Понятие и основные признаки права. Признаки права и его определение. Англо-саксонская правовая семья

Право - это система общеобязательных формально определенных установленных и обеспеченных государством норм, правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения и выражающих масштаб свободы личности в данном обществе.

С точки зрения классовой теории право - выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

Признаки права.

1. Нормативность. Право представляет собой нормы - правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях. Правило действует Непрерывно во времени, в отношении Неопределенного круга лиц, Неограниченное количество случаев.

2. Системность. Право представляет собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений. Для права характерна микро и макросистемность. Микросистемность характеризует первичный элемент права - правовую норму, которая сама состоит из взаимосвязанных и внутренне согласованных элементов. Макросистемность характерезует право вцелом, т.к. первичные элементы интегрированы в правовые общности, институты и отрасли и обеспечивают регламентацию каждого общественного отношения в совокупности, во взаимосвязи друг с другом.

3. Регулятивность. Право являеться регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений.

4. Интеллектуально-волевое содержание. Само содержание правил и норм - это результат деятельности сознания и воли и с другой стороны они обращены к сознанию и воле участников общ. отношений.

5. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ. отношений. Юр. Ответственность за нарушение права.

6. Госуд. Обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.

7. Формальная определенность. Все правовые нормы имеют жесткую форму внешнего выражения и фиксации. Любое изменение формы выражения нормы изменяет её смысл и содержание требований.

8. Право не тождественно закону. Они соотносятся как содержание и форма. Форма м.б. устарелой, противоречивой…Право д.б. выражением справедливости (в идеале).

5, 6, 7 обладает только право.

Право в объективном смысле - воплощение права в определенных юридических источниках, критерий юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения. Объективное право еще называют позитивным .


Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства, которые не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм:

1) по сфере действия: экономические, политические (регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между полит партиями, соц группами по поводу гос власти), экологические

2) по механизму действия: обычаи, религиозные, корпоративные, мораль, право.

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом.

Нормы морали - правила поведения которые устанавливаются в общ-ве в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общ-го мнения или внутренним убеждением.

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся в определенной общ-ной среде и в рез-те их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Их особенность в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей жизненной потребностью человека.

Традиции - наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев, определенной сферы жизнедеятельности чел-ка (напр. Семейные, нац-ные, военные и т.д.)

Ритуалы - разновидность соц-ных норм, которая определяет правили поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия

Технические нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Технические нормы не имеют социального содержания, но при этом не отвергается их социальная значимость, важность их соблюдения. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигеенические, технологические, экологические и др. Наиболее важные щакрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу (технико-юридические). За их нарушение - юр ответственность (Правила противопожарной безопасности, ПДД, ГОСТы, стандарты и т..)

Место права в системе социальной регуляции

Право относится к нормативным социальным регуляторам. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Праву присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. (Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации).

Но право отличается своей спецификой:

1) имеет особую нормативность (право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности);

2) Нормы права имеют дифференцированное внутреннее строение (гипотеза, диспозиция, санкция);

3) Иерархичность (каждая норма занимает свое положение в системе права);

4) Качество системности (сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права);

5) Право в целом выражает идеи справедливости (справедливо то, что служит благу человечества, не ущемляет интересов других, не наносит вред обществу), свободы (где нет внешней свободы нет права), равноправия (равная для всех мера свободы, равные субъекты права);

6) Предмет регулирования - наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества;

7) Специфическая форма выражения и закрепления - в законодательстве в широком смысле (законы, указы, другие НПА) - формальная определенность;

8) Характеризуется связью с государством , что делает его общеобязательным. Есть возможность применить гос принуждение или иные меры гос воздействия для обеспечения действия права;

9) Процедурность реализации права.

Право и мораль . Эти социальные регуляторы различаются способом формирования (государство-общество), формами закрепления (акты государства - религиозные литературные произведения), методами обеспечения (гос принуждение - общ мнение), оценочными критериями (правомерность - хорошо, плохо), характером ответственности (юр ответственность - осуждение), уровень требований к поведению (у морали выше), простанством действия.

Единство права и морали в том, что они являются универсальными регуляторами и распространяются на все общество.

Взаимодействие права и морали в сфере правотворчества (норма права должна учитывать устои) и реализации права (при определении личных качеств правонарушителя, юрид квалификации действий, толкования норм права «недобросовестность», «Особая жестокость»)

Противоречие между нормами морали и права возможно (отказ от детей в роддоме, свидетельство против родственников).

Понятие, структура и функции правовой системы.

Матузов. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Мелехин. Правовая система - совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.

Алексеев. Правовая система - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

Синюков. Правовая система - конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Критерим объединения, классификации правовых систем различных государств:

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Построение нормативно-правового материала. На микроуровне - строение нормы права, ее элементов, на макроуровне -строение крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления — элементы правовой системы : правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения.

Правовые отношения — это поведение субъектов на основе норм права. Правоотношение — динамика права, форма его жизни. Именно в рамках правоотношений может проявлять себя право, поскольку только здесь возникают и реализуются права и обязанности человека, удовлетворяются его интересы, наступает юридическая ответственность.

Юридическая практика — это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности. Наглядно показывает, что представляют юридические нормы в реальности и как они применяются.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология. В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

Основные функции правовой системы : интегративная, коммуникативная, регулятивная, охранительная.

Интегративная. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы. Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Регулятивная функция - регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права.В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».

Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы - распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе. человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном - нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.

Охранительная функция правовой системы . Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов - институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей. Задача охранительной функции - предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет, прежде всего, об установлении системы правовых запретов.

Классификация правовых систем.

Правовая система - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле)

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков.

Критериями классификации правовых систем (разделение на правовые семьи) являются:

1) источники права;

2) структура права;

3) исторический путь правового развития;

4) понимание норм права.

В юрид литературе предлагаются и иные критерии: Р. Давид: идеологический (религия, философия, факторы экономической и социальной структуры), особенности юридической техники. Исходя из данных критериев выделяет три семьи: романно-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. Все отсальные - их модификация.

К. Цвайгер критерием выдвинул правовой стиль, который охватывает 5 факторов: происхождение и развитие правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфику правовых институтов, природу источников права и способы их толкования, идеалогические факторы. На данной основе выделяют восемь правовых семей, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Наибольшее распространение получила классификация на основе трех критериев (1, 2, 3). Выделяют 10 правовых семей: романно-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная, социалистическая.

Краткая характеристика правовых семей:

Романо-германская сложилась на основе рецепции римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: источник права - нормативный правовой акт, единая иерархическая система источников права, признается деление на частное и публичное право, на отрасли, кодифицированное законодательство, сходство основных понятий и категорий (норма права - правило поведение, исходящее от государства), единая система правовых принципов, ведущая роль конституции. Подзаконные акты, обычаи и судебная практика служат вспомогательными источниками. Правовая доктрина используется лишь при толковании норм права, судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юрисстов. Признается приоритет международного права. Р-Г ПС получила распространение в Латинской Америке, части Африки, на Ближнем Востоке, Японии.

Семья общего (прецендентного) права (англосаксонская). Особенности: главный источник права - судебный прецендент, который вправе создавать вышестоящие судебные инстанции (Апелляционный суд, Высокий суд, Палата Лордов), казуистический характер норм права, специфика структуры права (в ней выделяют прецендентное, право справедливости (из решений лорда-канцлера от имени короля), статутное право (парламентское происхождение, у суда широкое право усмотрения в отношении статутного)), важное значение процессуальным нормам, источникам доказательств, некодифицированное законодательство.

Группу английского права составляют Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия. США имеет источником английское право, но обладает особенностями: имеет Конституцию, наряду с прецендентной системой действует система законодательства (Но законод нормы входят в правовую систему после неоднократного применения и истолкования судами), самостоятельность судов штатов, судебный контроль за законностью федеральных законов и законов штатов.

Славянская правовая семья определяется самобытностью государственности, особыми условиями экономической жизни (крестьянская община), тесная связь государства и православия, рецепция римского и германского права. По технико-юридическим приемам примыкает к романо-германской прав семье.

Латино-амереканская ПС восприняла романно-ге5рмансую правовую модель и ПС США. Значительная роль делегированного законодательства (правительственные акты в форме законов). Бразилия, Аргентина, Мексика.

Скандинавская ПС охватывает пять государств - Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания. Особенности: тесное правовое сотрудничество данных государств, большое число унифицированных актов, действующих во всех странах Скандинавии, некодифицированное законодательство, большая роль судебной практики.

Мусульманское право. Относится к религиозным правовым системам. Норма права - правило, адресованное всем мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, не подлежит изменению, нуждается в толковании. Источники права: Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Закон - второстепенный источник, который не должен противорецить исламу. Нет деления на частное и публичное. Выделяютя отрасли: уголовное, семейное, судебное. Простота судоустройства. Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия…

Индусская правовая семья. Связь с кастовой системой, источник права - веды, семейное, наследственное право регулируется обычаями.

Семья обычного права . Страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар. Характерно регулирование обычаями, право групп, сообществ

Дальневосточная ПС . Китай (до 1949), Япония (до 1947), Гонконг, Индонезия, Корея). Характерно отрицательное отношение к праву, отождествление права с уголовным законодательством, идея примирения, внесудебного решения конфликтов, идеология конфуцианства.

Семья социалистического права. Основана на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа, ярко выраженный классовый характер, узконормативное понимание права, основной источник - нпа (в основном ведомственные акты), императивный характер нпа, использование главным образом запретов и обязанностей, отсутствует конституционный контроль, судебный прецендент - не источник права, провозглашается приоритет государственных интересов над личными, нет деления на частное и публичное, есть только публичное, централизует управление хозяйственной жизнью, детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность, распределение материальных благ. Провозглашает свою исключительность.

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления , напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения (Корельский, Перевалов).

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Правовая материя состоит из правосознания, норм права, правоотношения.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов.

После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

«Право – это система норм, подкрепленная силой государства» - закреплено на первом советском совещании юристов, под председательством большевиков. Оно было принято голосованием. Против проголосовал ректор Свердловского университета, которого после этого сняли с этой должности.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Право на выходе или правовая материя состоит из 3-х элементов:

2. правоотношения;

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления.

Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Другие точки зрения:

1. Право составляет те гуманные идеи равенства и справедливости, которые получили нормативное закрепление, в результате которого получается правовой закон.

2. Нормативность права не требует непременного законодательного закрепления, возможно и дозаконное право.

Главное на современном этапе видеть в праве не только институт подавления, но и институт достижения компромисса.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время - идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос - одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

Форма правопонимания

Нужно искать обобщающее решение. По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Право призвано отражать идеал справедливости. Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Такой подход позволяет использовать достигнутые научные результаты, а также сделать шаг вперед. Право, как система норм, сохраняется. Преодолевается отказ от нормативности и дозаконного права. Нормативно закрепленной справедливостью являются не только нормы права, но урегулированные общественные отношения.

От концепции различий права и закона берется её наиболее ценная идея. Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права.

Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права, а её нормативное закрепление необходимую форму права.

Соотношение права и закона должно трактоваться следующим образом: если та или иная справедливая идея не получила закрепления, то она остается в сфере морали, нравственности. Следовательно, если эта идея это еще не право, она не обязательна, а та, которая получила закрепление – это право.

Проблема соотношения права и закона приводит к другой проблеме – соотношения государства и права, которое не может быть охарактеризовано с помощью приоритета государства и права. Это соотношение не однозначно.

Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона.

Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

В распределительных отношениях справедливость есть соответствие между действиями гражданина, его трудовым вкладом и ответной реакцией общества.

В отношениях принуждения – соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

В отношениях управления – установление минимальных пределов власти и гарантии от злоупотребления власти для управляемых.

Эти идеи справедливости учитываются при разработке законов и закрепляются в подлинно правовых нормах. Справедливость, будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений.

Таким образом, справедливость будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений. Это центральная идея, которая обсуждается во всех случаях, когда речь идет о праве и правопонимании.

Свойства явления:

· определить;

· принудить;

· формализм;

· социальное назначение;

Право выступает регулятором общественных отношений.

Право – система общеобязательных, формально определенных установленных государством норм, возведенных в закон государственной волей и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Это определение вытекает из нормативной школы права, где право рассматривается как нормативный регулятор. Индивидуальный уровень регулирования в актах регулирования конкретных отношений.

В качестве регулятора выступает не только норма, но и создание право. Например: ломается одна система и создается другая.

Когда мы даем определение права, то дается не только определение права конкретного государства. Это должно быть универсальное определение. Должны быть учтены не только нормы, но и иные источники: судебный прецедент в ВБ.

Поэтому общее понятие права должно содержать позиции, основанные не только на нормативной, но и на социологической, идеологической школы. Это будет соответствовать общетеоретическому подходу к пониманию права.

Признаки права: (совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования):

1. Системность – означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Право представляет собой целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает его деление на 3 элемента:

Естественное право(состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину).

Позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание притязания граждан,организаций, социальных групп).

Субъективное право (индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности их обладателя).

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В данном аспекте право отражает:

Меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

Меру допустимых ограничений свобод человека

3. Нормативность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой. Если сущность права в том, что оно выражает государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Содержание права конкретизирует сущность права данного общества.

4. Связь права с государством – составляющие право нормы в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством.

Государственная обеспеченность права. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, в соответствии с предусмотренными процессуальными правилами.

Общеобязательность права. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех.

Формальная определенность – принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в источниках права.

Институционность права – заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, каковыми служат различные юридические источники. Форма права – определенные способы выражения государственной воли общества.

5. Право имеет государственно-волевой характер – право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными и другими условиями его жизни. Через государство возводится в закон, становится обязательной для всех не только воля господствующего класса, но также воля других классов. Право – всегда есть воля, но не всякая воля – право. От других разновидностей воли государственная воля отличается:

Она аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев, групп населения

Является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества

Право – это один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Право не единственный социальный регулятор, в систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: 1) обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.); 2) религиозные нормы; 3) нормы общественных объединений (корпотивные нормы); 4) нормы морали и др.

В юридической литературе как отечественной, так и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то в настоящее время довольно широко используется как в научной, так и в учебной литературе следующее определение право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Право как регулятор общественных отношений отличается от других, не правовых регулятивных средств следующими признаками и чертами, которые вытекают из самого определения.

Во-первых, право – это, прежде всего, есть совокупность, а точнее, строго выверенная, упорядоченная система норм . Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таковыми являются нормы права или правила поведения. Возникающие между ее структурными элементами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей.

Во-вторых, право – это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. Право всегда выражает государственную волю, которая, в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

В-третьих, право всегда представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы пра­ва возникает вместе с ней. Вместе с ней развивается, изменяется и пре­кращается.

В-четвертых, право всегда сохраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. В настоящее время форма (источник) права чаще всего рассматривается в трех основных значениях.

Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права (Русская Правда, Законы XII таблиц, кодекс Наполеона и др.)

В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде способа выражения государственной воли или способа, которым правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. Это – юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными правоведами как тождественные понятия. В узком смысле понятие «источник права», то чем практика руководствуется в решении юридических дел. В широком смысле это формы закрепления (внешнего выражения) норм.

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Наиболее важными и широко известными источниками права являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства, правовые договоры, правовые прецеденты.

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права.

Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются государством, а в случае их нарушения государственным принуждением. Неправовые обычаи обеспечиваются лишь общественным мнением. На ранних стадиях развития общества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, постепенно вытеснялся законами и другими формами права, становясь второстепенным источником права.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, обычаи делового оборота и др.

Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом).

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

В России отношение к прецеденту неоднозначно. Одни теоретики права и практики признают его в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицают его как самостоятельный источник права.

Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. В отличие от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и др. он содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями, так, например, на основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, также, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ст. 66 (ч. 4), федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области – с другой.

Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.

Понятие и особенности нормативно-правовых актов.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты.

Это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характеров самих издаваемых актов.

В каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти. Вверху иерархии – нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным, актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

В юридической литературе существует много определений понятия "закон". Довольно типичным, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе является следующие определение.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифицированного большинства депутатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории.

3. Система права и нормы права

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений .

Система права – весьма сложный многоуровневый комплекс. Структурными элементами системы права являются отрасли, институты и нормы права.

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей – международного публичного права и международного частного права.

Каждая отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, по отношению к системе права в целом, подсистему. Каждая отрасль права в свою очередь выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

Таким образом, в рамках системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование – система права.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Институты права функционируют в пределах отраслей права.

Например, гражданское право России включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозок, страхования, хранения товаров, дарения и пр.

В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию и др.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

Нормы права или правовые нормы – это общее правило поведения, установленное или санкционированное государством направленное на регулирование общественных отношений. Норме права присущи такие признаки и черты как: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

Структура нормы права

Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов. Норма права состоит из трех составных элементов гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения тогo или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Санкция представляет собой такую, часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. Санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

В действующем законодательстве России (и других стран), полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты-комбинации. Например, в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм. Для конституционного права характерно, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение. Например, в ст. 26 (ч. 1) КРФ, гласящей, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» содержатся две гипотезы и две диспозиции. Что же касается санкции за нарушение данного конституционного положения, то она предусмотрена другими нормативно-правовыми актами.

Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространен способ изложения правового материала, при котором одни составные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же – лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содержат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Нормы права классифицируются в соответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права.

В зависимости от характера регулируемых ими отношений нормы права делятся на материальные нормы права и процессуальные нормы права.

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные отношения; определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право и др.

Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В зависимости от характера содержащихся в них предписаний нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм права, заключатся в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы права подразделяются на нормы, распространяющиеся на всю территорию страны, и нормы, действующие на части территории (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, например, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

4. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В любом обществе существуют самые разнообразные отношения между отдельными людьми, между людьми и различными органами и организациями. Все они в той или иной степени упорядочены, организованы и опосредованы с помощью этических, религиозных и других социальных норм. Значительная часть из них регулируется нормами права. Такие отношения существуют во всех сферах жизни общества, они создают в нем правопорядок, придают ему стабильный и целенаправленный характер. Их именуют правовыми отношениями, или, кратко, правоотношениями.

Правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Субъективное юридическое право это предоставляемая и охраняемая государством мера возможного (дозволенного ) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

Юридическая обязанность представляет собой предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица – субъекта правоотношения в интересах другого, управомоченного лица.

Юридическая обязанность выступает как особый, требуемый законом вид поведения обязанного лица по отношению к другому, обладающему соответствующими субъективными правами управомоченному лицу. Человек вынуждается сообразовать свое поведение с предъявленными к нему извне требованиями. Юридически обязанным следует признать того, к кому обращено веление норм права. Человек действует нe так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможном фактическом осуществлении интересов из-за интересов других.

Итак, сравнивая между собой субъективные права и субъективные юридические обязанности, подчеркнем: если содержанием первых является мера допустимого, дозволенного поведения, то содержанием вторых – мера должного, обязательного поведения.

Субъективные юридические обязанности, как и субъективные права строго персонифицируются, они адресуются не абстрактному лицу или лицам, а возлагаются на конкретного участника или участников вполне определенных, конкретных правоотношений.

Существуют разные критерии классификации правоотношений.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д.

В зависимости от количества участвующих в правоотношениях сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности, например, договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т.п.), а у другой – только обязанность (передать подарок).

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. В качестве примера могут служить договор подряда, найма, купли-продажи.

Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона – посредник.

Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Так, например, подразделение правоотношений на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению и др.

Понятие субъекта права, участника правоотношений.

Под субъектом права понимаются физическое или юридическое лицо за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом права.

К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе – подданные), иностранные граждане и лица без гражданства.

В юридическим лицам – государственные и общественные организации и учреждения.

Для того чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность означает установленную законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность – это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения.

Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

Специальная правоспособность – способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип, распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.

Дееспособность представляет собой установленную законом способность лица – участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью. Вместе с ней она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений.

Наличие ее является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей.

У государственных и общественных органов и организаций – субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. Что же касается граждан, то здесь существует значительный разрыв, т.к. правоспособность возникает и признается государством за человеком с момента его рождения, а полная дееспособность – с момента достижения им совершеннолетия.

Российское законодательство не признает добровольного – полного или частичного – отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограничение правоспособности или дееспособности. Признание лица полностью или частично недееспособным допускается лишь в том случае, когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством.

Объекты правоотношений: понятие, виды.

Под объектом правоотношения иногда понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. Можно выделить следующие их виды объектов правоотношения: а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллектуального творчества (художественные или документальные фильмы, научные и художественные книги и т.п.);

в) поведение людей – их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения;

г) личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права.

Для возникновения, изменения или прекращения правоотношения требуется не только заинтересованность в этом субъектов права, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Они могут быть самыми разнообразными. Не все из них оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно-правовых актах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей.

В нормах права определяется вид тех жизненных условий, обстоятельств и фактов, которые признаются значимыми в юридическом отношении и которые в обязательном порядке влекут за собой юридические последствия. Такие жизненные обстоятельства, условия и факты в правовой теории и практике называют юридическими фактами.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты классифицируются по самым различным основаниям.

Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные .

Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать или не вызывать своими действиями наступление юридических последствий правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия, судебные решения и др. Юридические акты которые не имеют властного характера называют сделками. Например, гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др.

Юридические поступки – действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

Неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности, причиненного данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего вред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гра­жданские правонарушения (деликты).

Совершение неправомерных действий влечет за собой появление уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административно-процессуальных и иных охранительных правоотношений.

События как юридические факты не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридическими фактами – событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и все другие, не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные юридические факты, а их совокупность, система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных юридических фактах, а о сложном фактическом составе.