Изменение поставщика по 44 фз. Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы. Можно ли принять товар с улучшенными характеристиками

44-ФЗ жестко регламентирует изменение существенных условий контракта. Но бывает, что перед заказчиком встает необходимость заменить поставщика, который уже исполняет контракт. Можно ли это сделать и по каким правилам, рассмотрим в статье.

Общие правила

Разберемся,допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 44-ФЗ устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч. 5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

  • преобразования;
  • слияния;
  • присоединения.

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя. А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: СМП, СОНО , организации инвалидов и так далее.

Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода.

Передача прав по получению оплаты

Если победитель торгов исполнил все условия, он может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту . Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959. Верховный суд отметил, что 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя, но когда условия контракта со стороны кредитора (поставщика) исполнены, при оплате личность кредитора для заказчика не имеет существенного значения.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-23720/2014 по делу № А56-33928/2014. Указано, что в результате подписания документа цессии (уступки требования) не производится замена участника, а лишь переходит право требования оплатить начисленную задолженность. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ.

Замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

  1. Условия замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
  2. Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
  3. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации национального режима (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.

Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.

Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗявно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705.

Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой — как рост расхода топлива, что плохо.

Важным моментом является то, что поставщик может улучшать показатели только на этапе исполнения условий договора. Нельзя делать это во время проведения процедуры определения поставщика, то есть в составе заявке на торги .

Алгоритм изменений

Шаг 1. Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке.

Образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ можно посмотреть ниже.

Шаг 2. Проверить, есть ли запрет по национальному режиму.

Шаг 3. Согласовать новые показатели между поставщиком и заказчиком.

Шаг 4. Внести изменения в договор. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение. Его образец представлен ниже.

5. Опубликовать данные в реестре контрактов Единой информационной системы (далее — ЕИС).

Согласно ч. 3 ст. 103 в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в феврале 2018 г.

У организации в собственности было помещение. Данное помещение было по контракту (Закон № 44-ФЗ) сдано в аренду под поликлинику. В период действия контракта это имущество было продано. Новый арендодатель не получает деньги от заказчика, так как заказчик утверждает, что исполнитель контракта не может меняться. Как новому арендодателю получить деньги?

Ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе. Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), с которым заключен такой контракт и платежные реквизиты которого указаны в таком контракте (Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197).

В ситуации, когда фактически исполнитель по контракту меняется, контракт расторгается либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке в соответствии со ст. 95 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 13.02.2015 N Д28и337).

Соответственно, с момента перехода права собственности на сдаваемое в аренду помещение контракт должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе осуществить новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение, так как между заказчиком и новым собственником договорные отношения отсутствуют (гл. 60 ГК РФ).

Таким образом, при исполнении контракта замена исполнителя не допускается, так как заказчик не может производить оплату лицу, отличному от того, с которым заключен контракт, поскольку изменение условий контракта при его исполнении не допускается. В связи с изложенным, контракт с предыдущим собственником должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе произвести новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 08.08.2016 № Д28и-2028; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 13.02.2015 № Д28и-337.

Оно должно содержать в себе следующую информацию:

  • наименование адресата;
  • исходящий номер и дата составления документа;
  • информационный текст в свободной форме, сообщающий о смене реквизитов компании;
  • новые реквизиты;
  • подпись руководителя фирмы и печать при ее наличии.

Такое письмо оформляется на официальном бланке компании. Оно должно быть доставлено контрагенту лично, при помощи почтовой или курьерской службы. Также обязательно требуется получить подтверждение получения письма, особенно, если конкретный срок информирования о смене реквизитов прописан в контракте, поэтому не лишним будет отправить заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Образец приведен ниже.

Что делать, если в ходе исполнения контракта поменялись реквизиты

На фирменном бланке Информационное письмо Уважаемый Прохор Владимирович! В связи со сменой банка, уведомляем Вас об изменении платежных реквизитов и просим произвести оплату по муниципальному контракту № 001 от 15 августа 2017, заключенному по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение №) с использованием новых платежных реквизитов: Наименование: ИНН: КПП: БИК: Расч.счет: В банке: Корр. счет: Директор ООО «Ромашка» Иванов С.М. Оформление дополнительного соглашения При смене реквизитов поставщика или заказчика к заключенному между ними государственному контракту должно быть составлено дополнительное соглашение.


Большинство юристов утверждает, что при изменении банковских реквизитов, адреса или ФИО руководителя составлять такой документ необязательно. Требование об этом напрямую не прописаны ни в 44-ФЗ ни в Гражданском Кодексе.

Изменение реквизитов в контракте

Внимание

Достаточно просто проинформировать контрагента. Аналогичной позиции придерживается и Московское УФАС. Иногда необходимость составления доп. соглашения прописывается в контракте.


В этом случае оформляется приложение к договору, которое должно содержать в себе следующую информацию:
  • дата заключения дополнительного соглашения;
  • реквизиты государственного договора, к которому оформляется допсоглашение;
  • ссылка на пункт контракта, в который вносятся коррективы;
  • наименование сторон и обновленные реквизиты;
  • указание на количество экземпляров, в которых составляется допсоглашение;
  • подписи руководителей обеих организаций и печати при их наличии.

Оформленное соглашение становится неотъемлемой частью государственного контракта.

Можно ли заменить поставщика по 44-фз

Вопрос: В процессе исполнения контракта заказчик с исполнителем подписали дополнительное соглашение об изменении реквизитов исполнителя (изменился банк и расчетный счет). Нужно ли заказчику включать на сайт измененные сведения о наименовании банка и расчетного счета исполнителя? Ответ: Согласно п.

8 ч. 2 ст. 103

Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), в реестр контрактов подлежит включению информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

Форум института госзакупок (москва)

Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода. Передача прав по получению оплаты Если победитель торгов исполнил все условия, он может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту.

Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959. Верховный суд отметил, что 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя, но когда условия контракта со стороны кредитора (поставщика) исполнены, при оплате личность кредитора для заказчика не имеет существенного значения.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-23720/2014 по делу № А56-33928/2014.

Изменение реквизитов

Банковские реквизиты не являются существенными условиями контракта, влияющими на порядок исполнения контракта, более того, размещение информации о банковских реквизитах поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено функциональностью официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru). Поскольку требования п. 8 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 г.

N 44-ФЗ не содержат исключений для изменений условий контракта, которые не являются существенными, формально информация об изменении банковских реквизитов по соглашению сторон подлежит размещению в реестре контрактов. Во избежание квалификации органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, отсутствия сведений об изменении банковских реквизитов одной из сторон контракта в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч.

К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.


А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: СМП, СОНО, организации инвалидов и так далее. Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона.

Изменение реквизитов поставщика по 44 ap во время подписания контракта

В целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж», «и», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил; в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил. Иными словами, при изменении реквизитов, в том числе в части наименования поставщика, подписание доп.
соглашение не требуется, направление сведений в реестр контрактов тоже. При этом заказчик обязан осуществить оплату, по тем реквизитам, которые даны в письме.

Изменение реквизитов поставщика по 44 фз во время подписания контракта

Цитата: 1) надо ли нам заключить доп.соглашение об изменении реквизитов текущей датой (есть оговорка, что договор действует до полного исполнения сторонами обязательств), но зарегистрировать такой допник на оос уже не получится…. Подход к тому, что каждая «буква» в контракте является его условием - не совсем верный. Реквизиты не являются условиями контракта, поэтому доп. соглашение в части их изменения можно не подписывать. Более того, согласно п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона №44-ФЗ в реестр направляется информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены. Если кто сомневается в правильности данного тезиса, то приведу еще один аргумент:Согласно п. 12 Правил ведения реестра контракта (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084): 12.
Бесплатный вебинар Закупка ГСМ по новым правилам Записаться на просмотр Не интересно через 15 часов, Записалось 496 пользователей, Задано 9 вопросов. admingorodishe 0Ответ написан 3 месяца назад Возможно ли заключение дополнительного соглашения об изменении реквизитов для оплаты после срока действия контракта. Или есть другие варианты как оплатить по другим реквизитам без заключения дополнительного соглашения? Оценка ответа: 0 Афенко Александр Борисович Эксперт 665Ответ написан 3 месяца назад после истечения срока действия договора дополнительные соглашения считаются не заключенными, т.к. самого договора в этом времени уже нет. Можно обойтись без допсоглашения, информационное письмо об изменении реквизитов вполне достаточно,е сли у Вас об этом прописано в контракте. Исправляете сведения в реестре контрактов.
Нередко возникают ситуации, когда в силу определенных обстоятельств данные о компании изменяются. Об этом обязательно должна быть уведомлена вторая сторона и внесены соответствующие коррективы в договор.
Какие реквизиты могут измениться Реквизитами принято называть совокупность данных об организации, которые присваиваются при ее регистрации. Они прописываются в учредительных документах и становятся неотъемлемой частью любого договора, заключаемого фирмой. К основным реквизитам относят:

  • наименование компании;
  • юридический и фактический адреса фирмы;
  • ОГРН;
  • данные о банке, который уполномочен осуществлять все платежные операции компании;
  • расчетный и корреспондентский счета.

Чаще всего у поставщика изменяются платежные реквизиты. Это связано с решением руководства о переводе своих активов в другой банк.
Оценка ответа: 0 admingorodishe 0Ответ написан 3 месяца назад А где именно в реестре контрактов исправлять сведения, ведь реквизиты для оплаты в реестр контрактов не заносятся? Оценка ответа: 0 Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 2040Ответ написан 3 месяца назад ведь реквизиты для оплаты в реестр контрактов не заносятся? Да Вы правы. В реестре контрактов при выборе в меню контракта строчки внесение изменений дается возможность выбрать пункт исправление сведений. При выборе данного пункта Вы сможете прикрепить в контракту в виде файла необходимую информацию об изменении реквизитов. В причинах внесения исправлений укажите изменение реквизитов поставщика.

МЧС России по результатам конкурса заключило госконтракт, и проплатило 1 млн. 300 тыс. аванс. Окончание срока выполнения работ Подрядчиком 31.12.2015 г. до настоящего времени работы не выполнены, деньги отправлены в бюджет, претензионная работа не велась. МЧС России планирует произвести смену заказчика допсоглашением возможна ли в такой ситуации смена заказчика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Перемена заказчика допустима только в том случае, если новая сторона по контракту является заказчиком в понимании Закона № 44-ФЗ (п.5-7 ст. 3, ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заключение дополнительного соглашения о перемене заказчика возможно только при условии, что данный контракт все еще действует.

В силу ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При этом согласно п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

В силу п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный заказчик - это государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, полномочия новой стороне по контракту могут быть переданы, только если она является заказчиком в понимании Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, если данным контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то данный контракт следует считать прекращенным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014 № Ф07-6207/2014 по делу № А56-63494/2013, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2014 по делу № А29-4089/2013).

Как указал ВАС РФ в Определении от 25.03.2011 № ВАС-2955/11 по делу № А27-22628/2009, договор, прекративший свое действие, не может быть изменен.

Следовательно, в таком случае стороны не могут заключить к контракту дополнительное соглашение о смене заказчика.

В случае отсутствия в контракте условия о том, что с прекращением срока его действия обязательства сторон также прекращаются (п. 3 ст. 425 ГК РФ), такой контракт признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, а предусмотренные данным контрактом обязательства сторон сохраняются.
Таким образом, в таком случае данный контракт признается действующим, и заказчик вправе решать вопрос о смене заказчика.

Рекомендация:

Внимание: перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: в каких случаях заказчик может передать права и обязанности по контрактам новому заказчику, не являющемуся правопреемником старого предприятия

Передача прав и обязанностей по контрактам может быть осуществлена только в том случае, если новое учреждение относится к категории заказчиков в понимании Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ напрямую не устанавливает случаи, когда возможна перемена заказчика, но допускает саму такую возможность (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-808).

Передача прав и обязанностей исходя из смысла части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ может быть произведена только новому заказчику.

В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными - от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.

Возможен ли, согласно Закону № 44-ФЗ, перевод долга по оплате муниципального контракта на главного распорядителя бюджетных средств, если на расчетный счет заказчика - муниципального казенного учреждения наложен арест органом Казначейства? Заказчиком (муниципальным казенным учреждением) заключены муниципальные контракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В настоящее время на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства. Позволяет ли Закон № 44-ФЗ осуществить перевод долга по оплате муниципального контракта заказчика другому лицу - главному распорядителю бюджетных средств, в связи с тем что на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства (чтобы произвести оплату выполненных работ по контракту с расчетного счета главного распорядителя)?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивая возможность перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по заключенному государственному (муниципальному) контракту (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), допускает возможность перехода прав и обязанностей заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона №44-ФЗ устанавливает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. При этом порядок перехода прав и обязанностей заказчика по контракту данным законом не урегулирован.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях гражданского и бюджетного законодательства.

Отметим, что в ч. 6.6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 1 января 2014 года, содержалось положение, аналогичное по содержанию ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, и ФАС России, давая разъяснения по применению данной нормы, указала, что вопрос перемены лица в контракте регулируется нормами законодательства РФ, регламентирующего соответствующие правоотношения (см. тему 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 года).

Перемена лиц в обязательстве регулируется гл. 24 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 382 ГК РФ, она происходит либо по закону (в результате наследования, реорганизации юридического лица, регресса, суброгации и т.п.), либо по договору уступки права требования, перевода долга. Поскольку в рассматриваемой ситуации передача прав и обязанностей напрямую законом не предусмотрена, она может происходить только по договору, при этом такая замена должна производиться с соблюдением как правил об уступке требования (параграф 1 гл. 24 ГК РФ), так и правил о переводе долга (параграф 2 гл. 24 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования), если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Согласие должника на уступку не требуется (если иное не предусмотрено законом или договором), следует лишь уведомить его о состоявшейся уступке. Перевод должником своего долга на другое лицо осуществляется также в письменной форме (если договор, из которого возник долг, также заключался в письменной форме) и допускается лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

Исходя из этого, по нашему мнению, соглашение (договор) о перемене заказчика по договору (контракту) может быть заключено между первоначальным заказчиком и новым заказчиком с предварительным получением согласия поставщика (исполнителя). Следовательно, возможно оформить и трехстороннее соглашение между прежним и новым заказчиками и поставщиками товаров (исполнителями услуг). Отметим, что позиция о возможности передачи прав и обязанностей заказчика по контракту на основании трехстороннего соглашения, правда, в период действия Закона № 94-ФЗ, также была высказана Минэкономразвития России в письме от 05.06.2009 № Д05-2813.

Таким образом, нормы Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства не содержат ограничений на заключение казенным учреждением договора перевода долга своих обязательств по оплате муниципального контракта другому заказчику.

Вместе с тем особенности правого положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, предполагают, что финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 указанной статьи). Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает и закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 70 БК РФ).

Из п. 2 ст. 72 и п. 5 ст. 161 БК РФ следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ), если иное не установлено самим Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Следует напомнить, что лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (и плановом периоде). Текущий финансовый год - год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (и плановый период). Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом (ст. 6 БК РФ).

Иначе говоря, возможность заключения соглашения о переводе долга казенного учреждения по оплате предоставленных по муниципальному контракту товаров (работ, услуг) другому лицу (в том числе являющемуся главным распорядителем бюджетных средств) будет решаться с учетом требований сметно-бюджетной дисциплины, а также принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством (см., например, ст. 28, 34 БК РФ).

Из этого следует вывод, что заключение подобного соглашения возможно с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством.

Не является ли ничтожным договор уступки прав денежного требования по еще не исполненному государственному контракту, если он заключен подрядчиком с другим лицом до 1 июня 2015 года? Подрядчик по государственному контракту, работы по которому до сих пор исполняются, до 1 июня 2015 года заключил с другим лицом договор уступки прав денежного требования, которое возникнет к заказчику в будущем (универсальное правопреемство). Не является ли такой договор цессии ничтожным (с учетом положений п. 7 ст. 448 ГК РФ)? Допускается ли с 1 июня 2015 года уступка права требования по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

К сожалению, однозначно ответить на вопрос нельзя. И вот почему. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основан на положениях ГК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако общие положения ГК РФ, в том числе правила гл. 24 этого кодекса, применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ и не противоречащей этому закону.

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (аналогичная норма содержалась в ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года). Из приведенной нормы буквально следует, что не допускается не только передача договора (ст. 392.3 ГК РФ) контрагентом, то есть полная замена стороны по контракту (см. также письмо Минэкономразвития России от 05.03.2010 № Д22-231), но и передача другому лицу предусмотренной контрактом обязанности контрагента по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга).

При этом запрета на уступку контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику Закон № 44-ФЗ не содержит. И хотя Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916, от 29.05.2012 № 02-11-05/1904), в судебной практике подобные соглашения (во всяком случае заключенные в период до 1 июня 2015 года) рассматриваются как не противоречащие Закону № 44-ФЗ (например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 №07АП-9886/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 № 19АП-3261/15, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 № 03АП-2049/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 17АП-14998/14).

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, вступившим в силу с 1 июня 2015 года, ст. 448 ГК РФ дополнена п. 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

К сожалению, формулировка приведенной нормы допускает возможность неоднозначного толкования, а практика ее применения на сегодняшний день не сформирована.

С одной стороны, положения п. 7 ст. 448 ГК РФ, возможно, могут восприниматься как не допускающие именно одновременную уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (то есть как запрет на передачу победителем торгов договора, заключенного на торгах). Более того, на сегодняшний день нет уверенности и в том, что положения ст. 447-449 ГК РФ вообще применимы к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это связано, в частности, с тем, что ряд предусмотренных этими статьями норм не соответствует порядку, предусмотренному Законом № 44-ФЗ (см., в частности, п. 4 ст. 447, п. 5, 8 ст. 448 ГК РФ).

С другой стороны, буквально напрашивается вывод о том, что из п. 7 ст. 448 ГК РФ все же следует установление запрета на заключение лицом, договор с которым заключен на торгах, соглашений, направленных как на перевод долга, так и на уступку прав, возникших у него из этого договора. Ни положения ст. 447 - 449 ГК РФ, ни положения Закона № 44-ФЗ не содержат условий, которые позволяли бы не распространять установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ на отношения по государственным (муниципальным) контрактам. При таком подходе следует признать, что с 1 июня 2015 года любые соглашения об уступке прав из контрактов, которые, в свою очередь, были заключены по результатам конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, победителями этих процедур должны квалифицироваться как ничтожные (ст. 168 ГК РФ, п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25). В связи с изложенным представляется, что до формирования в право применительной практике единообразного подхода к вопросу о соотношении п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений Закона № 44-ФЗ уступка участниками закупок прав по контрактам сопряжена с очевидными рисками.

Что касается указанного в вопросе соглашения, то поскольку оно заключено до 1 июня 2015 года, п. 7 ст. 448 ГК РФ, скорее всего, не может рассматриваться в качестве основания для его недействительности, а значит, и не препятствует его исполнению. Иными словами, после 31 мая 2015 года соответствующее соглашение продолжает оставаться основанием для перехода права требования, которое возникнет в будущем, к новому кредитору. Однако правоприменительной практики, где рассматривались бы похожие ситуации, обнаружить не удалось.

44-ФЗ жестко регламентирует изменение существенных условий контракта. Но бывает, что перед заказчиком встает необходимость заменить поставщика, который уже исполняет контракт. Можно ли это сделать и по каким правилам, рассмотрим в статье.

Общие правила

Разберемся,допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч. 5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

  • преобразования;
  • слияния;
  • присоединения.

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя. А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: , организации инвалидов и так далее.

Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода.

Передача прав по получению оплаты

Если победитель торгов исполнил все условия, он может уступить третьему лицу право требовать. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959. Верховный суд отметил, что 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя, но когда условия контракта со стороны кредитора (поставщика) исполнены, при оплате личность кредитора для заказчика не имеет существенного значения.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-23720/2014 по делу № А56-33928/2014. Указано, что в результате подписания документа цессии (уступки требования) не производится замена участника, а лишь переходит право требования оплатить начисленную задолженность. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ.

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в феврале 2018 г.

У организации в собственности было помещение. Данное помещение было по контракту (Закон № 44-ФЗ) сдано в аренду под поликлинику. В период действия контракта это имущество было продано. Новый арендодатель не получает деньги от заказчика, так как заказчик утверждает, что исполнитель контракта не может меняться. Как новому арендодателю получить деньги?

Ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе. Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), с которым заключен такой контракт и платежные реквизиты которого указаны в таком контракте (Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197).

В ситуации, когда фактически исполнитель по контракту меняется, контракт расторгается либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке в соответствии со ст. 95 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 13.02.2015 N Д28и337).

Соответственно, с момента перехода права собственности на сдаваемое в аренду помещение контракт должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе осуществить новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение, так как между заказчиком и новым собственником договорные отношения отсутствуют (гл. 60 ГК РФ).

Таким образом, при исполнении контракта замена исполнителя не допускается, так как заказчик не может производить оплату лицу, отличному от того, с которым заключен контракт, поскольку изменение условий контракта при его исполнении не допускается. В связи с изложенным, контракт с предыдущим собственником должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе произвести новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 08.08.2016 № Д28и-2028; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 13.02.2015 № Д28и-337.