Работа как наказание. Как оформить работника, присланного для отбывания наказания? Оформление осужденных к обязательным работам кадровые вопросы

Трудовым законодательством не предусмотрено принятие специального локального нормативного акта, регулирующего трудовые права осужденных при приеме на работу. Внесение изменений в штатное расписание производится при изменении наименования организации, изменении структуры, численности, оплаты труда, наименования должностей. Необоснованный отказ в приеме на работу осужденного, направленного в установленном порядке для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, и заключении с ним трудового договора является противозаконным, так как нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации, связанные с необходимостью исправления граждан, осужденных к уголовным наказаниям за совершение преступлений, и предупреждения совершения ими новых преступлений.Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Прием на работу, согласно ст. 68 Трудового кодекса РФ, оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Работа, наименование должности в трудовом договоре указываются в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ). Штатное расписание — это нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности. Следовательно, внесение изменений в штатное расписание производится при изменении структуры, численности, оплаты труда, наименования должностей. Кроме того, при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Так, законодатель закрепил обязательные локальные нормативные акты, которые работодатель обязан принять: правила внутреннего трудового распорядка, при наличии ППО — коллективный договор, положение о вахтовом методе, положение о служебных командировках, акт, регулирующий систему оплаты труда. При этом трудовым законодательством не предусмотрено принятие специального локального нормативного акта, регулирующего трудовые права осужденных при приеме на работу. Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованный отказ в приеме на работу осужденного, направленного в установленном порядке для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, и заключении с ним трудового договора является противозаконным, так как нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации, связанные с необходимостью исправления граждан, осужденных к уголовным наказаниям за совершение преступлений, и предупреждения совершения ими новых преступлений. Более того, исходя из п. 72 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142) в случае необоснованного отказа организации в приеме на работу осужденного, не имеющего основного места работы, уголовно-исполнительная инспекция направляет информацию в органы прокуратуры. При этом инспекция продолжает работу по его трудоустройству. Из положения ст. 64 ТК РФ с
ледует, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Организация постановлением местной администрации включена в перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ. Какие локальные нормативные акты нужно принять? Нужно ли изменять штатное расписание для принятия каждого осужденного? Можно ли отказать осужденному в приеме на работу из-за отсутствия вакансий?

Лица, преступившие закон, нередко приговариваются к исправительным работам. Они могут стать для осужденных, как основным, так и дополнительным уголовным наказанием – в зависимости от тяжести совершенного преступления. В любом случае государство сталкивается с проблемой их трудоустройства. И хотя таких сотрудников желает получить не каждая организация, иногда прием на работу осужденного к исправительным работам становится неизбежностью для компании.

Отличия исправительных работ от обязательных

Исправительные и обязательные работы являются разными видами уголовного наказания. И между ними имеется ряд существенных различий (ст. 49, 50 Уголовного кодекса РФ):

  • Исправительные работы выполняются как основная трудовая деятельность гражданина, нарушившего закон. Если к моменту вынесения приговора он был где-то трудоустроен, то он отбывает наказание по прежнему месту работы, если нет, его трудоустраивают органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы выполняются на благо общества в свободное от основной деятельности (трудовой, учебной) время, не более 4 часов в день.
  • За исправительные работы приговоренному к ним гражданину выплачивается зарплата, часть которой (по приговору суда) удерживается в пользу государства – от 5 до 20%. Прием на обязательные работы осуществляется на безвозмездной основе, то есть работник вообще ничего не получает.
  • Исправительные работы назначают за преступные деяния средней и небольшой тяжести, обязательные – только за преступления небольшой тяжести.

Также различается продолжительность данных наказаний. Исправительные работы назначаются в месяцах и годах (минимум 2 месяца, максимум 2 года), обязательные – в часах (минимум 60, максимум 480 часов).

Прием на работу осужденного к исправительным работам

Процедура устройства на работу таких сотрудников Трудовым кодексом не регламентирована. Этому вопросу посвящена 7-я глава Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также Приказ Министерства юстиции России № 142 от 20.05.2009 г. (раздел VI посвящен исполнению наказания в форме исправительных работ).

Если в момент вынесения приговора осужденный нигде не трудится, место работы ему подыскивает муниципалитет, согласуя его с уголовно-исполнительной инспекцией. Работу нужно подобрать в районе, где проживает работник. Выбрав организацию, инспекция направляет туда гражданина, выдав ему особое предписание явиться для исполнения наказания к определенному работодателю. Инспекция отправляет в отдел кадров особое извещение о направлении осужденного в компанию для отбывания исправительных работ. В нем же прописывается, какой процент от заработка следует удерживать с сотрудника. Вместе с извещением направляют копию приговора суда.

На извещении имеется отрывной талон-подтверждение. Он заполняется работодателем и отправляется в исполнительную инспекцию. В подтверждении отмечается:

  • с какого дня осужденный зачислен на работу;
  • на какую должность;
  • на основании какого приказа.

В инспекцию также направляется копия приказа о приеме на работу и заключенного с работником срочного трудового договора . Немотивированно отказать в приеме на работу осужденного организация не имеет права. Необоснованный отказ может стать основанием для обращения инспекторов в органы прокуратуры.

В дальнейшем организация должна ежемесячно направлять в инспекцию информацию о произведенных удержаниях из зарплаты осужденного, предоставляя в т.ч. копии платежек, табеля, расчетной ведомости .

Прием на обязательные работы

Схожая процедура разработана и для устройства осужденного на обязательные работы. В организацию он является с направлением, которое также имеет отрывной талон, где фиксируется:

  • вид общественно-полезной работы, на которую взят гражданин;
  • дата ее начала;
  • реквизиты соответствующего приказа;
  • лицо, ответственное за ведение табеля.

Поскольку выполнение обязательных работ не является формой трудовых отношений, трудовой договор между осужденным гражданином и организацией не оформляется.

Добавлен на сайт:

[Ф. И. О./Полное наименование работодателя], в лице [наименование должности, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемый в дальнейшем "Работодатель", с одной стороны и гражданин(ка) РФ

[Ф. И. О. работника], именуемый(ая) в дальнейшем "Работник", с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему трудовому договору Работник обязуется выполнять обязанности по профессии/должности [указывается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы] в [место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения], а Работодатель обязуется обеспечивать Работнику необходимые условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, а также своевременную и полную выплату заработной платы.

1.2. Работа по настоящему договору является для Работника основным местом работы.

1.3. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются [оптимальными (1 класс)/допустимыми (2 класс)/вредными (указать класс и подкласс вредности)/опасными (4 класс)].

1.4. Срок испытания при приеме на работу составляет [указать срок]./Работник принимается на работу без испытания.

1.5. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

1.6. Работник обязан приступить к работе с [число, месяц, год].

2. Права и обязанности работника

2.1. Работник имеет право на:

Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, иными федеральными законами;

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором [при его наличии];

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, за вычетом удержания в доход государства в размере, установленном приговором [наименование суда] от [число, месяц, год] (далее - приговор суда);

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

Подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

Участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, при наличии - и коллективным договором формах;

Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;

Трудовым законодательством

2.2. Работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

Соблюдать порядок и условия отбывания наказания;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять установленные нормы труда;

Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

Бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

Незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами].

3. Права и обязанности работодателя

3.1. Работодатель имеет право:

Заключать, изменять и расторгать трудовой договор с Работником в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, иными федеральными законами;

Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд;

Требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

Принимать локальные нормативные акты;

Создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

Создавать производственный совет;

- [иные права, предусмотренные действующим Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами].

3.2. Работодатель обязан:

Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, локальные нормативные акты, условия трудового договора, соглашений, коллективного договора [при его наличии];

Предоставить Работнику работу, обусловленную трудовым договором;

Обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

Обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

Обеспечивать Работнику равную оплату за труд равной ценности;

Выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором [при его наличии], правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором;

Осуществлять правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы Работника в соответствии с приговором суда и перечисление удержанных сумм в установленном порядке в бюджет;

В случаях отмены или изменения приговора суда вернуть Работнику суммы, излишне удержанные из заработной платы;

Осуществлять контроль над поведением Работника на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;

Соблюдать условия отбывания наказания Работником;

Уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о примененных к Работнику мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно уведомлять о переводе Работника на другую должность или его увольнении с работы;

Ежемесячно предоставлять в уголовно-исполнительную инспекцию извещение о количестве отработанных Работником дней/часов, о начисленной заработной плате, удержанных и перечисленных в бюджет суммах;

Вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;

Предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

Знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

Своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

Создавать условия, обеспечивающие участие Работника в управлении организацией в формах, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором [при его наличии];

Обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

Осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами;

Возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- [иные обязанности, предусмотренные действующим Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами].

4. Рабочее время и время отдыха

4.1. Работнику устанавливается [пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями/шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем/рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику/неполная рабочая неделя].

4.2. Продолжительность ежедневной работы/неполной рабочей недели составляет [значение] часов.

4.3. Время начала и окончания работы, время предоставления перерыва и его продолжительность [в случае предоставления выходных по скользящему графику - чередование рабочих и нерабочих дней] устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

4.4. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

4.5. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью [значение] календарных дней [указать основание предоставления дополнительного отпуска].

4.6. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между Работником и Работодателем.

5. Условия оплаты труда

5.1. Работнику устанавливается оклад в размере [сумма цифрами и прописью] рублей.

5.2. Доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

5.3. Работодателем на основании приговора [наименование суда] от [число, месяц, год] из заработной платы Работника в [наименование бюджета] производится удержание в размере [значение в границах от 5 до 20] %.

Удержание производятся из заработной платы Работника за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия претензий по исполнительным документам.

5.4. Заработная плата выплачивается Работнику [указать конкретные числа календарного месяца]./Заработная плата выплачивается Работнику не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.

5.5. При выполнении работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при совмещении профессий (должностей), при исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника Работнику производятся соответствующие доплаты в порядке и размере, установленных коллективным договором и локальными нормативными актами.

5.6. На период действия настоящего трудового договора на Работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством РФ.

6. Ответственность сторон

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем трудовом договоре и должностной инструкции, нарушения трудового законодательства РФ, а также причинения Работодателю материального ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

6.2. Работодатель несет перед Работником материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

7. Заключительные положения

7.1. Споры между Сторонами, возникающие при исполнении настоящего трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

7.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, Стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

7.3. Трудовой договор заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

7.4. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

7.5. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим трудовым законодательством.

8. Реквизиты и подписи сторон

Экземпляр трудового договора мною получен [число, месяц, год] [подпись, фамилия, инициалы работника]

Исправительные работы - один из видов уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении гражданина к работе с вычетом из его заработка определенной части средств. Несмотря на распространенность такого вида наказания, не все работодатели знают, как поступать с указанными работниками.

Краткие характеристики исправительных работ представлены в таблице.

Исправительные работы

Срок работ

От 2 мес. до 2 лет (ч. 2 ст. 50 Уголовного Кодекса РФ, далее – УК РФ)

Вид работ и объекты, на которых они выполняются

При наличии основной работы - по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ)

При отсутствии основной работы - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями

Оплата труда

Выплачивается заработная плата , из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ)

Время работы

Основная работа (ч. 1 ст. 50 УК РФ)

Меры при уклонении от работы

Заменяются лишением свободы (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ)

Не назначаются

Несовершеннолетним;

Соблюдение условий отбывания наказания;

Уведомление УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания , об уклонении от отбывания наказания;

Предварительное уведомление УИИ о переводе осужденного на другую должность или увольнении с работы.

4. Проверки уголовно-исполнительной инспекцией

Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют УИИ (ч. 1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев - не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции).

В организации УИИ проверяет (п. 89 Инструкции):

Правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного;

Соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в УИИ, фактическим данным;

Продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с УИИ;

Информацию о причинах невыхода осужденного на работу;

Информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом УИИ;

Информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;

Проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.

По результатам проверки УИИ составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п. 91 Инструкции).

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

    Р.Ф. ГАЛИЕВА

    На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы. Статьей 50 УК определено, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
    Определяя наличие основного места работы, исходят из положений Трудового кодекса РФ. В силу ст. 16 ТК трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно ст. 66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной. Следовательно, для констатации места основной работы требуется трудовой договор и факт установления местонахождения трудовой книжки. Для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, местом работы принято считать место их регистрации. Выполнение работ по совместительству либо по гражданско-правовому договору не препятствует применению исправительных работ.
    Данный вид уголовного наказания является довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории его отдельные элементы, да и название неоднократно менялись. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества со ссылкой либо высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало: 1) ссылку, соединенную с принудительными работами; и 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы, отбываемые по месту прежней работы осужденного либо в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но в районе места жительства осужденного.
    УК РФ 1996 г. первоначально предусматривал, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. Но в 2003 г. данный вид наказания был отменен. Вместо него ввели исправительные работы в районе жительства осужденного на местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В результате законодательная реформа ущемила права лиц, имеющих постоянное рабочее место, превратив исправительные работы в наказание для безработных осужденных, а это, как правило, лица, утратившие навыки работы, зачастую без определенного места жительства. Но ведь даже советская власть с ее жестким плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать надлежащее исполнение ими наказания. Сегодня в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому предлагается ввести в УК ст. 50.1, позволяющую применить новый вид наказания, - исправительные работы в местах, определяемых органами исполнения наказания, а также расширить применение ст. 50 УК за счет распространения ее действия на лиц, как имеющих, так и не имеющих основного места работы.
    Практика показывает, что нарушение порядка и условий отбывания данного наказания работающими не очень велико. Это означает, что вынесение судами наказания к такого рода правонарушителям предпочтительнее, чем не имеющим постоянного места работы.
    Подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных и сейчас непросто, учитывая, что эти же органы обязаны изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. Налицо конкуренция исполнения двух альтернативных сходных видов наказания. Кроме того, даже при возможности предоставления такой работы - она будет низкооплачиваемой.
    Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину. Срок наказания у взрослых и несовершеннолетних лиц различен: у первых он составляет от двух месяцев до двух лет, у подростков - до одного года (ст. 88 УК).
    Исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного. Если им является муниципальное образование без районного деления (сельские поселения, небольшие города), то выполнять исправительные работы осужденный будет на территории данного муниципального образования. Когда речь идет о муниципальных образованиях с районным делением, местом исправительных работ может быть организация, являющаяся юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность в том районе города, где проживает осужденный. К сожалению, законодатель не уточняет, речь идет о работодателях, зарегистрированных в налоговых инспекциях соответствующих районов либо фактически осуществляющих деятельность на этих территориях, поскольку зачастую место их регистрации не совпадает с местом фактического нахождения. На практике применяют оба варианта.
    Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Наряду с этим в них содержится указание, что осужденные могут направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно. Так, Постановлением главы Екатеринбурга от 08.10.2009 N 4464 "Об утверждении Перечней объектов для выполнения осужденными исправительных и обязательных работ и делегировании администрациям районов города Екатеринбурга некоторых полномочий", как и в Постановлении главы городского округа Богданович от 05.02.2007 N 135 "Об исполнении наказания в виде обязательных, исправительных работ на территории городского округа Богданович", в данный Перечень включены не только муниципальные и государственные организации, но и организации с частной формой собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).
    Перечень предприятий для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, утвержденный Постановлением главы муниципального образования г. Алапаевск от 10.10.2006 N 1140, содержит список из 15 конкретных организаций, зарегистрированных в форме различных обществ, 10 муниципальных предприятий и органов управления, городского учреждения "Центр занятости населения" с указанием их адресов. Правда, пункт "индивидуальные предприниматели" не поименован, в связи с чем явка к ним осужденного может стать для них неожиданностью.
    Напротив, в Постановлении администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области от 13.04.2009 N 441 "Об утверждении Перечней обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Нижнего Тагила", как и в Постановлении главы муниципального образования г. Сухой Лог от 30.01.2004 N 156-ПГ "Об определении мест отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы", упомянуты индивидуальные предприниматели, к которым могут направляться лица для выполнения исправительных работ.
    В Постановлении главы городского округа Заречный от 04.10.2006 N 756-П "Об исполнении наказания в виде исправительных работ на территории округа Заречный" не только содержится конкретный перечень организаций, которые могут являться местом отбытия наказания, но и предоставляется возможность для самостоятельного трудоустройства лицам на предприятиях, не включенных в утвержденный Перечень, по заявлению осужденных, подтвержденному разрешением администрации городского округа Заречный по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
    Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
    Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Оно оспариванию не подлежит. Другой вопрос: а должны ли органы местного самоуправления заниматься вопросами исполнения данных наказаний, относится ли к их компетенции и функциональным обязанностям осуществление соответствующей государственной уголовно-исполнительной деятельности? Думается, нет.
    Но назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.
    К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Но есть ли в этом резон? Поскольку здесь принципиальным является другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?
    Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок наказания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ. В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.02.2006 по делу N 22-1809/2006. В нем, в частности, указывается, что осужденного Б. нельзя считать приступившим к отбытию наказания в виде исправительных работ, назначенного ему приговором суда, поскольку он трудоустроился самовольно, без направления инспекции к индивидуальному предпринимателю, не включенному в перечень предприятий, определяемых постановлением главы Екатеринбурга для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.
    Действующим законодательством специально не урегулирован вопрос заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ. Ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет отдельной статьи, положения, которые бы регулировали этот вопрос. А следовало, быть может, пойти по примеру регулирования трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается (ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
    А пока заключение либо незаключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК. Поскольку в силу ст. 40 УИК сам осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, незаключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии либо отказа работодателя от заключения трудового договора. При наличии вакансии, на занятие которой претендует осужденный, отказ работодателя в заключении трудового договора допустим только в соответствии с требованиями ст. 64 ТК и не может быть необоснованным, т.е. иметь место по дискриминационным основаниям (ст. 3 ТК), женщинам в связи с наличием детей, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Возникает вопрос, что относится к деловым качествам работника и в какой мере привлечение к уголовной ответственности влияет на их оценку. К сожалению, в ТК нет статьи, раскрывающей понятие "деловые качества". Ответить на него попыталась судебная практика в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Существующие сегодня нормы ст. 3 и ст. 64 ТК с учетом положений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда гласят, что отказ работодателя в заключении трудового договора, основанный только на том, что потенциальный работник привлечен к уголовной ответственности, будет признан незаконным, а значит, и необоснованным.
    Работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, осужденному к исправительным работам, как и иному лицу, привлеченному к уголовной ответственности, лишь потому, что лицо осуждено, если по своим профессионально-квалификационным и личностным качествам оно может выполнять имеющуюся у работодателя работу. В то же время законодатель не предусматривает обязанности для работодателя заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом, заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, что нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда от 24.06.2008 N 351-О-О.
    Случаи правомерного отказа в приеме на работу, предусмотренные ТК, не всегда стыкуются с положениями УИК, где карательные элементы исправительных работ проявляются в следующем: 1) принудительное привлечение к труду на определенный срок; 2) обязательность труда для лиц, не имеющих основного места работы; 3) отбывание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание; 4) невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, переквалификации; 5) препятствие в продвижении по последующей службе; 6) ежемесячное удержание в доход государства от 5 до 20% заработка осужденного (п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20); 7) запрет перемены места работы и увольнения по собственному желанию без письменного разрешения уголовной исполнительной инспекции; 8) сокращение ежегодного очередного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней, у несовершеннолетних до 21 рабочего дня и предоставление его по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК). Указанные трудоправоограничения распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Это довольно серьезные ограничения для осужденного, связанные с его трудовой деятельностью. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в этот период.
    Вместе с тем исправительные работы могут назначаться учащимся, зачастую у осужденных нет документов, указанных в ст. 65 ТК, отсутствует желание трудиться, добровольность волеизъявления для заключения трудового договора (ст. 56 ТК), напротив, есть обязанность в силу обвинительного приговора приступить к работе. В связи с чем представляется, что для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам Ф.И.О.".
    При назначении и отбывании осужденными исправительных работ следует принимать во внимание и ряд других законодательных запретов на прием на работу определенных категорий граждан, установленных ТК: например, недопустимо принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253), лиц до 18 лет на работы, связанные с переноской и перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК), непрохождение лицом обязательного медицинского освидетельствования (ст. 266 ТК) и др.
    Так, возможность гражданина быть работником связывается с достижением им определенного возраста, при котором он юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду.
    Согласно Конвенции МОТ N 138 (1973) "О минимальном возрасте для приема на работу" возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей или попечителя), отступает от международных норм.
    Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18.06.1998 Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности запрещение детского труда, т.е. лиц, возраст которых ниже 15 лет.
    Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных: 15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование, 14 лет - для учащихся.
    Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дискуссионность ч. 3 ст. 42 УИК, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки расходятся. Одни считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе, как "время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается". Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: "Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается". Третьи отмечают непоследовательность законодателя, поскольку данная редакция статьи неоднократно менялась за последнее время.
    В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный: а) работал и из его заработка производились удержания; б) официально был признан безработным.
    Часть 6 ст. 40 УИК закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ работодателем по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие трудовые отпуска осужденному предоставляются на общих основаниях. Необходимо сказать о том, что принятие УИК РФ происходило в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г.
    С 01.02.2002 вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней по КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от вида трудового договора и от того, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Очевидна несогласованность положений УИК и ТК РФ, к тому же УИК определяет отпуск в рабочих днях, а ТК - в календарных.
    Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся и выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней, т.е. 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
    Для устранения отмеченного несоответствия и принимая во внимание, что ныне действующее трудовое законодательство оперирует термином "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", предлагается в ч. 6 ст. 40 УИК заменить термин "ежегодный оплачиваемый отпуск" на "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", при этом сделав его продолжительность как для всех работников 28 календарных дней.
    В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются, что и к взрослым осужденным, положения, ограничивающие их право на отдых. В то время как ТК содержит нормы, закрепляющие социальную защиту работающих лиц, не достигших совершеннолетия, закрепляя в ст. 267 ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время года. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск для подростков, установленный ТК, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений, предоставив работающим несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, ежегодный основной оплачиваемый отпуск равным 31 календарному дню.
    Кстати, с 01.01.2011 незначительно, но изменились правила предоставления отпуска. Теперь работник обязан ежегодно использовать по крайней мере две недели отпуска, а оставшиеся его дни в течение 18 месяцев с начала года, за который отпуск был предоставлен. Во-вторых, срок в 6 месяцев, ранее обязательный, чтобы получить отпуск на новом месте, сегодня является максимальным - устроившись на новую работу, осужденный должен будет уйти в отпуск не позднее чем через полгода.
    Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В то время как ст. 183 ТК гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Помимо того, с 1 января наступившего года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.
    В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае, если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.