Увольнение военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Особенности увольнения военнослужащего по собственному желанию. При несоблюдении условий

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами
и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие
по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:военнослужащий находится на стационарном лечении;военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;военнослужащий участвует в походах кораблей;в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:военный билет;
учетно-послужную карточку;
карту профессионального психологического отбора;
предписание в военный комиссариат;
воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.Старший военный прокурор 2 отдела
организационного управления
Главной военной прокуратурыполковник юстиции
Марат Шарипов

После того, как документ получен, а командир части провёл беседу (оформляемую листом беседы), рапорт рассматривает аттестационная комиссия. В неё входят:

  • заместитель командира части;
  • представитель кадровой службы;
  • представитель юридического отдела;
  • представитель службы по воспитательной работе;
  • командир заявителя;
  • иные заинтересованные лица (в первую очередь из числа офицеров части).

Главная задача комиссии – разобраться, насколько обоснован рапорт. Результаты заседания комиссии фиксируются в протоколе и вносятся в аттестационный лист военнослужащего.

Важно: Если военный увольняется из-за того, что и не хочет его продлять, то комиссия не собирается. Тут нужен лишь приказ командира части.

Решение командира

  • согласиться и начать увольнение;
  • отказать в досрочном расторжении контракта.

По инициативе командования части

Уволить военнослужащего может и командование его части. Перечень оснований, разрешающих , зафиксирован в ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» . К причинам, разрешающим досрочно уволить военного, относятся как виновные действия (например, утрата доверия), так и организационные причины (например, ликвидация должности без возможности перевода военнослужащего).

Аттестационная комиссия

Комиссия проводится согласно пп. 3 Порядка организации и проведения аттестации (утверждён приказом МО РФ №444 от 2012 г.). Эта норма требует, чтобы не позже 14 дней до заседания комиссии аттестационный лист был составлен и предъявлен для ознакомления увольняемому. Увольняемый военнослужащий может ознакомиться с листом и предоставить комиссии дополнительные объяснения и документы, касающиеся его службы. Кроме того, он может:

  • присутствовать на заседании комиссии;
  • давать объяснения;
  • опротестовывать принятые решения.

Комиссия решает, есть ли основания для увольнения. При этом она собирается на уровне не ниже отдельного батальона или же полка.

В состав комиссии должны входить:

  • Председатель – один из заместителей командира части.
  • Секретарь – любой офицер части.
  • Члены комиссии – заместители командира, начальники подразделений, представители юридического и кадрового отдела и т. д.
  • Иные лица, которые заинтересованы в результатах рассмотрения.
  • Иные лица, участие которых требуется по сути дела.

Ответственность за правильность проведения аттестации и за обоснованность её проведения несёт непосредственно командир части.

Ознакомление с результатами

Аттестационный лист с заключением комиссии доводится до военного не позднее 10 дней с момента проведения комиссии. При этом аттестованное лицо должно поставить свою роспись в подлинном экземпляре листа. При желании военнослужащий может получить на руки копию листа.

Если увольняемый военный с ним не согласен, он может обжаловать документ как по инстанции (то есть вышестоящему командиру), так и в судебном порядке, обратившись в соответствующий военный суд. Срок на обжалование – месяц.

Если же военнослужащий отказывается подписать документ, то об этом делается особая отметка в листе («От подписи отказался» или аналогичная).

Документальное оформление процедуры

Приказ

После беседы и аттестации составляется представление об увольнении. Оно направляется должностному лицу, которое имеет право увольнять военнослужащих:

  • Для высших офицеров – лично Президенту РФ.
  • Для офицеров в ранге от полковника или капитана 1 ранга – министр обороны. Он же подписывает приказы для тех, кто увольняется в связи с переходом на службу в МВД или иные гражданские ведомства.
  • Для младших офицеров – главком рода войск или же командующий военным округом.
  • Для рядовых, сержантов и старшин – должностные лица МО РФ, которые вправе подписывать и расторгать контракты.
  • Если увольнение связано с нарушением контракта – командир части.

При оформлении приказа следует ориентироваться на .

В приказе должно быть указано:

  1. имя, звание и личный номер военнослужащего;
  2. срок выслуги;
  3. основание для расторжения контракта;
  4. срок увольнения;
  5. заключение ВВК о годности к службе;
  6. иная необходимая информация.

Окончательно увольнение закрепляет приказ об исключении военнослужащего из списков части. Он оформляется по правилам, установленным Инструкцией по делопроизводству (утверждена приказом МО РФ №170 от 2017 года).

Важно: Пока приказ об исключении не готов, контрактник должен исполнять обязанности. За самовольный отказ увольняемый будет нести ответственность.

Заполнение трудовой книжки и личной карточки

Увольнение военных имеет свои особенности. Их надо соблюдать заинтересованным лицам, иначе придётся нести ответственность в административном, а то и уголовном порядке. Нормативные акты в данном случае утверждаются применительно именно к военнослужащим, а не в общем порядке, предусмотренном ТК РФ.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о порядке увольнения военнослужащего:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Распад единой страны, экономические и социальные потрясения 90-х годов ударили по всем государственным институтам. Через тяжелейшие испытания прошла и наша Армия… за ошибки, допущенные при многочисленных непоследовательных реформах, за которыми часто ничего не стояло, кроме механического сокращения, пришлось заплатить очень дорогую цену. Современная Армия - это прежде всего грамотные, подготовленные люди, способные применять самые передовые системы вооружения. Специалисты, обладающие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры. Сегодня индивидуальные требования к каждому офицеру и солдату существенно возрастают*(1).
Утвержденная Президентом РФ Военная доктрина обозначает ряд внешних угроз для России. Признается, что "неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств" (п. 10 Военной доктрины*(2)). В этих условиях работа по приведению "структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время…" обозначена как приоритетное направление в развитии Вооруженных Сил РФ (п. 35 Военной доктрины). Профессиональный военнослужащий должен соответствовать ряду требований, предъявляемых к нему служебным контрактом. В случае невыполнения условий последнего военнослужащий подлежит досрочному увольнению.

Поскольку процедура увольнения связана с правом военнослужащего на труд, проводиться она должна в полном соответствии с действующим законодательством. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о частых и грубых нарушениях командиром части и кадровыми органами процедуры досрочного увольнения. Это отражается на престиже военной службы, затрагивает вопросы квалификации кадровых работников Вооруженных Сил, "загружает" судебные органы рассмотрением "проигрышных" для Министерства обороны РФ споров. Обращаем внимание, что рассматривает вопросы увольнения военнослужащих только Министерство обороны, не касаясь практики увольнения по этому основанию в других ведомствах.

Досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта: общие положения

Нормативно-правовые основы увольнения военнослужащих закреплены в разделе VII Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"*(3) (далее - ФЗ о военной службе) и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы*(4) (далее - Положение о порядке прохождения военной службы). Важную роль играет и судебная практика, складывающаяся в определенном военном округе, а также разъяснения высших судебных органов - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ (автор рассматривает их далее).
При невыполнении условий контракта о прохождении службы военнослужащий может быть досрочно уволен на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе - в связи с невыполнением им условий контракта. Увольнение в рамках данной правовой нормы - крайняя мера воздействия на военнослужащего. До представления к увольнению должны быть исчерпаны все иные меры воздействия.
В контексте данной темы важно уточнить термин "невыполнение контракта", а следовательно, обязанности военнослужащего и условия самого контракта.
Раздел V ФЗ о военной службе регулирует вопросы поступления на военную службу по контракту. Здесь же статья 32 в общем виде описывает условия служебного контракта. Это:
- добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу;
- срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу;
- обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих;
- право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Типовая форма контракта о прохождении военной службы приведена в Положении о порядке прохождения военной службы. Из анализа типовой формы служебного контракта видно, что условия прохождения военной службы подразделяются на права и обязанности военнослужащего.
В тексте типового контракта (и по практике в такой форме он заключается с военнослужащими Министерства обороны РФ) не раскрываются подробно обязанности военнослужащего. Также отсутствует нормативно закрепленная их взаимосвязь с невыполнением условий контракта. При этом несоблюдением условий контракта логично считать невыполнение военнослужащим ряда обязанностей.
Общие обязанности военнослужащих установлены в ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(5). Это:
- защита суверенитета и территориальной целостности, оборона и безопасность России, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ;
- строгое соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов;
- беспрекословное выполнение приказов командиров;
- постоянная готовность к применению вооружения и военной техники;
- дисциплина, бдительность военнослужащего, способность хранить государственную и военную тайну;
- соблюдение общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих в общем виде обозначены в ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данная норма является отсылочной и подразумевает использование положений Устава внутренней службы, Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ*(6) (далее - ДУ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом должностные обязанности определяются должностью, по которой военнослужащий проходит службу, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников). Должностные обязанности обозначают полномочия военнослужащего и круг выполняемых им задач*(7).
Специальные обязанности выполняются военнослужащими на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в случаях их привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 25 Устава внутренней службы*(8)).
Таким образом, содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих обусловлено существом воинского долга - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять боевые задачи. В связи с этим "контракт о прохождении военной службы имеет существенную специфику, обусловленную правовой природой военно-служебных отношений, которые основаны на принципе единоначалия, предполагающем строгую субординацию и беспрекословное подчинение приказам командира (начальника), а следовательно, предъявление к военнослужащему особых, повышенных требований, касающихся выполнения взятых им при заключении контракта обязательств, и закрепление в нормативно-правовом регулировании последствий их несоблюдения"*(9).
Подпункт "в" п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе допускает увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта. Однако рассматриваемый закон не раскрывает содержания понятия "невыполнение условий контракта". Не найдем мы его и в Положении о порядке прохождения военной службы. При рассмотрении вопроса о досрочном увольнении военнослужащего на основании указанного подпункта перед правоприменителем стоит достаточно сложная задача. Командиру части необходимо сопоставить: как неисполнение военнослужащим своих обязанностей повлияло на невыполнение условий контракта? То есть фактически необходимо доказать причинно-следственную связь между неисполнением военнослужащим своих обязанностей и вредом, ущербом, который был причинен или мог быть причинен интересам военной службы. При этом ключевыми будут два момента:
- правомерность возложения тех или иных обязанностей на военнослужащего;
- имели ли место существенные нарушения условий контракта.
Это и определяет круг обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении данной категории гражданских дел.
Рассматриваемый термин "невыполнение условий контракта" подразумевает, что военнослужащим допущено существенное нарушение (невыполнение) условий контракта.
Верховный Суд РФ в постановлении от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил формулировку "невыполнение условий контракта" применительно к тематике досрочного увольнения. Так, невыполнением условий контракта для рассматриваемого основания для увольнения являются только значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе. Например:
- совершение виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы;
- совершение одного из грубых дисциплинарных проступков;
- совершение дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий;
- совершение уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях;
- иные юридически значимые обстоятельства, позволяющие в силу специфики служебной деятельности военнослужащего по контракту сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе*(10).
Здесь же Верховный Суд разъясняет, что, если военнослужащий по своим деловым и личным качествам перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к проходящим службу по контракту, тогда досрочное увольнение возможно только по результатам рассмотрения его материалов на аттестационной комиссии. Рассмотрим этот вопрос.

Увольнение военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта по результатам аттестации

Как разъясняет Конституционный Суд РФ, "невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы не согласуется с его особым публично-правовым статусом как лица, осуществляющего конституционно значимые функции. Прекращение в таких случаях военно-служебных отношений с военнослужащим является закономерной реакцией государства на совершение данным военнослужащим деяния, свидетельствующего о нарушении им обязанностей военной службы"*(11). При этом законодательное закрепление возможности досрочного увольнения с военной службы направлено на обеспечение надлежащего исполнения служебных обязанностей.
Неснятые дисциплинарные взыскания и негативные характеристики по службе могут являться основанием к проведению аттестации на предмет соответствия военнослужащего должности и требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим службу по контракту.
Вопросы аттестации военнослужащих в системе Министерства обороны регулируют два правовых акта:
- Положение о порядке прохождения военной службы (раздел VI "Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии");
- Приказ министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444 "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации"*(12) (далее - Порядок проведения аттестации).
Цель аттестации - всесторонняя, объективная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на предмет их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования*(13). В рассматриваемом случае задача аттестационной комиссии состоит в оценке причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего.
Конституционный Суд РФ отметил, что "…аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы. Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий"*(14).
Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.
Согласно п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы на аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником составляется аттестационный лист.
Согласно п. 6 Порядка проведения аттестации, заседание аттестационной комиссии проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности или отзыв, в котором отмечается наличие у военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.
В заключении комиссии указывается на соответствие (несоответствие) военнослужащего занимаемой должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении. При этом могут быть даны рекомендации об увольнении военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.
Для обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих штабы (кадровые органы) воинских частей обязаны подать списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению (п. 13 Порядка проведения аттестации).
Судебная практика показывает, что участие военнослужащего на заседании аттестационной комиссии при рассмотрении вопроса о досрочном увольнении в связи с невыполнением им условий контракта обязательно. Рассмотрим на примере.

Пример
Приказом командующего войсками от 28 апреля 2011 г. "подполковник Е. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта на основании того, что 6 апреля 2011 г. при производстве работ произошло происшествие на складе. Из протокола заседания аттестационной комиссии следует, что представление об увольнении Е. по указанному выше основанию было рассмотрено только 29 апреля 2011 г. Заключением аттестационной комиссии и прямых командиров было принято решение о досрочном увольнении заявителя". Далее суд пришел к выводу, что была нарушена процедура представления подполковника Е. к увольнению с военной службы.
1. Решение об увольнении Е. с военной службы было принято после происшествия на складе. В то же время его вина в происшествии ответчиком не доказана.
2. Приказ об увольнении Е. датирован 28 апреля 2011 г., а все документы по представлению заявителя к увольнению изготовлены 29 апреля 2011 г.*(15)
На основании того, что был нарушен порядок аттестации, а военнослужащий не участвовал в ее проведении, суд признал действия командующего по изданию приказа об увольнении Е. с военной службы незаконными.

Конечно, возможно проведение аттестационной комиссии и без участия военнослужащего. Тогда он должен быть заранее уведомлен надлежащим образом о предстоящем заседании, а комиссия должна сделать вывод о неуважительных причинах отсутствия военнослужащего. Данные факты и обстоятельства должны подтверждаться документально.
Аттестационный порядок - обязательный этап процедуры досрочного увольнения военнослужащего, который по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу. Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ солидарны во мнении, что только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий необходимым для продолжения службы требованиям*(16). При этом Конституционный Суд РФ отметил, что механизм проведения внеочередной аттестации военнослужащих нуждается в совершенствовании в части определения оснований, правил и сроков ее проведения.

Досрочное увольнение военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или лишением права занимать воинские должности

ФЗ о военной службе в императивной форме устанавливает основания для увольнения военнослужащего в связи с:
- лишением его воинского звания;
- вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
- вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока.
Вопрос о возможности досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности, был предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. Это важно как для практики, так и для теории.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что командование вправе принять решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" п. 2 ст. 51 ФЗ о военной службе, в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания либо права занимать воинские должности. Однако должны присутствовать веские доводы, что характер совершенного деяния "исключает для него дальнейшее прохождение военной службы" и "…сам факт совершения преступления с очевидностью свидетельствует о нарушении военнослужащим важнейших обязанностей защитника Отечества, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию РФ и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, т.е. о невыполнении им условий контракта"*(17). При этом у командира возникает только возможность, а не обязанность воспользоваться данным основанием для досрочного увольнения.
Для представления военнослужащего к досрочному увольнению недостаточно только факта его осуждения за совершение преступления. Вина военнослужащего, тяжесть и последствия совершенного им уголовного деяния должны быть учтены при оценке соответствия военнослужащего требованиям служебного контракта. В связи с этим Конституционный Суд РФ подтвердил, что процедура увольнения в аттестационном порядке для лиц, осужденных за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или лишением права занимать воинские должности, обязательна. Однако увольнение по этому основанию возможно лишь в пределах срока погашения судимости*(18).
По аналогии можно привести в пример и ч. 5 ст. 34 ФЗ о военной службе, согласно которой в заключении контракта о прохождении военной службы должно быть отказано гражданину:
а) в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или в отношении которого уголовное дело передано в суд;
в) имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) отбывавшему наказание в виде лишения свободы.
Вывод о том, что решение о досрочном увольнении военнослужащего не может основываться только на факте его осуждения, находит отражение и в судебной практике.

Пример
Так, заявитель Т. обратился в суд с требованием об отмене приказов о его досрочном увольнении*(19). Основанием для издания приказа о досрочном увольнении заявителя явилось представление командира войсковой части, который утвердил заключение аттестационной комиссии о том, что военнослужащий не соответствует занимаемой должности по причине осуждения его гарнизонным военным судом за совершение преступления, предусмотренного частью 1 ст. 115 УК РФ, с назначением наказания в виде штрафа.
Суд первой инстанции согласился с выводами аттестационной комиссии и признал законным приказ командующего войсками о досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта, указав, что совершение заявителем преступления безусловно свидетельствует о неисполнении им общих обязанностей военнослужащих о строгом соблюдении законов Российской Федерации, и, как следствие, с нарушением условий контракта.
Между те, судом апелляционной инстанции было установлено, что заявитель за весь период военной службы имел лишь одно дисциплинарное взыскание - выговор, объявленный приказом командира воинской части за утрату удостоверения личности. Из характеристик командиров войсковых частей и усматривается, что военнослужащий Т. характеризуется исключительно с положительной стороны, должностные обязанности исполняет в полном объеме.
Окружной военный суд определил: "При таких данных заключение аттестационной комиссии войсковой части о том, что Т. не соответствует занимаемой должности, явившееся основанием для представления последнего к оспариваемому увольнению, равно как и выводы гарнизонного военного суда о достаточности оснований для досрочного увольнения Т. с военной службы по оспариваемому основанию, нельзя признать обоснованными, так как они не подтверждены объективными данными". Решение суда первой инстанции было отменено.

Интересен и следующий пример из практики.

Пример
В 2011 г. заявитель Л. совершил на службе преступление, предусмотренное частью 1 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Уголовное дело было прекращено судом в связи с деятельным раскаянием, т.е. по нереабилитирующему основанию (в суде заявитель этот факт не оспаривал).
Балтийский флотский военный суд поддержал решение суда первой инстанции: "…сам по себе факт прекращения уголовного преследования Л. лишь в связи с его деятельным раскаянием, вопреки его ошибочному мнению, подтвердил совершение заявителем преступления и при этом аннулировал все правовые последствия, связанные с привлечением к уголовной ответственности, но не с фактом его отношения к исполнению условий заключенного им контракта о прохождении военной службы и не с фактом грубого нарушения этих условий.
Обоснованно суд первой инстанции указал в решении и то, что при изложенных обстоятельствах факт добросовестной службы заявителя до и после совершения преступления не ставит под сомнение законность оснований к досрочному увольнению заявителя с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта"*(20). Так как гражданин Л. был исключен из списков части на основании законного изданного приказа об увольнении с военной службы и его права на обеспечение различными видами довольствия при исключении из списков части нарушены не были, то процедуру увольнения его с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта суд признал законным.
Аналогично и при прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Так, старший лейтенант А. обратился в суд с заявлением об оспаривании приказа командующего флотом, которым заявитель был досрочно уволен по рассматриваемому основанию. "Невыполнением этим военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы командующий флотом посчитал то, что А. в 2010 г. за различные упущения по службе четырежды привлекался к дисциплинарной ответственности и, кроме того, 3 мая 2010 г., управляя транспортным средством, нарушил Правила дорожного движения, что привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого погиб человек"*(21). Материалы дела, а именно приказы и записи в служебной карточке, показали, что военнослужащий наряду с одним поощрением четыре раза привлекался к дисциплинарной ответственности за различные упущения по службе. Также и в аттестационном листе заявитель характеризовался "с посредственной стороны", "требовал контроля" за исполнением им должностных обязанностей, повышением своих знаний "занимался несистематически", общевоинскими уставами в повседневной деятельности "руководствовался не всегда", имел "невысокие дисциплину и исполнительность".
Уголовное дело по обвинению заявителя в совершении преступления, предусмотренного частью 3 ст. 264 УК РФ, было прекращено ввиду примирения с потерпевшим. Постановление о прекращении уголовного дела А. не обжаловал. По мнению суда, "согласившись с прекращением в отношении него данного уголовного дела, А. тем самым признал предъявленное ему обвинение в совершении этого общественно опасного уголовно наказуемого деяния. В этой связи прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям в силу ст. 25 и ч. 2 ст. 27 УПК РФ и вопреки ошибочному мнению заявителя об обратном не опровергало факт грубого нарушения им при управлении транспортным средством Правил дорожного движения и наступивших в связи с этим негативных последствий, что, в свою очередь, также отрицательно характеризует А.". Указанные нарушения Правил дорожного движения и УК РФ, которые заявитель после заключения контракта о прохождении военной службы должен был соблюдать, свидетельствовали о негативном отношении этого военнослужащего к исполнению положений действующего законодательства*(22). Суд пришел к выводу, что командующий верно расценил негативное поведение этого военнослужащего и его отрицательные характеристики как неисполнение А. условий заключенного контракта о прохождении военной службы. Таким образом, командующий Балтийским флотом, издавая приказ о досрочном увольнении старшего лейтенанта А. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, в сложившейся ситуации действовал правомерно и обоснованно, в пределах предоставленных ему должностных полномочий, а изданный им и оспоренный заявителем приказ является законным.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). Преступление в зависимости от объекта посягательства нарушает интересы государства, общества, личности.
В силу специфики военной службы именно военнослужащий должен защищать государственные интересы, общественно значимые и личностные блага. С этим и связано предъявление к нему высоких требований, в том числе морального плана. Совершение же военнослужащим преступления (как доказанного факта) свидетельствует о его несоответствии занимаемой должности. При этом должна быть четко соблюдена процедура увольнения, исключающая возможность ошибок и "недобросовестного усмотрения".
В отличие от преступления административное правонарушение не носит признаков общественной опасности, а лишь причиняет вред защищаемым и охраняемым законом интересам и благам. Однако противоправность, в ряде случаев и длительный характер административных правонарушений негативно сказываются на общественных отношениях. А в целом - на состоянии безопасности и защищенности личности в обществе, стабильности институтов власти, развитии национального потенциала. В связи с этим особое внимание должно уделяться процедуре аттестации, в случае если поводом для представления к досрочному увольнению является совершение военнослужащим административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения как повод для представления к досрочному увольнению

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или региональными законами установлена административная ответственность*(23).
Правонарушение может совершаться в форме как действия, так и бездействия лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:
1) быть обязательно противоправными - нарушать предписания, установленные источниками административного права;
2) деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать правовые нормы.
Итак, признаки административного правонарушения:
1) общественно вредное деяние;
2) противоправное деяние;
3) виновное деяние (действие или бездействие).
Административное правонарушение может являться причиной досрочного увольнения военнослужащего со службы в связи с невыполнением им условий контракта. Основание - административное правонарушение как деяние выражается в нарушении норм права, а значит, указывает на невыполнение военнослужащим общих обязанностей по контракту. Однако правонарушение может обладать признаками малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), может быть совершено впервые или в связи с незнанием законодательства и пр. В этих условиях вывод о соответствии военнослужащего по деловым и личным качествам требованиям, предъявляемым к проходящим службу по контракту, возможен только по результатам аттестации.
Судебная практика показывает, что наиболее частым поводом к досрочному увольнению военнослужащего является совершение им такого административного правонарушения, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Учитывая общественный вред данного нарушения, вполне обоснованным представляется механизм досрочного увольнения в подобных случаях. Приведем один пример, учитывая, что в условиях информационной доступности судебных актов легко найти подтверждение сказанному.

Пример
Приказом командующего Северным флотом от 30 января 2014 г. Д. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта*(24). Полагая, что приказ издан с нарушением законодательства и его безосновательно привлекли к дисциплинарной ответственности, а сама процедура аттестации проведена неверно, Д. обжаловал приказ и действия органов военного управления, аттестационной комиссии и просил суд обязать:
- командира войсковой части - отменить приказ в части привлечения его к дисциплинарной ответственности;
- комиссию и председателя комиссии - отменить аттестационный лист в отношении его;
- командующего флотом - отменить приказ в части досрочного увольнения Д. с военной службы.
Требование об отмене приказа командира войсковой части о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности суд признал подлежащим удовлетворению. Мотивация следующая.
Статья 2.5 КоАП РФ устанавливает, что за административные правонарушения в области дорожного движения военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.
В Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(25) закреплен запрет на повторное привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности за один и тот же дисциплинарный проступок (ч. 2 ст. 28.3).
Материалами дела было подтверждено, что ранее постановлением Полярнинского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2013 г. Д. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев со штрафом 30 000 руб. В связи с этим суд признал приказ командира в части привлечения Д. к дисциплинарной ответственности подлежащим отмене, поскольку строгий выговор последнему фактически объявлен за совершение правонарушения, за которое тот понес административную ответственность в общем порядке.
Следует отметить, что представитель заявителя настаивал: увольнение Д. осуществлено в порядке дисциплинарного взыскания. Ведь в этом случае ошибка, допущенная командованием, - привлечение к ответственности за одно и то же нарушение дважды - привела бы к отмене судом приказа о досрочном увольнении.
В решении суд особо подчеркнул, что заявитель досрочно уволен со службы не в порядке дисциплинарного взыскания, а в порядке проведения внеочередной аттестации. Суд проверил процедуру ее проведения на предмет требований, установленных законодательством. Было подтверждено, что:
- с участием заявителя проведено заседание комиссии, на основании заключения которой Д. рекомендовано досрочно уволить с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы. Протокол - в наличии. В последующем выводы аттестации были утверждены вышестоящим командованием;
- комиссией была проанализирована служебная деятельность заявителя и принято во внимание: совершив упомянутое административное правонарушение, заявитель нарушил требования законодательства, что является невыполнением общих обязанностей военнослужащего.
Анализировалась судом и процедура увольнения:
- 9 декабря 2013 г. командир войсковой части провел беседу с заявителем на предмет увольнения с военной службы, в ходе которой последний возражал против досрочного увольнения;
- 26 декабря 2013 г. Д. по результатам медицинского освидетельствования был признан годным к прохождению военной службы;
- 26 декабря 2013 г. командир войсковой части направил представление, утвержденное прямыми начальниками, о досрочном увольнении Д. с военной службы по оспариваемому основанию;
- приказом командующего Северным флотом от 30 января 2014 г. Д. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта.
При этом суд упомянул о необходимой для военнослужащих обязанности воздерживаться от употребления алкоголя, вести трезвый образ жизни, в том числе в свободное от службы время. Приказ о досрочном увольнении Д., поводом для издания которого явилось управление Д. транспортным средством в состоянии опьянения, был признан обоснованным и законным.

Административное правонарушение - это нарушение законодательных требований, а также правил и норм, являющихся обязательными для исполнения. В случае его совершения военнослужащим - еще и нарушение требований контракта о строгом соблюдении законодательных положений. Однако вывод о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего тем требованиям, которые к нему предъявляются законодательством РФ, иными нормативными актами и контрактом, возможно сделать только в аттестационном порядке.
Досрочное увольнение может иметь место и при применении дисциплинарного взыскания. Рассмотрим этот вопрос.

Досрочное увольнение в порядке реализации дисциплинарного взыскания

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает:
- основания для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ст. 28.2);
- виды дисциплинарных взысканий и условия их применения (ст. 28.4);
- обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания (ст. 28.5);
- круг обстоятельств, подлежащих выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ст. 28.6).
Понятие дисциплинарного проступка можно сформулировать на основании нормы п. 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Это - противоправное, виновное действие (бездействие), совершенное военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и выражающееся в нарушении воинской дисциплины, при условии, что это не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Формы вины при совершении дисциплинарного проступка - умышленная или по неосторожности.
Дисциплинарный проступок совершен с умыслом, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично (п. 4 ст. 28.2).
Дисциплинарный проступок совершен по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но безосновательно и самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности их наступления, хотя при необходимой предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (п. 5 ст. 28.2).
Дисциплинарное взыскание есть мера ответственности, установленная государством за совершение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Взыскание применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
К военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.
Взыскания применяются с учетом особенностей, установленных в п. 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Досрочное увольнение как дисциплинарное взыскание может применяться к солдатам, матросам, сержантам и старшинам*(26).
Как и в процедуре аттестации, в порядке дисциплинарного производства должны быть выяснены важные, предопределяющие решение вопроса о применении взыскания обстоятельства. В процессе доказывания в дисциплинарном порядке это:
- событие проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
- лицо, совершившее проступок;
- вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;
- данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
- наличие и характер вредных последствий проступка;
- обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
- обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Исследование правоприменителем указанных моментов обязательно, так как именно эти данные будут основой для назначения дисциплинарного взыскания.
На вид взыскания оказывают влияние следующие условия:
- характер дисциплинарного проступка;
- обстоятельства и последствия его совершения;
- форма вины;
- личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
- обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность;
- обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.
Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что судьям следует оценивать "не только обоснованность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, но и соразмерность примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени его вины. Под несоразмерностью примененного к военнослужащему дисциплинарного взыскания следует понимать очевидное несоответствие примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, например если будет установлено, что командир (начальник) не учел все обстоятельства, которые надлежит учитывать в силу закона"*(27). К примеру, согласно ст. 82 ДУ, "строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка"*(28).
Таким образом, при проверке судом, прокурором, вышестоящим командованием законности увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта следует выяснять как обоснованность применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания, так и соблюдение процессуального порядка его применения.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может быть объявлено только после проведения разбирательства.
Согласно статье 81 ДУ разбирательство проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников) (по общему правилу). При этом для проведения разбирательства назначается только тот военнослужащий, который имеет воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Это правило не распространяется на военных полицейских в силу особенностей их служебного функционала.
ДУ закрепляет, что дисциплинарное разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов. Исключения составляют случаи, когда: командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде; ведется разбирательство о грубом дисциплинарном проступке.
При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении на непосредственного командира (начальника) военнослужащего возлагается обязанность немедленно доложить об этом командиру воинской части. Последний принимает решение о проведении разбирательства и назначает ответственного за его проведение.
Результаты разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в обязательном порядке должны оформляться в протокольном виде. Форма протокола приведена в приложении 8 к ДУ. Нарушение процессуальных моментов ведения разбирательства ведет к отмене приказа о дисциплинарном взыскании, а в рассматриваемых случаях - к отмене приказа о досрочном увольнении. Просмотрим сказанное на примере.

Пример
Заявитель оспаривал приказ о досрочном увольнении, примененном к нему в порядке дисциплинарного взыскания. Суд выяснил, что, согласно протоколу от 10 сентября 2014 г. о грубом дисциплинарном проступке, 16 августа 2014 г. в 8 часов 30 минут при проверке наличия личного состава командиром второго дивизиона К. выявлен факт отсутствия Г. на службе, который прибыл в расположение дивизиона 17 августа того же года в 8 часов 10 минут. При этом указанные в протоколе в качестве доказательств совершения дисциплинарного проступка объяснения Б. и К. суду не представлены. Также отсутствовало заключение по материалам служебного разбирательства, рапорт должностного лица в адрес командира об отсутствии военнослужащего, который и служит основанием для проведения служебного разбирательства при наличии на нем соответствующей резолюции должностного лица.
В соответствии с приказом командира от 11 сентября 2014 г. Г. отсутствовал на службе без уважительных причин более четырех часов подряд 8 сентября 2014 г., что было расценено командиром как грубый дисциплинарный проступок. В связи с этим к Г. было применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы. Имевшиеся противоречия по дате совершения военнослужащим проступка в ходе судебного процесса устранены не были.
Представитель должностного лица в судебном заседании пояснила, что Г. был уволен с военной службы именно за совершенный им 8 сентября 2014 г. дисциплинарный проступок. Однако, свидетели Ф. и И. (лица, которые, согласно представленным документам, проводили служебное разбирательство) показали, что разбирательства в отношении Г. они не проводили, объяснений не давали, равно как заявителю не предлагалось дать объяснения и ознакомиться с протоколом о грубом дисциплинарном проступке, в том числе свидетели не подтвердили свои подписи в исследованных документах. Суд действия командующего армией и командира войсковой части, связанные с досрочным увольнением Г. с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, признал незаконными*(29).

Пример
К. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира войсковой части отменить незаконный приказ о его досрочном увольнении с военной службы и об исключении из списков личного состава воинской части. Он указал, что в связи с нахождением отца в больнице он без разрешения командования самовольно уехал домой. Впоследствии заявитель был вызван на аттестационную комиссию, где было принято и доведено до К. решение о его досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. При этом о причинах увольнения К. не сообщили и не предоставили возможность дать свои объяснения о причинах отсутствия на службе. В связи с этим заявитель после заседания аттестационной комиссии отказался подписывать лист беседы.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, мотивировал решение следующими доводами:
1) Вопреки требованию ч. 1 ст. 249 ГПК РФ командиром войсковой части не представлено убедительных и бесспорных доказательств того, что протокол о грубом дисциплинарном проступке был предоставлен заявителю для ознакомления. Данный протокол заявителем не подписан, в нем отсутствуют его объяснения, сам протокол не подписан лицом, проводившим разбирательство, и составлен в период, когда заявитель вообще отсутствовал.
2) Протокол о грубом дисциплинарном проступке составлен ранее даты проведения разбирательства и не подписан самим лицом, составившим протокол и проводившим разбирательство.
3) Командиром воинской части протокол не рассмотрен в течение двух суток, и решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности было принято позже в нарушение порядка процедуры дисциплинарного расследования.
В этом деле обращает на себя внимание следующее обстоятельство: судья действительно установил факт незаконного отсутствия заявителя. Последний признал это. Суд подчеркнул, что это, безусловно, является грубым дисциплинарным проступком. Однако в связи с тем, что процедура привлечения к ответственности была серьезно нарушена командованием, приказ о досрочном увольнении подлежит отмене, а заявитель - восстановлению на службе*(30).

Досрочное увольнение в связи с применением предупреждения о неполном служебном соответствии

Статьей 28.4 Закона "О статусе военнослужащих" и статьей 96 ДУ предусмотрено такое наказание для военнослужащих, как предупреждение о неполном служебном соответствии. Этот вид наказания имеет две особенности:
- возможность только однократного применения за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной воинской должности. Сразу упомянем, что в связи с этим "к военнослужащему, состоящему в распоряжении командира (начальника), указанное дисциплинарное взыскание не применяется"*(31);
- в случае систематического нарушения должностных и (или) специальных обязанностей до окончания срока действия данного взыскания военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы.
В последнем случае по истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир в срок до 30 суток принимает решение о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о понижении этого военнослужащего в воинской должности или о досрочном увольнении его с военной службы (ст. 96 ДУ).
Увольнение досрочно в связи с применением к военнослужащему рассматриваемой меры дисциплинарного взыскания может иметь место только в случае повторного нарушения воинской дисциплины. Обращаем внимание, что это должны быть разные дисциплинарные проступки. Рассмотрим пример судебной практики.
Гражданин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать неправомерными действия командующего войсками, связанные с изданием приказа о его досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта, и командующего общевойсковой армией, связанные с изданием приказа объявлении ему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора*(32).
Суду заявитель пояснил, что приказом командира войсковой части он за допущенные нарушения был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. В связи с этим последующее издание приказа командующим об объявлении заявителю строгого выговора за фактически те же действия, представление того к досрочному увольнению и издание командующим войсками Сибирского военного округа приказа об увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта являются незаконными.
Суд выяснил, что командиром войсковой части М. за упущения по службе был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, но иных дисциплинарных проступков в действиях заявителя не содержится. Суд пришел к убеждению, что увольнение заявителя неправомерно, поскольку военнослужащий не может повторно привлекаться к дисциплинарной ответственности за один и тот же проступок. При этом в решении подчеркнуто, что единичное нарушение заявителем воинской дисциплины, за которое на него уже наложено взыскание, является явно недостаточным основанием для его досрочного увольнения в связи с невыполнением условий контракта.

Досрочное увольнение за совершение грубого дисциплинарного проступка

Пленум Верховного Суда РФ признает совершение одного из грубых дисциплинарных проступков невыполнением условий контракта (п. 41)*(33).
Составы грубых дисциплинарных проступков перечислены законодателем в п. 2 ст. 28.5 Закона "О статусе военнослужащих". Среди них:
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;
- неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;
- отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или в установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
- нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
- нарушение правил несения пограничной службы;
- нарушение уставных правил караульной службы;
- нарушение уставных правил несения внутренней службы;
- нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
- умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
- уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества и др.
Как постановила Военная коллегия Верховного Суда РФ, "при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в порядке дисциплинарного взыскания проведения аттестации не требуется"*(34). При этом важно учитывать, что применение досрочного увольнения в порядке реализации наказания за совершение грубого дисциплинарного проступка требует от командира:
- соизмерить тяжесть проступка с рассматриваемой мерой взыскания;
- оценить целесообразность применения увольнения по сравнению с другими видами дисциплинарных наказаний.

Выводы и предложения

1. К существенным условиям служебного контракта военнослужащего относятся:
- обязанность проходить военную службу;
- срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу;
- обязательство добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Выполнение этих условий - обязанность военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Они выступают мерой должного поведения, а в случае необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
2. Только значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе могут служить основаниями для досрочного увольнения. Как правило, в таких случаях поступки военнослужащего должны:
- либо однократно, но грубым образом нарушать воинскую дисциплину и условия контракта;
- либо нарушения должны носить существенный и системный характер.
3. В связи с невыполнением военнослужащим условий контракта можно выделить следующие виды процедуры увольнения:
- в аттестационном порядке;
- в дисциплинарном порядке.
4. Независимость от порядка увольнения (в порядке аттестации или в связи с реализацией дисциплинарного взыскания) необходимо четкое соблюдение процедуры увольнения: от сроков до заполнения необходимых процессуальных документов. Нарушение порядка увольнения в случае судебного спора приведет к отмене приказа.

95-й гарнизонный военный суд (г. Владимир) (Владимирская область) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

95-й гарнизонный военный суд

95-й гарнизонный военный суд - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело № 23/2011г. Категория дела Прочие заявления об увольнении с военной службы Заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ Оставлено без движения - Принято к производству ДД.ММ.ГГГГ Дата проведения предварительного СЗ - Продлен срок подготовки к СР - Назначено к СР 11.03.2011г. Производство по делу приостановлено - Производство по делу возобновлено - Судебное заседание отложено - Рассмотрено 16.03.2011г. Дата вступления в законную силу Председательствующий по делуСудья 95 ГВС
Р Е Ш Е Н И Е .

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

95 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:

Председательствующего – судьи Семенкова С.В.,

При секретаре Рудько Е.В.,

Без участия сторон, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса Лень С.И. на действия командира войсковой части, связанные с отказом передачи личного дела в военный комиссариат при увольнении с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Лень, проходивший военную службу по контракту в войсковой части, был досрочно уволен 24.09.2010г. с военной службы в запас по состоянию здоровья и, в соответствии с предписанием, был направлен в военный комиссариат г. Йошкар - Ола для постановки на воинский учет по его месту жительства в срок до 28.09.2010г.

После прибытия в военный комиссариат г. Йошкар – Ола, Лень было отказано в постановке на учет и назначении пенсии, поскольку туда не поступил второй экземпляр личного дела. При обращении в военный комиссариат Республики Марий - Эл ему также было отказано в назначении пенсии, так как туда не поступил первый экземпляр его личного дела. По запросу в кадровый орган войсковой части ему стало известно, что его личное дело утрачено, а на его письменное обращение в адрес командования в/ч от 26.01.2011г. с просьбой найти его личное дело и направить в соответствующие военкоматы, ответа не было получено до настоящего времени.

Не соглашаясь с указанными действиями командования войсковой части, заявитель обратился в военный суд с заявлением от 21.02.2011г., в котором просил обязать командира войсковой части передать экземпляр его личного дела в военный комиссариат по месту жительства, мотивируя свои требования возникшими материальными затруднениями в связи с невозможностью встать на воинский учет и оформить воинскую пенсию.

Стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства по делу надлежащим образом, в суд не прибыли, письменно ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

При этом представитель командира войсковой части капитан юстиции Габтулин О.Р. в своих письменных возражениях по заявленным требованиям Лень, просил полностью отказать заявителю, обосновав это тем, что хотя в силу требований приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года №350 и иных руководящих документов его личное дело подлежит направлению в военный комиссариат, однако перед этим необходимо рассчитать выслугу лет для определения размера пенсии, тогда как 15 марта 2011 года его личное дело было выслано в кадровый орган Центрального военного округа в г. Екатеринбург для подсчета данной выслуги лет. После возвращения личного дела Лень из ЦВО, оно будет незамедлительно направлено в соответствующий военный комиссариат.

Исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что требования по заявлению Лень подлежат полному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. 34 п.14 Положения о порядке прохождения военной службы, перед представлением военнослужащего по контракту к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством РФ исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. С военнослужащим проводится беседа, содержание которой отражается в листе беседы, который подписывается увольняемым военнослужащим и должностным лицом, проводившем беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Из п.п. 22-25 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками в Вооруженных Силах РФ и п.3 Правил оформления представлений военнослужащих к увольнению с военной службы, утвержденных приказом МО РФ №350 от 30.09.2002г. (в ред. от 09.07.2009г. №704), следует, что перед досрочным увольнением военнослужащего командир воинской части обязан направить личное дело военнослужащего в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию, провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово-экономического и юридической служб. В ходе беседы оформить лист беседы по прилагаемой к настоящей Инструкции форме. Указанные мероприятия командир воинской части обязан провести с момента принятия решения по соответствующему рапорту военнослужащего о его увольнении.

Согласно требованиям п.п. 195 -198 Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил РФ, введенного в действие приказом МО РФ №085 от 19.12.2005г. и п.п. 5, 16-17 Приложения №5 к указанному Наставлению, при увольнении военнослужащих с военной службы с правом на пенсионное обеспечение, заполнение учетных документов исчисления выслуги лет и общего трудового стажа осуществляется на основании первого экземпляра личного дела офицера финансово-экономическими управлениями военных округов совместно с соответствующими управлениями (отделами) кадров объединений, соединений и подчиненных воинских частей. При увольнении военнослужащих, не имеющих права на назначение пенсии, исчисление выслуги лет и общего трудового стажа офицерам осуществляется соответствующими кадровыми органами. Пересылка первого экземпляра личного дела офицера, при его увольнении в запас с правом на пенсию, осуществляется из воинских частей в военный комиссариат субъекта РФ по избранному месту жительства, а второго экземпляра его личного дела – в военные комиссариаты районов (городов) по избранному месту жительства, не позднее следующего дня после получения выписки из приказа по личному составу об исключении его из списков личного состава Вооруженных Сил. В предписаниях уволенных с военной службы офицеров указывается, когда и в какой военный комиссариат высланы их личные дела или куда они будут высланы, а также дата и номер приказа об исключении из списков личного состава воинской части.

Перед направлением личных дел военнослужащих в финансовые органы все периоды военной службы, указанные в графе 12 послужного списка, а также записи в графе 13 послужного списка, дающие право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, должны быть тщательно проверены, сопоставлены с данными автобиографий, аттестационных и дополнительных документов и подтверждены приказами или соответствующими документами. После составления финансовыми органами расчетов выслуги лет на пенсию в порядке, указанном в п. 197 настоящего Наставления, первые экземпляры личных дел офицеров, с расчетами выслуги лет возвращаются в воинские части по месту службы военнослужащих. Перед представлением военнослужащих к увольнению они должны быть ознакомлены с записями в послужных списках и с расчетами выслуги лет на пенсию. В первые экземпляры личных дел военнослужащих, уволенных с правом на пенсионное обеспечение, приобщаются расчеты выслуги лет на пенсию.

Из сопроводительного письма от 15.03.2011г. к первому экземпляру личного дела Лень С.И. следует, что личное дело заявителя было направлено в адрес начальника управления кадров Центрального военного округа для подсчета выслуги лет из войсковой части только 15 марта 2011 года, а не перед его увольнением с военной службы.

Из предписания начальника штаба в/ч от 24.09.2010г. майору Лень С.И. усматривается, что ему надлежало прибыть 28 сентября 2010 года в распоряжение начальника отдела военного комиссариата для постановки на воинский учет на основании приказа командира в/ч от 03.08.2010г. об его увольнении с военной службы. При этом в предписании не указано сведений о том, когда и в какой военный комиссариат высланы его личные дела или куда они будут высланы.

Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности с другими материалами, имеющимися в деле, суд приходит к выводу, что командованием войсковой части нарушен порядок увольнения заявителя с военной службы, установленный Положением о порядке прохождения военной службы, приказами МО РФ №350 от 30.09.2002г. (в ред. от 09.07.2009г. №704) и №085 от 19.12.2005г., связанный с порядком подсчета выслуги лет и сроками направления личных дел в соответствующие комиссариаты после увольнения военнослужащего, в связи с чем заявленные требования Лень являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению в объеме его заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. - , 258 ГПК РФ, военный суд

Заявление Лень С.И. удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия командира войсковой части, связанные с отказом передачи личного дела Лень С.И. в военный комиссариат по месту жительства и обязать указанное воинское должностное лицо передать экземпляр личного дела Лень С.И. в военный комиссариат г. Йошкар – Ола.

Решение может быть обжаловано в 3 окружной военный суд через 95 гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ С.СЕМЕНКОВ

Судьи дела:

Семенков Сергей Владимирович (председательствующий судья)