Оформление права оперативного управления. Регистрация права хозяйственного ведения Как зарегистрировать право оперативного управления

Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см. постановление от 18.12.2002 NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд. III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано. ФАС СЗО оставил в силе судебные акты, удовлетворившие требования истца и обязавшие регистрирующий орган зарегистрировать право оперативного управления лица именно в качестве права. При этом суд исходил из содержания ст.216 ГК, согласно которой право оперативного управления отнесено к вещным правам.
Заметим, что в числе вещных прав, перечисленных в ст.216 ГК, названы и сервитуты. Между тем сервитут в силу прямого указания закона (абз. 6 п.6 ст.12 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество) подлежит регистрации в качестве обременения права. Сошлемся также на п.1 ст.131 ГК, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав... подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В числе прав, подлежащих регистрации, также названы право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и сервитуты.
В силу изложенных обстоятельств позиция ФАС СЗО выглядит недостаточно обоснованной. Однако она и не может быть иной, поскольку в законодательстве на момент рассмотрения дела невозможно отыскать однозначного ответа на вопрос, в каком же качестве должно быть зарегистрировано право унитарного предприятия и учреждения на закрепленное за ними имущество. В то же время точка зрения ФАС СЗО представляется справедливой, поскольку при ином ответе на вопрос субъект ограниченного вещного права не смог бы реализовывать часть предоставленных законом правомочий до тех пор, пока собственник не зарегистрирует свое право в ЕГРП (последнюю и неверную, с нашей точки зрения, позицию разделил не так давно ФАС ВСО (см. постановление от 24.08.2006 NА33-30791/05-Ф02-4177/06-С2)).
Статьей1 Федерального закона от 29.12.2004 N196-ФЗ в п.1 ст.4 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество было внесено дополнение, согласно которому ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. С момента вступления указанного Закона в силу можно говорить о том, что обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество регистрируются в качестве таковых только в том случае, если это предусмотрено законом. Поскольку законом не предусмотрена регистрация права оперативного управления в качестве обременения (ограничения) и в то же время содержится прямое указание на необходимость его регистрации в качестве права (ст.131 ГК), то оно подлежит регистрации именно в качестве права.
312. Возможно ли существование срочного права хозяйственного ведения?
Данный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см. постановление от 11.06.2002 NА56-35720/01) и обсуждался также ФАС ЗСО (см. постановление от 26.06.2006 NФ04-3263/2006(23143-А27-5)) в связи с обжалованием органом местного самоуправления действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество, ранее закрепленное за муниципальным унитарным предприятием, по долгам последнего. Основанием заявления явился факт прекращения права хозяйственного ведения в связи с истечением срока договора о передаче имущества в хозяйственное ведение должника. ФАС СЗО отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении иска отказал на том основании, что право хозяйственного ведения у должника не прекратилось, сославшись при этом на ст.216, 299 ГК.
Вывод суда представляется правильным. В соответствии с п.3 ст.299 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности. Право собственности не может быть предоставлено на время, для его прекращения требуется наступление обстоятельства, с которым закон связывает соответствующие правовые последствия. Кроме того, в силу п.39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N6/8 условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы правомочий, указанных в ст.294, 295 ГК, являются ничтожными, что также свидетельствует о невозможности предоставить имущество в хозяйственное ведение на срок, определенный договором.

Еще по теме 311. Подлежит ли право оперативного управления регистрации в качестве права или в качестве обременения права собственности?:

  1. Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.294-300)
  2. 306. Вправе ли собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, истребовать его из чужого незаконного владения?

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

  • Адвокат Ивлев
  • Право оперативного управления
  • Главная - Авеню - Электронная библиотека - Проект - ГК РФ N 47538-6
  • Конференция ЮрКлуба

Регистрация права собственности - Если имущество находится в оперативном управлении (то есть передано учреждению по акту приема передачи), каким же образом по акту приема-передачи собственник передал его физическому лицу (ведь оно сейчас находится в управлении у учреждения!). Возникает вопрос о действительности передачи имущества. - Регистрация прекращения права осуществляется только по заявлению (ч.1. ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в данном случае по заявлению учреждения либо собственника).

Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

  • Документы - основания возникновения права. К ним относятся (п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации»):
  • акт или иной распорядительный документ собственника о закреплении имущества за бюджетной организацией;
  • договор оперативного управления, если имущество передавалось на основании соответствующей сделки.
  • Учредительная документация юрлица.
  • Документ, подтверждающий передачу недвижимого имущества (например, акт приема-передачи).

Предоставление выписки из ЕГРЮЛ со стороны заявителя необязательно - Росреестр может сам запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия в ФНС.

Документы необходимые для прекращения права оперативного управления

Административного регламента по регистрации недвижимости). по почте; Документы отправляются в Росреестр, территориальный орган Росреестра, его отдел или филиал кадастровой платы заказным письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Установлены следующие специальные требования к составу и форме документов: 1) необходимо нотариально заверить подпись лица на заявлении, а также доверенность заявителя; 2) к пакету документов нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) следует нотариально заверить сделку, на основании которой возникает право, и доверенность, если эта сделка совершена представителем, действующим на основании доверенности. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Регистрация прекращения права оперативного управления

Инфо

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.


Содержание:
  • 1 Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?
  • 2 Что такое регистрация оперативного управления?
  • 3 Для чего и кому нужна регистрация?
  • 4 Порядок регистрации прав
  • 5 Документы, требуемые для регистрации
  • 6 Процедура передачи имущества
  • 7 Выводы

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости? Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченных ими лиц, при наличии нотариально удостоверенной доверенности. Если полномочия представителя государственной власти или органа местного самоуправления подтверждается доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется. Пунктом 2 ст. Документы необходимые для прекращения права оперативного управления Более подробно с содержанием данного вещного права можно ознакомиться с помощью статьи Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Post navigation

  • Информационно-правовой портал
  • Конференция ЮрКлуба
  • О госпошлине за госрегистрацию прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
  • О госпошлине за регистрацию прекращения права хозяйственного ведения
  • О прекращении права оперативного управления, передаче в оперативное управление муниципального недвижимого имущества
  • Объявление(перечень документов, необходимых для принятия решения о закреплении движимого и недвижимого имущества).
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Тамбовской области от N 1347 - О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМЕ В КАЗНУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОБЛАСТИ.
  • Право оперативного управления
  • Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
  • Статья 299.

Государственная регистрация права оперативного управления Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины Перечень документов для регистрации права оперативного управления Государственная регистрация права оперативного управления Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22). Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя.
Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.
Документы в электронной форме направляются через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), посредством веб-сервисов. При этом применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 723). В какой срок проводится регистрация и чем она удостоверяется Срок регистрации по общему правилу составляет 10 рабочих дней, в случае регистрации по нотариально удостоверенным документам – три рабочих дня.
По истечении срока регистрации заявитель вправе по своему выбору получить свидетельство о государственной регистрации права или выписку из ЕГРП. При этом нужно иметь в виду, что свидетельство оформляется только на бумажном носителе (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости). No votes yet. Please wait…

Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подавать документы может только его представитель. В случае когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки. (П. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости.) Куда представляются документы Рекомендуем подавать документы по месту нахождения недвижимости, хотя не запрещается представить их в любой офис приема. В территориальном управлении Россреестра можно уточнить, в какую из организаций нужно подавать документы: органы Росреестра, кадастровую палату или МФЦ.

Внимание

В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» (в редакции от 04.06.2007) постановляю: 1. Прекратить право оперативного управления Тамбовского областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Знаменский психоневрологический интернат» на объекты недвижимого имущества, являющиеся государственной собственностью области, общей балансовой стоимостью 7202600,0 (семь миллионов двести две тысячи шестьсот) рублей, находящиеся примерно в 330 м по направлению на восток от ориентира д. Право оперативного управления Посетители юридической консультации задали 71 вопрос по теме «Право оперативного управления».

При этом суд исходил из содержания ст.216 ГК, согласно которой право оперативного управления отнесено к вещным правам. Заметим, что в числе вещных прав, перечисленных в ст.216 ГК, названы и сервитуты. О госпошлине за регистрацию прекращения права хозяйственного ведения N 03-05-05-03/31 разъясняет следующий вопрос.

Вопрос: Необходимо ли ГУП уплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ГУП на объекты недвижимого имущества (собственность субъекта РФ) в случае изъятия данного имущества по решению собственника и передачи его государственному учреждению субъекта РФ на праве оперативного управления? Можно ли руководствоваться в данном случае Письмом Минфина России от 26.03.2010 N 03-05-05-03/12? Ответ: В силу абз.
Согласно разделу 8 Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов: 5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Тамбовской области от N 1347 - О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМЕ В КАЗНУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОБЛАСТИ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права хозяйственного ведения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов


Форма: Заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения (или: оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования) на имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

Судебная практика : Регистрация права хозяйственного ведения

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Регистрация права хозяйственного ведения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
2.2. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, может ли лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сдать его в аренду до государственной регистрации такого имущественного права, существует две позиции судов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Нормативные акты : Регистрация права хозяйственного ведения

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

УДК 347.195

Е. А. Терещенко

Момент возникновения и прекращения права оперативного управления

В статье рассмотрены отдельные основания возникновения и прекращения права оперативного управления, момент возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, возможность добровольного отказа от оперативного управления и определение момента прекращения права.

In the article discusses some of the base and the termination of the right of operational management, the moment of the beginning of the right of operational management, the possibility of voluntary renunciation of operational management and definition the termination of the right.

Ключевые слова: вещные права; право оперативного управления; учреждение; казенное предприятие.

Key words: property rights, the right of operational management; institution; government enterprise.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Применительно к казенным предприятиям п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

© Терещенко Е. А., 2013

В отношении возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество следует учитывать одновременно и норму п. 2 ст. 8 ГК РФ, устанавливающую, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество складывалась противоречивая судебная практика, о чем неоднократно указывалось и в юридической литературе1.

Суды указывали, что п. 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило о возникновении права оперативного управления с момента передачи имущества (постановления ФАС Московского округа от 21.12.2007 г. № КГ-А40/12735-07, ФАС Центрального округа от 18.03.2009 № А14-5591/2008/193/6). Государственная регистрация названного права в данном случае не является актом подтверждения государством факта возникновения указанных прав у учреждений. Спорные помещения в действительности учреждению не переданы, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления на спорный объект у учреждения не возникало.

Анализ судебно-арбитражной практики по подобным делам позволяет говорить о наличии длительного периода в правоприменительной практике России различных подходов в толковании судебными инстанциями спорного вопроса об установлении момента возникновения и прекращения права оперативного управления.

Однако в настоящее время преобладает точка зрения о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации. Она основывается на том, что закон (ст. 131 ГК РФ) устанавливает иное по сравнению с нормой п. 1 ст. 299 ГК РФ правило о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права, и ст. 299 ГК РФ не исключает действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимые вещи (постановления ФАС Уральского округа от

24.08.2009 № Ф09-6094/09-С6, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 по делу №А17-6783/2008, ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2009 № Ф03-2355/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2010 № А03-7498/2009).

1 Болдырев В.А. Юридические лица-несобственники в системе субъектов гражданского права: моногр. / под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омск. акад. МВД России, 2010. 340 с.

Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие закона о государственной регистрации прав и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие названного закона и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4, п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Неопределенность, сохранившаяся и в настоящее время, и даже после опубликования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» может негативно сказаться на защите интересов кредиторов казенных предприятий и учреждений.

Так, исходя из положений п. 1. ст. 296 ГК РФ, суд пришел к выводу, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, обязано оплачивать услуги по содержанию и обеспечению коммунальными ресурсами переданного ему помещения за период его использования. Суд отметил, что отсутствие зарегистрированного права оперативного управления не освобождает учреждение от обязанности по содержанию помещения и общего имущества в доме, поскольку такая обязанность наступает с момента получения этих помещений и их фактического использования (постановление ФАС Поволжского округа от 06.06.2012 по делу № А55-16922/2011). Факт пользования помещениями ответчиком в спорный период подтвержден материалами дела, в том числе перепиской сторон, связанной с заключением договоров на снабжение коммунальными ресурсами, оказание эксплуатационных услуг.

Разрешить указанную неопределенность в вопросе удовлетворения прав кредиторов субъекта, фактически владеющего вещью, но не зарегистрировавшего право оперативного управления, может специальное регу-

лирование института владения (гл.13 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В ст. 209 ГК РФ в редакции проекта закона устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в ред. проекта закона). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Согласно проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности, а применительно к рассматриваемому случаю право оперативного управления на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, подлежит государственной регистрации.

Вполне обоснованно применяется в данных случаях аналогия закона, так как решение вопроса о признании вещных прав за лицами, которые не признаются законом собственниками имущества и владеют им на иных правах, законом прямо не предусмотрено, и в этом случае подлежит применению ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой следует применять нормы права, регулирующие сходные отношения.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в

судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, а именно: с момента их государственной регистрации.

Между тем в практике деятельности хозяйствующих субъектов ставится вопрос о моменте возникновения права оперативного управления, связанного с постановкой имущества на баланс юридического лица или включением имущества в реестр государственной или муниципальной собственности.

Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447. В силу п. 3. Положения № 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество: недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от

29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более того, следуя правовой позиции, изложенной в абз. 7 п. 61 указанного выше постановления, закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.

При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению - права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта.

Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Прекращение права оперативного управления обусловлено: 1) общими основаниями для любых вещных прав и 2) специальным, таким как решение собственника об изъятии имущества у учреждения при условии его правомерности (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Изъятие имущества у учреждения его собственником возможно как с согласия самого учреждения (п. 3 ст. 299 ГК), так и без такого согласия (п. 2 ст. 296 ГК).

Согласно п.2 ст.296 ГК собственник вправе изъять имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества только в трех случаях: если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.2

Прекращение права оперативного управления возможно и по таким предусмотренным ст. 235, 236 ГК РФ основаниям, как отказ от права, гибель или уничтожение имущества.

В практике встречались и будут встречаться случаи, при которых унитарные предприятия отказываются от хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения - от оперативного управления. В данном случае правильнее говорить о возврате имущества собственнику, ибо отказ абстрактный в пользу неограниченного круга лиц или конкретного лица -

2 Сумской Д.А. Особенности изъятия имущества у учреждения // Рос. юстиция. 2010. № 1. С. 19-21.

несобственника имущества является прямым нарушением норм о распоряжении имуществом субъектов права оперативного управления.

В литературе и судебной практике по вопросу возможности добровольного отказа от оперативного управления и определения, соответственно, момента прекращения права обосновываются противоположные позиции.

Отсутствие права на отказ аргументировано следующими доводами: во-первых, установлением п.2 ст.9 ГК РФ отступления от принципа свободного распоряжения правами в пользу принципа целевой правоспособности; во-вторых, нарушением права собственности на данное имущество учредителя; в-третьих, невозможностью прекращения права оперативного управления без встречного действия собственника по принятию такого имущества3.

По мнению В.А. Болдырева, попытка судов оценить безвозмездную передачу имущества унитарного предприятия собственнику как отказ от права является неверной, противоречащей смыслу закона. Отказ от права собственности или права хозяйственного ведения безусловен, осуществляется вообще, а не в пользу нового приобретателя. «Сам волевой акт унитарного предприятия - отказ от права хозяйственного ведения можно было бы рассматривать как одностороннюю сделку при его безадресности»4.

В судебных актах со ссылкой на применимость к возникновению и прекращению права хозяйственного ведения и права оперативного управления норм, относящихся к праву собственности (п.3 ст.299 ГК РФ), делается вывод о возможности отказа от права хозяйственного ведения и оперативного управления в пользу собственника.

Однако, учитывая публичный характер и цели создания учреждения, рассматриваемый возврат имущества собственнику возможен только при согласии собственника, что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2010 г. по делу № А46-23376/2009). Несмотря на наличие добровольного отказа учреждения от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, суды пришли к правильному выводу об отказе в изъятии имущества, так как в перечень видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, входит оказание услуг по содержанию жилого

3 Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб.: Юрид. центрПресс, 2004. 451 с.

4 Болдырев В.А. Возврат имущества унитарного предприятия собственнику и его оспаривание: проблемы материального и процессуального права // Рос. юстиция. 2009. № 12. С. 14-17.

фонда и объектов социальной сферы, уплата налога на имущество производится за счет федерального бюджета и исполнение обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности в отношении спорного имущества не нарушает права и законные интересы истца.

Отказ от права оперативного управления не может повлечь правовых последствий и при невозможности дальнейшего осуществления уставной деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 мая 2009 г. по делу №А56-14156/2008).

С какого же момента прекращается право оперативного управления -с момента подписания формы ОС-1 или государственной регистрации перехода права к новому владельцу? Для определения момента прекращения права оперативного управления именно на недвижимое имущество следует руководствоваться особыми правилами: в соответствии с п. 1. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на объекты недвижимости, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, право оперативного управления на здание прекратится только в тот момент, когда указанное право возникнет у нового владельца либо это право будет прекращено по решению собственника. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу № А82-10696/2008-30).

Особыми основаниями прекращения права оперативного управления является гибель или уничтожение имущества, порча, и в результате, непригодность имущества. Особенности порядка принятия решения о списании федерального имущества установлены Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Выбытие федерального имущества в связи

с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

Моментом прекращения права оперативного управления является в данном случае является момент гибели, выбытия, уничтожения имущества и указанное правило распространяется на недвижимое имущество. В силу ст. 235 ГК РФ гибель или уничтожение имущества прекращают право собственности лица на это имущество. По смыслу приведенной нормы зарегистрированное право на несуществующие (уничтоженные, разрушенные или в том числе на использованные в ходе реконструкции) объекты недвижимости не имеет правового значения, а право, в том числе право оперативного управления на объект, прекращается.