О разграничении государственной собственности в республике абхазия на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований. Государственная собственность российской федерации Характеристика государственной собственност

Введение……………………………………………………………………….. 4

Глава 1 Формы собственности в Республике Беларусь

и их классификация…………………………………………………………..…6

Глава 2 Анализ показателей работы предприятий различных форм собственности………………………………………………………………..... 15

Глава 3 Перспективы развития различных форм собственности……………21

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………..25

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 24 страницы, 16 источников, 5 таблиц.

СОБСТВЕННОСТЬ, СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Предметом исследования является собственность в экономической системе общества.

Цель работы – на основании литературных источников и методических материалов изучить типы и формы собственности в Республике Беларусь.

В процессе работы были изучены следующие вопросы:

1. Сущность и содержание основных понятий собственности;

2. Формы собственности и их классификация;

3. Преобразование собственности в Республике Беларусь;

4. Был проведен анализ показателей работы предприятий различных форм собственности.

____________________

ВВЕДЕНИЕ

Экономика – это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический субъект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин – лицо, вовлекающее объект в экономические процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы.

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля над ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, использования абсолютно всеми членами общества. Если бы это было так, то в обществе наступил бы беспорядок.

В каждую историческую эпоху собственность как экономическая категория отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Проблема собственности чрезвычайно многосторонняя и с каждым новым этапом развития экономической мысли обнаруживаются все новые стороны этой проблемы.

Актуальность понимания собственности состоит в том, что этот элемент экономической системы общества оказывается определяющим по сравнению со всеми остальными. То, как люди вступают в отношения по поводу благ, влияет на все другие отношения индивидов. Поэтому познание общества, экономики, взаимоотношений людей зависит от понимания того, как каждый из них относится к благам. Способ их отношений к ресурсам и взаимоотношений их по поводу ресурсов становятся важнейшей движущей силой общественного, в том числе экономического, развития. Иными словами, отношения собственности определяют все остальные отношения людей и создают мотивы поведения людей.

Данная курсовая работа написана на тему: «Типы и виды собственности в современной рыночной экономике».

Предметом исследования являются собственность в экономической системе общества.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе использования собственности в экономической системе.

Целью написания данного курсового проекта является: ознакомление и изучение материала, исследование процессов и роли собственности в экономической системе общества.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность и понятие собственности;

2. Определить тенденции развития собственности в Республике Беларусь;

3. Выявить роль и значение собственности;

4. Провести анализ показателей работы предприятий различных форм собственности;

5. Отразить перспективы развития различных форм собственности.

Для более углубленного исследования выбранной темы в курсовой работе были использованы методы познания, анализа, сравнения и синтеза.

ГЛАВА 1

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и событиям и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает безучастие, а порою и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, чужое.

Категория «собственность» исторически вошла в научный оборот задолго до того, как возникла экономика, экономическая теория в качестве самостоятельной отрасли науки. Прежде всего, собственность стала официальным объектом правовой, юридической природы и философии, а формирование собственности происходило еще в первобытном обществе.

Обратимся к исходным понятиям и определениям собственности. Ими являются:

1. собственность;

2. субъект собственности;

3. объект собственности;

4. отношения собственности.

Собственность – отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности, в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Такими субъектами могут быть индивидуальные лица, семьи, коллективы, социальные группы, государство, межгосударственные и международные структуры.

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие, как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

Отношения собственности – это пространственно-временная иерархия совокупности отношений, регулирующих способы эффективного распределения ресурсов и увеличения полезности (ценности) благ на основе делимости и комбинирования субъектами частичных прав. Способ регулирования и сбалансированность этих отношений позволяют сохранять устойчивость и стабильность экономической системы.

Чем больше объектов и субъектов вовлечено в отношения собственности, тем большее количество контрактов и актов обмена заключается в экономике и тем более развиты рыночные отношения.

Субъект характеризует цель и объем, определяет направления использования объектов в процессе производства и обмена. Следовательно, существенным свойством собственности является ее персонификация, т.е. четкая конкретизация субъектов собственности, их фиксация в социальной системе.

Отношения собственности по поводу одного и того же объекта могут возникать у нескольких субъектов. Возможность использования одного и того же объекта собственности различными субъектами основана на свойствах экономических благ. Свойством полезности является ее делимость, как на части блага, так и между субъектами пропорционально их платежеспособности, поэтому свойством делимости обладают и отношения собственности. На основе проявления свойства делимости в обществе происходит перераспределение доходов и решается проблема аллокации (размещения) ресурсов в ходе передачи объектов собственности эффективному собственнику.

Различают отношения пользования, владения, распоряжения, извлечения дохода, распределение риска, ответственности.

Отношения пользования возникают или передаются собственником в момент применения или использования объекта собственности в соответствии с его назначением. Пользование – это извлечение полезного эффекта из экономического блага в рамках его целевого функционирования.

Отношения владения возникают по поводу фактического обладания объектами собственности независимо от извлечения из них полезного эффекта.

Отношения распоряжения – объективная возможность принятия социально значимых решений по поводу характера, меры, объема и порядка использования благ. Субъект может распоряжаться благом по своему желанию, вплоть до окончательной передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и ликвидации.

Экономическая реализация права на получение дохода является производной от той полезности, которую распределяют между собой участники экономической деятельности по поводу использования одних благ (ресурсов и факторов производства) в целях производства других. Другими словами, все участники – субъекты собственности получают свою долю дохода пропорционально вкладу, она приносит экономический эффект в виде как основных доходов (рента, зарплата, процент, прибыль), так и производных (дивиденды, арендная плата и др.). Чем эффективнее будет функционировать объект собственности, тем большую плату за риск получит собственник.

Отношения по поводу ответственности включают принятие на себя ответственности за эффективное функционирование объектов собственности, обязательств по возмещению ущерба, нанесенного объекту. Кроме этого, ответственность возникает у пользователей, владельцев и других субъектов перед собственником, который делегировал им соответствующие права. Поэтому при делегировании собственником прав другим субъектам в обязательном порядке должны проявляться и отношения ответственности виде системы правовых и экономических мер, штрафных санкций.

Собственность является важной составляющей экономики, и поэтому для изучения экономики необходимо разбираться в классификации собственности. Классифицировать собственность непросто, так как существуют два типа отношений собственности – в экономическом и юридическом смыслах. Поэтому существуют два непохожих друг на друга основания классификации.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства.

По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

· низший уровень – единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);

· средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на котором объединен под единым началом труд многих людей);

· высший уровень – национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Классификация собственности в юридическом смысле основывается на учете разных видов правомочий собственников и характера имущества. Здесь различными являются:

1. характер присвоения и взаимоотношения между собственниками имущества и не собственниками;

2. возможность или невозможность свободно делить имущество между отдельными владельцами по их усмотрению.

В экономической теории выделяют два типа собственности: частную и общественную. Необходимо отметить, что такое разделение собственности по типам не является строгим, так как один тип собственности может переходить в другой и наоборот.

Частная собственность является господствующей со времен рабовладельческого общества вплоть до наших дней. В самом широком плане это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов.

Частная собственность – это тип собственности, когда право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение от этого объекта дохода имеет частное лицо.

К объектам частной собственности относят дома, деньги, акции, облигации, предприятия и др. С научной точки зрения, объективной основой массового появления частной собственности служит определенный уровень производительных сил, а именно – возможность создания прибавочного продукта.

Субъектом частной собственности может являться как индивид, так и группа людей, обособленных друг от друга. В современных условиях именно в таком виде выступают владельцы частных состояний, особенно крупных. Иногда это называют предпринимательским партнерством, а собственность – партнерской.

Партнерская собственность предполагает объединение в какой-либо форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления предпринимательской деятельности, имеется в виду образование предприятий на основе паевых взносов. Такие предприятия могут быть на основе полной или ограниченной ответственности.

Учредители предприятий с полной ответственностью несут полную ответственность перед кредиторами всем своим имуществом даже тем, которое не входит в собственность данного предприятия. Также недостаточность средств при расчете с кредиторами у одного из партнеров будет возмещаться имуществом других партнеров.

В предприятиях с ограниченной ответственностью учредители несут ответственность перед кредиторами только в размере пакета акций, который принадлежит каждому из акционеров. Имущественная ответственность на объекты собственности участников предприятия, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия, не распространяется. Акции таких предприятий могут распространяться только среди их учредителей. Таким образом, здесь имеет место акционерная (корпоративная) собственность.

Корпоративная (акционерная) собственность основана на функционировании капитала, который формируется через продажу акций. В материальном значении права на участие в акционерном (корпоративном) обществе следующее: а) право на часть прибыли от деятельности общества в виде дивиденда; б) право на участие в разделе имущества общества при его ликвидации; в) право на участие в управлении делами общества.

Отсюда можно сделать вывод, что акционерные общества обладают большими преимуществами. Собственника денег привлекает, прежде всего, ограниченная ответственность владельца акций. Самое большое, что ему грозит, это потерять сумму, выплаченную за акцию. Подкупает также простота вхождения и выхода из числа держателей акций: достаточно просто купить или продать акцию. Причем уход члена акционерного общества из этой хозяйственной организации никак не отражается на ее существовании.

Если сравнить партнерскую собственность с корпоративной, то можно заметить, что последняя функционирует в виде открытых акционерных обществ, акции которых находятся в свободной продаже на рынках, в то время как партнерская собственность «работает» в виде закрытых акционерных обществ.

Важно также, что открытые акционерные общества, продающие акции всем желающим их приобрести, способны непрерывно наращивать свой капитал. Огромные размеры капиталов позволяют акционерному обществу создавать крупномасштабное производство благ производственного и потребительского назначения, пользующихся большим спросом. Здесь имеется широкая возможность для внедрения новейших достижений науки и техники, выпуска высококачественной продукции.

Перейдем к рассмотрению общественной собственности.

Общественная собственность – это такой вид собственности, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Как правило, от имени собственника права собственности осуществляет государство, общественные организации, индивиды или другие субъекты. Общественная собственность включает в себя два вида: коллективную и государственную.

Коллективная собственность – форма собственности, при которой все члены общности (коллектива) имеют равные права на ее владение и использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда. Она образуется путем перехода имущества государственного учреждения в собственность коллектива или через выкуп арендованного имущества этим же коллективом. Отличительной особенностью такой формы собственности является то, что определяется доля вклада каждого работника коллектива в имущество предприятия.

Формами коллективной собственности являются:

1. арендная собственность;

2. кооперативная собственность;

3. собственность хозяйственных обществ, общественных, религиозных объединений и организаций.

Арендная собственность – является результатом аренды коллективом имущества государственного учреждения на условиях возмездного или безвозмездного владения и пользования им в течение определенного периода времени. Собственником при такой форме собственности является арендодатель, а арендатор получает временное право на пользование, владение и распоряжение объектом собственности, за что платит арендную плату. В собственность арендного предприятия входят произведенная продукция, доход, имущество, которое было приобретено за счет средств этого предприятия.

Кооперативная собственность – общее имущество всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности. Собственность кооператива возникает в результате денежных и имущественных взносов его членов, доходов, полученных от реализации продукции.

Собственность религиозных и общественных организаций создается ими самими: за счет личных средств участников этих организаций, пожертвований от частных лиц или от государства, которое может передать свое имущество в собственность таких организаций и объединений. Субъектами такой формы собственности являются спортивные общества, различные фонды, профсоюзы, религиозные организации различного вероисповедания. А объектами являются деньги, здания, различные сооружения, созданные за свой счет.

Государственная собственность представляет собой достояние всех людей данной страны, а управление и распоряжение объектами собственности от имени граждан страны осуществляют органы государственной власти, местные и федеральные.

Иными словами, государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы, а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В наши дни все большее значение приобретает интеллектуальная собственность и право на интеллектуальную собственность. Право интеллектуальной собственности – законное право юридического или физического лица на владение авторскими правами, патентами, торговыми марками, связанное с конкретным товаром или процессом.

Интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской актерской деятельности, звукозаписи, радио и телевидению, изобретениям, открытиям, товарным знакам, фирменным наименованиям, новым промышленным образцам изделий.

Собственность прошла длительный и сложный процесс эволюции на протяжении многих столетий. И даже сейчас собственность не остановилась в своем развитии, а продолжает развиваться под воздействием экономической ситуации в стране. В этом процессе ее эволюционного развития происходит переход к новым формам собственности с сохранением некоторых положительных моментов отживающих форм, однако, вновь возникшие формы также содержат в себе и положительное и отрицательное.

Многообразие форм собственности создает также возможность выбора для индивидов таких форм хозяйствования, которые бы в большей степени соответствовали их личностным характеристикам, в частности найти сферу деятельности для предпринимателей.

Для любой страны из бывшего Советского союза актуальна проблема перехода к рыночной экономике, в связи с этим возникает вопрос о типах и видах собственности. К таким странам относится и Республика Беларусь.

На сегодняшний день у нас выделяют два типа собственности:

1. частная собственность;

2. государственная собственность.

Государственная собственность – это собственность, право на которую принадлежит государству и которой от его имени распоряжаются органы управления. Разновидностью государственной собственности в нашей республике являются республиканская и коммунальная (муниципальная) собственности.

Коммунальной собственностью распоряжаются органы власти не всего государства, а данной территории. Субъектами государственной собственности в нашей стране являются государство и административно-территориальные единицы. Объектами республиканской собственности служат: золотовалютный запас, республиканский бюджет, имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами, т.е. казна Республики Беларусь.

Коммунальная собственность выражает отношение по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях. От имени этих ассоциаций права собственников осуществляют местные органы власти и самоуправления. К объектам такой собственности относится муниципальная казна, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, учреждения культуры и другое имущество, состоящее на балансе местных органов управления.

Кроме частной и государственной собственности в Республике Беларусь существуют типы смешанной собственности. К ним относятся:

1. совместные предприятия;

2. иностранная собственность в форме собственности других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций.

3. Интеллектуальная собственность – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное название, товарный знак, знак обслуживания и т.д.)

Рассматривая типы и виды собственности в нашей республике нельзя не затронуть вопрос реформирования собственности. Одними из главных инструментов реформирования собственности в Республике Беларусь являются разгосударствление и приватизация. Разгосударствление и приватизация в Беларуси проводится по двум направлениям – «малая» (приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства) и «большая» (приватизация крупных предприятий). Приватизация предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную, в целях достижения разумного баланса интересов различных социальных групп. Нужно отметить, что крупные белорусские предприятия не приватизируются, т.к. они являются основой нашей экономики, лидерами технического прогресса в отраслях. Приватизируются менее доходные предприятия, которые выгоднее передать в частный сектор. При этом высоколиквидные предприятия предполагается приватизировать в основном путем привлечения собственников, подтвердивших свою готовность и возможность реально инвестировать.

Реформирование государственной собственности в республике началось в 1991 году в соответствии с основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике.

В преобразовании форм частной собственности в Беларуси выделяют три этапа.

На первом этапе (1991-1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства. До 1993 года приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятия в 1993 году законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% – чеками «Имущество».

Третий этап – период совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотые акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997г.).

Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит решение вопросов о правовом режиме имущества, находящегося в собственности данного субъекта, праве определенного субъекта иметь в собственности то или другое имущество, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п.1 ст.213Гражданского кодекса (ГК) предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь. Закон от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» содержит перечень объектов, которые не могут находиться в чьей-либо собственности, кроме как в собственности государства.

Собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы. Она не является одновременно республиканской собственностью.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

Частная собственность также делится в зависимости от субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. В их собственности не могут быть отдельные виды имущества, указанные в законе. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается. Такие ограничения установлены Законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц также ограничения могут быть установлены законодательными актами. Гражданский кодекс конкретизирует права учредителей (участников, членов) коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Установлено, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) этими лицами коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц, а учредители (участники, члены) коммерческой организации в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют лишь обязательственные права, определяемые в учредительных документах.

Учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, о котором идет речь, находится в собственности этих организаций и фондов и используется ими для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» установлено, что юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, перечисленные в ст. 2 названного закона.

Юридические липа частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Частная собственность юридических лиц негосударственной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится(ст. 1119 ГК). Это дает основание сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве собственности граждан и юридических лиц Республики Беларусь за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 Гражданского кодекса.

Деление форм собственности, в основу которого положен единственный критерий - субъект права собственности, не исключает других классификаций права собственности на различные виды и подвиды. Так частная собственность юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п.

Деление права собственности на формы, виды и подвиды можно проводить и по другим критериям, если это даст возможность выявить особенности соответствующего вида и подвида права собственности.

Особо следует выделить собственность на рабочую силу. Ее особенность обусловлена прежде всего тем, что объект этой собственности специфический - способности человека. Притом не любые, а конкретные, объективно необходимые для того или иного труда, да к тому же все более и более развитые. Кроме того, особенность этого вида собственности связана с тем, что здесь объект неотделим от субъекта собственности и существует не только благодаря ему, но и непосредственно в нем.

Признание особенностей данного вида собственности (на рабочую силу) обусловливает специфику механизма ее реализации. Он должен быть таким, чтобы обеспечивать компенсацию средств, необходимых не только для возобновления рассматриваемых способностей к труду, но и для поддержания самой жизни, а также развития личности собственника данных способностей. Механизм должен быть таким, чтобы, как и всякая другая, эта собственность при ее экономической реализации давала доход работнику.

Наконец, неординарность способностей, а то и их уникальность, особенно творческая, требуют уникального механизма их экономической реализации. Он должен исключать принятое (особенно в западной литературе) приравнивание всех факторов производства (капитал, земля, труд), "причесывание" их, если можно так сказать, одной гребенкой.

Человек как творец и его инновационные способности, как показывает современная НТР, становятся определяющими среди других факторов для обеспечения экономического и всего социального прогресса. Этим и должен обусловливаться особый механизм их реализации, не нацеленный лишь на извлечение дохода, как при использовании других факторов производства (капитала и земли), а сориентированный на создание благоприятных условий для проявления и развития творческих способностей, на отношение к таланту как национальному достоянию.

Осознание таких особенностей и дифференцированный подход к факторам производства становятся особенно важными в новом столетии. Проявляемый здесь новый подход к отношениям между "Обществом - Человеком - Природой" как отношениям разумным и гармоничным требует первоочередных приростов не в материальном производстве, а в сфере интеллекта, образования, культуры. А это, в свою очередь, требует особого, дифференцированного отношения к фактору «труд», к творческим способностям работников, к их заработной плате.

Но такая особенность данного фактора и такой подход к собственности на него еще не нашли должного отражения ни в теории, ни на практике.

Новый подход требует обратить особое внимание и на проблему образования - его качественного совершенствования, непрерывности в течение всей трудовой жизни, гуманитаризации.

Юридические лица и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования в Республике Беларусь

Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы многих участников рыночных отношений, можно ставить и решать крупные инвестиционные проекты.

Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими. Привлекательность этой формы хозяйствования объясняется тем, что она позволяет быстро концентрировать значительный капитал, при этом учредители (участники, члены) юридического лица не отвечают по его обязательствам всем своим имуществом. Они рискуют лишь своим взносом в уставный фонд (капитал) юридического лица. Это позволяет заранее определить, какой частью своего имущества рискует учредитель (участник, член) юридического лица в случае, если оно окажется несостоятельным.

Понятие юридического лица содержится в ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету».

Из приведенного определения вытекает, что юридическим лицом является организация, т.е. объединение лиц. Однако не всякое объединение лиц (организацию) можно назвать юридическим лицом. Чтобы объединение лиц было юридическим лицом, оно должно иметь следующие признаки: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом, выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении о таких юридических лицах.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников, членов) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Обособленность имущества юридического лица во многих случаях простирается до признания его собственником находящегося в его ведении имущества. В частности, собственниками переданного им имущества являются юридические лица, образованные группами граждан (хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества), производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения).

Юридические лица, образованные на основе собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальных единиц, не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Признаком их имущественной обособленности является самостоятельный баланс государственного предприятия и самостоятельная смета государственного учреждения с правом распоряжения имуществом. Не являются собственниками имущества унитарные предприятия, образованные физическим лицом, супругами или членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Не являясь собственником имущества, юридическое лицо, образованное на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы) либо частной собственности, одного гражданина, супругов или крестьянского (фермерского) хозяйства, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в его ведении на праве хозяйственного ведения или права оперативного управления, т.е. пользуется вещным правом.

Право хозяйственного ведения представляет собой основанное на праве государственной собственности право юридического лица (унитарного предприятия) по владению, пользованию и распоряжению имуществом, предоставляемым ему собственником для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Право оперативного управления - это право казенного предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществлять в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что юридические лица отвечают по своим обязательствам своим имуществом. Учредитель (участник, член) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а последнее не отвечает по обязательствам учредителя (участника, члена) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица. В частности, участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Обращение взыскания на долю участника в обществе с ограниченной ответственностью и на долю участника общества с дополнительной ответственностью по его собственным долгам не допускается, но при недостаточности имущества участника для покрытия его долгов кредиторы вправе потребовать выделения доли участника-должника по правилам статей 48-50 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью». Следовательно, кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из деятельности юридического лица, только к данному юридическому лицу. Взыскания по их требованиям, как правило, могут обращаться только на имущество данного лица.

Производственные и потребительские кооперативы, а также общественные организации построены на условиях членства в них. Их участники не отвечают по обязательствам юридического лица. Однако члены производственного кооператива (артели) несут субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. В частности, Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Республика Беларусь является особым субъектом гражданского права. Государство нельзя считать юридическим лицом, поскольку оно само устанавливает свою правоспособность. Учредив юридическое лицо, государство снимает с себя гражданско-правовую ответственность по его обязательствам, но государство может в порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам государственных организаций или установить, что эти организации несут ответственность по обязательствам государства. Так, Национальный банк Республики Беларусь, являясь юридическим лицом, не несет ответственности по обязательствам Правительства Республики Беларусь, так же как и Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных Законом, или когда банк принимает на себя такую ответственность.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Государственные предприятия, являющиеся юридическими лицами, находятся в подчинении органов государственного управления (министерств, ведомств, концернов и т.п.) также не отвечают по обязательствам друг друга. Например, Министерство связи управляет в установленном законодательством порядке подведомственными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями. Однако ни это Министерство, ни его предприятия, учреждения, организации не отвечают по обязательствам друг друга.

Другая организация не отвечает по обязательствам ее предприятия, являющегося юридическим лицом, а это предприятие не отвечает по обязательствам указанной организации. Например, Белорусский республиканский союз потребительских обществ объединяет на добровольной основе потребительские общества и их союзы Республики Беларусь. Он является юридическим лицом. Потребительские общества и их союзы также пользуются правами юридического лица. Ни Белкоопсоюз, ни входящие в его состав потребительские общества и их союзы не несут ответственности по обязательствам друг друга.

Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и любом суде от своего имени означает, что компетентный орган или представитель юридического лица может быть истцом или ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, а также в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате. Юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права, и в отношениях с другими органами государственной власти и управления.

Многообразие видов и организационно-правовых форм юридических лиц, образованных различным составом их учредителей, на основе всех форм собственности со своими целями, с неодинаковыми правами учредителей на имущество образованных ими организаций требует научной классификации юридических лиц. Результатом такой классификации является построение научно обоснованной системы юридических лиц, позволяющей не только обозреть их всех, но и соответствующим образом законодательно урегулировать их деятельность, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства с целью защиты интересов всего общества и отдельных его членов, правильно разрешать различного рода споры с участием юридических лиц, а также учредителей юридических лиц с учрежденными ими юридическими лицами по различным вопросам, в частности в связи с выбытием их из состава участников и т.п.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются:

а) собственность, на основе которой они образованы;

б) права учредителей (участников, членов) юридического лица на имущество последнего;

в) цель деятельности юридических лиц;

г) состав учредителей;

д) способ образования;

е) учредительные документы (их состав);

ж) характер участия учредителей в деятельности юридического лица;

з) объем вещных прав юридического лица;

и) обязанность участников (членов) участвовать своим трудом в деятельности юридического лица;

к) особенности статуса (правового режима) юридического лица;

л) соподчиненность юридических лиц.

Виды юридических лиц в зависимости от форм собственности, на основе которой они образованы.

По этому критерию юридические лица делятся на:

а) образованные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);

б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;

в) образованные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц).

Сущность и значимость этого деления юридических лиц состоит в том, что можно определить, в чьих интересах они создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладание ими, властными правомочиями.

Рассматриваемая классификация юридических лиц похожа на деление юридических лиц в законодательстве и доктрине государств с развитой рыночной экономикой на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. К отличительным признакам юридических лиц публичного права обычно относят природу акта, необходимого для возникновения юридического лица (закон, административно-правовой акт), и публичный характер целей, для которых юридическое лицо создается, наличие у него властных правомочий. Юридические.лица частного права создаются на основании частноправового акта для достижения частных целей.

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица.

По этому критерию юридические лица делятся на три вида:

а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся государственные юридические лица, т.е. основанные на собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, образованные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом;

б) юридические лица, учредители, участники, члены которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц;

в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники, члены) имеют только обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества, общества и кооперативы. Учредители таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

В зависимости от того, к какой из этих групп относится юридическое лицо, решается вопрос о правах на имущество юридического лица в случае выбытия из состава его учредителей (участников, членов) и в случае ликвидации юридического лица.

В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов.

Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Они могут заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (членами). Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

По составу учредителей различают юридические лица, учреждаемые:

а) государством, административно-территориальными единицами и их органами;

б) одним физическим лицом (супругами), крестьянским (фермерским) хозяйством;

в) несколькими физическими лицами;

г) одним юридическим лицом;

д) юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании. Юридическими лицами, образуемыми государством, являются: Администрация Президента Республики Беларусь; Аппарат Совета Министров Республики Беларусь; хозяйственные суды; центральный аппарат и учреждения Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы; республиканские органы государственного управления: министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах (государственных комитетах); областные, городские и районные исполнительные комитеты; Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения и Национальное агентство по контролю и инспекциям Министерства обороны Республики Беларусь; отделы и управления местных исполнительных комитетов, наделенные правами юридического лица; иные органы государства, например Секретариат Конституционного Суда Республики Беларусь; Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь создает, реорганизует, ликвидирует предприятия, учреждения, организации, объединения, находящиеся в собственности Республики Беларусь. Такими же правами пользуется министерство в отношении подведомственных ему объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Юридическое лицо может быть образовано одним физическим лицом в соответствии со ст.3 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Гражданский кодекс Республики Беларусь именует такое предприятие частным унитарным предприятием, его имущество находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Несколькими физическими лицами могут создаваться коммерческие юридические лица в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и некоммерческие юридические лица в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений.

Одним хозяйственным обществом или товариществом может быть создано самостоятельное дочернее хозяйственное общество.

Коммерческие и некоммерческие юридические лица могут создавать хозяйственные общества, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Юридические лица совместно с физическими лицами вправе создавать хозяйственные товарищества и общества.

По способу образования различают юридические лица, образуемые в распорядительном, разрешительном порядке и нормативно-явочным способом.

Деление юридических лиц по составу учредительных документов

По этому основанию юридические лица делятся на образуемые и действующие на основании:

а) учредительного договора;

б) учредительного договора и устава;

в) только устава.

На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества, учредительного договора и устава - общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. На основании только устава образуются и действуют унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), политические партии, кооперативы.

По характеру участия учредителей в деятельности юридического лица различают юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели (хозяйственные товарищества: полные и коммандитные) и юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы (хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью).

По объему вещных прав юридические лица делятся на:

1) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет собственника);

2) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имущества, предоставленное им собственником для осуществления хозяйственной деятельности (унитарные предприятия);

3) юридические лица, обладающие правом собственности на их имущество (все остальные юридические лица).

Деление юридических лиц по особенностям их правового статуса (правового режима).

По этому критерию юридические лица делятся на юридические лица по белорусскому праву и юридические лица по иностранному праву.

Юридические лица по белорусскому праву образованы и действуют на территории Республики Беларусь и за ее пределами в соответствии с ее законодательством. Они создаются на основе государственной (республиканской и коммунальной) собственности, собственности национальных физических и (или) юридических лиц. Юридическими лицами по белорусскому праву являются и юридические лица (предприятия) с иностранными инвестициями. В уставном фонде такого предприятия частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.

Они осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законами о предприятиях, обществах, предпринимательской и инвестиционной деятельности, иным законодательством республики, с учетом положений, установленных названными законами и международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица иностранного права - это юридические лица, учрежденные за пределами Республики Беларусь. Согласно ст. 1111 ГК, законом иностранного юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено. Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.

По соподчиненности юридические лица делятся на основные, дочерние и зависимые.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества), а последнее отвечает солидарно с дочерним обществом по его сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных для него указаний основного общества. В случае экономической несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Если по вине основного общества дочернему обществу причинены убытки, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать их возмещения основным обществом (товариществом), если иное не установлено законодательством о хозяйственных обществах.

Зависимым хозяйственным обществом признается хозяйственное общество, в котором другое хозяйственное общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточном в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно.

Законодательством определяются пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных фондах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества.

Настоящим Законом устанавливаются принципы и порядок разграничения объектов государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую и местную (муниципальную)? собственность и порядок её формирования.

Статья 1. Виды государственной собственности

К государственной собственности относятся собственность Республики Абхазия и собственность административно-территориальных образований (местная? собственность).

Статья 2. Понятие республиканской собственности

К республиканской собственности относятся объекты государственной собственности, составляющие основу национального богатства республики и необходимые для решения общегосударственных задач экономического, политического, оборонного, социально-культурного развития республики, а также объекты государственной собственности, обеспечивающие деятельность республиканских органов государственной власти и управления.

Статья 3. Понятие собственности? административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территории административно-территориальных образований и находящиеся в ведении городов и районов и необходимые для их экономического и социально-культурного развития.

Статья 4. Объекты, относящиеся к республиканской собственности

К республиканской собственности относятся:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства:

1.1. Земля и её недра, воды, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Республики Абхазия, растительный и животный мир, другие ресурсы, минеральные источники;
1.2.Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
1.3. Объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, имеющие республиканское значение.

2.Объекты, необходимые для обеспечения функционирования республиканских органов власти и управления и решения общегосударственных задач:

2.1. Средства республиканского бюджета Республики Абхазия, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и охраны труда и других государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, Национального банка Республики Абхазия, доля Республики Абхазия от золотого запаса, алмазного и валютного фондов бывшего СССР;
2.2. Имущество вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Абхазия;
2.3. Высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Академии наук Абхазии, Министерства образования Республики Абхазия, Министерства здравоохранения Республики Абхазия, государственные научные центры;
2.4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической и экологической служб, служб контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
2.5.Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, службы защиты растений;
2.6. Предприятия статистических органов, патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции, полигоны;
2.7. Издательские и полиграфические предприятия и типографии республиканского значения;
2.8. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства:

3.1.Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение, независимо от доли военных заказов;
3.2. Защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

4.Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Республики Абхазия в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

4.1.Предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности;
4.2.Предприятия топливно-энергетического комплекса;
4.3.Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в статью 5 настоящего Закона;
4.4.Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в статью 5 настоящего Закона);
4.5.Республиканские автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
4.6.Предприятия связи, телевещания и радиовещания, телевизионные и радиопередающие центры, информационные и телеграфные агентства;
4.7. Звероводческие хозяйства, государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия рыбопромысловой промышленности и хозяйства по производству ценных видов рыб, птицефабрики;
4.8.Предприятия машиностроения и химической промышленности;
4.9.Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
4.10.Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений? указанные объединения;
4.11.Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;
4.12.Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4.13.Государственные санаторно-курортные учреждения, объекты гостиничного хозяйства, подведомственные республиканским органам государственного управления, специальные объекты, предназначенные для приёма высших должностных лиц, находящиеся в ведении высших органов государственной власти и управления Республики Абхазия;
4.14.Учреждения спорта, имеющие республиканское значение;
4.15.Строительные предприятия, организации республиканского значения, а также объекты по производству стройматериалов и конструкций, добыче инертных материалов и строительству эксплуатационных водохозяйственных точек и сооружений;
4.16. Оптово-складские помещения и базы республиканского значения, элеваторные хозяйства, распределительные холодильники, базы комплектации;
4.17.Предприятия бытового обслуживания, объекты торговли и общественного питания, входящие в структуру государственных компаний и организаций,? подведомственных Кабинету Министров Республики Абхазия;
4.18.Предприятия и организации по производству вина, спиртовой, ликероводочной продукции, по переработке табака и производству табачных изделий, а также растительных и эфирных масел;
4.19.Государственные объекты, вновь создаваемые из средств республиканского бюджета и учреждённые Правительством Республики Абхазия и его органами.

Статья 5. Объекты, относящиеся к собственности административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся:

5.1. Средства местного бюджета и внебюджетных фондов, учреждённых местными органами государственной власти;
5.2. Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении администраций, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
5.3.Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные организации, обслуживающие объекты, перечисленные в данной статье;
5.4.Объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
5.5.Объекты культурно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, гостиничного хозяйства, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.6.Предприятия и организации сельского хозяйства и по переработке и фасовке чая;
5.7.Предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, рынки и их филиалы, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.8.Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;
5.9. Учреждения и объекты здравоохранения (кроме республиканских больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями, школ-интернатов), культуры и спорта;
5.10.Предприятия грузового и пассажирского автотранспорта, государственные станции техобслуживания автотранспорта, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.11.Другие учреждения и объекты, находящиеся в оперативном управлении администраций районов и города Сухум, а также имущество предприятий и организаций, финансируемых из местного бюджета;
5.12.Вновь создаваемые предприятия и приобретенное имущество из средств местного бюджета.

Статья 6. Отнесение объектов государственной собственности

Объекты государственной собственности подлежат обязательному отнесению к республиканской собственности либо к собственности административно-территориальных образований (местной собственности), независимо от их ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

Объекты государственной собственности, не указанные в статье 4 и статье 5 настоящего Закона, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в республиканскую собственность до момента определения соответствующего собственника. Отнесение указанных объектов к республиканской или местной собственности осуществляется Народным Собранием Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия.

Статья 7. Порядок управления и распоряжения объектами республиканской собственности

Управление и распоряжение объектами республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия, осуществляет Правительство Республики Абхазия. Правительство Республики Абхазия может делегировать министерствам и ведомствам полномочия по управлению и распоряжению объектами республиканской собственности, а также подведомственными им предприятиями, в том числе полномочия по:

Заключению договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
- утверждению уставов предприятий, организаций и учреждений;
- заключению договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Республики Абхазия.

Статья 8. Гарантии прав собственности на приобретенные государственные объекты

Настоящий Закон не распространяется: на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций, а также на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9. Порядок оформления разграничения государственной собственности

Оформление передачи объектов государственной собственности в республиканскую собственность или в собственность административно-территориальных образований (местную собственность) в соответствии со статьями 4 и 5 настоящего Закона осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием Республики Абхазия

Президент Республики Абхазия

В.Ардзинба

г.Сухум

Экономика республики предполагает многообразные организационно-правовые формы предприятий, которые отличаются многими признаками: формой собственности, количеством и составом собственников, порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности, правами и обязанностями собственников и др. Однако важнейшим признаком является форма собственности .

Собственность в Республике Беларусь может существовать в следующих формах:

  • частная собственность;
  • государственная собственность;
  • общая (долевая) собственность.

Характеристика частной собственности

Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.

В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.

Характеристика государственной собственности

К государственной собственности относятся республиканская собственность и коммунальная собственность. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы страны. Также — имущество республиканских органов власти и управления, средства республиканского бюджета, предприятия и другие объекты, обеспечивающие суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики.

Распоряжение имуществом республиканской собственности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы.

Коммунальная государственная собственность принадлежит административно-территориальным образованиям: области, городу, району.

  • В коммунальной собственности могут находиться имущество местных органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия и другие объекты, необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.

Распоряжение имуществом коммунальной собственности осуществляют местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы.

Характеристика долевой собственности

Если имущество передается в собственность двух или нескольких лиц, возникает общая (долевая) собственность.

В общей стоимости имущества определена доля каждого из участников. Собственники могут иметь права на управление коллективной собственностью, часть имущества и доходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности.

При ликвидации юридического лица, уставный фонд которого сформирован за счет вкладов, имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, кредиторами, наемными работниками, распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в общую собственность.

Итак, кратко, предприятие может быть основано на различных формах собственности.

Республика Беларусь отличается высокими темпами развития фермерского хозяйства, машиностроения, активным строительством транспортной инфраструктуры. Значительная часть продуктов местного производства идет на экспорт.

Главным партнером Беларуси по внешней торговле является Россия. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, республика очень сильно зависит от поступления энергоносителей (большая часть энергии поступает из России) и по европейским меркам страдает от инфляции.

Сегодня, как и во времена Советского Союза, преобладающим в экономике РБ остался государственный сектор. Но формы и виды собственности в Республике Беларусь достаточно разнообразны.

Понятие собственности

Собственность - это отношения между физическими или юридическими лицами, группами людей касательно вещи, предмета, имущества, объекта. В таком случае один субъект (или несколько, если собственность кооперативная) имеет отношение к вещи и является владельцем.

Право собственности - это система правовых норм, которая фиксирует отношение собственности на средства производства и предмет потребления.

Формы права собственности

Владелец имеет три права по отношению к своей собственности: владение, пользование и распоряжение. Законодательство также принуждает владельца к выполнению отдельных обязанностей, касающихся собственности. К таковым относятся: своевременная уплата налогов, ремонт некоторых видов собственности. Кроме того, владелец несет риск повреждения его имущества.

Формы и виды собственности

Различают три вида собственности:

  1. Частная собственность , когда один субъект является полноправным владельцем предмета, капитала, наследия или имущества. По характеру приобретения частная собственность делится на трудовую собственность - это капитал, приобретенный за счет заработной платы, дохода от бизнеса и других видов заработка; нетрудовую - это такой вид достояния, как наследство, депозит, ценные бумаги.
  2. Общественная собственность - это такая собственность, где средства производства, результаты производства и имущественные ценности являются совместным достоянием общественности (кооператив, товарищество, акционерное общество, совместное производство).
  3. Государственная собственность - этот вид собственности предполагает, что управление или распоряжение объектами собственности выполняется представителями государственной власти.

Конфигурация формы собственности может видоизменяться и осуществляться разными методами:

  • приватизация - это достояние, приобретенное у государственного объекта физическим или юридическим лицом;
  • национализация - объект частной в результате такого действия собственности переходит в государственную собственность;
  • денационализация - возврат государственного объекта к прежним владельцам;
  • реприватизация - возврат объекта частного достояния в госсобственность (скупка учреждений, земель, акций).

История предпринимательства в РБ

Движение мировой экономики строится на экономических ресурсах (факторах производства): природных факторах, трудовых и научно-технических. Вместе факторы производства образуют потенциал национальной или мировой экономики.

Предпринимательство Республики Беларусь прошло несколько этапов становления. В 1990 году РБ получила статус независимого государства. В том же году был принят закон «О предприятиях» и закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Период с 1990 по 1995 год можно назвать созреванием нового государства и новой модели экономики. В 1991 году закон «О предпринимательстве» предоставил большие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физическими лицам (частным предпринимателям).

В 1993 году в Беларуси был принят закон «Приватизация и разгосударствление государственной собственности», «Об АО, ОДО, ООО». А в 1994 году был разработан новый Уголовный кодекс, где четко прописана информация о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

Развитие предприятий Республики Беларусь

К началу 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось около 230 тыс. субъектов хозяйственной собственности. 74 % предприятий составляли частные, 13 % - совместные, 6 % - сельское хозяйство, 2 % - страховые организации и банковские учреждения.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь происходит тяжело. Большинство бизнесменов уходят за границу (большая часть перемещается в Россию) или в неофициальный сектор. Ряд причин, согласно которым предпринимательская деятельность развивается в республике очень сложно, включает в себя:

  • отсутствие стартового капитала у большинства предпринимателей;
  • сложная регистрация деятельности, бюрократия;
  • высокие налоги лишают бизнесменов дохода (налог на прибыль составляет 18 %, страховые взносы для сотрудников - 34 %, страхование от нечастных случаев - 0,6 % и т. д.);
  • административные барьеры - разные виды нормативных и распорядительных документов, которые противоречат основным законам РБ.

Типы и формы собственности в Республике Беларусь

В Республике Беларусь существуют разные организационно-правовые формы предприятий. Предприятия разделяются по признакам:

  • формы собственности;
  • количества и состава учредителей;
  • правила создания уставного фонда;
  • степени ответственности;
  • права и обязанностей собственника.

Численность предприятий по формам собственности в Белоруссии предполагает имущество трех видов:

  1. Частные предприятия - это такой вид имущества, который принадлежит физическому или юридическому лицу. Частные формы собственности в Республике Беларусь могут включать в себя дома, квартиры, дачи, транспортные средства, личные предметы.
  2. Государственная собственность может быть коммунальной или республиканской.
  3. Долевая (общая) - это такой вид достояния, когда имуществом владеют два субъекта так, что стоимость объекта делится на две равные части.
    Законодательная база.

Какие формы собственности признаются законодательством Республики Беларусь? Государство обеспечивает и признает одинаковые права для всех видов собственности и охраняет их законом.

Нарушение прав на собственность

Когда права на формы собственности в Республике Беларусь нарушены, возникает потребность защиты. Нарушение может быть двух видов:

  • лишение владельца имущества;
  • помеха в пользовании, распоряжении имуществом собственнику.

В первой ситуации владелец может предъявить иск об изъятие имущества у чужого владельца по праву незаконного владения. Во второй же собственник имеет право предъявить иск об устранении препятствий в пользовании своим имуществом. При иске на изъятие имущества у чужого, незаконного владельца устанавливаются два факта:

  1. Добросовестный приобретатель. Иногда случается, что при покупке имущества приобретатель не знал, что приобретает имущество у лица, которое не имело право распоряжаться собственностью.
  2. Недобросовестный приобретатель. В таком случае приобретатель знал, что незаконно покупает имущество, но приобрел. От такого владельца имущество всегда возвращается законному владельцу.

От добросовестного приобретателя имущество возвращают в таких случаях:

  • если это имущество было получено безвозмездно (например, в качестве подарка);
  • если имущество было утеряно, ушло из владения против воли законного собственника или было похищено.

В других ситуациях имущество остается у добросовестного приобретателя. Правда, особые правила касаются денежных средств и ценных бумаг. От добросовестного приобретателя они не могут быть забраны.

Формирование разнообразия форм собственности в РБ

Разнообразие классов собственности развивается в ходе процессов разгосударствления (изменения государственной формы собственности на другие виды) и приватизации. Формирование государственной собственности включает в себя республиканскую и коммунальную (муниципальную):

  1. Республиканская собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит гражданам РБ. Объектами такого владения являются земля, воздушное пространство, леса, водоемы и все природные ресурсы страны. В имущество республиканской власти и управления входят: учреждения, республиканский бюджет и другие объекты, которые обеспечивают хозяйственную самостоятельность РБ.
  2. Коммунальная (муниципальная) собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит ассоциациям граждан, живущих в районе, областях, и совместно ими используется. Пользователями могут быть жители соответствующих территорий, а объектами являются сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения.

Формы собственности предприятий в Республике Беларусь

Главная разница организационно-правовых форм республики заключается в количестве участников и размере уставного фонда юридических лиц. Коммерческие формы собственности в Республике Беларусь по закону могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, частных унитарных учреждений.

Занятость населения по формам собственности

Формы собственности в Беларуси определяют занятость населения. На сегодняшний день 40 % населения Республики Беларусь занято на предприятиях, которые находятся в государственной собственности. С момента обретения независимости показатель стабильно уменьшался.

Численность предприятий по формам собственности в Беларуси определяется занятостью населения на различного вида производствах и в частном предпринимательстве (учитываются сотрудники, которые работают на ИП). Если в 1995 году процентный коэффициент людей, работающих на государственных учреждениях, составлял 59,8 %, то в 2011 году этот коэффициент снизился до 43,8 %, а уже в 2016 году стал равен 40,1 %.

В тот момент, когда процент занятости людей на государственных предприятиях уменьшался, возрастал процентный коэффициент занятости населения в частной собственности. Еще в 1995 году количество частных предприятий равнялось 40,1 %, а уже к 2011 году увеличилось до 54,1 %. По данным на 2016 год, процентный коэффициент населения по занятости в частной собственности составлял 56,4 %.

Смешанная собственность (с иностранным участием) со времен независимости страны медленными темпами растет вверх. Если в 1995 году коэффициент составлял 0,5 %, то уже в 2016 году достиг отметки 6,4 %.