Организационно правовые формы предприятий и факторы воздействующие на их выбор. Организационно-правовые формы юридических лиц. Факторы, влияющие на их выбор. Список использованной литературы

Знания о том, что такое организационно правовые формы юридического лица, понадобится в первую очередь тем, кто решил открыть свой бизнес. Получив информацию о том, какие они бывают будущему бизнесмену проще определить, какая форма ему подойдет для создания собственной компании.

Содержимое страницы

Пред выбором организационно-правовой формы, необходимо определиться со следующими вопросами:

  1. Каким образом будет финансироваться компания? Понадобиться ли привлечение инвесторов или инвестировать компанию будет только собственник.
  2. Собственник желает вести дело самостоятельно или нанимать директора, бухгалтера и других работников?
  3. Насколько крупный будет бизнес, какой предполагается месячный и годовой оборот?
  4. Какому расчету с контрагентами отдается преимущество: наличному или безналичному?
  5. Возможна ли продажа бизнеса в будущем?

От решения этих вопросов зависит форма ведения бизнеса, а также количество форм отчетности и периодичность их сдачи.

Что такое организационно-правовая форма предприятия

Перед тем, как перейти к рассмотрению организационно-правовых форм, необходимо понять, что это такое.

Организационно-правовые формы юридического лица (ОПФ) – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.

Главными критериями, по которым классифицируются юридические лица, являются:

  • Цели деятельности.
  • Формы собственности.
  • Права участников.
  • Состав владельцев.

Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности:

  • Коммерческие компании. Основная цель, которую они преследуют в ходе своей деятельности – получить прибыль, которую собственники компании распределяют между собой.
  • Некоммерческие организации. Они создаются не для получения прибыли, а если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели.

Классификация коммерческих организационно-правовых форм

Организационно правовые формы коммерческих организаций, в свою очередь, тоже подразделяются на несколько видов:

  • Хозяйственные товарищества – бывают полные и основанные на вере (ст.ст. 69,82 ГК РФ). Разница между ними в степени ответственности товарищей (участников). В полном обществе они отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом, а в основанном на вере (коммандитном) – только в пределах своих вкладов.
  • Хозяйственные общества (ст.ст. 87, 96 ГК РФ) – , акционерные общества (АО). Капитал ООО состоит из вкладов участников и разделяется на доли, а в АО капитал делится на определенное количество акций.
  • Производственные кооперативы (ст. 106.1 ГК РФ) – в такие организации граждане объединяются добровольно на основе членства и паевых взносов. Основываются такие кооперативы на личном труде их членов.
  • Хозяйственное партнерство – встречается достаточно редко и практически не упоминается в ГК РФ, регулируется отдельным законом № 380-ФЗ.
  • Крестьянское хозяйство (ст. 86.1 ГК РФ)– объединение граждан для ведения сельского хозяйства. Основывается на их личном участии в бизнесе и имущественных вкладах.

К коммерческим структурам в соответствии со ст. 113 ГК РФ относятся также унитарные организации, которые встречаются двух видов:

  • государственные;
  • муниципальные.

Важно! Имущество унитарных предприятий признается неделимым и не может распределяться в случае их ликвидации.

Классификация форм некоммерческих организаций

Организационно правовые формы некоммерческих организаций предполагают, что денежная прибыль, получена в ходе их деятельности, идет на осуществление уставных целей и задач, зачастую это социальные, образовательные или гуманитарные цели. Некоммерческие организации имеют большое преимущество в том, что освобождены от уплаты большинства налогов. Этим охотно пользуются бизнесмены.

Некоммерческие формы организации выгодно основывать в сферах обучения, СМИ, сообществ по интересам. Они бывают таких вдов:

  • Потребительский кооператив (ст. 123.2 ГК РФ) – не принудительное объединение людей и их имущества для воплощения предпринимательской деятельности, совместных проектов.
  • Общественные и религиозные организации (ст.ст. 123, 26, 123.4 ГК РФ) – объединенная группа людей, по-своему желанию объединившихся для удовлетворения нематериальных потребностей (например, духовных, политических, профессиональных и т.д.).
  • Фонд (123.17 ГК РФ) – не имеет членства, организация, установленная юридическими лицами или/и гражданами, которая существует благодаря добровольным взносам. Ликвидировать такую организацию можно только по решению суда. Может имеет цели: благотворительные, культурные, социальные, образовательные.
  • Товарищество собственников недвижимости (ст. 123.12) – объединяет собственников квартир и других зданий, включая дачи и земельные участки, находящиеся в совместном пользовании.
  • Ассоциация и союз – основаны на членстве, создаются для представления общих интересов, включая общественно-полезные и профессиональные.
  • Казачьи общества – регулируются отдельным законодательством (№ 154-ФЗ). Созданы для добровольного несения службы.
  • Общины коренных жителей народов РФ малой численности (ст. 123.16 ГК РФ) – такие общины создаются с целью защитить исконную среду обитания и сохранить традиции народностей.
  • Учреждения (ст. 123.21 ГК РФ) – создаются для управленческих, социальных или культурных целей.
  • Автономные некоммерческие организации (ст. 123.24 ГК РФ) – предполагает оказание услуг в сфере образования. медицины, культуры, науки и т.д.

Вся информацию о каждой из форм хозяйствования, а также их плюсах и минусах, мы систематизировали в таблице:

Наименование ОПФ Краткое наименование Определение
Коммерческие организации Организации, основная цель которых - получение прибыли и распределение её между участниками
Хозяйственные товарищества Коммерческие организации, в которых вклады в складочный капитал разделены на доли учредителей
Полное товарищество ПТ Товарищество, участники которого (полные товарищи) от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам не только своими вкладами в складочный капитал ПТ, но и принадлежащим им имуществом
Товарищество на вере ТНВ Товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется хотя бы один участник другого типа - вкладчик (коммандитист), который не участвует в предпринимательской деятельности и несет риск лишь в пределах своего вклада в складочный капитал ТНВ
Хозяйственные общества Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей
Общество с ограниченной ответственностью ООО Хозяйственное общество, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО
Общество с дополнительной ответственностью ОДО Хозяйственное общество, участники которого солидарно несут субсидиарную (полную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал ОДО
Открытое акционерное общество ОАО Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Закрытое акционерное общество ЗАО Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Дочернее хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ДХО Хозяйственное общество признается дочерним, если принимаемые им решения в силу того или иного обстоятельства определяются другим хозяйственным обществом или товариществом (преобладающего участия в уставном капитале, согласно договору или иным образом)
Зависимое хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ЗХО Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % Уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО)
Производственные кооперативы Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (в паевой фонд кооператива)
Сельскохозяйственная артель (колхоз) СПК Кооператив, созданный для производства сельхозпродукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Рыболовецкая артель(колхоз) РПК Кооператив, созданный для производства рыбной продукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (правом голоса наделяется лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Кооперативное хозяйство(коопхоз) СКХ Кооператив, созданный главами КФХ и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, для совместной деятельности по производству сельхозпродукции, основанной на личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов (земельные участки КФХ и ЛПХ остаются в их собственности)
Унитарные предприятия Унитарным признается предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия
Государственное (казенное) предприятие ГКП Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации
Муниципальное предприятие МП Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления
Крестьянское (фермерское) хозяйство * (не является ОПФ) КФХ Правовая форма организации сельхозпроизводства, глава которой с момента её государственной регистрации признается индивидуальным предпринимателем, наделяется правом принятия всех решений по управлению ею, несет полную ответственность по её обязательствам. В рамках КФХ его члены объединяют свое имущество, принимают участие в его деятельности личным трудом. По обязательствам КФХ его члены несут ответственность в пределах своих вкладов
Некоммерческие организации Организации, не преследующие цель получение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками
Потребительский кооператив ПК Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Общественные и религиозные организации Добровольное объединение граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей организации. Участники не сохраняют право собственности на переданное организации имущество
Фонды Организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них)
Учреждения Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Объединения юридических лиц Ассоциации (союзы), созданные юридическими лицами в целях координации предпринимательской деятельности и защиты своих имущественных интересов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

Какую ОПФ выбрать

Самыми распространенными формами хозяйствования являются ООО и АО.

Общество с ограниченной ответственностью ООО

Организационно правовая форма ООО – это общество, капитал которого состоит из вкладов его участников, они не несут риск потерь, связанных с деятельностью в размере своих вкладов.

Преимущества:

  • ООО создать проще, нежели другие ОПФ юридических лиц.
  • Ответственность учредителей ограничена размерами их вкладов.
  • Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законом сравнительно не велик.
  • Как юридические лица ООО могут пользоваться банковскими кредитами, при этом их условия более выгоды, чем для .
  • Выбрав специальные формы налогообложения ООО может работать без бухгалтерского отчета (или вести его упрощенно) и платить налоги по .
  • Продать бизнес очень просто, достаточно изменить состав учредителей.

Недостатки:

  • Не исключены сложно решаемые разногласия между несколькими учредителями.
  • Необходимо больше финансов на создание ООО, чем для ИП.
  • Закрыть ООО сложнее, чем индивидуальный бизнес (ИП), часто это затягивается не на один месяц.
  • Важные решения требуют согласия всех учредителей.

Организации с ограниченной ответственностью подходят для компаний средних масштабов, планирующих большие обороты по банковскому счету и привлечение заемного капитала.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Акционерное общество (АО)

Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество имеет уставный капитал, который разделен на определенное количество акций. Каждый акционер вправе рассчитывать на получение дивидендов и участие в управлении обществом

АО обязательно должно вести бухгалтерскую отчетность, при этом она должна публиковаться в открытом доступе. Каждый выпуск акций регистрируется в специальном реестре. Также существует необходимость вести реестр акционеров. АО должно иметь квалифицированного юриста и бухгалтера, для отслеживания любых изменений в законодательстве, во избежание нарушений, ибо это сулит большие штрафы.

АО находиться в более защищенном положении от рейдерских захватов, нежели ООО. Выход из состава учредителей акционерного общества прост – необходимо продать свои акции.

Такая форма хозяйствования подойдет крупному бизнесу – производственным и строительным компаниям, банкам и финансовым структурам.

Индивидуальное предпринимательство

Заниматься предпринимательством можно и не образовывая юридического лица. К такой форме хозяйственной деятельности относится индивидуальное предпринимательство (ИП). Данная форма деятельности проста и выгодна для малого и среднего бизнеса.

Частное предпринимательство, имеет свои преимущества и, конечно, недостатки, которые необходимо знать и учитывать:

Преимущества ИП:

  • Легче всего или же , нежели другие формы ведения бизнеса.
  • Открытие ИП предполагает минимальные затраты.
  • Бухгалтерский учет не нужен или предполагает упрощенную форму.
  • Налог можно платить по .
  • Есть только один владелец бизнеса – предприниматель.

Недостатки:

  • Владелец несет абсолютную ответственность всем своим имуществом.
  • ИП сложно взять кредит для бизнеса.
  • Юридическое объединение или разъединение капитала между партнерами осуществить сложно.
  • Зачастую необходимо выплачивать налоги, даже когда деятельность не производится или приводит к убыткам.
  • Некоторые контрагенты предпочитают работать с юридическими лицами.

Ведение такой формы деятельности преобладает у рыночных торговцев, небольших магазинов, салонов для оказания каких-либо услуг населению (например, парикмахерских) или интернет-магазинов.

Изменения, внесенные в ГК РФ, затронувшие организационно-правовые формы

1 сентября 2014 года произошли серьезные изменения в Гражданском кодексе РФ, которые существенно изменили классификацию ОПФ:

  • Теперь нет обществ с дополнительной ответственностью. Их создание больше не допускается в соответствии с требованиями ст. 66 ГК РФ.
  • В ООО не внесены значительные изменения, теперь это общество объединено с ОДО.
  • Появились новые понятия: унитарные и корпоративные предприятия. В корпоративных учредители могут участвовать в управлении и избираться в органы управления (например, ООО, АО и т.д.) В унитарных – учредителем является государство или муниципалитет (ГУП, МУП).
  • Закрытые и открытые акционерные общества сменились на публичные (ПАО) и непубличные (АО).

Акционерные общества, которые существуют как закрытые и открытые не должны перерегистрировать ОПФ по новым правилам. В то же время, при первом внесении изменений в учредительные документы они должны быть приведены в соответствие новым нормам Гражданского кодекса.

Наиболее популярная форма хозяйствования – ООО осталась без изменений.

Информацией об ОПФ и изменениях в законодательстве, связанных с созданием предприятий различных форм собственности необходимо владеть для выбора выгодной для вас организационно-правовой формы деятельности.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других – такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При рассмотрении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

Говоря о типе организаций, сначала подразумевается способ принятия решений, а затем – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций:

- самоуправляющиеся – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации входят представители коллектива работающих. Такой тип организаций характерен для скандинавских стран;

- предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.

В экономической науке выделен специальный раздел – теория экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением компаний, организованных на кооперативных (в основном) началах, т. е. самоуправляющиеся компании, в которых решения принимаются на основе принципа «один человек – один голос».

Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе. Устав – свод правил, регулирующих деятельность организации, их взаимоотношений с другими организациями и гражданами и обязанности в сфере предпринимательской деятельности. Он принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве таковых выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании (конференции). Это находит отражение в учредительном договоре . Устав и договор подписывают все его участники.

Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации, учреждаемой организации и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В уставе коммерческой организации должны быть отражены следующие положения:

Наименование организации с указанием организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»;

Данные об учредителе (учредителях). Если в создании организации приняли участие несколько членов семьи – их фамилии, имена, отчества, места жительства;

Адрес организации;

Предмет и виды деятельности;

Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;

Порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

Управление организацией и компетенция органов управления;

Условия ликвидации и реорганизации организации.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. На титульном листе устава в верхнем углу проставляются дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указываются его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Гражданский кодекс РФ (ст. 49) наделил лица, занимающиеся предпринимательской деятельности (исключение составляют унитарные предприятия), общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Учредительный договор , являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица. Договор об учреждении (создании) акционерного общества представляет собой разновидность договора о совместной деятельности, целью которого является создание (учреждение) АО как юридического лица.

Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения учредителями общества своих обязанностей по внесению вкладов в полном объеме. Его действие не прекращается с момента регистрации акционерного общества (как об этом часто пишут в различной правовой литературе), поскольку именно этим договором на учредителей возлагается обязанность внести взносы в уставный капитал АО, а данная обязанность продолжает существовать и после регистрации общества. Учредительный договор является учредительным документом общества с ограниченной ответственностью, в котором учредители определяют порядок осуществления совместной деятельности по созданию акционерного общества.

Создание новой организации предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация организаций осуществляется местными органами власти. В России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Некоторые местные органы власти создают специальные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию организаций. Так, в Санкт-Петербурге эти функции выполняет Санкт-Петербургская регистрационная палата. Государственная регистрация осуществляется филиалами этой палаты. Поскольку эта услуга платная, к комплекту учредительных договоров прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации организации заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. За это время заявитель должен: а) получить коды Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и Общереспубликанского классификатора организаций по виду деятельности (ОКОНХ) в органах Госкомстата; б) встать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организации; в) получить справку в Министерстве финансов России (или его органе) о внесении регистрируемой организации в Государственный реестр; д) открыть текущий счет в банке и внести на него 50 % уставного фонда; г) заказать печать.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший организацию, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации организации. С этого момента организация становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.

Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал, а товарищества – складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для товариществ – учредительным договором или для ООО – уставом и учредительным договором; для АО – договором об учреждении.

При учреждении АО уставный капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается, что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы.

На рис. 3.7 и в табл. 3.3 показаны способы участия в управлении, права и обязанности участников хозяйственных товариществ, а также обеспечение права собственности их участников, выражающееся в свободе выхода из хозяйственного товарищества и получении своей доли.

На рис. 3.8 представлена схема взаимодействия участников хозяйственных товариществ и обществ.

Органами управления акционерного общества являются (рис. 3.9):

Общее собрание акционеров (высший орган);

Совет директоров (наблюдательный орган);

Генеральный директор (единоличный исполнительный орган) или исполнительная дирекция (коллегиальный исполнительный орган).

Право на участие в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в собрании акционеров общества.

Однако компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена: оно может рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным ФЗ «Об акционерных обществах» к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров.

Существуют четыре группы вопросов, относящихся к компетенции общего собрания:

1) вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;

2) вопросы, которые хотя и отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества);

3) вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;

4) вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например, решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе ОАО может содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.

На рис. 3.9 отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в соответствии с законом акционерным обществом может управлять наемный менеджер, назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий (рис. 3.10).

Место «сильного» генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Конкретный механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно описан в ГК и в ФЗ «Об акционерных обществах».

На рис. 3.11 представлена схема управления производственным кооперативом. По способу принятия решений производственный кооператив относится к самоуправляющимся организациям, где решения принимаются на основе «один человек – один голос».

Согласно ГК РФ (ст. 48), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Различие между юридическим и неюридическим лицом : юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом; юридическое лицо полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение о нем.

Предыдущая

Зеленов Михаил Фридрихович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академического международного института, кандидат юридических наук, доцент.

В научной публикации освещаются аспекты, связанные с обстоятельствами, способствующими проявлению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа нормативного материала, позиций ведущих исследователей в данной сфере предлагается авторская концепция содержания организационно-правовых факторов, влияющих на правомерное поведение чиновников.

Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, ограничения, запреты, ответственность должностных лиц, руководящий состав, служебное поведение.

The organizational-legal factors promoting display corruption in executive power system

In the scientific publication the aspects connected with circumstances, promoting corruption display in public authorities and local government are shined. On the basis of the analysis of a standard material, positions of leading researchers in the given sphere the author"s concept of the maintenance of the organizational-legal factors influencing lawful behavior of official is offered.

Key words: corruption, the state and municipal service, restrictions, interdictions, responsibility of officials, an administrative board, office behavior.

Коррупция, как и всякое социальное явление, имеет свои корни и свои причины. При этом уровень коррупции тесно связан со стоимостью бюрократической процедуры: если бюрократическая процедура предполагает большие ресурсные затраты (время, финансовые ресурсы, усилия и т.п.), то становится востребованной коррупционная модель социальных отношений. В то же время совершенно очевидно, что только сложность и стоимость (в различных смыслах) бюрократических процедур не могут порождать коррупцию. В обществе, где мздоимство является нормой, а контроль и ответственность отсутствуют, коррупционная модель поведения может возникнуть даже там, где сложность "законных" бюрократических процедур не так высока; с другой стороны, даже при высокой сложности последних многочисленные причины (наличие жестких административных процедур, строгой юридической ответственности и т.п.) могут препятствовать коррупционным проявлением.

В связи с этим, учитывая, что целью государственной политики в данной области является формирование механизмов противодействия коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации на всех ее уровнях, представляется абсолютно необходимым остановиться на причинах (факторах), порождающих коррупцию в этой системе, для того чтобы определить возможные способы их если не устранения, то минимизации.

Вопрос о том, что порождает коррупцию и во властных структурах, и в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным в литературе. При этом нельзя не отметить, что специалисты, применительно к рассматриваемому вопросу, используют разную терминологию для обозначения детерминант коррупции: "причины коррупции", "предпосылки коррупции", "факторы коррупции". Идет ли в данном случае речь о явлениях одного порядка или их все же следует различать?

Как нам представляется, верным все же является второй подход. Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего-нибудь <1>. Причины коррупции следует отличать от их предпосылок, так как причины порождают коррупцию непосредственно, в то время как предпосылки влекут появление коррупции через одно или несколько промежуточных действий. Фактор (нем. Faktor, от лат. factor - "делающий, производящий") определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты <2>. В словаре Брокгауза и Ефрона фактор определяется как: 1) деятельная сила какого-либо явления; 2) математический множитель, член алгебраического выражения; 3) комиссионер; в типографии: надсмотрщик за работой, посредник по поставке материалов <3>. Таким образом, фактор также порождает какое-либо явление (в рассматриваемом нами случае коррупцию), а некоторые источники его прямо отождествляют с причиной.

<1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т. 3. С. 381.
<2> Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1263.
<3> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 3 т. СПб., 1902. Т. 3. С. 346.

Представляется, однако, что применительно к коррупции между причинами и факторами не следует ставить знак равенства. Здесь следует использовать опыт криминологической науки, которая оперирует категориями: "причины преступности" и "факторы преступности". При этом второе традиционно рассматривается более широко, чем первое, так как "фактор" означает явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса" <4>. При дальнейшем анализе какие-то "факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими" <5>.

<4> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 101.
<5> Там же.

Таким образом, категории "факторы преступности" и "причины преступности" рассматриваются как общее и частное (поскольку факторами преступности могут выступать не только ее причины, причины же всегда являются факторами). Представляется, что такой же подход применим и к вопросам возникновения коррупции. В научных целях, разумеется, можно использовать обе категории, приоритетность той или иной определяется целями, которые стоят перед исследователем. Если имеется необходимость проанализировать коррупционные явления как можно более детально, речь должна вестись о причинах, их порождающих. Если же ставится цель охватить как можно более широкий круг явлений, порождающих коррупцию, предметом анализа должны являться факторы коррупции.

Поскольку перед нами в рамках данного исследования в конечном счете стоит задача сформировать механизмы противодействия коррупции в системе исполнительной власти, ее решение должно опираться на выявление коррупционных факторов. Вместе с тем предметом нашего анализа в дальнейшем будут и факторы, и причины коррупции, во-первых, в силу того, что причины всегда выступают одновременно факторами, во-вторых, в силу того, что, как уже отмечалось выше, многие исследователи вообще не различают эти явления и пишут и о факторах, и о причинах, и о предпосылках коррупции.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, прежде всего, отметим, что термины "коррупционные факторы" или "коррупциогенные факторы" достаточно активно используются в современном отечественном законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6> определяет, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Термин "коррупциогенный фактор" используется и в Постановлении Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7>, а также в ряде иных документов. В то же время в федеральном законодательстве применительно к той же антикоррупционной экспертизе используется и термин "коррупционный фактор" <8>. Как справедливо отмечает О.Г. Дьяконова, "термины, несмотря на схожесть, являются различными: "коррупционный фактор" - источник, причина преступного использования предоставленных полномочий, а "коррупциогенность" - свойство предмета, позволяющее утверждать, что данный предмет включает в себя один или несколько коррупционных элементов, которые могут впоследствии при определенных обстоятельствах проявиться в качестве коррупционных, поэтому наиболее приемлемым следует признать термин "коррупционные факторы", а коррупциогенность можно определить как потенциальную возможность совершения коррупционных деяний (действий/бездействия)" <9>. Действительно, коррупциогенными могут быть нормы, но не факторы. Тем не менее, поскольку Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и сама Методика проведения этой экспертизы используют термин "коррупциогенные факторы", далее в работе применительно к антикоррупционной экспертизе будет использоваться именно этот термин.

<6> ФЗ от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
<7> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
<8> См., напр.: Приказ Роспечати от 01.12.2010 N 582 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 N 19502) // Российская газета. N 17. 2011; Приказ Росархива от 20.07.2010 N 53 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства" (вместе с "Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства") (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18105) // Российская газета. N 188. 2010 и др.
<9> Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / Сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. С. 38.

В то же время ставить знак равенства между коррупциогенными факторами, содержащимися в актах и проектах актов, являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, и факторами коррупции в целом не следует. Как верно пишет В.А. Едлин, указанные "факторы довольно точно определяют основные причины коррупции, связанные с технической стороной исполнения законов. В действительности коррупциогенных факторов намного больше" <10>. Поэтому, хотя далее мы еще вернемся к коррупциогенным факторам, предметом анализа в рамках настоящей главы будет иной круг факторов.

<10>

Как уже отмечалось выше, круг факторов (причин) коррупции, выделяемых различными исследователями, достаточно широк. Так, к общим и основным причинам коррупции Л.Я. Драпкин и Я.М. Злоченко относят:

  • отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
  • существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
  • слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
  • кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
  • криминализацию значительной части политической элиты;
  • моральную деградацию определенных слоев общества;
  • минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
  • привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов <11>.
<11> Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент и право. 2003. N 4. С. 73 - 74.

По мнению О.И. Коротковой, основными причинами высокой коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом <12>. В.А. Едлин к таковым относит "нестабильность во власти; отсутствие надлежащего механизма контроля, исключающего применение принципа круговой поруки органов власти и ряда недобросовестных должностных лиц; уровень оплаты труда; менталитет граждан, стремящихся решить свои вопросы "быстро и без бумажек", и пр." <13>. В.Г. Клочков применительно к рассматриваемому вопросу пишет: "...основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит... Такому криминогенному состоянию способствует правовой нигилизм, который охватил некоторые органы трех ветвей государственной власти разного уровня, ухудшение исполнительской дисциплины, подбор, расстановка и воспитание кадров, несовершенная нормативно-правовая база, серьезные недостатки и просчеты в правоприменительной практике правоохранительных органов" <14>.

<12> Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 27 - 30.
<13> Едлин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
<14> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 7.

Схожие причины коррупции в Российской Федерации отмечаются и зарубежными специалистами: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); религиозная традиция; культура страны в целом <15>.

<15> См.: Lederman D., Loayza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter // Economics & Politics. 2005. Vol. 17. N 1. P. 1.

Как видим, большинство исследователей называют причин (факторов) коррупции достаточно много, относя к ним чуть ли не все пороки аппарата управления, да и общества в целом. При этом какой-либо систематизации причин (факторов) коррупции обычно не приводится. Научная ценность таких исследований вряд ли велика, да и сами они по своему качеству скорее напоминают взгляды на коррупцию обычного обывателя, чем серьезные научные исследования.

Показательно, что и в опросах граждан в качестве причин коррупции называются примерно те же: жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов - 70,1%; неэффективность государства, несовершенство законов - 63,1%; низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения - 37,2%; широкое распространение клановости и семейственности в среде российских чиновников - 33,9%; правовая неграмотность самих чиновников - 13,7% <16>; "низкий" уровень борьбы - 45,6%; рост бюрократических барьеров - 17,1%; возможность ускорения решения вопросов - 16,3% <17>.

<16> См.: Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010. С. 56.
<17> См.: Соларев А. Чиновники самарской мэрии меняют кабинеты // Российская газета. 25.03.2008.

Большего внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования, в которых, при всем многообразии причин (факторов) коррупции, делаются попытки их каким-либо образом систематизировать. Так, рядом исследователей все факторы коррупции подразделяются на:

  • фундаментальные (несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы);
  • правовые (слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, отсутствие необходимого контроля, неадекватные меры наказания за коррупционные действия, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов);
  • организационно-экономические (трудности управления большой территорией, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм, прочие формы дискриминации);
  • информационные (непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие офшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции);
  • социальные (клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация "дружеских связей", блат, традиция "дарения" подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования);
  • культурно-исторические (сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести) <18>.
<18> См., напр.: Полтерович В.М. Факторы коррупции. М., 1998; Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? М., 2008; B. Begovic. Corruption: concepts, types, causes and consequences. CADAL, 2005 и др.

Несмотря на то, что к данной классификации тоже могут, на наш взгляд, быть предъявлены определенные претензии (прежде всего, с точки зрения ее оснований), она все же в большей степени позволяет ориентироваться в факторах коррупции и определить пути и средства их устранения. При этом несложно заметить, что приведенные подходы к классификации факторов коррупции имеют несомненное сходство с утвердившимися в отечественной криминологии подходами к факторам (причинам) преступности вообще <19>. И это вполне логично, так как, являясь видом социально негативного явления, коррупция имеет в целом те же корни, что и любое противоправное поведение, в том числе и преступное.

<19> Так, криминологами выделяются социальные, экономические, нравственные (культурные), биологические, правовые и иные причины и условия (факторы) преступности. См., напр.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2010; Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006; Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах. М.: Велби, 2005 и др.

Разумеется, в настоящем диссертационном исследовании нас интересуют не все факторы коррупции, а только те, которые непосредственно связаны с организацией и функционированием исполнительной власти. Исследование, например, вопросов ментальности российских чиновников (и всего населения в целом) или несовершенства системы принятия политических решений, безусловно, очень интересно, но выходит за рамки работы.

В силу этого речь далее будет идти только о правовых или, точнее, организационно-правовых факторах. Под организационно-правовыми факторами коррупции в системе исполнительной власти здесь и далее в работе будут пониматься факторы, представляющие собой обусловленные самой организацией управленческой деятельности и юридически закрепленные возможности совершения должностными лицами коррупционных действий. Организационно-правовыми факторами коррупции в первую очередь являются:

  • неопределенность законодательства;
  • отсутствие четко закрепленных процедур совершения управленческих действий;
  • отсутствие необходимого контроля;
  • неадекватные меры наказания за коррупционные действия;
  • наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов, и др.

Несложно заметить, что в таком контексте организационно-правовые факторы коррупции в целом описываются широко известной "формулой коррупции", предложенной Робертом Клитгаардом:

К = М + С - П,

расшифровываемая как: Коррупция = Монополия + Свобода действий - Подконтрольность <20>.

<20> В некоторых вариантах формулы последним элементом ее называется не П - подконтрольность, а О - ответственность, что, на наш взгляд, принципиально не меняет ее сущности.

Применительно к системе исполнительной власти эта формула может быть несколько модифицирована и уточнена.

Элемент монополии в рамках системы государственного и муниципального управления означает монополию государственных и муниципальных чиновников на принятие решений. Иными словами, здесь можно вести речь о существовании исключительного управленческого ресурса.

Свобода действий - это юридически закрепленные полномочия должностных лиц дискреционного характера, т.е. полномочия действовать по усмотрению. Сами по себе дискреционные полномочия - объективно необходимый элемент исполнительно-распорядительной деятельности, однако их избыток, в отсутствие должного контроля и ответственности, действительно является важнейшим организационно-правовым фактором коррупции. В силу этого вопросы о критериях и пределах управленческого усмотрения будут рассмотрены нами в диссертации далее.

Отдельно следует остановиться на подконтрольности. Контроль является одним из основных способов обеспечения законности в системе исполнительной власти <21>. Государственный контроль, обладая определенными признаками, рассматривается как особая функция государства, выражающаяся в деятельности государственных органов, направленной на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности <22>.

<21> См., напр.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008; Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004; Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006.
<22> Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 11.

Вместе с тем, как показывает практика, из-за высокой латентности коррупционных правонарушений традиционные формы контроля (проверки, ревизии, отчеты и т.п.) для противодействия ей не всегда являются эффективными. В связи с этим в законодательстве большинства стран мира, в дополнение к системе контроля собственно за законностью принимаемых государственными и муниципальными служащими управленческих решений, формируется дополнительная система контроля за самими служащими (точнее - за их доходами, расходами; их нахождением в потенциально коррупциогенных ситуациях и т.п.). В данном случае контроль направлен на предотвращение коррупции, но не напрямую, а путем выявления фактов, ей способствующих или о ней свидетельствующих. Следовательно, в данном случае речь идет о специальном антикоррупционном контроле. Такой контроль уместно также назвать замещающим.

Элементом обратной связи в системе противодействия коррупции выступает ответственность, которую можно рассматривать также как определенный итог контроля за коррупционными проявлениями в случае их выявления, при этом формы такой ответственности весьма разнообразны.

Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних и молодёжи - это те же социально негативные явления и процессы, которые детерминируют общую преступность и преступления в целом. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данных групп как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних и молодёжи, совершивших преступления, так и применительно к их формированию.

По разным каналам идеологического влияния проникает пропаганда агрессии, насилия, нигилизма, пытающаяся внедрить в среду молодёжи посредством теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, взгляды и привычки повседневного поведения, несовместимые с целями и идеалами общества. К слову сказать, во Франции запрещёно демонстрировать по телевидению длительностью более пяти минут российские программы новостей, поскольку из-за бесконечного демонстрируемого в них негатива

у людей наступает состояние страха и депрессия, невроз и апатия.

Негативная информация - это фон, на котором множатся причины преступности несовершеннолетних.

Печальную картину наблюдаем в Приморском крае, где проблемы распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма среди детей, подростков и молодёжи стоит особенно остро. Из таблицы 2.1 видно, что максимальное количество случаев смерти среди внутривенных наркоманов, умерших (погибших) на территории Приморского края за последние 10 лет (как среди мужчин, так и среди женщин), приходится на возраст 20-29 лет (53,7%), то есть молодой, репродуктивный возраст . Но и доля несовершеннолетних довольно велика в этом негативном явлении.

Таблица 2.1

Половозрастная структура лиц, злоупотреблявших внутривенным приёмом психоактивных веществ, и умерших (погибших) на территории Приморского края в 1998-2008 годах

Возрастная группа Мужчины Женщины Всего
Абсолютно % Абсолютно % Абсолютно %
До 15 лет 5 0,7 1 0,2 6 0,9
15-19 лет 40 5,9 8 1,2 48 7,1
20-24 года 158 23,6 33 4,9 191 28,5
25-29 лет 142 21,2 27 4,0 169 25,2
30-34 года 105 15,7 27 4 132 19,7
35-39 лет 73 10,9 14 ~2Г 87 13
40-44 года 26 3,9 3 0,5 29 ^4~
45 лет и старше 8 1,2 0 0 8 1,2
ИТОГО 557 83,1 113 16,9 670 100

Самым молодым из умерших (погибших) мужчин в Приморье был мальчик 13 лет, состоявший на учёте в наркологическом диспансере.

Всего в течение 2007 года только в городе Владивостоке в медицинские органы обратилось 283 человека по поводу передозировок. Средний возраст обратившихся составлял 22 года. При анализе социального состава больных наркоманией обращает на себя внимание тот факт, что более 80 %, регистрируемых ежегодно с выявленным впервые диагнозом, находятся на иждивении у родственников, то есть, нигде не работают, не занимаются общественно полезным трудом. Широко распространено применение наркотиков в студенческой среде. Так из 1000 человек,

пролечившихся анонимно в течение 2008 года, 50 % были студентами

различных вузов.

Наркологическая ситуация и в детско-подростковых контингентах Приморского края является весьма напряжённой. Особую тревогу вызывают данные о впервые выявленных больных наркоманиями среди этой группы лиц. За последние пятнадцать лет этот показатель увеличился в 110 раз. Эпидемиологические исследования среди школьников показывают, что к 13 годам от 2 % до 5 % приобщаются к пробам различных психоактивных веществ, а к 16 годам уже 15-30 % испытали на себе их действие. Причём отмечается устойчивый рост среди потребителей психоактивных веществ детей до 14 лет . Мальчики, в большинстве, начинают свой опыт с употребления кустарно изготовленных препаратов конопли, а девочки - чаще с седативных препаратов. Главным мотивом у большинства детей и подростков служит «любопытство», на втором месте - «предложили друзья», отмечаются такие мотивы как «неприятности» или «друзья пригрозили расправой».

В целом по России за последние десять лет число подростков, взятых на учёт впервые в жизни с диагнозом «наркоман», увеличилось в 7 раз, группа профилактического наблюдения злоупотребляющих наркотиками - в 4 раза.

Как известно, приём психоактивных веществ, провоцирует криминальное либо виктимное поведение потребителей, либо же навевает суицидальные мысли, а также способствует несчастным случаям. И это при том, что наша молодёжь вообще не отличается крепким здоровьем. По итогам проведённой в 2002 году всероссийской диспансеризации здоровыми парнями признано только 34 % из общего списка. При этом среди сельских ребят здоровых и того меньше - всего 29 %. За последнее десятилетие вдвое увеличилось количество детей с хроническими патологиями. Каждого девятого больного подростка необходимо срочно госпитализировать в стационар, а каждого шестого - отправить в санаторий. При медицинском обследовании призывников в Вооружённые силы РФ установлено, что 11,5 % имеют дефицит веса, каждый четвёртый

страдаёт хроническими заболеваниями, у 28 % новобранцев обнаружены

признаки отставания в умственном развитии.

По сравнению с 1990 годами, в начале XXI века среди несовершеннолетних и молодёжи в 1,7 раза возросла заболеваемость туберкулёзом, в 40 раз - сифилисом. Причём самые высокие показатели заболеваемости - среди детей и 15-17-летних юношей и девушек. Если до середины 1980-х годов в России не было зарегистрировано случаев педикулеза и чесотки, то в 2007 году их зарегистрировано 180 и 158 соответственно на 100 тысяч населения, в Приморском крае 167 и 154 соответственно на 100 тысяч населения .

Совершенно ошеломляют темпы распространения ещё одной страшной болезни - ВИЧ-инфекции. С 1990 года количество зараженных ВИЧ в нашей стране возросло в 530 раз. Основная масса заболевших - молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет .

Всё это - неприглядные факты нашей действительности, по поводу которых государство должно бить тревогу, принимать срочные меры, чтобы остановить вырождение нации, особенно детей, несовершеннолетних и молодёжи. Это - социально-экономический фон, на котором мы рассматриваем преступные деяния, совершаемые несовершеннолетними и молодёжью в Приморском крае. При этом нельзя не прийти к выводу о том, что уголовно-предупредительные меры являются всего лишь одним из широкого спектра элементов, которые необходимо применять не только для снижения уровня преступности, скажем больше: для спасения будущего страны и нации в целом.

Среди различных возрастов людей несовершеннолетние и молодёжь наиболее виктимны. В своём фундаментальном труде «Виктимология» Д. В. Ривман и В. С. Устинов подробно и обстоятельно рассматривают характеристики молодых жертв преступлений, объективных и субъективных факторов, влияющих на превращение их в жертву

преступления. Общеизвестные психофизические особенности детского и подросткового возрастов - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспосабливаться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, наконец (в ряде случаев), физическая слабость - делают указанную возрастную группу повышенно виктимной. Эти же качества могут способствовать формированию не только потерпевшего, но и преступника.

Практика показывает, что наиболее виктимными оказываются подростки в возрасте двенадцати-четырнадцати лет. Этот тот возраст, когда при отсутствии жизненного опыта юноша или девушка должны решать самые различные задачи: освобождения от опеки взрослых, взаимоотношений с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. В этот период наиболее активно формируется личность, создаётся нравственное лицо индивидуума. Здесь приходится ориентироваться не только на формальное совершеннолетие - достижение восемнадцати лет, но и фактическое, так как иногда человек справляется с возникшими задачами и в шестнадцать- семнадцать лет, а в иных случаях не способен их решить и в двадцать- двадцать пять лет.

Исследования приморских учёных показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними и молодёжью, в 20-50 % случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это - неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.

Важную роль играют недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, процентомании, отказа от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, которые не получают должной «закалки» против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учёбе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется обычно за счёт подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих.

Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечёт узость запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

Надо особо отметить, что в условиях крупных, тем более очень крупных городов названные и им подобные криминогенные факторы действуют в своей наиболее острой форме.

Усиливают своё влияние недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идёт о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 25 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учёбу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учёбу, в жизнь коллектива). Все эти явления, особенно с учётом того, что контроль семьи за работающими юношей, девушкой ослабляется, в их распоряжении оказываются личные деньги и они стремятся доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению, контакту с источниками отрицательных влияний.

Происходит распространение отрицательного влияния со стороны сверстников или взрослых и в ближайшем окружении - бытовом, учебном, производственном. Это влияние оказывается особенно значимым в связи с отмеченным стремлением подростков с отрицательным поведением включаться в обособленные группы для совместного времяпрепровождения. Ценя факт пребывания в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению.

Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком: действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида (например, фактов бесхозяйственности, приписок, бытовое хулиганство); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей. Длительное отсутствие определённых занятий у молодых людей, оставивших учёбу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

Наряду с недостатками в деятельности семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, культурно-воспитательных и спортивных учреждений формированию криминогенной мотивации и её проявлению в поведении несовершеннолетних и молодёжи существенно способствуют также недостатки организационно-управленческого характера в правовоспитательной и правоохранительной деятельности. Недостатки правового воспитания - это отсутствие разъяснительной работы о правах и обязанностях молодых членов общества; подмена вопросов о личной ответственности юношей и девушек за правонарушающее поведение ответственностью взрослых; недостаточное внимание к формированию чётких представлений о социальной роли закона, к формированию убеждения о единстве законности и целесообразности, о значимости закона в каждодневном поведении; отсутствие чёткой характеристики правомерного и неправомерного поведения.

Недостатки в деятельности органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: недостатки надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения; неполнота выявления и постановки на учёт несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременное условно-досрочное освобождение или выпуск из специального воспитательного учреждения; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобождённых из воспитательных колоний, условно осуждённых, лиц, к которым применена отсрочка исполнения приговора; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д.

Затрудняют борьбу с молодёжной преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством (в том числе о запрете продавать спиртные напитки лицам, не достигшим определённого возраста). Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодёжи связаны, прежде всего, с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений. Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливалась.

На рецидивную преступность несовершеннолетних и молодёжи влияют факты необоснованной замены наказания воспитательными мерами, неправильного применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, досрочного освобождения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла, со ссылками главным образом на возраст виновного и без обеспечения интенсивного контроля за поведением, в результате чего у подростков возникает представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение названных мер позволяет свести рецидив к минимуму (до 35 %). В случаях помилования несовершеннолетних рецидив близок к

Итак, причинный комплекс преступности несовершеннолетних и молодёжи включает в себя как причины и условия, общие для всей преступности, так и характерные только для преступности этой категории лиц. В последнем случае речь идёт о тех социальных явлениях и процессах, а также о тех возрастных и индивидуальных особенностях личности, которые негативным образом влияют на социализацию подростков и их поведение.

Что касается более общих для всей преступности причин и условий, то механизм их связи с преступностью несовершеннолетних и молодёжи может иметь свои особенности. Например, криминогенна вынужденная миграция, формирующаяся в беспрецедентных масштабах за счёт сотен тысяч беженцев, покинувших районы прежнего проживания после распада СССР вследствие обострения межнациональных и межгосударственных отношений, вооружённых конфликтов на Северном Кавказе и т. п. Криминогенный потенциал этой группы населения существенно умножается за счёт, как правило, чрезвычайно тяжёлых жилищнобытовых, материальных, психологических и иных условий, в которых оказываются переселенцы. Особенно страдают дети.

Не сокращается слой «аутсайдеров» - людей, отброшенных на обочину жизни, не имеющих нормальных заработков, других нормальных условий существования и лишённых перспективы возврата к нормальным условиям бытия. Отсутствует нормальное финансирование программ профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних и молодёжи. Работа правоохранительных органов всесторонне не обеспечена - кадрами, финансами, техникой и т. д. Нет нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов. Да и сами законы, другие нормативные акты, их дух и направленность желают быть более совершенными и «человечными». Скажем, поражает тот факт, что в то время, когда население России буквально вымирает, сокращаясь ежегодно на 600-700 тыс. человек, подрастающее поколение на глазах превращается в наркоманов, алкоголиков, совокупность нравственно и духовно опустошённых личностей, Правительство страны, имеющиеся огромные деньги (на 2008 год: Стабилизационный фонд - около 4 триллионов рублей, «Золотой запас» - около 350 млрд. долларов) вкладывает в западные низкодоходные ценные бумаги и фактически

хранит указанные деньги в тех же западных банках. Вопрос: неужели нельзя принять решение и издать соответствующий правовой акт на федеральном уровне о выделении хотя бы части денег на оздоровление, обучение и воспитание наших детей, формируя тем самым гармонично развитые личности - будущее страны, а не потенциальных и реальных преступников - позор страны?

Беспрецедентные экономические, политические и иные проблемы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, то есть всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения. В 1990-е годы была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних и молодёжи. Существовавшие при советском строе государственные структуры, объединения граждан, общественные организации, специально предназначенные для ведения такой работы в молодёжной среде, включая обеспечение их досуга, оказание необходимой помощи семье, коррекцию поведения оступившихся подростков и т. п., всё это оказалось либо дезорганизованным, либо вовсе уничтоженным. Сейчас наивно звучат слова из популярной ранее песни «жила бы страна родная, и нету других забот», а КаМАЗ, БАМ, Целина и другие молодежные проекты вызывают у многих юношей и девушек снисходительную ироническую улыбку, но молодёжь прошедших десятилетий была духовно богаче, патриотична, оптимистична. Над этим постоянно и целеустремленно работало государство. Сейчас этого совсем нет. Во главе всех приоритетов стоит умение зарабатывать деньги. У тех, кто не может заработать деньги, возникает чувство протеста, которое трансформируется нередко в преступные деяния.

Новая система предотвращения преступности несовершеннолетних и молодёжи определилась только к концу 1990-х годов. В итоге уже несколько поколений молодых людей имеют в своём составе тех, кто практически оказался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Они заранее лишаются шансов не только на перспективную, хорошо оплачиваемую работу, но и на элементарное трудоустройство в условиях обострившейся безработицы. Большинство из них - типичные социальные аутсайдеры, представляющие собой потенциальный резерв для криминального мира. Так, в сфере трудовой занятости молодые люди уже не являются предметом специального внимания и заботы, воспитательная функция исключена из нормативных обязанностей коллективов, в которых трудятся подростки; последние теперь относятся к категориям граждан, которые сталкиваются с наибольшими препятствиями при трудоустройстве; они в силу разных причин чаще других рискуют остаться безработными.

Таким образом, причины и условия преступности несовершеннолетних и молодёжи довольно подробно исследованы в трудах российских учёных. Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой и досуговой деятельности; общие причины лежат в сфере деятельности государственных органов, на уровне субъектов федерации и муниципальных органов, а также в деятельности партий, движений и других социально-политических и профессиональных образований. Эти внешние для подростков обстоятельства взаимодействуют с их личностными характеристиками, а последние, как отмечалось ранее, тоже ухудшаются. В то же время приходится говорить о том, что в стране до сих пор не создан действенный механизм изучения и устранения названных причин и условий. Г осударство должно перейти от полумер и общих деклараций к разработке и всестороннему (финансовому, материально-техническому, организационному, кадровому) обеспечению выполнения Программы борьбы с детской, подростковой и молодёжной преступностью.

Виды организационно-правовых форм организаций представляют собой классификацию хозяйствующих субъектов в современных условиях. Основным признаком данной классификации является разделение хозяйствующих субъектов в соответствии с организационной и правовой формой компаний.

Виды организационно-правовых форм организаций регламентированы посредством Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), которым введены понятия «коммерческой организации» и «некоммерческой организации».

Виды организационно-правовых форм организаций

В соответствии с характером деятельности предприятий, виды организационно-правовых форм организаций включают в себя:

  1. Предприятия коммерческого характера,
  2. Предприятия некоммерческого характера,
  3. Организации без образования юридического лица;
  4. государственная (муниципальная) организация;
  5. государственное (унитарное) предприятие.

В настоящее время существуют следующие виды организационно-правовых форм организаций, которые осуществляют коммерческую деятельность: общество, товарищество, акционерное общество, унитарные предприятия.

Помимо этого существует категория, которая включает в себя производственные кооперативы. В сфере некоммерческих организаций можно выделить потребительский кооператив, общественные организации (движения, объединения), фонд (некоммерческое партнерство), товарищества (садоводческое, дачное, собственников жилья), ассоциация (союз), некоммерческие компании автономного типа.

Для предприятий, которые не образуют юридическое лицо, могут предусматриваться следующие виды организационно-правовых форм организаций: паевые инвестиционные фонды, простое товарищество, филиал (представительство), индивидуальный предприниматель, фермерское (крестьянское) хозяйство.

Выбор формы

На виды организационно-правовых форм организаций, кроме характера основной деятельности, влияют и некоторые другие факторы, среди которых могут быть организационно-технические, экономические и социальные.

В соответствии с организационно-техническими факторами виды организационно-правовых форм организаций определяются исходя из количества учредителей, их характеристики, области коммерческой деятельности, характера и новизны производимых продуктов. При учете социального и экономического фактора учитывается объем стартового капитала и личностные характеристики самого предпринимателя и его команды.

Также виды организационно-правовых форм организаций могут быть ограничены действующим законодательством. К примеру, коммерческие организации, обладающие статусом юридического лица, могут создаваться только в виде товарищества любого типа, общества (открытого или закрытого, с ограниченной ответственностью).

Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций

Виды организационно-правовых форм организаций коммерческого характера также могут классифицироваться на несколько типов:

  1. Хозяйственное товарищество, разделяемое на полное и основанное на вере, отличие которых заключается в степени ответственности участников (товарищей). В полном обществе товарищи по обязательствам отвечают всем своим имуществом, а в основанном на вере отвечают в соответствии с размерами своих вкладов.
  2. Хозяйственное общество (ООО), акционерное общество (АО). Капитал ООО включает в себя вклады участников и разделен на доли, в АО капитал разделен на соответствующее число акций.
  3. Производственный кооператив представляет собой добровольное объединение членов (граждан), он основан на членстве и паевых взносах, а также на личном труде участников.
  4. Хозяйственные партнерства встречаются очень редко, почти не упоминается в Гражданском Кодексе. Такие предприятия регулируются отдельным законом.
  5. Крестьянские хозяйства являются объединением с целью ведения сельского хозяйства, основанным на личном участии граждан в бизнесе и их имущественных вкладах.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Виды организационно-правовых форм организаций без образования юридического лица включают:

1) Акционерное общество,