Принципиальных основ самоуправления утверждалась самостоятельность. Принципы и преимущества местного самоуправления. Принципы местного самоуправления

Принципы представляют собой основополагающие подходы, задающие общие параметры местного самоуправления . Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах Российской Федерации.

Принципы местного самоуправления:

  1. местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ ;
  2. принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти .

    Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления. Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью , формированию и исполнению местных бюджетов , ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории .

  3. принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти ;
  4. ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством , физическими и юридическими лицами . Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;
  5. недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления;
  6. принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

    Этот принцип имеет еще одно более широкое толкование. Граждане , проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления.

Непомнящих Светлана Сергеевна

аспирант, ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск

E-mail:

На основании статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправ­ление. В названной статье указано, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Установление сферы собственного ведения местного самоуправления непосредственно связано с решением вопроса о сущности местного самоуправления, месте и роли последнего в структуре организации публичной власти в государстве.

Сущность местного самоуправления обусловлена его социальным предназначением. По мнению автора, сущность местного самоуправле­ния заключается в сочетании при его организации и осуществлении интереса населения муниципального образования, заинтересованного в создании надлежащих условий его жизнедеятельности и развитии территории, и общегосударственного интереса, направленного на обеспечение территориальной целостности, стабильности, поступательного развития и решение иных общегосударственных задач.

Являясь формой самоорганизации населения в границах территории муниципального образования и одним из уровней осуществления публичной власти в государстве, местное самоуправление организуется и осуществляется с учетом провозглашенных государством принципов и в рамках реализации населением, проживающим в этих границах, своей власти.

Как отмечает М.И. Либоракина, отвечая на две общественные потребности - в эффективном управлении и в развитии демократии, местное самоуправление создается не только в целях лучшей управляемости или приближения общественных услуг к населению, но и для гарантии свободы личности, развития гражданской самостоятельности и ответственности. Оно способствует развитию саморегулирования, которое является основой устойчивости общества и государства .

Следует согласиться с О.А. Саловым в том, что самостоятельность - это не только право, но и обязанность принимать те или иные решения. Если проблема отнесена к вопросу местного значения, органы местного самоуправления обязаны ее решить. Они несут всю полноту ответственности за реализацию возложенных на них полномочий .

В свою очередь, всякое полномочие органа публичной власти по решению того или иного вопроса включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование и непосредственное исполнение, то есть реальное предоставление тех или иных услуг. Для вопросов местного значения все эти три компонента закреплены за органами местного самоуправления .

Вопросы местного значения - это тот объем публичных дел, которые населением и (или) органами местного самоуправления в пределах территории муниципального образования могут и должны решаться самостоятельно.

Принцип самостоятельности осуществления собственной компетенции местного самоуправления раскрывается через организационную, функциональную, финансовую и экономическую самостоятельность ее субъектов в решении вопросов местного значения.

Самостоятельное решение этих вопросов предполагает, с одной стороны, потенциальную возможность самостоятельного (без привлечения иных лиц) решения поставленных проблем исходя из достаточности соответствующих полномочий, с другой, - наличие организационных, финансовых и материальных ресурсов для их решения. Вопросы местного значения объективно могут быть решены силами муниципального образования и должны быть решены им как единственно уполномоченным на решение этих вопросов субъектом.

Организационная самостоятельность означает наличие в системе местного самоуправления организационных ресурсов, необходимых и достаточных для решения вопросов местного значения. Речь идет о субъекте компетенции муниципального образования. Вопросы местного значения население муниципального образования вправе решать непосредственно и (или) опосредованно - через органы местного самоуправления. В последнем случае в муниципальном образовании должна быть создана система органов и должностных лиц, реализация полномочий которых в их совокупности позволила бы решить тот или иной вопрос местного значения.

Функциональная самостоятельность связана с достаточностью у субъектов компетенции властных полномочий для решения поставленных перед ними вопросов. Установление вопросов местного значения обязательно должно сопровождаться наделением субъектов, компетентных в решении этих вопросов, собственными полномочиями по их решению. В противном случае закрепление за местным самоуправлением вопросов местного значения становится юридической фикцией.

Финансовая самостоятельность обеспечивается наличием в распоряжении уполномоченного субъекта необходимых финансовых ресурсов и «гарантируется конституционным правом муниципальных образований самостоятельно формировать и использовать собственные материально-финансовые ресурсы» , за счет которых органы местного самоуправления могут организовать на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих публичных услуг.

Основные принципы, обеспечивающие финансовую самостоятельность муниципального образования, закреплены в статье 9 Европейской хартии местного самоуправления, принятой в Страсбурге 15 октября 1985 года и ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года .

Анализ содержащихся в данной статье норм позволяет прийти к выводу о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть, во-первых, достаточными, то есть соразмерными полномочиям, предоставленным этим органам конституцией и законами. Во-вторых, финансовые системы, на которых основываются ресурсы органов местного самоуправления, должны быть разнообразными и гибкими. Иными словами, доходы органов местного самоуправления должны быть стабильными, несмотря на изменение условий их деятельности. Наконец, в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать собственными доходами.

В числе принципов, определяющих финансово-экономическую основу местного самоуправления, Е.С. Шугрина выделяет принцип достаточности ресурсов, принцип ограниченности ресурсов подведомственной органу власти территории, принцип инфраструктурной целостности .

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления закрепил принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе касающиеся его экономических и финансовых основ.

Основной гарантией финансовой самостоятельности муниципального образования является местный бюджет.

Между тем несбалансированность местных бюджетов в течение ряда лет привела к ухудшению социально-экономического положения муниципальных образований, а также снижению уровня и качества предоставляемых населению муниципальных услуг .

Поэтому установление вопросов местного значения должно сопровождаться закреплением за муниципальными образованиями необходимых и достаточных источников доходов.

Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного само­управления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям. Защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер .

При этом заинтересованность органов местного самоуправлении в увеличении собственных доходов в отсутствие условий, при которых будет обеспечена доходность местных бюджетов от собственных доходов, не приведет к повышению экономической самостоятельности местного самоуправления . Подлинной финансовой самостоятель­ности местного самоуправления в нашей стране будет способствовать только развитие инициативы и самостоятельности органов местного самоуправления в изыскании и привлечении в местные бюджеты финансовых ресурсов.

Экономическая самостоятельность связана с установлением достаточной материальной базы.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами .

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязательности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий. Важное значение имеют конституционно установленные гарантии местного самоуправления, в том числе: право на судебную защиту; право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Список литературы:

  1. Бабун Р.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы. Обнинск, 2010.
  2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
  3. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  5. Кузнецов С.П. Принципы построения местных бюджетов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.
  6. Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. М., 2003.
  7. Мокрый В.С. О финансовом обеспечении местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления и основных направлений совершенствования межбюджетных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12.
  8. Некенов А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. - 2004. - № 5.
  9. Салов О.А. Местное самоуправление сегодня. М., 2001.
  10. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  11. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  12. Шугрина Е.С. Муниципальное право / Учебник. М., 1999.

Принципы представляют собой основополагающие подходы, задающие общие параметры местного самоуправления. Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах РФ.

Принципы местного самоуправления:

1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права точке зрения, согласно которой государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование. Признавая местное самоуправление, государство считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение, ведь местные институты власти исторически много старше государственных.

Российская Федерация в полной мере разделяет требования Европейского Сообщества, наделяя местное самоуправление высоким статусом одной из основ конституционного строя страны. Местное самоуправление снабжено важнейшей характеристикой формы отправления народом своей власти. Этого более чем достаточно, чтобы уяснить истину: местное самоуправление – непременный спутник демократической России. Знакомство с Конституцией РФ способно убедить любого, что принцип местного самоуправления получил самое развернутое закрепление: отдельная глава, несколько самостоятельных статей в других важнейших главах основного закона.

Оно поддерживается развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.

Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории. Муниципальным органам как властным учреждениям присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований. Российское законодательство учитывает данное обстоятельство и обязывает физических и юридических лиц подчиняться решениям местных органов, решениям, появившимся путем прямого волеизъявления, при условии их принятия в пределах полномочий местного самоуправления;


3) принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При всем разнообразии критических суждений модель местного самоуправления сохраняет действие в РФ;

4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;

5) недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления.

Государственные органы в лице избирательных комиссий субъектов Федерации оказывают существенное влияние на порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований. Это тоже канал проникновения государства в сферу организационного становления местного самоуправления.

Таким образом, указанный принцип подвергся хотя и ограниченной, но существенной корректировке, что лишает возможности признать его;

6) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, например, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.

Этот принцип имеет еще одно более широкое толкование. Граждане, проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления.

Вместе с тем реализация принципа судебной защиты прав местного самоуправления, по мнению многих, имеет один существенный изъян. Дело в том, что органы муниципальной власти не наделены правом обращения в Конституционный Суд РФ ни с жалобой, ни с запросом либо ходатайством.

Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

5.3. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Исходными (базовыми) субъектами - носителями прав муниципальной собственности в городском или сельском поселении является само население (местное сообщество) в лице представительного органа и администрации. Остальные звенья при всей разности в объеме их прав относятся к производным (вторичным, третичным и т. д.) образованиям.

Субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. Что касается управления муниципальной собственностью, то оно осуществляется органами местного самоуправления, что, однако, не делает их собственниками муниципального имущества. В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Не только право собственности муниципальных образований, но и право частной собственности, право собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2. Органы местного самоуправления вправе создавать юридические лица для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарным муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.

3. Статьи 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.

К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

При разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены. Для обеспечения минимальных потребностей муниципального образования в местные бюджеты, в частности, должна поступать часть доходов от регулирующих налогов. Она может (в установленных федеральным законодательством случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.), учитывающих региональные и местные особенности.

4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы и передаются органам местного самоуправления.

В соответствии с законодательством РФ увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 132) наделяет органы местного самоуправления, правом самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате. Перечень местных налогов и сборов установлен федеральным законодательством. Органы местного самоуправления вправе устанавливать лишь ставку налога из предусмотренного перечня.

6. Органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Например, муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15 процентов объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Знание общих принципов местного самоуправления является одним из главных условий формирования представлений о муниципальном праве как особой отрасли права. Опираясь на общие принципы, специалист получает возможность систематизировать нормы муниципального права, преодолевать трудности толкования права, обусловленные проблемами в законодательстве. Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления, правотворчества, применения муниципального права, изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права.

В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Наша задача состоит в том, чтобы определить наиболее общие принципы, которые более полно раскрывают общее и особенное в муниципальном праве и усвоить их содержание, особенно обращая внимание на изучение муниципальной практики, в ходе которой реализуются эти принципы.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Конституция РФ, Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ », основывались на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении. Они закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ. В пределах данных принципов происходит регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и местных традиций.

Принципы местного самоуправления закреплены в законодательстве, уставах муниципальных образований, что придает им правовой характер. Их реализация обеспечивается системой организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся следующие:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления ;

в) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) гласность деятельности местного самоуправления;

е) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

з) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность и др.

а) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которое осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм местного волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы организации и осуществления местного самоуправления закреплены и регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Принцип самостоятельности предполагает обеспечение экономической самостоятельности местного самоуправления. В РФ она обеспечивается прежде всего, наличием муниципальной собственности (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов ).

Невмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ их законами. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается правом на судебную защиту.

б) Организационное обособление местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, государство признает местное самоуправления в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Население непосредственно осуществляет свою власть, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ ).

Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (ст. 131 Конституции РФ ). На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

Согласно Федеральному закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления имеют право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Этот закон закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

в) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено:

Федеральным устройством Российского государства;

многонациональностью нашего государства, самобытностью и особенностью исторических и иных местных традиций;

Разнообразием основных типов поселений.

В Российской Федерации около 9 основных типов поселений, всего с учетом подвидов более 80 специальных типов поселений. Структура и форма осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. имеют свои особенности. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

г) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. В ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении указано, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочий. В Конституции РФ и законодательстве о местном самоуправлении этот принцип также нашел свое отражение.

В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

При наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Согласно этой же статьи органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

д) Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность - это один из важнейших принципов демократического устройства. Данный принцип проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, демократическую деятельность средств массовой информации и т.д.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целом ряде своих норм устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе:

Информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления;

Доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими;

Отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Ограничение или отказ в доступе к информации может быть обусловлен:

Государственной тайной;

Экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц;

Судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами;

Тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни;

Иными в общем плане охраняемыми законом тайнами.

е) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

В работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, при подготовке проектов решений могут привлекаться представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций. Принцип коллегиальности проявляется еще и в том, что при подготовке и принятии решений представительным органом его депутаты имеют возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения и замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

Принцип единоначалия допускает возможность использования и коллегиальных начал (при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью т.д.).

ж) Принцип законности в организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это означает, что организация и деятельность местного самоуправления должны осуществляться на основе закона и в рамках закона.

Основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8 Европейской хартии о местном самоуправлении):

1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая вносит протест на противоречащий закону правовой акт изданный органом местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления. Выносит представление об устранении нарушения закона.

Соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается и судебными органами:

Обжалование решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан;

Обжалование решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право:

Прекратить полномочия соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Контроль за соблюдением законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается также представительным органом местного самоуправления и субъектами Российской Федерации. Последние, в случае противоречия устава муниципального образования Конституции и законам муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

з) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия населения.

Население имеет право выразить свое мнение к выборным органам или должностным лицам местного самоуправления, используя для этого различные формы прямой демократии, вплоть до отзыва депутата представительного органа муниципального образования, члена иного выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.

Основанием для ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

В этом случае ответственность наступает в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Общим основанием данного вида ответственности является: нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции РФ, Конституции, устава субъекта РФ, а также устава муниципального образования.

Одной из форм проявления этой ответственности - прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.

Решение о прекращении полномочий вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта РФ является заключение соответствующего суда субъекта РФ (Верховного Суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) о признании несоответствия деятельности представительного органа муниципального образования Конституции РФ, Конституции, уставу субъекта РФ, уставу муниципального образования.

PAGE 9

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
301. Судебная защита местного самоуправления 11.23 KB
Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. Органы местного самоуправления как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
292. Понятие и система местного самоуправления 18.07 KB
Это воздействие осуществляется на основе особых принципов и в определенных формах в соответствии с функциями органов и должностных лиц местного самоуправления. В лекции рассматриваются эти вопросы а также раскрывается понятие системы местного самоуправления. Высказываемые суждения о сущности местного самоуправления его политикоправовой природе противоречивы и дискуссионны.
316. Представительные органы местного самоуправления 15 KB
Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем что: 1 депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2 представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть; 3 представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного...