Международное частное право. Сделки и договорные обязательства в международном частном праве Договор об исключительной продаже товаров в мчп


1. Наименование договора не является еще полностью устоявшимся на практике и в литературе. В странах романо-германской и английской систем права чаще всего его называют договором о предоставлении исключительных прав продажи (contrat de vente exclusive. Alleinvertriebsvertrage, exclusive dealing agreement}. В англо-американской доктрине нередко говорится о договоре на исключительное распространение товаров (solo distribution agreement), но такое наименование используется и в странах романо-германской правовой системы (contrat de distribution
380
exclusive. Alleinvertriebsvertrag). Специалисты некоторых
стран, в частности Франции, Бельгии и Швейцарии, определяют
его также как договор о коммерческой концессии (contrat de concession commercial).
Этот вид договора сложился на практике, и лишь в законах некоторых стран имеются нормы, регулирующие отдельные стороны отношений (США - п. 2 ст. 2-306 ЕТК; Бельгия - закон от 27 июля 1961 г., дополненный законом от 21 апреля 1972 г., и т. д.). Широкое применение договора привело к разработке во всех странах типовых форм (проформ), используемых, как правило, при его заключении.
Договором закрепляются принципы и правила отношений по приобретению одной стороной (покупателем) в собственность товаров у другой стороны (продавца) с установлением одновременно ряда прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем своей клиентуре.
С хозяйственно-экономической точки зрения покупатель товара осуществляет посреднические функции между продавцом товара и рынком. В качестве продавцов выступают фирмы-продуценты или фирмы - оптовые торговцы, а в качестве покупателей - чаще всего фирмы - оптовики или полуоптовики, покупающие товары для перепродажи их розничным торговцам или индивидуальным потребителям. Покупатели, будучи коммерсантами, действующими на промысловой основе, но не являясь формально-юридически посредниками-агентами, выполняют на практике роль звеньев товаро-проводящей сети и именуются «распространителями» товаров (дистрибьюторами). Именно поэтому договор относят к категории так называемых договоров о размещении товаров (distribution agreement, contrat de distribution). Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, они реализуют на рынке от своего имени, действуя при этом за свой счет и на свой «страх и риск», то есть принимают на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи возникают полностью для такого «распространителя», а его прибыль определяется разницей покупной и перепродажной цен товара.
Договор об исключительной продаже товаров как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон в хозяйственном обороте по покупке и перепродаже товаров. Реализация договорных положений предполагает последующее заключение контрагентами самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил.
По своему содержанию договор представляет сложную сделку, в которой наряду с положениями о купле-продаже имеется целый ряд специальных условий, выходящих за рамки «классического» договора купли-продажи и определяющих организационные, финансовые, коммерческие и некоторые другие отношения контрагентов.
381
2. Сердцевиной договоренностей являются правила о приобретении «распространителем» в собственность товаров в интересах последующей их продажи третьим лицам. И эти правила относятся к разным аспектам отношений сторон договора.
Обязательный элемент контракта составляют «условия об исключительности», которым придается односторонний или двусторонний характер.
Продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся предметом купли-продажи между ними, на обозначенной территории или указанной клиентуре. Предоставляя покупателю коммерческую монополию, продавец отказывается от проведения торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Это - условие об исключительной продаже товара покупателем или об установлении монополии покупателя на продажу приобретаемых товаров. Иногда такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в контракты с другими покупателями условие об отказе последних от прямой или косвенной продажи купленных товаров на территории действия первого договора. Договорный запрет третьим лицам на проведение так называемой «параллельной продажи (или импорта)» дополнительно укрепляет коммерческую монополию покупателя на рынке.
Двусторонний характер «условию об исключительности», направленному уже на обеспечение интересов продавца, придает включение в договор условия об обязанности покупателя приобретать товары только у своего контрагента, то есть продавца. Это - условие об исключительной покупке товара покупателем у продавца - контрагента по договору об исключительной продаже товара.
Предоставление исключительных прав ставит проблему законности договора с точки зрения положений о запрещении ограничительной практики. В рамках Европейского экономического сообщества установление в договоре монополии на продажу считается законным, тогда как установление монополии на покупку применяется значительно реже из опасения признания такого условия противоречащим положениям Римского договора.
Договор содержит обычно и ряд других важных условий, определяющих отношения между сторонами.
Устанавливается минимальное количество товаров, которое покупатель должен периодически приобретать у продавца, и нарушение этого условия рассматривается как основание для расторжения договора продавцом. Договорное закрепление такой квоты продаж является способом обеспечения коммерческих интересов продавца.
Важным договорным положением, относящимся к последующей рыночной деятельности покупателя, является условие о перепродажных ценах, хотя его может и не быть в договоре. Покупатель обязуется согласовывать продажные цены со своим поставщиком в период рыночной деятельности или же они определяются в самом контракте.
3. Комплекс договорных условий касается прав и обязанностей сторон, направленных на содействие достижению целей договора, успешную реализацию коммерческого сотрудничества. Так, в ст. 2-306 ЕТК предусматривается, что договор «возлагает на продавца обязанность приложить все усилия поставить товары, а на покупателя - приложить все усилия для содействия их продаже, если иное не установлено соглашением сторон».
Взаимная обязанность сторон по содействию сотрудничеству конкретизируется рядом договорных условий.
Покупатель, знающий рыночные условия места своей деятельности, нередко берет на себя обязанность сообщать контрагенту информацию маркетингового характера, в первую очередь относительно особенностей и объемов рыночного спроса на товары, составляющие предмет договора.
Не менее важным для расширения операций является обязательство участвовать в рекламе товаров при их перепродаже.
И наконец, в интересах содействия достижению целей договора покупатель нередко обязуется предоставлять своей клиентуре сервисные условия и для этого иметь на складах запасные части к машинно-техническим изделиям, проводить послепродажное обслуживание и т. д.
Со своей стороны продавец принимает на себя обязанность помогать покупателю в оборудовании его торговых помещений, снабжать его рекламными и демонстрационными материалами, оказывать поддержку в создании служб, обучении персонала покупателя и т. д.
Характерной особенностью договора, отражающей тесную связь сторон в процессе его реализации, является закрепление за продавцом права контроля за коммерческой и финансовой деятельностью покупателя. Такой контроль призван стимулировать эффективную активность «распространителя» товара.
4. Практика заключения договоров об исключительной продаже товаров приобрела универсальный характер ввиду ее хозяйственно-экономических достоинств - совместного создания сторонами на определенный период механизма коммерческой реализации товаров. Условия договора, определяющие тесную хозяйственную зависимость контрагентов, направлены на интеграцию их коммерческой деятельности.
О такой направленности договора свидетельствует и длительный срок, на который он заключается. Характерными для договоров являются сроки в 10 - 15 лет, что говорит о стремлении сторон придать отношениям более или менее постоянный характер. При этом не иключается и возможность досрочного расторжения договора при недостижении целей его заключения.
Подписание фирмами-продуцентами или оптовыми торговцами ряда идентичных соглашений с «распространителями» товаров с закреплением за каждым из них той или иной территориальной монополии на коммерческие операции ведет к организации сбытовой
383
сети в масштабах национального рынка или его региона Это приобретает особое значение в условиях обострения рыночной конкуренции, прежде всего для фирм, не имеющих собственного торгового аппарата
Договор об исключительной продаже товаров получил широкое распространение и в международной торговле, причем его использование представляется некоторым специалистам наиболее эффективным способом проведения экспортных операций на иностранных рынках. В литературе такой договор часто именуют договором об исключительном импорте, регулирующим отношения между продуцентом-экспортером и импортером-оптовиком.
Договорная техника, используемая при этом сторонами, в основном сходна с применяемой на национальных рынках. Монополия на ввоз изделий поставщика признается за одним или несколькими импортерами с закреплением за каждым из них исключительного права на продажу на определенной территории страны импортера или всей национальной территории, а иногда и континента.
«Условия исключительности» нередко вводятся на продажу и покупку товаров экспортер обязуется не поставлять товары - прямо или косвенно - иным коммерсантам, находящимся на «договорной территории», а импортер - не покупать у других экспортеров аналогичные товары для перепродажи. Последнее обстоятельство, безусловно, стесняет покупателя, и крупные фирмы-импортеры обычно сохраняют за собой возможность приобретения товаров одного и того же вида, но разных «марок», у нескольких национальных и иностранных поставщиков.
Договору об исключительном импорте свойствен и ряд других отличий по отношению к применяемому на национальном рынке договору об исключительной продаже товаров. Стороны, в первую очередь импортер, сохраняют в таких контрактах большую юридическую и хозяйственную независимость от контрагента. В частности, экспортер не играет в отношении импортера роль организатора коммерческой реализации поставляемых им товаров при их перепродаже и не имеет, как правило, прав контроля за деятельностью импортера
Заключение нескольких договоров об исключительном импорте с покупателями одной и той же страны обычно не ведет к созданию экспортером организованной сбытовой сети в стране импортера, охватывающей всю территорию этой страны.
При подготовке контрактов об исключительном импорте редко используются положения типовых договоров.

Международной купли-продажи товаров 1980 г., разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли и принятая на конференции в Вене, в связи с этим и получившая свое название «Венская конвенция».

Данная Конвенция применяется в тех случаях, когда стороны договора купли-продажи находятся в разных государствах . То обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внимание, если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами. Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости настоящей Конвенции.

Вышеназванная Конвенция является частью российского законодательства и широко применяется на практике. Она содержит ответы на основные вопросы, возникающие в практике международной купли-продажи. Состоит из пяти частей, в которых раскрывается: сфера применения и общие положения, заключение договора , купля-продажа товаров, заключительные положения.

Настоящая Конвенция не применяется к продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона ; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег ; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.

По договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).

Предметом договора купли-продажи является товар, который продавец обязуется передать покупателю. Им может быть: любое имущество, не изъятое и не ограниченное в обороте, имеющееся в наличии у продавца в момент заключения договора; имущество, которое будет создано или приобретено продавцом в будущем.

Существуют следующие виды договоров:

  • договор розничной купли-продажи;
  • договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
  • договор контрактации;
  • договор продажи недвижимости ;
  • договор продажи предприятий.

Данная Конвенция подробно регулирует порядок заключения договоров. Существует:

  • общий порядок заключения договоров;
  • заключение договора в обязательном порядке;
  • заключение договора на торгах.

На основании общего порядка оферта направляется в организацию либо неопределенному кругу лиц, далее на нее получается акцепт и заключается договор либо акцепт не направляется и договор не заключается. Также возможно заключение договора на иных условиях. Что касается заключения договора в обязательном порядке, то здесь при отказе в заключении договора для стороны, которая должна в силу закона его заключить, является основанием для другой стороны обратиться в суд.

Договор может быть заключен путем проведения торгов, если иное не вытекает из его существа. В установленных законом случаях договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Каждая сделка купли-продажи товаров, заключаемая сторонами из различных государств, имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон, содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами. Поэтому особо важное значение имеют на практике точное и четкое формулирование условий сделки, в том числе и определение ответственности сторон. Существенные различия в нормах национального законодательства, а также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения как можно подробнее в самом контракте. Это, в свою очередь, ведет к усложнению переговоров о заключении контрактов.

Указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной купли-продажи.

Такая унификация может осуществляться путем введения в национальное законодательство нормативных положений, разработанных в рамках международных договоров; формирования модельных и единообразных законов; выработки различных типовых договоров; формулирования международными организациями сложившихся торговых обычаев в виде так называемых торговых терминов.

Принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров, способствует устранению правовых барьеров в международной торговле и содействует ее развитию. Для российских организаций, заключающих сделки с иностранными контрагентами, особо важное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене (Венская конвенция 1980 г.).

Конвенция подлежит применению в случаях, предусмотренных в ней: во-первых, когда коммерческие предприятия сторон контракта находятся в разных государствах - участниках Конвенции; во-вторых, когда в силу коллизионной нормы надлежащим правом контракта признается право государства-участника, даже если коммерческое предприятие одной из сторон контракта (или обеих сторон) не находится в государствах-участниках.

Конвенция 1980 г. разрешает сторонам исключать применение к их договору Конвенции в целом. Кроме того, нормы Конвенции, как общее правило, носят диспозитивный характер. Но если в контракте не оговорено, что стороны согласились на применение к их контракту каких-либо иных положений или что стороны по конкретному вопросу договорились иначе, тогда к соответствующим отношениям будут применяться положения Конвенции.

Эта Конвенция как международный договор в силу ст. 15 Конституции РФ 1993 г. стала составной частью правовой системы России, что привело к широкому применению ее положений как в практике международного коммерческого арбитража (прежде всего МКАС) в России, так и в практике государственных судебных арбитражных органов (ВАС РФ и др.).

Некоторые виды продаж под действие Венской конвенции не подпадают: продажи с аукциона, ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, а также электроэнергии. Конвенция не определяет порядок разрешения споров и сроки исковой давности.

Кроме того, как предусмотрено в ст. 3 Конвенции, она не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товар, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг.

Конвенция содержит подробные правила по всем основным вопросам договоров международной купли-продажи товаров. Она состоит из четырех частей: «Сфера применения и общие положения», «Заключение договора», «Купля-продажа товаров» и «Заключительные положения» и содержит 101 статью.

Наряду с Конвенцией все возрастающее значение на практике приобретают также и соответствующие положения, закрепленные в Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА.

В отношении заключения договора посредством направления оферты и акцепта Венская конвенция содержит преимущественно традиционные нормы гражданского права, совпадающие в основном с положениями ГК РФ. Однако более полно определяются правомочия стороны на отзыв оферты и акцепта, а также признается имеющим силу акцепт, не меняющий существенно условий оферты, если только оферент не возражает против таких расхождений.

Национальная принадлежность сторон, их гражданский или торговый статус, а также гражданский или торговый характер договора не имеют значения при решении вопроса о применении Конвенции.

В той части Конвенции, которая регулирует собственно отношения сторон по договору международной купли-продажи товара, определяются обязательства продавца, в частности, касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в том числе относительно цен и принятия поставки. Качество проданного товара, если оно не определено заключенным договором, должно делать его пригодным для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется. Срок исполнения определяется договором. Принятие досрочно поставленного товара зависит от усмотрения покупателя. Конвенция регулирует средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем, содержит нормы о переходе риска.

В отдельную главу Конвенции выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней решаются вопросы предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм и т.п.

Наиболее важной особенностью Венской конвенции 1980 г. является введение понятия «существенное нарушение договоров», которое имеет место, если допущенное нарушение влечет такой вред для другой стороны, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора. При наличии существенного нарушения покупатель может требовать замены поставленного товара (а не устранения дефектов). Допускается также отказ от договора. Кроме того, Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение обязательств, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части обязательств.

Общей формой ответственности в случае нарушения обязательств по договору купли-продажи согласно Венской конвенции является требование о возмещении убытков, включая упущенную выгоду. Условие о неустойке, например за просрочку исполнения, должно оговариваться в договоре. Возмещаемые убытки не могут превышать ущерб, который нарушившая сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора. Ответственность не наступает, если обязанная сторона докажет, что нарушение договора было вызвано «препятствием вне ее контроля». Эта формула понимается в комментариях к Венской конвенции как возлагающая ответственность независимо от наличия вины.

Венская конвенция 1980 г. не содержит коллизионных норм, хотя и исходит из того, что по вопросам, в ней не урегулированным, подлежит применению право на основании коллизионных норм. Это следует из п. 2 ст. 7 Конвенции, где говорится, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права».

В качестве общих принципов в литературе справедливо были названы Принципы международных коммерческих договоров, разработанные в 1994 г. УНИДРУА (новая редакция была принята в 2004 г.). Что касается второго случая, то ряд решений МКАС говорит о том, что применимое право определяется арбитрами исходя из Закона РФ 1993 г. о международном коммерческом арбитраже и действующего Регламента МКАС на основании коллизионных норм, которые они считают применимыми.

Наиболее часто МКАС шел по пути субсидиарного применения российского законодательства по вопросам, не разрешенным в Венской конвенции. Иными словами, российское право применялось дополнительно, в частности, на основании договоренности об этом сторон или же на основании коллизионных норм российского законодательства.

В практике международной торговли широкое применение имеют различные типовые условия, типовые контракты, которые стали разрабатываться крупными экспортерами и импортерами, а также их объединениями и ассоциациями еще в конце XIX в.

В современных условиях крупные фирмы широко применяют типовые договоры. Например, в США 47,2% ассоциаций импортеров и 39,7% ассоциаций экспортеров используют типовые договоры в международной торговле. Типовые контракты представляют собой формы договоров, которые обязательны для сторон только по их соглашению. Однако фактически крупные фирмы навязывают эти условия контрагентам из других стран. Содержание же таких условий основано исключительно на праве и практике страны, где они были выработаны.

Под руководством Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) было разработано более трех десятков общих условий и типовых контрактов для различных видов торговых сделок (Общие условия поставок оборудования и машин, пиломатериалов хвойных пород и др.). Как и обычные типовые контракты, такие Общие условия применяются только при наличии ссылки на них в конкретных договорах.

При заключении и исполнении договоров купли-продажи, связанных с морской перевозкой товаров, большую роль играют обычаи. Обычаи не вполне совпадают по своему содержанию в различных странах и даже в отдельных портах одной и той же страны. На основе таких обычаев в практике международной торговли были выработаны договоры на условиях «фоб» и «сиф», а также их разновидности - договоры на условиях «фас» и «каф». Эти термины образованы из первых букв английских слов: «фоб» - free on board (свободно на борту); «сиф» - cost, insurance, freight (стоимость, страхование, фрахт); «фас» - free along side ship (свободно вдоль борта судна); «каф» - cost and freight (стоимость и фрахт).

Договоры на таких условиях применяются в практике наших организаций. Обычно по договору на условиях «фоб» продавец обязан за свой счет доставить товар в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, оплатить все налоги и сборы в порту погрузки. Продавец несет риск случайной гибели и порчи товара до момента перемещения товара через поручни судна.

При продаже на условиях «фоб» фрахтование судна совершает покупатель, в то время как отгрузка товара производится, как правило, из страны продавца. Поэтому именно продавцу удобнее совершить операцию фрахтования. В таких случаях покупатель поручает продавцу по особому договору и за особое вознаграждение зафрахтовать для него и от его имени необходимое судно. Договор купли-продажи в связи с этим обстоятельством не перестает быть договором «фоб», поскольку сторонами договора фрахтования являются перевозчик и покупатель (а не продавец).

По договору «сиф» в обязанности продавца входит: за свой счет доставить товар в порт отгрузки; зафрахтовать для перевозки товара надлежащее судно, т.е. заключить договор фрахтования; поместить груз на борт судна; уплатить все налоги и сборы, связанные с вывозом товара, а также все вывозные пошлины; за свой счет застраховать товар в пользу покупателя.

Толкование терминов «фоб», «сиф» и других содержится в сборнике торговых обычаев «Trade Terms», изданном Международной торговой палатой (последняя по времени редакция 1953 г.). Кроме того, Международная торговая палата приняла Правила толкования торговых терминов – «Международные торговые термины» (Incoterms). Последняя редакция Инкотермс была принята в 2000 г. Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 28 июня 2001 г. Инкотермс 2000 признан в России торговым обычаем. Инкотермс 2000 г. учитывает широко практикуемые в последние годы применение средств компьютерной связи, а также изменение способов транспортировки, использование контейнеров и др. В этой редакции Инкотермс проведена классификация терминов в зависимости от способов транспортировки товара.

В рамках ЕС к договорным отношениям сторон применяется Римская конвенция 1980 г. о праве, подлежащем применению к договорным отношениям, которые в странах ЕС в основном инкорпорированы во внутреннее законодательство, как, например, в Великобритании они вошли в Contract (Applicable Law) Act 1990 г., а в ФРГ в ст. 27 - 37 Вводного закона к ГГУ (в соответствии с Законом о международном частном праве 1986 г.).

В российском законодательстве соответствующие положения содержатся в третьей части ГК РФ. В случае если при рассмотрении спора не будут применяться нормы Венской конвенции 1980 г., Принципы УНИДРУА или какие-либо Общие условия, или торговые обычаи, тогда перед судом при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению, встанет вопрос о выборе такого права. В силу ст. 1211 подлежит применению право стороны, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для договора купли-продажи. В договоре купли-продажи это продавец.

Предыдущая

Договор международной купли-продажи

Основным видом внешнеэкономического контракта выступает контракт международной купли-продажи товаров. Стороны, заключая данный договор, вправе подчинить его любому национальному законодательству. Если стороны не определили применимое право, то орган, рассматривающий спор, на основании коллизионных норм изберет в качестве применимого закон страны продавца. Закон страны продавца имеет универсальный характер и закрепляется во всех коллизионных нормах и международных соглашениях, посвященных вопросам купли-продажи.

Избранная сторонами права применяется так же к возникновению и прекращению права собственности на товар.

Коллизионные нормы относительно купли-продажи товаров содержатся не только в национальных законодательствах, но так же в ряде международных соглашений.

Для стран европейского союза действует римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (принята в 1980г). В соответствии с данной конвенцией, если стороны не избрали применимое право, то должен применяться принцип наиболее тесной связи. Традиционно она устанавливается с правом страны продавца, если из обстоятельств дела не будет следовать иное.

Для западно-европейских действует Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (1955г). Данная конвенция так же отсылает к праву страны продавца.

Для стран СНГ (за исключением Грузии) действует соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (1992г). Данная конвенция закрепляет, что при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

В настоящее время разработаны, но не вступили в силу следующие документы:

1) Гаагская конвенция «О праве, применимом к переходу права собственности при международной купле-продаже движимых материальных вещей» (1958г)

2) Женевская конвенция «О представительстве и международной купле-продаже товаров» (1983г)

Материально-правовое регулирование договора международной купли-продажи в настоящее время характеризуется единообразием. Это связано с Венской конвенцией «О договорах международной купли-продажи товаров». Данная конвенция была разработана ЮНСИТРАЛ и открыта для подписания 11 апреля 1980г. Для России конвенция вступила в силу с 1 сентября 1991г. Подписывал и ратифицировал её Советский Союз.

В настоящее время в данной Конвенции участвуют более 50 государств мира. В ней нашли отражение особенности 2-х правовых систем: Романо-германская и англо-саксонская. Именно это обстоятельство позволило данной конвенции стать неким универсальным документом.

Конвенция даёт определение договора Международной купли-продажи товаров, содержит положение о форме договоров, о порядке их заключения, регулирует вопросы прав и обязанностей сторон, а так же положения об ответственности.

Конвенция подлежит применению в двух основных случаях:

1) Когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах, участвующих в конвенции

2) Когда в силу коллизионной нормы в качестве применимого к договору права признается право государства-участника конвенции.
Данное положение действует даже в том случае, когда стороны избирают применимое право в силу автономии воли.

Конвенция не применяется к продаже определенных объектов:

Ø Ценных бумаг

Ø Судов водного и воздушного транспорта

Ø Электроэнергии

Ø Товаров с аукциона

Ø Товаров, приобретаемых не для коммерческого использования

Конвенция освещает основные положения договора купли-продажи, однако она не регулирует:

  • Вопросы действительности договоров,
  • Вопросы права собственности на проданный товар,
  • Ответственность продавца за причиненный товаром повреждения,
  • Положения о неустойке,
  • Применение исковой давности

Конвенция распространяется только на договоры международной купли-продажи. При этом она не применяется к договорам, по которым одна сторона поставляет товар другой стороне для переработки и последующего вывоза обратно.

Так же конвенция не применяется к договорам, если на ряду с поставкой товаров предусматривается выполнение работ или оказание услуг при условии, что данные обязательства являются основными.

В соответствии со статьей 6 Конвенции – «Стороны могут исключить её применение, однако данное исключение должно быть сделано прямо и недвусмысленно».

Конвенция регламентирует порядок заключения договоров. Допускается заключение договора и между отсутствующими сторонами. В данном случае договор заключается путем направления оферты и получения акцепта. Данное положение конвенции не совпадает с положениями ГК. В силу статьи 438 ГК – «Полученный акцепт должен быть прямым и безоговорочным». В то же время статья 19 конвенции говорит о том, что акцепт может содержать дополнительные или отличные условия, при условии, что они не изменять существенные условия оферты.

Согласно ст14 Конвенции – «Оферта должна быть достаточно определенной. В ней должен быть обозначен товар, а так же прямо или косвенно должны быть установлены цена и количество».

При отсутствии указания на цену она может быть определена исходя из средних показателей цен на мировых рынках.

Отсутствие указания на количество товара делает контракт не заключенным.

Таким образом единственным существенным условием договора согласно Конвенции является наименование товара и его количество.

Венская Конвенция допускает заключение договора в любой форме – в том числе и устной. Факт заключения договора может доказываться любыми доказательствами и средствами (в том числе и свидетельскими показаниями).

Однако при присоединении конвенции любое государство может сделать оговорку об обязательности письменной формы такого контракта (Россия сделала такую оговорку).

Таким образом контракт международной купли-продажи товаров с участием российского лица в обязательном порядке должен заключаться в письменной форме. В противном случае он признается ничтожным.

В соответствии со ст13 Конвенции: «Под письменной формой понимается: а) Составление единого документа, подписанного сторонами б) Обмен сообщениями по телеграфу или телетайпу»

Конвенция определяет основные права и обязанности сторон договора.

Продавец обязан:

v Поставить товар

v Передать покупателю документацию на товар

v Передать право собственности на товар

Товар должен быть поставлен в обусловленный срок, а при его отсутствии в разумный срок. Таким образом исходя из положений конвенции срок уже не будет являться существенным условием договора.

Обязательство продавца по поставке товара будет считаться исполненным, когда товар будет предоставлен покупателю в согласованном месте. Если такое место не определено, то родовой товар будет считаться предоставленным с момента сдачи товара первому перевозчику, а индивидуально определенным товар будет считаться переданным в момент поступления в распоряжение покупателя.

Передаваемый товар должен соответствовать оговоренному в договоре по количеству, качеству, описанию, таре и упаковке.

Как правило требования к качеству товара определяются путем ссылки на международные или национальные стандарты качества.

Согласно Конвенции товар признается несоответствующим договору в следующих случаях:

1) Если он не обладает качествами образца

2) Если он не пригоден для целей, для которых подобные товары обычно используются

3) Если он не пригоден для конкретной цели, для которой он приобретался покупателем

4) Когда товар не заторирован и не упакован обычным способом

В соответствии с Конвенцией на покупателе лежит 2 обязанности:

o Принять товар

Принятие товара заключается в совершении покупателем необходимых для этого действий, которые от него разумно ожидаются. При этом покупатель должен осмотреть товар в максимально короткий срок.

o Уплата цены

Обязанность уплаты цены включает в себя принятие таких мер, которые делают платеж возможным. Однако если покупатель для выполнения своих обязанностей привлекает третьих лиц, то он сам несет ответственность за их действия

Основная форма ответственности сторон, согласно Конвенции – ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ. Наряду с возмещением убытков покупатель вправе:

o Потребовать исполнения обязанностей со стороны продавца

o Потребовать замены товара, если нарушение носит существенный характер

o Установить дополнительный срок для исполнения продавцом обязанностей

o Снизить цену в случае несоответствия товара

o Расторгнуть договор в случае существенного нарушения

В случае досрочной поставки покупатель может отказаться от принятия товаров.

Продавец на рядку с возмещением убытков может:

  • требовать реального исполнения договора
  • установить дополнительный срок для исполнения договора
  • требовать расторжения договора при существенном нарушении

Ответственность по конвенции наступает за сам факт нарушения договора. При этом вина стороны не учитывается.

Ответственность лица исключает так называемые «препятствия вне контроля» (непреодолимая сила) – тот самый форс-мажор.

При этом факт невозможности исполнения обязательства не принимается во внимание, если исполнение было объективно возможно.

Освобождение от ответственности действует только в период существования форс-мажорных обстоятельств. При их отпадении сторона должна незамедлительно исполнить свои обязательства.

В соответствие с Конвенцией под определением «препятствий вне контроля» подпадают разного рода стихийные бедствия, события социального характера (общенациональные забастовки, революции, беспорядки), а так же войны.

Кроме того имеются специфические обстоятельства:

¨ Правительственные запреты и ограничения на осуществление экспортно- импортных операций

Вместе с тем не принято относить к форс-мажорным: банкротство покупателя, изменение курса валюты, отказ в выдаче лицензии.

Сторона, которая не исполняет свое обязательство, в силу форс-мажорных обстоятельств, должна информировать об этом другую сторону.

Кроме того данная сторона должна сама доказать, что неисполнение договора было вызвано препятствиями вне контроля.

Согласно Конвенции – любая сторона может приостановить исполнение своих обязательств, если после заключения договора станет очевидным, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В данном случае необходимо известить другую сторону, которая может предоставить гарантии своих обязательств, и если они будут признаны достаточными, то исполнение договора следует продолжать.

Помимо общеобязательных нормативных актов в сфере внешнеторговой деятельности действуют факультативные источники (не правовые – не обязательные для использования и применения). Что к ним относится??? :

1) Базисные условия и основные типы торговых терминов. Они используются в международной торговой практике под общепринятыми наименованиями, представляющими собой сокращенные варианты английских словосочетаний.

Возможность применения торговых терминов в частности оговаривается пунктом 6 ст1211 ГК.

В международной практике торговые термины собираются и обобщаются. Наиболее последовательно эту работу осуществляет международная торговая палата.

На основе указанных сведений в целях унификации толкования базисов поставки в 1936г были подготовлены и изданы международные правила по толкованию терминов.

Инкатермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые «термины инкатермс» содержат указания относительно исполнения договора купли продажи, а так же относительно распределения обязанностей сторон по заключению договоров перевозки и страхованию, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, получению экспортных и импортных лицензий, а так же по оплате таможенных расходов.

Кроме того, инкатеримс фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а так же момент перехода риска случайной гибели.

Ссылка в контракте на инкатермс делает их контрактными условиями. Таким образом инкатермс соотносится с национальным законодательством как закон и частноправовой договор. Инкатермс не является международным договором и не требует присоединения к ним государств.

На экзамене необходимо подготовить характеристику основных базисов

Помимо инкатермс в международной практике используются так называемые «общие условия поставок».

В настоящий момент действуют следующие документы:

  • Общие условия поставок между организациями стран-членов совета экономической взаимопомощи (1968г в ред 88г)

Данный акт ранее подлежал обязательному применению, однако в 1981г совет экономической взаимопомощи прекратил свое существование, и многие государства денонсировали данный акт. В настоящее время в России он применяется только при условии ссылки на него в контракте.

  • Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и обратно (1990г)
  • Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и КНДР (1981г)

Порядок применения данных (2,3) актов в настоящее время носит спорный характер. СС подписать то подписал, но не ратифицировал эти документы.

§ Общие условия поставок товаров из стран-членов СЭФ в Финляндскую республику (1978г)

Данный документ сочетает в себе законодательные положения и положения в виде типизированных условий контрактов.

Он содержит следующие положения:

Заключение и прекращение контракта

Базис и срок поставки

Качество и количество товара

Отгрузочные инструкции

Порядок платежей

Общие условия об ответственности

Порядок и сроки предъявления претензий

Арбитраж и исковая давность

К существенным условиям договора относятся: предмет, количество и цена товара. По сравнению с Венской Конвенцией содержатся более подробные требования к качеству товаров.

Основной формой ответственности является ШТРАФ, который взыскивается не зависимо от наличия убытков. Убытки возмещаются только в том случае, если за данное нарушение договора нельзя взыскать штраф.

Если сторона просрочила исполнение денежного обязательства, то она должна оплатить контрагенту 6% годовых суммы просроченного платежа.

§ Общие условия поставок товаров между организациями СС и Югославией (1977г)

Оба этих документа применяются исключительно при наличии ссылки на них в контракте сторон.

Общие условия поставок содержат положения относительно срока исковой давности. Однако данные положения на территории РФ не подлежат применению, т.к. статья 198 ГК устанавливает императивную норму в отношении сроков исковой давности (даже если стороны договорятся о применении данного документа, положение о сроках исковой давности применяться не будут).

Международные перевозки

Договор морской перевозки груза

Общее определение договора перевозки содержится в ст785 ГК. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу в обусловленном месте.

Отправитель в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей специальных перевозочных документов.

Перевозчик в любом случае несет ответственность за не сохранность груза, которая произошла после принятия его перевозки.

Сроки исковой давности по требования, вытекающим из перевозки груза составляют 1 год.

Договорам морской перевозки груза посвящена глава 8 Кодекса Торгового Мореплавания. Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки грузов всего судна или его определенной части. В этом случае договор будет носить название ЧАРТЕР.

Договор морской перевозки груза должен быть составлен в простой письменной форме. В противном случае договор считается незаключенным.

При осуществлении систематических морских перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок груза. Однако даже при наличии такого договора перевозка отдельной партии груза должна оформляться специальным договором.

Перевозчик после принятия предоставленного груза выдает отправителю особый транспортный документ - КОНОСАМЕНТ. Коносаменты выписываются на основе стандартных бланков. Эти формы разрабатываются и одобряются объединениями судовладельцев. Наибольшее количество бланков коносаментов разработала международная морская организация Балтийский и Международный Морской Совет (БИМ).

Коносамент - универсальный документ многоцелевого назначения. Во первых коносамент служит распиской перевозчика в принятии груза. Таким образом коносамент доказывает сроки, качество и объем принятого груза. Во вторых коносамент выступает доказательством наличия с содержания договора морской перевозки, однако сам коносамент не может быть приравнен к договору перевозки.

Коносамент является товаро-распорядительным документом, а так же ценной бумагой. Сам коносамент может стать предметом гражданско-правовой сделки, так как выражает право собственности на конкретный указанный в неё груз.

Коносаменты подразделяются на:

  • Чартерные

Всегда основаны на чартерном договоре

  • Линейные

Так же выделают:

  • Береговой коносаменты - выдается при приеме груза на складе перевозчика
  • Бортовой коносаменты - выдается в случае приемки груза на борту судна

От данных видов коносаментов зависит объем ответственности перевозчика.

Так же выделают:

  • Именные коносаменты
  • Ордерные коносаменты
  • Предъявительские коносаменты

В данном случае отличие между видами основано на лицах, имеющих право на получение груза.

Наиболее распространенными в деловой практике являются ордерные коносаменты. В соответствии с ним он может быть передан на основании специальной именной надписи. Данные надписи совершаются на оборотной стороне коносамента. Порядок передаче ордерного коносаменты идентичен порядку передачи векселя.

Предложение о заключении договора перевозки исходит от отправителя в форме составляемого в нескольких экземплярах погрузочного ордера . В нём указываются: название судна, наименование и количество груза, вид упаковки, наименование отправителя и получателя, а так же порты отправления и назначения.

После погрузки грузовой помощник капитана судна ставит свою подпись на одном экземпляре погрузочного ордера. В этом случае погрузочный ордер превращается в штурманскую расписку, которая подтверждает прием груза.

Затем штурманская расписка обменивается на коносамент. Выданный перевозчиком коносамент свидетельствует о количестве принятого к перевозке груза, его внешних характеристиках и состоянии.

Коносамент, в котором нет никаких оговорок называется чистым коносаментом. Однако если внешнее состояние груза или его упаковка вызывают сомнение в сохранности груза, то перевозчик вправе сделать в коносаменте соответствующую оговорку. Наличие такой оговорки делают коносамент нечистым. Соответственно его доказательственная база снижается.

На практике может иметь место замена коносамента не оборотными документами. В качестве таковых применяется морская накладная . Однако при её составлении нельзя продать груз, находящийся в процессе морской перевозки.

Среди всех договоров особое значение имеет договор чартера или договор фрахтования судна . Порядок заключения договора фрахтования, а так же его форма устанавливаются транспортными кодексами в стране перевозчика.

В чартере подробно излагаются все условия договора перевозки (в том числе характеристика судна, время и место его подачи, время и место погрузки груза).

Условия чартера становятся обязательными с момента его подписания, а не со времени фактической подачи судна. Таким образом судовладелец будет нести ответственность за неподачу судна или опоздания.

Длительная практика фрахтования позволила выработать обычно-применимые условия чартера. На их основе были созданы так называемые проформы - стандартные формы чартера.

В настоящее время известно более 400 проформ чартера. Все они предназначены для перевозки отдельных видов грузов. Проформы чартеров разрабатываются под эгидой авторитетных морских организаций.

Круг условий, которые обычно содержатся в чартере, довольно широк, но наиболее часто-встречающимися являются следующие:

1) Субститут - право судовладельца заменить поименованное судно другим. При этом новое судно должно иметь сходные эксплуатационные характеристики, но не обязательно должно быть однотипным.

2) Мореходность - означает, что судно должно быть водонепроницаемым и надлежащим образом снаряженным для данного рейса.

3) Безопасный порт - это условие включается, когда в чартере не обозначен конкретный порт доставки груза. В этом случае делается оговорка, что порт должен быть безопасным в силу природных условий

4) Всегда на плаву - это условие означает, что судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.

5) Сталийное время - время отводимое на грузовые операции

6) Демередж - плата за простой. Как правило за простой судна судовладельцу должны быть возмещены его затраты на содержание судна во время стоянки.

7) Диспач - если судно будет погружено или разгружено ранее установленного срока, то фрахтователь имеет право на компенсацию его затрат по досрочному завершению грузовых операций.

8) Концеллим - право фрахтователя расторгнуть договор в случае, если судно не пришло в порт погрузки к определенному времени

9) Нотис о готовности судна - прибыв в назначенный порт капитан судна должен заявить о его готовности к грузовым операциям.

10) Прекращение ответственности - указанная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с момента погрузки судна

Если право по рейсорному чартеру связано с определенным периодом времени, то в данном случае заключается договор тайм-чартер. Он может охватывать определенный период времени - от трех месяцев до нескольких лет.

Аренда судна по тайм-чартеру оплачивается авансом вперед за один календарный месяц. В данном случае фрахтователь имеет право использовать все грузовые помещения судна и загружать судно любыми товарами.

В соответствии с этими договорами традиционно оговариваются следующие положения:

  • Судовладелец выплачивает заработную плату и прибавку. Но в случае сверхурочных работ они оплачиваются фрахтователем.
  • Владелец судна оплачивает страхование судна, его текущий ремонт и снабжение продовольствием
  • Фрахтователь оплачивает топливо, портовые и иные расходы, а так же все расходы по грузовым операциям

Время в течение которого судно не эксплуатировалось в следствие аварии или поломки высчитывается из аренды.

За все остальное время простоя фрахтователь платит аренду. Если во время нахождения судна в тайм-чартере оно окажет услуги по спасению, то спасательное вознаграждение распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем.

Ещё одной разновидностью чартера является бергут-чартер . Это договор фрахтования судна без экипажа. В данном случае фрахтователь на определенный период времени нанимает судно. При этом судно предоставляется как плавучее сооружение для торгового мореплавания. По договору бергут-чартера фрахтователь нанимает экипаж самостоятельно - соответственно полностью его контролирует.

В случае оказания спасательных услуг спасательное вознаграждение будет целиком принадлежать фрахтователю.

В сфере морских грузов ответственность перевозчика во многом зависит от действий капитана судна. В целях защиты прав и законных интересов перевозчика.

Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном, по их предотвращению. Морской протест перехватывает время доказывания на сторону, которая утверждает противное.

1) Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения судна

2) Когда по какой либо причине повреждено судно

3) Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества.

4) Когда в следствие непогоды не было возможности предпринимать необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза

5) Когда имеются какие либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя

6) Когда грузополучатель не выгружает или не принимает груз

7) Все случаи общих аварий

Морской протест должен быть подан в течение 24 часов с момента прихода судна в порт.

Морской протест заявляется в порту РФ нотариусу или иному должностному лицу, имеющему право совершать нотариальные действия.

В иностранном порту протест заявляется консулу РФ или компетентным должностным лицам иностранного государства.

Договор морской перевозки пассажиров

Предмет такой перевозки - физическое лицо и его багаж.

Перевозочными документами при осуществлении договора морской перевозки являются билет и багажная квитанция.

В билете указываются: порт отправления и порт назначения, наименование и местонахождение перевозчика, имя пассажира (если билет является именным), наименование судна, время отправления судна, размер платы за проезд, место и дата выдачи билета.

Если билет выдан на имя определенного лица, он не может быть передан другому лицу без согласия перевозчика.

Основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и его багажа в порт назначения.

Перевозчик обязан к началу перевозки привезти судно в состояние пригодное к безопасной перевозке пассажиров.

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Остальные дети перевозятся по льготному тарифу. Так же пассажир имеет право бесплатно перевозить каютный багаж в пределах установленной нормы.

Пассажир вправе до отхода судна, а так же после начала рейса в любом порту отказаться от договора морской перевозки. Пассажир обязан оплатить свой проезд, а так же соблюдать все правила, установленные на борту судна.

Основным международно-правовым актом в области морской перевозки пассажиров является Афинская Конвенция "О перевозки морем пассажиров и их багажа" (1974г). Положения конвенции распространяются только на морские суда (за исключением судов на воздушной подушке. В соответствии с положениями конвенции перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесных повреждений, а так же в результате утраты или повреждения багажа. При этом перевозчик презюмируется виновным, пока не доказано обратное.

Важной проблемой в сфере морских перевозок пассажиров является проблема незаконных пассажиров.

В 1957г в Брюсселе была принята международная Конвенция, относящаяся к безбилетным пассажирам. Согласно её положениям безбилетный пассажир может быть передан властям в первом порту захода судна. При этом капитан судна обязан вручить этим властям подписанное им заявление, в котором должна содержаться вся известная ему инфа о безбилетном пассажире.

Все расходы на содержание такого пассажира, а так же расходы по передаче его государству несет судовладелец. Но при этом у него появляется право регрессного иска к государству, гражданином которого является безбилетный пассажир.

5 мин пропущено...

Достаточно начать такую перевозку. При этом фактического поступления груза на территорию иностранного государства может и не быть.

В соответствии с п13 Постановления Пленума ВС от 11 апреля 1969г к международным железнодорожным перевозкам относятся перевозки с участием железных дорог 2 и более стран на основе международных соглашений и по предусмотренным ими единым перевозочным документам, хотя бы груз и не проследовал через государственную границу.

В настоящее время при перевозке грузов государство Европы и из этих государств действует положение Конвенции о международных ж/д перевозках, принятая в Берне в 1980г. (КОТИФ).

При перевозках грузов между бывшими социалистическими странами, а так же странами юго-восточной Азии действует соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951г) - СНГС.

В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной. Причем первый экземпляр такой накладной является товаро-распорядительным документом. Накладная составляется в 2 экземплярах: один следует с грузом, а второй остается у грузоотправителя.

Основной обязанностью перевозчика является осуществление безопасной перевозки груза в срок и без потерь.

Грузоотправитель в праве указать в накладной какие платежи за перевозку груза будет производить он, а какие - грузополучатель.

В случае причинения ущерба или утраты груза в процессе перевозки перевозчик обязан составить акт. При отсутствии такого акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за несоблюдение условий перевозки возникает на началах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию, если представит доказательство того, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которые железная дорога не отвечает. К таким обстоятельствам относятся:

1) Собственная вина лица, имеющего право на груз

2) Негативные последствия, вызванные свойствами самого груза

3) Неизбежные обстоятельства

4) Специальные риски, к которым относятся ненадлежащая покупка, перевозка животных, перевозка на открытых платформах.

Если перевозчик докажет, что ущерб вызван именно этими обстоятельствами, то в этом случае он освобождается от ответственности.

В соответствии с КОТИФ предел ответственности перевозчика установлен в специальных единицах (СДР) - условная единица, применяемая странами-членами международного валютного фонда.

За не сохранность груза ответственность устанавливается в 17 СДР на КГ груза. В случае просрочки доставки - предел ответственность перевозчика не более 3-х кратный размер провозной платы. Данные пределы ответственности не устанавливаются, если будет установлен умысел перевозчика на причинение ущерба.

В соответствии с КАТИФ общим сроком исковой давности является 1 год.

СНГС устанавливает, что на его условиях производится перевозка грузов в прямом международном ж/д сообщении. В соглашении специально оговорено, что некоторые перевозки груза осуществляются на основании особых договоров, которые заключаются между заинтересованными ж/д.

Так же соглашение подчеркивает, что особое значение при перевозках грузов имеют специальные правила перевозок. Данные правила являются обязательными для сторон договора перевозки.

В настоящее время действуют правила о перевозке опасных грузов, скоропортящихся грузов, грузов в контейнерах, грузов в сопровождении проводников.

Так же все государства, участвующие в СНГС, признали обязательной специальную служебную инструкцию. Она является обязательной для ж/д и её сотрудников.

Соглашение определяет какие предметы не могут быть допущены к перевозке.

До приема груза к перевозке в соответствии со служебной инструкцией станция отправления обязана проверить допуск тех или иных грузов к перевозке.

К перевозке в прямом международном сообщении не допускаются следующие грузы:

v Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы одной из стран, чьи ж/д будут участвовать в перевозке

v Предметы, составляющие монополию почтового ведомства

v Разрывные снаряды, огнестрельные и боевые припасы (кроме охотничьих и спортивных)

v Взрывчатые вещества

v Сжатые или сжиженные под давлением газы

v Самовозгорающиеся вещества и радиоактивные вещества

v Мелкие отправки с массой менее 10 кг в одном месте

v Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с неоткрывающейся крышкой

Договор ж/д перевозки оформляется накладной единого образца. Она состоит из 5 листов (оригинал накладной, дорожная ведомость, дубликат накладной, лист уведомления о прибытии груза).

Первый экземпляр накладной является товаро-распорядительным документом. Докладная предоставляется одновременно с предъявлением груза к перевозке для каждой отправки станции отправления.

Не полностью заполненная или не подписанная отправителем накладная возвращается для устранения недостатков.

Бланки накладной печатаются на языке страны отправления, а так же на одном или двух из рабочих языков договора перевозки.

Договор ж/д перевозки может быть оформлен электронной накладной. При этом под электронной накладной понимается набор данных в электронном виде, который выполняет функции бумажной накладной.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приемки станцией отправления груза и накладной.

Прием груза к перевозке удостоверяется наложением на накладную календарного штемпеля.

Перевозка грузов может осуществляться двумя видами скоростей:

1) Большая

Выбранный отправителем вид скорости влияет на срок доставки груза и размер провозных платежей. При большой скорости перевозка осуществляется в количестве 320 км в сутки. Малая скорость - 200 км в сутки.

Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, если она произошла в следствие обстоятельств, которые перевозчик могу предотвратить. Ответственность перевозчика определена в размере действительной стоимости груза, а при перевозке груза с объявленной ценностью - в пределах такой ценности.

Ж/д освобождается от ответственности за утрату или повреждение груза, если они произошли в следствие следующих обстоятельств:

1) Ненадлежащее качество груза, тары и упаковки при приеме груза к перевозке

2) По вине отправителя или получателя

3) В следствие перевозки на открытом подвижном составе

4) В следствие того, что отправитель сдал к перевозке предметы не допускаемые к перевозке под неправильным, неточным или неполным наименованием.

В следствие неисполнения таможенных или иных административных правил грузоотправителя или грузополучателя.

Ж/Д освобождается от ответственности в случае просрочки доставки в следующих случаях:

v Различного рода стихийные явления, срок действия которых свыше 15 дней

v Обстоятельства, вызвавшие ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны

  • Понятие и система международного частного права
    • Понятие и предмет международного частного права
    • Место международного частного права в системе права, его основные принципы
    • Нормативная структура международного частного права
    • Методы регулирования в международном частном праве
    • Унификация и гармонизация норм международного частного права; роль международных организаций в его развитии
  • Источники международного частного права
    • Понятие и специфика источников международного частного права
    • Национальное право как источник международного частного права
    • Международное право как источник международного частного права
    • Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
    • Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
    • Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
  • Коллизионное право - центральная часть и подсистема международного частного права
    • Основные начала коллизионного права
    • Коллизионная норма, ее строение и особенности
    • Виды коллизионных норм
    • Интерлокальное, интерперсональное и интертемпоральное право
      • Интерперсональное право
      • Интертемпоральное право
    • Основные типы коллизионных привязок
      • Закон национальности (личный закон) юридического лица
      • Закон места нахождения вещи
      • Закон страны продавца
      • Закон места совершения акта
      • Закон места совершения правонарушения
      • Закон валюты долга
      • Закон суда
      • Закон, избранный сторонами правоотношения (автономия воли, право выбора права сторонами, оговорка о применимом праве)
    • Современные проблемы коллизионного права
    • Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
    • Пределы применения и действия коллизионных норм
    • Теория отсылок в международном частном праве
    • Установление содержания иностранного права
  • Субъекты международного частного права
    • Положение физических лиц в международном частном праве; определение их гражданской правоспособности
    • Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
    • Опека и попечительство в международном частном праве
    • Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
    • Специфика правового статуса транснациональных компаний
    • Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ и российских юридических лиц за рубежом
    • Правовое положение государства как субъекта международного частного права
    • Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
    • Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
  • Право собственности в международном частном праве
    • Коллизионные вопросы права собственности
    • Правовое регулирование иностранных инвестиций
    • Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
    • Правовое положение собственности Российской Федерации и российских частных лиц за границей
  • Право внешнеэкономических сделок
    • Общие положения
    • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
    • Сфера действия обязательственного статуса по внешнеэкономическим сделкам
    • Форма и порядок подписания сделок
    • Международно-правовая унификация права внешнеэкономических сделок
    • Международный торговый обычай
    • Теория ««lex mercatoria»» и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
    • Договор купли-продажи
    • Обязанности сторон в договоре международной купли-продажи товаров
    • Договор об исключительной продаже товаров
    • Договор о франшизе
    • Договор о лизинге
  • Право международных перевозок
    • Общие положения права международных перевозок
    • Международные железнодорожные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных железнодорожных перевозок
    • Международные автомобильные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных автомобильных перевозок
    • Международные воздушные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных воздушных перевозок
    • Воздушные перевозки на привлеченных судах
    • Международные морские перевозки
    • Отношения, связанные с риском мореплавания
    • Законодательство Российской Федерации в области торгового судоходства и мореплавания
  • Международное частное валютное право
    • Понятие «Международное частное валютное право». Финансовый лизинг
    • Договор факторинга
    • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
      • Международные расчеты
    • Формы международных расчетов
    • Международные расчеты с использованием векселя
    • Международные расчеты с использованием чека
    • Правовая специфика денежных обязательств
  • Интеллектуальная собственность в международном частном праве
    • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
    • Специфика авторского права в международном частном праве
    • Международная охрана авторских прав и смежных прав
    • Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
    • Международное и национальное регулирование изобретательского права
  • Брачно-семейные отношения в международном частном праве (международное семейное право)
    • Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом
    • Заключение браков
    • Расторжение браков
    • Правоотношения между супругами
    • Правоотношения между родителями и детьми
    • Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми
  • Наследственные правоотношения в международном частном праве (международное наследственное право)
    • Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
    • Правовое регулирование наследственных отношений с иностранным элементом
    • Наследственные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом
    • Режим «выморочного» имущества в международном частном праве
  • Международное частное трудовое право
    • Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
    • Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству Российской Федерации
    • Несчастные случаи на производстве и «увечные» дела
  • Обязательства из правонарушений в международном частном праве (международное деликтное право)
    • Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
    • Зарубежная доктрина и практика деликтных обязательств
    • Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
    • Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
  • Международный гражданский процесс
    • Понятие международного гражданского процесса
    • Принцип «закон суда» в международном гражданском процессе
      • Принцип «закон суда» в международном гражданском процессе - страница 2
    • Национальное законодательство как источник международного гражданского процесса
    • Международный договор как источник международного гражданского процесса
    • Вспомогательные источники международного гражданского процесса
      • Вспомогательные источники международного гражданского процесса - страница 2
  • Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
    • Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
    • Гражданская процессуальная право-и дееспособность иностранных лиц
      • Гражданская процессуальная право-и дееспособность иностранных лиц - страница 2
    • Правовое положение иностранного государства в международном гражданском процессе
    • Международная подсудность
    • Международная подсудность в национальном законодательстве
      • Международная подсудность в национальном законодательстве - страница 2
    • Международная подсудность в международных соглашениях
    • Наличие процесса по тому же делу, между теми же сторонами в иностранном суде как основание для оставления иска без рассмотрения
    • Установление содержания иностранного права, его применение и толкование
      • Установление содержания иностранного права, его применение и толкование - страница 2
    • Судебные доказательства в международном гражданском процессе
    • Исполнение иностранных судебных поручений в национальном законодательстве
    • Исполнение иностранных судебных поручений в соответствии с международными договорами
    • Признание и исполнение иностранных судебных решений
    • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в национальном законодательстве
      • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в национальном законодательстве - страница 2
    • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в международных соглашениях
    • Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
  • Международный коммерческий арбитраж
    • Правовая природа международного коммерческого арбитража
    • Виды международного коммерческого арбитража
    • Право, применимое арбитражем
    • Арбитражное соглашение
    • Характер, форма и содержание арбитражного соглашения; его процессуально-правовые последствия
      • Характер, форма и содержание арбитражного соглашения; его процессуально-правовые последствия - страница 2
    • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
    • Международный коммерческий арбитраж за рубежом
    • Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
    • Международно-правовые основы деятельности третейских судов
    • Рассмотрение инвестиционных споров

Договор об исключительной продаже товаров

Сам термин «договор об исключительной продаже товаров» не является общепризнанным. В романо-германской системе права этот договор чаще всего называется «договор о предоставлении исключительных прав продажи»; аналогичное название применяется и в общем праве. В законодательстве и судебной практике Франции, Бельгии и Швейцарии договор об исключительной продаже товаров определяется также как соглашение о коммерческой концессии.

Договор об исключительной продаже товаров представляет собой одно из новых соглашений, появившихся в связи новыми явлениями в международных торговых отношениях. Ускоренные темпы экономического развития требуют обновления сложившихся юридических понятий и появления новых правовых форм для наиболее эффективного обеспечения коммерческой деятельности.

Заинтересованность фирм-продуцентов и торговцев-оптовиков в создании налаженного механизма реализации товаров, организации устойчивой сбытовой сети привела к возникновению нового специального регулирования в сфере купли-продажи товаров. Эта тенденция проявилась уже в 50-60-х годах XX в. и обусловила появление новых видов договоров, которые ранее именовались при помощи обобщающего термина - «неназванные контракты».

Все такие договоры представляют собой договоры «особого рода». Этот вывод сделан в доктрине права вследствие комплексного характера отношений сторон. Такой характер выводит данные соглашения за рамки отношений, регулируемых известными видами гражданско-правовых договоров. «Неназванные контракты» возникли в договорно-правовой деятельности фирм и впоследствии получили признание в судебной практике. Законодательное закрепление подобных контрактов имеется в праве только отдельных государств (ЕТК США, ГК Бельгии, ГК РФ) и появилось сравнительно недавно. Все эти договоры посвящены специальному регулированию отношений в сфере купли-продажи и в современном мире имеют чрезвычайно широкое распространение. Широкое применение рассматриваемых договорных форм привело и к разработке новых типовых проформ, удовлетворяющих потребности разнонациональных хозяйствующих субъектов.

Все специальные соглашения в сфере купли-продажи обладают рядом особенностей:

все они по своему содержанию представляют собой «рамочные контракты» (frame contract), содержащие организационные условия и закрепляющие принципы и правила договорных отношений партнеров, на которых основаны их гражданские сделки по проведению конкретных хозяйственных операций;

все эти контракты по своей сути являются сложными договорами, регулирующими отношения во многих хозяйственных сферах наряду с отношениями, составляющими основной предмет сделки.

Договор охватывает целый ряд дополнительных отношений по предоставлению должником технических, коммерческих и других услуг;

все эти договоры строятся на принципе закрепления за должником юридической и хозяйственной монополии в осуществлении его деятельности на рынке; предоставляют ему исключительное право на проведение на договорной территории операций, предусмотренных в контракте.

Существо договора об исключительной продаже товаров - это правила по приобретению «распространителем» в собственность товаров в интересах их последующей продажи третьим лицам. Такие правила относятся к разным аспектам отношений сторон, однако «условия об исключительности» являются обязательным элементом контракта. Условия об исключительности могут иметь и односторонний, и двусторонний характер. Как правило, продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи своих товаров на обозначенной территории и указанной клиентуре.

Предоставление покупателю коммерческой монополии предполагает отказ продавца от торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Данная обязанность продавца и представляет собой реализацию условия об исключительной продаже товара покупателем или установлении его монополии на продажу приобретенных товаров. В некоторых случаях такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в контракты с другими покупателями условие об их отказе от прямой или косвенной продажи купленных товаров на территории действия первого договора.

Договорный запрет третьим лицам «параллельной продажи (импорта)» дополнительно укрепляет коммерческую монополию первого покупателя на рынке. Двусторонний характер «условию об исключительности», направленному уже на обеспечение интересов продавца, придает включение в договор условия об исключительной покупке товара только у него.

Предоставление таких исключительных прав порождает проблему законности договора с точки зрения запрещения ограничительной практики. В рамках ЕС установление в договоре монополии на покупку применяется достаточно редко, так как такое условие может быть признано противоречащим положениям Римского договора 1980 г.

Права и обязанности покупателя заключаются в следующем:

  1. Сообщать продавцу информацию маркетингового характера относительно особенностей и объемов рыночного спроса на товары, составляющие предмет договора.
  2. Участвовать в рекламе товаров при их перепродаже.
  3. Предоставлять своей клиентуре сервисные услуги; иметь на складах запасные части к машинно-техническим изделиям; проводить послепродажное обслуживание.

Обязанности продавца:

  1. Содействовать продаже товара третьей стороне, если иное не установлено соглашением сторон (ЕТК США).
  2. Помогать покупателю оборудовать его торговые помещения.
  3. Снабжать покупателя рекламными материалами.
  4. Помогать покупателю в создании необходимых служб, обучении персонала и т.д.

Договор об исключительной продаже товаров может содержать и другие условия, определяющие отношения сторон. В частности, нередко устанавливается минимальное количество товаров, которое покупатель должен периодически приобретать у продавца. Нарушение этого условия рассматривается как основание для расторжения договора продавцом. Договорное квотирование продаж - это способ обеспечения коммерческих интересов продавца.

Важным договорным положением, регулирующим последующую рыночную деятельность покупателя, является условие о перепродажных ценах. Покупатель обязуется согласовывать свои продажные цены с продавцом, либо эти цены прямо оговариваются в контракте. Право контроля продавца за коммерческой и финансовой деятельностью покупателя отражает тесную связь сторон в данном договоре и является одной из его характерных особенностей. Этот контроль предназначен для стимулирования активности распространителя товара.

Договор об исключительной продаже товаров закрепляет принципы и правила отношений по приобретению покупателем в собственность товаров у продавца с одновременным установлением дополнительных прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем. С экономической точки зрения покупатель осуществляет посреднические функции между продавцом товара и рынком.

Продавцом чаще всего выступает фирма-продуцент или фирма - оптовый торговец, покупателем - фирма-оптовик или полуоптовик, покупающая товары для их перепродажи розничным торговцам или индивидуальным потребителям. Покупатель является коммерсантом, действующим на промысловой основе; формально юридически покупатель не выступает как коммерческий агент. На практике покупатель играет роль одного из структурных элементов товародвижения и именуется дистрибьютором товара.

Роль покупателя как дистрибьютора товара предопределяет включение договора об исключительной продаже в категорию договоров о размещении товаров. Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, покупатель реализует на рынке от своего имени, действуя за свой счет, т.е. принимает на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи полностью возникают именно для покупателя, а его прибыль определяется разницей между закупочной и продажной ценами товара.

Договор об исключительной продаже товара как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон в торговом обороте. Реализация условий контракта предполагает последующее заключение самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил. По своему характеру договор об исключительной продаже представляет собой «сложную сделку», в которой наряду с типичными положениями имеется целая совокупность «специальных условий», выходящих за рамки «классического» договора купли-продажи. Эти условия определяют организационные, финансовые, коммерческие отношения партнеров.

Условия договора, устанавливающие тесную хозяйственную зависимость контрагентов, направлены на интеграцию их коммерческой деятельности. О такой направленности договора свидетельствует и длительный срок (10-15 лет), на который он заключается. Подобный срок демонстрирует стремление сторон придать своим отношениям достаточно постоянный характер. При этом не исключается возможность досрочного расторжения договора.

Заключение фирмой продуцентом или фирмой-оптовиком нескольких идентичных соглашений с «распространителями» товара и закрепление за каждым из них определенной территориальной монополии на коммерческие операции приводит к организации устойчивой и эффективной сбытовой сети на рынке. Это играет особую роль в условиях обострения рыночной конкуренции.

Договор об исключительной продаже товаров получил широкое распространение в практике международной торговли. Его использование расценивается в качестве наиболее эффективного способа проведения экспортных операций на иностранных рынках. В связи с этим договор об исключительной продаже товаров часто называют договором об исключительном импорте, регулирующим отношения между продуцентом-экспортером и оптовиком-импортером.

Монополия на ввоз изделий поставщика признается за определенными импортерами, с закреплением за каждым из них исключительного права на продажу на определенной территории. На продажу и покупку товаров вводятся «условия исключительности»: экспортер обязуется прямо или косвенно не поставлять товар иным коммерсантам, находящимся на договорной территории, а импортер - не покупать у других экспортеров аналогичный товар для перепродажи.

Подобное обязательство импортера, как правило, является для него невыгодным, поэтому крупные фирмы-импортеры обычно сохраняют за собой право приобретать товар одного и того же вида, но разных «марок» у нескольких поставщиков.

Как правило, договор об исключительной продаже товаров используется в основном для торговли на национальных рынках, а договор об исключительном импорте - на международных. В связи с использованием в международной торговле договор об исключительном импорте имеет существенные отличия от договора об исключительной продаже.

Стороны (прежде всего, импортер) сохраняют в таком договоре большую юридическую и экономическую независимость от контрагента. Экспортер не играет роли коммерческого организатора реализации поставленного товара при его перепродаже и не имеет, как правило, прав контроля за деятельностью импортера. Заключение нескольких договоров об исключительном импорте с покупателем из одной страны обычно не приводит к созданию сбытовой сети на территории всей этой страны. При подготовке контрактов об исключительном импорте достаточно редко используются типовые контракты и договорные проформы.