Ведомственный контроль по 44 фз. Ведомственный контроль госзаказа. Порядок осуществления контроля

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление

д) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок информации, содержащейся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов, направленных участниками закупок, с которыми заключаются контракты, в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

е) утратил силу с 1 октября 2019 г. Изменения применяются Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) утратил силу с 7 августа 2019 г. Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4. Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля.

5. Органом ведомственного контроля определяется состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.

6. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля.

7. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

8. Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.

9. Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее - уведомление).

10. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование заказчика, которому адресовано уведомление;

б) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность заказчика;

в) вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);

г) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

д) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

11. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.

12. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право:

а) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства

б) на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

в) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

13. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение мероприятия ведомственного контроля, и представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем ведомственного контроля лицу.

При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного контроля, в порядке, установленном регламентом, указанным в пункте 4 настоящих Правил, разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

14. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.

15. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, указанный в пункте 13 настоящих Правил, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся органом ведомственного контроля не менее 3 лет.

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ обеспечивает прозрачность – один из главных принципов госзакупок. О том, кем и как и по каким правилам осуществляется контроль, читайте далее.

Что это такое и кто может вас проверить

Ведомственный контроль – это внутренняя проверка соблюдения законодательства при ведении контрактной работы. Проводят проверку главные распорядители бюджетных средств. Проверяют они свои подведомственные учреждения. Например, Управление образования проверяет школы, а Управление здравоохранения – больницы. Проводится ведомственный контроль на основании статьи 100 Закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 № 89, локальных нормативно-правовых актов региональной или местной администрации. Для того, чтобы проверить, ГРБС утверждает приказ и определяет комиссию.

Проверка длится до 30 дней. Комиссия может приехать к вам с проверкой, но предварительно уведомит об этом. Также комиссия проверяет дистанционно без посещения вашего учреждения.

Что могут проверить в ходе ведомственного контроля

Ведомственный контроль в вашей контрактной работе проверяет следующее:

  • Соблюдение национального режима при закупках;
  • Соблюдение нормирования при закупках;
  • Обоснование НМЦК в закупках;
  • Соответствие выделенных вам финансовых средств и планирования;
  • ИКЗ и финансовые средства в планировании, протоколах закупок и контрактах;
  • Преимущества организациям инвалидов, УИС, СМП и СОНО при закупках;
  • Соблюдение процедуры закупки;
  • При закупках у едпоставщика отчеты невозможности применения иных способов закупок;
  • Применение штрафов и неустоек в случае нарушений поставщиком контракта;
  • Соответствие поставленного товара условиям контракта;
  • Документы о поставке и оплате товара;
  • Своевременное внесение сведений в реестр контрактов.

Что происходит в результате проверки ведомственного контроля

Если по результатам проверки комиссия найдет у вас нарушения, то она укажет это в акте проверки. Если нарушения не попадают под административную или уголовную ответственность, то вы их устраняете и оповещаете в письменном виде контролеров. Если же нарушения попадают под штрафы, то комиссия передает акт проверки в орган финконтроля.

Орган финконтроля собирает акты от всех ГРБС и отчитывается в ФАС. ФАС инициирует внеплановые проверки по нарушениям, которые установил ведомственный контроль и налагает штраф.

На практике ведомственный контроль может прийти к вам два или три раза в год. Если это произойдет, то обязательно требуйте от контролеров уведомления о проверке и акта о результатах проверки. В случае разногласий или возникновения внеплановой проверки ФАС вы сможете представить документы и подтвердить свою правоту.

Ведомственный контроль: что проверят ревизоры и посмотрят ли отчетность по контрактам

Помимо ФАС, Счетной палаты и прокуратуры, к вам могут прийти ревизоры с ведомственной проверкой. Читайте, как выбирают, кого проверить, какие документы посмотрят и почему не всегда заставляют исправлять нарушения.

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № . Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2013, N 11

На едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) размещен проект Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок ведомственного контроля). Указанный порядок разработан в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В статье мы рассмотрим основные положения данного документа.

Общие положения

Согласно положениям ст. 100 Закона о контрактной системе <1> государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (далее - органы ведомственного контроля) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок устанавливается:

  • Правительством РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок федеральными государственными органами (в том числе федеральными органами государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок государственными органами субъекта РФ, в том числе органами государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок муниципальными органами.

На основании Порядка ведомственного контроля органы ведомственного контроля должны утвердить ведомственный акт об осуществлении такого контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за своими подведомственными заказчиками.

Разработанные ведомственные акты должны содержать:

  1. формы ведомственного контроля;
  2. методы контроля (проведение инспекцией органа ведомственного контроля проверок тематического и комплексного характера);
  3. способы проведения контроля (сплошная проверка, выборочная проверка);
  4. форму отчетности о проведенной процедуре контроля. Отчет представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать следующее:
  • сведения о подведомственном заказчике;
  • сроки проведения проверки (месяц);
  • метод проведения контроля;
  • результаты проверки;
  • способ проведения контроля.

Кроме того, орган ведомственного контроля вправе дополнить ведомственный акт положениями с учетом своей специфики работы.

Предмет контроля

Предметом ведомственного контроля в сфере закупок является соблюдение заказчиками, подведомственными органам такого контроля, требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок. При осуществлении контроля орган ведомственного контроля проводит в том числе проверку:

  • исполнения подведомственными заказчиками установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок обязанностей по планированию и осуществлению закупок. Напомним, что нормами Закона о контрактной системе предусматривается составление планов-графиков размещения заказов, а с 01.01.2015 и планов закупок (ст. 16 Закона о контрактной системе);
  • обоснованности закупок, включая обоснованность объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При формировании плана закупок, плана-графика бюджетным и казенным учреждениям необходимо осуществлять обоснование закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ;
  • соблюдения правил нормирования в сфере закупок. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым учреждением товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг). Под требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам понимаются требования к их количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ;
  • соблюдения предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта. Порядок предоставления таких преимуществ установлен в ст. ст. 28, 29 Закона о контрактной системе;
  • соблюдения порядка закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 000 000 руб.;
  • обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использовать иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных его существенных условий в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
  • соответствия поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг условиям контрактов, достижения целей закупки, а также целевого использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;
  • соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  • соответствия закупаемой продукции ожидаемым результатам федеральных целевых программ, подпрограмм государственных программ РФ, а также ожидаемым результатам реализации основных мероприятий (ведомственных целевых программ) государственных программ в целом, в том числе в части объема закупаемой продукции, соответствия планов-графиков закупок планам реализации и детальным планам-графикам реализации государственных программ, в рамках которых они осуществляются.

Порядок осуществления контроля

Ведомственный контроль будет проводиться путем плановых и внеплановых проверок. Для этого из должностных лиц органа ведомственного контроля создается специальная инспекция, в состав которой должно входить не менее трех человек. Инспекцию возглавляет ее руководитель.

Решения о проведении проверок, утверждении состава инспекции, изменениях ее состава, утверждении и изменении сроков осуществления ведомственного контроля утверждаются приказом руководителя органа ведомственного контроля либо уполномоченным лицом.

Плановые проверки. Они осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого руководителем инспекции. При этом план проверок должен содержать следующие сведения:

  • наименование органа ведомственного контроля инспекции, осуществляющей проверку;
  • наименование, ИНН, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
  • месяц начала проверки.

Утвержденный руководителем инспекции план проверок размещается на официальном сайте органа ведомственного контроля, осуществляющего ведомственный контроль в сфере закупок, в Интернете не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения.

Результаты проверки оформляются отчетом в сроки, установленные приказом о проведении проверки. Отчет о проверке подписывается всеми членами инспекции. Необходимо отметить, что решение и предписание инспекции по результатам проведения проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью отчета.

Отчет о проверке состоит из нескольких частей.

Вводная

  • наименование органа ведомственного контроля, осуществляющего ведомственный контроль в сфере закупок;
  • номер, дату и место составления акта;
  • дату и номер приказа о проведении проверки;
  • основания, цели и сроки осуществления плановой проверки;
  • период проведения проверки;
  • фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
  • наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки, или наименование, адрес местонахождения лиц - подведомственных заказчиков, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функцию по осуществлению закупок для нужд органа ведомственного контроля и (или) уполномоченного органа.

В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:

  • обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
  • нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения;
  • сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оценка этих нарушений.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

  • выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушение которых было установлено в результате проверки;
  • выводы инспекции о необходимости привлечения лиц к дисциплинарной ответственности, о целесообразности передачи вопросов о возбуждении дела об административном правонарушении, применении других мер по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы и т.д.;
  • сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 19 Порядка ведомственного контроля в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания отчета о проверке его копия с сопроводительным письмом за подписью руководителя инспекции либо его заместителя направляется лицам, в отношении которых проведена проверка. Они в течение 10 рабочих дней со дня получения копии отчета о проверке вправе представить в инспекцию (руководителю инспекции) письменные возражения по фактам, изложенным в отчете, которые приобщаются к материалам проверки.

Результаты проверок должны быть размещены не позднее одного рабочего дня со дня их утверждения на официальном сайте органа ведомственного контроля, осуществляющего такой контроль в сфере закупок, в Интернете. Материалы проверки хранятся инспекцией не менее чем три года.

Необходимо отметить, что несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка ведомственного контроля влечет недействительность принятых инспекцией решений, выданных предписаний.

Внеплановые проверки. Основаниями для их проведения являются:

  • истечение срока исполнения подведомственным заказчиком ранее выданного предписания об устранении нарушения;
  • распоряжение руководителя органа ведомственного контроля, изданное в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов;
  • поступление в инспекцию органа ведомственного контроля информации, содержащей признаки административного правонарушения, о нарушении подведомственным заказчиком обязательных требований в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Руководитель инспекции при наличии вышеуказанных оснований направляет руководителю органа ведомственного контроля служебную записку с приложением копий документов, содержащих сведения, являющиеся основанием для принятия решения. При получении такой служебной записки руководитель органа ведомственного контроля принимает решение о целесообразности проверки. Ее результаты оформляются в том же порядке, что и итоги плановых проверок.

редактор журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

В этом материале вы узнаете: что такое ведомственная проверка при закупках по 44-ФЗ, как часто проводятся такие проверки и почему не всегда министерства ограничиваются документарным контролем.

Под контроль при закупках в рамках 44-ФЗ попадают все: заказчики, контрактный управляющий и вся контрактная служба, комиссия по закупкам и ее члены, операторы электронных торговых площадок, а также уполномоченные учреждения и специализированные организации (ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ).

Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации. Это и есть ведомственный контроль .

Ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками госорганов, «Росатома», «Роскосмоса», органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.

Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Здесь прописаны общие требования к проведению ведомственных проверок.

Кроме того, каждое из профильных министерств и ведомств утвердили и ввели еще собственные регламенты контроля в сфере закупок для госнужд. Регламенты проведения проверок утверждены, к примеру, в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минприроды и Минкультуры, Росавиации, Росстате, Роспотребнадзоре, в Минздраве и МЧС.

Утвержденные ведомствами регламенты контроля содержат детальное описание каждого этапа проверки, их последовательности и сроков. Также в регламентах прописан состав проверяющих комиссий, число членов комиссий и требования к ним, их права и полномочия, а также требования к оформлению результатов и отчетов.

Общие правила и механизмы ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется в отношении не исполнителя, а подведомственного заказчика и его контрактной службы. Проверки проводятся по части соблюдения с их стороны норм 44-ФЗ. В частности, проверяется соблюдение прописанных в законе ограничений и запретов, правил обоснования закупок и их обоснованности, а также верность определения начальной цены контракта.

Документарные и выездные проверки при ведомственном контроле

Сотрудники ведомств могут проводить как документарные, так и выездные проверки, но только по приказу главы ведомства. При этом они обязаны заранее уведомить заказчика о планируемой проверке. Как правило, случаи проведения выездных проверок перечисляются в регламентах ведомственного контроля.

В качестве примера рассмотрим Регламент ведомственного контроля Минобрнауки РФ. Согласно документу, выездные проверки министерство проводит при контроле соответствия поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги) условиям контракта.

Выездной контроль министерство проводит также тогда, когда проверяемые данные являются гостайной. Также выездную проверку Минобрнауки проводит по поручению министра или уполномоченного им должностного лица. Во всех других случаях министерство ограничивается проверками документов.

Отметим, что согласно постановлению Правительства РФ №89 , при выездных мероприятиях заказчик обязан позволить проверяющим доступ на территорию своей компании. Фото-, видеосъемка, копирование документов в отдельных случаях также разрешается. А если у проверяющих возникнут вопросы, заказчик по почте или устно обязан предоставить все пояснения.

Как долго длится ведомственная проверка по 44-ФЗ

В ПП РФ №89 четко прописаны и сроки проведения ведомственного контроля – не дольше 15 дней . Срок проверки можно продлить еще максимум на 15 дней, но только один раз и по решению главы ведомства.

По итогам ведомственной проверки составляется итоговый акт, где фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки. Кстати, о выявленных правонарушениях проверяющие должны сообщить в соответствующие органы – в Прокуратуру или ФАС.

Материалы по результатам такой проверки должны храниться в соответствующем ведомстве или министерстве не менее трех лет.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»