Система финансового права российской федерации. Различие общей и особенной частей финансового права Особенная часть финансового права включает в себя

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Именно такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — ϶ᴛᴏ объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В наибольшей степени крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к важным достижениям отечественной правовой науки. При этом работа в ϶ᴛᴏм направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части ᴏᴛʜᴏϲᴙтся нормы финансового права, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в ϶ᴛᴏй области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с кᴏᴛᴏᴩыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Стоит заметить, что они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части .
Стоит отметить, что особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие финансово-правовые институты. Отметим, что каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по ϲʙᴏему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, ϲʙᴏйственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм данных подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что ϲʙᴏйственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве)

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. К примеру, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. При этом в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует исключительно в теории. Сегодня вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в кᴏᴛᴏᴩых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг)

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части демонстрирует состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования ϶ᴛᴏго звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некᴏᴛᴏᴩых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически ϶ᴛᴏ выразится в изменении предмета финансового права. Именно такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на кᴏᴛᴏᴩых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. При этом в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, ϲʙᴏйствен комплексный характер)

Научная обоснованность системы права, построение се на базе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Финансовое право состоит из множества отдельных фи­нансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражает­ся в сложной целостной системе. Внутри этой единой систе­мы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Груп­пировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Однако право не может быть лишь зеркалом обще­ственных отношений, поскольку его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система финансового права - это объек­тивно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и рас­положение финансово-правовых норм в определенной пос­ледовательности.

В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения - Общую и Особенную часть.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, право­вые формы и методы финансовой деятельности государ­ства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизи­руются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответству­ющие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых от­ношений. Финансово-правовой институт объединяет пра­вовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых от­ношений входит несколько финансово-правовых инсти­тутов. Всем этим отношениям свойственны общие отли­чительные черты (например, в раздел “Правовое регули­рование государственных доходов” входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отно­шения в области: а) государственной бюджетной систе­мы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финан­сов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственно­го страхования; ж) налогообложения; з) банковского кре­дитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валют­ного регулирования. Они имеют соответствующие наи­менования.

В системе финансового права находит отражение фи­нансовая система Российской Федерации как объектив­но существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отража­ет состав финансовой системы, выделение в ней несколь­ких звеньев. В результате государственный бюджет, го­сударственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение на основе объективно существующих отношений дает воз­можность наиболее правильного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей ак­тивной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содер­жатся в большом числе разнообразных правовых норматив­ных актов, или источниках. К ним относятся акты предста­вительных и исполнительных органов государственной вла­сти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, об­ластные, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Феде­рации - это правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и местного само­управления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государ­ства в целом и по отдельным ее направлениям, соответствен­но используемым звеньям финансовой системы. Особое ме­сто в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Рос­сийской Федерации.

Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Для последнего времени характерно расширение сфе­ры регулирования финансовых отношений законодатель­ными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т. д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государ­ственного управления.

Нормы финансового права содержатся и в актах орга­нов исполнительной власти: указах Президента и поста­новлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливают­ся ставки косвенных налогов - акцизов по отдельным видам товаров). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками фи­нансового права. То же относится и к актам местной ад­министрации.

Соответственно развитию методов финансово-правово­го регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности, со­глашения между ними. Соглашения по финансовым воп­росам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ве­домств и т. д., регулирующих вопросы финансов в преде­лах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми кол­лективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).

В связи с тем, что идет активный процесс формирова­ния финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобре­ли высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.

Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства* ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства.

Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Такое определение содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов, отнесенных этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т. е. сама по себе является определенной правовой системой.

В частности, она содержит институт, который можно было именовать «Управление в области государственных финансов».

О существовании такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издания государством либо его органом обязательных предписаний, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочий. Словом создается то, что в юридической литературе принято называть управление в какой-то области. Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта, что вне организационных форм такие финансы не существуют.

В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансо вых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов финансового планирования - бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Одна-, ко объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов, разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.

Институтом общей части финансового права является институт, посвященный организации денежной системы страны. В финансово-правовой литературе его считают институтом особенной части и материал о нем располагается в конце учебников по финансовому праву.

Оценка данного института в качестве института особенной части представляется ошибочной. Во-первых, если исходить из предпосылки, что система особенной части производна от финансовой системы (т. е. финансово-правовые институты отражают объективно существующие финансово-экономические институты), то рассматриваемому институту вообще не из чего взяться, так как государственная финансовая система денежного фонда, именуемого «Денежная система» вообще не знает. Во-вторых, правовое регулирование денежной системы одинаково касается всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы и опосредованных соответствующими правовыми институтами особенной части финансового права. Иначе говоря, «Институт правовые основы денежной системы» не находится в одном горизонтальном ряду с другими институтами особенной части, а расположен над ними, что предопределяет его место в общей части финансового права. В-третьих, этот институт имеет выход на все денежные отношения, в то время как финансовые отношения являются лишь частью их. Следовательно, данный институт, как касающийся всех существующих в обществе денежных отношений (финансовых, регулируемых нормами финансового права; товарно-денежных или просто денежных, регулируемых гражданским правом; отношений по оплате труда, регулируемых трудовым правом, и т. д.), носит применительно к ним общий характер.

Институтом общей части финансового права является институт, именуемый «Финансовое устройство». Государственные финансы любой страны носят организованный характер: они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами. Все это закрепляется соответствующими правовыми актами. Нормы, определяющие общие начала формирования финансовой системы государства и решающие наиболее принципиальные вопросы структурирования государственных финансов, как раз и образуют собой указанный институт.

Общепризнанным институтом общей части финансового права является институт, обычно называемый «Финансовый контроль» (более правильное его название - «Правовые основы финансового контроля»).

Наконец, институтом общей части финансового права выступает институт, именуемый «Финансово-правовая ответственность».

То, что за нарушение финансового законодательства применяется та или иная юридическая ответственность, факт в общем-то бесспорный. В ряде случаев правовая природа этой ответственности сомнения не вызывает - она является либо уголовной, либо административной. В других случаях природа этой ответственности не столь очевидна и мнения исследователей при ее квалификации делятся между финансово-правовой, административно-правовой и даже гражданско-правовой ответственностью. Повергается сомнению само существование такого вида юридической ответственности, как финансово-правовая.

На всех этих вопросах мы остановимся ниже. Здесь же отметим, что такой вид ответственности существует, что дает основание выделить в общей части финансового права специальный правовой институт (аналогично тому, как в административном праве выделяется институт административно-правовой ответственности). Поскольку финансово-правовая ответственность связана с нарушением правовых норм, касающихся всех институтов особенной части финансового права, место данного института в общей части.

В итоге общая часть финансового права (как отрасли права) представлена следующими институтами: 1) финансовое устройство; 2) правовые основы денежной системы; 3) управление в области финансов; 4) финансовое планирование; 5) финансовый контроль; 6) финансово-правовая ответственность.

Каждый из этих институтов имеет свой выход на институты особенной части и реализуется через них. Так, финансовое планирование в своем конкретном осуществлении распадается на бюджетное планирование, планирование расходования специальных денежных фондов, планирование финансов государственных предприятий и т. п. Финансовый контроль принимает вид бюджетного контроля, налогового контроля, ведомственного контроля и т. д. Финансово-правовая ответственность в своем конкретном применении принимает вид ответственности за нарушение бюджетного, налогового, валютного и других видов законодательства, входящих в семейство финансового законодательства.

В общей части учебного курса финансового права, помимо названных тем, должны быть разделы, посвященные предмету, методам, системе, источникам финансового права, финансово-правовым нормам и отношениям, науке финансового права, финансовому праву зарубежных стран и другим вопросам, имеющим научно-теоретическое значение.

Что касается системы особенной части финансового права, то в правовой науке уже давно сложилось мнение, согласно которому в системе финансового права находит свое отображение финансовая система страны как объективно существующая экономическая категория. И с этим следует полностью согласиться.

Однако, здесь возникает как минимум две проблемы. Во-первых, состав финансовой системы, несмотря на то, что это действительно «объективно существующая экономическая категория» (и не только «категория», но и явление объективной реальности), ни экономической, ни правовой науками со всей достоверностью и бесспорностью до конца не выявлен. В результате этого в различных литературных источниках представлен самый разнообразный набор институтов, входящих в эту систему. Во-вторых, понятие «финансовая системы» имеет существенно различный смысл в зависимости от того, что им охватывается: только государственные финансы или вообще финансы (т. е. как государственные, так и частные). И это опять поднимает вопрос, что выступает объектом финансового права: финансы в целом или только государственные финансы. Финансово-правовая наука вроде бы склоняется к последнему варианту. Но если посмотреть на представленные в юридической литературе перечни институтов особенной части финансового права, то нетрудно заметить, что многие из них опосредуют именно) частные финансы. К тому же среди многочисленных работ по финансовому праву не найти и двух, которые бы придерживались одинакового перечня. То есть вопрос о составе особенной части финансового права относится к числу спорных.

Тем не менее в большинстве случаев называются следующие институты: бюджетное право; налоговое право; внебюджетные денежные фонды; финансы государственных предприятий; государственные доходы; государственный кредит; имущественное и личное страхование (иногда выделяется лишь его организация); государственные расходы; банковское кредитование; денежное обращение и расчеты; валютное регулирование.

Данная классификация грешит серьезными недостатками, а именно: 1)

как мы видим, в качестве объекта финансового права здесь обозначены как государственные, так и частные финансы. Например, имущественное и личное страхование, банковское кредитование, которые в условиях рыночной экономики представляют собой, как правило, разновидность частнопредпринимательской деятельности, осуществляются негосударственными организациями (частными страховыми компаниями и банками) и базируются на денежных фондах, находящихся в частной собственности. Поэтому включение их в состав финансового права в качестве институтов его особенной части представляется ошибочным.

Выше мы уже пришли к выводу, что объектом финансовой деятельности государства (и, соответственно, финансового права) должны выступать лишь государственные финансы; 2)

рассматриваемая система характеризуется тем, что при ее построении не соблюден один из основных методологических принципов систематизации, согласно которому группировка явлений при выстраивании классификацион- ного ряда должна производиться на основе единого критерия. Здесь же правовые институты сформированы по самым различным критериям. Так, одни из них выделены по признаку наличия соответствующего фонда денежных средств (бюджетное право, внебюджетные денежные фонды, финансы государственных пред приятий), в основу других положена характеристика движения денежных средств в качестве дохода или расхода (государственные доходы, государственные расходы), критерием третьих выступает метод финансовой деятельности государства (налоговое право, государственный кредит), четвертые отображают вид предпринимательской деятельности (страхование, банковское кредитование), пятые - условия движения денег и обращения валюты (денежное обращение и расчеты, валютное регулирование).

Это все равно как в одном классификационном ряду делить людей на женщин, высоких, блондинов и курносых.

В результате столь беспорядочного использования системообразующих критериев самой системы как таковой вообще нет, возникают многочисленные неувязки, наслоения и дублирования, когда невозможно определить, предметом какого правового института выступает то или иное общественное отношение; 3)

в составе системы названы такие финансово-правовые институты, кот.орые не имеют себе аналогов в виде финансово-экономических институтов, входящих в состав финансовой системы государства.

В связи с этим прежде всего отметим, что существование любого правового института, входящего в состав особенной части финансового права, означает наличие специфической группы общественных отношений, относительной обособленной от других общественных отношений и чем-то существенно отличных от них. Эта группа общественных отношений и формирует тот или иной правовой институт, выступая в качестве предмета его правового регулирования. Поэтому в конечном счете вопрос о видах институтов особенной части финансового права - это вопрос систематизации общественных отношений, выступающих предметом финансового права. При этом совершенно очевидно, что одно и то же финансовое отношение не быть одновременно предметом различных правовых институтов.

Исходя из этого достаточно очевидного методологического принципа рассмотрим приведенный выше вариант построения особенной части финансового права. 1.

Прежде всего вызывает возражение выделение таких институтов, как «Правовое регулирование государственных доходов» и «Правовое регулирование государственных расходов» по следующим основаниям.

Во-первых, финансовая система не знает таких финансово-экономических институтов, как «Государственные расходы» и «Государственные доходы». А если нет экономического института, то неоткуда взяться и правовому, так как нет той группы общественных отношений, которая могла быть предметом данного правового института.

То, что существуют государственные «расходные» и «доходнйе» отношения! совершено очевидно. Но эти отношения, во-вторых, всегда связаны с определенным фондом денежных средств и «намертво» к нему привязаны. Нет доходов и расходов - нет и самого фонда, так же как не может быть каких-то отдельно существующих от конкретного фонда «доходных» и «расходных отношений». Они всегда являются отношениями своего фонда. Следовательно, общественные отношения, связанные с доходами и расходами денежных фондов, являются не только неотъемлемым элементов тех финансово-экономических институтов, которые опосредуют данные фонды, но, собственно, и формируют эти институты. Каждому из них соответствует свой правовой институт. Вычленение из него «доходных» и «расходных» отношений (с тем, чтобы они составили отдельный от фонда предмет самостоятельного правового регулирования) означало бы фактическое разрушение опосредующего данный фонд экономического института, так как никакой фонд денежных средств не может существовать без доходов и расходов.

Возьмем, к примеру, отношение по уплате государственной пошлины. С одной стороны, это бесспорно отношение, выражающее получение государством дохода. Если придерживаться рассматриваемой классификации, данное отношение можно считать предметом института «Государственные доходы». Но с другой, если госпошлина поступает в доход бюджета, то данное отношение с равным основанием можно признавать бюджетным. Поэтому отнесение этого отношения «под эгиду» правового института «Государственные доходы» означает, что либо отношения по формированию доходной части бюджета могут функционировать вне самого бюджета, либо одно и то же отношение выступает предметом правового регулирования одновременно и по линии института «Государственные доходы», и института «Бюджетное право». Первое - абсурдно с экономической точки зрения, поскольку никакой фонд без своей доходной части существовать не может, второе - абсурдно с юридической, так как делает бессмысленным деление отрасли права на институты.

Наконец, в-третьих, экономическая природа общественного отношения определяется тем денежным фондом, вокруг которого они группиру ются и образуют в своей совокупности соответствующий финансово- экономический институт. Правовое «лицо» этих отношений должно быть адекватно их экономическому содержанию. Так, отношение, по внесению платежей в бюджет - это экономическое бюджетное отношение. Бюджетным же оно должно быть и с правовой точки зрения. Следовательно, нормы, регулирующие платежи в бюджет, входят в состав бюджетного права, а не в институт «Государственные доходы».

Безусловно, что финансовые отношения можно делить на доходные и расходный. В равной мере в зависимости от вида денежного фонда их можно делить на бюджетные, отношения по формированию и распределению внебюджетных фондов, фондов предприятий и т. д. Но это деление производится на основании различных критериев и выраженные им явления существуют в различных классификационных плоскостях. Сводить данные явления в один классификационный ряд, присваивая каждому из них однотипный статус финансово-правового института, - значит нарушать элементарные законы построения систем.

На основании всего изложенного можно, на наш взгляд, сделать вполне определенный вывод, что таких институтов (разделов, подотраслей), как «правовое регулирование государственных доходов» и «Правовое регулирование государственных расходов», особенная часть не содержит. В лучшем случае они могут быть разделами науки или учебного курса финансового права, выделяемых, как писал С. Д. Цыпкин, в целях более детального анализа, усвоения и совершенствования соответствующих нормативных материалов37.

В то же время полагаем, что в рамках отдельных разделов финансового права (рассматриваемого в: качестве отрасли), опосредующих определенный фонд денежных средств, выделение особых институтов, регулирующих доходы и расходы этого фонда, в принципе допустимо. Это полностью отвечает экономическим предпосылкам формирования системы финансового права, так как фонд денежных средств, лежащий в основе финансово-экономического института, всегда состоит из двух частей - доходной и расходной. Логично предположить, что и правовой институт (раздел финансового права) содержит группировки норм, соответствующих этим частям Денежного фонда и выражающего его финансово-экономического института. Например, представляется вполне обоснованным существование такого правового института, как «Доходы государственного бюджета», существующего однако не в рамках раздела «Государственные доходы», а являющегося частью бюджетного права. 2.

Сказанное выше полностью относится и к такому институту финансового права, как налоговое право, ныне претендующему, по мнению некоторых авторов, чуть ли не на самостоятельную отрасль права. Бесспорно, что налоги (особенно в условиях рыночной экономики) представляют собой один из основных инструментов финансовой деятельности государства. Налогам посвящен значительный массив финансового законодательства, вплоть до кодифицированных актов в виде специального налогового кодекса.

Однако налоговые отношения всегда представляют доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других денежных фондов. В этом случае они носят специальный характер. В Казахстане, например, в свое время существовали налоги, предназначенные специально для Дорожного фонда. Но в любом случае налоги не формируют самостоятельного денежного фонда, а выступают лишь его доходным источником. В силу отсутствия особого «налогового» денежного фонда, отсутствует и соответствующий «налоговый» финансово-экономический институт в составе финансовой системы государства. А если нет финансово-экономического института, то неоткуда взяться и правовому институту в составе особенной части финансового права.

В то же время такие явления, как «налоговая деятельность», «налоговое право» и «налоговые правоотношения», в качестве финансово-правовых категорий бесспорно существуют. Поэтому, учитывая важность налогов при осуществлении финансовой деятельности государства, налоговое право вполне может (и даже должно) выступать в качестве самостоятельного объекта финансово-правовой науки, а в виду сложности нормативных актов, посвященных налогам, важности их профессионального усвоения - и в качестве отдельного раздела учебного курса финансового права (а еще лучше - в качестве самостоятельной учебной дисциплины). 3.

Государственный кредит, о чем уже было сказано выше, также не формирует института финансовой системы государства. Поэтому он не формирует и самостоятельного финансово-правового института в рамках особенной части финансового права. Однако это не исключает его специального изучения в рамках учебного курса финансового права. 4.

Что касается таких институтов, как «Страхование» и «Банковский кредит», то следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики они в основном базируются на частной собственности и, следовательно, объектом финансового права вообще не выступают. В состав финансовой системы государства могут войти лишь государственное страхование и государственный банковский кредит, а точнее - финансы государственных страховых организаций и государственных банков, действующих в организационно-правовой форме государственных предприятий. В принципе эти финансы относятся к разряду децентрализованных финансов (исключение составляют денежные фонды Нацбанка). Эти организации не являются финансовыми органами государства, точно также как им не является и любое другое государственное предприятие. При этом само страхование или предоставление банковских ссуд должно осуществляться на гражданско-правовой основе, т. е. возникающие при этом отношения финансово-правовыми не являются. 5.

Институт «Денежное обращение и расчеты» никакого отношения к финансовому праву не имеет и является типичным гражданским правовым институтом, поскольку регулирует денежную ветвь товарно-денежных отношений. В связи с этим еще раз отметим, что не всякие денежные отношения можно отнести к разряду финансовых. 6.

Институт «Валютное регулирование» относится к институту «Правовые основы денежной системы», относящегося к общей части финансового права.

Учитывая спорность вопроса о составе особенной части финансового права, выясним,"что представляет из себя финансово-правовой институт как элемент этой части.

Финансово-правовой институт - это совокупность юридических норм, которые регулируют определенную группу общественных отношений. Эти отношения, с одной стороны, носят взаимосвязанный и родственный характер, т. е. являются именно группой, с другой - отличаются от тех общественных отношений, которые регулируются другими правовыми институтами. Общественными отношениями, выступающими предметом финансового права в целом и отдельными его институтами в частности, являются финансовые отношения. Определенные группы этих отношений образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты). И точно так же, как финансово- экономические институты не могут существовать вне опосредуемых собой отношений, так и эти отношения не существуют без своего института. Поскольку предметом правового института выступает группа финансовых, отношений, а последние группируются в финансово-экономический институт, то он (как совокупность экономических отношений) и есть предмет соответствующего правового института. Следовательно, правовой институт - это финансово-экономический институт, облеченный в правовую «одежду». Отсюда вытекает, что система особенной части финансового права - это облеченная в правовую «одежду» финансовая система государства.

С целью проверки этих выводов зададим ряд контрольных вопросов.

Первый - может ли существовать правовой институт без своего финансово-экономического института, т. е. вне финансовой системы? Нет, такой правовой институт существовать не может, ибо для него не из чего сформировать предмет правового регулирования - экономические отношения все гда входят в состав своего финансового института и поглощаются опосредующим его правовым институтом. Так, бюджетные отношения, формируя институт финансовой системы в виде бюджета, выступают предметом бюджетного права. Налоги зачисляемые в бюджет представляют собой разновидность бюджетных отношений. Сами налоговые отношения не формируют собой ни собственного фонда денежных средств, ни собственного института финансовой системы. Поэтому для существования особого института особенной части финансового права в виде налогового права нет ни экономических, ни правовых оснований - эти отношения выступают предметом такого правового института, как бюджетное право.

Второй вопрос - возможна ли ситуация, при которой экономические отношения группируются по финансовым институтам согласно своим экономическим критериям, а правоотношения - по правовым институтам, согласно собственным юридическим критериям, и при этом обе системы (финансовая система и система особенной части финансового права), отличаясь друг от друга, будут существовать параллельно и независимо друг от друга? Например, финансовая система не знает такого института, как «Государственные доходы», однако многие юристы полагают, что система особенной части финансового права такой институт содержит.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, зададим еще один: может ли финансовое правоотношение существовать без опосредуемого им экономического отношения? Ответ может быть только один: кончено же, нет. Финансовое правоотношение - это экономическое финансовое отношение, облеченное в правовую «одежду». Местонахождение правоотношения всегда зависит от местонахождения экономического отношения. Поэтому правоотношение всегда будет принадлежать правовому институту, опосредующему тот экономический институт, в состав которого входит само экономическое отношение. Значит принадлежность финансового отношения к своему экономическому институту предопределяет принадлежность правовых норм, регулирующих это отношение, к тому правовому институту, который опосредует именно данный экономический институт. Иначе говоря, вопрос группировки общественных отношений по предметам правового регулирования - это вопрос группировки экономических отношений по видам финансовых институтов. Отсюда ситуация, когда экономическое отношение будет в одном финансовом институте, а аналогичное правоотношение - не в том правовом институте, который его опосредует, а в каком-то другом, в принципе невозможна. Так, если «доходное» отношение является отношением по формированию доходной части бюджета, то оно будет выступать предметом бюджетного права, а не института «Государственные доходы», поскольку экономическое бюджетное отношение входит в состав финансово-экономического института «Бюджетная система» и правовое отношение не может оторваться от своего экономического отношения.

Третий вопрос - можно ли классифицировать финансовые отношения (как экономические, так и правовые) по каким-то иным основаниям, нежели их принадлежность финансово-экономическому институту? Вполне, что и делается в научных и учебных целях. Экономические отношения можно, например, классифицировать по признаку возвратности, в соответствии с чем они распадутся на отношения безвозвратного предоставления денег и кредитные отношения. Правовые отношения можно классифицировать по методу правового регулирования, в результате чего они составят две группы: отношения, регулируемые императивным методом, и отношения, регулируемые диспозитивным методом. И экономические, и правовые отношения можно классифицировать по направлению движения денег, в силу чего они будут представлять собой «доходные» отношения (отношения по формированию денежных фондов) и «расходные» отношения (отношения по распределению денежных фондов. В итоге одно и тоже финансовое отношение в зависимости от классификационного критерия одновременно может быть и бюджетным, и налоговым, и «доходным».

Более того, сами правовые нормы также можно классифицировать по самым"различным основаниям. В результате одна и та же норма может быть охарактеризована и как норма бюджетного права, и как норма налогового права, и как норма института «Правовое регулирование государственных доходов».

Однако любая классификация, какую бы цель она не преследовала, во-первых, должна производиться по единому основанию и, во-вторых, не должна приводить к отрыву экономических отношений от опосредующих их правовых. Но самое главное заключается в том, что никакой другой критерий, кроме как принадлежность финансового отношения к определенному экономическому институту, входящему в состав финансовой системы государства, не может быть положен в основу классификации правовых институтов, формирующих систему особенной части финансового права. Предметом финансового права выступают финансовые отношения. И коль скоро эти отношения объективно сгруппированы в финансово-экономические институты* то именно эти группировки и выступают предметом правовых институтов, входящих в систему данной отрасли права.

Таким образом, система особенной части финансового права детерминирована финансовой системой государства. А именно: количество правовых инстйтутов и их виды в точности соответствует количеству и видам экономических институтов. Правовых институтов, не соответствующих экономическим, существовать не может. При этом материальным выразителем экономического института (а соответственно, и правового) выступает фонд денежных средств. В итоге выстраивается следующая зависимость: есть денежный фонд - значит, есть финансово-экономический институт, есть экономический институт - значит, есть правовой институт.

Финансовая система и опосредующая его правовая система представляют собой единый механизм, составные элементы которого посредством многочисленных связей и через различные каналы жестко взаимосвязаны, взаимозависимы и не существуют один без другого. Этот механизм характеризуется общей организованностью, сбалансированностью частей, внутренним и внешним единством. Так, экономическое отношение выступает для правовой нормы предметом регулирования. Взаимодействие экономического отношения с правовой нормой порождает финансовое правоотношение. Группа экономических отношений формирует финансовый институт. Он выступает предметом регулирования для правового института, который, в свою очередь, представляет собой совокупность юридических норм. Экономические институты образуют финансовую систему, выступающую предметом регулирования для всей особенной части финансового права, которая сама по себе является совокупностью правовых институтов.

Данный комплекс помимо перечисленных систем (экономической и правовой) включает в себя также систему органов, осуществляющих государственную финансовую деятельность, и в своей совокупности может, по нашему мнению, именоваться «финансовый механизм государства».

Несколько слов о наименовании подразделений, входящих в состав особенной части финансового права. Раньше их было принято именовать институтами. Однако в связи с тем, что некоторые институты стали представлять собой довольно крупные правовые образования, имеющие собственное внутреннее деление, начали применять такие категории, как «подотрасль» или «раздел» финансового права. Последнее представляется более правильным. В итоге отрасль делится на разделы, а разделы - на институты.

В свете вывода о зависимости правовых институтов от финансово-экономическим и отображении финансовой системы в правовой система особенной части финансового права Республики Казахстан выглядит следующим образом: 1)

экономическому институту «Государственные бюджеты», материальным выразителем которых выступают такие денежные фонды, как республиканский и местные бюджеты, соответствует раздел финансового права «Бюджетное право»; 2)

экономическому институту «Финансы государственных предприятий, учреждений и центров хозяйственных систем» (финансы государственного хозяйства), материальным выразителем которых выступают денежные фонды названных субъектов, соответствует раздел, который можно было бы, на наш взгляд, назвать «Финансово-хозяйственное право»; 3)

экономическому институту «Финансы государственных банков», материальным выразителем которых выступают денежные фонды Нацбанка, а также государственных коммерческих банков, соответствует раздел, который можно было назвать «Финансово-банковское право». Заметим, что сама банковская деятельность, осуществляемая государственными коммерческими банками (например, производство безналичных расчетов, предоставление ссуд, открытие банковских вкладов и т. п.), регулируется гражданским правом и возникающие при этом отношения не являются финансовыми. Регулирование Нацбанком деятельности частных банков также не выражает финансовой деятельности государства и осуществляется в рамках административного и гражданского права; 4)

экономическому институту «Финансы государственного страхования», материальным выразителем которых выступают денежные фонды, предназначенные для оплаты услуг страховщиков при страховании тех или иных имущественных интересов государства, а также фонды государственных страховых организаций, соответствует раздел, который можно было назвать «Финансово-страховое право». Заметим, что само страхование, осуществляемое путем заключения договоров страхования, регулируется нормами гражданского права и не выражает финансовой деятельности государства (даже если такое страхование производится государственными страховыми организациями, а объектом страхования выступают имущественные интересы государства). Поэтому в целом страховое право относится к сфере гражданского права. Финансово-страховое право занимает в страховом праве весьма незначительное место (тем не менее превращая его в комплексный правовой институт) и касается установления порядка формирования и распределения государственных денежных фондов, предназначенных для осуществления страхования. Заметим, что деятельность уполномоченного государственного органа по осуществлению страхового надзора, вопреки распространенному мнению, к разряду финансовой деятельности государства не относится и представляет собой разновидность административной деятельности.

Как уже отмечалось, финансовые системы различных государств могут существенно различаться в силу особенностей строения этих систем. Соответственно могут различаться и построения особенной части финансового права. Так, если страховое дело в стране полностью осуществляется частными страховыми компаниями и отсутствует страхование имущественных интересов государства, то в финансовом праве будет отсутствовать институт «Финансово-страховое право». Наличие внебюджетных специальных фондов порождает институт «Правовое регулирование внебюджетных фондов». Надо сказать, что такие фонды (а соответственно, и такой правовой институт) существовали и в Казахстане. Однако в настоящее время они консолидированы с бюджетом, что повлекло поглощение данного института бюджетным пра вовом. Попутно отметим, что всякого рода внебюджетные фонды, существующие параллельно с бюджетом, приводят к размыванию финансовой системы, придают ей калейдоскопический характер, выводят значительные суммы государственных денежных средств из-под контроля общественности в лице представительных органов государства.

С точки зрения иерархии фондов и вертикального среза финансовой системы выделяются централизованные, местные и децентрализованные финансы. Соответственно этому в финансовом праве будет достаточно отчетливо проглядывать три блока норм: 1) правовое регулирование централизованных финансов; 2) правовое регулирование местных финансов; 3)

правовое регулирование децентрализованных финансов.

Федеративное устройство государства естественно усложняет систему финансового права за счет институтов, посвященных финансам субъектов федерации.

Следует подчеркнуть, что система учебного курса финансового права вовсе не обязательно должна совпадать с системой финансового права как отрасли права. Преподавание и изучение финансового права и относящегося к ней нормативного материала производится на основе собственных методических приемов и законов дидактики, а не законов построения правовых систем. К тому же по широкому счету объектом преподавания должна выступать не отрасль права как таковая, а финансово-правовая наука. Поэтому, учитывая важность учебного материала и сложность его усвоения, в учебном курсе «Финансовое право» целесообразно выделить такие темы, как «Налоговое право» и «Государственный кредит», хотя они и не представляют собой институтов ни финансовой системы, ни финансового права как отрасли права.

Контрольные вопросы 1.

Институты, входящие в состав общей части финансового права. 2.

Критерии формирования системы особенной части финансового права. 4.

Недостатки традиционных представлений о составе особенной части финансового права. 5.

Понятие финансово-правового института. 6.

Соотношение понятий «финансово-экономический институт» и «финансово-правовой институт». 7.

Соотношение понятий «финансовая системы государства» и «система финансового права». 8.

Состав особенной части финансового права. 9.

Соотношение системы финансового права (как отрасли права) и системы учебного курса финансового права.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовойинститут объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться егоподотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить враздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    бюджетной системы;

    внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

    финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;

    государственных и муниципальных доходов;

    государственного и муниципального кредита;

    организации страхового дела;

    государственных и муниципальных расходов;

    банковского кредитования;

    организации денежного обращения и расчетов;

    валютного регулирования;

    государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Итак, источники российского финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права - Конституция РФ , на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ . Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти : указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляютакты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных - Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился - до внутренних (для данных органов) отношений.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб,регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, влокальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).