Взаимность в современном международном частном праве означает. Принцип взаимности в международном частном праве. Взаимность в международном частном праве. Реторсии

  • Предмет и природа международного частного права. Методы регулирования
    • Предмет и природа международного частного права
    • Унифицированные нормы
    • Состав норм международного частного права
    • Соотношение международного частного и международного публичного права
    • Коллизионный метод регулирования
    • Материально-правовой метод регулирования
  • ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  • История возникновения и развития международного частного права в России
    • Зарождение коллизионных проблем в России в X-XIII вв.
    • Становление науки международного частного права. Первые труды по международному частному праву - Д.И. Мейер, Н.П. Иванов
    • Основные концепции международного частного права в конце XIX в. - М.Н. Капустин, А.Н. Стоянов, К.И. Малышев
    • Идея «международного общения» Ф.Ф. Мартенса
    • Развитие международного частного права в начале XX в. - П.Е. Казанский, А.А. Пиленко, Б.Э. Нольде, М.И. Брун
    • Послереволюционный период развития международного частного права - А.Н. Макаров, И.С. Перетерский, А.Г. Гойхбарг, В.М. Корецкий, Л.А. Лунц
  • История возникновения и развития международного частного права в зарубежных странах
    • Истоки международного частного права в Древнем мире
    • Международное частное право в период Средневековья
    • Теория статутов в Италии и Франции
    • Голландская школа коллизионного права
    • Немецкая школа международного частного права
    • Итальянская школа международного частного права (теория Паскуале Манчини)
    • Французская школа международного частного права
    • Английская школа международного частного права
    • Коллизионное право США
  • ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  • Национальное законодательство
    • Российское законодательство по международному частному праву
    • Законодательство зарубежных стран по международному частному праву
  • Международные договоры и иные международные документы
    • Международные договоры, унифицирующие коллизионные и материально-правовые нормы
    • Унификация права в странах СНГ
    • Принципы УНИДРУА. Lex mercatoria
    • Принципы европейского договорного права и Принципы европейского права
  • Международные обычаи
  • Судебная практика и судебный прецедент как источники международного частного права в России и в зарубежных странах
  • Общие понятия международного частного права
    • Коллизионная норма - цель, структура, виды
    • Коллизионные принципы в международном частном праве. Критерий наиболее тесной связи
    • «Прямой путь» определения применимого права
    • Проблема квалификации в международном частном праве
    • Обратная отсылка и дальнейшая отсылка (отсылка к праву третьего государства)
    • Установление содержания норм иностранного права
    • Оговорка о публичном порядке
    • Императивные нормы в международном частном праве
    • «Расщепление» привязки коллизионной нормы
    • Взаимность в международном частном праве. Реторсии
      • Принцип взаимности в коллизионном регулировании
      • Принцип взаимности в материально-правовом регулировании частных отношений с иностранным элементом
      • Принцип взаимности в международном гражданском процессе

Взаимность в международном частном праве. Реторсии

Хорошо известный постулат о том, что поступать по отношению к другим надо так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, является «золотым правилом этики». А, как известно, право не только тесно связано с этикой, но и во многом базируется на общих с ней началах. Ввиду этого неудивительно, что данное «золотое правило» часто используется в том или ином виде в правовом регулировании вообще и в МЧП в частности. Один из ярких примеров его воплощения - решение вопроса взаимности в МЧП. При изучении этого вопроса важно иметь в виду, что следует отличать общую идею взаимности от юридического принципа взаимности.

Прежде всего необходимо отметить, что принцип взаимности не следует считать, как это иногда ошибочно утверждается, общепризнанным юридически-обязательным принципом или нормой международного публичного права.

В этом праве нет совершенно ничего, что подтверждало бы следующее мнение: коль скоро одним государством совершаются (не совершаются) по отношению к другому государству определенные действия, то другое государство обязано действовать (не действовать) в отношении первого таким же образом в силу имеющего юридическую силу принципа взаимности. На самом деле такое другое государство вправе так действовать (не действовать), однако не обязано . Другое дело, что государства предпочитают совершать по отношению к другим государствам аналогичные действия по причине целесообразности, выгоды или ради каких-то иных собственных целей, что к юридической обязательности отношения не имеет.

Соответственно, «принцип взаимности как таковой не входит в состав когентных принципов международного права... Утверждение такого когентного принципа в международном праве в качестве обычно правового вряд ли оправданно. Слишком много на практике наблюдается международных отношений, которые не отвечают взаимности. Достаточно назвать преференции для развивающихся стран. Никому вообще не возбраняется предоставлять другому льготы и т.п. в одностороннем порядке ! (здесь и далее в цитатах выделено нами)» 1 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004. С. 110. «Когентный» - от ins cogetis. .

В связи с этим принцип взаимности необходимо считать принципом международных отношений 2 Дипломатический словарь. В 3 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. I: «А - И». М., 1984. С. 198. , международного сотрудничества, международной жизни в широком смысле этого понятия, который, однако, не имеет юридического наполнения и не может считаться частью ins cogens. Этот принцип проявляется в политике взаимодействия и сотрудничества государств, когда каждое в одностороннем порядке вправе (но не обязано) оказывать другому какое-либо содействие. Такую форму взаимности можно именовать взаимностью в широком смысле 3 Богуславский М.М. Международное частное право. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 97. или же говорить об общей идее взаимности.

Однако такая идея взаимности может быть наполнена конкретным юридическим содержанием и превратиться в отношениях между государствами или в рамках отдельных национальных правовых систем в юридический принцип взаимности 4 Вместо понятия «принцип взаимности» можно было бы использовать понятие «оговорка о взаимности». Однако последнее не охватывает случай, когда государства в отношениях друг с другом фактически используют принцип взаимности, но какое-либо письменное указание на него в их праве или в их международном договоре отсутствует. . В этом случае такой принцип будет являться обязательным для государств, использующих его в отношениях друг с другом, в том числе применительно к частноправовым вопросам (например, принцип взаимности в ходе переговоров в рамках ВТО). Кроме того, государство вправе прибегнуть к нему в своей правовой системе в одностороннем порядке и тогда он станет обязательным как для этого государства, так и для частных субъектов на его территории (но не для других государств).

Общая идея взаимности и основанный на ней юридический принцип взаимности - одни из тех немногочисленных начал, из которых может черпаться содержание для конкретных норм в самых разных правовых отраслях (частноправовых и публично-правовых), причем как на национальном, так и на международном уровне 5 Так, юридический принцип взаимности, как показывает практика, используется, например, в таможенном праве, валютном регулировании, международном налоговом праве, международном уголовном праве (например, применительно к экстрадиции), наследственном праве, авторском праве и регулировании иных интеллектуальных прав, регулировании статуса и деятельности иностранных лиц, применительно к выдаче виз и т.д. .

Отчасти этот принцип, как и многое другое в праве, - наследие римского права: do ut des. С другой стороны, общая идея взаимности и юридический принцип взаимности являются настолько очевидными в цивилизованном обществе, основанном на взаимодействии различных субъектов, каждый из которых преследует свои цели и выгоду, что их можно считать вытекающими из естественного порядка вещей безотносительно к римскому наследию. При этом МЧП - одна из юридических областей, которая наиболее плодотворна для изучения и общей идеи взаимности, и юридического принципа взаимности: она имеет дело не только с различными частными субъектами, ищущими в отношениях друг с другом взаимное расположение, но и с различными правовыми системами, которые также взаимодействуют друг с другом, руководствуясь (зачастую торжественно-церемонно) именно взаимностью.

Принцип взаимности используется во всех трех составных частях МЧП:

  1. в коллизионном регулировании;
  2. в материально-правовой регламентации частных отношений с иностранным элементом;
  3. в международном гражданском процессе.

В каждой из них он имеет свои особенности, которые должны рассматриваться отдельно, и играет неравноценную роль. Так, его значимость гораздо больше в материально-правовой регламентации отношений с иностранным элементом, и в международном гражданском процессе, нежели в коллизионном регулировании. Ошибочно считать, что в российском МЧП использование принципа взаимности ограничивается только коллизионным регулированием (ст. 1189 «Взаимность» разд. VI «Международное частное право» части третьей ГК РФ).

Кроме того, следует особо подчеркнуть, что принцип взаимности является одним из важнейших и в международном экономическом праве, включая право ВТО. Поскольку Россия намерена стать членом ВТО, данному принципу в российском праве следует уделять особое внимание, гораздо большее, нежели сейчас.

При этом в МЧП существует несколько способов использования юридического принципа взаимности: закрепление его в международных договорах; закрепление его во внутренних нормативных актах; фактическое его использование органами различных государств на практике в отсутствие упоминаний о нем в писаном праве.

Иногда встречается переплетение второго и третьего вариантов (так, ст. 4 Закона Южной Кореи 1991 г. о международном судебном содействии по гражданским делам № 4342 предусматривает: «Если государство, к которому принадлежит иностранный суд, обращающийся с поручением о судебном содействии, гарантирует, что оно выполнит любое поручение о судебном содействии, с которым обращается суд Республики Корея в отношении тех же самых или подобных вопросов, настоящий Закон применяется, даже если международный договор, относящийся к судебному содействию (между Республикой Корея и этим государством), не заключен»).

  • 13. Права собственности на перемещенные культурные ценности
  • 16.Правила применения коллизионных норм.
  • 18. Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям.
  • 26. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 29. Проблемы защиты прав соотечественников за рубежом.
  • 32. Правовой статус юр лиц в мчп
  • 34. Личный закон юл и иностранной организации, не явл. Юл.
  • 35.Создание коммерческой организации с российским инвестициями за рубежом. Право, подлежащее применению к договору о создании юл с иностранным участием.
  • 37. Право, подлежащее применению к инвестиционным отношениям
  • 41. Правовое положение государства в международном частном праве
  • 43. Правовое регулирование электронных сделок.
  • 44.Требования к форме внешнеэкономической сделки (42)
  • 46. Расчеты по аккредитиву
  • 45. Расчеты по инкассо
  • 53.Право, подлежащее применению к возникновению и прекращению вещных прав. Определение применимого права на затонувшее имущество.
  • 56.Понятие, виды и формы сделок в международном частном праве. Право подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок и к исковой давности.
  • 57.Международные морские перевозки. Отношения, возникающие из столкновения судов и договоров, заключаемых в области торгового мореплавания.
  • 58.Международные водные перевозки. Применимое право к отношениям, возникающим из общей аварии, спасания судна и иного имущества.
  • 59.Принцип автономии воли сторон в мчп
  • 60.Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Виды валютных операций.
  • 61.Иностранная валюта и специальные права заимствования в российском законодательстве по международному частному праву
  • 65. Международные автоперевозки в мчп
  • 66. Железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в мчп
  • 67.Коллизионные вопросы транспортных операций в международном частном праве России. Документация, применяемая при оформлении международных перевозок.
  • 68. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
  • 70. Международная воздушная перевозка
  • 71.Основные положения в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
  • 72 . Авторское право
  • 73. Международная охрана объектов промышленной собственности
  • 74. Трудовые отношения в мчп.
  • 79. Основания возникновения, изменения и прекращения супружеских отношений.
  • 76.Правоотношения между родителями и детьми
  • 81. Понятие и виды иностранных инвестиций
  • 83. Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом
  • 84. Опека и попечительство в мчп
  • 85.Нотариальные действия в мчп
  • 86.Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 88. Судебные доказательства в мгПр
  • 26. Взаимность и реторсия в мчп.

    Взаимность означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется россий­ское право. Применение иностранного права на нача­лах взаимности возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено федераль­ным законом.

    В российском праве действует презумпция наличия взаимности, т.е. предполагается, что она существует, если не доказано иное.

    Под фор­ мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются граждане данного государства. Данное положение практически тождест­венно национальному режиму.

    Под материальной взаимностью понимается предоставление иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото­рым они пользуются в своем государстве.

    Реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав рос­сийских граждан и организаций.

    Особенности установления реторсий заключаются в следующем :

    1. они устанавливаются в отношении не любых прав, а только тех, которые ограничены в иностранном государстве (имущественных и личных неимущественных прав, процессуальных прав российских граждан и организаций).

    2. реторсии должны быть соразмерны тем ограничениям , которые действуют в иностранном государстве в отношении прав российских лиц.

    3. реторсии прекращаются с момента восстановления прав российских лиц в иностранном государстве, в котором действовали ограничения.

    Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти собирает и обоб­щает информацию, связанную с нарушением иностранным государством прав и закон­ных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган сделает вывод о целесообразности введения ответных мер (реторсий), он представляет в Правительство РФ доклад, содержащий согласованные с Министерством иностранных дел РФ предложения о введении ответных мер.

    Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. Однако эти нормы не соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ:

    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты… прав и законных интересов других лиц.

    27. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

    С одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

    Выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах.

    К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства. На российские консульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

    Кроме того, консульские учреждения РФ производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ.

    Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий , в частности, они:

    Удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации);

    Принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.

    "

    В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

    В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

    Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

    Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

    Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

    Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

    Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

    Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

    В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

    Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

    Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспектаодновременно:

    1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

    2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Теоретический вопрос: Что понимается под «материальной» и «формальной» взаимностью в международном частном праве?

    Взаимность

    Применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер. Выражением такого подхода к проблеме применения иностранного права являются правила ст. 1199 модели Гражданского кодекса для стран СНГ.

    Одно из этих правил заключается в следующем: суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право страны суда, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом этой страны. Другое правило уточняет понимание такого исключения: если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.

    Тема взаимности в международном частном праве не ограничивается сферой действия коллизионных норм, она включает и вопросы применения материально-правовых предписаний, и прежде всего правил, определяющих гражданско-правовое положение иностранных физических и юридических лиц на началах национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В области частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, взаимности придается значение специального правового института, различающего "материальную" и "формальную" взаимность.

    "Материальная" взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица. Различия в праве, естественно, ограничивают возможность сколько-нибудь широкого применения материальной взаимности.

    "Формальная" взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. В международном частном праве преобладает определение правового режима иностранцев на основе "формальной" взаимности.

    В этой широкой области отношений гражданско-правового характера предоставление взаимности является безусловным. Это означает, что наделение иностранных граждан и иностранных юридических лиц равными с российскими гражданами и российскими юридическими лицами правами и обязанностями по общему правилу не зависит от взаимности и, значит, российский суд не должен входить в обсуждение вопроса о наличии взаимности в соответствующем иностранном государстве, если иное не вытекает из федерального закона или международного договора РФ.

    Так, в некоторых федеральных законах, посвященных защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, иностранные граждане и юридические лица наделяются правомочиями, предоставляемыми российским субъектам права, на условиях взаимности. Согласно ст. 36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим Законом, наравне с физическими и юридическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности Ведомости РФ. 1992. №42. С. 2319. Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности, причем право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации. В силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем", наравне с физическими и юридическими лицами Российской Федерации.

    В более широком плане взаимность -- одно из начал международного сотрудничества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций. Ряд международных договоров РФ придает взаимности значение обязательного условия закрепления за гражданами и организациями Сторон определенных правомочий. В Соглашении между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1993 г. оговаривается, что при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе заявители и патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами сторон Бюллетень международных договоров. 1994. № 3.. По Соглашению о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой 1992 г. каждая из Сторон будет разрешать другой Стороне на основе взаимности учреждение и деятельность контор, действующих в качестве судовых и портовых агентов для торговых судов другой Стороны и торговых судов, зафрахтованных лицами другой Стороны.

    С вопросом о взаимности связано введение так называемых ответных ограничений (реторсий), целью которых является, в частности, восстановление принципа взаимности. Реторсии являются правомерными с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства. Речь идет именно о дискриминационных актах -- т.е. об актах, специально нарушающих права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсии, либо права и интересы самого государства. Ответные ограничения должны быть соразмерны, адекватны ограничениям, введенным дискриминационным актом. В Основах гражданского законодательства (ст. 162) реторсии определяются как ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности "советских граждан и юридических лиц". Статья 433 ГПК РФ и п. 3 ст. 210 АПК РФ разрешают установление ответных ограничений в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. Ответные меры по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области внешнеторговой деятельности могут быть введены в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 34). Основаниями для их введения является принятие иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, а также невыполнение иностранным государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты Под российскими лицами в Законе понимаются российские участники внешнеторговой деятельности -- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное нахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей..

    Право установления ответных ограничений (введения ответных мер) предоставлено Правительству РФ, осуществляющему исполнительную власть Российской Федерации.

    В отношении прав и свобод граждан правило о реторсиях наиболее широко было сформулировало в ст. 3 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР": "В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ограничения" ВВС СССР. 1981. № 26. Ст. 836..

    Об ответных мероприятиях в случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается "советскому государству, его имуществу или представителям советского государства" такая же судебная неприкосновенность, какая "обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям иностранных государств в СССР", говорится в ст. 435 ГПК РСФСР.

    К вопросу об ответных ограничениях вынуждает обращаться сложное положение, в котором оказались в некоторых странах соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Правительством РФ, предусматривают принятие в необходимых случаях соответствующих мер, допускаемых современным международным правом и используемых в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. Речь идет о таких мерах, как сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории России См.: постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2383)..

    Серьезный ущерб интересам России, ее товаропроизводителей и экспортеров причиняет применение на внешнем рынке рядом зарубежных стран дискриминационных мер в отношении российского экспорта (антидемпинговых, количественных и иных ограничений). Целям устранения барьеров, препятствующих продвижению отечественных товаров на внешний рынок, создания благоприятных условий для развития российских внешнеторговых связей отвечали бы отказ этих стран от дискриминирующего экспорт из России отнесения ее к странам "с нерыночной экономикой", отмена поправки Джексона--Вэника к закону США о торговле 1974 г., распространение на российские товары режима наибольшего благоприятствования на постоянной основе.

    В соответствии с п. 9 ст. 24 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрабатываемые Правительством РФ федеральные программы развития внешнеторговой деятельности должны содержать реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных стран, и перечень принятых или намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов Российской Федерации. Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определяет содержание таких мер, порядок их введения и применения СЗРФ. 1998. № 16. Ст. 1798..

    Преодолению дискриминационной практики, созданию лучших условий доступа российских товаров на зарубежные рынки будут способствовать присоединение России к Всемирной торговой организации, формирование законодательной базы для защиты интересов российских товаропроизводителей и экспортеров.

    Практические задания:

    1 . Дворец княгини О. Палей в Царском Селе, в котором находилось собрание мебели и предметов искусства значительной ценности, после Октябрьской революции был национализирован. Затем часть предметов была продана за границей в конце 20-х гг. по решению советского правительства. В 1928 г. О. Палей обнаружила их у ответчиков (г-на Вайса и др.) и предъявила иск об истребовании, как она считала, принадлежащего ей имущества от покупателей предметов искусства. Решением суда первой инстанции иск был отклонен. В решении указывалось, что российское правительство имело право передать и в действительности передало ответчикам право собственности на спорные вещи. В 1929 г. апелляционная жалоба была отклонена апелляционным судом. Однако английские суды квалифицировали акты о национализации как карательные мероприятия, которые не могут иметь силы за пределами того государства, где они были приняты. Отсюда следует, что акты о национализации подлежат признанию, если в момент принятия декрета имущество находилось в советской России, даже если позднее оно было привезено в Англию и в момент возникновения дела находилось там. Такая конфискация, как отметил известный английский юрист Дж. Чешир в 1935 г., «является эффективной лишь в отношении собственности, которая находилась в пределах русской территории во время издания карательного законодательства».

    Можно бы согласиться с приведенной выше квалификацией законов о национализации? Чем отличается национал и зация от конфискации?

    Ответ

    В задании сказано, что « английские суды квалифицировали акты о национализации как карательные мероприятия». Согласиться с приведённой выше квалификацией можно частично , так как, во-первых, «карательным мероприятием» является конфискация, а не национализация, а, во-вторых, изъятие имущества входит в компетенцию государства.

    Под термином «национализация» понимаются изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

    Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

    Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится.

    Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права - суверенитета государства. Осуществление национализации - это одна из форм проявления государственного суверенитета.

    Каждое государство в силу суверенитета устанавливает свою политическую и экономическую систему, свою систему права собственности. Государство имеет исключительное право устанавливать содержание и характер права собственности, порядок приобретения, перехода и утраты этого права.

    Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

    Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев.

    Для правовой природы национализации характерны следующие общие черты:

    Всякий акт национализации - это акт государственной власти;

    Это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;

    Национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);

    Каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере;

    Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей. усыновление международный право конфискация

    Конфискация имущества

    (от лат. confiscatio - отобрание имущества в казну) -- принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего гражданину в качестве санкции за правонарушение (преступление, административный проступок и т.д.). В российском уголовном праве (ст. 52 УК РФ) -- один из видов наказания (назначается только как дополнительное). Представляет собой принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. К. и. устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ.

    (Энциклопедический словарь экономики и права)

    Определенные трудности представляют отличия национализации от конфискации. Современное представление о национализации основано на сугубо национальных особенностях и не учитывает международного опыта. Бытует мнение, что конфискация представляют собой разновидность национализации: конфискация - безвозмездная национализация . В действительности национализация четко отличается от конфискации , по крайней мере, по признакам возмездности . Ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства.

    2. Составьте возможные варианты условия о применимом праве для проекта контракта, который должен быть заключен с иностранной фирмой.

    Ответ

    Особенности внешнеэкономического договора

    При составлении договора (контракта) с иностранным контрагентом, как правило, используются два подхода: составление краткого или очень подробного текста.

    Практика показывает, что и первый и второй подходы таят в себе множество подводных камней.

    В случае заключения краткого договора при возникновении спорных ситуаций сторонам приходится тратить много времени и средств на урегулирование неописанных моментов и выяснение правил, которые должны быть применены в том или ином случае.

    В то же время анализ многостраничных подробных контрактов не всегда приводит к утешительным выводам:

    1. часто такие контракты составлены по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи. Практически одинаковые условия предусматриваются как в отношении всех видов массовых продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования.

    2. контракты примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с партнером из какой страны они заключаются, и без учета применимого права.

    3. при составлении контрактов относительно редко используются ссылки на принятые в международной торговле стандартные условия купли-продажи, и в частности на Общие условия поставок.

    4. стремление предусмотреть в контракте условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении контракта, а с другой - приводит к отягощению контракта большим числом общих положений, зачастую более точно сформулированных и к большей выгоде для российской стороны в применимых нормах права. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте невозможно.

    Для избежания споров при заключении внешнеэкономического договора (контракта) и определении его содержания необходимо учитывать ряд моментов.

    Применимое право

    При составлении договора (контракта) с иностранным контрагентом необходимо обратить особое внимание на применимое право - право, которое будет применяться для регулирования отношений между сторонами. Отношения сторон определяются не только условиями контракта, но и нормами применимого права. Несоответствие контракта или какого-либо его условия императивным предписаниям закона может привести к признанию договора (контракта) недействительным в целом или в части определенного его условия (например, при несоблюдении формы контракта).

    Иногда оказывалось невозможным использовать предусмотренное контрактом условие.

    Пример . В соответствии с российским, германским и болгарским правом включение в контракт условия о штрафе по общему правилу не лишает права требовать возмещения убытков в части, не покрытой штрафом. В то же время право Польши и Чехии исходит из того, что договорный штраф признается исключительной неустойкой, т.е. убытки, превышающие штраф, не могут быть по общему правилу взысканы. В праве Франции неустойка также признается исключительной, но судье предоставлено право изменить сумму неустойки, если она слишком высока или низка.

    Пример.

    Пример . В договоре между российской организацией и бельгийской фирмой может быть включена норма, в соответствии с которой споры между сторонами разрешаются в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма или в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ в Москве.

    Пример. Предметом контракта являлась поставка партии телевизоров фирмы "SONY", что и было выполнено иностранным партнером, но впоследствии выяснилось, что товар изготовлен не в Японии, а в Китае. Естественно, что телевизоры, изготовленные в Китае, по надежности и техническим характеристикам уступают телевизорам, изготовленным в Японии. В этой ситуации российская сторона не сможет требовать замены поставленного товара, так как в контракте нет точного условия о поставке телевизоров именно японского производства.

    3 . П. вступил в брак с гражданкой Казахстана М., проживающей в г. Семипалатинске (Казахстан). Вскоре после регистрации брака М. переехала в Омск. Однако она сохранила гражданство Казахстана. В 1998 г. несовершеннолетний племянник М. потерял родителей, погибших в автокатастрофе, и супруги решили его усыновить. Мальчик проживает в Семипалатинске и является гражданином Казахстана.

    В компетенцию учреждений какого государства (Российской Федерации или Республики Казахстан) входит решение вопроса об усыновлении несовершеннолетних детей в рассматриваемом случае? Законодательство какого государства подлежит применению? Какие международные соглашения, действующие в отношениях между Россией и Казахстаном должны быть применены?

    Ответ

    Процедура междунар одного усыновления (удочерения) детей -- граждан РК (Республики Казахстан)

    В случае различного гражданства кандидатов в усыновители им необходимо дополнительно получить разрешения компетентных органов обоих государств на усыновление, а также разрешение на въезд и жительство усыновленного ребенка в странах гражданства супругов.

    В соответствии с действующей в Республике Казахстан процедурой усыновления, иностранные граждане, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка-гражданина Казахстан, обращаются в уполномоченные органы РК -- органы опеки и попечительства через дипломатические и консульские учреждения нашей страны и предоставляют следующие необходимые документы:

    · письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка;

    · отчет о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемый иностранными органами опеки и попечительства или агентствами, осуществляющими такие услуги на основании государственных лицензий.

    · справка о финансовой состоятельности;

    · справка о семейном положении;

    · справка о состоянии здоровья;

    · разрешение компетентных органов государства на усыновление (удочерение);

    · разрешение на въезд и жительство усыновленного (удочеренного) ребенка в страну.

    При рассмотрении ходатайства могут быть востребованы другие необходимые документы.

    В случае различного гражданства кандидатов в усыновители им необходимо дополнительно получить разрешения компетентных органов обоих государств на усыновление, а также разрешение на въезд и жительство усыновленного ребенка в странах гражданства супругов. При этом будет достаточно, если данное разрешение на усыновление, а также на возможный въезд и жительство ребенка -- гражданина РК будет исполнено в виде гарантийного письма государственного органа, ведающего вопросами усыновления.

    Все перечисленные документы должны быть переведены на государственный или русский языки и легализованы или апостилированы.

    В соответствии с «Правилами об учете иностранных граждан, желающих усыновить (удочерить) детей-граждан РК», в консульских учреждениях Республики за рубежом производится постановка иностранных граждан на специальный учет.

    Материалы ходатайств препровождаются в казахстанские органы опеки и попечительства. При получении ответа из органов опеки и попечительства о возможном усыновлении (удочерении), дипломатическое или консульское учреждение РК при наличии между странами визового режима выдает иностранцу специальную визу для въезда в страну. Данная виза может быть выдана только на основании приглашения Министерства образования и науки РК и его областных департаментов. Въезд в РК с целью усыновления по другим категориям виз (напр. туристическая, деловая) запрещен.

    После въезда в РК иностранцы обязаны лично выбрать ребенка и иметь с ним непосредственные контакты (личное знакомство с ребенком, его привычками) не менее двух недель.

    Усыновление (удочерение) производится судом Республики Казахстан по заявлению лиц (лица), желающих усыновить (удочерить) ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики.

    После вынесения решения суда в органах ЗАГС и миграционной полиции Казахстана усыновленному ребенку оформляются свидетельства об усыновлении и о рождении, а также национальный паспорт РК.

    До выезда усыновленных (удочеренных) детей за пределы Казахстана, их необходимо поставить на консульский учет в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан (далее МИД РК). За постановку детей на консульский учет взимается консульский сбор в размерах, определяемых налоговым законодательством РК. Для постановки детей на учет усыновители (удочерители) представляют следующие документы:

    · заявление о постановке на консульский учет усыновленного (удочеренного) ребенка;

    · заполненная персональная карточка учета ребенка;

    · 2 фотографии ребенка;

    · национальный паспорт РК ребенка с разрешительной записью органов внутренних дел на выезд на постоянное место жительство за границу;

    · нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность приемных родителей;

    · нотариально заверенные копии свидетельства о рождении ребенка, свидетельства об усыновлении (удочерении) ребенка.

    Обязательное личное участие усыновителей (удочерителей) в процессе постановки детей на учет не лишает их права иметь своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством. В таком случае от приемных родителей выдается нотариально заверенная доверенность на имя их представителя.

    При наличии в паспорте ребенка штампа МИД РК о постановке на учет дополнительная консульская регистрация в консульском учреждении РК за рубежом не требуется. Выезд усыновленных детей -- граждан Республики Казахстан осуществляется приемными родителями при наличии в паспорте разрешительной записи органов внутренних дел РК на выезд на постоянное жительство за границу, а также штампа МИД РК о постановке на консульский учет.

    МИД РК информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Казахстана, находящееся в государстве дальнейшего пребывания ребенка о произведенной постановке на учет.

    При перемене места проживания усыновленного (удочеренного) ребенка усыновители (удочерители) обязаны информировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, посредством письменного уведомления о перемене места жительства ребенка. Данная информация необходима для осуществления контроля над условиями проживания и воспитания ребенка и, в случае необходимости, оказания ему возможной помощи (в восстановлении утерянных документов, выдаче нового паспорта, продлении срока его действия, т. д.).

    Следует помнить, что в соответствии с законодательством РК усыновленный иностранными гражданами ребенок до достижения 18 лет сохраняет гражданство РК. Выход из казахстанского гражданства вышеназванного ребенка допускается только после достижения им совершеннолетия и по его собственному желанию. Соответственно въезд и выезд ребенка в Казахстан должен осуществляться только на основании паспорта гражданина РК.

    Иностранные граждане, усыновляя ребенка из Казахстана, берут на себя огромную ответственность за его будущее. При этом, зная, что усыновленный ребенок является казахстанским гражданином, иностранные граждане должны с уважением относиться как к законодательству своей страны, так и к законодательству Казахстана, и выполнять все установленные требования.

    В случае возникновения дополнительных вопросов в отношении международного усыновления (удочерения) рекомендуется обратиться в ближайшее дипломатическое или консульское учреждение Республики Казахстан.

    Список используемой литературы

    1. Богуславский М.М. Международное частное право. Юристъ. М., 2005

    2. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика. Волтерс Клувер. М., 2005

    3. Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011

    4. Московский журнал международного права. № 3, 1997

    5. Ведомости РФ. 1992. №42

    6. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2383)

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Брак в законах Казахстана и международном частном праве. Развод в международных конвенциях и законодательстве Республики Казахстан. Правовые основы усыновления и опеки в международном частном праве. Международная защита прав и интересов ребенка.

      реферат , добавлен 20.11.2010

      Характеристика брачного договора, анализ его роли в международном частном праве. Сравнительный правовой анализ отечественного и зарубежного опыта брачно-договорных отношений в международном частном праве. Брачный договор: создание единых норм права.

      курсовая работа , добавлен 21.05.2014

      Ретроспектива института авторского права в международном частном праве. Проблемы с современным "пиратством" и неавторизованным распространением цифрового контента в интернете. Современное состояние и перспективы авторских прав в международном праве.

      реферат , добавлен 07.07.2013

      Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения в международном частном праве. Особенности опеки и попечительства.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2015

      Процедура заключения и расторжения брака между гражданами Казахстана с иностранными гражданами. Правовой статус и права детей, рожденных в браке между гражданами Казахстана и иностранными гражданами. Усыновление и опека в международном частном праве.

      дипломная работа , добавлен 09.11.2010

      Международное частное право. Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака в международном частном праве. Права и обязанности супругов. Правоотношения между родителями и детьми.

      реферат , добавлен 23.07.2015

      Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

      дипломная работа , добавлен 12.07.2010

      Понятие "обход закона" в международном частном праве. "Обход закона" в традиционной коллизионной концепции. Характеристика Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1986г. и Всемирной конвенции об авторском праве 1952г.

      контрольная работа , добавлен 24.12.2008

      Правовое положение и правоспособность физических лиц. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц в международном частном праве. Трудовые, семейные и наследственные отношения физических лиц. Опека и попечительство в международном частном праве.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2015

      Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения лиц в международном частном праве. Вопросы опеки и попечительства.

    Подробнее

    Возможность применения реторсии установлена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с ГПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (п. 4 ст. 398 ГПК РФ).

    Аналогичное правило установлено п. 4 ст. 254 АПК РФ.

    Возможность применения ответных ограничений приобретает особое значение в связи с тем, в каком сложном положении оказались после распада СССР в некоторых странах наши соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают в необходимых случаях соответствующие меры, допускаемые современным международным правом и используемые в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. К числу таких мер относится сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации.

    В области внешнеторговой деятельности применение ответных мер предусмотрено Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003г., в котором предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории РФ (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40).

    Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.