхнеимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, вкоторых имеются специальные ограничения имущественных и личныхнеимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованнозакрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективнуюзащиту их законных интересов в этом государстве, например, защиту отантиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимыхдля эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ироссийских лиц.Решение о введении ответных мер принимается ПравительствомРоссийской Федерации. До введения ответных мер Правительство Российской Федерации может принять решение о проведении переговоров ссоответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности»).

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлениивнешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, порядок их введения и применения. Так, если в результате расследования,проведенного федеральным органом исполнительной власти, установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняетсущественный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применит специальные защитные меры в отношении такого товара посредствомвведения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении ПравительстваРФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, в российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласнокоторому при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию граждан Российской Федерации является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопросо необходимости введения аналогичного условия при въезде гражданэтого государства в Российскую Федерацию.

Национальный режим. Установление национального режима в российских источниках международного частного права.Режим наибольшего благоприпятствования. Способ установления этого режима в отношениях между государствами.

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В России этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ более широко, чем в Законе, поскольку этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В области гражданского права применение национального режима наиболее широким образом предусмотрено ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, в которой говорится, что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом". О национальном режиме говорится в целом ряде других законодательных актов, в частности в ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в ст. 4 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., в ст. 5 Закона РФ 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах". Из международных соглашений сошлемся прежде всего на Минскую конвенцию 1993 г., Кишиневскую конвенцию 2002 г. и многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также на такие универсальные многосторонние соглашения, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (см. гл. 14).

Национальный режим применяется в международных торговых договорах в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима).

Таким образом, в России национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

От национального режима следует отличать режим наибольшего благоприятствования. На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В обычном (неюридическом) языке, применяя этот термин, имеют в виду создание для кого-то самых лучших, благоприятных условий. В действительности это не так, режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами. Точно так же не должно вводить в заблуждение применение в законодательстве об иностранных инвестициях и в соглашениях о защите иностранных инвестиций указаний на то, что им должен предоставляться не менее благоприятный режим, чем правовой режим, предоставляемый отечественным инвесторам, поскольку в данных случаях имеется в виду предоставление национального режима. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту, юридическая сущность клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации как договорного положения состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений. В тексте проекта в конечном итоге комиссия применила термин "не менее благоприятный, чем режим, распространенный на третье государство". Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования (ст. 10). Об этом режиме говорится также в разделах о таможенных вопросах, о поощрении иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одной стороны на территорию другой и по другим вопросам.

В Соглашении предусматривалось, что Российская Федерация может предоставить странам СНГ большие преимущества, чем другим странам, тем самым речь шла об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим установлены в отношениях нашей страны с США благодаря заключенному 1 июня 1990 г. Соглашению о торговых отношениях. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения каждая сторона "без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из/или экспортируемым на территорию любой третьей страны...".

Недискриминационный режим предоставляется в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.

Введение

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве

2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

3. Правовое положение государства в Международном частном праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.

Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.

Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;

2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;

3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;

4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;

5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;

6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;

7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.


1. Физические лица в Международном частном праве

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран – одна из основных задач международного частного права .

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права .

Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания 9 .

Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности 8 . К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое 9 .

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства .

Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях .

В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества .

Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам 6 .

В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки 10 .

Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства 7 . В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .

На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права .

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ .

Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации .

Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России) 11 .

Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах .

Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям» .


1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .


На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях. В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества. Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки. Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства. В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ. Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации. Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России). Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах. Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».