Что входит в обязанности губернатора. Проект закона устав ярославской области. Порядок наделения полномочиями

Сделать выводы о функциях губернатора можно, проанализировав основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ.

Как было отмечен ранее на федеральном уровне законодательное закрепление полномочий отражено в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На региональным уровне вопрос о полномочиях главы субъекта отражен в конституциях или уставах субъекта и в иных нормативных правовых актах. Так, в Красноярском крае полномочиям губернатора края посвящена ст. 85 Устава Красноярского края.

Проанализировав ряд статей, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обобщенно функции губернатора субъекта Федерации могут быть сведены к следующим:

  • 1. Законодательная функция - обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; обладает правом законодательной инициативы; издает акты высшего должностного лица;
  • 2. Представительская функция - представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • 3. Руководящая функция по формированию органов государственной власти субъекта Федерации и руководству его системой исполнительных органов (формирует и руководит высшим исполнительным органом субъекта Федерации, принимает решение о его отставке; назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации (правительства), министров и руководителей иных органов исполнительной власти, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности; утверждает половину состава членов избирательной комиссии субъекта; представляет на утверждение законодательного органа кандидатуру представителя исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ);
  • 4. По участию в системе «сдержек и противовесов» (вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом); вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса; согласует кандидатуры прокурора, мировых судей и т.д.);
  • 5. Координационная функция - обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными его органами государственной власти и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Таким образом, выявив ряд основных функций губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ, рассмотрим на основании предложенной сетки функции губернатора Красноярского края.

Законодательная функция губернатора Красноярского края заключается в том, что согласно пп. «в» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, губернатор обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края, в предусмотренном Уставом и законами края порядке. Губернатор Красноярского края вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения. А так же вправе отозвать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края. Следовательно, можно сделать однозначный вывод, что функции губернатора в законодательной жизни края велика, так как во многом от него зависит «жизнь» законопроектов, а соответственно и определяется будут ли нормы, прописанные в том или ином законе действовать в обществе.

Представительские функции выражаются в пп «а» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, гласящая о том, что губернатор Красноярского края представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края.

Таким образом, что губернатор Красноярского края является ключевой фигурой в системе региональных органов государственной власти, так как представляет субъект Российской Федерации в отношениях со всеми уровнями власти и федеральными и региональными и с органами местного самоуправления.

Руководящие функции по формированию органов государственной власти состоят в том, что именно губернатор

  • - определяет структуру органов исполнительной власти края.
  • - формирует Правительство края и он же принимает решение об отставке Правительства края;
  • - формирует Администрацию Губернатора края;
  • - назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц
  • - руководит органами исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;
  • -назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства края
  • - назначает половину членов Избирательной комиссии края с правом решающего голоса Устав Красноярского края от 05.06. 2008 г. № 5-1777// «Краевой вестник», № 1, 11.06.2008 г. .

Таким образом, губернатор в соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием Красноярского края 5 июня 2008 года, является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края.

Координационные функции состоят в том, что губернатор использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;

Из всего изложенного следует, что губернатор Красноярского края является ключевым звеном в системе как исполнительных, так и в целом государственных органов власти субъекта, что в первую очередь обусловлено федеральным законодательством. И как видно из вышепредставленного анализа функции губернатора весьма значимы и в законодательной сфере и конечно неоспоримы в области исполнительной власти.

Так же необходимо подчеркнуть, что основные направления деятельности губернатора субъекта Российской Федерации осуществляются на основе принципов, к которым можно отнести:

  • 1) принцип законности и конституционности в организации и деятельности института губернатора;
  • 2)принцип профессионализма губернатора, включающий требование профессиональной этики;
  • 3) принцип гласности, обеспечивающий информированность населения данного субъекта Российской Федерации о работе губернатора;
  • 4) принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности губернатора, выражающийся в подчиненности и подотчетности губернатора Президенту Российской Федерации;
  • 5) принцип координации в функционировании губернатора, выражающийся во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации; 6) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

губернатор должностное лицо российский

(высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному - президент Республики , председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области), глава администрации (губернатор), мэр Москвы .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Кто освобождается от Военных Сборов

    ✪ Весь смысл аферы Российской Федерации за 3 минуты!

Субтитры

История

В Царской России функции глав территорий (губерний) исполняли царские наместники и губернаторы, в советское время - формально председатели исполнительных комитетов региональных советов, а по сути первые секретари партийных комитетов [ ] . В 1991 году введены должности глав администраций краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), в некоторых республиках - должности Президента. В 1992-1996 их степень легитимности различалась: одни назначались Президентом России, другие избирались населением. В 1995 году был принят закон, согласно которому все главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением, а в 1996 году Конституционный суд указал, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться законодательным органом. В течение десяти лет (1995-2004) во всех регионах России не менее двух раз проводились выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В 1999 году было введено требование, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд, однако оно в полной мере так и не было реализовано.

В 2004 году по инициативе Президента России В. В. Путина избрание высших должностных лиц было изменено на назначение законодательными органами по представлению Президента России . Действующие главы субъектов Российской Федерации получили возможность обратиться к президенту с просьбой о переназначении. Конституционный суд в 2005 году подтвердил конституционность назначения глав субъектов Российской Федерации, фактически пересмотрев свою правовую позицию 10-летней давности . В течение 2005-2006 большинство глав субъектов РФ были переназначены, в некоторых субъектах РФ назначены новые руководители. До сих пор не было ни одного случая отклонения законодательным собранием кандидатуры, внесенной Президентом России.

В 2009 году был принят ряд поправок к порядку наделения полномочиями глав субъектов РФ. В ноябре 2010 года Госдума приняла в первом чтении поправки, исключающие для глав субъектов РФ возможность именоваться президентами.

Согласно ст.18 ч.5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гражданин Российской Федерации может быть наделён полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Порядок наделения полномочиями

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ, ст. 18, п. 3), либо же депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ по предложению Президента РФ (там же, ст. 18, п. 3.2). Порядок выборов (или же избрания депутатами) устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством
На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет, обладающие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В случае прямых выборов кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных образований (точная цифра варьируется в зависимости от закона субъекта Федерации), поставив нотариально заверенную подпись. Каждый парламентарий может поддержать только одного кандидата. В случае избрания депутатами кандидаты выдвигаются Президентом РФ по предложениям:

  • партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на день внесения Президенту Российской Федерации указанных предложений законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
  • партий, федеральные списки кандидатов которых были на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов.

Каждая вышеуказанная партия вправе предложить не более трех кандидатур, имеющих право быть избранным на должность высшего должностного лица субъекта РФ, при этом выдвижение кандидата политической партией не связано его партийной принадлежностью (согласно п. 3.2 ст. 18 ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ: «Политическая партия вправе предложить Президенту Российской Федерации в качестве кандидатуры на указанную должность лицо, являющееся членом данной или иной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.»)

Порядок отстранения от должности

Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен на референдуме , для созыва которого необходимо не менее 25% подписей жителей субъекта Федерации. Для осуществления импичмента необходимо набрать на референдуме не менее 50% голосов избирателей, зарегистрировавшихся в регионе.

выписка

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
УСТАВ

Глава 6. ГУБЕРНАТОР

Статья 24

1. Губернатор является высшим должностным лицом области и Председателем Правительства.

2. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Нижегородской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Губернатор не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На Губернатора распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

4. Губернатор представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме справки, установленным Президентом Российской Федерации.

5. Губернатор не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

6. Губернатору, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 25

1. Губернатор избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора исчисляется со дня его вступления в должность.

2. Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Уставом и законом области.

3. (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

3 . (Часть 3 введена Законом области от 07.05.2010 № 69-З); (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

4. При вступлении в должность Губернатор приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий высшего должностного лица - Губернатора Нижегородской области соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина.».

5. Губернатор считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Статья 26

1. Губернатор:

1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) представляет область при осуществлении внешнеэкономических связей;

3) подписывает от имени области договоры и соглашения;

4) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

5) подписывает и обнародует законы области путем их официального опубликования либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;

6) формирует и возглавляет Правительство в соответствии с законодательством области, принимает решение о его отставке;

6) формирует и возглавляет Региональный совет Нижегородской области;

7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с Законодательным Собранием и иными государственными органами области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

8 ) представляет в Законодательное Собрание ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;

10) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

11) определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с настоящим Уставом;

12) назначает первых заместителей Губернатора, заместителей Губернатора, первых заместителей Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, руководителей органов исполнительной власти области, не являющихся членами Правительства, их заместителей и освобождает указанных лиц от должности;

13) в случаях и порядке, установленных федеральным законом, принимает решение об отрешении от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций;

14) подписывает договор о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также подписывает соглашение с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. В случаях, когда Губернатор в связи с болезнью, отпуском или командировкой не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из первых заместителей Губернатора, а в случае их отсутствия - один из заместителей Губернатора, а при их отсутствии - один из первых заместителей Председателя Правительства в соответствии с указом Губернатора, за исключением случая, когда в соответствии с федеральным законом Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора.

Статья 27

1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием в соответствии с федеральным законом;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Нижегородской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом области.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора принимается Законодательным Собранием по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1−4 части 1 настоящей статьи.

3. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Губернатором своих обязанностей.

4. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и в течение пяти дней направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности.

5. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства. В случае отставки Правительства оно продолжает действовать до сформирования Правительства в новом составе.

6. Назначенный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством временно исполняющий обязанности Губернатора не вправе:

1) распускать Законодательное Собрание;

2) вносить законопроекты о поправках к Уставу области;

3) требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание.

7. На временно исполняющего обязанности Губернатора распространяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обязанности, ограничения и запреты, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в целях противодействия коррупции.

Проект вносит

Губернатор Ярославской области

С.А. Вахруков

Устав
Ярославской области

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 2010 года

Ярославская областная Дума, руководствуясь статьей 66 Конституции Российской Федерации, основываясь на истории, традициях и культуре населения Ярославской области, признавая необходимость закрепления статуса Ярославской области и создания правовой основы ее всестороннего развития, принимает настоящий Устав.

Глава 1. Общие положения

Статья 1

1. Ярославская область находится в составе Российской Федерации и является субъектом Российской Федерации.

2. Статус Ярославской области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Статус Ярославской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Ярославской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Ярославской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.

2. Территория Ярославской области включает в себя поверхность суши и поверхность вод внутри сухопутных границ Ярославской области.

3. Границы между Ярославской областью и сопредельными субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Описание границ Ярославской области, включая картографические материалы, утверждается законом Ярославской области.

4. Административно-территориальное устройство Ярославской области устанавливается законом Ярославской области.

Административным центром Ярославской области является город Ярославль.

Статья 3

1. Общепризнанные права и свободы человека и гражданина непосредственно действуют на территории Ярославской области.

2. Органы государственной власти Ярославской области обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина.

1. Ярославская область имеет герб и флаг, а также вправе устанавливать иные официальные символы, отражающие исторические, культурные и иные традиции и особенности.

2. Официальные символы Ярославской области подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Официальные символы Ярославской области и порядок официального использования указанных символов устанавливаются законами Ярославской области.

1. Высшим непосредственным выражением власти граждан на территории Ярославской области являются референдум и свободные выборы.

2. Референдумы и выборы в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области проводятся в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области.

3. Обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подготовка и проведение выборов и референдумов в Ярославской области осуществляются Избирательной комиссией Ярославской области и иными избирательными комиссиями.

Статья 6

1. Государственную власть в Ярославской области осуществляют:

Ярославская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Ярославской области;

Губернатор Ярославской области - высшее должностное лицо Ярославской области;

Правительство Ярославской области - высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области;

иные органы исполнительной власти Ярославской области.

2. В Ярославской области в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области образуются иные государственные органы.

Статья 7

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Ярославская область обладает всей полнотой государственной власти.

1. Органы государственной власти Ярославской области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, расположенными и действующими на территории Ярославской области, на основе сотрудничества и координации действий с учетом самостоятельности каждого органа в решении вопросов его компетенции.

2. Отношения органов государственной власти Ярославской области с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации на основе принципов равноправия, ответственности сторон и учета взаимных интересов в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития Ярославской области и соответствующих субъектов Российской Федерации.

1. Органы государственной власти Ярославской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Ярославской области.

2. Органы государственной власти Ярославской области взаимодействуют с органами местного самоуправления в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области в интересах населения Ярославской области.

1. Органы государственной власти Ярославской области взаимодействуют с общественными объединениями, обеспечивают соблюдение их прав и законных интересов, оказывают поддержку их деятельности и регулируют предоставление им мер государственной поддержки.

2. В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Ярославской области и общественными объединениями в Ярославской области создается Общественная палата Ярославской области, порядок формирования, основные формы работы и порядок обеспечения деятельности которой определяются законом Ярославской области.

Органы государственной власти Ярославской области обеспечивают доступ населения Ярославской области к информации о своей деятельности в установленном порядке.

1. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Устав, законы Ярославской области и иные нормативные правовые акты Ярославской области.

2. Устав Ярославской области, законы Ярославской области и иные нормативные правовые акты Ярославской области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Уставом и законом Ярославской области.

1. Нормативные правовые акты Ярославской области действуют на основе принципа верховенства правовых актов, обладающих более высокой юридической силой.

2. Устав Ярославской области обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам Ярославской области.

Глава 2. Ярославская областная Дума

1. Ярославская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ярославской области.

2. Ярославская областная Дума состоит из 50 депутатов и избирается сроком на пять лет.

3. Ярославская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

1. Депутаты Ярославской областной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. 25 депутатов Ярославской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 25 депутатов - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

3. Днем голосования на выборах депутатов Ярославской областной Думы нового созыва является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий Ярославской областной Думы предыдущего созыва, если иное не предусмотрено федеральным законом.

1. Депутатом Ярославской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший на дату голосования возраста не менее 21 года.

2. Срок полномочий депутата Ярославской областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Ярославской областной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

1. Статус депутата Ярославской областной Думы регулируется федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

2. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются настоящим Уставом и законом Ярославской области.

3. В течение срока своих полномочий депутаты Ярославской областной Думы обязаны соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

1. Депутаты Ярославской областной Думы, являющиеся Председателем Ярославской областной Думы и заместителями Председателя Ярославской областной Думы, осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

2. Иные депутаты Ярославской областной Думы осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

3. Число депутатов Ярославской областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ярославской области и не может превышать половины от установленного числа депутатов.

1. Ярославская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

2. Ярославская областная Дума нового созыва собирается на первое заседание на тридцатый день со дня ее избрания в правомочном составе либо досрочно на основании указа Губернатора Ярославской области. С указанного дня полномочия Ярославской областной Думы предыдущего созыва прекращаются.

3. Первое заседание Ярославской областной Думы открывает старейший по возрасту депутат Ярославской областной Думы.

1. Заседание Ярославской областной Думы считается правомочным, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов.

2. Правомочное заседание Ярославской областной Думы проводится не реже одного раза в три месяца.

3. Заседания Ярославской областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами Ярославской области, Регламентом Ярославской областной Думы.

4. Порядок проведения заседаний Ярославской областной Думы определяется Регламентом Ярославской областной Думы.

1. Ярославская областная Дума из своего состава избирает тайным голосованием Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей. Число заместителей Председателя Ярославской областной Думы определяется Ярославской областной Думой.

2. Председатель Ярославской областной Думы и его заместители ведут заседания Ярославской областной Думы и ведают ее внутренним распорядком в соответствии Регламентом Ярославской областной Думы и установленным Председателем Ярославской областной Думы распределением обязанностей.

Председатель Ярославской областной Думы осуществляет руководство Ярославской областной Думой как юридическим лицом.

По вопросам организации деятельности Ярославской областной Думы Председатель Ярославской областной Думы издает распоряжения.

3. По инициативе не менее 25 процентов от установленного числа депутатов может быть проведено тайное голосование об освобождении от должности Председателя Ярославской областной Думы, его заместителей.

1. Ярославская областная Дума из своего состава образует постоянные рабочие органы - комитеты Ярославской областной Думы.

2. Ярославская областная Дума утверждает перечень, вопросы ведения и составы комитетов Ярославской областной Думы, избирает председателей комитетов и их заместителей.

3. Число комитетов Ярославской областной Думы не может быть более пяти.

1. Ярославская областная Дума принимает Регламент Ярославской областной Думы, самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка, организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

2. Ярославская областная Дума для обеспечения своей деятельности образует аппарат Ярославской областной Думы. Формирование аппарата Ярославской областной Думы и общее руководство его деятельностью осуществляет Председатель Ярославской областной Думы.

1. Ярославская областная Дума на своих заседаниях принимает законы Ярославской области и постановления Ярославской областной Думы.

2. Порядок внесения, рассмотрения и принятия законов Ярославской области и постановлений Ярославской областной Думы устанавливается настоящим Уставом, законами Ярославской области и Регламентом Ярославской областной Думы.

Ярославская областная Дума принимает Устав Ярославской области (поправки к нему) и осуществляет следующие полномочия в сфере законодательного регулирования:

1) утверждает областной бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, отчеты об их исполнении;

2) устанавливает порядок проведения выборов в Ярославскую областную Думу;

3) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Ярославской области;

4) утверждает программы социально-экономического развития Ярославской области;

5) устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Ярославской области как субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

6) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Ярославской области;

7) утверждает заключение и расторжение договоров Ярославской области;

8) устанавливает административно-территориальное устройство Ярославской области и порядок его изменения;

9) устанавливает систему органов исполнительной власти Ярославской области;

10) устанавливает награды Ярославской области и определяет порядок награждения;

11) принимает законы по иным вопросам, относящимся к ведению и полномочиям Ярославской области как субъекта Российской Федерации.


Постановлениями Ярославской областной Думы:

1) принимается Регламент Ярославской областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Ярославской области;

3) оформляется решение по ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о результатах деятельности Правительства Ярославской области;

4) оформляется согласие на назначение на должность первого заместителя Губернатора Ярославской области;

5) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Ярославской области, первому заместителю Губернатора Ярославской области;

6) назначаются на должность мировые судьи Ярославской области;

7) назначается дата выборов в Ярославскую областную Думу;

8) назначается референдум Ярославской области в случаях, предусмотренных законом Ярославской области;

9) утверждается соглашение об изменении границ Ярославской области с иными субъектами Российской Федерации;

10) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным к ведению Ярославской областной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

1. Право законодательной инициативы в Ярославской областной Думе есть право внесения проектов законов Ярославской области (законопроектов) и поправок к ним.

2. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Ярославской областной Думы, Губернатору Ярославской области, представительным органам муниципальных образований Ярославской области и прокуратуре Ярославской области.

Право законодательной инициативы принадлежит также Избирательной комиссии Ярославской области по вопросам, входящим в ее компетенцию.

3. Законопроекты, внесенные в Ярославскую областную Думу Губернатором Ярославской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

1. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Ярославской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Ярославской областной Думой по представлению Губернатора Ярославской области либо при наличии его заключения.

2. Заключение Губернатора Ярославской области представляется в Ярославскую областную Думу в течение двадцати календарных дней с момента поступления ее официального запроса.

1. Устав Ярославской области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы Ярославской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Постановления Ярославской областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Проект закона Ярославской области рассматривается Ярославской областной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Ярославской областной Думы.

1. Законы Ярославской области, принятые Ярославской областной Думой, направляются для обнародования Губернатору Ярославской области в течение десяти календарных дней со дня принятия.

2. Губернатор Ярославской области обязан обнародовать Устав Ярославской области, иной закон Ярославской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.

1. В случае отклонения закона Ярославской области Губернатором Ярославской области отклоненный закон возвращается в Ярославскую областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

2. Отклоненный Губернатором Ярославской области закон Ярославской области может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

3. Закон Ярославской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Ярославской области и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней с момента его поступления.


1. Ярославская областная Дума осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Ярославской области, исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Ярославской области.

2. Ярославская областная Дума заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Ярославской области о результатах деятельности Правительства Ярославской области, в том числе по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой.

3. Ярославская областная Дума осуществляет контрольные полномочия на своих заседаниях, а также через образуемые ею рабочие и иные органы.

1. Ярославская областная Дума создает орган государственного финансового контроля - Контрольно-счетную палату Ярославской области.

2. Контрольно-счетная палата Ярославской области является государственным органом Ярославской области.

3. Полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области определяются законом Ярославской области.

1. Полномочия Ярославской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, установленных федеральным законом. При этом решение о самороспуске Ярославской областной Думы принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

2. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Ярославской областной Думы назначаются внеочередные выборы в Ярославскую областную Думу в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом Ярославской области.

Глава 3. Губернатор Ярославской области

Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом Ярославской области.

1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Ярославской области по представлению Президента Российской Федерации Ярославской областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом, сроком на пять лет.

2. Губернатором Ярославской области может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Решение Ярославской областной Думы о наделении полномочиями Губернатора Ярославской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

1. Гражданин Российской Федерации осуществляет полномочия Губернатора Ярославской области со дня вступления в должность до дня истечения установленного срока полномочий либо до дня досрочного прекращения полномочий.

3. Полномочия Губернатора Ярославской области прекращаются досрочно в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

1. День вступления в должность Губернатора Ярославской области гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора Ярославской области, определяется в соответствии с федеральным законом.

2. При вступлении в должность Губернатор Ярославской области приносит следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Ярославской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Ярославской области, всеми силами способствовать процветанию области и повышению благосостояния населения.».

3. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Ярославской областной Думы и членов Общественной палаты Ярославской области.

4. С момента принесения присяги Губернатор Ярославской области считается вступившим в должность.

5. После принесения присяги Председатель Ярославской областной Думы возлагает на Губернатора Ярославской области должностной знак Губернатора Ярославской области.

1. Гарантии деятельности Губернатора Ярославской области устанавливаются настоящим Уставом и законом Ярославской области.

2. В течение срока своих полномочий Губернатор Ярославской области обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с его деятельностью.


1. Губернатор Ярославской области:

1) представляет Ярославскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ярославской области;

2) определяет основные направления государственной политики Ярославской области;

3) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Ярославской областной Думой;

4) представляет в Ярославскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ярославской области, в том числе по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой;

5) вправе требовать созыва внеочередного заседания Ярославской областной Думы, а также созывать вновь избранную Ярославскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

6) вправе участвовать в работе Ярославской областной Думы с правом совещательного голоса;

7) согласовывает назначение на должность прокурора Ярославской области;

8) направляет в Ярославскую областную Думу представление о кандидатуре первого заместителя Губернатора Ярославской области;

9) назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Губернатора Ярославской области, заместителей Губернатора Ярославской области, руководителей органов исполнительной власти Ярославской области;

10) формирует Правительство Ярославской области, принимает решение об отставке Правительства Ярославской области;

11) образует аппарат Правительства Ярославской области;

12) определяет структуру органов исполнительной власти Ярославской области;

13) определяет органы исполнительной власти Ярославской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности;

14) дает обязательные для исполнения поручения в адрес Правительства Ярославской области и его аппарата, иных органов исполнительной власти Ярославской области;

15) вправе отменять постановления Правительства Ярославской области и правовые акты иных органов исполнительной власти Ярославской области;

16) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ярославской области с иными органами государственной власти Ярославской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Ярославской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

17) награждает наградами Ярославской области;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

2. Обеспечение реализации Губернатором Ярославской области его полномочий осуществляется аппаратом Правительства Ярославской области и иными органами исполнительной власти Ярославской области.

1. В случаях, когда Губернатор Ярославской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора Ярославской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Первый заместитель Губернатора Ярославской области назначается на должность Губернатором Ярославской области с согласия Ярославской областной Думы.

В случае трехкратного отклонения Ярославской областной Думой представленных кандидатур Губернатор Ярославской области назначает первого заместителя Губернатора Ярославской области самостоятельно.

3. В случае отсутствия или невозможности исполнения своих обязанностей первым заместителем Губернатора Ярославской области обязанности Губернатора Ярославской области исполняет иной заместитель Губернатора Ярославской области в соответствии с установленным распределением обязанностей.

4. Первый заместитель Губернатора Ярославской области, иной заместитель Губернатора Ярославской области при исполнении обязанностей Губернатора Ярославской области не вправе распускать Ярославскую областную Думу.

1. Губернатор Ярославской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Ярославской области издает указы и распоряжения.

2. Указы Губернатора Ярославской области издаются при определении основных направлений государственной политики Ярославской области, а также по вопросам, предусмотренным федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области, и вопросам нормативного правового регулирования, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи.

3. Распоряжения Губернатора Ярославской области издаются по вопросам организации деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, а также по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного правового характера.

4. Указы и распоряжения Губернатора Ярославской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Ярославской области.

1. Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Ярославской области в случаях, установленных федеральным законом.

Решение Ярославской областной Думы о недоверии Губернатору Ярославской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Ярославской области от должности.

2. Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие первому заместителю Губернатора Ярославской области в случае неудовлетворительной оценки его деятельности Ярославской областной Думой.

Решение Ярославской областной Думы о недоверии первому заместителю Губернатора Ярославской области направляется на рассмотрение Губернатора Ярославской области для решения вопроса об освобождении первого заместителя Губернатора Ярославской области от должности.

1. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, назначается временно исполняющий обязанности Губернатора Ярославской области.

2. Временно исполняющий обязанности Губернатора Ярославской области не вправе распускать Ярославскую областную Думу и вносить предложения об изменении настоящего Устава.

Глава 4. Правительство Ярославской области и иные органы исполнительной власти Ярославской области

1. В Ярославской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.

3. Правительство Ярославской области формируется Губернатором Ярославской области в соответствии с настоящим Уставом и законом Ярославской области.

4. Правительство Ярославской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.


1. Руководителем Правительства Ярославской области является Губернатор Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области состоит из первого заместителя Губернатора Ярославской области, заместителей Губернатора Ярославской области и иных членов Правительства Ярославской области.

1. Правительство Ярославской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области.

Правительство Ярославской области:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Ярославской области;

3) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Ярославской области для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу;

4) формирует иные органы исполнительной власти Ярославской области в порядке, установленном законом Ярославской области;

5) дает обязательные для исполнения поручения в адрес иных органов исполнительной власти Ярославской области;

6) управляет и распоряжается собственностью Ярославской области в соответствии с законами Ярославской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ярославской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.


Правительство Ярославской области готовит для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности. В отчеты в обязательном порядке включается информация по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой.

1. Порядок деятельности Правительства Ярославской области определяется Регламентом Правительства Ярославской области, утверждаемым указом Губернатора Ярославской области.

2. Для обеспечения деятельности Правительства Ярославской области образуется аппарат Правительства Ярославской области в порядке, установленном настоящим Уставом и законом Ярославской области.

1. Для рассмотрения проектов программ социально-экономического развития Ярославской области и областных целевых программ, проектов областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, отчетов об их исполнении, а также ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Ярославской области проводятся заседания Правительства Ярославской области.

На заседании Правительства Ярославской области могут быть рассмотрены иные вопросы по решению Губернатора Ярославской области.

2. Порядок проведения заседаний Правительства Ярославской области определяется Регламентом Правительства Ярославской области.

1. Правительство Ярославской области принимает постановления.

2. Постановления Правительства Ярославской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Ярославской области.

1. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом и настоящим Уставом, осуществляется отставка Правительства Ярославской области.

2. В случае отставки Правительства Ярославской области оно продолжает действовать до сформирования нового состава Правительства Ярославской области.

1. В систему органов исполнительной власти Ярославской области входят также иные органы исполнительной власти в соответствии с законом Ярославской области.

2. Структура органов исполнительной власти Ярославской области определяется Губернатором Ярославской области.

3. Органы исполнительной власти Ярославской области реализуют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг и государственному контролю (надзору).

4. Органы исполнительной власти Ярославской области обладают правами юридического лица, имеют гербовые печати.

Глава 5. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ярославской области в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

2. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законами Ярославской области.

3. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Ярославской области.

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Порядок проведения местных референдумов и муниципальных выборов в пределах полномочий, определенных федеральными законами, устанавливается законами Ярославской области.

3. В Ярославской области устанавливаются наименования:

представительного органа муниципального образования - Муниципальный Совет;

главы муниципального образования - Глава;

местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) - Администрация.

1. Вопросы местного значения муниципальных образований, а также права органов местного самоуправления муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, устанавливаются федеральным законом.

2. Законами Ярославской области органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, если это не противоречит федеральным законам.

1. По вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, принимаются муниципальные правовые акты.

2. Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области, ведение которого осуществляется в порядке, установленном законом Ярославской области.

3. Правительство Ярославской области вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Ярославской области, а также вправе обратиться в суд.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Глава 6. Заключительные положения

Настоящий Устав вводится в действие законом Ярославской области о введении в действие Устава Ярославской области.

Губернатор

Ярославской области С.А. Вахруков

«_____»_____________2010 г.

Пояснительная записка
к проекту Устава Ярославской области

В соответствии с положениями статей 5 и 66 Конституции РФ Ярославская область как субъект Российской Федерации должна иметь свой устав, определяющий статус Ярославской области.

Действующая редакция Устава Ярославской области была принята Государственной Думой области 23 мая 1995 года. Данная редакция Устава разрабатывалась на основе Конституции РФ и законодательных актов СССР и РСФСР, изданных до ее вступления в силу. За 14 лет действия Устава области произошли существенные изменения в федеральном законодательстве, в системе управления регионом (созданы Правительство и иные органы исполнительной власти Ярославской области, Контрольно-счетная палата и Общественная палата Ярославской области), в текст Устава было внесено 34 изменения, в результате которых данный документ утратил свое концептуальное единство.

Постановлением Губернатора области от 14.04.2009 № 158 была создана комиссия по разработке новой редакции Устава области, в состав которой вошли депутаты Ярославской областной Думы, представители муниципальных образований и Общественной палаты Ярославской области, органов исполнительной власти области. В работе комиссии приняли участие представители прокуратуры области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

Работе над текстом Устава области предшествовало обсуждение и утверждение его концепции. Основными принципами работы стали отказ от избыточного дублирования федерального законодательства, обеспечение достаточного правового регулирования в рамках компетенции Ярославской области как субъекта РФ, оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, диспозитивность правового регулирования с соблюдением самостоятельности ветвей власти по решению вопросов их внутреннего устройства и функционирования.

В ходе работы над проектом Устава был учтен накопленный опыт государственного управления как Ярославской области, так и других субъектов РФ, ревизии подвергнуты процедуры принятия управленческих решений, система взаимоотношений между органами государственной власти, статус и полномочия как органов власти, так и отдельных должностных лиц.

Проект Устава состоит из 60 статей, объединенных в 6 глав:

Глава 1«Общие положения» (статьи 1 - 13) определяет статус Ярославской области как субъекта Российской Федерации (территория, границы, символика области), систему органов государственной власти и государственных органов, их взаимоотношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества (в т.ч. с Общественной палатой Ярославской области), иерархию нормативных правовых актов Ярославской области.

Глава 2 «Ярославская областная Дума» (статьи 14 - 34) определяет статус, порядок формирования и деятельности, полномочия Ярославской областной Думы, виды и порядок принятия правовых актов Ярославской областной Думой, регулирует вопросы статуса депутата Ярославской областной Думы.

Проект Устава сохраняет принципы формирования Ярославской областной Думы, создает основу для профессиональной деятельности депутатского корпуса.

Предлагается установить, что Ярославская областная Дума состоит из 50 депутатов, которые избираются по смешанной системе. Проект в этой части соответствует Федеральному закону от 05.04.2010 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» (при численности избирателей Ярославской области в 1 млн. 69 тыс. чел. и возможном от 35 до 90 количестве депутатов).

Число депутатов взаимоувязано с принципами осуществления депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Обязательное осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе предусматривается для депутатов, наделенных функциональными обязанностями по обеспечению деятельности Ярославской областной Думы и законодательного процесса: Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей. Иные депутаты Ярославской областной Думы вправе осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). При этом число депутатов Ярославской областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ярославской области и не может превышать половины от установленного числа депутатов.

Вопросы внутреннего устройства Ярославской областной Думы Устав относит к полномочиям Ярославской областной Думы, не определяя количество заместителей Председателя Ярославской областной Думы, перечень ее постоянных рабочих органов. При этом новацией проекта является изменение статуса постоянных рабочих органов Ярославской областной Думы. В соответствии с положениями статьи 22 проекта Ярославская областная Дума из своего состава образует комитеты Ярославской областной Думы, а не постоянные комиссии как в действующей редакции Устава области.

Нормы о числе депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной основе, и количестве комитетов в соответствии с проектом закона области «О введении в действие Устава Ярославской области» планируется распространить на созывы Ярославской областной Думы, избранные после введения в действие Устава Ярославской области в новой редакции.

Перечень полномочий Ярославской областной Думы уточнен в соответствии с действующим законодательством. Предусматривается создание Ярославской областной Думой органа государственного финансового контроля - Контрольно-счетной палаты Ярославской области, полномочия, порядок формирования и деятельности которой определяются законом Ярославской области.

Взаимодействие Ярославской областной Думы с Губернатором и органами исполнительной власти определяется в соответствии с действующим законодательством. При этом представительный орган участвует в назначении на должность и отстранении от должности первого заместителя Губернатора области. Данные вопросы решаются в главах 3 и 4 проекта Устава.

В целях оптимизации законодательного процесса изменен перечень субъектов законодательной инициативы. Для формирования единой позиции органов местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления и улучшения взаимодействия между исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований и органами исполнительной власти право инициативы закрепляется только за представительными органами муниципальных образований. Кроме того, сокращается с 30 до 20 дней срок представления Ярославской областной Думе заключений Губернатора по законопроектам.

Глава 3 «Губернатор Ярославской области» (статьи 35 - 44) определяет статус Губернатора как высшего должностного лица Ярославской области, его полномочия, порядок вступления в должность гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора, иные вопросы назначения и освобождения от должности Губернатора, исполнения полномочий Губернатора в случае его отсутствия, определяются виды правовых актов Губернатора, решаются иные вопросы деятельности Губернатора.

Проектом Устава к полномочиям Губернатора как высшего должностного лица отнесены вопросы, установленные федеральным законодательством, в том числе по определению основных направлений государственной политики Ярославской области, обеспечению взаимодействия с Ярославской областной Думой, руководству системой органов исполнительной власти Ярославской области, решению кадровых вопросов в органах исполнительной власти, а также согласованию назначения на должность прокурора Ярославской области.

Предусматривается, что в случаях, когда Губернатор временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора области, который назначается на должность Губернатором области с согласия Ярославской областной Думы.

Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Ярославской области, первому заместителю Губернатора Ярославской области. Данное решение является основанием для рассмотрения вопроса об освобождении указанных лиц от должности.

Новацией Устава стало изменение видов правовых актов Губернатора. В целях отграничения постановлений Правительства от правовых актов Губернатора области предлагается издавать указы и распоряжения Губернатора. При этом установлено, что указы издаются при определении основных направлений государственной политики Ярославской области, а также по вопросам, предусмотренным федеральными законами, Уставом и законами Ярославской области, и вопросам нормативного правового регулирования; распоряжения - по вопросам организации деятельности органов исполнительной власти, а также по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного правового характера.

Глава 4 «Правительство Ярославской области и иные органы исполнительной власти Ярославской области» (статьи 45 - 54) определяет систему органов исполнительной власти Ярославской области во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти - Правительством Ярославской области, порядок формирования, деятельности и полномочия указанного органа.

Руководителем Правительства Ярославской области является Губернатор Ярославской области. Правительство состоит из первого заместителя Губернатора, заместителей Губернатора и иных членов Правительства Ярославской области.

Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ярославской области, формирует и руководит иными органами исполнительной власти, по вопросам, входящим в его компетенцию, Правительство издает постановления.

В новой редакции Устава предусматривается норма об отчетности Губернатора перед Ярославской областной Думой о деятельности Правительства.

Помимо Правительства области в систему органов исполнительной власти Ярославской области входят также иные органы исполнительной власти в соответствии с законом Ярославской области. Указанные органы реализуют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг и государственному контролю (надзору).

Глава 5 «Местное самоуправление» (статьи 55 - 59) регулирует вопросы местного самоуправления в рамках компетенции органов государственной власти Ярославской области, определенной Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Ярославской области в муниципальных образованиях, границы и статус которых определяются законом Ярославской области.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлены наименования представительных органов муниципальных образований (Муниципальный Совет), главы муниципального образования (Глава), местной администрации (Администрация). Данные наименования будут применяться по истечении срока полномочий указанных органов и должностных лиц, избранных до введения в действие новой редакции Устава Ярославской области.

Статьи 58 и 59 посвящены вопросам ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством, в т.ч. в случае издания противоречащих законодательству муниципальных правовых актов, предусматривается ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области в порядке, установленном законом Ярославской области.

Глава 6 «Заключительные положения» (статья 60) предусматривает введение в действие Устава области отдельным законом о его введении в действие.

Указанный законопроект предусматривает отмену действующей редакции Устава Ярославской области и законов о внесении изменений в него, закона о введении в действие Устава области (с изменениями в него). Всего предполагается отменить 37 законодательных актов Ярославской области.

Проект закона Ярославской области «О введении в действие Устава Ярославской области» предусматривает, что введение в действие Устава не является основанием для прекращения и изменения сроков полномочий действующих Ярославской областной Думы и ее депутатов, Губернатора Ярославской области. Иные органы государственной власти Ярославской области, сформированные до введения в действие новой редакции Устава Ярославской области, также продолжают осуществлять свою деятельность.

Также установлено переходное положение, согласно которому до внесения изменений в законодательство Ярославской области Губернатор издает указы по вопросам, правовое регулирование которых в соответствии с законами Ярославской области должно осуществляться его постановлениями.

Срок приведения законодательства области и муниципальных правовых актов в соответствие с новой редакцией Устава области определен в шесть месяцев со дня его введения в действие.

Принятие Устава Ярославской области не повлечет увеличения расходов (снижения доходов) областного бюджета.

Перечень нормативных правовых актов Ярославской области,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием
Устава Ярославской области

В связи с принятием Устава области должны быть признаны утратившими силу законы Ярославской области от 23.05.1995 № 5-з «Устав Ярославской области» и от 23.05.1995 № 6-з «О порядке введения в действие Устава Ярославской области» с изменениями в них. Указанные законы предполагается отменить со дня введения в действие новой редакции Устава Ярославской области Законом области «О введении в действие Устава Ярославской области» (всего 37 законов области).

Потребуется внести изменения в следующие законы Ярославской области:

1) от 07.03.2001 № 16-з «О правовых актах Ярославской области»;

2) от 07.02.2002 № 8-з «О порядке осуществления народной правотворческой инициативы»;

3) от 17.10.2005 № 51-з «Об Избирательной комиссии Ярославской области»;

4) от 24.11.2008 № 55-з «О системе органов исполнительной власти Ярославской области»;

5) от 07.10.2008 № 50-з «Об Общественной палате Ярославской области»;

6) от 26.01.2000 № 5-з «О Контрольно-счетной палате Ярославской области».

Кроме того, потребуются редакционные изменения в 19 законов Ярославской области в связи с изменением вида правового акта, издаваемого Губернатором Ярославской области.

В целях обеспечения реализации положений новой редакции Устава дополнительно необходимо разработать и принять закон Ярославской области, регулирующий особенности статуса Губернатора Ярославской области как высшего должностного лица Ярославской области.

Помимо сказанного, должны быть внесены изменения в регламенты Ярославской областной Думы и Правительства области, иные правовые акты указанных органов власти.

Уставы муниципальных районов и городских округов (за исключением городского округа города Рыбинска) необходимо привести в соответствие с Уставом области в части наименований органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.