Виды и функции консульских учреждений. Консульские учреждения и их функции. Консульские учреждения РФ

Разные государства наряду с дипломатическими создают на территориях друг друга и консульские учреждения, обмениваясь таким образом представительствами. Обычно такие отношения являются результатом дипломатии, именно она презюмирует согласие на них. Тем не менее консульские учреждения открываются на территории государств и не поддерживающих друг с другом отношений дипломатических, более того - даже разрыв их не ведёт к разрыву отношений консульских. Дипломатические представительства ведают всем, что может коснуться интересов и прав аккредитующего государства, и это действует по всей территории страны пребывания. А консульские учреждения имеют специальные компетенции только в отведённом для них округе, и сообщаются по своим делам консульским только с властью отдельной территории.

Венская конвенция

В 1963 году Венская конвенция в статье 5 обозначила основные функции консульских учреждений. Это прежде всего защита и охрана в стране пребывания прав и интересов всех граждан собственного государства - как физических лиц, так и юридических. Это оказание соотечественникам содействия и помощи, обеспечение представительства в судебных и любых других государственных организациях.

Консульские учреждения содействуют развитию научных, культурных, экономических и торговых связей между двумя странами, а также развивают дружественные отношения между ними. Также работники консульств собирают всеми возможными законными путями информацию о событиях и условиях экономической, торговой, научной и культурной жизни страны пребывания, после чего сообщают об этом собственному правительству, а также предоставляют такую информацию заинтересованным лицам.

Деятельность

В функции консульских учреждений входит выдача паспортов, виз, а также предоставление нотариальных услуг и Есть и другие подобные обязанности по обеспечению соотечественников в стране пребывания всем необходимым. Кроме того, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют многие функции административного плана. С их помощью происходит передача несудебных и судебных документов, они исполняют соответственно действующим международным соглашениям и по всем правилам страны пребывания.

Дипломатические представительства и консульские учреждения оказывают помощь морским и воздушным судам собственного государства, а также их экипажу. Выполняются и многие другие функции, возложенные на консульства представляемым государством, если они не запрещены правилами и законами страны пребывания. Если с данным государством нет дипломатических отношений, глава консульского учреждения может осуществлять довольно обширные дипломатические функции.

Порядок учреждения

Консульские учреждения и всё, что касается их местонахождения, количества и класса, определяют соглашение между двумя странами. В отличие от представительства дипломатического, консульство работает не в масштабах всей страны, ему даны пределы определённого консульского округа. Но, как правило, работа консульства охватывает территории нескольких административных единиц. Виды консульских учреждений тоже строго разделены. Это генеральное консульство, просто консульство, вице-консульство и агентство консульское. Нужно отметить, что по характеру работы и по своим функциям они отличаются друг от друга довольно мало. В крупных промышленных городах и больших портах обычно открывается генеральное консульство, то есть там, где у собственного государства существуют особые интересы. Простое консульство учреждается в любом городе поменьше размером и значением. Генеральный консул может руководить всеми остальными консулами своей страны в государстве пребывания или в её отдельной части.

Должностные лица консульских учреждений тоже определены в статье 9 той же Венской конвенции. Соответственно названиям консульств, главы этих учреждений подразделяются на четыре класса. По возрастающей: консульский агент, вице-консул, консул, генеральный консул. В генеральном консульстве у генерального консула могут быть заместителями и помощниками несколько вице-консулов, консулов и консульских атташе. В простом консульстве точно так же кроме главы его работают обычно ещё несколько сотрудников, которые называются вице-консулами или консульскими атташе. Помимо должностных лиц консульского учреждения Российской Федерации там работают и другие служащие - административно-технический персонал и обслуживающий. Помимо отдельных консульских учреждений существуют и отделы в структуре дипломатического представительства, которые выполняют консульские функции. Значит, есть консулы "отдельные" и есть "отдельские".

Почётный консул

Существуют также консулы, которые не состоят в штате. Это почётные консулы, чьи полномочия значительно ограничены сравнительно со штатными должностными лицами. Почётные консулы обычно выбираются из собственных граждан или граждан страны пребывания. Они всегда хорошо известны в данной местности, часто это успешные адвокаты, предприниматели или общественные деятели. На государственной службе они не числятся, консульские обязанности выполняют обычно на общественных началах и параллельно ведут собственный бизнес.

Заработной платы им тоже не полагается, но они получают содержание посредством консульских сборов, которые взимаются за услуги. В последние несколько десятилетий институт почётных консулов во всём мире получил довольно широкое распространение. В Дании, Финляндии, Швеции, например, число их в разы превышает количество штатных. В нашей стране до 1976 года иностранных почётных консулов не было, и наших за границей тоже не назначали. Сейчас же они есть повсеместно, и число их постоянно увеличивается. В 1998 году даже был издан Приказ и специальное Положение о почётных консулах Российской Федерации.

Глава и его помощники

Глава консульского учреждения назначается собственным государством, а допускается к выполнению своих обязанностей страной пребывания. Первый специальный документ, который он получает, - консульский патент. Там удостоверена его должность, категория и класс, округ и местонахождение консульства, где ему предстоит работать. Этот патент направляется правительству страны пребывания, где его рассматривают и дают (или нет) разрешение, которое называется экзекватурой. Оно обычно оформлено отдельным документом, но бывают случаи, когда компетентное лицо накладывает разрешительную надпись на сам консульский патент. Если государство отказывается выдать экзекватуру, оно не обязано раскрывать мотивы этого отказа представляемому государству.

Остальные должностные лица в консульстве бывают назначены свободно на соответствующие должности, однако представляемое государство обязательно должно сообщить стране пребывания о каждом таком назначении. Более того, сделать это нужно заблаговременно, сообщив имя, фамилию, класс, категорию каждого назначаемого лица. И государство пребывания имеет право объявить это лицо неприемлемым, и сделать это оно должно до того, как назначенное лицо появится в стране и приступит к своим обязанностям. Впрочем, даже если и с объявлением государство пребывания запоздает, представляемая страна всё равно назначение это аннулирует.

Консульские учреждения РФ

Государственные органы, осуществляющие внешние сношения нашей страны в пределах соответственного консульского округа в государстве пребывания от имени РФ, - это консульские учреждения, которые входят в систему МИД России и находятся в подчинении у главы дипломатического представительства РФ. На территории Российской Федерации их функции достаточно многочисленны. Это не ограничивается постановкой на консульское обслуживание, оформлением паспортов, легализацией документов и истребованием их. Здесь оформляются приглашения, принимаются решения относительно выдачи российской визы, оказываются всевозможные консультационные и информационные услуги. Также здесь ставят на учёт детей, которых усыновили иностранные граждане, устанавливается порядок возвращения денежных средств, которые были уплачены за госпошлину ошибочно.

Учреждение консульских представительств не связано своей деятельностью с политическими сторонами международных отношений. Это прерогатива дипломатических представительств. А консульские служат особыми органами внешних отношений и создаются лишь для развития и поддержания правовых, экономических и подобных этим связей. Теоретически и практически термины "консульское учреждение" и "консульское представительство" абсолютно правомерны и практически равнозначны. Отличие очень небольшое: учреждения подразделяются на консульские отделы в дипломатических представительствах и отдельные учреждения. Функции у них одни и те же.

Привилегии

Иммунитеты консульских учреждений - совокупность особых преимуществ, прав и льгот, предоставляемых официальному персоналу в том объёме, который оговорен двумя странами и соответствует обычным нормам международного права, а также законам страны пребывания. С момента начала существования института консульства консулы пользуются особым статусом, причём их привилегии и иммунитеты постоянно расширяются. Тем не менее привилегиям и иммунитетам дипломатов они существенно уступают и в количестве, и в качестве. Дело в том, что у консулов преимущества носят в основном характер функциональный, то есть предоставляются привилегии не каждую минуту, а только при совершении действий как официальных лиц и чётко в рамках служебных обязанностей. Но на практике в целом ряде государств существует тенденция к совпадению привилегий и иммунитетов должностных лиц консульств и дипломатических представительств.

Иммунитеты и привилегии можно разделять на учрежденческие и личные. К первым относятся неприкосновенность консульских помещений, если только там не случаются стихийные бедствия, например - пожар. Также неприкосновенны служебные архивы, переписка, имущество и средства передвижения, принадлежащие консульству. Учреждения освобождаются от обысков, реквизиций и прочих исполнительных действий, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Учреждения свободно могут общаться с правительством, консульствами и дипломатическими представительствами собственного государства, имеют право на вывешивание флага и укрепление на стене здания герба, а также и на автомобилях, принадлежащих консульству.

Личные иммунитеты

Личные привилегии и иммунитеты должностных лиц включают в себя личную неприкосновенность, свободу от предварительного заключения или ареста, если только не совершено особо тяжкое преступление. Консульские должностные лица могут подвергнуться тюремному заключению или к ним могут быть применимы другие формы ограничения свободы только при исполнении судебного решения, вступившего в свою законную силу. Абсолютно все служащие консульского учреждения освобождены от административной и судебной юрисдикции страны пребывания, если они находятся при выполнении консульских функций. Частные действия этих же лиц могут повлечь за собой применение соответствующих законов государства пребывания.

Сотрудник консульского отделения может быть вызван как свидетель по административным и судебным делам, но не обязан давать показания, относящиеся к вопросам, связанным с его деятельностью, также он не обязан предоставлять корреспонденцию, к этим вопросам относящуюся. Должностные лица и члены семей, что не касается только обслуживающего персонала, освобождаются от налогов и пошлин даже на предметы, предназначенные для личного пользования. Иммунитеты и привилегии консульств зависят от двусторонних конвенций. Таким образом создаются гарантии нормального выполнения обязанностей, что способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Консульские конвенции

Деятельность консульских учреждений всегда опирается на правовую основу, коей являются внутригосударственное законодательство, международные соглашения. Многостороннее соглашение, которое регламентирует консульскую службу разных стран, - Венская конвенция, ратифицированная СССР в 1989 году. В последние десятилетия всё более развивается межгосударственная практика заключения двусторонних конвенций, где регулируются консульские отношения между двумя договаривающимися странами.

У Российской Федерации на данный момент заключены консульские конвенции более чем с 70 странами. Помимо этого, практически все государства выработали собственные консульские уставы или другие нормативные акты, которые специально направлены на решение вопросов относительно этих служб. Первый устав появился в России в 1893 году и действовал до 1917-го. СССР принимал такой устав дважды - в 1926 и в 1976 годах. В настоящее время действует устав 1976 года.

В России

В Российской Федерации очень много дипломатических представительств и консульств иностранных государств. В Москве их представлено 145, включая не всеми признанные государства Южную Осетию и Абхазию. В Санкт-Петербурге расположено 56 консульских и дипломатических представительств, а в остальных городах страны - ещё 131 такое учреждение. Например, в Екатеринбурге их 26, а во Владивостоке - 20. Чуть меньше их в Калининграде - одиннадцать, в Казани - девять, в Новосибирске и Нижнем Новгороде - по восемь, в Ростове-на-Дону - семь. Краснодар, Иркутск, Астрахань, Сочи, Мурманск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Новороссийск, Омск, Красноярск, Самара, Псков, Тюмень, Смоленск, Ханты-Мансийск, Уфа, Волгоград, Архангельск, Липецк, Кызыл, Находка, Магнитогорск, Петрозаводск, Новый Уренгой, Улан-Удэ, Советск, Элиста, Череповец - все эти города и Московская область имеют на своей территории консульства разных стран.

Более всего интересуется нашей страной братская Белоруссия, она открыла на территории РФ четырнадцать своих представительств. На втором месте - Италия, восемь её консульств работают в наших городах. Третья ступень у Словакии - семь представительств. Южная Корея, Китай, Франция, Монголия и Германия имеют по пять консульств в городах России, а Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения и Венгрия - по четыре. Япония, Турция, Украина, Польша, Люксембург, Литва, Испания, Великобритания имеют на наших территориях по три представительства, а Чехия, Хорватия, Финляндия, США, Словения, Норвегия, Латвия, КНДР, Кипр, Иран, Греция, Вьетнам, Австрия открыли дипломатические и консульские учреждения в двух наших городах. И ещё двадцать пять стран - только в Москве.

В настоящее время консульские функции определены в международных соглашениях (Венская конвенция о консульс­ких сношениях 1963 г., Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.), двусторонних консульских конвенциях, договорах о торговле и мореплавании, а также во внутригосу­дарственном законодательстве (консульские уставы и другие нормативные акты государства) .

Согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юри­дических лиц. Консул должен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей меж­ду представляемым государством и государством пребывания, оказывая всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений.

Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям.

1. Функции по защите интересов представляемого госу­дарства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представ­ляемое государство и его граждане пользовались всеми права­ми, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выс­тупает без доверенности в качестве представителя наследни­ков, отказополучателей и их правопреемников по всем наслед­ственным делам. Если требуется, консул подает в соответству­ющие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении спо­ров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу- ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте- ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого- воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право- вой помощи и т.д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т.д. Одной из традиционных функций консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, су­дами речного и морского флота своего государства на террито­рии государства пребывания.

    Административные функции. В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.

    Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки.

На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консульская легали­зация (от лат. legalis - законный) - это установление и засви­детельствование консулом личной подписью и печатью кон­сульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходя­щих от них, а также соответствия документов законам госу­дарства пребывания. Тем самым подтверждается пра­вомерность этих документов в международном общении. Кон­сульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, га­рантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом.

Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему пра­вительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства.

Консул Республики Беларусь исполняет функции, предус­мотренные Консульским уставом РБ: следит за тем, чтобы граждане Беларуси в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и стра­ны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстанов­лению нарушенных прав юридических и физических лиц республики; принимать письменные и устные заявления от юридических лиц и граждан Беларуси, а также от иностран­ных юридических лиц и граждан по вопросам, которые отно­сятся к его компетенции.

Консул ведет учет граждан Республики Беларусь, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Республики Беларусь; исполняет поручения (полученные через МИД РБ) следственных органов и судов относительно граждан Белару­си, если это не запрещено законом государства пребывания.

Консул выполняет также функции в отношении усыновле­ния (удочерения), установления отцовства, изменения фами­лии несовершеннолетнего, установления опеки и попечительст­ва; регистрации актов гражданского состояния; распоряжения имуществом граждан РБ, которые находятся под арестом, за­держаны, лишены свободы в иной форме, отбывают наказание; выдачи паспортов и виз, получения гражданства и оформления на постоянное жительство. Консул имеет право на нотариаль­ные действия, легализацию, выполнение функций в области торговли и судоходства, санитарной, фитосанитарной и вете­ринарной защиты, на взимание консульских сборов (в соответ­ствии с тарифом консульских сборов РВ). Консул может испол­нять и другие функции, если они не противоречат законода­тельству Республики Беларусь и законодательству государства пребывания.

Исполнение консулом своих функций за пределами кон­сульского округа, в третьем государстве или от имени другого государства может иметь место только по решению МИДа РБ и с согласия государства пребывания. Консул с согласия государ­ства пребывания может быть уполномочен на исполнение дип­ломатических актов. После уведомления государства пребыва­ния консул Республики Беларусь может исполнять функции представителя при международной организации.

Консульские учреждения .

Консульские учреждения – это зарубежные представительства , функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство (п. «а» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.).

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:


  • генеральный консул (руководит генеральным консульством);

  • консул (руководит консульством);

  • вице-консул (руководит вице-консульством);

  • консульский агент (руководит консульским агентством).
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура . В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством.

В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения ;

Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев к.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов к.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем к.о.

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа , определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции :

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства ;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства , и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

46. Классы консулов. Почетный консул. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура. Консульские иммунитеты и привилегии.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

Консул нештатный (почетный ) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. Им могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой . Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается .

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Работники консульского учреждения . К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

Прекращение консульских функций . Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания , а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

2) представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями , а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий , совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

Выше уже говорилось, что на Венской конференции по консульскому праву при обсуждении содержания статьи 5 Конвенции, касающейся консульских функций, не возникло разногласий по пункту «в», в котором речь шла о консульский функции выяснения всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни в государстве пребывания и сообщении о них правительству представляемого государства и заинтересованным лицам.

На тот момент (1963 г.) эта формулировка соответствовала праву и практике западных государств, как это следовало из серии заключенных к тому времени двусторонних консульских конвенций . Впрочем и государства Восточной Европы и Советский Союз, если судить по заключенным ими в тот период двусторонним консульским конвенциям, такая формулировка также устраивала.

Как видно, внешнеторговая консульская функция в контексте международного права представляла собой своего рода штрих без расшифровки. Расшифровка тогда была просто невозможна из -за разности позиций государств. Однако, в настоящее время западные государства, прежде всего США, и их ученые, предлагают новации, касающиеся дипломатического и консульского права. Им бы хотелось по максимуму сблизить внешнюю государственную службу с бизнесом. И в своей стране, США например, это практически сделали, разработав вполне эффективные формы и методы организации деятельности государственных органов внешних сношений по содействию внешней торговле. Выразилось это в том, что помимо дипломатической и консульской служб были созданы такие крупные организации как Администрация экономического сотрудничества, Управление международного сотрудничества, Товарно-кредитная корпорация и т.п. Были организованы торговые представительства за рубежом, а в посольствах экономические советники и атташе. В последующем этому последовали другие западные государства. Консульский Устав к примеру США, предписывает консулам следующие виды действий:

1) не допускать нарушений прав американских граждан в вопросах торговли и мореплавания, прав, основанных на международном обычае и праве и договоре;

2) наблюдать, докладывать и, если возможно, пытаться устранить дискриминацию, направленную против сельскохозяйственных, коммерческих и промышленных интересов в других государствах;

3) защищать национальную коммерческую репутацию США.

Консулу воспрещается выступать в качестве арбитра в любых торговых

спорах .

Он должен: отвечать на запросы, касающиеся торговых и иных экономических тем, оказывать прямое содействие американским гражданам и фирмам; поощрять учреждение американских торговых палат и оказывать им поддержку; находясь в США в отпуске или по другим обстоятельствам, он обязан, в соответствии с инструкциями, выступать на торговых прессконференциях.

Доклады консула, которые он представляет в Г осударственный департамент или в другие заинтересованные инстанции, должны основываться на официальной информации в государстве пребывания, так и

на надежных частных источниках.

Из сказанного видно, что Консульский Устав США дает консулу достаточные полномочия для того, чтобы он мог эффективно содействовать

любой коммерческой или иной деятельности американских граждан и юридических лиц.

И хотя международное право настойчиво требует, чтобы любая консульская деятельность не противоречила законам и правилам государства пребывания, официальных американских лиц это никогда не смущало, они поступали так, как это представлялось им нужным. Иначе и быть не могло, поскольку правовая доктрина США отдает приоритет внутреннему американскому закону перед международным правом.

Тогда возникает вопрос: почему, вдруг, сейчас американцы пытаются внести свои порядки в общее международное право? Почему бы им не продолжить и далее поступать так, как они и делали до сих пор?

Ответ можно найти в изменившихся международных обстоятельствах. Известный американский юрист Син. Д. Мерфи в своей работе «Практика США в международном праве» указывает на то, что в современных условиях дипломаты и консулы в исполнении своих функций сталкиваются в государствах пребывания с растущим числом препятствий со стороны

Американцев не устраивает и другое. В последние годы они проиграли ряд дел в Международном Суде ООН, которые они предполагали выиграть. Если бы они полагали иначе, то они бы не согласились на юрисдикцию Суда и дела бы не рассматривались (Суд не может сам инициировать принятие и рассмотрение дел).

Имеются в виду следующие дела:

1) International Court of justice, The Vienna Convention on Consular Relations (Paraguay V. USA), Provisional Measures, Order of 9 April 1998, I. C. J.

2) International Court of Justice, La Grand (Germany v. USA), judgment, I.C.J., Reports 2001, P. 466.

3) International Court of Justice, Avena and Other Mexical Nationals (Mexico v. USA), judgment, I.C.J. Reports 2004, P. 12.

В такой же степени разработаны положения, касающиеся консульских функций по содействию внешней торговле в законодательстве Великобритании. Крупный специалист в сфере консульского права американский юрист Люк Ли в своей работе «Консульское право и практика», переизданной на Западе несколько раз отмечал, что «именно консулы несут на себе основное бремя по содействию экспортной торговле Соединенного Королевства» .

В добавление к тому, что имеет законодательство США в уставных документах, британским консулам предписано: 1) регулярно сообщать об экономических и коммерческих условиях в государствах своего пребывания, обращая особое внимание на местные потребности в определенном виде товаров; 2) помогать экспортерам в преодолении возникающих в процессе торговли трудностей, и прежде всего трудностей, возникающих в результате действий правительственных органов государства пребывания.

В своих докладах в Лондон в Департамент по коммерческим отношениям и экспорту консул дает описание местных фирм с точки зрения их делового опыта, репутации, квалификации, существа их бизнеса. Если фирма (иностранная) предложит свои услуги в качестве агента, вопрос последовательно будет изучен консулом, Департаментом по коммерческим отношениям и экспорту и заинтересованными лицами с английской стороны. Естественно, что во многом решающим будет мнение консула .

Департамент по гарантиям экспортных кредитов может, при необходимости, запросить мнение консула о целесообразности предоставления кредита той или иной фирме или корпорации.

Если местная фирма имеет претензии к английскому контрагенту, консул проверит жалобу и в случае ее обоснованности доложит в департамент по коммерческим отношениям и экспорту. При этом он должен проверить, были ли прямые контакты между сторонами с целью урегулирования возникших проблем.

Консул, как видно, по нормам британских законов погружен в тему внешней торговли довольно глубоко. Но параллельно с ним этими делами занимаются и различные государственные и частные организации. Может возникнуть вопрос: не ведет ли это к дублированию? Ведет. И, тем не менее, этот порядок сохраняется. Сохраняется, прежде всего, потому, что проекты внешнеторговых отношений имеют разные источники информации, совпадение информации в этом случае является гарантией ее истины. А это особенно важно в условиях противоречивой и неустойчивой конъюнктуры рыночных отношений и ценностей.

Если исходить из одного из главных источников консульского права, в частности, из Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, то там нет ничего, касающегося взаимных отношений консульских учреждений и предпринимателей вообще. В то время термин «предприниматель» имел хождение на Западе, но не использовался в СССР, да и в государствах народной демократии Восточной Европы.

В Китае и в государствах, недавно освободившихся от колониального господства западных государств, он пока еще не был в широком ходу. Если же внимательно прочитать статью 5 упомянутой Конвенции - консульские функции, то ей вполне можно дать нужное в данном исследовании толкование. Уже первый пункт «а» этой статьи содержит положение о том, что консульские функции включают в себя обязанность консульского учреждения «защищать в государстве пребывания интересы представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом». А кто такой предприниматель? Это и есть физическое или юридическое лицо, занимающееся частной предпринимательской деятельностью.

Следующий пункт «б» статьи 5 предписывает «содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания...». Как видно, речь здесь идет о сферах деятельности, в которых как раз и задействованы предприниматели.

Получается таким образом, что нет, вроде как, предмета для спора, поскольку нет правовой нормы, воспрещающей консульскому учреждению заниматься оказанием помощи или предоставлением консульской защиты лицам, занятым в частном бизнесе. Но во всем этом всегда был и есть очень существенный нюанс. Дело в том, что с момента появления в Древней Греции (примерно в V веке до н.э.) лиц, избираемых греческими гражданами, живущими за рубежом, опытных и знающих (проксенов), которые могли бы оказать им защиту и помощь в возникающих спорах и конфликтах, считалось, что содействие таких лиц любым коммерческим операциям является обычным делом.

Проходили века, и никто не ставил под сомнение обязанность консульских должностных лиц, направленных на работу заграницу, оказывать коммерсантам всестороннюю помощь.

Однако к XIX веку прогресс мировой и деловой цивилизации, а также развитие капиталистической формации, очень изменили характер общественных отношений. Консульские функции существенно усложнились и в своем существе во многом изменились. Это было вызвано, прежде всего, с тем, что изменилась роль государства. В предшествующие века государство представляло преимущественно интересы феодально -монархической верхушки общества и обреталось оно, в лице своих чиновников, там же - вверху общественной надстройки.

А консулы занимались, скажем, так черновой работой внизу, оказывая поддержку тем, кто создавал материальную основу надстройки. С приходом во власть буржуазии изменился общественный характер государства. Оно «опустилось» к земным делам, втянулось в экономику, стало помогать процессам буржуазной интеграции и деловому сотрудничеству.

И тут обнаружились многие факты, явления и обстоятельства, связанные с работой консулов. Обнаружились они особенно ярко в США, в государстве, где капиталистические отношения развивались наиболее бурно. Государственный секретарь США Э. Ливингстон в столь далеком от нас 1833 году отмечал в Сенате, что «существовавшая система оплаты консульских услуг приводила к ссорам между владельцами судов и консулами, наносила ущерб репутации США и приводила к тому, что он (консул) действует, прежде всего в своих собственных интересах, а не в соответствии со своими обязанностями» . Ливингстон предложил внести изменения в национальное законодательство, по крайней мере, уточнить порядок и ставки за консульское действие и услуги. Сенаторы согласились, но реально ничего делать не стали.

В то же время заметно возрастало число случаев и дел, по которым требовалась помощь консула. Соответственно росли ставки за консульские услуги. И вот наступил момент, когда, как отмечал в своем докладе консульский инспектор Рандольф в 1882 году, американский консул в Лондоне зарабатывал больше, чем Президент США. Причем, по его словам, дело не ограничивалось Лондоном. Рандольф привел множество фактов консульской коррупции, взяточничества и весьма низкой квалификации работников консульской службы .

Поскольку немногим было лучше положение в других государствах, в основном, в европейских, с середины XIX века пошла полоса принятия законов, по которым в консульских вопросах приоритет отдавался штатным, т.е. государственным консулам, определялись меры по повышению их профессионального уровня и нравственных качеств.

С того же времени укрепилась практика, согласно которой в крупные городские мегаполисы стали назначаться только штатные консулы, а в регионы - почетные. Тогда же консулов перестали числить в качестве торговых агентов, хотя в ряде случаев (в той же Австрии с 1848 г.) их ввели в штат министерства торговли.

И, опять-таки, тогда стало набирать силу новое движение: крупные корпорации и торговые фирмы стали организовывать за рубежом собственные представительства. Но даже в этом случае в силу усиления деловой конкуренции корпорациям и фирмам нельзя было обойтись без правового и политического содействия консула. Это объяснялось не только обострением конкуренции, но и тем, что множилось число заключаемых международных договоров, уследить за которыми и понять их, торговым агентам было очень трудно.

А тут еще пошла практика включать в международные договоры положения о режиме наибольшего благоприятствования. Это были положения, по которым стороны предоставляли друг другу тот лучший режим, который получала третья сторона в сношениях с участником этого международного договора. Иначе говоря, корпорация государства «А» поставляла по договору свои товары в корпорацию государства «Б» на определенных условиях. В какой -то момент последняя заключила договор с контрагентом в государстве «В» на более благоприятных условиях. В соответствии с режимом наибольшего благоприятствования такие же условия должна была получить корпорация государства «А». Однако, со всем этим нужно было уметь разобраться и использовать ситуацию к своей выгоде. Лучше, конечно, в этих делах разберется консул, в функции которого входит наблюдение за соблюдением международных договоров, обязанность не допускать дискриминации фирм представляемого государства, предотвращать ущерб, который у этих фирм мог бы возникнуть.

Дела внешние - это зона для предпринимателей довольна опасная, поскольку она сильно политизирована, связана с внутренней политикой иностранного государства. А предприниматели политику не воспринимают и, как правило, не любят. И явление это довольно не новое. Еще в начале XX века профессор Франц Лист отмечал, что «консулы являются постоянными представителями назначающего их государства в его хозяйственных и особенно торгово-политических отношениях к государству, в которое они

назначаются» .

Консул в чужом государстве предпринимателю ценен именно тем, что он осведомлен о политической конъюнктуре в данном государстве. Без знания этой конъюнктуры предпринимателю вряд ли можно и нужно рисковать излишней вовлеченностью в экономическую сферу иностранного государства, заключать договоры с контрагентами по вопросам инвестиций, покупки собственности, размещения вкладов, идти на спекуляции с валютой, драгметаллами и т.п.

В период Франца Листа все это было еще относительно просто, поскольку проще была экономика и политика. Сейчас в обеих этих сферах сложностей прибавилось настолько много, что с ними разбираются многочисленные институты, но и те не всегда могут дать правильный прогноз. Дела европейские, дела в России, как и в СНГ все это очень хорошо подтверждают.

Не менее хорошо место консула во всех этих делах, также в начале XX века, определял другой русский ученый Казанский. Вот что он писал: «Консул должен был внимательно изучить условия отечественного и местного хозяйства и вообще общественной жизни, чтобы указывать своим соотечественникам и своему государству, какие выгоды они могут иметь в данном месте. Как в тех, так и в других отношениях, консул призван не

только исполнять отдельные текущие дела, но и давать общее направление

взаимным отношениям сносящихся государств» .

Более ста лет тому назад было так сказано, но как все это правильно даже для настоящего времени. Особенно это относится к последней фразе цитаты о том, что консул должен давать «общее направление». Должен, конечно, но сейчас этого от него и не требуют. Консул загружен такой массой текущих дел, что ему, как говорится, некогда головы поднять. У консула много времени уходит на оказание содействия огромному числу сограждан, которые сейчас тысячами появляются в его консульском округе. Все это в добавление к тому, что исторически представляло основу деятельности консула - содействие торговле, мореплаванию (в наше время - транспортным связям). Будем помнить и о том, что в своем консульском округе перед местными властями консул является фактическим представителем своего государства.

Что касается предпринимателей, то понятно, что консул всегда и неизбежно им оказывал внимание, что делалось и делается это отнюдь не безвозмездно. У него есть установленный государственный тариф на оказание услуги в сфере торгово-экономической, как и в иных сферах - административной, нотариальной, визовой и т.п.

Из всего сказанного следует выделить основной элемент. Вот как это представлено в работе Ильина Ю.Д. «Основные тенденции развития консульского права»: «Однако основные функции консулов в их классическом понимании заключаются в учете потребностей внешней торговли и принятию необходимых мер по ее стимулированию и развитию. Когда консульская служба теряет связи с внешней торговлей, она превращается в административно-нотариальный придаток дипломатической службы, тем более что одной из целей дипломатической службы также

является содействие развитию внешнеэкономических государственный

связей» .

В общем, автор с таким мнением согласен, но, со своей стороны, следует отметить, консульские учреждения, в лице консульских должностных лиц действительно содействуют развитию внешнеэкономических отношений представляемого государства с государством своего пребывания, но всегда оставалось сложным определить возможности в прямом содействии коммерческим операциям их частных предпринимателей.

В статье 22 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года, как уже отмечалось выше прямо указано: «Консулы, которые занимаются торговлей или осуществляют функции, отличные от тех, которые соответствуют их консульским обязанностям, подчиняются местной юрисдикции по всем своим действиям, которые не относятся к консульской службе» .

Сказано, как видно, коротко и ясно. На Конференции в Вене в 1963 году, выработалась универсальная консульская конвенция, при обсуждении проекта статьи 5 Конвенции никто из участников не настаивал на детализации торговых функций консула. В итоге было записано в самом общем плане, что в консульские функции входит «содействие развитию торговых, экономических... связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции».

Следует обратить внимание, что экономическая и торговая деятельность в данном случае связывалась не с взаимной выгодой, что было бы логичным, а с дружественными отношениями.

Получалось, таким образом, что в качестве общей нормы консульская функция содействия предпринимателям толком не разработана до сих пор. Консульские учреждения в лице консульских должностных лиц (консулов) руководствуются в своей работе в основном внутренними инструкциями, получаемыми от собственного правительства. При этом понимается, что «Консулы выполняют те функции, которые на них возложены их государством без ущерба для законодательства государства, в которой они их

выполняют» .

Против этого понимания никто реально не возражал. В частности, с этим был согласен Подкомитет комиссии Лиги Наций по прогрессивной кодификации международного права . Затем с этим согласилась Комиссия международного права ООН, которая в докладе о работе своей XII сессии определила пять основных консульских функций:

«I. Функции, относящиеся к торговле и судоходству: Защищать и поощрять торговлю между представляемым государством и государством пребывания и способствовать развитию экономических отношений между этими двумя государствами.

II. Функции, относящиеся к защите граждан представляемого государства.

III. Административные функции.

IV. Нотариальные функции.

V. Прочие функции» .

Как видно, КМП отдала торговой функции приоритет.

Примеров разного рода, касающихся деятельности консула по содействию торговле, включая сферу законодательства, можно найти очень много, но размеры данного исследования сделать это не позволяют. Остается констатировать в целом, что к настоящему времени торговая функция отлажена достаточно полно, практика по ее исполнению богатая.

Консульское учреждения, в принципе, содействует торговле, но само ею не занимается в силу своего статуса.

С тем, чтобы это положение сохранялось, как во благо самой консульской службы, так и товарно-промышленных фирм, которые он обслуживает, в конце XIX - начале XX века был создан Институт торговых представителей, обычно подчиненный национальному министерству торговли. Обязанности торговых представителей в том и состоят, чтобы оказывать непосредственно коммерческую поддержку своим фирмам и корпорациям, ведущим деловые операции в государстве пребывания. Этот Институт, кстати, не вызывает возражений в официальных кругах влиятельных государств. Россия и Азербайджан тоже активно используют торговые представительства за рубежом.

В России, в частности в настоящее время имеется 65 торговых представительств в основных развитых государствах мира. Их задачи:

1) представлять государственные интересы за рубежом в сфере экономических отношений и обеспечивать такие интересы;

2) проведение эффективной внешнеэкономической политики государства и содействие развитию торговых и экономических связей России;

3) участие в реализации межгосударственных торгово -экономических соглашений;

4) защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно-технического сотрудничества;

5) мониторинг и контроль за исполнением двусторонних соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве;

6) подготовка конъюнктурных материалов о ситуации на товарных рынках, а также информационная и консультативная помощь, содействие в проведении торговых выставок и рекламных компаний.

Не следует забывать, что торговые представительства России и Азербайджана - это органы государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на государственном уровне. Это, однако, не означает, что они оказывают помощь и защиту только государственным организациям и представительствам, нет, они являются надежным помощником и частного бизнеса, о чем и свидетельствуют приведенные выше функции торгпредств.

И здесь приходиться сталкиваться с тем, что торгпредства во исполнение своих функций прямо пересекаются с функциями почетных консулов, как они определены в Приказе МИД РФ от 13 октября 1998 г. № 2774, утвердившем Положению о почетном консуле Российской федерации 1998 г. В частности, эти функции определены таким образом: «Почетный консул защищает в своем консульском округе права и интересы Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. В пределах своей компетенции почетный консул содействует развитию дружественных отношений Российской Федерации с государством пребывания, расширению

экономических, торговых, научных, культурных и иных связей» .

Почетный консул оказывает консультативные и информационные услуги по установлению контактов и развитию бизнес - сотрудничества с партнерами государства пребывания, знакомство с законами, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство. Если были нарушены права и интересы российских граждан и юридических лиц, то почетный консул принимает меры по их восстановлению. Он занимается вопросами опеки и попечительства, делами по наследству, оказывают содействие лицам, задержанным или арестованным, в том числе, организуя их юридическое представительство.

Подобные функции почетного консула определены и в двусторонних консульских конвенциях Российской Федерации с рядом иностранных государств (с Азербайджаном от 6 июня 1996 года, с Казахстаном от 28 марта

1994 года, с Румынией от 4 июля 2003 года), а так же в Соглашениях с Европейским Союзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации Европейским Союзом и о Реадмиссии от 25 мая 2006 года.

Таким образом, торгово-экономическим делами за рубежом занимаются в разной мере дипломатические представительства, консульские учреждения (штатные и почетные), торговые представительства, а также многочисленные представители влиятельных торгово-промышленных и финансовых корпораций. Это сложная единая система, которая окончательно сложилась в XX веке и убедительно проявила свою эффективность.

Что касается дипломатических представительств и консульских учреждений России и Азербайджана, то они помимо экономической аналитики, предоставляют дипломатическую и консульскую защиту при ее необходимости, включая частные фирмы. Но они не участвуют и не имеют права участвовать непосредственно в торговых операциях, подменяя собой торговые представительства. И не будут они этим заниматься, поскольку их забота - дела государства, а не частных предпринимателей. Данное утверждение, точки зрения международного права, не подлежит никакому сомнению.

Функции консульских учреждений весьма разнообразны. Согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 года, отражающей в этом во­просе действующее международное право, к основным функциям кон­сульских учреждений, в частности, относятся:

1) защита интересов своего государства, его физических и юриди­ческих лиц;

2) поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей между указанными государствами;

3) выполнение административных и нотариальных функций в отно­шении граждан представляемого государства;

4) выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздуш­ного флота своей страны, а также их экипажей;

5) наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информация по этим вопросам ведомства иностранных дел своего государства.

При выполнении функций консульства руководствуются правом своего государства, а также международным правом, прежде всего меж­дународными договорами своего государства с государством пребыва­ния консульства. При этом консульству приходится иметь дело не толь­ко с консульскими конвенциями, но и с договорами о правовой помо­щи, соглашениями о социальном обеспечении, о воздушных, морских и других сообщениях и т.д. Естественно, что консульства выполняют свои функции с учетом права государства пребывания.

Консульства непосредственно сносятся только с местными властя­ми своего округа, а с центральными властями и властями других окру­гов - через дипломатического представителя своей страны.

Обычно консульские учреждения подчиняются ведомству иностран­ных дел, а также дипломатическому представительству.

При осуществлении порученных им задач консулы могут представ­лять перед судом и иными органами страны пребывания граждан и юри­дических лиц своей страны в порядке, предусмотренном консульскими конвенциями, и в соответствии с законами страны пребывания.

На лиц, которые возглавляют консульские учреждения, могут быть возложены функции, выполняемые дипломатическим предста­вительством, в государстве, где нет дипломатического представитель­ства, с согласия правительства этого государства. Глава консульского учреждения или иное консульское должностное лицо могут действо­вать в качестве представителей своего государства при любой между­народной организации.

За выполнение определенных официальных действий консульст­ва взимают консульские сборы как со своих, так и с иностранных граждан. К таким действиям относятся: выдача или продление сроков действия паспортов, выдача виз, оформление ходатайств о приеме в гражданство, регистрация актов гражданского состояния, легализа­ция и нотариальное удостоверение документов, действия по наслед­ственным делам и др.

Нередко между государствами заключаются соглашения о взаимном отказе от взимания консульских сборов за все или некоторые действия.