Об утверждении наставления по технической службе министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий. Организация технической службы пожарной охраны Наставление по технической



Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.

Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.

В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).

Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).

Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.

С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.

Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.

Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.


    1. Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.

Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.

Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.

Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.

Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .


    1. Специальные пожарные автомобили

К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.

Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.

Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .


    1. Вспомогательные пожарные автомобили

К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.

ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .

в части робототехнических средств пожаротушения»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Наставление определяет порядок эксплуатации и ремонта робототехнических средств, вспомогательной техники и робототехнического имущества (далее - робототехнических средств и имущества) в системе Федеральной противопожарной службы МЧС России.

2. Робототехнические средства (далее - РТС) и имущество- материально-технические средства, состоящие на вооружении или снабжении сил МЧС России и предназначенные для проведения аварийно-спасательных, противопожарных, неотложно-восстановительных и других специальных работ, связанных с риском для жизни личного состава. Указанные работы могут, в том числе, проводиться в условиях радиационного и химического загрязнений, а также биологического заражения. РТС и имуществом являются образцы робототехники и вспомогательных техники и оборудования для ее эксплуатации.

3. Под робототехническими средствами понимаются образцы робототехники, использование которых требует закрепления за ними подготовленного личного состава (экипажей, расчетов) и для которых установлены плановые виды ремонта, а также нормы расхода ресурсов, исчисляемые в моточасах (часах) работы или в километрах пробега.

По среде применения РТС подразделяются на:

наземные РТС, в том числе пожаротушения;

воздушные РТС;

подводные РТС.

Под вспомогательной техникой РТС понимается техника, обеспечивающая в процессе эксплуатации РТС сервисные, в том числе транспортные и погрузочные операции.

К вспомогательной технике относятся:

транспортные средства для РТС (автомобили, прицепы, трейлеры, плавсредства и т.д.);

Погрузо-разгрузочные средства и приспособления для РТС (подъемные краны, гидроподъемники, лебедки и т.д.), поступающие по табелям и нормам снабжения.

Под робототехническим имуществом понимается также вспомогательное оборудование, обеспечивающее эксплуатацию РТС, поставляемое по нормам табелизации и снабжения, не требующее закрепления личного состава, которым не установлены или не определены годовые нормы расхода ресурсов, а также агрегаты, узлы, запасные части к робототехнике и расходные материалы.

К робототехническому имуществу относятся:

навесное оборудование и сменный инструмент;

агрегаты, узлы и запасные части к робототехнике, другие табельные, расходные и вспомогательные средства, поступающие по табелям и нормам снабжения;

нормативно-техническая документация;

учебно-тренировочные средства (разрезная техника, агрегаты, тренажеры, макеты, стенды, кинофильмы, специальная литература, плакаты и др.), используемые для занятий по специальной подготовке в специальных робототехнических подразделениях МЧС России (далее - подразделение).

4. Эксплуатация робототехники и имущества - это стадия жизненного цикла изделия с момента принятия его подразделением от завода-изготовителя или ремонтного предприятия, включающая комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности по назначению, поддержанию установленной степени готовности к использованию, использованию по назначению, хранению и транспортированию.

5. РТС и имущество эксплуатируются подразделениями, в которых они положены по штатам (табелям), только по ее прямому назначению в соответствии с инструкциями по эксплуатации и в пределах норм расхода ресурсов, установленных настоящим Руководством.

6. Робототехника текущего обеспечения в подразделениях распределяется по группам эксплуатации. Для робототехники установлены следующие группы эксплуатации: боевая и учебно-боевая.

Зачисление техники в группы эксплуатации производится приказами начальников подразделений на основании штатов и табелей к ним в соответствии с требованиями пунктов 7 и 8 настоящего Руководства.

7. Робототехника, предназначенная для действий в условиях проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также для проведения разведки в очаге ЧС, а также целям обучения, зачисляется в боевую и учебно-боевую группы эксплуатации.

Робототехника, предназначенная табелями к штатам для обеспечения учебного процесса в учебных подразделениях, готовящих специалистов, обслуживающих РТС, а также на кафедрах высших учебных заведений МЧС России зачисляется в учебно-боевую группу эксплуатации.

8. В боевую группу эксплуатации зачисляется робототехника, имеющая неснижаемый запас ресурса до очередного планового ремонта не менее:

а) 5000 км - для робототехники, смонтированной на специальных колесных шасси;

б) 3500 км или 1000 моточасов- для робототехники, смонтированной на гусеничных базовых шасси, и машин индивидуальной компоновки, собранных на типовых узлах и агрегатах автомобильных базовых шасси и гусеничных базовых машин;

в) 1000 моточасов (часов) - для автомобильных и пневмоколесных шасси РТС, кранов, крановых самопогрузчиков, автопогрузчиков и электротехнических средств, мотопомп и мотоэлектростанций;

г) 450 моточасов - для буксирно-моторных плавсредств, обслуживающих подводные РТС.

9 . Робототехника и имущество по техническому и качественному состоянию учитываются по категориям:

первая - новая, поступившая с заводов промышленности робототехника с пробегом (наработкой) в пределах гарантийных обязательств, устанавливаемых заводами-изготовителями;

вторая - исправная робототехника с пробегом (наработкой, сроком хранения) свыше гарантийных обязательств, устанавливаемых заводами-изготовителями;

третья - робототехника, требующая среднего ремонта. Для навесных, прицепных, переносных механизмов и электротехнических средств третья категория не устанавливается;

четвертая - вся робототехника, требующая капитального ремонта;

пятая - робототехника, выработавшая ресурс (срок службы) до списания (выслужившая предельные сроки хранения), поврежденная, подлежащая списанию, восстановление которой невозможно или нецелесообразно.

Техническое состояние робототехники, смонтированной на автомобильном базовом шасси или гусеничной базовой машине, определяется техническим состоянием шасси (машины), а также состоянием специального (рабочего) оборудования, установленного (смонтированного) на данном шасси (машине). Категория робототехники в целом устанавливается по низшей из категорий, определяемых в отдельности для шасси (машины) и специального (рабочего) оборудования;

первая - новое, не бывшее в использовании имущество, со сроком хранения до 50 процентов от предельного;

вторая - годное имущество, находящееся или бывшее в использовании, а также новое, со сроками хранения свыше 50 процентов от предельного;

пятая - негодное, подлежащее списанию имущество, а также находящее на хранении свыше предельных сроков хранения.

10. Для перевода робототехники и имущества из одной категории в другую составляются акт технического состояния и акт изменения качественного состояния согласно Наставлением по технической службе… ФПС МЧС России (п.79 приказа МЧС России от 25.12.2002 № 608), которые утверждаются начальником подразделения. Из первой категории во вторую техника переводится после отработки установленного срока службы (пробега, наработки, хранения), о чем указывается в формулярах (паспортах) изделий; акты в этом случае не составляются.

11. Все РТС и имущество независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения или изготовления подлежат обязательному учету в соответствии с Наставлением…(п.10 настоящего документа). Ответственность за организацию и ведение учета несут начальники подразделений, складов и мастерских. До постановки на учет и ввода в строй использование робототехнической техники и имущества запрещается.

12. Эксплуатация (в том числе ввод в строй, реконструкция, ремонт, модернизация) грузоподъемных кранов всех типов, кранов-манипуляторов, грузозахватных органов и приспособлений, подъемников и других технических устройств, подконтрольных Инспекции государственного технического надзора (далее именуются - объекты гостехнадзора), входящих в состав РТС и имущества, должна осуществляться в соответствии с требованиями Руководства по обеспечению выполнения нормативно-технических документов Федерального горного и промышленного надзора России при разработке, производстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции объектов, подконтрольных органам государственного технического надзора (далее именуется - Руководство РТБ-95).

По отношению к объектам гостехнадзора, входящим в состав РТС и имущества, необходимо руководствоваться определениями терминов «эксплуатация», «ремонт», «капитальный ремонт», «срок службы», «расчетный срок службы», «экспертное обследование», «техническое диагностирование (диагностирование)», «авария», «инцидент» и другими определениями терминов, приведенными в нормативных документах Федерального горного и промышленного надзора России и Руководстве РТБ – 95.

13. Поступившее в подразделение табельное робототехническое имущество закрепляется за личным составом и маркируется. Использование имущества, не закрепленного за личным составом, запрещается.

Маркировка табельного робототехнического имущества может быть выполнена на специальной табличке или непосредственно на корпусе или футляре (чехле) изделия. В маркировке указываются: наименование или марка изделия, номер по книге учета, подразделение, лицо, ответственное за эксплуатацию.

14. Робототехническая техника, положенная по штатам (табелям) в подразделениях, эксплуатируется в пределах временных норм, определяющих сроки службы (ВНСС) РТС МЧС России различного назначения, в том числе РТС пожаротушения, указанных в приложении № 2 к настоящему Наставлению.

Примечание: годовые нормы расхода ресурсов РТС различного назначения будут выработаны по результатам их эксплуатации в системе МЧС России по выработке сроков службы серийных образцов. Соответствующие работы должны быть предусмотрены планами НИОКР МЧС России.

Использование техники, находящейся в подразделении сверх штатов (табелей), запрещается . Эта техника приводится в исправное состояние и ставится на хранение до получения указаний о дальнейшем ее применении.

15. В целях сокращения количества робототехники, находящейся в использовании, и обеспечения равномерного выхода ее в ремонт приказом начальника подразделения разрешается увеличивать до двух годовых норм расход ресурсов одних машин за счет снижения годовых норм расхода ресурсов других однотипных машин такой же группы эксплуатации.

16. Новая, а также прошедшая средний или капитальный ремонт робототехника, поступившая в подразделение, подвергается обкатке.

Обкатка робототехники проводится согласно указаниям предприятий-изготовителей и Инструкциям по обкатке соответствующих машин.

Обкатка автомобильных базовых шасси робототехники осуществляется согласно Инструкции по обкатке автомобилей, гусеничных тягачей, транспортеров и тракторов. Для этого сверх годовых норм выделяются ресурсы в соответствии с Годовыми нормами расхода ресурсов автомобильной техники в МЧС России.

Обкатка робототехники, поступившей в подразделение на укомплектование, проводится только после постановки ее на учет согласно пункту 11 настоящего Наставления и присвоения ей регистрационных номеров или государственных регистрационных знаков. Технике, предназначенной для постановки на длительное хранение, государственные регистрационные знаки присваиваются только на период обкатки.

17. Не подвергается обкатке робототехника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в полном объеме, установленном техническими условиями, о чем в формулярах (паспортах) в разделе «Обкатка машин» должны быть сделаны соответствующие записи, заверенные печатью предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия).

Не подвергаются обкатке гусеничные базовые шасси РТС и имущества.

18. Ресурсы, израсходованные на контрольные и приемосдаточные испытания на заводах, зачисляются в норму расхода ресурсов на обкатку робототехники в подразделениях и заносятся в формуляр (паспорт) техники.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

14.1 Техническая служба как система управления

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПАопределяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТСсоставляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы(рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также:2 – отдельные посты ТО;3 – рукавный пост;4 – пост диагностики;5 – гарнизонная база МТО и6 – пункт отгрузки запасных частей.

Рис. 14.2. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения; 6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы.Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах 60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в 5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.

Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(14.1)

где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч;n п – количество пожаров в году;Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять, а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шассиТ ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. ВыразимТ то-1 через трудоемкость ТО-2. ПримемТ то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 ,Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е.К ТР = 1,2. При этом изП 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит (53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения (25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

.

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.

Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.

Приложение

к приказу ______МЧС России

от «____» ___________ 20___ г. № _____
НАСТАВЛЕНИЕ

по технической службе Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий
Раздел 1

«Наставление по технической службе в части пожарных автомобилей, пожарных машин, приспособленной техники и вспомогательных автомобилей»
Настоящее «Наставление по технической службе МЧС России» (далее - Наставление) определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Действие Наставления распространяется на личный состав территориальных органов и подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), воинских частей гражданской обороны, спасательных центров МЧС России, (далее - подразделений), а также подразделений ГПС, находящихся в оперативном подчинении Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах полномочий, подразделений специальных управлений, государственных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений ФПС МЧС России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные понятия

1.1.1. В Наставлении применяются следующие понятия:

техническая служба ФПС (далее - ТС) - вид службы, организуемой в целях технического обеспечения действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, поддержания в технически исправном состоянии техники и продления сроков её эксплуатации;

подразделения технической службы (далее - подразделения ТС) – производственные подразделения ФПС, обеспечивающие технически исправное состояние техники, а также материально-техническое оснащение подразделений техникой и иной пожарно-технической продукцией;

производственная деятельность подразделений ТС - вид деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом техники, переоборудованием и изготовлением отдельных её образцов;

техника – все виды технических средств подразделений, используемых при тушении пожара, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения хозяйственных нужд;

пожарная техника (далее - ПТ)- технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты и спасения людей и материальных ценностей от пожара, а также проведения аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации (далее – ЧС);

пожарное оборудование (далее - ПО)оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения (пожарные гидранты, гидрант-колонки, рукавные линии, рукавные разветвления и т.д.), обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, а также проникновение личного состава подразделений в помещения зданий и сооружений;

пожарно-техническое вооружение (далее – ПТВ) съёмные средства пожарной техники, которыми укомплектовывают пожарные машины, согласно норм табельной положенности. В состав ПТВ включены: пожарное оборудование, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;

пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные;

основные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийных спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников;

основные ПА подразделяются на: общего применения, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах, а также целевого применения, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах;

специальные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте ЧС (спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба и др.);

приспособленные технические средства (далее - приспособленная пожарная техника (ПТ)) – единичные образцы мобильной техники на базе: тягача, прицепа, трактора, мотоцикла, снегоболотохода и др., оборудованные и оснащённые средствами пожаротушения (в том числе аварийно-спасательным оборудованием) в зависимости от её предназначения;

вспомогательная автомобильная и специализированная техника (далее - вспомогательная автотранспортная техника ) – автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, мотоциклы, автокраны, экскаваторы, бульдозеры и другая специализированная техника, предназначенная для выполнения вспомогательных и обеспечивающих работ при тушении пожаров, проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, ликвидации ЧС и хозяйственной деятельности подразделений;

эксплуатация техники – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение учёта, использования по предназначению, технического обслуживания, ремонта и хранения техники;

исправное техническое состояние – состояние техники, соответствующее всем требованиям нормативно-технической документации (далее - НТД);

неисправное техническое состояние – состояние техники, не соответствующее хотя бы одному из требований НТД;

работоспособное состояние – состояние техники, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных НТД;

отказ техники - нарушение её работоспособности, приводящей к прекращению или резкому снижению эффективности выполнения оперативных действий.
1.2. Назначение и основы организации технической службы ФПС МЧС России

1.2.1. Техническая служба гарнизона предназначена для обеспечения постоянной готовности пожарной и другой техники подразделений гарнизона к выполнению оперативных действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2.2. Техническая служба в гарнизонах ФПС МЧС России создаётся на нештатной основе.

1.2.3. В состав ТС включаются отделы (отделения) вооружения и техники территориальных органов МЧС России, подразделения ТС – производственно технические центры (далее - ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.

В подразделениях ТС могут создаваться: посты диагностики техники, по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, базы ГДЗС и рукавные, гарнизонные базы обеспечения (ГСМ, оборудованием и др.), пункты (склады) по снабжению запасными частями и техникой.

1.2.4. Основными задачами ТС ФПС являются:

обеспечение постоянной технической готовности пожарной и другой техники, находящейся на вооружении территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

организация эксплуатации пожарной и другой техники согласно требованиям регламентирующих документов, проведение мероприятий по повышению надёжности и продлению амортизационных сроков эксплуатации;

подготовка предложений по формированию структуры парка пожарной и другой техники подразделений по типам и в количествах, необходимых для выполнения оперативных задач гарнизона в пределах норм штатной (табельной) положенности;

материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

1.2.5. Ответственность за организацию ТС ФПС МЧС России возлагается на руководителей территориальных органов МЧС России.

1.3. Силы и средства технической службы ФПС МЧС России

1.3.1. Силы технической службы составляют сотрудники и работники отделов (отделений) вооружения и техники территориальных органов МЧС России – Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации - далее ГУ МЧС России), сотрудники и работники, ответственные за технику отрядов (частей) ФПС, личный состав подразделений ТС, водители и технические работники подразделений, а также должностные лица территориальных органов МЧС России – региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) и гарнизонов, выполняющие функции руководства и обеспечения деятельности ТС.

1.3.2. К средствам ТС относятся: передвижное, стационарное и переносное оборудование (подъёмно-транспортное, контрольно-диагностическое, ремонтно-технологи-ческое, разборочно-сборочное, мойки, чистки, смазки, заправки и др.), станки, приспособления, приборы и инструмент, размещённые на производственных участках (постах) подразделений ТС и предназначенные для технического обслуживания (далее – ТО) и ремонта техники подразделений.
1.4. Функции структурных подразделений территориальных органов и обязанности должностных лиц подразделений, отвечающих за техническую готовность пожарной техники*

1.4.1. Организация деятельности по вопросам обеспечения технической готовности техники в подчинённых подразделениях и ГУ МЧС России возложена на управление тыла и вооружения (отдел вооружения и техники) РЦ МЧС России, которое в пределах своих полномочий выполняет следующие основные функции:

осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией и техническим состоянием техники подчиненных подразделений и ГУ МЧС России;

разрабатывает проекты приказов, указаний, распоряжений и иных документов по вопросам деятельности технической службы;

осуществляет оперативно-методическое руководство подчинёнными подразделениями и ГУ МЧС России по выполнению задач, входящих в компетенцию технической службы;

организовывает систему мониторинга технического состояния ПТ подразделений, её отказов и неисправностей, обобщает информацию об эффективности работы техники (в том числе входящей в реестр дорогостоящих и наукоёмких образцов вооружения, техники и технологий) и представляет её в заинтересованные организации;

анализирует состояние оснащенности подразделений пожарной и другой автотехникой, горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ), огнетушащими веществами и

другим оборудованием, организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчинённых подразделений и ГУ МЧС России с учётом норм штатной (табельной) положенности, работу по учёту, реализации и высвобождению (списанию) техники и иной пожарно-технической продукции (ПТП);

составляет и направляет сводные заявки в довольствующие органы центрального аппарата по выделению бюджетных средств на закупку ПТП;

организует финансовое обеспечение ГУ МЧС России и подчинённых подразделений, контроль за рациональным распределением и освоением финансовых средств и

материальных ресурсов, подготовку и утверждение смет доходов и расходов по бюджетам и внебюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учёт финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу;

организует и контролирует работу в подразделениях по охране труда, защите окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации техники;

_________________________________________________

* Конкретные функции подразделений, обязанности и права должностных лиц органов управлений и подразделений ТС, начальников ТС местных гарнизонов разрабатываются на местах в зависимости от особенностей функционирования службы.

анализирует эффективность работ по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и отказов техники, стоящей на балансе подразделений, при выполнении повседневных обязанностей, в том числе связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
1.4.2. Отдел (отделение) вооружения и техники управления материально-технического обеспечения (далее - УМТО) ГУ МЧС России:

осуществляет контроль технической готовности техники подразделений к ведению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатывает рекомендации, положения и другие методические документы по совершенствованию её эксплуатации;

анализирует состояние оснащённости подразделений техникой и иной ПТП с учётом норм штатной (табельной) положенности и готовит предложения по централизованному и децентрализованному материально-техническому обеспечению подразделений за счёт средств федерального бюджета и привлечению внебюджетных средств;

организует рациональное распределение и освоение выделяемых бюджетных средств по материально-техническому обеспечению ГУ МЧС России и подчинённых подразделений;

осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией техники, участвует в разработке проектов нормативных актов и распорядительных документов, представляет на утверждение руководству ГУ МЧС России нормы пробега ПА (ПМ) до капитального ремонта, а также временные нормы расхода топлива на пожарную технику, не включённую в нормативные документы, корректирует нормативы ТО и ремонта, пробега до капитального ремонта ПА (ПМ) с учётом особенностей эксплуатации техники и природно-климатических условий региона;

организует ведение учёта поступления, рационального использования, хранения и списания (высвобождения) техники, её передачи и снятия с учёта;

проводит расчёт и готовит предложения по потребности необходимого количества эксплуатационных и горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, контролирует их приёмку, распределение и списание;

изучает и обобщает передовой опыт в области технического обслуживания и ремонта ПТ, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности ТО и ремонтов техники, увеличению межремонтных пробегов мобильных средств;

разрабатывает годовые планы-графики и планы-задания на проведение ТО-2, капитальных (средних) ремонтов ПА и агрегатов и контролирует их выполнение в подразделениях;

организует метрологическое обеспечение контрольно-измерительных приборов в подразделениях;

организует и контролирует производственную деятельность подразделений ТС, состояние и оснащённость постов ремонта, ТО и диагностики, учебных классов, кабинетов безопасности дорожного движения (далее - БДД);

организует и контролирует подготовку водительского состава по вопросам эксплуатации техники;

проводит профилактическую работу по предупреждению ДТП и нарушений ПДД, осуществляет оперативное реагирование на ДТП с участием техники подразделений, анализирует состояние и эффективность этих работ, разрабатывает мероприятия по предупреждению ДТП;

участвует установленным порядком в совершенствовании формы и методов подготовки и переподготовки водителей, личного состава ТС гарнизонов;

организует и участвует в работе квалификационной комиссии по аттестации водительского состава;

организует проведение ежегодного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД;

осуществляет контроль за выполнением требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации техники.

1.4.3. Общее руководство и контроль деятельности ТС гарнизонов (территориального и местных) осуществляет начальник УМТО ГУ МЧС России.

Непосредственное руководство ТС гарнизонов осуществляет заместитель начальника УМТО - начальник отдела вооружения и техники или другое должностное лицо из числа сотрудников начальствующего состава, имеющее высшее техническое (профессиональное) образование по направлению деятельности и опыт работы в области эксплуатации автотранспортных средств, он же выполняет обязанности начальника нештатной ТС территориального гарнизона. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России.

Начальник нештатной ТС территориального гарнизона находится в оперативном подчинении начальника территориального гарнизона.

1.4.4. Начальник нештатной ТС местного гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России (по согласованию с начальником соответствующего местного гарнизона) из числа сотрудников старшего (среднего) начальствующего состава и имеющих удостоверение на право управления автотранспортным средством.

Начальник нештатной ТС местного гарнизона находится в оперативном подчинении начальника местного гарнизона. По вопросам ТС начальники нештатной ТС местных гарнизонов взаимодействуют с начальником нештатной ТС территориального гарнизона.

Функциональные обязанности начальника нештатной ТС местного гарнизона разрабатываются по аналогии с функциональными обязанностями начальника нештатной ТС территориального гарнизона с учётом особенностей гарнизона.

1.4.5. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона по вопросам ТС взаимодействует с должностными лицами соответствующих структурных подразделений и служб (отдела вооружения и техники, службы пожарной техники и др.) управления тыла и вооружения РЦ МЧС России.

1.4.6. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона обязан:

руководить ТС территориального и местных гарнизонов, контролировать и анализировать деятельность ТС местных гарнизонов, готовить мероприятия по совершенствованию ТС;

организовывать контроль подразделений пожарной охраны при несении гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения и оборудования к тушению пожаров и ликвидации других ЧС;

организовывать учёт сил и средств ТС, анализировать состояние оснащённости подразделений ТС оборудованием, приборами и инструментом, организовывать работу по расчёту потребности в запасных частях и ремонтных материалах;

обеспечивать развитие материально-технической базы подразделений, внедрение новых средств, технологий и передового опыта, способствующих повышению качества ТО и ремонта ПТ;

оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники;

осуществлять в пределах своих полномочий контроль работы подразделений технической службы, состояния и содержания постов ТО, ремонта и диагностики;

организовывать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования техники, контролировать проведение испытаний ПТ в подразделениях;

организовывать контроль за нормативной эксплуатацией техники в подразделениях и лично участвовать в проверках подразделений согласно утвержденным начальником ГУ МЧС России планам работ;

организовывать работу по внедрению мероприятий, способствующих повышению надёжности, увеличению межремонтных пробегов ПТ и сроков их эксплуатации, экономии ГСМ и специальных жидкостей при эксплуатации ПТ, повышению эффективности ТО и ремонта;

анализировать состояние и эффективность работы в подчинённых ГУ МЧС России подразделениях по предупреждению ДТП и отказов техники при выполнении оперативных действий, при необходимости лично участвовать в расследовании случаев ДТП с техникой подразделений;

организовывать контроль фактического поступления техники и другой ПТП в подразделения и постановки её в расчёт, рационального использования, хранения, перемещения, реализации и списания (высвобождения) установленным порядком;

организовывать своевременное и качественное исполнение требований предписывающих документов, относящихся к деятельности ТС;

организовывать сбор информации о работе техники, её отказах и неисправностях, анализировать причины отказов, обеспечивать передачу информации в региональный центр и ФГУ ВНИИПО МЧС России, контролировать подготовку и рассылку актов-рекламаций на заводы-изготовители;

организовывать работу по метрологическому обеспечению контрольно-измерительных приборов и диагностического оборудования в подразделениях;

контролировать выполнение требований инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации ПТ;

осуществлять контроль за своевременной регистрацией пожарной и другой автотехники в ГИБДД и её страхованием;

контролировать правильность штатной расстановки водителей подразделений в соответствии приказов и распоряжений;

давать в установленном порядке предложения при планировании обучения водителей ПТ и личного состава ТС, вносить предложения о поощрении или наказании водителей подразделений и личного состава ТС;

организовывать разработку планов эксплуатации автотранспортной техники, планов-графиков ТО-1, ТО-2, ремонтов;

готовить в установленном порядке предложения по разработке норм расхода топлива для пожарных автомобилей, на которые отсутствуют утвержденные нормы;

организовывать итоговый конкурс «Лучший по профессии среди водителей ПА», смотры - конкурсы на «Лучшее содержание техники», «Лучший пост технического обслуживания», «Лучший кабинет безопасности дорожного движения», «Лучшее рукавное хозяйство».

1.4.7. Начальник (заместитель начальника) подразделения взаимодействует по вопросам ТС с начальниками нештатной ТС территориального и местных гарнизонов.

1.4.8. Начальник (заместитель начальника) подразделения обязан:

проводить мероприятия по оснащению подразделения пожарной техникой и иной ПТП, организовывать её нормативную эксплуатацию;

осуществлять персональный контроль технического состояния и организовывать правильное (соответствующее всем нормам и правилам)содержание ПТ в подразделении;

организовывать и контролировать проведение работ на посту ТО в подразделении, его комплектование согласно рекомендуемому перечню оборудования, приспособлений и инструмента;

осуществлять контроль ведения записей в журнале учета технического обслуживания пожарного автомобиля и формуляре ПА;

организовывать своевременный ремонт и качественное испытание ПТ;

обеспечивать правильное применение, учёт и экономное расходование ГСМ и специальных жидкостей;

осуществлять контроль расходования, своевременного списания (высвобождения) и реализации материальных ценностей;

осваивать выделяемые бюджетные средства на развитие материально-технической базы подразделения;

проводить мероприятия по предупреждению ДТП и отказов ПТ в работе;

руководить рационализаторской и изобретательской работой, с учётом практического опыта готовить предложения по модернизации и созданию новых образцов техники;

организовывать и лично принимать участие в проверках технической готовности техники при контрольных осмотрах;

организовывать проведение предрейсового медицинского освидетельствования водительского состава подразделения перед заступлением на дежурство;

направлять водителей на квалификационную комиссию для присвоения класса квалификации и допуска к работе;

организовывать закрепление техники за водительским составом, обеспечивать её своевременную регистрацию в ГИБДД и обязательное страхование ответственности, подготовку техники к прохождению ежегодного государственного технического осмотра;

отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления ПА (ПМ);

организовывать контроль выполнения инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств, снимать с эксплуатации технику не соответствующую требованиям правил;

требовать от подчиненных, в части их касающейся, исполнения требований Наставления и иных нормативных актов в области эксплуатации транспортных и технических средств;

принимать участие в работе комиссий по проведению инвентаризаций материальных ценностей;

обеспечивать своевременное представление сведений и отчётов в отдел вооружения и техники ГУ МЧС России;

организовывать и проводить конкурсы по скоростному маневрированию и оперативному развертыванию.

1.4.9. Основные функции производственных подразделений технической службы и обязанности должностных лиц по вопросам ТС.*

Производственное подразделение ТС (ПТЦ, отряд, часть, отдельный пост):

осуществляет техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, испытание техники, средств связи и другого оборудования, изготовление отдельных образцов ПТ;

установленным порядком производит сбор и обобщение данных о техническом состоянии пожарной техники, средств связи и другого оборудования с целью определения номенклатуры и приобретения необходимого количества запасных частей, материалов для проведения ТО, ремонта и изготовления ПТ;

осуществляет метрологическое обслуживание и поверку средств измерения оборудования, ПТВ, средств связи и оповещения подразделений в соответствии с требованиями технической документации;

осуществляет получение, доставку, хранение и выдачу пожарно-технической и иной продукции подразделениям в соответствии с разнарядками РЦ МЧС России, ГУ МЧС России;

представляет установленным порядком отчеты по обеспечению подразделений материальными средствами;

проводит профессиональное обучение, первоначальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, рабочих и служащих производственных подразделений ТС, личного состава подразделений МЧС;

принимает непосредственное участие в изучении личным составом подразделений ТС новой техники, вооружения и оборудования;

осуществляет мероприятия по охране труда, защите окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на служебном транспорте.

1.4.10. Руководители производственных подразделений ТС руководствуются в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, приказами МЧС России и настоящим Наставлением.

По вопросам ТС руководители производственных подразделений ТС взаимодействуют с начальниками ТС территориального и местных гарнизонов.

1.4.11. Начальник подразделения ТС осуществляет руководство подразделением на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на подразделение, подчиняется начальнику УМТО ГУ МЧС России, а по вопросам эксплуатации и ремонта техники – начальнику нештатной ТС территориального (местного) гарнизона.

Начальник подразделения ТС обязан:

планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию готовности подразделения к выполнению задач по предназначению, добиваться их выполнения;

обеспечивать планирование и представление в установленном порядке на утверждение в ГУ МЧС России планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, получаемым от приносящей доход деятельности;

обеспечивать выполнение утверждённых в установленном порядке нормативов, планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов, достижение предусмотренных в них качественных и количественных показателей, составление и представление в ГУ МЧС России отчётности о ходе и результатах их выполнения;
______________________________________

* должностные обязанности других должностных лиц, сотрудников и инженерно-технических работников производственных подразделений устанавливаются на местах в зависимости от специфики производственной деятельности и количества обслуживаемой техники.
обеспечивать расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России, утверждёнными сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств;

обеспечивать выполнение плана-задания по проведению технического обслуживания и ремонта техники, изготовлению отдельных образцов ПТ;

обеспечивать развитие и укрепление материально-технической базы подразделения, совершенствовать технологию производства;

организовать работу складского хозяйства, не допуская накопления сверхнормативных запасов материальных средств и неликвидного имущества;

организовывать мероприятия по проведению изобретательской и рационализаторской работы в подразделении, направленных на улучшение условий труда, качества проведения технического обслуживания и ремонта техники, экономию материальных средств.