О положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны. Задачи и организационная структура медицинской службы гражданской обороны (мсго) Организация медицинской службы го

Учебные цели:

1. Изучить организационную структуру и основные задачи органов управления МСГО.

2. Изучить основные формирования МСГО, их задачи, организационно-штатную структуру.

Учебные вопросы:

1. Задачи, принципы организации и ведения гражданской обороны.

2. Организационная структура и задачи органов управления МСГО.

3. МСГО федеральных органов исполнительной власти и ведомственных учреждений: задачи и организационная структура.

4. Формирования МСГО: задачи и организационно-штатная структура, возможности по оказанию медицинской помощи.

5. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МСГО.

Анализ людских потерь в войнах ХХ века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войны - 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере войны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996гг.) - 95%.

В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением Вооруженных Сил, важная роль в системе безопасности РФ отводится мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.

Медицинская служба гражданской обороны – это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения всего комплекса мероприятий медицинского обеспечения, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременного оказание медицинской помощи пораженным и больным.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов.



Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) создана в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года М 28 ФЗ «О гражданской обороне» во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242.

МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

1. прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;

2. планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;

3. подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

4. создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

5. организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

6. подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

7. участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;

8. медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;

9. организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

10. организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

11. медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.

В случае возникновения войны условия деятельности МС ГО будут иметь ряд особенностей, влияющих определяющим образом на организацию и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения.

Основными из них являются:

1. массовость, одномоментность возникновения потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражений, появление новой патологии;

2. нарушение работы медицинских учреждений и потери среди личного состава МС ГО;

3. разрушение зданий и сооружений в городах и населённых пунктах, осложняющее развертывание и работу медицинских формирований и учреждений;

4. возможное заражение обширных территорий, продовольствия и воды радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами или сильно действующими ядовитыми веществами;

5. возможное повышение эпидемической напряженности в связи с эвакуационными мероприятиями ГО и сложность санитарно-эпидемической обстановки в очагах массового поражения;

6. сложность управления силами и средствами службы при ликвидации последствий нападения противника.

Указанные возможные условия деятельности МС ГО в современной войне находят свое отражение в принципах ее организации и основах лечебного обеспечения пораженного населения.

Основными принципами организации МС ГО являются :

1) МС ГО организуется на базе существующих органов и учреждений здравоохранения;

2) в МС ГО создаются формирования, способные работать в любом очаге поражения, что дает возможность осуществлять широкий маневр формированиями для работы в очагах без существенной перестройки (принцип универсализма подготовки);

3) каждое формирование и учреждение предназначаются для выполнения определенного, свойственного им перечня мероприятий или функций в системе МС ГО;

4) оказания медицинской помощи, лечения пораженных, проведения противоэпидемических мероприятий и т. п. (принцип функционального предназначения);

5) для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население путем создания санитарных постов и санитарных дружин и обучения всего населения приемам и способам оказания само- и взаимопомощи.

Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС Российской Федерации, медицинской службой МВД России, другими службами гражданской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:

· федеральный - включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

· территориальный - включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

· местный - включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

· объектовый - представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят:

1. руководство,

2. органы управления,

3. учреждения,

4. формирования (гражданские организации гражданской обороны).

К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской обороны РФ является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Принципиальная схема организации МС ГО.

Начальниками МС ГО субъектов Российской Федерации, городов, городских районов являются соответствующие руководители органов управления здравоохранением субъектов, краев в составе Российской Федерации, городов, городских районов. Начальниками МС ГО сельских округов - главные врачи Центральных районных больниц (главные врачи округов).

Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.

Состав штаба медицинской службы ГО определяется приказом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением.

Членами штаба МС ГО являются:

Руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением;

Главный государственный санитарный врач административной территории;

Главные медицинские специалисты;

Главный врач станции переливания крови;

Директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф “Защита” является заместителем начальника штаба МС ГО);

Представители комитетов Российского общества Красного Креста;

Руководитель производственного объединения Фармация;

Представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

Штаб МС ГО субъекта Российской Федерации имеет городской и загородный пункты управления, а также дублера. Как правило, дублером является штаб МС ГО одного из сельских районов.

Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами службы в особый период заблаговременно создаются оперативные группы из числа сотрудников аппарата управления здравоохранением и центра медицины катастроф. Включение в состав штабов МС ГО руководителей и специалистов территориальных центров медицины катастроф позволяет еще на этапе планирования определить задачи и место органов управления, сил и средств службы медицины катастроф в системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Организационное построение МС ГО находится в постоянном развитии с учетом изменения военной доктрины РФ и военных угроз безопасности нашего государства, экономического состояния России, военно-политической обстановки в стране и мире, совершенствования медицинской науки и практики, стратегии и тактики гражданской обороны и других факторов.

Силы и средства федеральной медицинской службы ГО .

К силам медицинской службы ГО относятся гражданские организации и учреждения, которые предназначаются для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации МС ГО (далее формирования МС ГО) представляют собой мобильные силы службы, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе учреждений здравоохранения, независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, соответствующим образом оснащенные и подготовленные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий.

Формирования медицинской службы ГО предназначаются для ведения медицинской и биологической разведки оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также для ухода за пораженными и могут действовать в составе группировки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ППГ, СЭО и др.), так и в составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

Объектовые формирования МС ГО .

К объектовым медицинским формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины. отряды первой медицинской помощи, подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

При необходимости решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования МС ГО.

Санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД) создаются на объектах экономики, в учреждениях, высших учебных заведениях. В их состав не включаются лица, имеющие медицинское образование, медицинские сестры запаса ГО, студенты медицинских институтов и учащиеся медицинских училищ.

Санитарный пост состоит из 4-х человек - начальника СП и 3-х санпостовцев.

В мирное время СП предназначены для оказания первой медицинской помощи при производственных травмах, проведения оздоровительных мероприятий среди рабочих и служащих своего объекта экономики.

В военное время они участвуют в оказании первой медицинской помощи пораженным и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Оснащается СП табельным имуществом как звено санитарной дружины (вместо санитарной сумки у СП имеется аптечка санитарного поста). СП за 10 часов работы в очагах поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 23 человек, в том числе командир, связной (он же выполняет функции завхоза), шофер и 5 звеньев, каждое из которых состоит из командира и 3 сандружинниц. На оснащении автомобиль УАЗ- 1 ед., мотоцикл - 1ед. СД предназначены для работы в составе формирований и учреждений МС ГО, а также включаются в состав формирований ГО общего назначения (сводных и спасательных отрядов).

В военное время СД привлекаются для розыска пораженных, проведения первичной сортировки и оказания первой медицинской помощи, для работы в лечебных учреждениях больничной базы и формированиях МС ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оснащение СД медицинским и специальным имуществом осуществляется в соответствии с табелем оснащения. Для перевозки личного состава СД приписывается от объекта экономики грузовой автомобиль (автобус).

Одна СД за 10 часов работы в очаге поражения может оказать первую медицинскую помощь 500 пораженным. В очаге биологического заражения за одной СД закрепляется территория с населением 1500 человек на весь период работы в очаге.

Территориальные формирования МС ГО по своему предназначению подразделяются на следующие группы:

1. Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: отряды первой медицинской помощи (ОПМ);

2. Формирования, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи: токсико-терапевтические подвижные госпитали (ППГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвижные госпитали (ХПГ), бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

3. Формирования, предназначенные для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

К формированиям МС ГО, предназначенным для оказания первой врачебной помощи населению в очагах поражения, относятся медицинские отряды (отряды первой медицинской помощи ). Они создаются местными органами здравоохранения на базе лечебно-профилактических учреждений городов и районов сельской местности независимо от их ведомственной принадлежности.

Численность личного состава ОПМ : 144 человека, в том числе:

Врач организатор – 1 человек;

Врачей - 8 человек;

Среднего медперсонала (лаборантов - 6, фармацевтов – 3, м\с хирургического профиля – 21, 33 - м/с общего профиля) - 63 человека.

Санитарных дружинников – 46 человек;

Водителей - 16 человек;

Обслуживающего персонала – 10 человек.

В составе ОПМ имеются следующие отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, медицинского снабжения (аптеки), лабораторное и хозяйственное.

Из техники к ОПМ приписываются: 13 грузовых автомобилей, 1 легковой, 1 мотоцикл, подвижная электростанция, радиостанция Р-105 (Р-109).

ОПМ, полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом мобилизационного резерва, относится к формированиям повышенной готовности. За 24 часа работы ОПМ может оказать первую врачебную помощь 1000 пораженным.

Крупным недостатком ОПМ является их громоздкость, низкая материальная и техническая готовность к действиям в условиях современной войны. Поэтому в настоящее время разработана перспективная модель нового мобильного медицинского отряда МС ГО (ММО) - бригадного состава, предназначенного для оказания первой врачебной помощи пораженным. ММО отличается компактностью и обладает более высокой мобильностью, чем ОПМ.

К формированиям, предназначенным для оказания специализированной медицинской помощи, относятся токсико-терапевтические, инфекционные и хирургические подвижные госпитали, а также бригады и отряды специализированной медицинской помощи.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь (ТТПГ) МС ГО создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных ОВ и АХОВ.

ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения на незараженной территории по решению начальника МС ГО области и находится в его подчинении.

Личный состав ТТПГ составляет - 171 человек, в том числе: врачей - 18 (из них: 2 – врача-организатора, терапевтов-токсикологов - 11, анестезиологов-реаниматологов - 2 , врачей-лаборантов -2, врач рентгенолог -1); среднего медперсонала - 47 (из них: лаборантов - 7, фармацевтов - 2, медицинских сестёр - 38), 46 сандружинниц, 19 водителей, обслуживающий персонал - 41 человек;

ТТПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 19 единиц, в том числе: 2 легковых автомобиля, 11 грузовых, 1 санитарный автобус, «Автолаборатория» -1. Госпиталь развертывает 300 штатных коек в палатках. Готовность к приему пораженных через 2 часа после прибытия к месту развертывания, срок полной готовности - 3 часа.

В своем составе ТТПГ имеет управление, медицинскую часть, отделение МТО и развертывает следующие отделения и подразделения: приемно-эвакуационное, два терапевтических отделения, психоневрологическое отделение, а также вспомогательные подразделения: рентгеновский кабинет, лабораторию, аптеку, стоматологическое и физиотерапевтическое отделения, морг, хозяйственное отделение и электростанцию.

Укомплектование ТТПГ медицинским составом, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом производится за счет учреждения-формирователя.

Прочий персонал, транспорт, вещевое имущество, продовольствие приписываются решением административных органов соответствующей территории.

Инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ) МС ГО создается приказом руководителя органа управления здравоохранением су РФ на базе одно го из лечебных учреждений инфекционного профиля (больницы) по типовому штату.

ИПГ предназначается для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания квалифицированной консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах особо опасных инфекций.

В мирное время ИПГ используется для работы в очагах инфекционных заболеваний, в военное время - в очагах массового поражения (биологического и комбинированного).

Численный состав ИПГ - 138 человек, из них 17 врачей (2 – врача-организатора, 5 врачей-лаборантов, 10 инфекционистов), 42 средних медицинских работника (лаборантов - 7, фармацевтов - 2, медицинских сестёр - 33), 46 сандружинниц, 13 водителей, обслуживающий персонал 20 человек.

ИПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 13 единиц, в том числе: 1 легковой автомобиль, 8 грузовых, 1 санитарный автобус, 1 мотоцикл, баклаборатория 1, автоцистерна 1.

Комплектование ИПГ личным составом производится за счет учреждения-формирователя. ИПГ способен обеспечить специализированное лечение в течение месяца 200 инфекционных больных. При развертывании ИПГ в очаге особо опасных инфекций его емкость сокращается до 100 коек без изменения штатной структуры. В своем составе ИПГ имеет: лечебно-диагностические отделения (приемно-диагностическое, лечебное), а также клинико-диагностическую и бактериологическую лабораторию. В состав ИПГ входят также аптека и следующие подразделения: транспортное, хозяйственное, обмывочно-дезинфекционное, столовая.

ИПГ прекращает свою деятельность после выписки выздоровевших инфекционных больных, проведения заключительной дезинфекции, обсервации и полной санитарной обработки медицинского и обслуживающего состава.

Хирургический подвижной госпиталь (ХПГ) МС ГО предназначается для оказания хирургической помощи и лечения пораженного населения в условиях применения вероятным противником современных средств поражения.

Госпиталь создается в мирное время приказом руководителя здравоохранения субъекта РФ на базе многопрофильной больницы, имеющей в своем составе хирургические отделения. ХПГ МС ГО имеет 300 штатных коек, развертывается в палатках, должен быть готов к приему пораженных через 3 часа после прибытия к месту развертывания и полностью готов к работе через 6-8 часов.

При массовом поступлении пораженных ХПГ МС ГО оказывает хирургическую помощь, в основном по жизненным показаниям.

Основными подразделениями госпиталя являются: приемно-звакуационное отделение, первое хирургическое отделение с операционно-перевязочным блоком, реанимационной палатой и палатой интенсивной терапии, второе хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии, третье хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии. Вспомогательными подразделениями являются: рентгеновский кабинет, лаборатория, физиотерапевтический кабинет, аптека, морг.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП ) создаются на базе медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, клинических городских, областных, краевых и республиканских больниц.

Основное назначение БСМП - оказание специализированной медицинской помощи пораженным в лечебных учреждениях загородной зоны. В отдельных случаях БСМП могут придаваться отрядам первой медицинской помощи.

В МС ГО создаются БСМП 17 профилей: общехирургические, нейрохирургические, офтальмологические, челюстно-лицевые, травматологические, торакоабдоминальные, токсико-терапевтические, ожоговые, психоневрологические, урологические, рентгенологические, радиологические, анестезиологические, акушерско-гинекологические, оториноларингологические, инфекционные, переливания крови.

Оснащение БСМП медицинским имуществом производится согласно табелю оснащения за счет учреждения-формирователя. Все имущество БСМП хранится в специальных укладках в готовности к немедленному использованию для оказания медицинской помощи.

При необходимости могут формироваться отряды специализированной медицинской помощи (ОСМП). Организационно ОСМП состоит из управления и восьми бригад специализированной медицинской помощи.

К формированиям, предназначенным для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, относятся санитарно эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) , специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), а также группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

СЭО в своём составе имеет:

Личного состава - 51 человек из них:

врачей – 8 (врач-организатор –(1чел), врач-эпидемиолог (3 чел.); врач­инфекционист (1 чел.); врач – гигиенист (2 чел.);; врач­бактериолог (1 чел.);

лаборантов (3 чел.);

сандружинников (23 чел.)

водитель –(6 чел),

обслуживающий персонал – (11 чел),

автомобили: легковой – 1, грузовой – 3, ДДА - 1, автомобиль­лаборатория «АЛ» - 1.

Санитарно-эпидемиологические отряды являются формированиями ГО повышенной готовности. Они создаются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены, и предназначены для организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах поражения.

СЭО формируется за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования центров государственного санитарно эпидемиологического надзора. ЦГСЭН, не имеющие возможностей для создания СЭО, формируют санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ).

В интересах федеральной медицинской службы ГО для эвакуации пораженных из очагов поражения, а также вывоза персонала, больных и медицинского имущества учреждений здравоохранения из категорированных городов при проведении эвакуационных мероприятий создаются санитарно транспортные формирования:

· автосанитарные колонны и отряды, создаваемые на базе автотранспортных предприятий;

· эвако-санитарные поезда МС ГО и эвако-санитарные летучки ГО , создаваемые на базе Министерства путей сообщения РФ;

· авиасанитарные эскадрильи;

· для эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны планируется использование также судов речного и морского флотов.

К учреждениям МС ГО относятся учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационное задание на дополнительное развертывание больничных коек или на создание медицинских формирований ГО, а также вновь создаваемые по планам военного времени больничные учреждения.

Учреждениями МС ГО являются также центры государственного санэпиднадзора, включенные в состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК), станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, судебно-медицинские лаборатории, аптечные предприятия, склады медицинского имущества, станции переливания крови и другие медицинские учреждения, предназначенные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Для оказания пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их стационарного лечения на территории субъектов РФ планируется развертывание головных, многопрофильных, профилированных (травматологических, ожоговых, терапевтических, психоневрологических, инфекционных) больниц, а также детских больниц и отделений . При необходимости и наличии возможностей допускается развертывание больниц для легкопораженных. Общая коечная емкость всех лечебных учреждений МС ГО определяется развитием здравоохранения субъекта РФ мирного времени полученным от Минздрава России заданием на дополнительное развертывание коечной сети в военное время.

Многопрофильные больницы планируется создавать на базе центральных районных больниц, а также крупных районных и городских больниц, имеющих в своем составе не менее двух хирургических отделений. Профилированные больницы - на базе специализированных лечебно-профилактических учреждений или больниц, имеющих отделения соответствующего профиля. Развертывание учреждений МС ГО в загородной зоне планируется осуществлять на базе общественных зданий круглогодичного функционирования.

В целях обеспечения организованной и рациональной медицинской эвакуации пораженных из очагов в больницы МС ГО, в загородной зоне субъектов Российской Федерации формируются лечебно-эвакуационные направления (ЛЭН), которые представляют собой территорию нескольких сельских округов с развернутой на них сетью лечебных учреждений МС ГО, объединенных путями эвакуации. Руководство организацией и оказанием медицинской помощи пораженным в лечебных учреждениях каждого лечебно-эвакуационного направления выполняют головные больницы, которые назначаются из числа наиболее мощных центральных районных больниц (ЦРБ), расположенных на основных путях эвакуации пораженных.

Развертывание дополнительных больничных коек МС ГО в загородной зоне предусматривается планом медицинского обеспечения населения в военное время в двух основных вариантах:

1) в условиях планомерного выполнения мероприятий ГО, когда лечебно -профилактические учреждения категорированных городов эвакуируются в загородную зону и вместе с существующими там ЛПУ развертывают лечебные учреждения МС ГО;

2) при внезапном нападении противника, без возможности использования больниц категорированных городов, когда дополнительные больничные койки здравоохранения развертываются только силами учреждений здравоохранения загородной зоны.

Численность и профиль дополнительно развертываемых больничных коек МС ГО определяются масштабами и интенсивностью военных действий, видом примененных противником средств поражения, структурой потерь среди населения, а также возможностями и специализацией имеющихся лечебно профилактических учреждений здравоохранения.

1. Хирургический профиль - 70%, в том числе: нейрохирургические - 10%, торакоабдоминальные - 12%, травматологические 18%, ожоговые - 7%, общехирургические - 15%, гинекологические - 1%, для легкораненых - 7%.

2. Терапевтический профиль - 30 %, в том числе: терапевтические - 17 %, психоневрологические - 5%, инфекционные - 6%, туберкулезные - 1 % и кожно-венерологические - 1%.

3. При этом детские койки должны составлять 20% от общего числа развертываемых больничных коек МС ГО.

Оперативное руководство развертыванием и работой лечебных учреждений МС ГО осуществляет штаб МС ГО субъекта РФ и его оперативные группы. Медицинские силы и средства различных министерств и ведомств при оказании медицинской помощи населению в очагах поражения должны использоваться совместно.

К средствам МС ГО относится табельное медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное имущество.

Медицинская служба гражданской обороны (далее МС ГО) создана в соот­ветствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28 ФЗ «О граж­данской обороне», во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФотЗ.07.2000 г. №242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны» и является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение, при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Основные принципы организации МСГО

Выделяют 4 основных принципа организации МСГО:

1) территориально-производственный;

2) функционального предназначения;

3) универсальности подготовки;

4) малоэтапности.

В соответствии с территориально-производственным принципом формирования и учреждения МСГО создаются на базе существующих органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения и имеют четыре уровня:

Федеральный, включающий в себя силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

Территориальный, включающий силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

Местный, который включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

Объектовый, который представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

Согласно функциональному принципу , каждое формирование и учреждение предназначается для выполнения определенных мероприятий или функций в системе МСГО (оказание медицинской помощи, лечение раненых и пораженных, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

В соответствии с принципом универсальности подготовки, создаваемые формирования могут быть использованы в любом очаге поражения.



Согласно принципу малоэтапности , лечебно-эвакуационные мероприятия строятся по единой системе двухэтапного лечения раненых и пораженных с эвакуацией их по назначению в лечебные учреждения.

Организационная структура медицинской службы

Гражданской обороны

Как уже говорилось выше федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения и имеет четыре уровня.

В состав МСГО каждого уровня входят: руководство, органы управления, формирования (гражданские организации гражданской обороны) и учреждения.

К руководству относятся начальники МСГО на всех уровнях.

Начальниками МСГО являются:

Федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

Субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

Сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

Организаций - главные врачи медико-санитарных частей или заведующие здравпунктами этих организаций.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, ор­ганизует их развертывание и работу, осуществляет контроль деятельности орга­нов управления.

Условные обозначения:

БСМП - бригады специализированной медицинской помощи

СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд

СЭБ - санитарно-эпидемиологическая бригада

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ГЭР - группа эпидемиологической разведки

МО - медицинский отряд

ХПГ - хирургический подвижной госпиталь

ТТПГ - токсико-терапевтический подвижной госпиталь

ИПГ - инфекционный подвижной госпиталь



АЛ - аптечная летучка

ГБ - головная больница

МПБ - многопрофильная больница

ПБ - профилированная больница

Органы управления МСГО представлены штатными органами управления здравоохранением и штабами медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы. Работу штаба возглавляет заместитель руководителя здравоохранения по специальной работе. Состав штаба утверждается руководителем органа управления здравоохранения.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются:

· руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением;

· главный государственный санитарный врач административной территории;

· главные медицинские специалисты;

· главный врач станции переливания крови;

· директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"является заместителем начальника штаба МС ГО);

· представители комитетов Российского общества Красного Креста;

· руководитель производственного объединения «Фармация;

· руководитель производственного объединения «Медтехника»;

· представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

На штабы МСГО возложена разработка плана перевода и перевод здравоохранения на организацию и штаты военного времени, а также организация и проведение боевой и специальной подготовки персонала и медицинских учреждений.

Формирования медицинской службы ГО предназначены для ведения медицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, для ухода за пораженными, а также могут действовать в составе группировки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ППГ, СЭО и др.), так и в составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

Медицинские отряды;

Подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

Бригады специализированной медицинской помощи;

Санитарно-эпидемиологические отряды;

Санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

Специализированные противоэпидемические бригады;

Группы эпидемиологической разведки.

Территориальные формирования МС ГО по своему предназначению подразделяются на следующие группы:

1. Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: медицинские отряды;

2. Формирования, предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи: подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

3. Формирования, предназначенные для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Общей характерной особенностьюмедицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение состав­ляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для ра­боты в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень ле­чебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учрежде­ния-формирователи для работы в их составе.

Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) - совокупность медицинских формирований, учреждений и органов управления в системе здравоохранения страны, предназначенных для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи: своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение; предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, а в случае появления больных - быстрейшая их изоляция, а также локализация и ликвидация очагов инфекции; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению неблагоприятных санитарных последствий применения противником средств массового поражения; охрана здоровья личного состава невоенизированных формирований и учреждений ГО: осуществление медицинских мероприятий по предупреждению или ослаблению воздействия на население поражающих факторов современных видов оружия. МС ГО должна также обеспечивать всеми видами медпомощи работающие смены на предприятиях, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также население, подлежащее эвакуации и рассредоточению.

Для выполнения возложенных на нее задач МС ГО в мирное время осуществляет планирование мероприятий по медицинскому обеспечению населения; подготавливает органы управления службы; создает, оснащает и обучает невоенизированные медицинские формирования; ведет подготовку медицинских учреждений; отрабатывает вопросы взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; вырабатывает единые взгляды на профилактику, оказание медпомощи и лечение при поражении современными видами оружия, на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; создает запасы медицинского имущества; обучает все население приемам и способам оказания первой медпомощи пораженным и больным. В военное время при возникновении очагов массовых санитарных потерь МС ГО силами своих формирований и учреждений оказывает медпомощь пораженным, проводит их эвакуацию и лечение в лечебных учреждениях, осуществляет весь комплекс мероприятий по медицинской защите населения в очагах поражения или районах стихийных бедствий (аварий,

катастроф).

В основу организации сил и средств МС ГО положены следующие основные принципы: органы управления службы, ее формирования и учреждения в основном создаются на базе существующих в мирное время учреждений и органов здравоохранения; формирования и учреждения подготавливаются к работе в любых очагах поражения без существенной перестройки; каждое формирование и учреждение заблаговременно предназначается для выполнения определенного перечня мероприятий. С учетом функционального предназначения определяется табель оснащения медицинским имуществом, оборудованием и транспортом, комплектование личным составом определенной квалификации.

К элементам организационной структуры МС ГО относятся: руководство, органы управления, силы и средства. Начальниками МС ГО являются руководители соответствующих органов здравоохранения: министры здравоохранения республик, заведующие отделами (управлениями) здравоохранения (краев, областей, городов и городских районов), главные врачи центральных районных больниц в сельской местности,

главные врачи поликлиник и медсанчастей на объектах народного хозяйства. К органам управления относятся штабы МС ГО и управления больничных баз. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках из руководящих работников здравоохранения для повседневного руководства работой службы, разработки планов МС ГО, организации и проведения боевой и специальной подготовки личного состава, организации работы службы в особых условиях. Управления больничных баз предназначаются для оперативного руководства лечебными учреждениями больничных баз.

В составе МС ГО имеются невоенизированные медицинские формирования и подвижные учреждения. Невоенизированными подвижными медицинскими формированиями являются: санитарный пост (СП), санитарная дружина (СД), отряд первой медицинской помощи (ОПМ), подвижной противоэпидемический отряд (ППЭО), бригада специализированной медпомощи (БСМП),

отряд специализированной медпомощи (ОСМП), специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ), инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ), группа эпидемиологической разведки (ГЭР). Учреждения МС ГО - стационарные лечебные и противоэпидемические учреждения, учреждения службы крови и медицинского снабжения.

Управление медицинской службой ГО состоит в осуществлении начальниками службы и их штабами постоянного руководства действиями формирований и учреждений, направленного на успешное и своевременное выполнение поставленных задач. Главным в деятельности органов управления является постоянное знание обстановки, состояния своих сил и средств, поддержание постоянной связи с ними и вышестоящим руководством, контроль за выполнением поставленных задач.

Медицинская служба ГО (МСГО) является специальной организацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения пораженного населения в военное время, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф в мирное время.

Основные задачи медицинской службы ГО :

· оказание всех видов медицинской помощи пораженному населению в очагах массового поражения с целью быстрейшего возвращения пораженных к труду, максимального снижения инвалидности и летальности;

· проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

· проведение комплексных мероприятий по защите населения и личного состава МСГО от воздействия поражающих факторов современного боевого оружия и техногенных катастроф.

Для решения этих задач в ЧС мирного и военного времени МСГО имеет соответствующую организационную структуру. В состав МСГО входят: руководство, органы управления, силы и средства.

К руководству относятся начальники МСГО. Ими являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения всех уровней.

Органы управления представлены штабами МСГО и управлением больничной базы (УББ).

К силам МСГО относятся: медицинские невоенизированные формирования и учреждения.

В основу организации сил и средств МСГО положены следующие принципы :

· территориально-производственный (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения);

· универсализации подготовки (т.е. предназначены для работы в любых очагах массовых поражений);

· функционального предназначения (т.е. для каждого формирования и учреждения определяется приоритетное функциональное предназначение).

Медицинская служба ГО включает следующие медицинские формирования :

· санитарный пост;

· санитарную дружину;

· отряд первой медицинской помощи;

· бригады специализированной медицинской помощи;

· отряд специализированной медицинской помощи;

· токсико-терапевтический подвижный госпиталь;

· специализированные противоэпидемические бригады;

· группу эпидемиологической разведки.

Санитарный пост (СП) состоит из четырех человек – начальник поста и трех санпостовцев. В мирное и военное время СП предназначены для оказания первой медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они осуществляют также уход за пораженными и больными в медицинских пунктах в пути следования при эвакуации. Санитарный пост за 10 часов работы в очагах массового поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

В штат санитарной дружины (СД) входят: командир дружины, его заместитель, связной (он же завхоз) и пять звеньев по 4 человека; во главе каждого из них стоит командир звена, назначаемый из его состава. Всего в санитарной дружине – 23 человека. Кроме того, санитарной дружине может придаваться грузовой автомобиль с водителем. Оснащаются СД по единым табелям за счет учреждений, на базе которых они создаются. За 5 часов работы СД может оказать помощь до 250 пораженным в ядерном очаге или же до 200 пораженным в химическом очаге. Санитарные дружины предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований и учреждений МСГО и формирований ГО общего назначения (сводного отряда, спасательного отряда).

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) предназначен для оказания первой врачебной помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь. Отряд формируется на базе одного лечебно-профилактического учреждения. В состав отряда зачисляются мужчины в возрасте 16 – 60 лет и женщины (16 – 55 лет), за исключением незабронированных военнообязанных, инвалидов первой и второй группы, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 2-летнего возраста.

Решением районной администрации к отряду приписываются санитарные дружины (две), подвижный пункт питания (ППП), подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС), автомобильный транспорт с водителями, а также здания для развертывания. Предусматривается также размещение ОПМ в палатках. По штату предусмотрено:146 человек личного состава, в том числе: 8 врачей, 38 медсестер и фельдшеров, 2 санитарные дружины и 52 человека обслуживающего персонала.

Для работы в очаге отряд развертывает: управление, сортировочно-эвакуационное отделение, отделение частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, операционно-перевязочное отделение, госпитальное отделение с изоляторами для инфекционных больных (на две инфекции) и для пораженных с острыми психическими расстройствами, отделение медицинского снабжения (аптеку), лабораторное отделение, хозяйственное отделение, морг.


За 12 часов работы ОПМ может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации 500 пораженных.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) предназначены для оказания специализированной медицинской помощи пораженным и больным соответствующего профиля в больницах МСГО загородной зоны, которые они усиливают. В состав бригады входит 2 врача, 2 медсестры и шофер.

Отряд специализированной медицинской помощи (ОСМП) состоит из 8 бригад специализированной медицинской помощи и управления (начальника отряда, его заместителя, шофера-связного).

Токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ):предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных СДЯВ. Развертывается вблизи очага химического поражения.

Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ) предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций, проведения лабораторной идентификации бактериальных средств.

Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) предназначены для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах опасных инфекций и районах широкомасштабных катастроф.

Группа эпидемиологической разведки (ГЭР) предназначена для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемиологической разведки и объектов проб с объектов внешней среды.

К учреждениям МСГО относятся: лечебные учреждения (больницы МСГО загородной зоны), станции переливания крови, центры ГСЭН, склады медицинского снабжения, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по МСГО и др.

Лечебные учреждения МСГО предназначаются для оказания пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения до их окончательных исходов. Существующие в мирное время лечебные учреждения не в полной мере соответствуют условиям изменения работы при массовом поступлении в них пораженных со специфической патологией. Поэтому потребуется заблаговременная их подготовка: расширение коечной емкости, развертывание характерных для данной патологии подразделений, подготовка кадров для работы в новых условиях, вывод ЛПУ в загородную зону.

Одновременно с такой перестройкой часть коек этих больниц сохраняется для обслуживания вывезенных больницей из города транспортабельных больных и нетранспортабельных больных, оставленных в городе (около 10 % от числа всех больных города). Кроме того, сохраняются инфекционные, психоневрологические, педиатрические и родильные койки. Часть персонала уходит для работы в медицинских формированиях. И, тем не менее, во всех случаях следует сохранить функционально-административную целостность больницы и расширить ее коечную емкость не менее, чем в 2 раза, используя собственную площадь и дополнительно приписанные общественные здания из расчета в пределах 3 м 2 на койку. Можно распределять пораженных и среди местного населения (2 пораженных на 1 семью).

Больницы МСГО могут быть многопрофильными (головные больницы, многопрофильные больницы) и однопрофильными (профилированные больницы): травматологические (ТПБ), терапевтические (ТерПБ), инфекционные (ИПБ), психоневрологические (ПНБ).

Совокупность лечебно-профилактических учреждений МСГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению, получила название больничной базы (ББ). Организационно больничная база состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН).

Органом, организующим работу в лечебно-эвакуационных направлениях, является головная больница (ГБ). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых санитарных потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную помощь, а остальных распределяет по профильным больницам данного ЛЭН. Головная больница перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). Здесь пораженных осматривают на транспорте и транспорт может быть сразу же направлен в профильную больницу, минуя головную больницу (в случае однопрофильности пораженных). У въезда в головную больницу выставляется вспомогательный распределительный пост (ВРП).

Учитывая, что формирования и учреждения МСГО и СМК практически создаются на одной и той же базе, а также однотипность их задач в мирное и военное время, представляется целесообразным организовывать их работу при ликвидации последствий в очагах массовых потерь при едином органе управления – штабе медицинских служб гражданской защиты.

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения в военное время, а также для ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф мирного времени.

МСГО является одной из ведущих служб ГО. Свою деятельность она осуществляет во взаимодействии с МЧС, другими службами ГО, мед службой ВС и других войск в установленном порядке.

МСГО создана и функционирует на основании следующих нормативных документов: ФЗ № 28 – 1998г. «О гражданской обороне », Постановление правительства РФ № 1266 – 1999г. «О федеральных службах ГО », Приказа Министра здравоохранения № 242 – 2000г. «Положение о федеральной МСГО ».

На МСГО возлагаются следующие основные задачи :

1. своевременное оказание всех видов медицинской помощи пораженным и больным, организация их лечения с целью быстрейшего восстановления здоровья и трудоспособности, снижения инвалидности и смертности;

2. предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, а в случае их возникновения быстрейшая локализация и ликвидация;

3. устранение неблагоприятных санитарных последствий применения противником современных средств поражения или воздействия поражающих факторов ЧС;

4. охрана здоровья личного состава формирований и учреждений ГО.

Для выполнения этих задач МСГО в мирное время осуществляет следующие мероприятия :

1. планирование мероприятий по медицинской защите населения.

2. подготовка органов управления службы.

3. создание и оснащение формирований службы, обучение личного состава.

4. подготовка медицинских учреждений к работе в военное время и в условиях ЧС.

5. отработка взаимодействия с другими службами ГО и мед службой ВС РФ.

6. участие в обучении населения приемам, правилам и способам оказания медицинской помощи при ранениях и повреждениях;

Принципы организации МСГО:

1. территориально-производственный принцип: МСГО организуется на базе существующих органов управления и учреждений здравоохранения. МСГО имеет 4 уровня: федеральный, территориальный, местный и объектовый.

2. принцип универсализма: МСГО создает формирования, способные работать в любом очаге поражения без существенной перестройки.

3. принцип функционального предназначения: каждое формирование, учреждение предназначено для выполнения определенного, свойственного ему перечня мероприятий или функций в системе МСГО.

4. для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население , путем обучения населения правилам и способам оказания медицинской помощи.


МСГО работает в тех же в трех режимах, что и вся система ГО (смотри выше).

На деятельность МСГО в военное время могут оказывать влияние следующие факторы :

1. вид катастрофы и размер очага поражения;

2. массовость и одномоментность возникновения потерь среди населения;

3. разнообразный характер патологии, появление большого числа пораженных с комбинированными и множественными поражениями;

4. нарушение работы мед учреждений, потери среди медработников;

5. разрушение зданий и сооружений в населенных пунктах, затрудняющее развертывание и работу мед формирований;

6. возможное заражение территорий, водоисточников и продовольствия РВ, АХОВ, БС;

7. осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах поражения и районах эвакуации населения;

В организационной структуре МСГО выделяют:

1. Руководство МСГО. Это начальники МСГО, которыми являются руководители соответствующих органов здравоохранения (министры, заведующие отделами (департаментами) здравоохранения краев, областей, городов, районов). Они подчиняются соответствующим начальникам ГО и вышестоящему начальнику МСГО. Таким образом, МСГО в области возглавляет начальник департамента здравоохранения области.

2. Органы управления – к ним относятся:

А) Штабы МСГО. Они создаются при начальниках МСГО для повседневного руководства силами и средствами службы. Выделяют следующие виды штабов:

Штаб Федеральной МСГО;

Штаб МСГО субъекта РФ:

Штабы МСГО городов, районов.

Б) Управления больничных баз (ББ). Создаются для оперативного руководства лечебными учреждениями ББ, развертываемыми в загородной зоне в период угрозы нападения противника. Возглавляет управление заместитель министра здравоохранения, заместитель заведующего здравоохранением края, области. Оно организует развертывание и заполнение лечебных учреждений ББ.

3. Силы МСГО. К ним относятся

А) Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), предназначенные для работы в очаге поражения . Эти формирования по подчиненности разделяются на

1. объектовые : санитарные посты (СП) и санитарные дружины (СД), которые создаются на объектах экономики, в учреждениях, средних и высших учебных заведениях;

2. территориальные : отряд первой медицинской помощи (ОПМ), подвижные госпитали (ПГ), бригады специализированной мед помощи (БСМП), специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ), санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и т. д.

Б) Учреждения МСГО :

1. Лечебные : многопрофильные, профилированные, головные больницы),

2. Противоэпидемиологические : государственные центры санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), противочумные учреждения

3. Учреждения мед снабжения : склады, базы, аптеки, станции переливания крови и т.д.)