Участники вооруженных конфликтов. Вооруженные силы рф Лица входящие в состав вооруженных

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН
«О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что
«каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства » .


Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. и др. Данными международными актами наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества и названо опаснейшим военным преступлением.

О высокой общественной опасности наемнической деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти контитентах. Эти лица нередко провоцируют вооруженные столкновения, способствуют их усилению, нарушают спокойную нормальную жизнь населения.

Наемничество является сложным явлением, характеризующимся тем, что представляет собой не только уголовно-правовое, но и идеологическое, а также социальное явление. Его общественная опасность в первую очередь проявляется в том, что формируется особый слой людей, основной профессией которых становятся массовые убийства, истязания, разрушение, разграбление национального имущества, совершение государственных переворотов, осуществление насильственных действий по корыстным мотивам. Данные лица утрачивают общепризнанные человеческие ценности и провоцируют возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях своей востребованности.

Значительное влияние на становление понятие наемничества оказал принятый в 1977 г. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Принятие нормы о наемнике в данном Протоколе было связано с вопросом гуманизации вооруженных конфликтов. Одна из ее целей -выявить наибольший круг лиц со статусом комбатанта и военнопленного. Исключением из них были наемники, понятие которых и давал Протокол.

Комбатант

(от фр. Combatant — сражающийся) понятие было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов. Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

В классической трактовке МГП (Международное гуманитарное право) принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
. имеют определенный и видимый издали отличительный знак,
. открыто носят оружие,
. соблюдают законы и обычаи войны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Наёмник - это лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ст. 1 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
. свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
. подрыв территориальной целостности государства;
. принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
. не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Фактически определения в обоих случаях идентичны, за исключением некоторых аспектов. А именно Конвенция детализирует понятие «наемник».

Доброволец

В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.

Заключение

Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:

. добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
. наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Насобирал с миру по нитке:
Inter-American Commission on Human Rights, Report on Terrorism and Human Rights, OEA/Ser.L/ — V/ II.116 Doc. 5 rev. 1 corr., 22 October 2002, para. 68.
Кнут Дерман. Правовой статус «незаконных/не подпадающих под защиту конвенций комбатантов». Международный журнал Красного Креста, 2003, № 849. С. 1
Полковник У.К. Уоткин. Комбатанты, «непривилегированные воюющие» и конфликты XXI века. Рабочий доклад. ГАРВАРДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ. С. 6
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. 1989 г. С. 35
Алешин В.В. Наёмничество — преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 159.
Демоян Г.Д. Исламские наемники в карабахском конфликте. Ближний Восток и современность. Изд. 20. 2003 г. С. 314-323.
Алешин В.В. Наемничество -преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 163.
David E. Mercenaires et volontaires internationaux en droit des gens. Bruxelles. 1976. p. 239
Разграничение понятий «доброволец» и «наёмник» в системе международного гуманитарного права / MyPublication.org
Комбатант — Википедия
Реферат: Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах.

Наёмник | rampage-team.ru
www.ohchr.org/Documents/Publications/Fac tSheet28ru.pdf

С кадыровскими террористами и прочими диверсантами, посылаемые в Украину из России, путинский режим может быть признан спонсором терроризма со всеми вытекающими.
Петиция набрала необходимые 100k подписей для рассмотрения.

Тест 18. Прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль - это

Тест 14. Международное право прав человека- это совокупность принципов и норм, регулирующих

Тест 13. Внутренние воды, принадлежащие государству, части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море - это

а) морское пространство государства;

б) территориальные воды государства;

в) водное пространство государства.

а) отношения между физическими и юридическими лицами иностранцами;

б) отношения государства с иностранцами;

в) международную защиту прав и основных свобод индивидов.

Тест 15. К зарубежным органам внешних сношений относятся: 1) ведомство иностранных дел; 2) посольства; 3) миссии; 4) делегации на международных конференциях

Тест 16. Целью миротворческих операций ООН является:

а) поддержание дипломатических усилий во имя достижения политического урегулирования спора;

б) военное урегулирование межгосударственного спора;

в) обеспечение военными силами принципа уважения прав человека.

Тест 17. Основным источником международного экономического права являются:

а) многосторонние (универсальные) международные договоры;

б) многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений;

в) арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

а) территориальное море;

б) внутренние воды государств;

в) водное пространство государств.

Тест 19. Космические объекты:

а) являютсяобщим достоянием человечества;

б) находятся под частичной юрисдикцией государства;

в) находятся под полной юрисдикцией государства регистрации.

а) обслуживающий персонал;

б) комбатанты;

в) некомбатанты.

Вариант 3.

1. Практическая ситуация № 5: Приговором судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2005 года гражданин России Иванов был признан виновным по ст. 275 УК РФ и осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор был обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, которая определением от 3 ноября 2005 года оставила приговор без изменения.

Жена осужденного подала жалобу в Европейский суд по правам человека, поступившую в секретариат суда 13 апреля 2006 года.

1.Какие правила для обращения в Европейский суд по правам человека сформулированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколами к ней?

2.По каким основаниям жалоба признается неприемлемой для рассмотрения в Суде?

3.Каким, по Вашему мнению, должно быть решение Европейского Суда по правам человека в данном случае?



2. Практическая ситуация № 6 : Литва отозвала своего посла из Латвии в качестве дипломатического демарша в связи с заключением правительством последнего соглашения о разведке морских нефтяных месторождений с двумя иностранными фирмами – американской “Амоко” и шведской “Свенск.А.Б.”. По условиям соглашения должны быть проведены исследования части прибрежных к Латвии районов Балтики. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет вестись разведка, является спорной, так что реализация подписанного соглашения может нанести ущерб суверенитету и экономическим интересам этого государства.

2.Какие части морских пространств подпадают под суверенитет прибрежного государства? Какие части морских пространств подпадают только под юрисдикцию прибрежного государства?

3.В чем состоят различия в объеме правомочий прибрежного государства, осуществляемых в морских пространствах различных юридических категорий? Какие правовые методы разграничения морских пространств между сопредельными государствами применяются в международной практике?

4.Можно ли рассматривать позицию Литвы по отношению к правоотношениям Латвии с иностранными геологоразведочными фирмами как обоснованную и почему?

3. Тестовое задание.

Тест 21. Процесс вхождения норм международного права в национальное право называется:

а) имплементацией;

б) толкованием;

в) трансформацией.

Тест 22. Социальные права человека включают в себя: 1) свободу собраний и митингов; 2) частной собственности; 3) на социальное обеспечение; 4) на социальное обеспечение; 5) на образование; 6) на охрану здоровья и медицинскую помощь; 7) особые права детей и инвалидов:

Тест 23. В число членов Совета безопасности ООН входит непостоянных членов:

Тест 24. Что понимается под термином «агреман»?

а) согласие принимающего государства на визит главы иностранного государства.

б) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства;

в) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы консульского представительства другого государства;

Тест 25. Универсальный договор в сфере международной торговли:

б) ГАТТ (ВТО);

Тест 26. Ширина прилежащей зоны определяется государством и не может быть больше:

а) до 3 морских миль;

б) до 12 морских миль;

в) до 24 морских миль.

Тест 27. Международный полет – это…

а) всякий полет, при котором пересекается граница, по крайней мере, двух государств;

б) полет, который проходит над территорией другого государства;

в) полет, который происходит над международным воздушным пространством;

Тест 28. Несет ли государство международно-правовую ответственность за экологические правонарушения его исполнительных органов и должностных лиц:

а) да, несет;

б) нет, не несет. Ответственность несут только должностные лица, в соответствии с внутренним законодательством;

в) государство несет ответственность только за действия правительства.

Тест 29. Определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия…

а) территория боевых действий;

б) театр войны;

в) театр военных действий.

Тест 30. Ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (государством) - ….

а) репрессалии;

б) реторсии;

в) самооборона.

Вариант 4.

1. Практическая ситуация №7 : В государстве А. происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными войсками. Сепаратисты полностью контролируют северную часть территории государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства А. В ответ на заявление откликнулось соседнее государство В. и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными войсками.

2.При каких условиях борьба наций и народностей за создание независимого государства является правомерной?

3.Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 года и II Дополнительного протокола к ним?

2. Практическая ситуация № 8: Иностранное судно, осуществлявшее научные исследования на морском дне в пределах континентального шельфа России, было задержано компетентными органами России. Ему было предложено прекратить исследования, поскольку у судна не было на это разрешения.

Капитан судна с требованиями не согласился. Он считал, что Россия обладает суверенными правами на разведку и разработку своего континентального шельфа, но не на исследования. Исследования могут проводить и неприбрежные государства. Согласия или разрешения России на это не требуется.

1.Что понимается под континентальным шельфом?

2.Правовой режим континентального шельфа?

3.Дайте правовую оценку данному факту на основе анализа норм международного права о правовом статусе континентального шельфа.

3. Тестовое задание.

Тест 31. С точки зрения монистической теории международного права объектом его регулирования являются:

а) межгосударственные и внутригосударственные общественные отношения;

б) только межгосударственные общественные отношения;

в) только внутригосударственные отношения.

Тест 32. Основателем науки международного права является:

а) Аристотель;

б) Ш.-Л.Монтескье;

в) Г.Гроций.

Тест 33. К числу принципов международного права относятся принципы: 1) неприменения силой и угрозы силой; 2) мирного разрешения споров; 3)всеобщего уважения прав человека; 4) автономии воли; 5) суверенного равенства; 6) состязательности; 7) территориальной целостности государства

а) 1,2,3.4,5.7;

Тест 34. Государствоподобными образованиями являются: 1) Ватикан; 2) Мальтийский орден; 3) Палестинская автономия; 4) Москва

В составе Вооруженных сил различаются сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты) (рис. 21).

Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п.2 ст.43 Дополнительного протокола 1 1997 г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К комбатантам относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);

2) иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, но если они: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, б) имеют определенный, явственно видный издалека отличительный знак, в) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны, г) открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда они находятся на виду у противника (в том числе с помощью оптических приборов) в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;

4) бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;

5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

Не признаются в качестве комбатантов наемники. Это лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление. Не относятся к наемникам военные инструкторы и советники. Эти лица направляются в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания ему помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров и обучении войск, но непосредственного участия в боевых действиях они не принимают. В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении позиций военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика. Военный шпион (лазутчик) - это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооруженных силах противника. Военные разведчики, проникающие в расположение противника, действуют открыто в военной форме, не скрывают своей принадлежности к вооруженным силам. Поэтому в случае попадания в руки неприятеля они как комбатанты считаются военнопленными и за свою разведывательную деятельность не должны подвергаться в отличие от лазутчиков никакому наказанию. Во время Второй мировой войны в связи с этим остро вставал вопрос о военных парашютистах. Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, «даже если они с внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму». Это было грубым нарушением IV Гаагской конвенции 1907 года, которая четко устанавливает, что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.

В состав вооруженных сил воюющих сторон входят, как уже говорилось, некомбатанты. В отличие от комбатантов, их функции сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Они вправе применять оружие только для самообороны. К некомбатантам относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица. К некомбатантам не должно применяться оружие. Однако, если они в силу обстоятельств непосредственно принимали участие в боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими последствиями. В случае захвата неприятеля на них тоже распространяется режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного медперсонала, которые могут продолжать свои медицинские и духовные обязанности).

(от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I, ст. 43). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I, ст. 1), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

Партизаны

являются комбатантами, т. е. лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Ст. 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.

Некомбатанты –

лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

Военный шпион (лазутчик),

согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником (ст. 46). Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком (ст. 46, п. 2, 3).

Военный разведчик –

лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец

– лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. VI). Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства (ст. XVII, п. «б»).

Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII в.; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.

От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.

Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:

  • а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
  • в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.