Органы дознания и предварительного следствия. Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция Процессуальная деятельность органов предварительного следствия

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье.

Общие сведения

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Основные отличия

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности.
Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Материалы судебной практики

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

В заключение

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

Слайд 2

Вопросы: 1. Понятие и система органов предварительного расследования 2. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция 3. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции 4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Слайд 3

Литература: 1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: учебное пособие / В.С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.; 2. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: РАП, 2013. – [Электронный ресурс]. Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон от 28 декабря 2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции»; 3. Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 4. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; 5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ; 6. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»; 7. Указ Президента РФ от 28 июля 2004г. № 976 «Вопросы федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

Слайд 4

1. Понятие и система органов предварительного расследования

Система органов предварительного расследования– органы, осуществляющие от имени государства уголовное преследование в форме предварительного следствия и дознания, которыми непосредственно занимаются следователи или дознаватели (в зависимости от тяжести совершенного преступления). Предварительное расследование – правоохранительная деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов предварительного следствия и органов дознания) по раскрытию и пресечению совершенных или готовящихся преступлений, собиранию доказательств по изобличению лица (или лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение преступлений. Цель предварительного расследования – обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и одновременно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод. Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы раскрыть преступление, то есть установить, кто и что совершил, собрать доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, обоснованно привлечь лицо в качестве обвиняемого, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Слайд 5

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Предварительное следствие – основная форма предварительного расследования, которая обязательна по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст. 150 УПК РФ. Дознание – предварительное расследование преступлений, производимое специально уполномоченными на то УПК РФ органами исполнительной власти государства, которые в силу особенностей своей деятельности призваны обеспечивать охрану правопорядка и осуществлять борьбу с преступностью. Перечень уголовных дел, по которым производится дознание, установлен УПК РФ (ч.3 ст.150).

Слайд 6

Предварительное расследование производится:

  • Слайд 7

    2. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

    Следственный комитет РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Полномочия Следственного комитета: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета; обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по ее совершенствованию; принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере его деятельности; и другие полномочия.

    Слайд 8

    Основные задачи Следственного комитета РФ

  • Слайд 9

    Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему органы: Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам РФ, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам.

    Слайд 10

    Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, устанавливает штатную численность Следственного комитета, назначает на должность и освобождает от должности лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий. Председатель Следственного комитета, возглавляет Следственный комитет и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военно-следственного управления.

    Слайд 11

    Органы предварительного следствия органов внутренних дел. В МВД Российской Федерации руководство системой следственных органов осуществляет Следственный департамент, во главе которого стоит заместитель Министра внутренних дел – начальник Следственного департамента. Это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. На этот центральный орган возлагается расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимых преступлений непосредственно следователями Следственного департамента. Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного расследования преступлений в целях обеспечения проведения по ним всестороннего, полного и объективного следствия.

    Слайд 12

    В систему следственных органов МВД РФ входят: следственная часть Главного управления МВД РФ по федеральному округу; главное следственное управление, управление, следственный отдел министерства внутренних дел по республике, главное управление, управления МВД РФ по иному субъекту Российской Федерации; следственные управления и отделы МВД по городам, районам и иным муниципальным образованиям. В систему органов предварительного следствия МВД РФ входят также следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; следственные управления (отделы, отделения, группы) при линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте; следственные управления (отделы) при УВД (ОВД) закрытых территориях и режимных объектах МВД России. Следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам следственных органов МВД России осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений, отнесенных к их компетенции.

    Слайд 13

    К органам предварительного следствия Федеральной службы безопасности относятся следственное управление ФСБ и следственные отделы территориальных органов безопасности. Следователи органов ФСБ осуществляют расследование уголовных дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства – государственная измена, шпионаж, разглашении государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, диверсия, вооруженный мятеж и др. Органы предварительного следствия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков состоят из следственных управлений и отделов, в которых работают следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Следователи следственных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков расследуют уголовные дела, касающиеся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств.

    Слайд 14

    Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов. Следователь – гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возложенные на него служебные обязанности. Полномочия следователя регламентированы ст. 38 УПК РФ.

    Слайд 15

    3. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции

    Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. На органы дознания возлагаются: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

    Слайд 16

    Органы дознания

  • Слайд 17

    Дознаватель – должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела. В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний в качестве руководителей органами дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений. Полномочия дознавателя указаны в ст. 41 УПК РФ. Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Полномочия начальника подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателей установлены ст. 40.1 УПК РФ.

    Слайд 18

    4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

    Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи оперативно-розыскной деятельности:

    Слайд 19

    Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотиков. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Слайд 20

    Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

    Слайд 21

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий установлены ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Слайд 22

    Результаты оперативно-розыскной деятельности оформляются справкой, докладом, представляемыми проводившими их оперативными работниками либо другими документами, установленными ведомственными нормативными актами. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

    Посмотреть все слайды

    Расследование преступлений - важнейшая часть уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма рассле-, дования преступлений - предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь-должностное лицо Соответствующего правоохранительного органа^ уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

    Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

    В этих целях следователь рассматривает заявления о совершен-, ных преступлениях, возбуждает уголовные дела, устанавливает на-г личие события преступления, собирает доказательства виновности лиц, его совершивших, и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обви-.няемых.

    Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодедс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядка предъявления обвинения, про-" изводства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и др.

    Предварительное следствие по уголовным делам проводится следователями:

    S Следственного комитета при прокуратуре РФ;

    S органов внутренних дел РФ;

    S Федеральной службы безопасности РФ;

    S Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

    Следователи Следственного комитета при прокуратуре расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и других опасных преступлениях.

    Кроме того, эти следователи расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации РФ и депутатами

    Государственной Думы РФ, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, Председателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Следователям Поручается проведение расследования о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел РФ, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ, и преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Следователи военных следственных управлений при Прокуратуре РФ расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны РФ.

    Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях.

    К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство; незаконный оборот наркотиков; нарушения правил противопожарной безопасности, транспортных правил; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.

    Следователи Федеральной службы безопасности РФ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной Тайны, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дед, отнесенных к их компетенции.

    Следователи Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия).

    Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.В соответствии с законом такие процессуальные действия следователя, как применение меры пресечения в виде ареста; продление срока содержания под стражей; производство обыска и выемки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; отстранение Обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения Экспертизы, и некоторые другие могут проводиться только после получения решения суда.

    В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, направлении дела для предания обвиняемого суду или прекращении дела, а также об отводе следователя, следователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

    Полномочия следователя включают также его право давать орга-, нам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    В организационном плане деятельность следователей направляется соответствующими следственными подразделениями:

    S в прокуратуре - Следственным комитетом при прокуратуре РФ и его органами на местах, включая и военные следственные управления;

    S в органах внутренних дел- Следственным комитетом Министерства внутренних дел РФ, следственными управлениями (отделами) органов внутренних дел субъектов РФ, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;

    в органах Федеральной службы безопасности РФ - Следственным комитетом Федеральной службы безопасности РФ, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов РФ, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках; S в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков - Следственным управлением ФСКН России и следственными управлениями (отделами) наркоконтроля в субъектахРФ.

    Руководители следственных подразделений вправе: S осуществлять контроль за своевременноапью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству следствия;

    s проверять уголовные дел а, давать указания следователю о Производстве следственных действий, привлечении в качестве обвиняембго, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследований лично.

    Указания руководителя следственного подразделения обязательны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь, не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнений, кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе представить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следственного подразделения. Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения или об оставлении жалобы без удовлетворения.

    Надзор за предварительным следствием осуществляют руководители соответствующих следственных подразделений. Полномочия надзирающих включают право:

    s "требовать от следователя любые дела и документы, поступившие в ходе следствия, и давать обязательные к исполнению письменные указания о расследовании преступлений;

    S отменять незаконные и необоснованные постановления (о возбуждении уголовного дела, описи, обыске, привлечении в качестве обвиняемого, прекращении или приостановлении расследования и др.) следователя;

    S лично производить отдельные следственные действия или расследование дела в полном объеме;

    S изымать дело у одного следователя и передавать другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

    ^ отстранять следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия, если при расследовании им допущено нарушение закона.

    Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.

    Органы предварительного расследования наделяются специальными полномочиями, которые перечислены в УПК РСФСР. Принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание.

    Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти - органами дознания. Между ними имеются сходства и различия.

    Сходства: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений. Осуществляют свою деятельность на основе единого УПК. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

    Различия: осуществляются разными органами. Согласно требованиям ст.126 УПК орган дознания возбуждает уголовное дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-дневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.

    На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).

    Общая характеристика органов предварительного следствия

    Законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов: следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции.

    Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

    Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Его функция - расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.

    Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения. Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.

    При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

    Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность следователя и доверие к нему настолько велики, что законодатель не требует заверения процессуальных документов печатью, достаточно одной лишь подписи следователя. Печатью заверяются только постановления, требующие санкции прокурора.

    По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

    В ходе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде являются обязательными для органов дознания. Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан.

    Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, не известно, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.

    Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.

    Пpедваpительное следствие приостанавливается, если обвиняемый скрылся от следствия и не может быть найден, или в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого удостоверенного врачом, или же в случае не установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно статьи 195 УПК РСФСР.

    Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.

    Также дело может быть пpекpащено, если существуют обстоятельства исключающие производство по делу, согласно статьи 5 УПК России. Или же согласно статьи 6 УПК России в следствии изменения обстановки, или всвязи с деятельным раскаянием согласно статьи 7 УПК России, может быть пpекpащено в отношении несовершеннолетнего, с применением меp воспитательного воздействия. Также пpекpащается в связи с пpимеpением с потерпевшим, пpекpащается и в связи с недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если исчеpпаны все возможности для собирания принудительных доказательств.

    После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.

    Действия следователя находятся под надзором прокурора, который выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и даче указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела для передачи обвиняемого суду или прекращении дела. Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и в этом случае закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

    Такова общая характеристика полномочий следователя и его процессуальных прав.

    • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
      • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
      • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
      • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
      • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
      • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
    • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
      • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
      • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
      • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
    • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
      • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
      • Суд как орган судебной власти
      • Судебная система
    • Правосудие и его демократические основы (принципы)
      • Отличительные признаки и понятие правосудия
      • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
      • Законность
      • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
      • Осуществление правосудия только судом
      • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
      • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
      • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
      • Обеспечение права граждан на судебную защиту
      • Состязательность и равноправие сторон
      • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
      • Презумпция невиновности
      • Открытое разбирательство дел во всех судах
      • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
      • Участие граждан в отправлении правосудия
    • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
      • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
      • Этапы развития районного суда
      • Полномочия районного суда
      • Основные права и обязанности судей
      • Председатель (судья) районного суда
      • Организация работы в районном суде
    • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
      • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
      • Основные этапы развития судов среднего звена
      • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
      • Организация работы в судах среднего звена
    • Военные суды
      • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
      • Этапы развития военных судов
      • Подведомственность военных судов
      • Основы организации и подсудности военных судов
    • Верховный Суд Российской Федерации
      • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
      • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
      • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
      • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
      • Организация работы в Верховном Суде РФ
    • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
      • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
      • Этапы развития арбитражных органов
      • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
      • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
      • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
      • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
      • Иные арбитражные органы
    • Конституционный Суд Российской Федерации
      • Конституционный контроль, его понятие и истоки
      • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
      • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
    • Суды субъектов Российской Федерации
      • Конституционные (уставные) суды
      • Мировые судьи
    • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
      • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
      • Порядок формирования судейского корпуса
      • Гарантии независимости судей
      • Судейское сообщество и его органы
      • Квалификационные коллегии и аттестация судей
      • Статус присяжных и арбитражных заседателей
    • Основные этапы развития российской судебной системы
      • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
      • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
      • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
        • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
        • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
        • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
        • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
        • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
    • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
      • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
      • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
      • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
      • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
      • Администраторы судов
      • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
      • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
    • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
      • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
      • Основные этапы развития прокуратуры
      • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
      • Кадры органов прокуратуры
    • Организация выявления и расследования преступлений
      • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
        • Этапы развития
      • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
      • Органы дознания, их компетенция
      • Органы предварительного следствия, их компетенция
    • Юридическая помощь и ее организация
      • Юридическая помощь: содержание и значение
      • Адвокатура
        • Становление и эволюция российской адвокатуры
        • Статус адвоката
        • Формы организации адвокатской деятельности
        • Адвокатская палата субъекта РФ
        • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
      • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

    Органы предварительного следствия, их компетенция

    Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

    Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. Там же устанавливается и подследственность, т. е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

    Правила определения подследственности уголовных дел во всех деталях изучаются на старших курсах юридических учебных заведений в рамках предмета, называемого уголовным процессом. Познающим курс "Правоохранительные органы" достаточно иметь общее представление по данному практически важному вопросу.

    Решается он в указанной статье УПК примерно следующим образом:

    • следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
    • следователи федеральной службы безопасности - о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
    • следователи органов госнаркоконтроля - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
    • следователи органов внутренних дел - о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

    Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

    Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

    Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

    В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

    Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области - следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ - старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.

    Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

    Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ - тоже Следственное управление, а в системе органов внутренних дел - Следственный комитет при МВД России.

    На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

    В качестве примера структуры следственного аппарата можно было бы привести ту, которая предусматривается Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 К Возглавляет эту структуру, как отмечено выше, Следственный комитет при МВД РФ, которым руководит заместитель Министра - начальник комитета, назначаемый Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

    В субъектах РФ организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

    Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

    Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства. Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

    На основном уровне (к примеру, в районах и городах) следственные подразделения создаются не всегда, поскольку объем работы не позволяет вводить достаточное для этого количество должностей следователей. Существует немало районов и городов (особенно в сельской местности и в отдаленных регионах страны), где, скажем, в прокуратурах работают один или два следователя. Создавать для них какие-то структурные подразделения (группы, отделения, отделы и т. п.) попросту неразумно: ими руководят непосредственно прокуроры или их помощники.

    Что касается следственных аппаратов службы безопасности, то для них на уровне районов или городов, пожалуй, в большинстве случаев нет постоянной нагрузки. Здесь подследственные им дела могут "возникнуть", максимум, один раз в несколько лет, и с такими делами вполне могут справиться следователи из вышестоящих структур (республиканских, краевых и других, приравненных к ним). Естественно, в подобных случаях нет необходимости не только в организации следственных подразделений, но и во введении постоянных должностей следователей.

    Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

    Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) - при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.