О перераспределении полномочий. Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта российской федерации и органами местного самоуправления. Закон московской области

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с частью 1 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перераспределяет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Московской области по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области.

Статья 2

1. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по:
1) подготовке и утверждению генерального плана городского поселения, а также по внесению в него изменений;
2) подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских поселений, а также по внесению в них изменений;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами);
4) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
5) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений;
7) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
9) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования;
10) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских поселений;
11) утверждению схем теплоснабжения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
12) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
13) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.
2. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по:
1) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
2) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.
3. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по:
1) подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений;
2) подготовке генеральных планов сельских поселений, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений, а также по подготовке в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района (без учета документов территориального планирования муниципального района в случаях, предусмотренных федеральными законами), если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения;
5) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5-12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений;
7) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
9) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
10) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
11) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
12) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов;
13) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории сельских поселений;
14) утверждению схем теплоснабжения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
15) утверждению схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
16) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
17) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на территории сельского поселения, расположенного в границах муниципального района, на другой вид такого использования;
18) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
19) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
20) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального района;
21) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
22) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
23) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
4. Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по:
1) подготовке генеральных планов городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) подготовке правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки городских округов (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского округа;
4) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов;
5) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
6) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
7) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
8) принятию решений о развитии застроенных территорий в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
9) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
10) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
11) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
12) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
13) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории городского округа;
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
15) утверждению схем теплоснабжения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
16) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
17) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских округов;
18) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
19) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
20) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
5. Полномочия органов местного самоуправления по утверждению правил благоустройства территории, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения; установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий осуществляются органами государственной власти Московской области в соответствии с законом Московской области.

Статья 3

1. Учет мнения Правительства Московской области при реализации органами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования осуществляется в порядке, установленном законом Московской области.
2. Учет мнения органов местного самоуправления при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 1-4, 10-12 части 1, пунктами 1-5, 10, 14, 15 части 3, пунктами 1-3, 8, 15, 16 части 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 4

1. Органами государственной власти Московской области полномочия, предусмотренные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются за счет средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2. Законы Московской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 5

1. В целях организации перераспределения полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, со дня официального опубликования настоящего Закона до 1 января 2015 года устанавливается переходный период.
2. В переходный период Правительство Московской области определяет и (или) формирует центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, устанавливает порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Московской области таких полномочий.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, с 1 января 2015 года.
3. В переходный период органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, передаваемые в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, заключают договоры, муниципальные контракты с учетом положений настоящего Закона и в порядке, установленном Правительством Московской области.
4. С 1 января 2015 года уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, действуют в части не противоречащей настоящему Закону и нормативным правовым актам органов государственной власти Московской области.
5. Формирование и утверждение проекта бюджета Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов и проектов бюджетов муниципальных образований Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов осуществляются с учетом настоящего Закона.
6. Законом Московской области органы местного самоуправления могут наделяться государственным полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона.

Статья 6

1. Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются сроком на 5 лет.
2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года,
за исключением статьи 5 настоящего Закона.
3. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 24 » июля 2014 года
№ 106/2014-ОЗ

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

    Н.В. ВЕРХОТИНА

    Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнены положениями, согласно которым законами субъекта Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

    Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года.

    Аналогичные нормы введены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ в Земельный кодекс РФ (ст. 10.1), Градостроительный кодекс РФ (ст. 8.2) и некоторые другие федеральные законы.

    С учетом указанных положений законодательным собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 18 ноября 2014 г. N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края". Закон вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, вступивших в силу с 1 марта 2015 г. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края перераспределены на срок полномочий законодательного собрания Приморского края пятого созыва.

    Законом перераспределены полномочия между органами местного самоуправления Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, Надеждинского муниципального района и поселений, входящих в его состав, и органами государственной власти Приморского края в сфере градостроительной, рекламной деятельности, земельных отношений, благоустройства.

    Указанное перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края направлено на формирование единой политики управления, развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, создание и развитие Владивостокской агломерации.

    Вместе с тем реализация этого Закона вскрыла некоторые проблемы, требующие дополнительного нормативного регулирования на федеральном уровне.

    Так, в настоящее время не урегулирован вопрос об отмене муниципальных правовых актов и о внесении изменений в ранее принятые акты органов местного самоуправления по вопросам переданных полномочий.

    В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта Федерации).

    Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внесение изменений или отмена правовых актов органов местного самоуправления актами органов государственной власти субъектов Федерации также не предусмотрены.

    В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

    Однако в результате перераспределения полномочий органы местного самоуправления утрачивают возможность принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъекта Федерации, а возможность отмены либо внесения изменений в акты органов местного самоуправления актами органов государственной власти, в том числе на основании протестов прокурора, законом не предусмотрена.

    Представляется, что в сложившейся ситуации оспаривание ненормативных и нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам перераспределения полномочий возможно исключительно в судебном порядке.

    Кроме того, Законом Приморского края "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" в числе перераспределенных полномочий предусмотрены подготовка и утверждение генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки, внесение изменений в такие документы.

    Таким образом, вследствие передачи указанных полномочий ни органы местного самоуправления муниципальных образований, вошедших во Владивостокскую агломерацию, ни органы исполнительной власти края в настоящее время не смогут внести изменения в уже принятые документы территориального планирования и градостроительного зонирования, документы по планировке территории указанных муниципальных образований (органы местного самоуправления - в связи с отсутствием в настоящее время таких полномочий, органы исполнительной власти края - в связи с отсутствием полномочий по изменению и отмене муниципальных правовых актов).

    Это при том, что Владивостокская агломерация развивается динамично и требует внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в документы по планировке территории относительно объектов регионального и муниципального значения, планируемых к размещению на территории агломерации.

    Выходом из этой ситуации может быть принятие органами исполнительной власти края новых документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории указанных муниципальных образований (с учетом планируемого развития Владивостокской агломерации).

    В свою очередь, в силу статьи 3 Закона реализация указанных полномочий осуществляется ориентировочно по декабрь 2016 года (законодательное собрание Приморского края пятого созыва сформировано в декабре 2011 года, полномочия установлены на 5 лет).

    Однако с января 2017 года (ориентировочный срок начала работы законодательного собрания 6-го созыва) ни органы местного самоуправления указанных образований, ни органы исполнительной власти края не смогут внести изменения в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документацию по планировке территории указанных муниципальных образований, принятые органами исполнительной власти края (органы местного самоуправления - в связи с отсутствием полномочий по изменению и отмене региональных правовых актов, органы исполнительной власти края - в связи с отсутствием к тому времени таковых полномочий).

    Указанные обстоятельства могут впоследствии привести к приостановлению развития Владивостокской агломерации в связи с невозможностью внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документацию по планировке территории указанных муниципальных образований (для сведения: для принятия новых документов требуется осуществление закупки, заключение государственного контракта, согласование документов с заинтересованными органами, проведение публичных слушаний - процесс длительный и трудоемкий).

    Вопросы правопреемства возникают также при рассмотрении судебных споров и исполнении судебных решений.

    Так, в случае, когда незаконное решение принималось органом местного самоуправления, но на момент рассмотрения дела полномочия по принятию такого решения переданы государственному органу субъекта Федерации, с учетом положений ст. 46 АПК, допускающей процессуальное соучастие, в судебном заседании необходимо привлекать в качестве соответчика орган государственной власти субъекта РФ с целью соблюдения принципа исполнимости судебного акта и восстановления нарушенных прав заявителя.

    Такой процессуальный статус позволит органу государственной власти как уполномоченному органу возражать и по существу заявленных требований, а также обжаловать судебные акты в случае несогласия с ними.

    При этом по причине отсутствия у органа местного самоуправления соответствующих полномочий обязанность по устранению нарушенных прав заявителя путем принятия соответствующего решения подлежит возложению на уполномоченный орган исполнительной власти края.

    Однако не ясно, обязанностью какого органа (органа государственной власти или органа местного самоуправления) является исполнение судебных актов о возложении обязанности на орган местного самоуправления по восстановлению нарушенного права заинтересованного лица путем принятия решения по вопросу, отнесенному в результате перераспределения полномочий к компетенции органа исполнительной власти субъекта Федерации.

    Как указывалось ранее, правопреемство в вопросах реализации перераспределенных полномочий законодательством прямо не предусмотрено. В связи с этим, если судебными решениями не установлено иное, после перераспределения полномочий ни органы местного самоуправления, ни органы исполнительной власти края не уполномочены исполнять решения, не исполненные до перераспределения полномочий.

    Возможным вариантом выхода из этой ситуации может быть прекращение исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, на основании п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

    Согласно правовой позиции, выраженной в судебных актах, в том числе Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N А56-7699/2012, прекращение у органа исполнительной власти полномочий по принятию решения о включении земельного участка в границы населенных пунктов или об отказе во включении участка в границы населенных пунктов влечет невозможность исполнения требований, указанных в исполнительном листе по состоявшемуся делу.

    Принимая во внимание названные обстоятельства, суды, сославшись на п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указали, что исполнительное производство прекращается в случае невозможности исполнить решение суда в силу объективно существующих обстоятельств, за которые должник не несет ответственности. При этом суды исходили из того, что требования исполнительного документа в этом случае могут быть исполнены исключительно самим должником.

    Вместе с тем применительно к рассматриваемой проблеме наиболее отвечающей принципам восстановления нарушенных прав заявителей и исполнимости судебных актов представляется правовая позиция, выраженная в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А43-27284/2005.

    В рассматриваемом деле орган местного самоуправления обратился в суд с заявлением о замене его как должника в исполнительном производстве на орган государственной власти субъекта Федерации в связи с тем, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории субъекта после вынесения судом решения возложены на орган государственной власти.

    Удовлетворяя заявление, суд со ссылкой на ст. 48 АПК пришел к выводу о возможности процессуального правопреемства не только при замене стороны в гражданско-правовом обязательстве (в договоре аренды), но и в иных правоотношениях, в том числе и по заключению договора аренды земельного участка.

    Кроме того, в силу положений ст. 16 АПК исполнение либо неисполнение состоявшегося судебного акта не может быть поставлено в зависимость от передачи полномочий от одного органа исполнительной власти к другому.

    При указанных обстоятельствах выходом из сложившейся ситуации будет процессуальное правопреемство на стадии исполнительного производства.

    Для устранения правовой неопределенности в вопросах правопреемства органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации при реализации перераспределенных полномочий представляется целесообразным внесение изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

24 июля 2014 г. Московская областная дума приняла закон "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".

Смысл этого закона сводится к следующему - значительная часть полномочий органов местного самоуправления (муниципальных властей) переходит к правительству Московской области. Угадайте, в какой сфере принятие решений делегировано с районного уровня на областной? Правильно, в сфере градостроительства и выделения земельных участков - самого прибыльного бизнеса в Подмосковье.

Теперь областные власти будут осуществлять полномочия по:

Подготовке и утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки;

Подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков);

Принятию решений о развитии застроенных территорий;

Выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;

Принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

Принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования;

Установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

Переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую (для сельских поселений);

Все эти вопросы относятся к вопросам местного значения, т. е. тем, которые по определению должны решаться на местном уровне и составлять основу местного самоуправления с учетом мнения граждан. Данный закон выглядит как узурпация полномочий высшим уровнем власти для перераспределения денежных потоков от застройки.

Примеры волюнтаристского вмешательства областных властей известны и ранее - например, трехкратное отклонение одобренного жителями Генерального плана городского округа Химки и возвращение его на доработку с ухудшением каждого следующего варианта генплана по сравнению с предыдущим. По закону прошедший публичные слушания генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки) глава г. Химки обязан либо утвердить, либо отправить на доработку, но Олег Шахов не сделал этого, хотя после публичных слушаний прошел целый год. Зато Градсовет Московской области многократно "заворачивал" генплан, в отсутствие которого противостояние населения с застройщиками достигло высочайшего накала.

Теперь, с появлением этого закона, действия областных властей просто обретут подобие "правовой формы".

Большинством активной общественности Подмосковья закон воспринят как "вырывание куска более сильным хищником у более слабого". Однако встречается мнение, что "наконец-то отберут полномочия у зарвавшейся местной власти". Это вполне объяснимо противостоянием жителей с местными властями, давно превратившимися в обслугу вышестоящих звеньев коррумпированной вертикали.

Но с принятием закона противостояние переместится на другой уровень, уже с областными властями, а это потребует от жителей гораздо больших ресурсов и сведет на нет и без того малую степень влияния граждан на принятие решений по застройке территорий.

Вместе с другим законопроектом, поправками в Земельный кодекс об изъятии земель под объекты социальной инфраструктуры, это может создать ситуацию конвейерного отъема остатков земли у собственников и последующей застройки.

Если среди читателей есть грамотные юристы, то призываю их проанализировать данный законопроект на соответствие Конституции и федеральному законодательству.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 28 ноября 2015 г. № 1283
МОСКВА

Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральному агентству воздушного транспорта с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить предложения внесении изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием настоящего постановления, включая предложения по изменению штатной численности и объема финансирования.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации

И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 14, ст. 1593; 2000, № 17, ст. 1875; 2010, № 28, ст. 3705):

А) в абзаце втором пункта 1 слова "и Межгосударственному авиационному комитету" исключить;

Б) в Положении о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденном указанным постановлением:

В пункте 2:

Подпункт "б" дополнить словами ", а также федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники";

Подпункт "г" признать утратившим силу;

Пункте 4 слова "и Межгосударственным авиационным комитетом, если в них содержатся положения, касающиеся деятельности этого Комитета" исключить;

Пункте 6:

Абзаце первом слова "и вводятся в действие" исключить;

Абзац четвертый дополнить словами ", а также устанавливающие требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники";

Абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.";

В пункте 8 слова "и вводятся в действие" исключить.

2. В Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612; № 52, ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740; № 17, ст. 1883; № 22, ст. 2576; 2009, № 3, ст. 378; № 13, ст. 1558; № 18, ст. 2249; 2010, № 6, ст. 650, 652; № 11, ст. 1222; № 12, ст. 1348; № 13, ст. 1502; № 25, ст. 3172; 2011, № 26, ст. 3801; № 38, ст. 5389; № 46, ст. 6526; № 47, ст. 6660; № 48, ст. 6922; 2012, № 19, ст. 2439; № 44, ст. 6029; № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388; № 12, ст. 1322; № 26, ст. 3343; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286; № 18, ст. 2177; № 30, ст. 4311, 4325; № 37, ст. 4974; № 42, ст. 5736; № 43, ст. 5901, 5926; 2015, № 17, ст. 2571; № 20, ст. 2925; № 38, ст. 5300; № 47, ст. 6605):

А) подпункт 5.2.53 признать утратившим силу; б) в подпункте 5.2.538:

Абзац девятнадцатый после слов "юридических лиц" дополнить словами "(за исключением юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники)";

Дополнить абзацами следующего содержания: "порядок обязательной сертификации:

Аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

Светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения;

Гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г., или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;

Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;

Требования к документации гражданского воздушного судна, указанной в пункте 1 статьи 371 Воздушного кодекса Российской Федерации;

Правила технического обслуживания и наземного обслуживания гражданских воздушных судов;

Форму сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления;";

В) подпункт 5.2.539 признать утратившим силу.

3. В Положении о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3343; 2008, № 26, ст. 3063; 2009, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 652; 2012, № 34, ст. 4750; 2013, № 26, ст. 3343; № 45, ст. 5822; 2014, № 35, ст. 4775; 2015, № 2, ст. 491; № 20, ст. 2925; № 38, ст. 5287):

А) подпункт 5.3.1 изложить в следующей редакции:

"5.3.1. обязательную сертификацию:

Аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов (с выдачей соответствующего сертификата);

Гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г., или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (с выдачей сертификата типа);

Светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения (с выдачей соответствующего сертификата);";

Б) подпункт 5.4.28 дополнить словами ", в том числе сертификатов летной годности";

В) подпункт 5.4.55 после слов "юридических лиц" дополнить словами ", за исключением юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники";

Г) дополнить подпунктами 5.4.56 и 5.4.57 следующего содержания: "5.4.56. выдачу документа, удостоверяющего изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, предусмотренного пунктом 41 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

5.4.57. государственный контроль за обеспечением соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций;".

4. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2868; 2009, № 3, ст. 378; № 25, ст. 3065; 2010, № 6, ст. 649; № 9, ст. 960; 2011, № 43, ст. 6079; № 46, ст. 6523; № 47, ст. 6662; 2012, № 43, ст. 5886; 2013, № 23, ст. 2909; 2014, № 9, ст. 923; № 37, ст. 4961; 2015, № 14, ст. 2118; № 27, ст. 4080; № 40, ст. 5563; № 44, ст. 6136):

А) дополнить подпунктами 5.2.171 и 5.2.172 в следующей редакции:

"5.2.171. федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники;

5.2.172. форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил;";

Б) дополнить подпунктом 5.8.21 следующего содержания:

"5.8.21. выдачу документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил;".

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства

П Е Р Е Ч Е Н Ь утративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367 "О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 1, ст. 22).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 1995 г. № 316 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367 "О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 16, ст. 1420).

Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 462 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2011).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1147 "О дополнении постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 37, ст. 4304).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ВОПРОСЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ЛИМОНОВ,

кандидат юридических наук, доцент; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ законодательных изменений, касающихся передачи значительного число вопросов местного значения от сельских поселений муниципальным районам, перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Рассматриваются вопросы бюджетно-налоговой политики муниципальных образований, а также возможности увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, приближение власти к населению, контроль за властью.

Annotation. Present article is devoted to the analysis of legislative changes on the transfer of a significant number of local issues from rural settlements to municipal areas, about redistribution of powers between local authorities and public authorities of subjects of the Russian Federation. In the article the questions of fiscal policy of municipalities, as well as the possibility of increasing tax revenues to local budgets.

Keywords: local government, municipality, urban district with intracity division and intracity areas, the approach of the authorities to the population, control of the power.

В настоящее время продолжается реформа местного самоуправления, направленная на учет региональных особенностей при разграничении полномочий между различными уровнями публичной власти и органами местного самоуправления.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации отметил: «Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению... не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно.»1.

Основные положения реформы были закреплены Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 ФЗ2 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерально-

го закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3 и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»4. Названные законы передали значительное число вопросов местного значения от сельских поселений муниципальным районам, поскольку органы местного самоуправления подавляющего большинства сельских поселений не могли эффективно решать многие вопросы местного значения в связи с отсутствием у них необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов5.

Решение о троекратном сокращении базового перечня вопросов местного значения для сельских

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

поселении, направленное на укрепление местного самоуправления и улучшение качества предоставления муниципальных услуг на селе, должно обеспечить согласованность реальных возможностей органов местного самоуправления муниципальных образовании решать возложенные на данный уровень власти задачи.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 перечень вопросов местного значения сельских поселений был существенно сокращен и ограничен 13 вопросами, закрепленными в ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.6: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; формирование архивных фондов поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома) сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-до-рожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; организация и осуществле-

ние мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин

Вопросы местного значения внутригородских районов были соотнесены с 13 вопросами, закрепленными за сельскими поселениями.

Одновременно Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 предоставил субъектам Российской Федерации право своими законами осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением ряда полномочий органов местного самоуправления, обеспечивающих конституционный принцип самостоятельности муниципальных образований, в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пп. 1, 2, 7, 8 ч. 1 ст. 17 и ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.). Институт перераспределение полномочий в целом при правильном его применении, может быть эффективным инструментом оптимизации полномочий местного самоуправления с учетом региональных и местных условий.

Таким образом, перераспределение полномочий стало правом субъекта Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации поручено своими законами своевременно дополнять перечень вопросов местного значения сельских поселений с учетом имеющейся региональной и местной специфики. Региональным законодательством за сельскими поселениями закрепляются дополнительные вопросы местного значения, из них наиболее часто закрепляются следующие:

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

чий, установленных законодательством Российской Федерации;

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного насдедия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Изменения в сфере местного самоуправления потребовали: внесения изменений в структуру бюджетной системы Российской Федерации; перераспределения доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями; разграничения доходов между городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами; изменения принципов формирования межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации, муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, городскими, сельскими поселениями; установления бюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, а также между городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами.

С учетом изложенного, в связи с существенными изменениями в организации местного самоуправления и принципов его финансового обеспечения в целях дальнейшей оптимизации полномочий и финансовой обеспеченности муниципальных образований представляется необходимо провести следующее.

1. Прежде всего, необходимо более четко сформулировать сами вопросы местного значения, исходя при этом из того, что понятию «вопросы местного значения» наиболее близко правовое понятие «предметы ведения», а также из того, что степень участия муниципальной власти в осуществлении полномочий по каждому предмету ведения среди всех трех публичных властей может быть разной.

Вопросы местного значения в соответствующих статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 должны быть сформулированы (в той степени, в которой это возможно) именно как предметы ведения. Вопросы местного значения муниципального района должны быть сформулированы как вопросы местного значения межпоселенческого характера.

2. Вновь введенный институт перераспределения полномочий между региональной и муниципальной властями, очевидно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Во-первых, исходя из принципа юридической иерархии актов, возможность перераспределения за-

коном субъекта Российской Федерации полномочий, разграниченных отраслевым федеральным законом, может была возможна лишь в том случае, если в соответствующем отраслевом федеральном законе предполагается такое перераспределение. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ утвердил такой подход7. Требуется внести соответствующее положение и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, чтобы избежать коллизии норм этих законов.

Во-вторых, следует отметить, что в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 132)8 предусматривается единственно возможный способ передачи государственных полномочий органам местного самоуправления - путем наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В связи с этим перераспределение полномочий (временное по своей природе) возможно только с муниципального уровня на региональный, т.е. только по вопросам местного значения, и «перераспределенные» таким образом полномочия остаются муниципальными полномочиями, осуществление которых передано субъекту Российской Федерации. Передача же полномочий, установленных федеральными законами для регионального уровня власти, от органов государственной власти субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления возможна только путем наделения законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, причем перечень полномочий, которые могут таким образом передаваться, исчерпывающим образом определен в ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»9.

При этом в любом случае при перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления необходимо руководствоваться нормами ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления10, являющейся составной частью российской правовой системы, нормативным правовым актом более высокой юридической силы, чем федеральный закон (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации)11, и, прежде всего, установленным Хартией (ч. 3, 4 ст. 4) принципом субсидиарности: осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам; передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии; предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными; они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

власти только в пределах, установленных законом; необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.

В-третьих, следует вернуться к рассмотрению необходимого и достаточного перечня вопросов местного значения сельских поселений, установленного ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Анализ складывающейся практики правоприменения показывает, что значительное число субъектов Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вновь наделили сельские поселения целым рядом изъятых у них вопросов местного значения. Среди этого ряда следует прежде всего отметить такие вопросы, как: организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом; организация ритуальных мест и содержание мест захоронения; создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К этому перечню можно добавить и утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Таким образом, требует обсуждения вопрос о некотором расширении перечня вопросов местного значения сельского поселения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, за счет упомянутых выше вопросов местного значения. При этом надо полагать, что невозможность исполнения сельскими поселениями установленного федеральным законом необходимого и достаточного перечня вопросов местного значения в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры и кадров и невозможностью их привлечения может являться основанием для преобразования сельского поселения путем его присоединения (объединения) с другим сельским поселением. Сельское поселение, которое при наличии необходимых источников финансирования может решать установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ вопросы местного значения на достаточном качественном уровне (не ниже, чем в среднем по данному субъекту Российской Федерации), имеет право на самостоятельное существование и развитие и не должно подвергаться дальнейшим преобразованиям.

В-четвертых, необходимо отметить, что нормы ч. 12 с. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусматривают возможность перераспределения полномочий только между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение законами субъекта Российской

Федерации (равно как и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации) полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с ч. I2 ст. 17 данного Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не допускается. Поселения и муниципальные районы перераспределяют эти полномочия между собой (в том числе и по тем дополнительным вопросам местного значения, которыми сельские поселения были наделены законами субъектов Российской Федерации) своими соглашениями и решениями, что соответствует отношениям публично-правового межмуниципального сотрудничества, в котором и находятся между собой муниципальный район и входящие в него поселения.

В связи с тем, что правовая природа отношений между городским округом с внутригородским делением и его внутригородскими районами также носит характер публично-правового межмуниципального сотрудничества, целесообразно установить такой же способ перераспределения полномочий по вопросам местного значения - соглашениями - и между указанными муниципальными образованиями.

3. В настоящее время по-прежнему наиболее трудным остается вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения.

Определенные меры в данном направлении на федеральном уровне приняты. Однако, в целях решения данного вопроса важно учесть следующий момент.

В области местного самоуправления настоятельно необходимо сменить бюджетно-налоговую политику на стимулирующую, при которой муниципальные образования будут иметь возможность влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты через механизмы расширения налогооблагаемой базы местных бюджетов, через механизмы участия в учете и контроле за взиманием налогов, которые поступают в местные бюджеты. По мнению В. Букетова, вы-строенна жесткая бюджетная вертикаль власти, которая изымала средства местного бюджета «наверх», для централизованного перераспределения «вниз» с помощью дотаций, госпрограмм, субсидий и т.д. Поэтому «бедные» муниципалитеты могли получать финансирование за счет зарабатывающих, «богатых» муниципалитетов. Таким образом, муниципальные образования были лишены стимула к развитию. Вместо решения своих прямых обязанностей и приближения к народу, муниципалитетам пришлось сокращать свои расходы и обязательства»12.

Таким образом, законодательная реформа местного самоуправления в Российской Федерации посужила необходимым этапом становления демократии на муниципальным уровне и ее проведение объективно обусловлено рядом сложностей в осуществлении местного самоуправления.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

1 См.: Послание Президент Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета от 13 декабря 2013 г. № 282 (6258) С. 2 // Официальный сайт Президента Российской Федерации / http://www. kremlin.ru.

2 См.: Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 (ред. от 3 февраля 2015 г.) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2014. № 22, ст. 2770 / http://www.pravo.gov.ru.

3 См.: Федеральный закон 06 октября 2003 № 131- ФЗ (ред. 29 июня 2015 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 11 июля 2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления:» // СЗ РФ. 2003. 6 октября. № 40, ст. 3822. http://www.pravo.gov.ru.

4 См.: Грудцина Л.Ю., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Антонова Н.А., Кардашова И.Б., Прудников А.С., Егоров С.А, Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д Муниципальное право России: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015; Лимонов А.М. Местное самоуправлениев Российской Федерации (теретико-правовой аспект): Дисс... на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2000.

5 См.: Прудников А.С., Лимонов А.М. Муниципальное право России: Курс лекций для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юрипруденция». М., 2005. Высшая школа (2-е изд., перераб. и доп.)

6 См.: Федеральный закон 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ (ред. 29 июня 2015 г. с изм. и доп. Вступил в силу с 11 июля 2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» // СЗ РФ. 2003.6 октября. № 40, ст. 3822 / http://www.pravo.gov.ru.

7 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» // СЗ

8 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. 4 августа. № 31, ст. 4398 / http://www. pravo.dov.ru.

9 См.: Федеральный закон 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ (ред. 13 июля 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. 18 октября. № 42, ст. 5005 / http://www.pravo.gov.ru.

10 «Европейской хартии местного самоуправления» (совершено подписание 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. 7 сентября. № 36, ст. 4466 / http://www.pravo.gov.ru; Зубов И.Н., Прудников А.С., Хазов Е.Н., Василевич Г.А., Белоновский В.Н., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю, Освелюк А.М., Эриашвили Н.Д. Конституционное право зарубежных стран: Учебник М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013; Гасанов К.К., Червонюк В.И., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств: Учеб.-метод. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015..

11 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, №31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru.. Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н. Хазов Е.Н, Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А. Опалева А.А. М Актуальные вопросы Конституционного права. Учебник.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -479 с., Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А., Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .

12 См.: Тютюнников С. Власть делегированная «вниз». // Российская газета. 2014. 15 апреля. С.4. Лимонов А.М. Местное самоуправлениев Российской Федерации (теретико-правовой аспект) диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2000.

Договорное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили, В.Н. Ткачёва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 239 с. (Серия «Юриспруденция для бакалавров»).

Учебное пособие содержит общие положения договорного права: понятие и содержание договора, виды договора, порядок заключения договора, изменения и расторжения договора. Рассматриваются все виды договоров, наиболее распространенные из них анализируются подробнее.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто захочет получить конкретную информацию о том или ином виде договора.