Крестьянско фермерское хозяйство правовое положение ответственность. Бизнес-портал пути успеха. Закрытие и перерегистрация КФХ

"Налоговый вестник", N 6, 2000

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества, находящегося в его пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"] ведение хозяйства осуществляется на основе пользования земельным участком. Земельный участок может находиться у членов хозяйства в собственности как на праве аренды, так и на других законных основаниях: в пожизненном наследуемом владении или в собственности.

1. Выделение земельного участка

Работники колхозов и совхозов, а также сельские пенсионеры имеют право на земельную долю (пай) согласно Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708. Согласно п.16 названного Положения в случае выхода из коллективных хозяйств они вправе требовать выделения земельного участка в натуре. Что касается негосударственных кооперативов, созданных после реорганизации колхозов и совхозов, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которому уставом сельскохозяйственного кооператива может быть предусмотрено право выходящего участника на получение земельного участка.

Для получения земли с целью создания фермерского хозяйства необходимо направить заявление в адрес общего собрания указанных организаций с просьбой о выделении участка. Размер земельного участка, предоставляемого выходящему участнику, не должен превышать размера земельной доли или земельного участка, который этот участник передал кооперативу при вступлении в него. Земельный участок бывшему члену колхоза, совхоза выделяется в соответствии с его долей в сельскохозяйственных угодьях этого коллективного хозяйства.

2. Получение земельного участка

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение для этого земельного участка имеет любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Для некоторых категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов местного самоуправления, сельскохозяйственных специалистов, проработавших в колхозе или в совхозе не менее пяти лет, многодетных и приемных семей - законодательство устанавливает специальные преимущества в получении участков.

Для получения земельного участка с целью ведения фермерского хозяйства необходимо обратиться с заявлением к главе местной администрации. В случае если претендентов на получение окажется несколько, при отборе граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, местная администрация вправе провести конкурс. Местной администрации также предоставлено право в определении конкретных условий, на которых будет выделен земельный участок. Предельная норма предоставления земли устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.

После этого администрация рассматривает заявление гражданина в месячный срок и выносит постановление о предоставлении или отказе в предоставлении земли.

3. Аренда земли

Наиболее часто применимым способом для получения земельного участка является получение земли на праве аренды посредством заключения договора аренды с собственником земли либо с арендатором, у которого есть право субаренды. При этом собственником земли может быть государство, организация (предприятие, учреждение) либо частное лицо. При заключении договора аренды земельного участка особенно тщательно необходимо подойти к его изложению и содержанию, оговорив при этом следующие условия: определение месторасположения участка, его границ; арендную плату; государственную регистрацию договора аренды.

Работы по определению границ участка выполняются районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству либо специализированными землеустроительными организациями, а также физическими лицами, имеющими лицензии на право выполнения таких работ. Выполненный план границ участка прикладывается к договору и является его неотъемлемой частью.

В обязательном порядке необходимо пройти государственную регистрацию договора аренды, которая осуществляется в учреждениях юстиции, а в тех субъектах Российской Федерации, где такие учреждения еще не созданы, можно обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Без такой регистрации в соответствии с нормами ст.ст.164, 165 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сделка признается недействительной.

4. Правовой статус фермерских хозяйств

До принятия и введения в действие части первой ГК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства образовывались как юридические лица в соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который наделял крестьянские (фермерские) хозяйства правами юридического лица, осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в его пользовании земельных участков, хотя хозяйство и было представлено отдельным гражданином, семьей или группой лиц.

Согласно названному Закону членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрировалось органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. Органы местного самоуправления заводили на каждое крестьянское (фермерское) хозяйство регистрационную карточку и вносили его в похозяйственную книгу.

Имущество хозяйства принадлежало его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Члены хозяйства осуществляли пользование общим имуществом по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению таким имуществом имел право совершать глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали, а часть имущества (вклад, доля, пай) могли компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливались по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом, при этом срок выплаты компенсации не должен был превышать пяти лет.

Наследование имущества крестьянского хозяйства производится по правилам ст.27 и в соответствии с ч.3 ст.15 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а наследование земельного участка и права аренды земельного участка - по правилам ст.ст.61 и 62 Земельного кодекса РСФСР.

С введением в действие части первой ГК РФ правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п.1 ст.257 названного Кодекса определяется с иных позиций: оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Таким образом, правовая модель, которая была закреплена в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ГК РФ приобрела иной смысл. Если члены хозяйства желают использовать организационно - правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Общим имуществом хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

При выходе из хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей совместной собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство.

В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации до 1 июля 1999 г. подлежали индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до введения в действие части первой ГК РФ в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", под действие указанного положения не подпадают.

Положениями ГК РФ предусмотрены две возможные формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие гл.4 ГК РФ. Согласно ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, в соответствии со ст.259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этом правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие гл.4 ГК РФ, подлежит приведению в соответствие с указанными нормами.

Однако ни Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ, ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ. Решение данного вопроса в настоящее время во многом зависит от местных властей. Следовательно, членам крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо помнить, что в связи с тем, что конкретные сроки и порядок приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств законами не определены, изменение статуса скорее является правом членов хозяйства, чем обязанностью.

Таким образом, до тех пор пока в законодательстве не будут установлены предельные сроки для приведения правового статуса, хозяйства могут продолжать заниматься деятельностью в качестве юридических лиц.

Для изменения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части первой ГК РФ, его главе необходимо подать заявление на имя главы администрации района с просьбой о регистрации изменения. На основании заявления глава администрации издает распоряжение о регистрации изменения правового статуса хозяйства. С момента регистрации все права и обязанности прежнего хозяйства - юридического лица переходят к крестьянскому (фермерскому) хозяйству без статуса юридического лица, которому выдается новое свидетельство о регистрации хозяйства.

После регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства глава хозяйства обязан получить в регистрационной палате свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) дано экономическое определение термина "индивидуальный предприниматель" - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

После этого необходимо пройти процедуру постановки на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики. Глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя, а само хозяйство является особой формой предпринимательства и предполагает в своем составе наличие и других членов, которые также получают доход от деятельности.

Участники хозяйства договариваются о том, каким образом будет использоваться имущество хозяйства. Так, по общему правилу имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, то есть без определения доли каждого из собственников в соответствии со ст.257 ГК РФ. Каждый член хозяйства вправе совершать сделки по распоряжению этим имуществом, если соглашением между ними не установлен другой порядок. Если же члены хозяйства желают заранее определить долю каждого в общем имуществе, они вправе составить и подписать соответствующее соглашение. Можно также договориться о том, как будут распределяться и использоваться плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства.

При замене правового статуса крестьянского хозяйства - юридического лица на статус крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя происходит передача имущества от собственника крестьянского хозяйства - юридического лица в собственность индивидуального предпринимателя - физического лица. Такая передача не означает изменения или утраты имущественных прав членов хозяйства.

5. Налоговый учет

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Глава хозяйства, получивший свидетельство индивидуального предпринимателя, в течение 10 дней после государственной регистрации обязан подать заявление в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет. Заявление о постановке на учет подается по форме N 12-2-1, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". К документам, обязательным к предъявлению и подтверждающим сведения Заявления, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Кроме документов, необходимых для постановки на учет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику - физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

После завершения процедуры постановки на учет главе хозяйства выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, что служит основанием в подтверждении факта постановки на учет в налоговом органе.

В случае если глава хозяйства намерен осуществлять свою деятельность не по месту жительства, он обязан заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. В дальнейшем налоговый орган по месту жительства направит заверенную копию заполненного заявления в налоговый орган по месту осуществления деятельности и уведомит главу хозяйства о необходимости явки в налоговый орган по месту осуществления деятельности.

В налоговом органе по месту осуществления деятельности глава хозяйства предъявляет свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Совместная деятельность

Для достижения результата, а также эффективного решения общих проблем путем объединения совместных усилий в практической деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства очень часто применяют такую форму договорных отношений с другими участниками хозяйства, как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Создание и ликвидация простого товарищества происходят без государственной регистрации.

Договоры простого товарищества заключаются в соответствии с гл.55 ГК РФ, когда двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели.

При заключении договора простого товарищества должны быть решены вопросы, касающиеся денежной оценки вкладов; обязанностей товарищей по содержанию общего имущества и пользованию им; собственности; порядка возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей. Очень четко и конкретно необходимо также прописать и установить порядок ведения общих дел, ответственности товарищей по общим обязательствам, порядок распределения доходов и покрытия расходов и другие вопросы, необходимые для выполнения договора.

Ведение общих дел простого товарищества и учета доходов и расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов. Участники, ведущие общие дела, ведут учет доходов и расходов в одной Книге учета как по совместной деятельности, так и по деятельности, не связанной с выполнением работ по договору простого товарищества. Учет доходов и расходов в Книге ведется раздельно с тем, чтобы по окончании года можно было четко разграничить, какие доходы или произведенные расходы относятся к совместной деятельности, а какие к основной.

Доля дохода, причитающаяся каждому участнику простого товарищества, определяется исходя из общего дохода по данным учета за минусом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от совместной деятельности. Доход, полученный в результате совместной деятельности, распределяется между участниками до налогообложения в соответствии с условиями договора.

По окончании года в декларации о доходах глава хозяйства отражает валовой совокупный годовой доход, полученный хозяйством в целом по основной и по совместной деятельности, аналогично подлежат отражению расходы, связанные с получением этих доходов от основной и совместной деятельности, произведенные хозяйством в целом.

Для выполнения работ, связанных с осуществлением совместной деятельности, простым товариществом могут привлекаться иные физические лица либо члены колхозного (фермерского) хозяйства. Поскольку простое товарищество не является юридическим лицом, следовательно, оно не может являться работодателем для этих граждан, но на участниках договора лежит ответственность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с заработной платы и вознаграждений и взносов во внебюджетные фонды. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в виде начисленной заработной платы, учитываются в расходной части декларации каждого в отдельности главы хозяйства в соотношении, предусмотренном в договоре о совместной деятельности.

7. Налогообложение доходов крестьянских (фермерских) хозяйств

Порядок налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, аналогичен порядку, установленному для индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, связанных с ведением сельскохозяйственной деятельности.

7.1. Подоходный налог

Объектом налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, является совокупный доход, полученный в отчетном календарном году, уменьшенный на сумму установленных Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" вычетов и льгот, а также расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от деятельности.

Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением деятельности хозяйства, производится в Книге учета доходов и расходов на основании соответствующих документов.

Книга в виде тетради, блокнота приобретается главой хозяйства и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью налоговой инспекции по месту учета. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью главы хозяйства и оттиском печати налоговой инспекции. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основании первичных документов отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

В соответствии с пп."ш" п.1 ст.3 названного Закона в течение пяти лет (начиная с года образования хозяйства) не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности. Указанная льгота также предоставляется членам крестьянского (фермерского) хозяйства при регистрации главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов этого хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Вышеуказанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

Годом образования крестьянского (фермерского) хозяйства является год государственной регистрации хозяйства.

По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, но в декларации о доходах глава хозяйства отражает доходы, полученные хозяйством, и фактические расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом.

Кроме того, глава хозяйства вместе с декларацией о доходах представляет в налоговую инспекцию отчет по форме 5-КХ для правильного расчета налогооблагаемого дохода, в котором отражаются результаты деятельности крестьянского хозяйства и учитываются соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный хозяйством, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.

Налог уплачивается авансовыми платежами (15 июля, 15 августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам - от предполагаемой суммы дохода за текущий год. Уплата подоходного налога и авансовых платежей налога производится на основании платежного уведомления, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог. В налоговом уведомлении указываются размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. На суммы доплат по подоходному налогу, выявленному по результатам камеральной проверки, налоговым органом направляется главе хозяйства требование об уплате соответствующей суммы подоходного налога и пени.

7.2. Группировка затрат по элементам

В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием главам крестьянских (фермерских) хозяйств затраты следует группировать по следующим элементам:

материальные затраты;

амортизация основных средств, малоценных предметов и нематериальных активов;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

прочие затраты.

Рассмотрим подробнее составные части каждого элемента затрат.

7.2.1. Материальные затраты

Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов) (в отличие от основных средств) полностью включается в затраты на производство продукции. В процессе производства материалы играют различную роль: одни, входя в продукт, составляют его основу, другие способствуют образованию продукта. Поэтому все материалы делятся на сырье, основные материалы и вспомогательные материалы.

В составе материальных затрат отражаются:

стоимость приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготавливаемой продукции (товаров) или используются при проведении работ, оказании услуг;

стоимость покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров);

стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда, МБП, которые списываются в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию и включаются в состав расходов путем начисления износа;

вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.

Материальные затраты следует отражать по фактической цене приобретения; их стоимость должна быть подтверждена документально.

Документами, подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово - закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату, свидетельствующие о фактически произведенных расходах.

Готовая продукция отражается по фактической стоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на ее производство.

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

© В. И. Аобода

Довода Виктория Игоревна магистрант 2 курса Магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право»

Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются актуальные вопросы опрелеления статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения тражланското зако-нолательства, ретламентируюшето их статус и формулируются конкретные прелложения, направленные на совершенствование правовото ретулирования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, корпоративная ортанизаиия, ортанизаиион-но-правовая форма, инливилуальный прелприниматель.

С принятием 22 ноября 1990 г. Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) стало одним из первых субъектов предпринимательской деятельности на постсоветском пространстве. Указанный закон определили КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

С момента вступления в силу ГК РФ, определявшего, что лица могут быть только

1 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

юридическими и физическими, фраза «с пра-вами юридического лица» потеряла смысл. Однако, как указывают А. В. Шатова и А. П. Мусатова, при кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству2. ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации КФХ его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели. Государственная регистрация КФХ осуществлялась в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, но никакой регистрации самого хозяйства не предусматривалось.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3 утратил силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Новый Закон определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законом уточняется, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, в момент вступления в силу Закона в России продолжали действовать КФХ, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц». Новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должен был исключить одновременное существование разнородных по правовой природе КФХ, с этой целью в его текст была включена норма, предусматривающая право тех КФХ, которые создавались как юридические лица, сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, позднее этот срок был продлен до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 решил судьбу правового статуса КФХ, найдя место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Законодатель отнес КФХ к числу корпоративных организаций. Напомним, что участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган, соответственно, в

2 Шатова А. В., Мусатова А. П. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 204.

3 Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 2249.

4 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7627.

связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ. Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» на практике почти 10 лет. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению А. Н. Танаги, в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпри-нимателей5.

По нашему мнению, наиболее эффективным является создание КФХ как договорные объединения граждан. Этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности.

Если мы обратимся по аналогии к самому близкому институту совместной деятельности - товариществу, то увидим, что законом наложен запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства - договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель.

Гражданин может участвовать одновременно в нескольких договорных хозяйствах, но только в одном КФХ, что соответствует требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличи-

5 Танага А. Н. Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 76.

Особенности правовото статуса крестьянското (фермерското) хозяйства

ем, что к члену КФХ не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Указанное не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Таким образом, КФХ действительно представляет собой промежуточную (между обществами и товариществами) организационно-правовую форму. Между тем, правила об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

Представляется, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьей Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Таким образом, ответ о правовой судьбе КФХ, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя напрашивается сам собой: такие хозяйства продолжают существовать в своём статусе.

На основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускается создание новых КФХ как договорных объединений граждан. Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Представляют интерес нормы, посвященные разделу имущества фермерского хозяйства. Так, законодатель устанавливает, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Танаги, что этим был решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьян-

ского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка6.

Таким образом, законодатель определяет КФХ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

По своей правовой сути КФХ однозначно относятся к разновидности хозяйственных товариществ, тем не менее, обладая и определенным набором признаков хозяйственных обществ.

Законодательство о КФХ развивалось весьма противоречиво, то наделяя, то лишая их статуса юридических лиц. Решить ситуацию с существованием подобных разнородных КФХ можно внеся в законодательство поправки о том, что стать главой КФХ может лишь гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя. Более предпочтительным для конечного потребителя и экономики было бы дальнейшее развитие КФХ в качестве разновидности хозяйственных товариществ, предусматривающих полную ответственность участников по обязательствам хозяйства. Таким образом, «договорное хозяйство» останется первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. В дальнейшем эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания КФХ как юридического лица. Так, создание КФХ в качестве юридического лица будет невозможным в обход первичной договорной формы.

6 Танага А. Н. Указ. соч. С. 80.

24.07.2015

Юрисконсульт АККОР Н.Г. Струков:

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства могут осуществлять деятельность в различных организационно-правовых формах. Это удобно, поскольку дает возможность выбора наиболее приемлемой организации деятельности. Однако на практике такое разнообразие зачастую приводит к проблемам.

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо. После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем - индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

Крестьянское (фермерское) хозяйство;

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель. Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте). Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично. Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо. Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР. Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас. Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.

  • 7. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 8. Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, организационно-правовые формы, правосубъектность, система основных прав и обязанностей
  • 9. Уставная и внеуставная деятельность коммерческих организаций. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  • 6.8. Лицензирование
  • 10. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческий организаций.
  • 11. Основание и порядок ликвидации коммерческих организаций.
  • 12. Структура коммерческих организаций. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений коммерческих организаций
  • 15. Правовой статус ооо
  • 16. Акционерные общества: понятие, виды и порядок создания.
  • 17. Органы управления коммерческих организаций
  • 19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: порядок создания, реорганизации, ликвидации. Правосубъектность предприятий.
  • 20. Правовое положение ип
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.
  • 23. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда
  • 24. Паевой инвестиционный фонд: понятие виды. Возникновение и прекращение паевого инвестиционного фонда, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 25. Понятие и признаки кредитной организации. Порядок создания коммерческого банка. Лицензирование банковских операций.
  • 26. Понятие и виды бирж. Роль бирж в предпринимательском обороте.
  • 27. Товарная биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Участники биржевой торговли. Биржевый товар.
  • 28. Фондовая биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Члены фондовой биржи. Правила листинга и делистинга.
  • 30. Правовое положение страховых организаций. Порядок создания страховых организаций. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций.
  • 31. Понятие холдинга. Виды холдинговых компаний. Способы создания холдинговых компаний.
  • 32. Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства субъектов предпринимательской деятельности.
  • 33. Процедуры банкротства юридического лица, цели и основания их введения.
  • 34. Арбитражный управляющий: понятие, виды. Требования к кандидатуре ау, порядок его утверждения. Права и обязанности ау.
  • 35. Открытие производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
  • 36. Наблюдение как процедура несостоятельности.
  • 37. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.
  • 38. Внешнее управление как процедура несостоятельности.
  • 39. Конкурсное производство как процедура несостоятельности.
  • 40. Мировое соглашение как процедура несостоятельности.
  • 41. Упрощенные процедуры банкротства.
  • 42. Особенности банкротства ип.
  • 43. Особенности банкротства кредитных организаций.
  • 44. Понятие имущества коммерческой организации и его юридически значимые классификации.
  • 45. Уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций. Оценка стоимости имущества, вносимого в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций.
  • 46. Правовые формы принадлежности имущества коммерческим организациям: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
  • 47. Правовой режим денежных средств коммерческой организации. Правила хранения, учета и использования в расчетах денежных средств коммерческой организации.
  • 48. Правила учета, хранения и обращения ценных бумаг, приобретаемых коммерческой организацией.
  • 49. Специальные фонды (средства, резервы) коммерческой организации.
  • 50. Обращение взыскания на имущество коммерческой организации.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.
  • 52. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  • 53. Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией.
  • 54. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках.
  • 55. Правовые формы ограничения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции.
  • 56. Санкции, применяемые за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 57. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.
  • 58. Правовое регулирование цен на продукцию, работы, услуги.
  • 59. Понятие защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Формы, порядок и способы защиты.
  • 60. Судебная форма защиты. Органы, осуществляющие защиту. Претензионно-исковой порядок защиты.
  • 61. Понятие и виды предпринимательского договора. Роль договора в предпринимательских отношениях.
  • 62. Договор поставки: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности.
  • 63. Договор строительного подряда: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности
  • 64. Договор банковского вклада. Виды вкладов.
  • 65. Договор банковского счета.
  • 66. Правовой режим договора доверительного управления имуществом.
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (11 июня 2003 г.)

    Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    Статья 16. Глава фермерского хозяйства

    1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

    2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

    Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

    Глава фермерского хозяйства:

      организует деятельность фермерского хозяйства;

      без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

      выдает доверенности;

      осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

      организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

      осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

    Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

    1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

    2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

    3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

    22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.

    Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

    Регулярные и единовременные поступления от

    учредителей (участников, членов);

    Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    Выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям,

    облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

    Доходы, получаемые от собственности некоммерческой

    организации;

    Другие не запрещенные законом поступления

    Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

    Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ*(43) .

    Тем не менее, в сегодняшней России большинство некоммерческих организаций вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому действующее законодательство не запрещает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, устанавливая ряд требований, соблюдение которых является для них обязательным:

    Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

    Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации; соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

    Важно отметить, что прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческой организации, не распределяется между участниками.

    "

    С трудоустройством в селе дела обстоят намного сложнее, чем в городских условиях. Оптимальным выходом видится создание крестьянско-фермерских хозяйств. С этой целью проводятся мероприятия по поддержке фермеров на всех этапах развития данного вида предпринимательства.

    Крестьянско-фермерское хозяйство - что это

    Крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) называется организация семейного бизнеса по выращиванию животных или растений с целью получения прибыли от реализации продуктов фермерства.

    В число фермеров одного хозяйства включаются представители семьи, связанные родственными связями. В число родственников входят супруги, родители, дети, бабушки с дедушками, внуки, братья и сестры, а также их мужья, жены и дети. Членство в фермерском хозяйстве допускается по достижении 16-летнего возраста. Также разрешено использовать наемный труд не более, чем 5 работников.

    Для создания КФХ не требуется образования ООО. Принцип функционирования КФХ аналогичен функционированию индивидуального предпринимательства.

    КФХ является коммерческой структурой. Представителем хозяйства является глава, который несет ответственность по всем юридическим и финансовым аспектам, а также полностью отвечает за бухгалтерию. Глава хозяйства действует без доверенности, от своего лица, а также несет полную ответственность собственным имуществом, по аналогии с ИП.

    Крестьянско-фермерское хозяйство: правовое положение

    Деятельность фермерских хозяйств регламентируется следующими законодательными нормами:

    • Федеральный закон «О крестьянско-фермерском хозяйстве» №201-ФЗ содержит описание процедуры создания фермерского хозяйства, а также прав и обязанностей всех его членов.
    • Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ подробно описывает виды государственной поддержки, предусмотренной для фермеров.
    • Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте сельскохозяйственных земель» регламентируют способы приобретения земель в пользование и причины отъема права на использование земли.
    • Федеральные законы «О качестве пищевых продуктов», а также «Об охране окружающей среды» и прочие законодательные акты данной категории регулируют уровень качественных характеристик экологических показателей и выращенных товаров.
    • Налоговый кодекс и Федеральный закон «О господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования», которые определяют финансово-экономическую сторону деятельности.

    Обратите внимание

    Законодательные акты, касающиеся фермерства, регулярно подвергаются изменениям и доработкам.

    Получение земель под КФХ

    Наиболее простой и недорогой способ получить в пользование землю - это аренда. Например, под размещение ульев участок можно только взять в аренду. В остальных случаях по большей части со временем возможен выкуп арендуемой земли.

    Для арендатора стоимость участка не может превышать кадастровую оценку более, чем на 15%. Также у арендатора есть право преимущества среди потенциальных покупателей.

    Если участок земли уже имеется, необходимо учитывать обязательное его использование по назначению. Если земля простаивает 3 года и дольше, фермер может лишиться права пользования участком. Также поводом для лишения земель может стать нарушение требований экологических норм, указанных в законодательных актах.

    Регистрация крестьянско-фермерского хозяйства

    Чтобы зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и внести его в соответствующий реестр, понадобится составление соглашения. Соглашение содержит все ключевые сведения о КФХ - данные главы и всех членов хозяйства, их функции и обязанности, порядок использования общего имущества и распределения прибыли от хозяйствования. Соглашение скрепляется подписями всех членов КФХ.

    Регистрация КФХ происходит в ФНС. Данные фермерского хозяйства вносятся в соответствующий реестр. Для этого подается заявление, сопровождаемое заполненным соглашением и подтверждающей документацией о родственных связях (свидетельства о рождении и брачные свидетельства).

    На заметку! Обычно работники налоговой службы всячески содействуют фермерам, предоставляя консультации и подсказки во время регистрации.

    Выгоды фермерской деятельности

    Рассмотрим подробнее преимущества и выгоды от каждого направления сельскохозяйственной и перерабатывающей деятельности.

    Сельское хозяйство

    При создании фермерского хозяйства стоит учитывать, что работать придется собственными руками. То есть, будучи главой КФХ, необходимо не только руководить, но и вместе с остальными членами хозяйства копать, сажать, доить и выполнять остальную работу. Городскому жителю такой вид ведения бизнеса может показаться не самым привлекательным. Сельское население к такому труду привычно, поэтому фермерство, приносящее адекватный доход, станет отличным и доступным способом заработка.

    Животноводство

    При выборе между животноводством и агропроизводством следует учитывать 2 фактора. Животноводство не так подвержено сезонности и приносит относительно стабильный доход. Выращивание плодоовощной продукции и злаков имеет гораздо более быструю окупаемость и требует меньше стартовых вложений.

    Основная часть РФ считается рискованной земледельческой территорией. Конкуренция в этой сфере с мировыми хозяйствами достаточно сложна. Чтобы компенсировать этот неблагоприятный фактор, уже на протяжении нескольких лет существует программа страхования рисков в сельском хозяйстве. К таковым относятся последствия засухи, массовых инфекций скота и прочих непредвиденных обстоятельств.

    Сбыт готовой продукции

    Еще одной проблемой становится сбыт готовой продукции. Основной торговой сферой становятся крупные сети, которые закупают большие объемы продукции, неподъемные для частных фермерских хозяйств. Оптимальным решением становятся объединения нескольких КФХ и совместная реализация продукции оптовыми партиями по налаженным каналам сбыта.

    Дополнительные сферы производства

    Кроме реализации произведенного сельскохозяйственного сырья, фермерские хозяйства могут также перерабатывать собственную продукцию и предлагать на рынке продукты переработки. Например, это могут быть соленья и консервация из овощей, изготовление сыра, комбикормов и т. д. Кроме того, фермер вправе как сбывать свою продукцию торговым точкам, так и продавать ее конечному розничному потребителю, а также хранить и транспортировать по своему усмотрению.

    Дополнительным источником дохода для фермера могут стать реализация навоза, предоставление сельхозтехники в аренду, открытие точки общественного питания и прочие варианты получения прибыли. Статус фермера при этом сохраняется за хозяйствующим субъектом при условии общей процентной доли прямых сельскохозяйственных доходов не менее 70% от общей прибыли. Например, реализация навоза не входит в категорию сельскохозяйственного производства, а относится к химической отрасли.

    Государственная поддержка фермеров

    Государство видит в развитии фермерства будущую перспективу развития сельской экономики, а потому оказывает всестороннюю поддержку инициатив КФХ.

    Что входит в программу поддержки:

    • Поддержка сельскохозяйственного производства . В этой программной линии фермеры могут рассчитывать на получение государственного субсидирования. В перечень субсидий входит частичное финансирование закупки топлива и ГСМ, государственные заказы, применение особого режима налогообложения, а также регулировка ценовой политики, антимонопольные меры, информирование и консультирование, а также представительское участие в разработке мероприятий.
    • Поддержка малого бизнеса . В эту программу входят региональное субсидирование, в том числе частичное или полное финансирование лизинга специальной техники, дотирование развития проектов, числящихся в региональных приоритетах (развитие тепличного хозяйства, увеличение поголовья определенных пород, освоение конкретных культур и т. д.).
    • Поддержка села . В нее входят создание привлекательных условий для специалистов, необходимых для развития сельской жизни (медики, ветврачи, педагоги и т. д.), строительство современного жилья, педагогических и спортивных учреждений (школ, детсадов, спортивно-культурных объектов внешкольного образования).

    Обратите внимание

    Также существует грантовая система, по которой можно получить от небольших сумм (для начинающих) до нескольких миллионов рублей (для опытных и успешных) на развитие бизнеса.

    Как стать участником программ поддержки

    Чтобы стать участником программ господдержки, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями, предъявляемыми к кандидатам. Если хозяйство соответствует условиям и требованиям, необходимо подготовить пакет документации и составить заявление в административный орган районного или регионального значения, ответственный за реализацию программы.

    Требования и набор документации различаются в зависимости от программы. Ознакомиться с ними можно путем консультирования в госцентрах информационной поддержки фермерства или малого предпринимательства, а также в онлайн-режиме через сайты правовых систем.

    Как правило, в список документации входят бумаги, подтверждающие соответствие хозяйствующего субъекта требованиям программы. К примеру, выписка о доходах для подтверждения статуса фермера, которая отражает 70% прибыли именно от сельскохозяйственной деятельности.

    Также стоит помнить, что сроки подачи заявок на участие довольно ограничены (не более 14-20 дней).

    Чем скорее подана заявка, тем больше шансов на получение помощи, ведь за счет ограниченности бюджета программы его может просто не хватать на всех желающих.

    Агрофраншиза и иные способы открытия фермерского хозяйствования

    Один из способов создания крестьянско-фермерского хозяйства - использование агрофраншизы. Она заключается в предоставлении основным КФХ оборудования, посадочного материала, технологий и прочего оснащения для старта начинающему хозяйству. Также базовая ферма может предложить выкуп произведенной продукции по оговоренной стоимости, обеспечивая сбыт новичкам в сфере фермерства. Обычно на этих условиях предлагается создание пасеки и разведение кроликов.

    С целью обеспечения конкурентоспособности относительно крупных производств, несколько мелких фермерских хозяйств практикуют объединение в форме союзов и ассоциаций. Кстати, именно наличие такого объединения зачастую является требованием к претендентам на получение помощи по государственным программам. Кроме того, совместными усилиями проще наладить пути сбыта готовой продукции, устроить для общего пользования объединенными хозяйствами элеваторы, пункты забоя скота и другие необходимые моменты. Объединениям гораздо проще и легче организовать юридическую поддержку и консультирование.

    Специализированные центры, созданные для поддержки фермерства и находящиеся в муниципальном и региональном подчинении, оказывают не только консультативную помощь, начиная от правовых вопросов и заканчивая практическими технологиями производства. Также они помогают с оформлением и сбором документации.

    Учреждения поддержки малого предпринимательства иногда предоставляют микрокредитование на суммы до 1000000 рублей, которое неохотно выдают банки.

    Также существует множество школ, форумов и семинарных занятий, которые предоставляют ценную обучающую информацию, необходимую начинающему фермеру. Часто они проводятся абсолютно бесплатно.

    По сути крестьянско-фермерское хозяйство - оптимальное решение для жителей села, в особенности в глубинке. Деятельность ничем не отличается от привычных занятий крестьян, но предоставляет возможность модернизации технического оборудования, налаживания каналов сбыта продукции и страхования от возможных рисков.